🇨🇳 Как Китай использует «телефонную дипломатию» в отношении США и Украины — в комментарии Евгения Минченко @politburo2:
• КНР целенаправленно посылает США сигналы о том, что в их отношениях имеется ряд проблем, которые делают невозможным любой конструктивный диалог. Если учитывать, что ранее подобные трудности испытывал Владимир Зеленский, то можно утверждать о возникновении своеобразной «телефонной дипломатии» со стороны Пекина.
• Китай прибегает к телефонной дипломатии, превращая сам факт диалога с лидерами западных стран в демонстрацию отношения к ним. Любые партнёры Вашингтона могут стать персонами нон-грата для КНР.
• США стали слишком часто использовать нравоучительный тон в отношении внешней политики Китая. Терпение КНР постепенно заканчивается, и уже сейчас можно заметить появление достаточно жёстких ответов Поднебесной. Недавно звучали заявления со стороны Пекина о том, что США не могут указывать ему на то, с кем поддерживать контакты, а с кем — нет.
• Следующими, кто не сможет дозвониться Си Цзиньпину, могут быть лидеры ближайших союзников США. Например, с премьер-министром Канады Джастином Трюдо у главы КНР уже была неприятная история, связанная со сливом конфиденциальных данных западным коллегой. Это и может послужить поводом для того, чтобы разговор не состоялся.
Читать комментарий для @vzglyad_ru
• КНР целенаправленно посылает США сигналы о том, что в их отношениях имеется ряд проблем, которые делают невозможным любой конструктивный диалог. Если учитывать, что ранее подобные трудности испытывал Владимир Зеленский, то можно утверждать о возникновении своеобразной «телефонной дипломатии» со стороны Пекина.
• Китай прибегает к телефонной дипломатии, превращая сам факт диалога с лидерами западных стран в демонстрацию отношения к ним. Любые партнёры Вашингтона могут стать персонами нон-грата для КНР.
• США стали слишком часто использовать нравоучительный тон в отношении внешней политики Китая. Терпение КНР постепенно заканчивается, и уже сейчас можно заметить появление достаточно жёстких ответов Поднебесной. Недавно звучали заявления со стороны Пекина о том, что США не могут указывать ему на то, с кем поддерживать контакты, а с кем — нет.
• Следующими, кто не сможет дозвониться Си Цзиньпину, могут быть лидеры ближайших союзников США. Например, с премьер-министром Канады Джастином Трюдо у главы КНР уже была неприятная история, связанная со сливом конфиденциальных данных западным коллегой. Это и может послужить поводом для того, чтобы разговор не состоялся.
Читать комментарий для @vzglyad_ru
ВЗГЛЯД.РУ
Минченко: Китай перешел к «телефонной дипломатии» с США и Украиной
КНР прибегает к телефонной дипломатии, превращая сам факт диалога с лидерами западных стран в демонстрацию своего отношения к ним. Любые партнеры Вашингтона могут стать персонами нон-грата для Китая. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Евгений Минченко.…
👍7
🇦🇲🇦🇿 Почему слова Пашиняна ещё не означают примирения Еревана и Баку — в колонке Сергея Маркедонова @DonskoyCossack:
• «Апрельские тезисы» Пашиняна о возможности признания территориальной целостности Азербайджана в границах 1991 года не могли не попасть в топы информационных сообщений по нескольким причинам: (1) Нагорный Карабах стал одним из столпов постсоветской Армении — проблема статуса Нагорно-Карабахской автономной области была главной для Армянской ССР; (2) завершение застарелого конфликта в Закавказье, если таковое произойдет, способно радикально изменить весь региональный геополитический дизайн; (3) Карабах — один из ключевых сюжетов для Пашиняна-политика.
• Пашинян не впервые допускает признание границ 1991 года как основу мира с соседней страной. Про это он говорил несколько раз в течение последнего года, напирая на то, что у Еревана нет внешних союзников для поддержки независимости Карабаха, а также отсутствуют военные возможности для реванша.
• «Апрельские тезисы» Пашиняна вызвали гневную отповедь и в Степанакерте — столице самопровозглашенной республики. Фактор общественного мнения премьер не может игнорировать.
• Премьер Армении не может не учитывать азербайджанскую риторику. Баку воспринимает выступления Пашиняна, скорее, как демонстрацию слабости.
• Карабахский вопрос — не проблема одного лишь конфликта двух соседних государств Закавказья. Не в последнюю очередь это важный кейс о грамотном просчёте ресурсов и стратегическом планировании. На постсоветском пространстве для политиков и дипломатов реализм стал чем-то большим, чем теория международных отношений.
Читать статью для @forbesrussia
• «Апрельские тезисы» Пашиняна о возможности признания территориальной целостности Азербайджана в границах 1991 года не могли не попасть в топы информационных сообщений по нескольким причинам: (1) Нагорный Карабах стал одним из столпов постсоветской Армении — проблема статуса Нагорно-Карабахской автономной области была главной для Армянской ССР; (2) завершение застарелого конфликта в Закавказье, если таковое произойдет, способно радикально изменить весь региональный геополитический дизайн; (3) Карабах — один из ключевых сюжетов для Пашиняна-политика.
• Пашинян не впервые допускает признание границ 1991 года как основу мира с соседней страной. Про это он говорил несколько раз в течение последнего года, напирая на то, что у Еревана нет внешних союзников для поддержки независимости Карабаха, а также отсутствуют военные возможности для реванша.
• «Апрельские тезисы» Пашиняна вызвали гневную отповедь и в Степанакерте — столице самопровозглашенной республики. Фактор общественного мнения премьер не может игнорировать.
• Премьер Армении не может не учитывать азербайджанскую риторику. Баку воспринимает выступления Пашиняна, скорее, как демонстрацию слабости.
• Карабахский вопрос — не проблема одного лишь конфликта двух соседних государств Закавказья. Не в последнюю очередь это важный кейс о грамотном просчёте ресурсов и стратегическом планировании. На постсоветском пространстве для политиков и дипломатов реализм стал чем-то большим, чем теория международных отношений.
Читать статью для @forbesrussia
Forbes.ru
Границы возможного: почему слова Пашиняна еще не означают примирения Еревана и Баку
Премьер Армении Никол Пашинян допустил возможность признания территориальной целостности Азербайджана в границах 1991 года, то есть вместе с Нагорным Карабахом. Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов сч
👍4🔥3
🇷🇺🇩🇪 Высылку российских дипломатов из Германии комментирует Артём Соколов @GeRussia:
• Высылка российских дипломатов из ФРГ происходит не впервые. В нынешних условиях для таких решений не требуется определённого повода, так как российско-германские отношения продолжают разрушаться и стоит ожидать новых выпадов со стороны немецкого правительства.
• Ситуация с выдачей виз была непростой и до этой высылки дипломатов — новое сокращение дипкорпуса её не улучшит. В то же время культурные обмены на официальном уровне и так полностью приостановлены.
• Вероятно, решение Берлина о масштабной высылке российских дипломатов приведёт к дальнейшему снижению уровня межгосударственных отношений. Ни МИД ФРГ, ни в целом немецкое правительство не готовы к конструктивному диалогу с Россией.
• Восстановление отношений, если об этом пойдёт речь в обозримой перспективе, будут осуществлять люди с иным социальным и политическим опытом, нежели члены нынешнего германского кабинета.
Читать комментарий для @vedomosti.
• Высылка российских дипломатов из ФРГ происходит не впервые. В нынешних условиях для таких решений не требуется определённого повода, так как российско-германские отношения продолжают разрушаться и стоит ожидать новых выпадов со стороны немецкого правительства.
• Ситуация с выдачей виз была непростой и до этой высылки дипломатов — новое сокращение дипкорпуса её не улучшит. В то же время культурные обмены на официальном уровне и так полностью приостановлены.
• Вероятно, решение Берлина о масштабной высылке российских дипломатов приведёт к дальнейшему снижению уровня межгосударственных отношений. Ни МИД ФРГ, ни в целом немецкое правительство не готовы к конструктивному диалогу с Россией.
