Как известно, большинство россиян ассоциируют Новый год со звоном бокалов, наполняемых шампанским под звон кремлевских курантов. А что принято пить в Корее на Соллаль?
Алкогольный напиток, традиционно употреблявшийся в Корее в первый день нового лунного года называют «сэчжу» (세주 ; 歲酒). Его не стоит путать с широко известным напитком «пэксэчжу» (백세주 ; 百歲酒 ), выпускаемым с 1992 года Kooksoondang Brewery Co., Ltd.
Приготовление «сэчжу» традиционно начиналось задолго до начала праздника. Ещё летом заготавливали «нурук» (дрожжи), а затем из него и простого очищенного или (в богатых домах) клейкого риса «чапссаль» (찹쌀) настаивали брагу, которая впоследствии превращалась в «сэчжу».
По данным письменных источников, «сэчжу» в Корее пили охлаждённым (歲酒不溫). Почему? Возможно, употребляя неподогретый, т.е. «необработанный» напиток корейцы подчёркивали, что весна – это начало года. Но есть и другое объяснение – в охлаждённом напитке был менее заметен не самый приятный вкус рисовой браги.
Ещё одна традиция предписывала начинать употребление «сэчжу» самым младшим родственником, передававшим эстафету следующему по старшинству. Такой порядок символизировал процесс взросления. Во время обычного застолья порядок прямо противоположный.
Одним из видов «сэчжу» являлся «тосочжу» (도소주 ; 屠蘇酒) или «алкоголь, изгоняющий болезни». Определённого способа его приготовления нет, однако наиболее известным является добавление в приготовленный заранее алкогольный напиток шёлкового мешочка с колокольчиком, корицей, лазурником, ксантоксилумом и другими компонентами, замоченными накануне Соллаля в колодце. «Тосочжу» считалось лечебным и обладающим магическими свойствами, защищавшими весь год от болезней не только лицо, его употребившее, но и всех его домочадцев, и даже соседей.
Ещё один вид «сэчжу» - «чхобэкчу» (초백주 ; 椒柏酒) или «кипарисовая настойка». Для его изготовления использовали 7 зёрнышек чёрного перца и 7 листочков с восточной стороны кипариса, которые помещали в бутылку с алкоголем в день накануне Соллаль. Как и в случае с «тосочжу» считалось, что настойка изгоняет болезни.
Традиции традициями, но большинство современных южнокорейцев предпочитают выпивать на Соллаль то, что им самим по душе. Небольшой опрос среди знакомых показал, что никаких особенных предпочтений тут нет, хотя многие предпочитают купить что-то подороже и постатуснее (вино, виски, дорогие традиционные алкогольные напитки).
Алкогольный напиток, традиционно употреблявшийся в Корее в первый день нового лунного года называют «сэчжу» (세주 ; 歲酒). Его не стоит путать с широко известным напитком «пэксэчжу» (백세주 ; 百歲酒 ), выпускаемым с 1992 года Kooksoondang Brewery Co., Ltd.
Приготовление «сэчжу» традиционно начиналось задолго до начала праздника. Ещё летом заготавливали «нурук» (дрожжи), а затем из него и простого очищенного или (в богатых домах) клейкого риса «чапссаль» (찹쌀) настаивали брагу, которая впоследствии превращалась в «сэчжу».
По данным письменных источников, «сэчжу» в Корее пили охлаждённым (歲酒不溫). Почему? Возможно, употребляя неподогретый, т.е. «необработанный» напиток корейцы подчёркивали, что весна – это начало года. Но есть и другое объяснение – в охлаждённом напитке был менее заметен не самый приятный вкус рисовой браги.
Ещё одна традиция предписывала начинать употребление «сэчжу» самым младшим родственником, передававшим эстафету следующему по старшинству. Такой порядок символизировал процесс взросления. Во время обычного застолья порядок прямо противоположный.
Одним из видов «сэчжу» являлся «тосочжу» (도소주 ; 屠蘇酒) или «алкоголь, изгоняющий болезни». Определённого способа его приготовления нет, однако наиболее известным является добавление в приготовленный заранее алкогольный напиток шёлкового мешочка с колокольчиком, корицей, лазурником, ксантоксилумом и другими компонентами, замоченными накануне Соллаля в колодце. «Тосочжу» считалось лечебным и обладающим магическими свойствами, защищавшими весь год от болезней не только лицо, его употребившее, но и всех его домочадцев, и даже соседей.
