GITADARAN
Мужчины и женщины Часть вторая - Армения Шаапиванские каноны - Серия исторических и правовых установлений, принятых на Шаапиванском соборе, занимает важное место среди древнеармянских правовых актов. Эти каноны, утвержденные национальным и церковным собором…
Цитата из " Канонагирк " :
IV. Если муж оставит жену — мать детей, не вследствие ее прелюбодеяния или же какого-либо худого порока телесного, а из-за своего блуда и увлечения другой (женщиной), то суд будет таков: разделить поровну детей и дом, имущество и землю, воду и вообще все, половину отдать жене, а также, если она пожелает, предоставить ей право свободно ввести к себе в дом (другого) мужа. Каждый пусть займет свою долю и внесет целиком государственные налоги. И наложить на мужа, бросившего жену, семилетнюю эпитимию и штраф в пользу церкви, если он азат, в размере 300 драм; если же он шинакан — подвергнуть его порке и штрафу в пользу церкви в размере 100 драм за пренебрежение к благословенному браку.
P.S.
Не смейтесь над суммами, это не те драмы что сейчас 😅
📱 T.me/GitaDaran
IV. Если муж оставит жену — мать детей, не вследствие ее прелюбодеяния или же какого-либо худого порока телесного, а из-за своего блуда и увлечения другой (женщиной), то суд будет таков: разделить поровну детей и дом, имущество и землю, воду и вообще все, половину отдать жене, а также, если она пожелает, предоставить ей право свободно ввести к себе в дом (другого) мужа. Каждый пусть займет свою долю и внесет целиком государственные налоги. И наложить на мужа, бросившего жену, семилетнюю эпитимию и штраф в пользу церкви, если он азат, в размере 300 драм; если же он шинакан — подвергнуть его порке и штрафу в пользу церкви в размере 100 драм за пренебрежение к благословенному браку.
P.S.
Не смейтесь над суммами, это не те драмы что сейчас 😅
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16❤1😁1
Forwarded from GITADARAN
Продолжая тему армян в России стоит отметить ещё несколько фактов
Советский историк-славист Михаил Тихомиров в одной из своих последних работ, посвященных истории России XIV–XV веков, отмечал, что «видное место в международной торговле, происходившей на волжском пути, принадлежало армянским купцам. Колонии их с древнего времени существовали в Великих Болгарах, надгробные плиты с армянскими надписями найдены в Великих Болгарах и в Казани. В Москве также была армянская колония».
Кстати к периоду Казанского ханства (XIV — XVI века) относится самое старое христианское кладбище Казани: армянское.
Оно находилось на выступе Третьей горы (ныне улица Калинина), вероятно, неподалеку от колонии, армянских ремесленников и купцов, постоянно живших в Казани.
Это кладбище случайно обнаружили в конце XIX века: четыре каменных надгробия с надписями, выполненными армянским шрифтом. До нашего времени сохранилось лишь одно.
Торгово-экономические связи были определяющим фактором русско-армянских отношений в Позднее Средневековье. Этим и объясняется образование постоянной армянской колонии в Москве.
Основание армянской колонии в Москве Михаил Тихомиров относит к началу XV века: «Можно считать несомненным и существование в Москве более или менее постоянной колонии армян, которые жили на посаде в начале XV века».
Но еще в 1390 году, как об этом свидетельствуют русские летописи, в посаде Москвы находилось подворье «Авраама Арменина».
📱 T.me/GitaDaran
Советский историк-славист Михаил Тихомиров в одной из своих последних работ, посвященных истории России XIV–XV веков, отмечал, что «видное место в международной торговле, происходившей на волжском пути, принадлежало армянским купцам. Колонии их с древнего времени существовали в Великих Болгарах, надгробные плиты с армянскими надписями найдены в Великих Болгарах и в Казани. В Москве также была армянская колония».
Кстати к периоду Казанского ханства (XIV — XVI века) относится самое старое христианское кладбище Казани: армянское.
Оно находилось на выступе Третьей горы (ныне улица Калинина), вероятно, неподалеку от колонии, армянских ремесленников и купцов, постоянно живших в Казани.
Это кладбище случайно обнаружили в конце XIX века: четыре каменных надгробия с надписями, выполненными армянским шрифтом. До нашего времени сохранилось лишь одно.
