В потоке работы L&D – Telegram
В потоке работы L&D
484 subscribers
116 photos
7 videos
5 files
66 links
Одно сплошное L&D 🌺 Канал про корпоративное обучение и работу в нём
~
Фирсова Екатерина, IT L&D партнёр
@CatherineHilllton

lifestyle канал @prmoodboard
Download Telegram
У нас в T&D есть много крупных направлений работы: и разработка обучения, и само обучение, и работа с экспертами, заказчиками, и проведение обучений, мероприятий, управление проектами и пр. Как минимум одна вещь все это объединяет – техника задавания вопросов. Я тут уже писала про важность этого инструмента, очень его уважаю.
💬формулирование вопросов позволяет нам “организовать наше мышление вокруг того, чего мы не знаем”

(где-то прочла фразу, не помню точно)

Три базовые техники, знакомые всем, просто повторюсь:

1) Сначала спросить “Почему или зачем?” – это из концепции Саймона Синека “Золотой круг”, сначала спросить “Почему”, потом – “как и что”. Потому что значение имеет не сам продукт, а почему мы думаем, что он важен клиенту, почему нам самим важно его создавать

2) “5 почему” – техника поиска первопричины проблемы, изучения причинно-следственных связей. Если нужно – “почему” м.б. больше 5. Александр Соломатин, например, рекомендует “5 чтобы что”, и это супер рабочая история 

3) “Квадрат Декарта”, метод принятия решений, позволяющий рассмотреть вопрос с разных сторон – отлично для работы с запросом в т.ч.

Недавняя ситуация с вопросами, которая мне нравится
💬- почему тебе важно организовать это обучение?
- я хочу чтобы сотрудники перестали говорить, что они не знают как это делать…
- то есть, ты хочешь, чтобы они продолжали не делать то, что ты считаешь нужным, только молча?

пошли думать над целью)

Что помогает понять какие и сколько вопросов задавать в T&D (например, в работе с запросом)? Думаю так:

︎ готовность к тому, что на часть вопросов не получим ответов
︎готовность к тому, что обучения в итоге не будет (ну не решается проблема этим способом)
︎не фокусироваться сразу и только на озвученной причине запроса на обучение
︎логика, заинтересованность и любопытство
︎базовое знание технологии продаж (выявление потребности)
︎способность воспринять контекст – увидеть с разных сторон участников обучения, их рабочий процесс, мотивацию, ресурсы, опыт и пр. риски 

Поэтому, в качестве тренировки – а задали ли мы сегодня какой-нибудь хороший вопрос?

@flowofwork
👍7
Важная тема – публичные выступления T&D специалистов

Готовлюсь выступить на внутренней конференции с докладом про адаптацию и разработанные для этого продукты. Фокус на такую подготовку, на самом деле, требует больше внимания и времени, чем может показаться. И вот, когда нахожу время между другими задачами, что делаю:

▪️︎Подготовка темы. Я ее знаю, конечно, отлично, но тут важно другое – зачем, о чем, как все подать. Это работа со смыслами
▪️︎Подготовка презентации. Технически мне помогают, но опять же по наполнению, по смыслам – это моя часть работы
▪️︎Подготовка себя. Что сюда включаю (на данный момент):

■ Смотрю и слушаю выступления людей по темам онбординга, обучения, обратной связи, наставничества и т.п. – то, чем занимаюсь. Желательно, в IT и для IT
~ Почему не какой-нибудь произвольный TED? – потому что мне нужно не просто выступление, а по конкретным темам, определенный контекст и аудитория, и спикер-практик по этим темам. И акценты, интонации в подобном контексте.
■ Смотрю, как выступают внутри компании; это важно, темы разные
■ Наблюдаю за подачей, структурой выступления, смотрю, как и через что презентации поддерживают речь
■ Обязательно на внешний вид, одежду, мимику, голос (смотрю, что мне нравится и кажется уместным либо неуместным, какое впечатление остается)
■ Смотрю на юмор в выступлении
■ Слушаю специалистов про то, как настроить голос, как держаться и т.п. (какие-то очень короткие видео)
■ Репетирую, проговариваю вслух и обязательно с коллегами, которые дают обратную связь

