В продолжение темы сходил в Третьяковку на выставку кинетического арта — огромную и классную, прямо выбраться не мог. Вот где наглядное пособие по тому, как придумывать интерактивные инсталляции.
При этом примечательно, как подавляющее большинство художников — от мэтра Колейчука до совсем молодых — нарочито, на показ отказываются от хоть какой-нибудь связи своих работ с окружающим обществом и реальными людьми. Ноль критического преломления. Все разговоры только о преломлении света, технологиях, науке и абстрактных эмоциях.
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/laboratoriya-budushchego-kineticheskoe-iskusstvo-v-rossii/
При этом примечательно, как подавляющее большинство художников — от мэтра Колейчука до совсем молодых — нарочито, на показ отказываются от хоть какой-нибудь связи своих работ с окружающим обществом и реальными людьми. Ноль критического преломления. Все разговоры только о преломлении света, технологиях, науке и абстрактных эмоциях.
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/laboratoriya-budushchego-kineticheskoe-iskusstvo-v-rossii/
Forwarded from WrongTech (Nikolay Rudenko)
Классик STS Мишель Каллон – автор скандального тезиса, что инженеры – это те же социологи. Но есть разница. «Обычные» социологи создают теории об обществе в своих кабинетах и защищают их на страницах своих статей и книг. Инженеры-социологи же закладывают представление об обществе внутрь своих машин и технических систем. Когда эти системы входят в нашу повседневность, мы живем в мире, который придумали эти инженеры.
Недавно правомерность этой мысли стала очевидной в разговоре с коллегой. Мы обсуждали текст антрополога беспилотных автомобилей Мелиссы Цефкин. Цефкин рассказывает, как однажды ее и группу других антропологов призвал к себе глава исследовательской лаборатории Ниссан в Силиконовой Долине Мартеен Сиерхайс и сказал: «хочу, чтобы вы научили наши беспилотники вести себя социально-приемлемо». Что значило: расскажите нашим программистам, как сделать так, чтобы беспилотники умели взаимодействовать в разных ситуациях с разными участниками движения. Этнометодологически-оринтированные Цефкин и ее партнеры перевели этот запрос так: расскажите нам, как создаются локальные порядки на дорогах.
Когда мы обсуждали этот запрос, коллега сказал: любопытно, что глава лаборатории Ниссана видел отношение беспилотников и среды именно через взаимодействие, т.е. через интеракционистскую перспективу, а не, скажем, чем парсоновское решение, где набор заданных сверху норм определяет поведение всех участников. Слушая своего коллегу, я вспомнил, что такое решение тоже предлагалось. На российском соревновании беспилотников «Зимний город» один из участников предлагал систему ИТС Спрут, которая должна была тотально определять положение всех участников дорожного движения и отдавать команды каждому участнику, что делать сейчас. При этом наживать газ или тормоз должен был человек. А отдавать ему такие команды – некий централизованный компьютер. Если же человек отказывался подчиняться командам компьютера, по замыслу автора, он тут же лишался водительских прав.
Данный участник не дошел до финала, и на фоне остальных проектов его проект выглядел причудливо. Потому что в большинстве случаев разработки акцент делается именно на интеракции беспилотника и других участников . Так вот любопытно, что исчезновение модели Парсонса в социологии параллельно исчезновению идей управления движением через сверхцентрализованный компьютер. И потому, хотя и мысля по-разному, но интеракционисты-инженеры и интеракционисты-социологи разделяют общую парадигму.
Недавно правомерность этой мысли стала очевидной в разговоре с коллегой. Мы обсуждали текст антрополога беспилотных автомобилей Мелиссы Цефкин. Цефкин рассказывает, как однажды ее и группу других антропологов призвал к себе глава исследовательской лаборатории Ниссан в Силиконовой Долине Мартеен Сиерхайс и сказал: «хочу, чтобы вы научили наши беспилотники вести себя социально-приемлемо». Что значило: расскажите нашим программистам, как сделать так, чтобы беспилотники умели взаимодействовать в разных ситуациях с разными участниками движения. Этнометодологически-оринтированные Цефкин и ее партнеры перевели этот запрос так: расскажите нам, как создаются локальные порядки на дорогах.