Торгово-экономические связи были определяющим фактором русско-армянских отношений в Позднее Средневековье. Этим и объясняется образование постоянной армянской колонии в Москве.
Основание армянской колонии в Москве Михаил Тихомиров относит к началу XV века: «Можно считать несомненным и существование в Москве более или менее постоянной колонии армян, которые жили на посаде в начале XV века».
Но еще в 1390 году, как об этом свидетельствуют русские летописи, в посаде Москвы находилось подворье «Авраама Арменина».
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍10❤4
Шейх Заид — легендарный правитель ОАЭ
При нём начался крупный экспорт нефти, проведены фундаментальные реформы во всех сферах, введена современная система образования, создана система здравоохранения, социального жилья.
«Твоя страна - твой дом» - Заид
📱 T.me/GitaDaran
При нём начался крупный экспорт нефти, проведены фундаментальные реформы во всех сферах, введена современная система образования, создана система здравоохранения, социального жилья.
«Твоя страна - твой дом» - Заид
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍23❤7
Армянский национальный костюм
Часть вторая ( Часть первая )
Головной убор
Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок. Замужние женщины надевали на голову своеобразную «башенку» высотой от 8 до 15-18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта «башенка», имевшая различные названия, например палми (Арцах, Сюник), пали, поли (Мегри, Агулис), баспинд (Ереван, Аштарак), прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже - растительным орнаментом.
Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики (шах), которые иногда чередовались с кораллами, из-под них слегка виднелись локоны. «Башенку» повязывали несколькими (сложенными треугольником) белыми платками из хлопчатобумажной ткани, которые охватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей, туго повязывали сперва белым, а затем и цветным платком (красным или зеленым). Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Этот головной убор носили несколько дней, а на ночь под шею клали мутаку. Снимать его старались лишь тогда, когда в доме не было мужчин; неприлично было показывать простоволосую голову и свекрови.
Западные армянки любили разные головные ободки (котик, вард) с украшениями, поверх которых набрасывали накидку. Котик был деревянный, довольно высокий, спереди его обшивали бархатом, расшитым жемчугом. Затем к обшитой части пришивали серебряные пластинки-амулеты. Украшенная передняя часть котика называлась махча или кнар. Вард делали из нескольких слоев бумажной ткани, обернутых бархатом. Спереди на нем с помощью вышивки и кружев изображали райский сад с цветами и птицами, а по бокам прикрепляли большие пуговицы. Под вард на лоб повешивали налобник с золотыми монетами и большой монетой в центре, а выше висков - нити жемчуга, оканчивающиеся золотыми пластинками. Налобник и ожерелье из золотых монет, иногда до двухсот штук, невеста получала от жениха в день свадьбы. Вард надевали на красную шапочку фес с висячей кисточкой.
Не замужние девушки в отличие от замужних женщин носили многочисленные косички (в западных областях - до сорока), которые искусно удлиняли вплетенными в них шерстяными нитками, соответствующими цвету волос, и украшали серебряными шариками и кистями. Голову девушки покрывали платком или войлочной шапочкой, напоминающей форму фески, но без кисточки.
Обувь
Разнообразием отличалась также обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные постолы трех, изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их «шнуровали» на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы гульба. Женщины ходили в остроносых туфлях без задников, надевая их непременно с чулками или носками. Ходить босиком женщинам, особенно молодым, было крайне неприлично. В городах мужчины носили сапоги на толстой подошве и на каблуках, но тоже с острыми и загнутыми вверх носками.
В западных областях на вязаные узорчатые носки надевали туфли на невысоком каблуке, с язычками и с острыми, загнутыми носками. Такие туфли назывались солер и шились для женщин из красной или зеленой кожи, а для мужчин - из красной или черной. Кроме того, мужские туфли имели ушки на задниках и подошву, подбитую гвоздями с выпуклыми шляпками. Женщины носили также махсер - сапожки из мягкой кожи без подошвы, а на них надевали шмек - туфли на каблуках, но без задников. Мужские сапоги шили из мягкой красной кожи (джэма).
Западноармянские крестьяне обычно носили туфли на войлочной подошве со связанным из шерсти верхом.