часть 1 И у меня есть еще несколько размышлений на тему выступлений - напишу про это в ближайшее время

@flowofwork
👍8
Полезные книжки для профессиональной и потребительской рефлексии HR/T&D

1) "Сильнейшие. Бизнес по правилам Netflix", Патти МакКорд, 2017. Тут повторюсь, некоторые заметки из нее уже делала

Если коротко – очень рекомендую к прочтению всем, кто еще этого не сделал. Для HR, T&D, менеджеров у которых есть сотрудники в подчинении, или нет но они участвуют в найме.

В книжке про все важное – найм и увольнение, обратную связь и подход к мотивации, в целом, про корпоративную культуру и влияние всего этого на бизнес.

Но, пожалуй, я описала бы эту книгу двумя вопросами: "Расскажите, какая ваша HR философия?", "Какое ваше HR мышление?". Отличная книга, как минимум, для профессиональной рефлексии.


2) "Эстетический интеллект. Как его развивать и использовать в бизнесе и жизни", Полин Браун, 2019

Про то, как эстетические факторы влияют на поведение покупателя и формируют его отношение к нашим продуктам или услугам. При чем тут T&D? При всем:

︎во-первых, уверена, что лучшие идеи появляются, когда мы выходим за рамки своей проф. области
︎во-вторых, расширение кругозора, вдохновение нам нужно + задачи корп. T&D чаще решаются не педагогическим дизайном, а менеджментом, маркетингом, коммуникацией
︎ну и в-третьих, рекомендую эту книжку послушать (именно) и обратить внимание на 2 главы – "Искусство кураторства" и "Мастерство подачи информации". Подсказка – прослушивая или читая, пропускайте свои рабочие задачи через то, про что рассказывает автор. Например, продумываете траекторию обучения или план адаптации, организуете тренинги, создаете программы и курсы, делаете анонсы и т.п. Наверняка обнаружите интересные мысли и решения, применимые к работе

@flowofwork
🔥7👍1
Публичные выступления T&D специалистов, часть 2, с докладом выступила

Итак, меня не спрашивали, но, если бы спросили))
Выступать или нет? Если у вас появляется возможность рассказать о своих продуктах, работе, будь то внутренняя конференция или внешнее событие – обязательно ее используйте. Для среднестатистического специалиста T&D это в принципе редкость и, думаю, не нужно объяснять, почему такой опыт нам важен.
Нужно ли учиться выступать? Короткий ответ “нет”. Вернее да, но сначала на практике. Отодвинуть возможность выступить по причине того, что не научился этого делать, не лучшее решение. Во-первых, очевидно, что T&D умеет говорить и транслировать информацию и смыслы, а во-вторых – сначала попробовать, потом проанализировать, а потом определить направления развития. И вообще – хотим ли продолжить.