Когда мы обсуждали этот запрос, коллега сказал: любопытно, что глава лаборатории Ниссана видел отношение беспилотников и среды именно через взаимодействие, т.е. через интеракционистскую перспективу, а не, скажем, чем парсоновское решение, где набор заданных сверху норм определяет поведение всех участников. Слушая своего коллегу, я вспомнил, что такое решение тоже предлагалось. На российском соревновании беспилотников «Зимний город» один из участников предлагал систему ИТС Спрут, которая должна была тотально определять положение всех участников дорожного движения и отдавать команды каждому участнику, что делать сейчас. При этом наживать газ или тормоз должен был человек. А отдавать ему такие команды – некий централизованный компьютер. Если же человек отказывался подчиняться командам компьютера, по замыслу автора, он тут же лишался водительских прав.
Данный участник не дошел до финала, и на фоне остальных проектов его проект выглядел причудливо. Потому что в большинстве случаев разработки акцент делается именно на интеракции беспилотника и других участников . Так вот любопытно, что исчезновение модели Парсонса в социологии параллельно исчезновению идей управления движением через сверхцентрализованный компьютер. И потому, хотя и мысля по-разному, но интеракционисты-инженеры и интеракционисты-социологи разделяют общую парадигму.
Ideas For Scream School.pdf
5 MB
В субботу провел занятие в Scream School (это одно из подразделений Британки, а точнее Universal University). Говорил про то, как придумывать идеи — хотя на самом деле все было ради того, чтобы обкатать на живых людях относительно новую фринж-гипотезу. Заключается она в том, что идеи — это небелковая, информационная форма жизни, появившаяся примерно так же, как появилась белковая: случайно, потому что появились условия. А условия для них — строение нашего мозга, а затем и появление информационных носителей.
Презу прилагаю. Пока что это немного франкенштейн из нескольких мыслей и практике рекламного (в основном) креатива, и пары связующих звеньев не хватает (особенно уточнения, как именно мозг обрабатывает идеи и почему они так ценны для мозга). Но потенциал, кажется, есть. А то все теоретики креатива удовлетворенно останавливаются на гормональном коктейле и заключают, что мол, идеи — круто, придумывайте идеи, покупайте деньги. А почему, как и, главное, зачем круто — все молчок.
Презу прилагаю. Пока что это немного франкенштейн из нескольких мыслей и практике рекламного (в основном) креатива, и пары связующих звеньев не хватает (особенно уточнения, как именно мозг обрабатывает идеи и почему они так ценны для мозга). Но потенциал, кажется, есть. А то все теоретики креатива удовлетворенно останавливаются на гормональном коктейле и заключают, что мол, идеи — круто, придумывайте идеи, покупайте деньги. А почему, как и, главное, зачем круто — все молчок.
👍1
К вопросу об устройстве мозга и населяющих его идеях — искусственный интеллект стремительно догоняет нас, чтобы идеям было где жить и размножаться
Forwarded from Метаверсище и ИИще
Интереснейший пост в блоге Open AI.
Нейроны Холли Берри, Спайдер-Мена и пр.
(до "нейронов бабушки" дело не дошло пока)
"Пятнадцать лет назад обнаружили, что человеческий мозг обладает мультимодальными нейронами. Эти нейроны реагируют на кластеры абстрактных концепций, сосредоточенных вокруг общей высокоуровневой темы, а не на какой-либо конкретной визуальной функции. Самым известным из них был нейрон «Холли Берри», нейрон, описанный в журналах Scientific American и The New York Times, который реагирует на фотографии, зарисовки и даже(!) текст «Холли Берри» (но не на другие имена).
