GITADARAN – Telegram
GITADARAN
2.46K subscribers
3.77K photos
252 videos
24 files
2.04K links
GITADARAN - Авторский канал про историю, культуру и Науку

О самых важных и интересных событиях 🌍

Обратная связь @Gitadaran_bot
Download Telegram
Forwarded from G.N.
Продолжим нашу рубрику о силе «мягкой власти» и о том, почему так важно тщательно выбирать развлекательный контент

В этот раз обсудим нашумевшее интервью от телеканала «H1», в котором музыкант армянского происхождения огласил несколько некомпетентных и громких высказываний относительно Комитаса.

Делалось ли это интервью для разрушения публичного образа интервьюируемого или с целью распространения его антинациональных взглядов, мы не знаем. Однако, вы всегда можете сделать свой выбор сами.

t.me/garnanmior
👍84
Система и общество

Историческое возникновение государств и государственной системы было основано на развитии и эволюции примитивных социальных взаимоотношений.

Русский философ В. С. Соловьёв писал: «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

Начальные социальные взаимоотношения начинаются с семьи, семья превращается в большой круг родных, а потом уже в племя (это коротко, чтобы не углубляться в подробности процессов). В дальнейшем на основе тех же взаимоотношений возникают уже племенные союзы, целей данных союзов можно перечислить много, но основные проблемы, ради которой все объединились, следующие:

1. Облегчить поиск еды
2. Защититься от других племен
3. Увеличить свою общую эффективность


"Один в поле не воин" - известная славянская поговорка. Но также существует мнение, что первоначально эта фраза звучала несколько иначе, а именно «один в поле не ратай». В Толковом словаре С. И. Ожегова находим определение последнего слова. Оказывается, «ратай» — это «крестьянин-пахарь». В таком случае речь здесь идет о сельскохозяйственных работах.

Очевидно, что обработать и подготовить даже небольшое поле, засеять его, а затем собрать урожай в одиночку крайне сложно.

Продолжая вышесказанную мысль, приходим к выводу, что самоорганизация помогала в решении бытовых проблем, а социальные взаимоотношения строились не только из-за нужды самого человека не быть одним, но и для того, чтобы облегчить свою нелёгкую жизнь.

Процесс формирования самих же государств и народов куда более сложный, чтобы можно было об этом коротко рассказать, но то, что основой для этого послужил именно общественный запрос, уже очевидно.

Спрос рождает предложение – золотое правило экономики (и не только экономики). И вот, возник спрос и появились государства. О них мы узнаём из истории, изучаем их быт, традиции и законы.

Но откуда же возникли сами законы?

У всех древних цивилизаций существовали свои законы, регулирующие взаимоотношения между подданными (у рабов прав не было, они были вне закона) и взаимоотношения между властью и народом. Тот, кто был властью, тот и был законом, так было принято в древние времена. Сейчас же существует сложная и многогранная система права и ответственности.

Опять же результатом нынешней системы, как и той, что была в прошлом, является общественный запрос.

Например:

У древних египтян и шумеров существовали законы, которые регламентировали процесс изготовления пива, а за нарушение этих правил были предусмотрены жесткие наказания.

И это естественно, народ употреблял пиво, а значит была необходимость регламентировать и защитить народ от недобросовестных пивоваров.

И тут возникает опять же вполне логичный вопрос: есть ли мораль в законе?

Однозначно, в любой правовой системе существуют определенные принципы морали, которые и были фундаментом данной системы. Но стоит учитывать, что мораль – понятие общественное, а мнение общества имеет склонность меняться, в данном случае мы видим трансформацию законодательства. Тут, конечно же, можно было бы вспомнить про то, что толпа глупее, чем отдельно взятый индивидуум, но это теория немного спорная, хотя имеет пример практического доказательства.

Но какой бы моральной не была основа закона, сам закон не имеет нравственности. И получается, что в законе нет морали, а в морали нет закона.