Ещё один вид «сэчжу» - «чхобэкчу» (초백주 ; 椒柏酒) или «кипарисовая настойка». Для его изготовления использовали 7 зёрнышек чёрного перца и 7 листочков с восточной стороны кипариса, которые помещали в бутылку с алкоголем в день накануне Соллаль. Как и в случае с «тосочжу» считалось, что настойка изгоняет болезни.
Традиции традициями, но большинство современных южнокорейцев предпочитают выпивать на Соллаль то, что им самим по душе. Небольшой опрос среди знакомых показал, что никаких особенных предпочтений тут нет, хотя многие предпочитают купить что-то подороже и постатуснее (вино, виски, дорогие традиционные алкогольные напитки).
Сегодня в России многие отмечают День св. Валентина. А в Корее?
В КНДР 14 февраля тоже необычный день, так как он предшествует одному из главных государственных праздников – Дню Сияющей Звезды (광명성정 ; день рождения Ким Ченира), который отмечается 16 февраля. Учитывая отношение северокорейского режима к западной культуре и религии вызывает большое сомнение, что в этот день в КНДР принято открываться в чувствах и дарить подарки представителям противоположного пола в память о христианском святом.
Другое дело Южная Корея, где с середины XX века этот праздник стал довольно популярен. Интересно, что в отличие от многих стран мира, где в это день валентинками и подарками обмениваются представители обоих полов, в ЮК в День св. Валентина подарки в виде шоколадных конфет дарят исключительно женщины мужчинам. А как же дамы? Не переживайте, для них маркетологи шоколадных фабрик придумали «Белый день» (14 марта). Считается, что культура празднования Дня св. Валентина и Белого дня пришли на южнокорейскую землю из Японии.
Интересно, что кроме перечисленных двух дней, есть ещё один – «Чёрный день» (14 апреля), когда одинокие люди, которые не получили шоколадок, отмечают своё одиночество совместным поеданием лапши «чачжанмён» (짜장면) или любой другой пищи чёрного цвета.
В КНДР 14 февраля тоже необычный день, так как он предшествует одному из главных государственных праздников – Дню Сияющей Звезды (광명성정 ; день рождения Ким Ченира), который отмечается 16 февраля. Учитывая отношение северокорейского режима к западной культуре и религии вызывает большое сомнение, что в этот день в КНДР принято открываться в чувствах и дарить подарки представителям противоположного пола в память о христианском святом.
Другое дело Южная Корея, где с середины XX века этот праздник стал довольно популярен. Интересно, что в отличие от многих стран мира, где в это день валентинками и подарками обмениваются представители обоих полов, в ЮК в День св. Валентина подарки в виде шоколадных конфет дарят исключительно женщины мужчинам. А как же дамы? Не переживайте, для них маркетологи шоколадных фабрик придумали «Белый день» (14 марта). Считается, что культура празднования Дня св. Валентина и Белого дня пришли на южнокорейскую землю из Японии.
Интересно, что кроме перечисленных двух дней, есть ещё один – «Чёрный день» (14 апреля), когда одинокие люди, которые не получили шоколадок, отмечают своё одиночество совместным поеданием лапши «чачжанмён» (짜장면) или любой другой пищи чёрного цвета.
На минувших длинных новогодних выходных в Южной Корее по каналу SBS показали фильм «Богемская рапсодия», посвящённый истории становления знаменитой группы Queen и её лидеру – Фредди Меркьюри.
Однако по какой-то причине в SBS решили обезопасить южнокорейского зрителя от сцен с целующимися мужчинами. Две довольно важные сцены с мужскими поцелуями просто вырезали. Там же, где изъять мужские поцелуи из фильма было невозможно без ущерба качеству (во время исполнения песен), лица целующихся на заднем плане геев просто размыли, как обычно поступают с неприличными жестами или зажжёнными сигаретами.
Однако наибольшее возмущение как в Корее, так и за её пределами, вызвал тот факт, что под нож попала сцена, считающаяся одной из центральных в фильме, во время которой Фредди Меркьюри (Рами Малек) целует Джима Хаттона (Аарон Маккаскер).
В ответ на критику представители канала заявили, что поцелуи (которые вырезали) были слишком долгими и могли помешать совместному семейному просмотру, смутив домочадцев. В SBS подчеркнули, что сделали бы это и в случае, если бы целующиеся были разнополыми.
Однако что-то подсказывает, что если не само южнокорейское общество, то определённые его консервативные слои просто пока не готовы к столь смелым кинопремьерам. По крайней мере по ТВ.