Два месяца назад OpenAI анонсировала CLIP, а теперь мы публикуем наше открытие о присутствии мультимодальных нейронов в CLIP. Одним из таких нейронов, например, является нейрон «Человек-паук» (имеющий поразительное сходство с нейроном «Холли Берри»), который реагирует на изображение паука, изображение текста «паук», книгу комиксов, персонажа «Человек-паук» либо в костюме, либо с иллюстрациями. Наше открытие мультимодальных нейронов в CLIP дает нам ключ к пониманию того, что может быть общим механизмом как синтетических, так и естественных систем зрения - абстракции. Мы обнаруживаем, что самые высокие уровни CLIP организуют изображения в виде свободной семантической коллекции идей, обеспечивая простое объяснение как универсальности модели, так и компактности представления."
1. Удивительная получается картина. Нейрофизиологи ковыряются в человеческих мозгах. А ИИ-физиологи, ковыряются в слоях нейросеток, пытаясь понять, как работает черный ящик.
Одни помогают другим понять, что находится под капотом.
"В рамках CLIP мы обнаруживаем высокоуровневые концепции, которые охватывают большую часть визуального лексикона человека - географические регионы, выражения лица, религиозную иконографию, известных людей и многое другое".
2. Картинки из этой статьи можно хоть сейчас на выставку, в галерею, в музей. Если немного задержаться у картинки, то смыслы начинают переть из нее сами. Только не говорите кожаным мешкам, что это ИИ.
3. "Мы считаем, что эти исследования CLIP только верхушка айсберга в понимании поведения CLIP, и мы приглашаем исследовательское сообщество присоединиться к улучшению нашего понимания CLIP и подобных ему моделей."
Еще раз: "Понимание Поведения ИИ(Clip)".
Это к вопросу о неолуддитах, которые все (давно и хорошо) понимают про ИИ и постоянно восклицают про отсутствие новизны, ничего своего, ивощеонтупой.
А взрослые мальчики, просто пытаются понять как он устроен.
https://openai.com/blog/multimodal-neurons/
Нейроны Холли Берри, Спайдер-Мена и пр.
(до "нейронов бабушки" дело не дошло пока)
"Пятнадцать лет назад обнаружили, что человеческий мозг обладает мультимодальными нейронами. Эти нейроны реагируют на кластеры абстрактных концепций, сосредоточенных вокруг общей высокоуровневой темы, а не на какой-либо конкретной визуальной функции. Самым известным из них был нейрон «Холли Берри», нейрон, описанный в журналах Scientific American и The New York Times, который реагирует на фотографии, зарисовки и даже(!) текст «Холли Берри» (но не на другие имена).
Два месяца назад OpenAI анонсировала CLIP, а теперь мы публикуем наше открытие о присутствии мультимодальных нейронов в CLIP. Одним из таких нейронов, например, является нейрон «Человек-паук» (имеющий поразительное сходство с нейроном «Холли Берри»), который реагирует на изображение паука, изображение текста «паук», книгу комиксов, персонажа «Человек-паук» либо в костюме, либо с иллюстрациями. Наше открытие мультимодальных нейронов в CLIP дает нам ключ к пониманию того, что может быть общим механизмом как синтетических, так и естественных систем зрения - абстракции. Мы обнаруживаем, что самые высокие уровни CLIP организуют изображения в виде свободной семантической коллекции идей, обеспечивая простое объяснение как универсальности модели, так и компактности представления."
1. Удивительная получается картина. Нейрофизиологи ковыряются в человеческих мозгах. А ИИ-физиологи, ковыряются в слоях нейросеток, пытаясь понять, как работает черный ящик.
Одни помогают другим понять, что находится под капотом.
"В рамках CLIP мы обнаруживаем высокоуровневые концепции, которые охватывают большую часть визуального лексикона человека - географические регионы, выражения лица, религиозную иконографию, известных людей и многое другое".