• Восстановление отношений, если об этом пойдёт речь в обозримой перспективе, будут осуществлять люди с иным социальным и политическим опытом, нежели члены нынешнего германского кабинета.
Читать комментарий для @vedomosti.
Ведомости
Германия и Россия обменялись высланными дипломатами
Российско-германские отношения будут только ухудшаться, полагают эксперты
👍7🔥1
🌍 Проблему нехватки пресной воды в мире анализирует Вениамин Попов:
• По данным ООН, каждый четвёртый человек в мире испытывает нехватку воды. При нынешних методах водопользования к 2030 году разрыв между прогнозируемым спросом и доступными запасами пресной воды составит 40%.
• 7 из 10 стран, страдающих от недостатка воды, расположены на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В этих государствах средний уровень водного стресса составляет 820%. Это означает, что годовой водозабор в восемь раз превышает водоснабжение из возобновляемых источников.
• В условиях нехватки воды строительство новых плотин становится источником потенциальных конфликтов. Воды самой длинной реки Африки, Нила, находятся в центре давнего спора между Эфиопией и её соседями — Суданом и Египтом.
• В ближайшем будущем вопрос обеспечения питьевой водой превратится в крупнейшую мировую проблему. Вероятно, увеличится роль России, обладающей крупнейшими в мире запасами чистой питьевой воды.
Читать статью для @ng_ru
• По данным ООН, каждый четвёртый человек в мире испытывает нехватку воды. При нынешних методах водопользования к 2030 году разрыв между прогнозируемым спросом и доступными запасами пресной воды составит 40%.
• 7 из 10 стран, страдающих от недостатка воды, расположены на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В этих государствах средний уровень водного стресса составляет 820%. Это означает, что годовой водозабор в восемь раз превышает водоснабжение из возобновляемых источников.
• В условиях нехватки воды строительство новых плотин становится источником потенциальных конфликтов. Воды самой длинной реки Африки, Нила, находятся в центре давнего спора между Эфиопией и её соседями — Суданом и Египтом.
• В ближайшем будущем вопрос обеспечения питьевой водой превратится в крупнейшую мировую проблему. Вероятно, увеличится роль России, обладающей крупнейшими в мире запасами чистой питьевой воды.
Читать статью для @ng_ru
Независимая
Нехватка пресной воды становится крупнейшей мировой проблемой / КАРТ-БЛАНШ / Независимая газета
По данным ООН, 2,3 млрд человек, или каждый четвертый живущий в мире, испытывают нехватку воды. Население планеты быстро растет, и оценки показывают, что при нынешних методах водопользования к 2030 году будет 40-процентный разрыв между прогнозируемым спросом…
👍2
🎙🖊 Информация, репутация и саммит «Россия — Африка». Новый выпуск подкаста The Africa Dialogues с Лорой Чконией и Дарьей Лабутиной
Гость шестого выпуска The Africa Dialogues — член пула МИД России, автор телеграм-канала «Галопом по Африкам» @africafordummies — Дарья Лабутина. Ведущая подкаста — младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ Лора Чкония:
• Сегодня африканский континент всё чаще приковывает к себе внимание российской общественности, что с особенной силой ощущается после событий февраля 2022 года. Африканские страны традиционно воспринимают Россию как дружественное государство. Не менее позитивное восприятие Африки сложилось и в России.
• Африка становится регионом повышенного интереса и соперничества для лидеров ведущих мировых держав, включая Россию. Руководители африканских стран исходят из собственных интересов и их политика не должна рассматриваться в категориях «пророссийской» и «прозападной».
• Несмотря на то, что советское наследие всё ещё имеет значение для африканских обществ, необходимы новые механизмы и стимулы взаимодействия. Следует открывать новые культурные центры и посольства на континенте, а также обеспечивать прямую коммуникацию за счёт установления прямого авиасообщения. Также необходимо наладить логистические цепочки, обеспечив прямую торговлю с Африкой в обход европейских посредников. В этом отношении главное препятствие — нехватка финансовых ресурсов для реализации всех инициатив.
• Существуют значительные различия в нарративах в преддверии саммитов «Россия — Африка» 2019 года и «Россия — Африка» 2023 года. В первом случае основной акцент был сделан на символичном возвращении России в Африку. Сегодня же речь идёт об активизации экономического сотрудничества в дополнение к уже существующим направлениям взаимодействия. Нынешняя PR-стратегия России в Африке основана на (1) противопоставлении Западу и (2) призывах к развитию двустороннего сотрудничества.
• Не следует трактовать активизацию сотрудничества России с Африкой как обращение к «региону последней надежды» для российской дипломатии. На практике фактически все африканские страны представляют интерес для развития двусторонних связей, а также взаимодействия с их региональными объединениями. При этом российско-африканское сотрудничество начинается во многом «с нуля».
• На явку африканских лидеров на саммит «Россия — Африка» в этом году могут повлиять как внешние, так и внутриконтинентальные факторы, как, например, череда президентских выборов. Тем не менее, июльский саммит должен стать более продуктивным, нежели предыдущий.
Слушать англоязычный подкаст на удобной платформе.
Гость шестого выпуска The Africa Dialogues — член пула МИД России, автор телеграм-канала «Галопом по Африкам» @africafordummies — Дарья Лабутина. Ведущая подкаста — младший научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ Лора Чкония:
• Сегодня африканский континент всё чаще приковывает к себе внимание российской общественности, что с особенной силой ощущается после событий февраля 2022 года. Африканские страны традиционно воспринимают Россию как дружественное государство. Не менее позитивное восприятие Африки сложилось и в России.
• Африка становится регионом повышенного интереса и соперничества для лидеров ведущих мировых держав, включая Россию. Руководители африканских стран исходят из собственных интересов и их политика не должна рассматриваться в категориях «пророссийской» и «прозападной».
• Несмотря на то, что советское наследие всё ещё имеет значение для африканских обществ, необходимы новые механизмы и стимулы взаимодействия. Следует открывать новые культурные центры и посольства на континенте, а также обеспечивать прямую коммуникацию за счёт установления прямого авиасообщения. Также необходимо наладить логистические цепочки, обеспечив прямую торговлю с Африкой в обход европейских посредников. В этом отношении главное препятствие — нехватка финансовых ресурсов для реализации всех инициатив.
• Существуют значительные различия в нарративах в преддверии саммитов «Россия — Африка» 2019 года и «Россия — Африка» 2023 года. В первом случае основной акцент был сделан на символичном возвращении России в Африку. Сегодня же речь идёт об активизации экономического сотрудничества в дополнение к уже существующим направлениям взаимодействия. Нынешняя PR-стратегия России в Африке основана на (1) противопоставлении Западу и (2) призывах к развитию двустороннего сотрудничества.
• Не следует трактовать активизацию сотрудничества России с Африкой как обращение к «региону последней надежды» для российской дипломатии. На практике фактически все африканские страны представляют интерес для развития двусторонних связей, а также взаимодействия с их региональными объединениями. При этом российско-африканское сотрудничество начинается во многом «с нуля».
• На явку африканских лидеров на саммит «Россия — Африка» в этом году могут повлиять как внешние, так и внутриконтинентальные факторы, как, например, череда президентских выборов. Тем не менее, июльский саммит должен стать более продуктивным, нежели предыдущий.
Слушать англоязычный подкаст на удобной платформе.
6 выпуск 1 сезона
Information, Reputation and the Russia-Africa Summit with Daria Labutina — Подкаст «The Africa Dialogues»
During this episode I spoke to Daria Labutina, journalist covering Russia’s big “Return to Africa” and member of the Russian Foreign Ministry’s journalist pool, author of the Telegram channel “Africa for Dummies”. Daria has been covering all things A
👍3
🌐 Теперь не до (само)контроля? Аудиокомната с Дмитрием Стефановичем @vatfor о стратегических вооружениях
Своевременно ли заниматься контролем над вооружениями? Как начать разбираться в ядерных заклёпках? Может ли телеграм-канал открыть карьерный путь в ИМЭМО РАН?
