Научный клуб Лицея НИУ ВШЭ – Telegram
Научный клуб Лицея НИУ ВШЭ
537 subscribers
67 photos
4 videos
15 files
52 links
Телеграмм канал Научного клуба лицея
НИУ ВШЭ «Новая Касталия».
Занятия проходят по средам раз в 3 недели в 17:00. Точные даты и адрес ищите в анонсах в этом тг канале.
Download Telegram
Сообщение от Сорвина К.В.

Дорогие друзья! Дорогие слушатели Научного клуба "Новая Касталия"! Добрый день!

Итак, в следующую среду, 8 октября, в 17 ч у нас с вами состоится вторая встреча НК, где мы должны будем завершить разделы темы "Социология звездного неба", посвященные познанию и религии.



Предлагаю небольшой материалы для самостоятельного прочтения, посвященный роли социальных факторов в установлении причинно-следственных связей вещей.

На первый взгляд, социальность на это никак не может повлиять: разве то, что Солнце нагревает камень мы не получаем из опыта? Но не будем спешить с выводами и посмотрим два текста:

1) Очерк 7.3. "Эмпиризм и рационализм" из книги Сорвин К.В. "Очерки из истории классической философии". В идеале посмотреть весь очерк, особенно про эмпиризм, но можно ограничиться последними страницами со слов :"Епископ Беркли...". Ваша задача - понять Юма, его весьма странное, на первый взгляд, отношение к причинным связям

2) Дюркгейм. Элементарные формы религиозной жизни. Глава 7 "Источники этих верований", параграф 6 "Склонность примитивного человека смешивать виды и классы"



Основные вопросы, над которыми предлагаю подумать:

- как связаны позиции Дюркгейма и Юма?

- что общего обнаруживает Д в первобытном мышлении и мышлении ученого?

- почему он считает, что религия, в том числе такая примитивная, как тотемизм, проложила дорогу науки? Как это связано с СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДОЙ познания человека?



НЕ ЗАБЫВАЕМ ПРО ДРЕСС КОД - БАБОЧКУ!
7👍2
НАУЧНЫЙ КЛУБ |ВСТРЕЧА №2

Приглашаем вас на вторую встречу Научного клуба "Новая Касталия"!
Встречаемся уже 8 октября в 17:00

Адрес: 3-й Колобовский переулок, д. 8, стр. 2, ауд. 311

На встрече слушатели под руководством Кирилла Валентиновича Сорвина продолжат разбирать разделы темы "Социология звездного неба".

Домашнее задание и подробное описание встречи от Кирилла Валентиновича доступны по ссылке.

Регистрация здесь

До встречи!
10💋3
Друзья!
8ого!
Опечатка в афише была ❤️
12
Друзья!
Мы хотим развивать наш проект!
У нас есть идея добавить в этот канал науч-поп контента!
Если вам интересно стать частью нашей будущей медиа команды, напишите Валерии в личку
@leruff
Будем очень рады вам! 🤍
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
14
Домашнее задание от Кирилла Валентиновича:


🌟 К занятию №3 🌟

Дорогие друзья! Добрый день!

Итак, мы плавно подходим к макро теме «Почему молчит Вселенная?». Переходная тема должна быть посвящена новой роли познающего субъекта в науках ХХ-ХХI веков, и напрямую выводить нас на тему ЖИЗНИ. Эту функцию и выполнит обращение к замечательной книге Роберта Ланца и Боба Бермана «Биоцентризм. Как жизнь создает Вселенную». Просьба прочитать Введение, Гл. 1 «Мутная Вселенная», Гл. 2 «В начале было… что?»

Вопросы:
1) В названии книги присутствует термин «Биоцентризм». Как вы его поняли? В чем его парадоксальность? Какие еще подобные «измы» вы знаете?

2) Каково базовое положение биоцентризма? С какими иными явлениями духовной жизни, находящимися за пределами науки, нередко сближается биоцентризм (Введение)?