2. Картинки из этой статьи можно хоть сейчас на выставку, в галерею, в музей. Если немного задержаться у картинки, то смыслы начинают переть из нее сами. Только не говорите кожаным мешкам, что это ИИ.
3. "Мы считаем, что эти исследования CLIP только верхушка айсберга в понимании поведения CLIP, и мы приглашаем исследовательское сообщество присоединиться к улучшению нашего понимания CLIP и подобных ему моделей."
Еще раз: "Понимание Поведения ИИ(Clip)".
Это к вопросу о неолуддитах, которые все (давно и хорошо) понимают про ИИ и постоянно восклицают про отсутствие новизны, ничего своего, ивощеонтупой.
А взрослые мальчики, просто пытаются понять как он устроен.
https://openai.com/blog/multimodal-neurons/
Openai
Multimodal neurons in artificial neural networks
We’ve discovered neurons in CLIP that respond to the same concept whether presented literally, symbolically, or conceptually. This may explain CLIP’s accuracy in classifying surprising visual renditions of concepts, and is also an important step toward understanding…
Forwarded from Denis Sexy IT 🤖
Новости киберпанка:
Мать одной из чирлидерш в США сгенерировала дипфейк видео с соперницами по команде дочки и отправила эти видео тренерам, чтобы соперниц выгнали из команды за аморальное поведение.
На видео было всякое, курение, нюдсы, алкоголь и тп.
Мать задержали и планируют посадить:
https://nypost.com/2021/03/13/pa-mom-sent-deepfakes-of-daughters-cheerleading-rivals-to-coaches-da/
Мать одной из чирлидерш в США сгенерировала дипфейк видео с соперницами по команде дочки и отправила эти видео тренерам, чтобы соперниц выгнали из команды за аморальное поведение.
На видео было всякое, курение, нюдсы, алкоголь и тп.
Мать задержали и планируют посадить:
https://nypost.com/2021/03/13/pa-mom-sent-deepfakes-of-daughters-cheerleading-rivals-to-coaches-da/
New York Post
PA mom sent deepfakes of daughter’s cheerleading rivals to coaches: DA
A picture is worth a thousand words but these images come with criminal charges instead. A Pennsylvania mom allegedly made illicit fake videos of her daughter’s cheerleading rivals and sent
Какой канал прекрасный — про социобиологию и про эволюцию культуры
https://news.1rj.ru/str/onhumannature
https://news.1rj.ru/str/onhumannature
На затравку — новости эзотерики и космологии. Мой любимый преподаватель из RCA, философ-маг Федерико Кампанья выпустил для центра современного искусства Женевы подкаст про всю ту лютую трансцедентную жуть, которой нас пичкали на семинарах по экспириенс-дизайну: исламская философия, радикальная теология, бессознательное и так далее. Особенно рекомендую выпуски про "Искусство памяти" Йейтс и про виртуальные миры как философский инструмент.
Ссылка на сам проект тут: https://www.e-flux.com/announcements/306323/overmorrow-s-library/
Не читая с размаху в Спотифай сюда: https://open.spotify.com/show/3qOOuWz4ISqGRZlMFRLvbX?si=K1uQmM8KT3mjZj7bHiI-yA
Ссылка на сам проект тут: https://www.e-flux.com/announcements/306323/overmorrow-s-library/
Не читая с размаху в Спотифай сюда: https://open.spotify.com/show/3qOOuWz4ISqGRZlMFRLvbX?si=K1uQmM8KT3mjZj7bHiI-yA
e-flux
Overmorrow’s Library
The Centre d'Art Contemporain Genève is presenting Overmorrow’s Library, a podcast series by Federico Campagna. The library for "the day after tomorrow" is dedicated to books and authors whose work explores the limits of the "world" as the frame of sense…
От новостей космологии к новостям бомбологии. Новости бомбологии: это бомба!