📱 T.me/GitaDaran
Часть вторая ( Часть первая )
Головной убор
Более сложным был женский головной убор, особенно у восточных армянок. Замужние женщины надевали на голову своеобразную «башенку» высотой от 8 до 15-18 см, сделанную из нескольких слоев проклеенной мучным клейстером бумажной ткани. Эта «башенка», имевшая различные названия, например палми (Арцах, Сюник), пали, поли (Мегри, Агулис), баспинд (Ереван, Аштарак), прикрывала половину лба, ее переднюю часть украшали расшитой лентой, обычно с геометрическим, реже - растительным орнаментом.
Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с серебряными или золотыми монетами, а по обеим сторонам лица через виски укрепляли серебряные шарики (шах), которые иногда чередовались с кораллами, из-под них слегка виднелись локоны. «Башенку» повязывали несколькими (сложенными треугольником) белыми платками из хлопчатобумажной ткани, которые охватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей, туго повязывали сперва белым, а затем и цветным платком (красным или зеленым). Концы этих платков завязывали или скрепляли на затылке. Сверху голову покрывали еще одним цветным платком и укрепляли его серебряной или золотой цепочкой с крючком. Этот головной убор носили несколько дней, а на ночь под шею клали мутаку. Снимать его старались лишь тогда, когда в доме не было мужчин; неприлично было показывать простоволосую голову и свекрови.
Западные армянки любили разные головные ободки (котик, вард) с украшениями, поверх которых набрасывали накидку. Котик был деревянный, довольно высокий, спереди его обшивали бархатом, расшитым жемчугом. Затем к обшитой части пришивали серебряные пластинки-амулеты. Украшенная передняя часть котика называлась махча или кнар. Вард делали из нескольких слоев бумажной ткани, обернутых бархатом. Спереди на нем с помощью вышивки и кружев изображали райский сад с цветами и птицами, а по бокам прикрепляли большие пуговицы. Под вард на лоб повешивали налобник с золотыми монетами и большой монетой в центре, а выше висков - нити жемчуга, оканчивающиеся золотыми пластинками. Налобник и ожерелье из золотых монет, иногда до двухсот штук, невеста получала от жениха в день свадьбы. Вард надевали на красную шапочку фес с висячей кисточкой.
Не замужние девушки в отличие от замужних женщин носили многочисленные косички (в западных областях - до сорока), которые искусно удлиняли вплетенными в них шерстяными нитками, соответствующими цвету волос, и украшали серебряными шариками и кистями. Голову девушки покрывали платком или войлочной шапочкой, напоминающей форму фески, но без кисточки.
Обувь
Разнообразием отличалась также обувь. В селениях Восточной Армении были распространены самодельные постолы трех, изготовленные из грубой сыромятной кожи, с кожаными шнурками, причем в каждом районе их «шнуровали» на свой лад. Трехи носили с шерстяными узорчатыми носками ручной работы гульба. Женщины ходили в остроносых туфлях без задников, надевая их непременно с чулками или носками. Ходить босиком женщинам, особенно молодым, было крайне неприлично. В городах мужчины носили сапоги на толстой подошве и на каблуках, но тоже с острыми и загнутыми вверх носками.
В западных областях на вязаные узорчатые носки надевали туфли на невысоком каблуке, с язычками и с острыми, загнутыми носками. Такие туфли назывались солер и шились для женщин из красной или зеленой кожи, а для мужчин - из красной или черной. Кроме того, мужские туфли имели ушки на задниках и подошву, подбитую гвоздями с выпуклыми шляпками. Женщины носили также махсер - сапожки из мягкой кожи без подошвы, а на них надевали шмек - туфли на каблуках, но без задников. Мужские сапоги шили из мягкой красной кожи (джэма).
Западноармянские крестьяне обычно носили туфли на войлочной подошве со связанным из шерсти верхом.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍9❤2🥰1
Ванское царство 1
Академия GitaDaran
Лекция по курсу истории Армении
Всякое государство создаётся на определённой территории под воздействием внешних и внутренних факторов, так образовалось и Ванское царство, которое в историографии упоминается как Урарту.
В позднем бронзовом веке, то есть с середины второго тысячелетия до рождества Христова, начинают формироваться крупные государственные объединения и государство Урарту является результатом этих объединений...
Многое из того, что хотелось рассказать, я решил оставить на следующий раз..
Мы пропустим очень долгий пласт историчских событий касаемо царства Аратта и Хайси. Возможно мы потом мы еще вернёмся к этой теме и отдельно об этом поговорим.