3) О каких научных проблемах, связанных с теорией Вселенной и теорией сознания, говорят авторы? В чем состоит главная особенность «квантовых частиц»? (Гл. 1)

4) Нет ли здесь упоминания принципа, близкого к принципу «неизменной субстанции», о котором мы говорили раньше? В связи с чем он упоминается? В чем парадокс связи, соотношения фундаментальных констант современной науки? Почему в первой главе упоминается религия? В каких случаях исследователи прошлого обращались к Богу, как с этим обстоит дело в современной науке? На каком пути планирует автор получить все же ответы на поставленные вопросы, какой компонент надо (Гл. 1)

5) В чем суть парадигмы биоцентризма? На каком месте в системе наук стоит биология, согласно авторам? А на каком месте она стоит в обычных науках? (Гл.2)

6) Автор упоминает Дж Беркли. В связи с чем? А соотносятся ли как-то поднятые в этой связи вопросы с социологией знания, которой мы занимались на предыдущих встречах? Какой первый шаг предлагает сделать автор, чтобы начать движение в сторону разрешения существующих проблем? (Гл. 2)

Ну а в начале встречи мы очень кратко завершим наш предшествующий разговор, ибо мы совсем ничего не сказали о таком удивительном разделе социологии религии, как социология магии.



ССЫЛКА
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7
НАУЧНЫЙ КЛУБ|22 ОКТЯБРЯ

Приглашаем на встречу Научного клуба №3!

Встреча пройдет 22 октября, в 17 ч по адресу Армянский переулок, д.4, стр.2, аудитория 418.

Не забудьте бабочку 🧡
Домашнее задание доступно по ссылке

Регистрация по ссылке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8
НАУЧНЫЙ КЛУБ | 5 ноября

Приглашаем на четвертую встречу Научного клуба!

Встреча пройдет 5 ноября, в 17:00 по адресу Армянский переулок, д.4, стр.2, аудитория 311.

Не забудьте про бабочку 🤩

Регистрация по ссылке
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5❤‍🔥1
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Дорогие друзья! Итак, в эту среду мы встречаемся вновь, у нас будет еще один разговор перед тем, как мы перейдем напрямую к "тайне молчащей Вселенной". Я написал в Материалах, какие два интереснейших вектора нач ждут на встрече, сейчас же добавлю одно: в дом задании я предложил вам прочитать две небольшие главы из "Как жизнь создает Вселенную". Третья глава - совсем маленькая, но зато философская. А четвертая - почти почти художественная, автобиографическая, в том числе о том, как автор делал в школе аналог ваших ИВР. Я очень призываю вас обязательно прочитать эти две главы, прочитать не так, как вы читаете первоисточники и учебники, а в свое удовольствие, возможно перед сном. Хотя она и автобиографична, она выводит на очень фундаментальные вопросы.

До встречи!
3
Друзья, у нас новости!
До этого мы делились здесь в основном анонсами встреч клуба - но ведь социальные науки куда шире 😉 Теперь в нашем канале будет больше интересных постов:
- короткие размышления о том, как работают общество и культура;
- забавные и интересные исследования;
и многое другое!
Мы остаёмся верны духу клуба - просто теперь между встречами будет чуть больше поводов порассуждать о мире вокруг 🌏
Оставайтесь с нами, дальше - любопытнее!
❤‍🔥842🤩2
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
🤩 Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации:

На данном отрывке 40-летний Том Скаво собирается поступать повторно в университет на изучение китайского языка

🤩 В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.


🤩Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.



🤩В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного,начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования в случае получения гражданином образования данного уровня впервые, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

🤩В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.



🤩В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

🤩создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤‍🔥7👍5🤩4😁3🐳2
🤩 Почему кофе - это не просто напиток, а социальный феномен☕️

Кажется, что кофе - просто напиток. На перекрестке дисциплин он превращается в феномен, в котором находят отражения многие аспекты современной социальной реальности.