Вместе со своей женой Настей, которая ведет гораздо более популярный канал @artysmarty, мы открываем свой коммуникационный бутик (с очевидным названием Landerlander), который специализируется на аудитории креативного класса.
Наш главный продукт — стратегии коммуникации + креативные концепции и коллаборации.
В частности, мы будем помогать emerging brands встретиться с emerging artists и создавать экологичную коммуникацию. На эту тему Настя защитила диссертацию у себя в Sotheby's Institute of Art, так что об этом она знает все. Прямо на сайте можно скачать разработанный ею чеклист творческой коллаборации, а в четверг в 5 по Москве встречаемся в клабхаусе, чтобы его обсудить. Следите за новостями.
Еще один наш фокус — культурные институции и стартапы, умеющие создавать и хранить прекрасное, но не всегда способные об этом хорошо рассказать. Уже сейчас мы работаем над европейским театральным стартапом, а также крупным выставочным проектом, и понимаем, как важно культуре и искусству уметь рассказывать о себе.
В общем, за более чем 10 лет знакомства мы пришли к выводу, что лучших коллег, чем друг друга, мы так себе и не нашли, поэтому с сегодняшнего дня Landerlander LLP официально открыт.
Давайте поработаем вместе.
Лайк, шер, репост, ньюбиз!
P.S. Avocado Toast никуда не девается. Ждите громких новостей совсем скоро.
Вместе со своей женой Настей, которая ведет гораздо более популярный канал @artysmarty, мы открываем свой коммуникационный бутик (с очевидным названием Landerlander), который специализируется на аудитории креативного класса.
Наш главный продукт — стратегии коммуникации + креативные концепции и коллаборации.
В частности, мы будем помогать emerging brands встретиться с emerging artists и создавать экологичную коммуникацию. На эту тему Настя защитила диссертацию у себя в Sotheby's Institute of Art, так что об этом она знает все. Прямо на сайте можно скачать разработанный ею чеклист творческой коллаборации, а в четверг в 5 по Москве встречаемся в клабхаусе, чтобы его обсудить. Следите за новостями.
Еще один наш фокус — культурные институции и стартапы, умеющие создавать и хранить прекрасное, но не всегда способные об этом хорошо рассказать. Уже сейчас мы работаем над европейским театральным стартапом, а также крупным выставочным проектом, и понимаем, как важно культуре и искусству уметь рассказывать о себе.
В общем, за более чем 10 лет знакомства мы пришли к выводу, что лучших коллег, чем друг друга, мы так себе и не нашли, поэтому с сегодняшнего дня Landerlander LLP официально открыт.
Давайте поработаем вместе.
Лайк, шер, репост, ньюбиз!
P.S. Avocado Toast никуда не девается. Ждите громких новостей совсем скоро.
Landerlander
Landerlander. Cultural placemaking and destination marketing
Specialists in cultural placemaking and destination marketing. We make places irresistible.
Forwarded from artysmarty
В честь запуска Landerlander мы с @landerstudies пойдем завтра в 5 вечера по Москве трепаться в клабхаусе о том, как сделать Экологичную и Этичную Коллаборацию: так, чтобы зашло и аудитории, и клиенту, и художнику.
По сути, разъясним чеклист, который можно скачать на сайте, и который я делала в рамках своей магистерской диссертации. Это мой, так сказать, опус магнум.
В общем! Вот ссылка на клабхаус: 1 апреля, 17:00 по Москве / 16:00 по Центральной Европе / 15:00 по Лондону.
Поговорим о нашем опыте и послушаем вас!
#landerlander #landercomms #artysmarty_clubhouse
По сути, разъясним чеклист, который можно скачать на сайте, и который я делала в рамках своей магистерской диссертации. Это мой, так сказать, опус магнум.