Обсудим стратегические вооружения и контроль над ними в аудиокомнате с научным сотрудником Центра международной безопасности ИМЭМО РАН @imemo_ran, сооснователем проекта @vatfor Дмитрием Стефановичем.
Подписывайтесь на @imi_mgimo, заходите на канал 27 апреля в 18:00 и подключайтесь к прямому эфиру.
Своевременно ли заниматься контролем над вооружениями? Как начать разбираться в ядерных заклёпках? Может ли телеграм-канал открыть карьерный путь в ИМЭМО РАН?
Обсудим стратегические вооружения и контроль над ними в аудиокомнате с научным сотрудником Центра международной безопасности ИМЭМО РАН @imemo_ran, сооснователем проекта @vatfor Дмитрием Стефановичем.
Подписывайтесь на @imi_mgimo, заходите на канал 27 апреля в 18:00 и подключайтесь к прямому эфиру.
🔥10👍3🤯1😱1
• Сегодня в России криптовалюты вводятся в оборот, однако они не могут выступать средством платежа. Создание криптоплатформы подразумевает, что в специально определённых законом случаях криптовалютой можно будет расплачиваться во внешнеэкономической деятельности.
• Операции на криптоплатформе будут осуществляться в рамках экспериментального правового режима. Это позволит использовать те технологии и инструменты, которые сегодня в правовом поле отсутствуют.
• В России идёт активная разработка проекта «Цифровой рубль». Однако нужно понимать, что «цифровой рубль» в том виде, в котором его задумывают в Государственной Думе, не ориентирован на внешнеэкономическую деятельность.
• Многие компании обходят санкции, отправляя платежи контрагентам через криптовалюту. Проблема заключается в том, что государство не может отследить подобные транзакции: товар, оплаченный криптовалютой, рискует застрять на таможне.
• Создавая нормативный «островок» в виде экспериментального правового режима, государство обеспечивает необходимую прозрачность для всех участников закупочной цепи. В то же время ограниченность операций в криптовалюте в пространстве позволяет не допустить на рынок «серых» и «чёрных» игроков.
Подробнее в интервью для @radio_sputnik
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Радио Sputnik
Поможет ли российская криптоплатформа обойти санкции?
В Госдуме заявили о том, что ведется работа по созданию криптоплатформы, которая помогла бы проводить трансграничные платежи. Ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина... Радио Sputnik, 19.04.2023
👍7
ИМИ МГИМО
🌐 Теперь не до (само)контроля? Аудиокомната с Дмитрием Стефановичем @vatfor о стратегических вооружениях Своевременно ли заниматься контролем над вооружениями? Как начать разбираться в ядерных заклёпках? Может ли телеграм-канал открыть карьерный путь в ИМЭМО…
Уже сегодня обсудим стратегические вооружения и контроль над ними с научным сотрудником Центра международной безопасности ИМЭМО РАН @imemo_ran, сооснователем проекта @vatfor Дмитрием Стефановичем.
Заходите на канал в 18:00 и подключаетесь к эфиру!
Заходите на канал в 18:00 и подключаетесь к эфиру!
Telegram
ИМИ МГИМО
🌐 Теперь не до (само)контроля? Аудиокомната с Дмитрием Стефановичем @vatfor о стратегических вооружениях
Своевременно ли заниматься контролем над вооружениями? Как начать разбираться в ядерных заклёпках? Может ли телеграм-канал открыть карьерный путь в ИМЭМО…
Своевременно ли заниматься контролем над вооружениями? Как начать разбираться в ядерных заклёпках? Может ли телеграм-канал открыть карьерный путь в ИМЭМО…
👍8
🌍 Саммиты как платформа для укрепления внешнего влияния в Африке — в статье Лоры Чконии:
• На фоне обострившейся геополитической конкуренции в Африке великие державы разрабатывают всё более изощрённые форматы сотрудничества. В качестве институциональных рамок для построения долгосрочных отношений и обеспечения влияния на континенте проводятся саммиты: «Россия — Африка» (2019); второй саммит лидеров США и Африки (2022), Форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC); саммит «ЕС — АС».
• Постепенно начинает складываться общая картина распределения внешнего влияния на континенте. Пекин — главный торговый партнёр Африки с 2009 года; Москва — экспортёр безопасности на фоне роста исламского радикализма и нестабильности; США владеют широкими полномочиями в ключевых международных финансовых институтах, которые предоставляют кредиты, гранты и техническую помощь.
• В 2000 году был создан Форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC). Китайский саммит уникален тем, что он обеспечивает всеобъемлющую связь между экономикой, политикой, безопасностью и мягкой силой в рамках всей китайской деятельности в Африке. FOCAC — зонтичная структура для выстраивания отношений всех 53 государств (за исключением Эсватини) с Китаем.
• Саммит лидеров США и Африки, первоначально запущенный в 2014 году, но позже забытый в рамках политики Трампа «Америка прежде всего», был реанимирован в 2022 году. Примечательно решение не сосредотачивать повестку саммита на триаде «демократия, права человека и управление». Вместо этого приоритет был отдан инфраструктурным проектам, технологическому развитию и продовольственной безопасности.
• На саммите лидеров 40 африканских стран и представителей ЕС в Брюсселе был представлен инвестиционный пакет на сумму $168 млрд с акцентом на энергетику, транспорт, цифровую инфраструктуру, здравоохранение и образование. Европейцы во главе с Великобританией и Францией — крупнейшие держатели иностранных активов в Африке.
• Учитывая повышенный интерес крупных держав к Африке, государства континента могут использовать саммиты в качестве платформы для лоббирования собственных программ и проектов развития — Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года, Африканской континентальной зоны свободной торговли и других флагманских проектов АС, которые являются важными с точки зрения африканского суверенитета.
Читать статью на английском и русском языке для @valdaiclub.
• На фоне обострившейся геополитической конкуренции в Африке великие державы разрабатывают всё более изощрённые форматы сотрудничества. В качестве институциональных рамок для построения долгосрочных отношений и обеспечения влияния на континенте проводятся саммиты: «Россия — Африка» (2019); второй саммит лидеров США и Африки (2022), Форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC); саммит «ЕС — АС».
• Постепенно начинает складываться общая картина распределения внешнего влияния на континенте. Пекин — главный торговый партнёр Африки с 2009 года; Москва — экспортёр безопасности на фоне роста исламского радикализма и нестабильности; США владеют широкими полномочиями в ключевых международных финансовых институтах, которые предоставляют кредиты, гранты и техническую помощь.
• В 2000 году был создан Форум китайско-африканского сотрудничества (FOCAC). Китайский саммит уникален тем, что он обеспечивает всеобъемлющую связь между экономикой, политикой, безопасностью и мягкой силой в рамках всей китайской деятельности в Африке. FOCAC — зонтичная структура для выстраивания отношений всех 53 государств (за исключением Эсватини) с Китаем.
• Саммит лидеров США и Африки, первоначально запущенный в 2014 году, но позже забытый в рамках политики Трампа «Америка прежде всего», был реанимирован в 2022 году. Примечательно решение не сосредотачивать повестку саммита на триаде «демократия, права человека и управление». Вместо этого приоритет был отдан инфраструктурным проектам, технологическому развитию и продовольственной безопасности.
• На саммите лидеров 40 африканских стран и представителей ЕС в Брюсселе был представлен инвестиционный пакет на сумму $168 млрд с акцентом на энергетику, транспорт, цифровую инфраструктуру, здравоохранение и образование. Европейцы во главе с Великобританией и Францией — крупнейшие держатели иностранных активов в Африке.
• Учитывая повышенный интерес крупных держав к Африке, государства континента могут использовать саммиты в качестве платформы для лоббирования собственных программ и проектов развития — Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года, Африканской континентальной зоны свободной торговли и других флагманских проектов АС, которые являются важными с точки зрения африканского суверенитета.
Читать статью на английском и русском языке для @valdaiclub.