Однако по какой-то причине в SBS решили обезопасить южнокорейского зрителя от сцен с целующимися мужчинами. Две довольно важные сцены с мужскими поцелуями просто вырезали. Там же, где изъять мужские поцелуи из фильма было невозможно без ущерба качеству (во время исполнения песен), лица целующихся на заднем плане геев просто размыли, как обычно поступают с неприличными жестами или зажжёнными сигаретами.
Однако наибольшее возмущение как в Корее, так и за её пределами, вызвал тот факт, что под нож попала сцена, считающаяся одной из центральных в фильме, во время которой Фредди Меркьюри (Рами Малек) целует Джима Хаттона (Аарон Маккаскер).
В ответ на критику представители канала заявили, что поцелуи (которые вырезали) были слишком долгими и могли помешать совместному семейному просмотру, смутив домочадцев. В SBS подчеркнули, что сделали бы это и в случае, если бы целующиеся были разнополыми.
Однако что-то подсказывает, что если не само южнокорейское общество, то определённые его консервативные слои просто пока не готовы к столь смелым кинопремьерам. По крайней мере по ТВ.
Сегодня в КНДР отмечают один из главных государственных праздников – День Сияющей Звезды или день рождения Ким Ченира. Свои поздравления нынешнему северокорейскому лидеру и сыну именинника Ким Ченыну направил президент Сирии Башар Асад, а от президента Нигерии Мохаммада Бухари пришла поздравительная корзина цветов. Однако в самой КНДР, скорее всего, из-за мер по предотвращению коронавирусной инфекции, празднования проходят менее пышно, чем обычно. Более того, на сайте «Нодон синмун» до сих пор не появилась заметка о том, что Ким Ченын посетил Кымсусанский дворец Солнца – усыпальницу Ким Ирсена и Ким Ченира, чего на нашей памяти не происходило ни разу…
Посетил Блистательный Товарищ в этот день и представление, посвященное Дню Сияющей Звезды. Ким Ченын наблюдал за выступлениями артистов в компании своей жены Ли Сольчжу, которую в последний раз видели на публичном мероприятии более года назад.
Маски и социальная дистанция на празднике не зафиксированы. Либо все привиты, либо уже переболели...
Тынсанщики
Под субкультурой в социологии, антропологии и культурологии обычно понимают сферу культуры, существующую внутри господствующей культуры, а также социальную группу, являющуюся её носителем.
Одной из интереснейших субкультур Южной Кореи являются «тынсанщики» (от тынсан [등산 ; 登山] «взбираться на гору») – любители походов в горы. Тот, кто хоть раз побывал в Корее, наверняка замечал группы энергичных стариков или людей среднего возраста, одетых в довольно яркие спортивные костюмы, несущих на спинах небольшие рюкзачки и нередко вооружённых одной или двумя палками для так называемой «скандинавской ходьбы». Это и есть тынсанщики.
Сам термин «тынсан» означает восхождение на гору с целью занятия спортом или проведения досуга и нередко переводится на русский как «альпинизм». Но когда мы говорим об альпинизме, мы представляем себе людей, которые прошли специальную подготовку для подъёма на горные кручи в достаточно жёстких условиях и с использованием специфического снаряжения. Однако тынсан чаще всего подразумевает подъём (прогулку) на гору/сопку по заранее проложенному и обустроенному маршруту. Поэтому за вывеской довольно экстремального вида спорта на самом деле скрывается любимое времяпровождение южнокорейских пенсионеров.
Особенно активны представители субкультуры в осенний период, когда в горы приходит золотая осень. Тынсанщикам буквально приходится стоять в очереди, чтобы забраться по специально проложенному маршруту на одну из «знаменитых гор». К примеру, в октябре горы Сораксан посещают до 750 тыс. тынсанщиков, причём в выходные эти вершины могут штурмовать до 100 тыс. представителей субкультуры.
Какова же социология данного феномена? Тынсан на протяжении последних 20 лет является увлечением №1 большинства корейцев. В горы, по данным опроса Gallup Korea (2019 г.), хотя бы раз в год ходит 54% мужчин и 45% женщин. Особенно высок этот показатель среди мужчин в возрастной группе 50-59 лет – 73%, при этом ежемесячно на тынсан отправляется более трети мужчин старше 50 лет. По данным того же опроса, чаще всего такой вид отдыха предпочитают владельцы собственного бизнеса (63%), представители синих (56%) и белых (53%) воротничков, а также домохозяйки (51%). Как и следовало ожидать, наименее популярен «тынсан» среди студентов (18%).