🤩Экономика и общество потребления
В XX веке кофе стал не просто товаром, а символом новой экономики впечатлений.
Торстейн Веблен писал, что мы потребляем не ради пользы, а ради демонстрации.
Кофе становится маркером стиля жизни - знаком того, кто мы есть или кем хотим казаться.
Зигмунт Бауман сказал бы, что это часть текучей современности - когда идентичность меняется так же быстро, как сезонные напитки в меню.
Жан Бодрийяр пошёл бы дальше: кофе - это симулякр бодрости. Мы не столько бодримся, сколько имитируем энергию, чтобы соответствовать ритму общества, где усталость - почти табу.

🤩Культурологи и антропологи напомнят, что кофейни исторически были пространствами общественного разума.
Юрген Хабермас считал, что именно там - в европейских кафе XVIII века - зародилась публичная сфера: место, где частные лица обсуждали общее благо.
Современные кофейни и коворкинги - прямые наследники этих «гаваней публичности».

🤩Психология добавит, что кофе стал символом контроля над временем.
Давид Гребер писал, что мы пьем кофе, не только чтобы «вернуться к себе», но и чтобы «успеть больше» - двойственность, типичная для человека позднего капитализма.

🤩Социология видит в кофе ритуал повседневности.
Эрвинг Гоффман назвал бы утренний кофе «рамкой взаимодействия» - сценой, где мы репетируем свою роль бодрого и собранного человека.

Если когда-то кофе был стимулом труда, то теперь он стал товаром внимания — способом поддерживать себя в системе, где время и продуктивность тоже продаются.

Так что, может быть, утренний глоток эспрессо - это не способ проснуться, а способ войти в общество? А что вы думаете о кофе? ☕️
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
16❤‍🔥7👨‍💻4
Отбор на онлайн ШСЭН'26 12-16 января!

🤩До очной ШСЭН'25 осталось меньше месяца, а у нас уже не за горами и онлайн ШСЭН'26 для 11 классов, которая состоится с 12 по 16 января в онлайн-формате!

🤩Мы рады объявить отбор на Школу в онлайн-формате!

🤩 В доп. отборе могут участвовать только учащиеся 11 класса, которые ранее не писали отбор на ШСЭН.
Результаты тех, кто писал отбор в основную волну уже учтены.

🤩Запоминайте даты🤩

🤩23 ноября — основной день 1 тура
🤩25 ноября — резервный день 1 тура
🤩8-14 декабря — собеседования
🤩15-16 декабря — объявление результатов

🤩В этот раз формат отбора немного изменился, в 1 письменном туре Вас будут ждать как тестовые задания, так и вопросы на рассуждение.

🤩Регистрация обязательна и доступна до 22 ноября 23:59 по ссылке.

🤩Будем с нетерпением ждать ваших регистраций и увидимся на онлайн ШСЭН'26 с 12 по 16 января🤩

🤩Немного о школе

ШСЭН - это:
🤩 Интенсивные лекции и семинары от ведущих преподавателей и студентов факультета экономических наук, ОП «Социология» и ОП «Политология» НИУ ВШЭ.
🤩 Живая студенческая атмосфера с вожатыми, самым уютным гитарником и незабываемыми внеучебками.
🤩 Комьюнити единомышленников – здесь заводят друзей, а потом вместе поступают в Вышку!

Что тебе даст участие в Школе?
🤩 Прокачаешь знания – узнаешь больше о социальных и экономических науках, углубишься в теорию, попробуешь свои знания на практике!
🤩 Определишься с будущим – поймёшь, какое направление тебе ближе, выстроишь свою образовательную траекторию!
🤩 Примеришь на себе роль Вышкинца и узнаешь, что же тебя ждет на бакалавриате!


Куратор и директор Школы - заместитель проректора НИУ ВШЭ К.В. Сорвин.


Наш телеграм-канал
Наш сайт

Всегда Ваша,
Команда ШСЭН🤩
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
1