Valdai Club
Summits Make the Heart Grow Fonder: Institutionalized Frameworks for Building Influence in Africa
As the continent continues to grow, according to the underlying logic of the scramble for Africa, great powers either need to assert their influence or risk falling behind. Considering the heightened interest, Africa can use the summits as a platform to lobby…
👍3
• Решение немецкого руководства отказаться от использования ядерной энергии после аварии на японской АЭС «Фукусима» было предметом продолжительных дискуссий в экспертном сообществе. Однако ни кабинет Ангелы Меркель, ни правительство Олафа Шольца не сомневались в необходимости этой меры.
• Энергетический кризис 2022 года в Германии, вызванный антироссийскими санкциями ЕС, спровоцировал резкий рост цен на электроэнергию для промышленности и домохозяйств. Однако ФРГ от плана закрыть оставшиеся АЭС не отказалась.
• Лидер Баварии Маркус Зёдер выступил за атомную энергетику и заявил, что готов обеспечить продолжение работы АЭС «Изар 2» в Нижней Баварии силами земельного правительства. Предполагается, что работа баварской станции может быть продлена до конца этого десятилетия.
• Сегодня энергетический кризис — одно из наиболее уязвимых мест «светофорной» коалиции. Германия смогла преодолеть дефицит энергоносителей этой зимой, но ситуация может повториться в зимний период в 2024 году. Вопрос допустимости использования атомной энергетики останется на повестке дня немецкой политики как минимум в ближайший год.
• Разговоры о возобновлении работы АЭС в Баварии станут одним из приёмов ХДС/ХСС по созданию образа альтернативной Германии, чуждой экстремальным проявлениям «зелёного» курса. Как показал провал референдума в Берлине о достижении климатической нейтральности к 2030 году, запрос на такую позицию в немецком обществе набирает силу.
Читать статью для @russiancouncil
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
РСМД
Баварский атом
Решение немецкого руководства отказаться от использования ядерной энергии после аварии на японской АЭС Фукусима в 2011 г. было предметом продолжительных дискуссий в экспертном сообществе ФРГ, но не ставилось под сомнение ни политиками из кабинета Ангелы Меркель…
👍9
🌍🇷🇺 Мировое большинство: практики голосования африканских стран в ООН — дискуссия с участием Ивана Лошкарёва @note2024:
• К Генассамблее ООН зачастую относятся поверхностно, так как существует мнение, что основные решения принимаются в рамках Совета Безопасности. Однако последние 20 лет в западных академических кругах особую популярность приобрела концепция «пост-ялтинского обычая международного права».
• Сегодня эксперты обращают внимание на Резолюцию 377 ГА ООН «Единство в пользу мира». Она предполагает, что в любых случаях, когда какое-либо решение не может быть принято на уровне Совета Безопасности, Генеральная Ассамблея имеет право сделать это вместо СБ.
• Резолюция 377 применялась 13 раз; 8 из них она использовалась для обхода вето СССР и России. В этом смысле Генеральная Ассамблея ООН выступает в качестве «проталкивателя» позиций западных государств.
• Россия поддерживает дружественные отношения с ЮАР, Мали, Анголой; при этом Сенегал, Джибути и Намибия, где российское присутствие намного скромнее, тоже тяготеют к союзу с Москвой или Пекином. ЦАР и Экваториальная Гвинея демонстрируют низкую степень совпадения с российскими интересами, а значит существует необходимость активизировать усилия на этом направлении.
• Тема неоколониализма — важный для Африки сюжет, а борьба с колониальным наследием — одна из точек соприкосновения позиций с Россией. Главная сложность заключается в том, что и Москва, и африканские страны во многом играют «от тактики»: долгосрочной стратегии взаимодействия с африканским континентом у России нет.
• После начала СВО появились новые сложности. Во-первых, некоторые партнёры стали осторожнее относиться к сотрудничеству с Россией и начали откладывать запланированные проекты. Во-вторых, усложнилось проведение банковских операций.
Подробнее в дискуссии на площадке @pressria.
• К Генассамблее ООН зачастую относятся поверхностно, так как существует мнение, что основные решения принимаются в рамках Совета Безопасности. Однако последние 20 лет в западных академических кругах особую популярность приобрела концепция «пост-ялтинского обычая международного права».
• Сегодня эксперты обращают внимание на Резолюцию 377 ГА ООН «Единство в пользу мира». Она предполагает, что в любых случаях, когда какое-либо решение не может быть принято на уровне Совета Безопасности, Генеральная Ассамблея имеет право сделать это вместо СБ.
• Резолюция 377 применялась 13 раз; 8 из них она использовалась для обхода вето СССР и России. В этом смысле Генеральная Ассамблея ООН выступает в качестве «проталкивателя» позиций западных государств.
• Россия поддерживает дружественные отношения с ЮАР, Мали, Анголой; при этом Сенегал, Джибути и Намибия, где российское присутствие намного скромнее, тоже тяготеют к союзу с Москвой или Пекином. ЦАР и Экваториальная Гвинея демонстрируют низкую степень совпадения с российскими интересами, а значит существует необходимость активизировать усилия на этом направлении.
• Тема неоколониализма — важный для Африки сюжет, а борьба с колониальным наследием — одна из точек соприкосновения позиций с Россией. Главная сложность заключается в том, что и Москва, и африканские страны во многом играют «от тактики»: долгосрочной стратегии взаимодействия с африканским континентом у России нет.
• После начала СВО появились новые сложности. Во-первых, некоторые партнёры стали осторожнее относиться к сотрудничеству с Россией и начали откладывать запланированные проекты. Во-вторых, усложнилось проведение банковских операций.
Подробнее в дискуссии на площадке @pressria.
Международный мультимедийный пресс-центр
Мировое большинство: практики голосования африканских стран в ООН
👍7
Вызовы и перспективы Афганистана — в коллективном комментарии с участием Михаила Конаровского:
• Режим талибов* демонстрирует устойчивость уже более полутора лет, несмотря на вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться. В основе этой устойчивости комплекс причин: традиционность большей части афганского общества, для которой идеология талибов является близкой и понятной; слабость оппозиции; наличие у режима внутренних доходов; предоставление гуманитарной помощи отдельными странами и международными организациями.
• Подавляющее число жителей Афганистана, в особенности пуштуны, живут в удалённых районах сельской местности и горных долинах, изолированно от внешнего мира, поэтому их приоритет — защита собственного племени и семьи, а в воспитании они ориентируются на кодекс чести предков «пуштунвалай». Большая часть жителей Афганистана в той или иной мере разделяет ценности движения «Талибан»* и, в основном, солидарна с целями, декларируемыми его руководством.
• Талибан* за всю историю существования имел разные статьи доходов. Вопреки распространенному мнению, прибыль от наркоторговли не была их основным доходом. Куда более важными для них являлись налоги с крестьян, которые этот опиум выращивали на подконтрольных им территориях. Талибы* облекали налоги в исламскую форму, называя их соответственно: ушр (10%-й налог на урожай) и традиционный закят (2,5%-й налог «в пользу бедных»).
• Другая статья доходов талибов — внешнее финансирование со стороны международных гуманитарных организаций и НПО. Это позволяет афганскому правительству, если не полностью стабилизировать ситуацию, то, по крайней мере, не доводить дело до гуманитарной катастрофы.
• Жёсткая линия в отношении женщин — закрытие школ и университетов для девушек — уже привела к уменьшению объёмов помощи, однако ситуация в этой сфере имеет тенденцию к ползучей деградации, и отказ от предоставления помощи в ближайшем будущем крайне маловероятен.
• Оппозиция талибам в Афганистане — маловлиятельные группировки. Политическая невооруженная оппозиция представлена тремя не покинувшими Афганистан лицами — бывшим президентом (2004 — 2014) Хамидом Карзаем, экс-главой исполнительной власти (2014 — 2020) Абдуллой Абдуллой, лидером Исламской партии Афганистана (с 1975 года) Гульбеддином Хекматияром. Главная сила вооружённой оппозиции — «Фронт национального спасения Афганистана».
• Основной соперник и военная угроза талибам* в Афганистане — «ИГИЛ-Хорасан»*. Вероятнее всего, талибы* за счёт численного и технического преимущества сумеют сдерживать ИГИЛ*. Но серия терактов, произошедших за полтора года и имевших своей целью как устрашение мирного населения, так и убийство членов Талибана*, показала, что талибам* не удаётся полностью обеспечить безопасность.