Начнём с лекции о Ванском царстве, и уже разберём этот период поэтапно. К счастью археологических находок и оставленых нам кленописных табличек, так же летописных источников достаточно чтобы более менее подробно ознакомиться с периодом истории Армении именно во время Ванского царства.
Что касается названия царство Ван, то это вообще научный термин, возникший в середине XX века. Его ввёл Борис Борисович Пиотровский, занимаясь раскопками в Армении. Почитайте его книгу Ванское царство (Урарту) под редакцией И. А. Орбели, изданную в Москве, в издательстве Восточной литературы в 1959 году.
Я опускаю ленгвистичские вопросы так как ранее мы этой темы коснулись и у нас есть подробная статья про историю Армянского языка, где так же указаны имена и источники для тех кто хочет заняться ленгвистичским анализом.
Ну и по вопросу этногенеза армян, мы так же опубликовали статью , где о многом рассказали более подробно, так же мы обсуждали эту тему на прошлой лекции
Работа Б. Б. Пиотровского посвящена истории и культуре Урарту , о котором упомянули во время лекции.
http://www.kronk.spb.ru/library.htm
Свои вопросы и предложения можете отправить
нам в бот 👉 @GitaDaran_bot
📱 T.me/GitaDaran
Всякое государство создаётся на определённой территории под воздействием внешних и внутренних факторов, так образовалось и Ванское царство, которое в историографии упоминается как Урарту.
В позднем бронзовом веке, то есть с середины второго тысячелетия до рождества Христова, начинают формироваться крупные государственные объединения и государство Урарту является результатом этих объединений...
Многое из того, что хотелось рассказать, я решил оставить на следующий раз..
Мы пропустим очень долгий пласт историчских событий касаемо царства Аратта и Хайси. Возможно мы потом мы еще вернёмся к этой теме и отдельно об этом поговорим.
Начнём с лекции о Ванском царстве, и уже разберём этот период поэтапно. К счастью археологических находок и оставленых нам кленописных табличек, так же летописных источников достаточно чтобы более менее подробно ознакомиться с периодом истории Армении именно во время Ванского царства.
Что касается названия царство Ван, то это вообще научный термин, возникший в середине XX века. Его ввёл Борис Борисович Пиотровский, занимаясь раскопками в Армении. Почитайте его книгу Ванское царство (Урарту) под редакцией И. А. Орбели, изданную в Москве, в издательстве Восточной литературы в 1959 году.
Я опускаю ленгвистичские вопросы так как ранее мы этой темы коснулись и у нас есть подробная статья про историю Армянского языка, где так же указаны имена и источники для тех кто хочет заняться ленгвистичским анализом.
Ну и по вопросу этногенеза армян, мы так же опубликовали статью , где о многом рассказали более подробно, так же мы обсуждали эту тему на прошлой лекции
Работа Б. Б. Пиотровского посвящена истории и культуре Урарту , о котором упомянули во время лекции.
http://www.kronk.spb.ru/library.htm
Свои вопросы и предложения можете отправить
нам в бот 👉 @GitaDaran_bot
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍12❤3
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤23🥰2
Почти все армяне знают, что Лорд Байрон жил в Венеции, на армянском острове Святого Лазаря (San Làzaro dei Armeni), и изучал армянский язык.
В его комнате, теперь его музей. Но есть ещё несколько удивительных фактов.❗️
📍Остров Святого Лазаря, был подарен венецианскими доджами ,армянскому монаху Мхитару, бежавшему от турецкой резни в 1717, который основал орден, сделав его центром просвещения и книгопечатания.
📍В библиотеке Ордена Мхитаристов собрано более 150 000 томов на разных языках: тысячи рукописей, десятки тысяч древнейших изданий и армянских исторических и научных трудов. Именно в этом - издании, собрании и сохранении книжности, прежде всего армянской, - изначально видели свое предназначение Мхитар и его сподвижники.
📍Первая книга на армянском языке была издана в Венеции в 1512 году Акопом Мегапартом.
В одной из комнат - около 5000 томов европейских книг, изданных в период 1500-1700 гг. Есть экземпляры, которых всего несколько в мире, есть и единственные в своем роде.
📍Интересный факт: Наполеон, дойдя до Венеции, сжигал по пути все книги, но библиотеку мхитаристов пощадил.
И знаете почему ?
