В минувшую пятницу (14 августа) в Республике Корея вспоминали так называемых «женщин для утешения» или вианбу (위안부, 慰安婦). Вианбу (慰安- утешать; 婦 – женщина) – это эвфемизм, которым в годы Второй мировой войны называли женщин, принуждённых работать на так называемых «станциях утешения» (위안소, 慰安所) японской императорской армии. Фактически вианбу были сексуальными рабынями, обслуживающими японских солдат и офицеров в оккупированных Японией странах и территориях. Оценки того, сколько именно женщин прошли через «станции», колеблются от 20 до 400 тыс. Национальный состав вианбу был чрезвычайно пёстрым. Фактически, среди вианбу были представительницы всех стран и территорий, находящихся под контролем Японии, в том числе японки и женщины европейского происхождения.
Сейчас о вианбу, принужденных «утешать» японских солдат, известно достаточно широко, что является результатом работы многих гражданских активистов, правозащитников и исследователей, а также благодаря самим бывшим работницам «станций», которые нашли в себе силы публично выступить с обвинениями в адрес Японии. 14 августа 1991 года одна из них – Ким Хаксун – первой поведала свою историю пребывания в сексуальном рабстве на «станции утешения» в Харбине. Поэтому именно 14 августа в Республике Корея в 2018 году было решено сделать официальным днём памяти вианбу.
Сейчас о вианбу, принужденных «утешать» японских солдат, известно достаточно широко, что является результатом работы многих гражданских активистов, правозащитников и исследователей, а также благодаря самим бывшим работницам «станций», которые нашли в себе силы публично выступить с обвинениями в адрес Японии. 14 августа 1991 года одна из них – Ким Хаксун – первой поведала свою историю пребывания в сексуальном рабстве на «станции утешения» в Харбине. Поэтому именно 14 августа в Республике Корея в 2018 году было решено сделать официальным днём памяти вианбу.
Однако далеко не все знают, что вианбу не исчезли после завершения Второй мировой войны. Практика их использования была продолжена в Японии и Корее (южнее 38 параллели), но теперь клиентами военных борделей стали американские GI. В этой связи их принято называть мигун вианбу (미군 위안부, 美軍 慰安婦), то есть «женщины для утешения при американских войсках».
Несмотря на то, что в Корее проституция официально запрещена, для американских военных было сделано исключение – в так называемых «деревеньках [при] базах» (기지촌) под управлением государства и присмотром американской военной полиции кореянкам позволили «утешать» американских солдат.
Несмотря на то, что в Корее проституция официально запрещена, для американских военных было сделано исключение – в так называемых «деревеньках [при] базах» (기지촌) под управлением государства и присмотром американской военной полиции кореянкам позволили «утешать» американских солдат.
Более того, доподлинно известно, что режим Пак Чонхи использовал «женщин для утешения» для зарабатывания иностранной валюты. Бывшие вианбу заявляют, что в то время их называли «патриотами, зарабатывающими доллары для страны», а само государство выступало в роли сутенёра, продавая их за деньги и расположение американским военным.
Однако наибольшую критику сейчас вызывает практика принудительной госпитализации «женщин для утешения», к которой в РК стали прибегать после того, как в 1971 году американское командование выразило недовольство в связи со слишком высоким числом заболевших венерическими заболеваниями GI (568 заболевших из 1000 солдат в Корее против 111 заболевших на 1000 солдат в среднем по миру). Места принудительного лечения в народе прозвали «monkey house», скорее всего, из-за характерной сгорбленной походки ослабших от «заботы» врачей пациенток, а также решёток на окнах. Лечили несчастных огромными дозами антибиотиков. Иногда ослабленный организм девушек не выдерживал такой терапии.