Что еще отметила для себя, возможно и вам будет полезно >

▪️Было бы странно не написать тут первым пунктом ЦЕЛЬ: зачем мы вообще с этим докладом выступаем. После прояснения цели все остальное делается проще
▪️Уверенность: уверенность придает отличное понимание предмета нашего доклада + понимание аудитории + соответственно, предусмотренные риски, интересные вопросы и т.д.
▪️Стройность повествования: мне важно самой чувствовать, что рассказ логичен. Какая схема не так важно. Главное – целостность и полнота. И обязательно “примерить” подготовленную модель речи на себя, все ли комфортно, плавно для нас
▪️Контент, презентация: люблю цифры и картинки (картинки это отдельная работа) + очень важна смысловая нагрузка слов в речи и на слайдах 
▪️Картинки: это мемы, иллюстрации. Они должны подсвечивать мысль или полностью передать смысл (могут заменить текст или нет?), д.б. понятны, уместны, считываться однозначно, ассоциироваться с тем, о чем мы говорим
▪️Юмор и импровизация: все сказанное про картинки + если мы решили в выступление вставить шутки, они д.б. максимально органичны нам, “бесшовно” встраиваться в рассказ
▪️Смыслы и акценты: про кого выступление – про аудиторию или про себя? Мне кажется про (и для) аудиторию, так как это не “творческий вечер T&D”. Четко определить ценность того, о чем доклад
▪️Репетировать: рассказать весь доклад, не подглядывая в презентацию (лучше даже включить ее за спиной, как это будет в момент выступления); потренироваться говорить в микрофон (услышать свой голос, привыкнуть)
▪️По мелочам: как настроить голос, что не есть не пить (печенье, сладкое, кофе) и т.п.
▪️Самоирония: волнение это нормально, но и слишком серьёзно относиться к выступлению не стоит. Умение посмеяться над своей работой помогает расслабиться, а это тоже считывается как уверенность

часть 1 тут
@flowofwork
👍8
Середина года, мне захотелось примерить "шляпу Джоша Берсина" 🎩 и сделать собственные прогнозы корпоративного обучения) Шучу, конечно, но – многое познается в работе. Накопились у меня наблюдения, мысли, опыт и хочется все это упорядочить.

Итак, на что, на мой взгляд, T&D/L&D стоит обратить большое внимание, чему учить и учиться (именно!), чем управлять:

1) Культура
- коммуникация, проектные команды и сотрудничество, самообучающиеся команды, баддинг, наставничество, менторинг, peer-to-peer

2) Процессы
- адаптация, обучение, управление знаниями, коммуникация, управление изменениями

3) Навыки
- письменная и устная коммуникация, обратная связь, подбор и оценка, целеполагание, интервьюирование, креативность, маркетинг и PR, профилактика потери знаний (работа с "bus-фактором"), накопление знаний (создание и поддержка хороших баз корп. знаний)

4) Знания из разных областей, связанных с обществом
- маркетинг, брендинг
- экономические модели, поведенческая экономика
- искусство, фэшн, дизайн игр и т.п.

Примечание:
▪️︎такая структура получилась случайно, возможно, кое-что раскрою в других постах
▪️︎это фокус работы сегодня (на мой взгляд), а не скиллсет T&D, но что-то в него точно должно войти
▪️︎эти направления работы и обучения важны, в том числе, для самих специалистов T&D/L&D, чтобы не случилась ситуация "сапожник без сапог"

Ну и вполне можно делиться текстом в профильных каналах и рабочих чатах – вдруг у вас появится желание эти тезисы прокомментировать :)

@flowofwork
👍8
Прохожу обучение по смешанной программе. Сейчас в самостоятельной подготовке у меня 20 уроков. Они не большие и в некоторых есть подкасты (а прежде немного теории текстом). Что скажу: подкасты это класс, лично мне по-прежнему нравится. Не скучно, гости - менеджеры, рассказывающие личные истории из бизнес практики. Подкасты обязательные к прохождению, кстати (это и плюс и минус, но в данном случае, единственный возможный вариант).
Длительность - 30 минут. По ощущениям оптимальное время. Но - сильно влияет на легкость восприятия продуманный сценарий, сторителлинг, хорошие вопросы гостю. Если этого нет, то слушать будет сложно. В целом, на мой взгляд, один из лучших и гибких форматов для обучения взрослых. И, если вы все еще, ну вдруг, делаете слайдовые курсы для своих сотрудников - вот замените хотя бы часть из них креативным подкастом. И не переживайте по поводу отсутствия оборудования и прочих ресурсов. Вам нужна только платформа для видеоконференций (да что там - телефон), все остальное - творчество.
4👍2
Вообще-то мне иногда нравятся интересные цитаты, но в канале их нет. Может парочка всего. Не могу пока нащупать стиль для подобного контента, чтобы понравился. На днях нашлось такое высказывание для размышления:

"...чувствительный человек, такой как я, был преисполнен выдвинутым аргументом [полностью поглощен тем, что ему возражают], совершенно потерял голову и пришел в себя только внизу лестницы", философ Дени Дидро, примерный перевод
 
Пишут, что фраза, а точнее название этому явлению, "l’esprit d’escalier – лестничный ум или остроумие на лестнице", вероятно, принадлежит ему. У нас аналогом может быть поговорка "задним умом крепок".

Понятно, почему так происходит (эмоции+неподготовленность). Тренировать навык остроумного и лучшего ответа моментально в ситуации тоже довольно сложно

@flowofwork #цитаты
👍8
Восхищаюсь коллегами, регулярно ведущими и развивающими их тг каналы. С интересом задала бы несколько вопросов о том, как они это делают))

Уже не один раз писала, что я очень сильно ценю в работе такой инструмент, как вопросы – абсолютно эффективный в любых направлениях T&D и в целом HR. Вот еще в копилочку на эту тему – подслушала на одной летней IT конференции:
"Люди, которые задают больше вопросов, особенно дополнительных, больше нравятся своим собеседникам"

Это исследователи гарвардского университета изучали разговорное поведение и сделали следующие выводы:
"Мы выявили прочную и последовательную связь между задаванием вопросов и симпатией, – пишут авторы. И хотя это может казаться очевидными, многие люди все еще не решаются проявлять любопытство"

Что в свою очередь становится упущенной возможностью.

Подтверждаю на практике. Летом я проходила обучение по переговорам. Одну из первых тем отрабатывали в кейсе, где нужно было договориться. Мне запомнилось некомфортное ощущение, когда вторая сторона почти не задала мне вопросов. Мы не договорились. Ситуация игровая, и тем не менее – не очень приятно, когда от тебя что-то хотят и при этом не узнают о потребностях и интересах (ни результата, ни симпатии)

@flowofwork
👍7
вертикально – симпатия к спрашивающему, горизонтально – количество вопросов
👍5
Еще одна заметка с какой-то летней it конференции

Как у начинающих тимлидов развивать осознанное предоставление обратной связи

мы знаем, что обратная связь – вопрос проблемный:
кто-то не считает ее важной/нужной
кто-то не умеет
кто-то опасается испортить отношения, обидеть сотрудника


Что делать. По результатам спринта тимлид анализирует (внимательно и глубоко) работу каждого сотрудника и делает вывод: хорошо или плохо. Только два варианта, средних оценок нет. Для тех, у кого "плохо" готовит развивающую обратную связь. 
Если есть ментор, еще лучше - будет помогать руководителю прокачивать навык.

@flowofwork
👍4
Почему-то очень мне нравится гольф, как образ работы с целями, делового этикета и не только. Представьте, сколько тем и идей развития можно раскрыть через эту метафору. Даже не погружаясь в нюансы и философию этого спорта. 
Вчера, читая разные подборки про командообразование и коммуникацию, наткнулась на микроупоминание гольфа:

"Как выбрать правильные "ледоколы" для виртуальных или очных команд?
Одна из распространенных ошибок – считать, что все "ледоколы" служат одной и той же цели. Напротив, существует множество типов и стилей, каждый из которых ориентирован на определенные группы и результаты. Разумнее думать о них, как о наборе клюшек для гольфа, каждая из которых предназначена для определенных сценариев"


не то чтобы мы этого не знали, но визуализация хорошая))
#цитаты
из блога Atlassian

@flowofwork
👍5
"Наличие даже небольшого смысла деятельности повышает производительность людей на 30%, а решение важных задач в сфере IT, маркетинга и разработки может на 60% зависеть от понимания смысла, который люди видят в своей работе, команде и компании"