Южная Корея обладает прекрасно развитой транспортной инфраструктурой, поэтому «поход в горы» чаще всего занимает не более суток. Выйдя из дома ранним утром, можно всего за 3-4 часа оказаться глубоко в горах, которые покрывают почти 70% территории Кореи. Более того, неподалёку от большинства крупных городских агломераций, а иногда и в их приделах, находятся довольно живописные горные вершины. К примеру, в столице Южной Кореи – Сеуле, есть популярные маршруты для восхождений в горы Пукхансан и Кванаксан. Последняя расположена в районе кампуса Сеульского государственного университета, поэтому нередко к неудовольствию студентов автобусы, идущие в кампус, бывают забиты весёлыми бабулями и дедулями-тынсанщиками. И те и другие едут с рюкзаками, отчего в утренние часы бывает действительно тесно.
Надо отметить, что тынсан, как и многие другие мероприятия в Южной Корее, кроме самой активности подразумевает совместное употребление пищи и алкоголя. Излюбленным напитком тынсанщиков является макколли (막걸리) – рисовая брага с кисло-сладким вкусом. На небольших заимках посреди горных троп продают как обычное охлаждённое макколли, так и изготовленное вручную дикое «тондончжу» (동동주) – нефильтрованную рисовую брагу. Поэтому вечером рядового тынсанщика в сеульском метро легко узнать не только по специфической одежде, но и алкогольно-женьшеневому душку.
При чём тут женьшень? Ещё одной специфической особенностью тынсанщиков является употребления любых полезных трав/кореньев/листьев/стеблей/цветов… этот список можно продолжать. Идёшь в гору, смотришь, а недалеко от тропы тынсанщики нашли очередной «оооочень полезный стебель» и с перекошенными от горечи лицами наслаждаются его полезными свойствами.
Под субкультурой в социологии, антропологии и культурологии обычно понимают сферу культуры, существующую внутри господствующей культуры, а также социальную группу, являющуюся её носителем.
Одной из интереснейших субкультур Южной Кореи являются «тынсанщики» (от тынсан [등산 ; 登山] «взбираться на гору») – любители походов в горы. Тот, кто хоть раз побывал в Корее, наверняка замечал группы энергичных стариков или людей среднего возраста, одетых в довольно яркие спортивные костюмы, несущих на спинах небольшие рюкзачки и нередко вооружённых одной или двумя палками для так называемой «скандинавской ходьбы». Это и есть тынсанщики.
Сам термин «тынсан» означает восхождение на гору с целью занятия спортом или проведения досуга и нередко переводится на русский как «альпинизм». Но когда мы говорим об альпинизме, мы представляем себе людей, которые прошли специальную подготовку для подъёма на горные кручи в достаточно жёстких условиях и с использованием специфического снаряжения. Однако тынсан чаще всего подразумевает подъём (прогулку) на гору/сопку по заранее проложенному и обустроенному маршруту. Поэтому за вывеской довольно экстремального вида спорта на самом деле скрывается любимое времяпровождение южнокорейских пенсионеров.
Особенно активны представители субкультуры в осенний период, когда в горы приходит золотая осень. Тынсанщикам буквально приходится стоять в очереди, чтобы забраться по специально проложенному маршруту на одну из «знаменитых гор». К примеру, в октябре горы Сораксан посещают до 750 тыс. тынсанщиков, причём в выходные эти вершины могут штурмовать до 100 тыс. представителей субкультуры.
Какова же социология данного феномена? Тынсан на протяжении последних 20 лет является увлечением №1 большинства корейцев. В горы, по данным опроса Gallup Korea (2019 г.), хотя бы раз в год ходит 54% мужчин и 45% женщин. Особенно высок этот показатель среди мужчин в возрастной группе 50-59 лет – 73%, при этом ежемесячно на тынсан отправляется более трети мужчин старше 50 лет. По данным того же опроса, чаще всего такой вид отдыха предпочитают владельцы собственного бизнеса (63%), представители синих (56%) и белых (53%) воротничков, а также домохозяйки (51%). Как и следовало ожидать, наименее популярен «тынсан» среди студентов (18%).
Южная Корея обладает прекрасно развитой транспортной инфраструктурой, поэтому «поход в горы» чаще всего занимает не более суток. Выйдя из дома ранним утром, можно всего за 3-4 часа оказаться глубоко в горах, которые покрывают почти 70% территории Кореи. Более того, неподалёку от большинства крупных городских агломераций, а иногда и в их приделах, находятся довольно живописные горные вершины. К примеру, в столице Южной Кореи – Сеуле, есть популярные маршруты для восхождений в горы Пукхансан и Кванаксан. Последняя расположена в районе кампуса Сеульского государственного университета, поэтому нередко к неудовольствию студентов автобусы, идущие в кампус, бывают забиты весёлыми бабулями и дедулями-тынсанщиками. И те и другие едут с рюкзаками, отчего в утренние часы бывает действительно тесно.