Однако наибольшую критику сейчас вызывает практика принудительной госпитализации «женщин для утешения», к которой в РК стали прибегать после того, как в 1971 году американское командование выразило недовольство в связи со слишком высоким числом заболевших венерическими заболеваниями GI (568 заболевших из 1000 солдат в Корее против 111 заболевших на 1000 солдат в среднем по миру). Места принудительного лечения в народе прозвали «monkey house», скорее всего, из-за характерной сгорбленной походки ослабших от «заботы» врачей пациенток, а также решёток на окнах. Лечили несчастных огромными дозами антибиотиков. Иногда ослабленный организм девушек не выдерживал такой терапии.
🔥1
Стать «женщиной для утешения» в «деревеньке [при] базе» можно было различными путями. Чаще всего проститутками кореянки становились не от хорошей жизни. Известно и о случаях превращения в вианбу северокорейских санитарок, захваченных в плен, и несовершеннолетних. Многих в «деревеньки [при] базах» заманивали обманным путём, обещая лёгкий заработок, после чего принуждали отрабатывать внезапно возникший долг. Стоит ли говорить, что таким же образом многие молодые кореянки за несколько десятилетий до этого оказывались и в японских «станциях для утешения».
Несмотря на схожее именование и, в целом, похожую судьбу, отношение к «женщинам для утешения», пострадавшим от японских и американских военных, заметно отличается. Если первые являются символом преступлений Японии против Кореи и других стран региона, то вторые – неудобное и, возможно, неизбежное следствие присутствия американских войск в РК. Есть даже те, кто выступают против именования их вианбу, хотя именно так они назывались в официальных документах вплоть до начала 1990х годов.
Тем не менее, в последние годы голос бывших «утешительниц» американских солдат становится всё громче. А в 2014 году группа бывших мигун вианбу подала в суд на правительство РК с требованием выплаты им компенсации. В феврале 2018 года суд частично удовлетворил их требование, постановив выплатить 74 бывшим вианбу по 7 млн вон, и ещё 43 – по 3 млн вон. Это решение стало первым официальным признанием ответственности государства за проституцию, процветавшую в «деревушках [при] базах».
В 21 веке уже никого не удивить травести артистами (переодевание в одежду, исполнение роли противоположного пола). Дрэг-квины и дрэг-кинги уже давно стали частью западной культуры. Они выступают на Евровидении, снимают свои теле-шоу, выпускают музыкальные альбомы и многое другое. Среди драг квинов корейского происхождения самыми известными считаются Син Санён и Ха Хёнсу, выступающие под псевдонимами Kim Chi и Soju. Оба артиста получили широкую известность благодаря шоу «Королевские гонки РуПола» (RuPaul's Drag Race) - реалити-шоу, в котором участники борются за звание лучшей дрэг-квин.
Для массовой культуры современной Кореи переодевание парней в девушек не является чем-то необычным. Многие айдолы в качестве фан-сервиса делают различные юмористические, музыкальные выступления, переодеваясь в девушек. Чаще - в известных персонажей мультфильмов или коллег певиц.
Но сама дрэг культура еще остается закрытой для массового корейского зрителя. Обычно выступления такого рода артистов можно посмотреть только в определенных клубах района Итхэвон или на квир фестивалях, ежегодно проходящих в крупных городах страны. Так как драг артисты, даже не всегда являясь представителями нетрадиционной сексуальной ориентации, считают себя частью квир сообщества и выступают в защиту ЛГБТ, они так же сталкиваются с пренебрежительным отношением к себе. Тем не менее у многих из них существуют instagram и youtube блоги, в которых они открыто говорят о своей сексуальной ориентации, творчестве, макияже, костюмах, не скрывая своей настоящей личности.
Несмотря на существующее недопонимания к такому виду искусства, за последние 2 года дрэги стали появляться на массовых мероприятия, не имеющих прямого отношения к ЛГБТ, таких как Seoul Fashion Week. Также дрэг-квинов все чаще можно увидеть в музыкальных клипах к-поп айдолов (MAMAMOO – HIP, Brown Eyed Girls – Wonder Woman, WooSung – FACE, jenyer – illusion).