"Без любви все ничто"

Апостол Павел

И хотя речь у нас не о любви, но без неё не было бы желания сложить столько слов. Да и любовь имеет непосредственное отношение к всему, что мы считаем нравственным, ведь в большинстве своём личное отношение к субъекту является важным для оценки деятельности самого человека.

Объективизмэто лишь возможность доказать свою или чужую субъективную позицию.

По мнению Аристотеля, этика заключается в направлении свободной и разумной деятельности нашей души к достижению добра.

А что такое добро, а что – зло?

Решать, конечно, вам, но будьте внимательны к своим мыслям, ибо они материальны.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍5👏32🥰1
В книге Товита есть следующее наставление: "Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной...".

Эти слова очень актуальны для нашего народа, проживающего в Диаспоре.

Мы малочисленный народ, разбросанный по всему миру и вступая в смешанный брак, армянин (армянка) конечно остаются армянами, чего, в большинстве случаев, нельзя сказать о их потомках. Мы подвержены сильной ассимиляции даже в полностью армянских семьях, а в смешанных браках уж тем более.

Однако Церковь не выступает против смешанных браков, но всегда предостерегает супругов, будущих родителей, от потери связи будущих поколений со своей духовной и национальной самобытностью.

Несколько лет назад в беседе с одним уважаемым человеком, большим патриотом и интеллектуалом, услышал мысль, что мы не должны признавать смешанный брак - браком, а церковь не должна совершать такое венчание.

А вы что думаете по этому поводу
👍6👎21🔥1
Сегодня, 22 мая, день рождения двух легенд.

О каждом из них можно писать долго, но важнее знания их биографии будет лишь знание их дела.

Գործն է անմահ, լավ իմացեք,
Որ խոսվում է դարեդար,
Երնեկ նըրան, ով իր գործով
Կապրի անվերջ, անդադար:

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍145🔥1🥰1👏1
Forwarded from ANTITURAN
🌍 Опубликуем некоторые отрывки из книг Нжде: "Борьба детей против отцов", "Тюремные записки".

Мудрецы говорят, что природа рукою женщины пишет в мужских сердцах. Вот почему армянка должна стать жрицей храма служения Отчизне, вечной хранительницей его священного огня.
Армянка, которую можно узнать среди тысяч женщин всех национальностей по отпечатку на ее челе многовековых страданий, должна стать героиней, а не скорбящей матерью.
Она должна не только скорбеть о ранах Отчизны, но и воспитать в новых поколениях чувство безграничной любви и преклонения перед этими ранами. Она должна стать воплощением не сострадания, но прежде всего любви и гордости.


Есть народы, которые далеки от счастья обладания благами независимости и цивилизованности, ибо в них крайне слабо женское влияние. Нравы любого народа, достойные похвалы или порицания, находятся в полной зависимости от влияния матерей.
Мать всегда передает частицу своей души детям. Призовем на помощь Родине не царей или мудрецов, а только лишь - благотворное материнское влияние.
По сыновьям узнаются и ценятся женщины. Мать сыновей слабодушных и непатриотичных, независимо от ее общественного положения, не может пользоваться уважением в нашей жизни.
Все - любовь, уважение, благоговение - матери-патриотке!.. И все - от матери-патриотки - сыновья-герои, победные лавры, независимая Родина. Для счастливой Родины нужны идеальные матери.
Армянка: она изменит духовный облик армянской семьи.
А посредством семьи - всей нации. Начнем с армянской женщины: воспитаем ее в духе патриотизма и предоставим ей воспитывать подрастающее поколение. Предоставим ее попечению и заботам святыни нашей страны - родной язык, Трехцветное знамя и Май нашей независимости.

При царе я был в тюремном заключении и мать моя каждое воскресенье приходила навещать меня - приходила пешком из далекого селения.
Растроганный ее печалью, я сердился, что она из-за меня губит себя. А она отвечала: "А что, неужели я могу ездить в карете или наслаждаться жизнью, когда ты в оковах и лишениях?"
Армянину присуще трепетное отношение к святыням - источникам неиссякаемой духовной силы, преданности, почитания. Объекты его поклонения - родная земля, предки, материнство, - абстрагируясь от всего человеческого, становятся святынями. Отношение к ним - вот пробный камень, характеризующий облик народов.