Надо отметить, что тынсан, как и многие другие мероприятия в Южной Корее, кроме самой активности подразумевает совместное употребление пищи и алкоголя. Излюбленным напитком тынсанщиков является макколли (막걸리) – рисовая брага с кисло-сладким вкусом. На небольших заимках посреди горных троп продают как обычное охлаждённое макколли, так и изготовленное вручную дикое «тондончжу» (동동주) – нефильтрованную рисовую брагу. Поэтому вечером рядового тынсанщика в сеульском метро легко узнать не только по специфической одежде, но и алкогольно-женьшеневому душку.
При чём тут женьшень? Ещё одной специфической особенностью тынсанщиков является употребления любых полезных трав/кореньев/листьев/стеблей/цветов… этот список можно продолжать. Идёшь в гору, смотришь, а недалеко от тропы тынсанщики нашли очередной «оооочень полезный стебель» и с перекошенными от горечи лицами наслаждаются его полезными свойствами.
Стоит, впрочем, отметить, что чаще всего полезные продукты в виде различных настоек и чаёв берутся из дома, либо приобретаются в многочисленных киосках и лавочках, расположенных по пути на заветную вершину.
Безусловно, восхождение в горы является частью культурной традиции многих стран и народов, однако в Южной Корее автора всегда поражала массовость явления и развитость инфраструктуры, которая его обеспечивает. Всё это, без сомнения, позволяет выделить тынсанщиков в отдельную субкультуру.
Безусловно, восхождение в горы является частью культурной традиции многих стран и народов, однако в Южной Корее автора всегда поражала массовость явления и развитость инфраструктуры, которая его обеспечивает. Всё это, без сомнения, позволяет выделить тынсанщиков в отдельную субкультуру.
Стандартная экипировка тынсанщика стоит не очень дёшево. Шляпа – 50 тыс. вон, рюкзак 100-330 тыс. вон, шарфик – 30 тыс. вон, футболка – 50-150 тыс. вон, куртка – 300-880 тыс. вон, перчатки – 25-55 тыс. вон, штаны – 250 тыс. вон, штанишки – 90 тыс. вон, обувь – 150-320 тыс. вон. Итого в максимально комплектации – 2.155.000 вон (около 140 тыс. рублей или 1.950 долларов).
Стоит отметить, что несмотря на географическую близость и 35 лет колониального господства на Корейском полуострове в соседней Японии культура тынсана имеет ряд существенных отличий. Во-первых, горы в Японии покруче и повыше, а смена погоды бывает довольно стремительной. Во-вторых, маршруты для восхождений там не имеют такого количества искусственных сооружений, как в Южной Корее, в том числе большого числа указателей, то есть безопасность тынсанщика – это, прежде всего, его ответственность.
Несколько лет назад в среде тынсанщиков активно обсуждался инцидент с группой из 20-ти южнокорейских туристов в возрасте от 48 до 78 лет, которые, столкнувшись с непогодой высоко в горах в префектуре Нагано на высоте примерно в 2800 м, оказались совершенно неготовы к таким экстремальным условиям и, разбившись на мелкие группки по несколько человек, начали спускаться с гор. В результате четверо из них так и не добрались до подножия. Их трупы, когда позволили погодные условия, обнаружили горные спасатели. Причиной смерти стало переохлаждение.
Поэтому неудивительно, что за южнокорейскими тынсанщиками в Японии устойчиво закрепилась репутация безбашенных экстремалов, лезущих в горы без шлемов и спасающихся от ветра с дождём при помощи простых зонтиков.
Несколько лет назад в среде тынсанщиков активно обсуждался инцидент с группой из 20-ти южнокорейских туристов в возрасте от 48 до 78 лет, которые, столкнувшись с непогодой высоко в горах в префектуре Нагано на высоте примерно в 2800 м, оказались совершенно неготовы к таким экстремальным условиям и, разбившись на мелкие группки по несколько человек, начали спускаться с гор. В результате четверо из них так и не добрались до подножия. Их трупы, когда позволили погодные условия, обнаружили горные спасатели. Причиной смерти стало переохлаждение.
Поэтому неудивительно, что за южнокорейскими тынсанщиками в Японии устойчиво закрепилась репутация безбашенных экстремалов, лезущих в горы без шлемов и спасающихся от ветра с дождём при помощи простых зонтиков.