• Внешняя политика талибов*, в отличие от идеологизированной внутренней, более прагматична. Они трезво оценивают свои возможности и заинтересованы в развитии отношений с широким кругом международных акторов. В то же время талибы* стараются не идти на такие уступки в социально-политической сфере, которые могут выглядеть как отход от ценностных установок движения.
Читать комментарий для @imemo_ran
* Движение признано террористической организацией, запрещено в России.
• Режим талибов* демонстрирует устойчивость уже более полутора лет, несмотря на вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться. В основе этой устойчивости комплекс причин: традиционность большей части афганского общества, для которой идеология талибов является близкой и понятной; слабость оппозиции; наличие у режима внутренних доходов; предоставление гуманитарной помощи отдельными странами и международными организациями.
• Подавляющее число жителей Афганистана, в особенности пуштуны, живут в удалённых районах сельской местности и горных долинах, изолированно от внешнего мира, поэтому их приоритет — защита собственного племени и семьи, а в воспитании они ориентируются на кодекс чести предков «пуштунвалай». Большая часть жителей Афганистана в той или иной мере разделяет ценности движения «Талибан»* и, в основном, солидарна с целями, декларируемыми его руководством.
• Талибан* за всю историю существования имел разные статьи доходов. Вопреки распространенному мнению, прибыль от наркоторговли не была их основным доходом. Куда более важными для них являлись налоги с крестьян, которые этот опиум выращивали на подконтрольных им территориях. Талибы* облекали налоги в исламскую форму, называя их соответственно: ушр (10%-й налог на урожай) и традиционный закят (2,5%-й налог «в пользу бедных»).
• Другая статья доходов талибов — внешнее финансирование со стороны международных гуманитарных организаций и НПО. Это позволяет афганскому правительству, если не полностью стабилизировать ситуацию, то, по крайней мере, не доводить дело до гуманитарной катастрофы.
• Жёсткая линия в отношении женщин — закрытие школ и университетов для девушек — уже привела к уменьшению объёмов помощи, однако ситуация в этой сфере имеет тенденцию к ползучей деградации, и отказ от предоставления помощи в ближайшем будущем крайне маловероятен.
• Оппозиция талибам в Афганистане — маловлиятельные группировки. Политическая невооруженная оппозиция представлена тремя не покинувшими Афганистан лицами — бывшим президентом (2004 — 2014) Хамидом Карзаем, экс-главой исполнительной власти (2014 — 2020) Абдуллой Абдуллой, лидером Исламской партии Афганистана (с 1975 года) Гульбеддином Хекматияром. Главная сила вооружённой оппозиции — «Фронт национального спасения Афганистана».
• Основной соперник и военная угроза талибам* в Афганистане — «ИГИЛ-Хорасан»*. Вероятнее всего, талибы* за счёт численного и технического преимущества сумеют сдерживать ИГИЛ*. Но серия терактов, произошедших за полтора года и имевших своей целью как устрашение мирного населения, так и убийство членов Талибана*, показала, что талибам* не удаётся полностью обеспечить безопасность.
• Внешняя политика талибов*, в отличие от идеологизированной внутренней, более прагматична. Они трезво оценивают свои возможности и заинтересованы в развитии отношений с широким кругом международных акторов. В то же время талибы* стараются не идти на такие уступки в социально-политической сфере, которые могут выглядеть как отход от ценностных установок движения.
Читать комментарий для @imemo_ran
* Движение признано террористической организацией, запрещено в России.
ИМЭМО РАН | Официальный сайт
Афганистан: вызовы и перспективы
Режим талибов демонстрирует устойчивость уже более полутора лет, несмотря на вызовы, с которыми ему пришлось столкнуться. В ее основе лежат разные причины – традиционность большей части афганского общества, для которой идеология талибов является близкой и…
👍7😱1
🎙🌐 Теперь не до (само)контроля? — аудиокомната с Дмитрием Стефановичем @vatfor в формате подкаста:
• Говорить о контроле над вооружениями (КНВ) сложно из-за шлейфа негатива, связанного с тем, что этот контроль в основном разрушается. От негативных коннотаций со словом «контроль» можно уйти только с помощью положительного опыта, сигналов и достижений. Контроль над вооружениями позволяет планировать будущее и не закладываться на худшие сценарии — не тратить ресурсы, не внедрять более эскалационные доктринальные установки и т.д.
• Контроль над вооружениями в определённой мере делает противоборство более удобным. Им занимались, например, во время войны во Вьетнаме и войны в Афганистане — где ни Москва, ни Вашингтон особо не стеснялись напрямую воздействовать на вооружённые силы противника. С другой стороны, КНВ позволял ситуации не сползти в неконтролируемую эскалацию. Если смотреть на проблему КНВ и чуть более широко (или узко — в зависимости от школы мысли) на снижение ядерной опасности и ядерных рисков, контроль над вооружениями позволяет заниматься войной, противоборством великих держав в более «комфортных» условиях.
• Несколько иная ситуация складывается в условиях разрядки и общего стремления к разоружению. В этом случае КНВ позволяет продемонстрировать ответственный подход подлинно великих держав к столь чувствительной сфере, показывать пример третьим странам.
• При этом в любом случае остаётся актуальной базовая функция КНВ: снижать расходы на вооружение, уменьшать вероятность прямого вооружённого конфликта, а в случае его наступления — снижать степень разрушений.
• Проблема с контролем над вооружениями заключается в том, что в определённый момент это словосочетание стало синонимом «чего-то хорошего на благо всего человечества» — это совсем не так. КНВ — такой же инструмент обеспечения национальной безопасности, как и развитие ВПК, создание новых средств доставки ядерного оружия, испытание новых ядерных боезарядов.
• Есть мнение, что «оттолкнуться от дна» и с «чистого листа» создать что-то новое в сфере КНВ проще. Но этот подход сомнителен — в такой чувствительной сфере лучше опираться на какой-то фундамент, так как в данной ситуации «дно» — неограниченная гонка вооружений, отсутствие какой-либо транспарентности и полное недоверие к вероятному противнику.
• На стратегическую стабильность начинают всё сильнее влиять новые факторы — космическая инфраструктура, неядерные вооружения. Баланс постепенно смещается в сторону повышения потенциала неядерного оружия. Эти эффекты мультиплицируются через развитие систем разведки и целеуказания, в том числе космического базирования, через интеллектуализацию средств поражения. Возникает вопрос, насколько правильно оставаться только в рамках стратегических ядерных вооружений.
• Приостановка ДСНВ — шаг символический; возобладала школа мысли, считающая, что с противниками сотрудничества быть не должно. Возможное развёртывание российского ядерного оружия в Белоруссии можно считать в некоторой степени провокационным, эскалационным действием. Но с другой стороны — это повышение симметрии в отношении практик, используемых НАТО при руководящей роли США не один десяток лет.
• Эскалационное доминирование не всегда бывает успешным. Нет гарантии, что повысив градус противоборства, в итоге можно победить. Пример — война во Вьетнаме; США не стеснялись увеличивать масштабы задействованных сил, но к положительному результату это не привело.
• Чтобы лучше понять, что представляет из себя КНВ и стратстабильность, можно прочитать труды классика Томаса Шеллинга, монографию Посла России в США @EmbUSA Анатолия Антонова «Контроль над ядерными вооружениями как фактор обеспечения безопасности», мемуары Уильяма Перри «Мой путь по краю ядерной бездны», монографию Алексея Арбатова «Стратегическая стабильность — оружие и дипломатия», ежегодники СИПРИ и ИМЭМО РАН @imemo_ran (особенно из 1980-х годов); из художественной литературы — роман Фрэнка Герберта «Дюна».
Слушать запись аудиокомнаты на удобной платформе.
• Говорить о контроле над вооружениями (КНВ) сложно из-за шлейфа негатива, связанного с тем, что этот контроль в основном разрушается. От негативных коннотаций со словом «контроль» можно уйти только с помощью положительного опыта, сигналов и достижений. Контроль над вооружениями позволяет планировать будущее и не закладываться на худшие сценарии — не тратить ресурсы, не внедрять более эскалационные доктринальные установки и т.д.