Мать, армянская мать, будь трижды благословенна!.. "Сердце матери всегда там, где ее дети. Даже после смерти материнское сердце продолжает биться для своих детей и умирает лишь в день смерти ее последнего ребенка": Так говорила моя мать в минуты откровения.

 ❤️ @AntiTuran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍142
Этот гималайский медведь должен был стать львом, наверное.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🥰16👍7😁32🔥1😱1
Смотрю на обсуждение в различных чатах и думаю, может стоит вместо историчских постов , тупо копипастить новости ? И читателей больше будет и посты делать станет легче...

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍6👎1👏1
Постов мало , потому что готовим что-то интересное )))

Надеюсь вам понравится результат 😅

Кстати можете попробовать угадать, что мы рисуем 👇

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍104🔥2🥰1
Forwarded from ANTITURAN
🌍 Дорогие подписчики и друзья, завтра 25 мая в 19:00 МСК в эфире нашего канала будет автор ТГ-канала @pro_space - Айрапетян Марат Арменович.

Коротком о нашем спикере:


➡️участник команды по созданию спутника в Армении
➡️бывший инженер космической отрасли в России
➡️стажировался в НАСА, Европейском космическом агентстве, в Индии
➡️ преподаватель переговоров и конфликтологии

Поговорим о космосе в Армении: о прошлом и будущем

➡️ Космическое наследие Армении в мировой космонавтике
➡️ Текущая ситуация в области космоса в Армении: был запущен спутник, создаются новые и т.д.
➡️ Перспективы и важность космоса для Армении

❗️Основное условие подписаться на канал @AntiTuran и заранее направить вопросы в бот.

Предвкушаю, что будет очень познавательно!

❤️ @AntiTuran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍7👏2
Средневековая надгробная плита на кладбище Норатус, Армения. На камне вырезаны свадебная сцена и текст на армянском языке.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍105👏2
Мы бедны, но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны, но мы не глупы и хотим света. Будем учиться – знание освободит нас; будем трудиться – труд обогатит нас,
Это дело пойдёт, поживём, доживём.

Мы грубы, но от нашей грубости терпим мы же сами. Мы исполнены предрассудков, но ведь мы же сами страдаем от них, это чувствуется нами. Будем искать счастья, и найдём гуманность, и станем добры,
Это дело пойдёт, – поживём, доживём.

Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просветимся – и обогатимся; будем счастливы – и будем братья и сестры,
Это дело пойдёт, – поживём, доживём.

Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле. Будем же веселы жизнью,
Это дело пойдёт, оно скоро придёт, все дождёмся его!

Н. Г. Чернышевский, "Что делать?"

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5👍5😁1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Հայերեն

Հայկական ժողովրդական կատակ պար«Լուտկի» (Լութկի,Լուդկի)։

Հատվածը
«Վասպուրական» դոկումենտալ ֆիլմից է, որը նկարահանվել է Արարատի մարզի Շիրազլու գյուղում։

Ներկայացնում է«Վասպուրական» համույթը (1969-1980թթ.),
Գեղ.ղեկավար
ազգագրագետ,գիտությունների թեկնածու Էմմա Պետրոսյան։

Рус
ский

Армянский народный шуточный танец "Лутки" (Лутки, Лудки). Отрывок из документального фильма «Васпуракан», снятого в селе Ширазлу Араратской области.

Представлено ансамблем "Васпуракан" (1969-1980), Художественный руководитель: этнограф, кандидат наук Эмма Петросян.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
17👍2💔2🥰1👏1
Национальная идеология

Часть первая - основы.

Поэтому я охотно соглашаюсь с твоей просьбой и приложу все старания, чтобы осуществить ее и оставить этот труд, как бес­смертный памятник тебе и грядущим после тебя потомкам (Багратуни). Ибо ты из рода древнего и храброго, и плодовитого, на стезе не только разума и полезных мыслей, но и величайших и многочисленных достославных деяний; о них мы упомянем в ходе нашего повество­вания, когда прослеживая происхождение от отца к сыну, развер­нем родословные всех нахарарств Армении, сжато и точно излагая, откуда и при каких обстоятельствах они возникли, согласно этому.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ».