про согласованность, синхронизацию (ну и коммуникацию) в командах
из блога Invisible Force

#цитаты
💯6👍3
Послушала подкаст Займи слот "Как управлять айтишниками: базовые правила для руководителей" с Александром Салтановым (Авито). Отметила несколько тезисов. Любопытно, если, как я, занимаетесь адаптацией и обучением ит команд:

Важные навыки руководителя ит команды
- кроме коммуникации и программирования – уметь думать, смотреть на ситуацию сбоку, сверху и еще откуда-нибудь, кругозор, умение разговаривать с людьми, отвечать на вопросы и задавать их
- я интроверт, но в рабочее время нет (хорошая фраза)

Базовый цифровой навык [для руководителя он еще более важен]
- работать с информацией, фильтровать источники, систематизировать

Правила саморазвития
- важно погружаться в новые предметные области [или в то, что забыл] - быть на встрече и понять из нее 30% - нормально [про постепенный процесс погружения]
Найм
- любая сложная предметная область - это про "лучше растить" [внутри]
- когда все уже устоялось, все понятно - брать снаружи
- мне нужны люди, которые думают по-другому - у меня этого нет, значит должно быть у кого-то еще в команде
- самое главное качество моего сотрудника - умение задавать и отвечать на вопросы
- если человек не задавал вопросы, мне он не годится
- харды и софты важны, но, если думать не умеет, он мне не подойдет

Адаптация
- 2 задачи онбординга для руководителя - понять, тот ли это человек. Если да, то не потерять, если не тот, важно понять это как можно раньше

Задачи и контроль
- [контроль] это попытка понимать, что происходит
- [важно] понять, что кому дать, чтобы человеку было хорошо [про тип задач, людей и роли]
- нет универсальных айтишников, со всеми работать нужно по-разному 

Корп. культура и условия работы
- упрощай
- непрофессионал нанимает непрофессионалов - культура деградирует
- "на работе у инженера должно быть немного лучше, чем дома" ))



@flowofwork
👍6🔥1
Руководитель мне один рассказывает:

- Вот я как-то всегда хочу нанимать таких людей, чтобы с ними как можно меньше нужно было возиться. А мне мой руководитель говорит, что это неправильно, что людей нужно обучать... А вы как думаете?

- А здесь нет противоречия, - отвечаю. - Обучение обучению рознь. Можно подтягивать двоечника до троечника, а можно отличника готовить к олимпиаде.

Вам не нравится первое, и это - разумно. Условное "двоечник" у взрослого человека - это не только про нехватку конкретных навыков, но и про подход. Очень ресурсозатратно для руководителя - двоечника на тройку натаскивать. И для самого руководителя ничем не полезно.

Задачу "чтобы никто не учился ниже трёх баллов" экономически целесообразно решать не обучением, а входным отбором и настройкой рабочего процесса.

А вот отличников и олимпиадников - объективно мало в любой отрасли. И "быть руководителем" - это как раз-таки уметь их делать. Из хорошистов. Этим заниматься - надо, на этом экономить - нельзя. Но это и не называется словом "возиться", поскольку самому руководителю, как правило, интересно и полезно,

вот и получается, что справедливо одновременно и то, и то.

Это правильно - искать максимально подходящих людей на входе: умных, способных, знающих, мотивированных. Но и удержать таких людей можно будет только решая вместе с ними всё более сложные задачки.

#peoplemanagement
👍7🔥1
Что сложно построить и очень просто разрушить?

Размышляю о доверии, эта тема активизировалась в моем поле примерно с августа. Несколько лекций и конференций одновременно. Обсуждения в собственной команде. Личный кейс в клинике "премиум", который отрефлексировался именно через вопрос о том, что есть доверие клиента, а точнее, как его потерять.
Вы наверняка знаете, что
экономисты связывают с доверием (его уровнем в социуме) динамику экономического успеха

Тоже можно переложить и на эффективность работы команд – как доверие среди коллег и к самой компании и менеджменту на нее влияет.