В общем! Вот ссылка на клабхаус: 1 апреля, 17:00 по Москве / 16:00 по Центральной Европе / 15:00 по Лондону.
Поговорим о нашем опыте и послушаем вас!
#landerlander #landercomms #artysmarty_clubhouse
Мы в Avocado Toast совместно с композитором Moa Pillar создали "Обращение" — апрельскую диджитал-обложку для журнала Esquire. Номер специальный, посвящен 60-летию полета Гагарина. Для меня эта история личная, бабушка руководила службой метрологии на Челомеевской фирме (заклятые конкуренты Королева), космос для меня — детство, фантастика, звездные путешествия...
Так как мы в этой работе выступали в качестве художников, то и постарались выразить то, что важно в полете Гагарина именно для нас как Avocado Toast и чем мы отличаемся от других. А отличаемся мы прежде всего рисерчем и концептуализацией всего, что мы делаем. Соединив эти две практики, мы пришли к кругу как единому базовому элементу работы и наделили его емкой концепцией. А дальше этот круг превратился в круговое движение света вокруг космонавта. В нем и цикл путешествия героя в кэмпбелловском мономифе, и само путешествие Гагарина вокруг Земли, и трансформация его из обычного летчика в секулярного святого.
Еще немного об этом мы рассказали в интервью журналу.
Так как мы в этой работе выступали в качестве художников, то и постарались выразить то, что важно в полете Гагарина именно для нас как Avocado Toast и чем мы отличаемся от других. А отличаемся мы прежде всего рисерчем и концептуализацией всего, что мы делаем. Соединив эти две практики, мы пришли к кругу как единому базовому элементу работы и наделили его емкой концепцией. А дальше этот круг превратился в круговое движение света вокруг космонавта. В нем и цикл путешествия героя в кэмпбелловском мономифе, и само путешествие Гагарина вокруг Земли, и трансформация его из обычного летчика в секулярного святого.
Еще немного об этом мы рассказали в интервью журналу.
www.pravilamag.ru
Making of: как создавалась диджитал-обложка апрельского номера с Гагариным от студии Avocado Toast
12 апреля 1961 года на орбиту Земли вышел первый космический спутник с человеком на борту. За время полета случилось несколько опасных моментов — из-за сбоя работы тормозных механизмов «Восток-1» вдруг стал крутиться: сам Гагарин позже назвал на разборе полета…
По наводке Димы Веснина и его чудо-канала @backtracking провел незабываемый час в современном переосмыслении беккетовского "В ожидании Годо": Things are a little crazy rn Джеймса Ю. Два персонажа бесконечно назначают друг другу встречу и никак не могут встретиться. Оторваться решительно невозможно.
Код, джаваскрипт, GPT-3.
Код, джаваскрипт, GPT-3.
www.jamesyu.org
things are a little crazy rn
29 апреля в 19:00 по Москве будем выступать про т.н. Cryptoart дуэтом с @artysmarty на экранах Британки по видеосвязи, а вживую в дискуссии будут участвовать дважды куратор Британки Вадим Виногоров и художники Влад Дрямов и Артем Ткач.
Записываться здесь, онлайн-трансляция тоже будет, надеюсь. Приходите — я лично считаю, что так-то никакого криптоарта нет, будет интересно подискутировать с теми, кто считает наоборот.
Записываться здесь, онлайн-трансляция тоже будет, надеюсь. Приходите — я лично считаю, что так-то никакого криптоарта нет, будет интересно подискутировать с теми, кто считает наоборот.
Британская высшая школа дизайна
Дискуссия «Что такое Cryptoart и почему его покупают?»: 29 апреля 2021, 19:00 | События БВШД
Дискуссия «Что такое Cryptoart и почему его покупают?» - ул. Нижняя Сыромятническая 10, корпус 3, ауд. 5.11 - Время проведения: 29 апреля 2021, 19:00
Forwarded from эйай ньюз
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Оказывается, Style Transfer можно использовать еще для чего-то кроме стилизации своих селфачей. Тут один британский стартап с помощью X-Ray и Style Transfer смогли воссоздать картину другого художника, поверх которой молодой и небогатый Пабло Пикассо нарисовал cвоего "Нищего на корточках".