Основой любой идеологии является история. Наша же история содержит в себе несколько этапов культурного развития, что в свою очередь затрудняет понимание традиций, но лишь частично. Но сейчас вопрос касается не традиций, а идеологии.

Для начала сформулируем то, что мы понимаем под идеологией.

Идеология - это модель поведения, основанная на определённых моральных и политических идеях. В совокупности - это норма жизни.

По идеологии Хоренаци мы прослеживаем действия от отца к сыну, в частности он очень много внимания уделяет вопросу происхождения, которое на примере его истории выглядит следующим образом:

1. Бог - Род - Народ
2. Отец - Сын - Семья


Две модели: вторая, как конкретная модель, включающая взаимоотношения простого народа. И первая, как модель, включающая взаимоотношения руководства и народа.

Следующей фундаментальной точкой понимания идеологии является описание происхождения армянского народа, в основе которого лежит история о противостоянии Айка и Бела.

В частности, тут мы чётко видим первую модель взаимоотношений, где Айк борется с "мировым" злом и побеждает.

Бог - Ной - Абет - Торгом - Айк, т.е. прямой линией ведётся связь Бога с Айком, а потом ведётся связь Айка с народом.

Второй момент - это причины противостояния.

1. Свобода
2. Нежелание прислуживать
3. Нежелание идти против Бога


Также мы видим, что Айк сам идёт в бой вместе со своей семьёй в первых рядах, а Бел, наоборот, прячется за спинами своих солдат.

В частности, исходя из вышеперечисленных данных, мы приходим к выводу, что основа армянской национальной идеологии это:

1. История
2. Уважение к предкам, к семье
3. Свобода
4. Сохранение моральных и нравственных ценностей
5. Жертвенность ради родины и народа


Нжде в своей идеологии даёт немного другую модель.

Род - Народ - Создатель

И тут тоже на основе идеологии можно увидеть историю, что, в частности, как уже отмечалось выше, является фундаментом. Основным же отличием является обратное построение связей, т.е. если для историка 6 века сначала стоит Бог, который богословил род, а от рода появился народ, то у Нжде сначала род и народ, а потом уже связь народа с создателем.

В итоге вывод тот же - основой национальной идеологии для армян является история Армении. Но тут стоит отметить, что история включает в себя не только рассказы о событиях, но и причинно-следственные связи, а также культуру и традиции, что, в частности, подчёркивает уже нашу национальную идентичность.

А исходя уже из истории, мы можем говорить об одном из основных принципов нашей идеологии - о свободе.

📱 T.me/GitaDaran
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
6👏2👍1👎1😁1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Кто такой Нжде

Часть первая

​​- Меня спрашивали, кто такой Нжде. Я пытался объяснять, кто такой Нжде русским, немцам, англичанам, кавазским народам.

- Генерал!

- Не важно, так как его знали не как генерала, а как автора идеологии. Я пытался найти в русской истории, или в немецкой истории, или в английской истории героев и персонажей, с кем можно сравнить Нжде, чтобы на примере сказать, кто он. Но нет такой личности, кто в одиночном образе олицетворял бы Нжде.

Нжде - единственный, кто объясняет политическую идею, военный дух и божественную мысль.

Нжде - единственный армянин, чья идеология стала предметом изучения других народов.

Гарегин Нжде дал армянам новый образ жизни.

Он отрёкся от старого образа, который был у нас в последние 600 или 1000 лет, и предложил новую модель.

Вместо старой модели "дом - работа - церковь - семья" он предложил новую модель "род - народ - создатели", и он поднял эту политическую модель на новый уровень.

Араик Степанян, доктор философских наук.