Нашла исследование, один из выводов которого звучит примерно так:
доверие – важный фактор производительности команд, и оно критически важно, когда участники команды обладают уникальными компетенциями, разным уровнем полномочий и их работа очень взаимосвязана/взаимозависима
Одно из важных условий построения доверия в команде – работающие горизонтальные коммуникации – открытость информации, получения опыта и понимание процессов коллег. Это так, подтверждаю буквально собственным свежайшим опытом и задачами в работе – запрос на понимание "кто что делает и с каким вопросом можно обратиться, как взаимодействовать" огромный.

И вот к слову – СберУниверситет вместе с Рамблер медиа провели опрос про доверие в команде. Один из вопросов:

"Что вы делаете, когда испытываете недостаток доверия к кому-либо из коллег?"

– только 1% респондентов ответили, что пытаются больше узнать про работу коллег (это из видео бизнес-завтрака "Доверие: пятый элемент успеха команды", СберУниверситет)

Еще про открытость процессов. Думаем с коллегой о влиянии открытых оценок обучения и программ адаптации (NPS, CSI). Не скажу, что это какой-то сложный шаг, люди всегда могут обменяться впечатлениями и без метрик. Но кажется, что это в направлении доверия.

Получилось немного сумбурно)) но действительно задумываюсь, что из этого понятия, доверие, очень-очень много вытекает актуальных вопросов T&D, ожиданий, препятствий и возможностей.

@flowofwork
👍2🔥1
⬆️ Расскажите, звучит ли тема Доверия в ваших компаниях и командах?
Anonymous Poll
31%
Да, обсуждаем и работаем над этим
69%
Нет, вопрос не актуальный
Сделала #цитаты ), выписала хорошее определение с той же встречи, "Доверие: пятый элемент успеха команды". На подумать, для самодиагностики или корпоративных активностей на заданную тему
Насколько это высказывание нам близко, если доверие это уязвимость, то в ней сила или слабость..?

"Доверие это готовность поставить себя в уязвимое положение"


Сергей Филонович, профессор, доктор физ.-мат. наук
👍4
Командные встречи и доверие

Высокий уровень психологической безопасности в команде, чувство поддержки позволяет ее участникам делиться нестандартными идеями, идти на риск и совершать ошибки, не опасаясь осуждения или выговора.
Это не только создает более позитивную и благоприятную атмосферу, но и позволяет компании быстро внедрять инновации и справляться с изменениями.
Технологическая компания исследовала характеристики лучших команд и выяснила, что психологическая безопасность возглавила список самых важных из них. Команды, позволяющие себе быть уязвимыми друг перед другом, превзошли других.
Одна из регулярных активностей команд – встречи. Если, например, начинать их с рассказа участников о тех рисках, с которыми они столкнулись за прошедший период, действиях, результатах и успехах – это позволит людям ощущать большую безопасность.

Какую структуру тут можно использовать?
Вариант для очных или онлайн ретроспектив:

︎1 столбец "Ключевые вехи" (при необходимости) – поможет лучше вспомнить, что происходило в обсуждаемый период, участники могут добавлять свои контрольные точки
︎2 столбец "Что нравилось"
︎3 столбец "Что хотели" (например, +1 сотрудник в проект, больше времени...)
︎4 столбец "Что раздражало"
︎5 столбец "Чему научились"
︎6 столбец "Действия"
- что сделаем, для уменьшения перечня столбца "Раздражает"
- что сделаем, для поддержания или или расширения столбца "Нравится"


И, конечно же, вначале работы команде нужно напомнить про цель – исследование результатов проделанного и поиск идей для улучшений

📄 вдохновлено материалами блога Atlassian

@flowofwork
👍4🔥2