Оказывается, телохранителем его пасынка, вице-короля Италии, был Петрос Карабахци (!), при содействии которого он познакомился с мхитаристами и приехал на остров.
Впечатлившись деятельностью вардапетов, вице-король ходатайствовал перед Наполеоном о сохранении библиотеки.
📍В 1810 г. указом Наполеона армянский Орден был признан академией, а монахи - академиками. У монастыря вообще были и другие привилегии. Например, мхитаристам разрешалось иметь собственное кладбище на своей территории. В то время, как самих Венецианцев до сих пор хоронят на острове Сан Мишель,где похоронены Стравинский и Бродский..
Текст и фотографии Елены Вартанян
📱 T.me/GitaDaran
В его комнате, теперь его музей. Но есть ещё несколько удивительных фактов.
📍Остров Святого Лазаря, был подарен венецианскими доджами ,армянскому монаху Мхитару, бежавшему от турецкой резни в 1717, который основал орден, сделав его центром просвещения и книгопечатания.
📍В библиотеке Ордена Мхитаристов собрано более 150 000 томов на разных языках: тысячи рукописей, десятки тысяч древнейших изданий и армянских исторических и научных трудов. Именно в этом - издании, собрании и сохранении книжности, прежде всего армянской, - изначально видели свое предназначение Мхитар и его сподвижники.
📍Первая книга на армянском языке была издана в Венеции в 1512 году Акопом Мегапартом.
В одной из комнат - около 5000 томов европейских книг, изданных в период 1500-1700 гг. Есть экземпляры, которых всего несколько в мире, есть и единственные в своем роде.
📍Интересный факт: Наполеон, дойдя до Венеции, сжигал по пути все книги, но библиотеку мхитаристов пощадил.
И знаете почему ?
Оказывается, телохранителем его пасынка, вице-короля Италии, был Петрос Карабахци (!), при содействии которого он познакомился с мхитаристами и приехал на остров.
Впечатлившись деятельностью вардапетов, вице-король ходатайствовал перед Наполеоном о сохранении библиотеки.
📍В 1810 г. указом Наполеона армянский Орден был признан академией, а монахи - академиками. У монастыря вообще были и другие привилегии. Например, мхитаристам разрешалось иметь собственное кладбище на своей территории. В то время, как самих Венецианцев до сих пор хоронят на острове Сан Мишель,где похоронены Стравинский и Бродский..
Текст и фотографии Елены Вартанян
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍16❤13🥰3
Сурат является одним из немногих сохранившихся свидетельств о пребывании армян в Индии, величественным доказательством их исторической присутственности.
Этот приморский город, расположенный в прекрасном Гуджарате, представлял собой значимое место обитания для армян, мигрировавших из Персии на протяжении эры Акбара. И по сей день на берегу реки Тапи зияет кладбище, единственное свидетельство существования армянского населения в Сурате.
Имеющиеся сведения зачерпывают, что армянская община Сурата преимущественно была связана с торговлей. Они сами управляли судами, осуществляющими торговлю с Европой, проявляя настоящую преданность при покупке и продаже ювелирных украшений и драгоценных камней. Вместе с тем, не меньшая часть армян была занята производством хлопка и шелка, доставляя свою продукцию за пределы Индии на армянских кораблях.
Острый ум армянского населения Индии был настолько признан англичанами, взаимодействующими с ними в XVII веке, что они стремились завоевать доверие и сотрудничество с успешными армянами.
📱 T.me/GitaDaran
Этот приморский город, расположенный в прекрасном Гуджарате, представлял собой значимое место обитания для армян, мигрировавших из Персии на протяжении эры Акбара. И по сей день на берегу реки Тапи зияет кладбище, единственное свидетельство существования армянского населения в Сурате.
Имеющиеся сведения зачерпывают, что армянская община Сурата преимущественно была связана с торговлей. Они сами управляли судами, осуществляющими торговлю с Европой, проявляя настоящую преданность при покупке и продаже ювелирных украшений и драгоценных камней. Вместе с тем, не меньшая часть армян была занята производством хлопка и шелка, доставляя свою продукцию за пределы Индии на армянских кораблях.
Острый ум армянского населения Индии был настолько признан англичанами, взаимодействующими с ними в XVII веке, что они стремились завоевать доверие и сотрудничество с успешными армянами.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤17👍7🥰3🔥1