• Контроль над вооружениями в определённой мере делает противоборство более удобным. Им занимались, например, во время войны во Вьетнаме и войны в Афганистане — где ни Москва, ни Вашингтон особо не стеснялись напрямую воздействовать на вооружённые силы противника. С другой стороны, КНВ позволял ситуации не сползти в неконтролируемую эскалацию. Если смотреть на проблему КНВ и чуть более широко (или узко — в зависимости от школы мысли) на снижение ядерной опасности и ядерных рисков, контроль над вооружениями позволяет заниматься войной, противоборством великих держав в более «комфортных» условиях.
• Несколько иная ситуация складывается в условиях разрядки и общего стремления к разоружению. В этом случае КНВ позволяет продемонстрировать ответственный подход подлинно великих держав к столь чувствительной сфере, показывать пример третьим странам.
• При этом в любом случае остаётся актуальной базовая функция КНВ: снижать расходы на вооружение, уменьшать вероятность прямого вооружённого конфликта, а в случае его наступления — снижать степень разрушений.
• Проблема с контролем над вооружениями заключается в том, что в определённый момент это словосочетание стало синонимом «чего-то хорошего на благо всего человечества» — это совсем не так. КНВ — такой же инструмент обеспечения национальной безопасности, как и развитие ВПК, создание новых средств доставки ядерного оружия, испытание новых ядерных боезарядов.
• Есть мнение, что «оттолкнуться от дна» и с «чистого листа» создать что-то новое в сфере КНВ проще. Но этот подход сомнителен — в такой чувствительной сфере лучше опираться на какой-то фундамент, так как в данной ситуации «дно» — неограниченная гонка вооружений, отсутствие какой-либо транспарентности и полное недоверие к вероятному противнику.
• На стратегическую стабильность начинают всё сильнее влиять новые факторы — космическая инфраструктура, неядерные вооружения. Баланс постепенно смещается в сторону повышения потенциала неядерного оружия. Эти эффекты мультиплицируются через развитие систем разведки и целеуказания, в том числе космического базирования, через интеллектуализацию средств поражения. Возникает вопрос, насколько правильно оставаться только в рамках стратегических ядерных вооружений.
• Приостановка ДСНВ — шаг символический; возобладала школа мысли, считающая, что с противниками сотрудничества быть не должно. Возможное развёртывание российского ядерного оружия в Белоруссии можно считать в некоторой степени провокационным, эскалационным действием. Но с другой стороны — это повышение симметрии в отношении практик, используемых НАТО при руководящей роли США не один десяток лет.
• Эскалационное доминирование не всегда бывает успешным. Нет гарантии, что повысив градус противоборства, в итоге можно победить. Пример — война во Вьетнаме; США не стеснялись увеличивать масштабы задействованных сил, но к положительному результату это не привело.
• Чтобы лучше понять, что представляет из себя КНВ и стратстабильность, можно прочитать труды классика Томаса Шеллинга, монографию Посла России в США @EmbUSA Анатолия Антонова «Контроль над ядерными вооружениями как фактор обеспечения безопасности», мемуары Уильяма Перри «Мой путь по краю ядерной бездны», монографию Алексея Арбатова «Стратегическая стабильность — оружие и дипломатия», ежегодники СИПРИ и ИМЭМО РАН @imemo_ran (особенно из 1980-х годов); из художественной литературы — роман Фрэнка Герберта «Дюна».
Слушать запись аудиокомнаты на удобной платформе.
6 выпуск 2 сезона
Теперь не до (само)контроля? | Дмитрий Стефанович — Подкаст «Внешняя политика»
Своевременно ли заниматься контролем над вооружениями? Как начать разбираться в ядерных заклёпках? Может ли телеграм-канал открыть карьерный путь в ИМЭМО РАН?Обсудили стратегические вооружения и контроль над ними в аудиокомнате с научным сотрудником
👍5🔥4🤯1
❄️ Военно-политическая напряжённость в Арктике — в комментарии Никиты Липунова @Northern_Affairs:
• После расширения НАТО за счёт Финляндии и Швеции Россия окажется единственной арктической державой, не входящей в альянс. Присоединение новых северных членов к военному блоку не повлияет на военно-политическую ситуацию в Арктике кардинально, поскольку обе страны уже и так глубоко интегрированы в систему альянса. Тем не менее в долгосрочной перспективе реальную угрозу для России может представлять размещение военной инфраструктуры НАТО в Финляндии.
• Пока военная активность НАТО в северных широтах ограничивается районом Северо-Восточной Атлантики: в Норвегии раз в два года проходят масштабные учения альянса Cold Response. Официально НАТО по-прежнему занимает сдержанную позицию по вопросу своего присутствия в Арктике, на что в значительной степени влияет Канада.
• Лондон активно выступает за увеличение присутствия НАТО в Арктике, что связано с его международно-политическими амбициями и реализацией стратегии «Глобальной Британии». Это уже нашло отражение в доктринальных документах: в прошлом году вышла первая арктическая стратегия британского оборонного ведомства, а в этом году — обновлённая арктическая стратегия королевства.
• Политика Лондона продиктована стремлением играть роль лидера северо-восточного фланга НАТО. Великобритания возглавляет объединенный экспедиционный корпус (JEF), куда входят военнослужащие государств-членов НАТО в Северной Европе и Прибалтике. Соединённое Королевство стремится закрепиться в северных широтах и уже сейчас называет себя «ближайшим соседом Арктики».
• Лондон будет использовать текущее усиление конфронтации западных стран с Россией, чтобы оставить за собой роль ключевой европейской силы НАТО и обосновать свои арктические амбиции.
• Тем не менее пока ни в Вашингтоне, ни в других столицах стран НАТО не заинтересованы в неуправляемой эскалации с Россией, в том числе из-за Арктики. Об этом свидетельствует тот факт, что западные чиновники пока относительно аккуратно высказываются по поводу размещения новых вооружений на территории Финляндии.
Читать комментарий для @izvestia
• После расширения НАТО за счёт Финляндии и Швеции Россия окажется единственной арктической державой, не входящей в альянс. Присоединение новых северных членов к военному блоку не повлияет на военно-политическую ситуацию в Арктике кардинально, поскольку обе страны уже и так глубоко интегрированы в систему альянса. Тем не менее в долгосрочной перспективе реальную угрозу для России может представлять размещение военной инфраструктуры НАТО в Финляндии.
• Пока военная активность НАТО в северных широтах ограничивается районом Северо-Восточной Атлантики: в Норвегии раз в два года проходят масштабные учения альянса Cold Response. Официально НАТО по-прежнему занимает сдержанную позицию по вопросу своего присутствия в Арктике, на что в значительной степени влияет Канада.
• Лондон активно выступает за увеличение присутствия НАТО в Арктике, что связано с его международно-политическими амбициями и реализацией стратегии «Глобальной Британии». Это уже нашло отражение в доктринальных документах: в прошлом году вышла первая арктическая стратегия британского оборонного ведомства, а в этом году — обновлённая арктическая стратегия королевства.
• Политика Лондона продиктована стремлением играть роль лидера северо-восточного фланга НАТО. Великобритания возглавляет объединенный экспедиционный корпус (JEF), куда входят военнослужащие государств-членов НАТО в Северной Европе и Прибалтике. Соединённое Королевство стремится закрепиться в северных широтах и уже сейчас называет себя «ближайшим соседом Арктики».
• Лондон будет использовать текущее усиление конфронтации западных стран с Россией, чтобы оставить за собой роль ключевой европейской силы НАТО и обосновать свои арктические амбиции.
• Тем не менее пока ни в Вашингтоне, ни в других столицах стран НАТО не заинтересованы в неуправляемой эскалации с Россией, в том числе из-за Арктики. Об этом свидетельствует тот факт, что западные чиновники пока относительно аккуратно высказываются по поводу размещения новых вооружений на территории Финляндии.