📱 T.me/GitaDaran
👍12🔥85👏3🥰1
Эта бутылочка армянского коньяка "Арарат" 1902 г. розлива старше т.н. азербайджана на 16 лет

Телеграмм канал — t.me/hinhayastan
20👍8😁8
Битва за веру : Армяне вспоминают героев знаменитой Аварайрской битвы

Армяне всего мира 26 мая вспоминают героев одного из крупнейших сражений в нашей истории – Аварайрской битвы, произошедшей в 451 году между армянскими воинами под предводительством Вардана Мамикояна и армией персидской империи Сасанидов.

Сражение стало кульминацией восстания против попыток Сасанидов сменить государственную религию Армении и насадить в стране зороастризм.

Всеармянское восстание

В 387 году Армения была поделена между Восточной Римской империей и Персией под властью династии Сасанидов, а в 428-ом лишилась государственности.

Первоначально персы предоставили Армении значительную автономию, отдав представителям нашего народа важные должности. Страна переживала культурный подъем: строились церкви и школы, распространялась грамотность.

Однако персидский правитель Йездигерд II после побед над Византией решил ужесточить политику по отношению к армянскому населению. В частности, были увеличены налоги, а на ответственные должности назначены персы или проперсидски настроенные князья.

С целью ликвидировать влияние христианской Византии на армян, в стране началось активное продвижение официальной персидской религии – зороастризма, что вызвало недовольство армянского народа.

В 449 году под руководством губернатора Васака Сюни в Армении началось восстание против нововведений. Князь Вардан Мамиконян был призван из византийской части Армении, чтобы возглавить восстание. Позже, под давлением персидского двора и чтобы избежать дальнейшего кровопролития, Васак Сюни отказался возглавлять восстание, и его заменил лично Вардан Мамиконян.

После нескольких побед 60-тысячная армия армян столкнулась с втрое превосходящими их силами персов на Аварайрском поле, южнее современного города Маку в Иране. Несмотря на большие потери и гибель самого Мамиконяна, армяне смогли сдержать Сасанидское войско, усиленное боевыми слонами.

Аварайрская битва с тех пор считается одним из самых кровопролитных сражений древности.

Значение восстания

После сражения армянские повстанцы перешли к партизанской войне. Сасанидские войска постепенно подавили разрозненные очаги сопротивления, некоторые захваченные в плен руководители восстания были казнены.

Однако напуганный гигантскими масштабами восстания Йездигерд II был вынужден отказаться от насильственного обращения армян в зороастризм, восстановил самоуправление, вернул привилегии местной знати и христианскому духовенству.

Кроме того, для персидского двора важным оказался отказ армянского духовенства на Халкидонском церковном соборе 451 года, на котором обсуждалась божественная сущность Христа.

Тем самым восточные христианские церкви, в том числе и Армянская, отделились от всех остальных, что нейтрализовало византийское влияние на проживающих в Сасанидской империи христиан.

Сражение в историографии

В армянской церковной историографии Аварайрская битва считается важнейшим сражением за христианскую веру. Армянская Апостольская церковь причислила Вардана Мамиконяна и павших вместе с ним на Аварайрском поле воинов-героев к лику святых.

День Св.Вардана и 1036 мучеников - последний перед Великим Постом праздник, который отмечается в последний четверг перед Масленицей.

Спорным остается мотив отказа губернатора Васака Сюни продолжить восстание. Многие считают его действия предательством, однако среди учёных бытует мнение о прагматичности его поступка.

Примечательно, что в иранской историографии нет упоминания о восстании и битве.

Некоторые ученые считают, что это результат уничтожения архивов при арабском завоевании Персии в VII веке, другие же, что персидский двор постарался забыть о явном поражении.

Аварайрская битва в искусстве

Многих деятелей искусства и культуры воодушевила оценка сражения, сделанная его хронографом, историком Егише (V век) – "Армяне потерпели поражение, но обрели победу духа".

Эту фразу использовал армянский писатель эпохи романтизма Микаел Налбандян в "Песне итальянской девушки", строки из которой легли в основу гимна Республики Армения.

📱 T.me/GitaDaran
👍3🔥1🥰1👏1😁1