Читать комментарий для @izvestia
Известия
Северное слияние: в МИД РФ обеспокоены действиями США в Арктике
Риски для безопасности связаны и с активизацией в регионе Великобритании
👍8
• В конце февраля 2022 года Шольц анонсировал масштабную программу перевооружения бундесвера. Впервые со времён холодной войны Берлин решил потратить столь внушительную сумму на вооружённые силы: во время канцлерства Меркель уровень военных расходов Германии не достигал оговорённых в 2014 году на саммите НАТО 2% от ВВП, а правительство Шольца начало решать проблему радикально — был создан специальный фонд для оборонных расходов размером 100 млрд евро.
• После окончания холодной войны бундесвер пришёл в упадок. Для расположенной в глубоком тылу НАТО и Евросоюза Германии вооружённые силы превратились в дорогой атрибут влиятельной державы, от которого нельзя избавиться, но на который хочется тратиться по минимуму. О плачевном состоянии бундесвера говорили по меньшей мере с начала 2010-х годов. Основные трудности — вышедшая из строя техника, нехватка базовой амуниции, кадровый голод в армии после отмены всеобщей воинской повинности.
• Иностранные наблюдатели увидели в перевооружении бундесвера признак гитлеровского вермахта, однако знакомые с немецкой бюрократией скептики призывали не драматизировать ситуацию: сотне миллиардов евро специального оборонного фонда предстояло пройти через многочисленные согласования и утверждения. Мнение скептиков подтвердилось: к весне 2023 года удалось лишь сформировать и разместить заказы на закупку военной техники на сумму 10 млрд евро.
• Несмотря на противоречивые результаты первого года военной реформы, рано говорить о её полном провале. На фоне энергетического кризиса и экономических проблем правительству Шольца приходилось отдавать приоритет антикризисному направлению, однако многое указывает на то, что вместо блиц-реформы можно ожидать фундаментальную перестройку всей военной организации ФРГ.
• О грядущей перестройке немецкой армии прежде всего говорит назначение на пост министра обороны Бориса Писториуса. Это кадровое решение примечательно по нескольким причинам: (1) оно сломало гендерный баланс правительства Шольца — профессиональные компетенции Писториуса были поставлены выше прочих формальных факторов; (2) во главе немецкой армии оказался мужчина из Нижней Саксонии, представитель силовых органов, проходивший срочную службу в армии.
• Реформа бундесвера имеет для Писториуса личную значимость — в силу возраста (63 года) и опыта политической деятельности лишь на региональном уровне, новый пост он может рассматривать как высшую точку и предфинальный этап карьеры. Основная тяжесть реформ Писториуса, вероятно, придётся на бюрократические структуры министерства обороны. Кроме того, обсуждается увеличение военного бюджета с 50 до 60 млрд евро.
• Пока нет ясности, сможет ли реформа бундесвера решить острую проблему нехватки кадров в немецкой армии. В экспертной среде набирает обороты дискуссия по вопросу возвращения всеобщей воинской повинности. Положительное решение по этому вопросу может стать едва ли не главным итогом всей военной реформы, меняющим не только немецкую армию, но и немецкое общество.
Читать статью для @profilejournal
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Профиль
Солдаты Писториуса: реформа бундесвера год спустя
После того как в конце февраля 2022-го канцлер Олаф Шольц анонсировал масштабную программу перевооружения бундесвера, дискуссии о перспективах германского
👍8
🇷🇸🇽🇰 Состояние переговоров между Белградом и Приштиной комментирует Анастасия Малешевич:
• С момента последних переговоров между Сербией и Косово в марте ситуация осложнилась. Власти в Приштине не только никак принципиально не продвинулись в вопросе формирования сообщества сербских муниципалитетов, но и пошли на эскалацию.
• В Косово были проведены выборы в северных муниципалитетах с сербским большинством. Несмотря на бойкот со стороны сербов и явку 3,5%, такие выборы признаны западными странами, что противоречит логике урегулирования.
• Затем состоялось голосование за принятие Косова в Совет Европы, где, к удивлению Белграда, некоторые не признающие Косово страны воздержались, а не голосовали против. К тому же Приштине как раз в апреле предоставлен безвизовый режим с ЕС — он начнёт действовать с начала 2024 года. Перечисленные жесты западных стран воспринимаются в Сербии как поощряющие деструктивную линию Приштины и не способствующие поиску компромисса.
Читать комментарий для @vedomosti
• С момента последних переговоров между Сербией и Косово в марте ситуация осложнилась. Власти в Приштине не только никак принципиально не продвинулись в вопросе формирования сообщества сербских муниципалитетов, но и пошли на эскалацию.
• В Косово были проведены выборы в северных муниципалитетах с сербским большинством. Несмотря на бойкот со стороны сербов и явку 3,5%, такие выборы признаны западными странами, что противоречит логике урегулирования.
• Затем состоялось голосование за принятие Косова в Совет Европы, где, к удивлению Белграда, некоторые не признающие Косово страны воздержались, а не голосовали против. К тому же Приштине как раз в апреле предоставлен безвизовый режим с ЕС — он начнёт действовать с начала 2024 года. Перечисленные жесты западных стран воспринимаются в Сербии как поощряющие деструктивную линию Приштины и не способствующие поиску компромисса.
Читать комментарий для @vedomosti
Ведомости
На кону в переговорах Вучича и Курти оказалась судьба сербских муниципалитетов в Косове
Приштина под давлением Брюсселя готова лишь на символические уступки
👍5🤯2
• Принцип незыблемости границ и уважения суверенитета лежит в основе отношений Китая с постсоветскими странами. КНР действует «однозначно и последовательно»: не признаёт воссоединение Крыма, территориальные изменения на Донбассе, в Абхазии и Южной Осетии.
• Прежние модели вежливой и корректной дипломатии уже не устраивают китайское руководство. Однако новые — модели «боевых волков», при которых нужно нести «голос Китая» — ещё не отработаны.
• В международных отношениях имеет значение только официальная позиция, которая определяется высшим руководством страны. Принцип нерушимости границ для Китая носит основополагающий характер: признание новых границ означает допущение независимости Тайваня.
• Тот факт, что Китай официально не признал новые границы России, ничего не говорит о его готовности работать с российскими партнёрами. Одно дело — «большая политика», другое — реальные торгово-инвестиционные связи.
• С одной стороны, китайский подход очень гибкий и прагматичный. С другой — Пекин может проявлять принципиальность в чувствительных вопросах.
• Для Китая не существует «изгоев»; он никого не исключает из списка партнёров. Пекин готов работать со всеми, а Россия воспринимается им не как конкурент, а как единомышленник, сотрудничество с которым — залог развития интеграционных процессов и обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Подробнее в интервью для @rtvimain
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Главные новости в России и мире - RTVI
«Личная точка зрения в условиях информационной войны». Почему мир не всегда понимает китайских дипломатов
Разобраться в том, почему китайские дипломаты делают противоречивые заявления относительно постсоветских стран RTVI помог старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Иван Зуенко.
👍9🤯1
🇫🇮 Энергетический переход в Европе и эволюция финской внешней политики — в интервью с Владиславом Воротниковым:
• В ретроспективе прошлого года вступление Финляндии в НАТО — ожидаемое событие, однако при рассмотрении общих тенденций финской внешней политики кажется скорее неожиданным. С конца 1940-х годов Финляндия практически во всех сферах действовала как западная страна, но во внешней политике и обороне — всегда с небольшой оглядкой на Россию.
• В 1995 году на смену финскому нейтралитету пришла политика неприсоединения. На протяжении последних 20 лет Хельсинки всё меньше ориентировался на Москву и уже в конце нулевых стал «заигрывать» с НАТО, активизировав военное сотрудничество. К началу 2020-х годов Финляндия фактически превратилась в ассоциированного члена — не хватало только формального присоединения к альянсу.
• Европа вступила в эпоху четвёртого энергетического перехода и планирует уделять большее внимание возобновляемым источникам энергии, поэтому экономическая и политико-правовая стратегия европейских стран будет выстраиваться исходя из ценностной логики. В этом контексте финская внутренняя политика — региональная проекция общих изменений, происходящих в европейской и мировой экономике.
• Несмотря на инфляцию, рост цен и уровня безработицы, естественно меняющиеся каналы поставок и структуру логистики, Европа к рубежу 20-30-х годов рассчитывает вступить в новую эпоху и зарабатывать не за счёт дешёвых ресурсов, а за счёт новых экологических стандартов. Вероятно, Финляндия надеется оказаться в лидерах и главных бенефициарах энергетического перехода, невзирая на потери, связанные с прекращением поставок недорогих энергоресурсов.
• Потенциальный провал энергоперехода и реструктуризации европейской экономики может стать серьёзным кризисом для ЕС, который будет иметь последствия и для национальных экономик. Очевидно, на уровне Брюсселя ведётся стратегическое целеполагание, а национальные и наднациональные элиты надеются на успех нового экономического уклада. Нужно наблюдать за процессами в странах, которые явно делают ставку на энергетическую реформу: Швеция, Дания и Финляндия традиционно полагаются на возобновляемые источники энергии и активно их используют.
• На протяжении 80 лет Финляндия была бенефициаром благожелательного соседства с СССР и Россией, но от исторической памяти отказываться сложно — вспоминается и агрессивная политика Российской империи в Северной Европе и 1939-1940-е годы, которые, наверное, остаются в памяти финнов как унижение. Внешняя политика Хельсинки раньше отличалась прагматичностью, но сейчас приверженность евроатлантическим ценностям ставится во главу угла — выше, чем приоритеты национального развития.
• Непонятно, понимают ли в Финляндии, что их самостоятельность во внешней политике и традиция внешнеполитического достоинства, с которыми финны смотрели на любые противоборствующие стороны, — навсегда утрачены. А если понимают — жалеют ли или считают неизбежными издержками. Вступая в НАТО, Финляндия могла сделать ряд оговорок — подобно Норвегии в 1949 году. Пока дальнейший характер пребывания Финляндии в НАТО — полный или с ограничениями — остаётся неясным.
• Чтобы наладить отношения с Россий, европейским странам достаточно просто следовать национальным интересам, но сегодня довольно сложно наблюдать самостоятельность у кого-либо в Европе. Выстраивание новой экономической реальности без России явно не идёт на пользу многим государствам региона, но большинство следует за ведущим — правда, непонятно, куда он их приведёт.
Смотреть интервью для @interaffairs
• В ретроспективе прошлого года вступление Финляндии в НАТО — ожидаемое событие, однако при рассмотрении общих тенденций финской внешней политики кажется скорее неожиданным. С конца 1940-х годов Финляндия практически во всех сферах действовала как западная страна, но во внешней политике и обороне — всегда с небольшой оглядкой на Россию.
• В 1995 году на смену финскому нейтралитету пришла политика неприсоединения. На протяжении последних 20 лет Хельсинки всё меньше ориентировался на Москву и уже в конце нулевых стал «заигрывать» с НАТО, активизировав военное сотрудничество. К началу 2020-х годов Финляндия фактически превратилась в ассоциированного члена — не хватало только формального присоединения к альянсу.
• Европа вступила в эпоху четвёртого энергетического перехода и планирует уделять большее внимание возобновляемым источникам энергии, поэтому экономическая и политико-правовая стратегия европейских стран будет выстраиваться исходя из ценностной логики. В этом контексте финская внутренняя политика — региональная проекция общих изменений, происходящих в европейской и мировой экономике.
• Несмотря на инфляцию, рост цен и уровня безработицы, естественно меняющиеся каналы поставок и структуру логистики, Европа к рубежу 20-30-х годов рассчитывает вступить в новую эпоху и зарабатывать не за счёт дешёвых ресурсов, а за счёт новых экологических стандартов. Вероятно, Финляндия надеется оказаться в лидерах и главных бенефициарах энергетического перехода, невзирая на потери, связанные с прекращением поставок недорогих энергоресурсов.
• Потенциальный провал энергоперехода и реструктуризации европейской экономики может стать серьёзным кризисом для ЕС, который будет иметь последствия и для национальных экономик. Очевидно, на уровне Брюсселя ведётся стратегическое целеполагание, а национальные и наднациональные элиты надеются на успех нового экономического уклада. Нужно наблюдать за процессами в странах, которые явно делают ставку на энергетическую реформу: Швеция, Дания и Финляндия традиционно полагаются на возобновляемые источники энергии и активно их используют.
• На протяжении 80 лет Финляндия была бенефициаром благожелательного соседства с СССР и Россией, но от исторической памяти отказываться сложно — вспоминается и агрессивная политика Российской империи в Северной Европе и 1939-1940-е годы, которые, наверное, остаются в памяти финнов как унижение. Внешняя политика Хельсинки раньше отличалась прагматичностью, но сейчас приверженность евроатлантическим ценностям ставится во главу угла — выше, чем приоритеты национального развития.
• Непонятно, понимают ли в Финляндии, что их самостоятельность во внешней политике и традиция внешнеполитического достоинства, с которыми финны смотрели на любые противоборствующие стороны, — навсегда утрачены. А если понимают — жалеют ли или считают неизбежными издержками. Вступая в НАТО, Финляндия могла сделать ряд оговорок — подобно Норвегии в 1949 году. Пока дальнейший характер пребывания Финляндии в НАТО — полный или с ограничениями — остаётся неясным.
• Чтобы наладить отношения с Россий, европейским странам достаточно просто следовать национальным интересам, но сегодня довольно сложно наблюдать самостоятельность у кого-либо в Европе. Выстраивание новой экономической реальности без России явно не идёт на пользу многим государствам региона, но большинство следует за ведущим — правда, непонятно, куда он их приведёт.
Смотреть интервью для @interaffairs
Журнал Международная жизнь
Финляндия, НАТО и «Летка-енка»
Журнал Международная жизнь, проблемы внешней политики, дипломатии, национальной безопасности, аналитический журнал
👍9👏2🔥1
• В Москве прошли переговоры министров обороны и глав разведок России, Сирии, Турции и Ирана. Это первый раз, когда стороны собираются в таком составе: в конце декабря 2022 года на переговорах были представители лишь трёх стран, а Иран добавился позже. Нынешняя встреча стала ещё одним шагом на пути к нормализации отношений Сирии с Турцией — главной цели российской дипломатии в отношении Дамаска в настоящее время.
• Встреча министров иностранных дел, которая должна была последовать за встречей глав оборонных ведомств, так и не состоялась. Прошли лишь консультации на уровне заместителей мининдел, причём и они в определённый момент оказались на грани срыва.
• Иран на данных переговорах играет посредническую роль — он обладает значительными рычагами влияния на сирийское руководство. Но далеко не все региональные игроки довольны подключением Тегерана к турецко-сирийским переговорам — отношения с Сирией в настоящее время стремятся активно развивать главные конкуренты Ирана на Ближнем Востоке — Саудовская Аравия и ОАЭ.
• Дамаск оказался под давлением значительного числа игроков, каждый из которых стремится перетянуть его на свою сторону: Иран, монархии Персидского залива, Турция. При этом Сирия надеется разблокировать политическое и экономическое сотрудничество с последними двумя сторонами и одновременно сохранить поддержку Тегерана, сыгравшего важнейшую роль в победе президента Башара Асада над вооружённой оппозицией.
• Возможно, повторное обсуждение ключевых вопросов, являющихся предметом спора, на высоком уровне принесло свои плоды. Тем не менее говорить о выходе на новый этап можно будет лишь после встречи на уровне министров иностранных дел. Однако, учитывая участие в переговорах Ирана и стремление Сирии одновременно с этим развивать отношения с арабскими монархиями Залива, это становится трудной задачей.
Читать статью для @mediatorCIS
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
ia-centr.ru
Стоит ли ожидать прогресса на переговорах с Сирией?
В Москве прошли переговоры министров обороны и глав разведок России, Сирии, Турции и Ирана. Это первый раз, когда стороны собираются в таком составе: в конце декабря 2022 года на переговорах были представители лишь трех стран, а Иран добавился позже. Нынешняя…
🔥2