С помощью рентгена ученые восстановили контуры картины, поверх которой нарисовал Picasso. Это оказалась картина другого современника Пабло, опознанного как Сантьяго Рузиньол. Так как известны только контуры и нет цвета, тут был использован пресловутый Style Transfer. Они стилизовали картинку с контурами используя стиль с другой картины Рузиньола. Опа! Это и есть то самое полезное применение нейросетевого переноса стиля! Далее они каким-то хером предсказали карту высот, соответствущую полученным цветам на картине, и распечатали индивидуальные мазки кисти с помощью 3D принтера.
Более подробно тут.
С помощью рентгена ученые восстановили контуры картины, поверх которой нарисовал Picasso. Это оказалась картина другого современника Пабло, опознанного как Сантьяго Рузиньол. Так как известны только контуры и нет цвета, тут был использован пресловутый Style Transfer. Они стилизовали картинку с контурами используя стиль с другой картины Рузиньола. Опа! Это и есть то самое полезное применение нейросетевого переноса стиля! Далее они каким-то хером предсказали карту высот, соответствущую полученным цветам на картине, и распечатали индивидуальные мазки кисти с помощью 3D принтера.
Более подробно тут.
Один из лучших примеров эдьютейнмента — новый материал с платформы Pudding про AI-генерируемые тексты. Это интерактивнвя история любви, написанная в соавторстве с GPT-3. Легко и интересно читается в качестве художественной литературы, наглядно видны примеры и пределы использования искусственного интеллекта, а от изменения в ключевых точках сюжета реально голова кружится.
Надо поизучать этот Pudding, там кажется много такого.
Надо поизучать этот Pudding, там кажется много такого.
The Pudding
Nothing Breaks Like A.I. Heart
An essay about artificial intelligence, emotional intelligence, and finding an ending
Из всех инструментов экспириенс-дизайна для меня всегда самым сложным и непонятным было время. Особенно зябко было после рекламы, где у тебя есть стандартные, навязанные временные рамки эфирного времени, в которые нужно было укладываться, обычо не больше 30 секунд. 45 секунд уже роскошь. А тут — минуты! десятки минут! часы! Что с ними делать и как ими управлять было решительно непонятно (да и сейчас трудновато).
Поэтому любые откровения про время для меня одновременно страшные (потому что я все понимаю, но не чувствую) и занимательные (потихоньку все же начинаю въезжать, и там много чего открывается).
Наткнулся на отличную статью, которая в принципе про две когнитивные теории восприятия времени, но рассказывает еще про много чего интересного.
via @neuroexistencialism via @culturnyy
Поэтому любые откровения про время для меня одновременно страшные (потому что я все понимаю, но не чувствую) и занимательные (потихоньку все же начинаю въезжать, и там много чего открывается).
Наткнулся на отличную статью, которая в принципе про две когнитивные теории восприятия времени, но рассказывает еще про много чего интересного.
via @neuroexistencialism via @culturnyy
Medium
Внимание, тайминг и StarCraft
Своевременность (она же timing) критична не только для успевания на поезд/митинг/распродажу дешевеющего биткоина, у неё есть куда более…
Forwarded from Тёмная теология
В разговоре с Батюшкой Лютером (кто еще не слушал, запись – вот здесь) мы много говорили про свет и тень как метафорические выражения определённых стратегий познания. Лютер сказал, что расширение области света – это, на его взгляд, хорошая стратегия инклюзии для церкви. На что я ответил, что свет эксклюзивен, а тень инклюзивна. Свет выхватывает, тень принимает. Властное вмешательство «света разума» может приводить к искажению и насилию над тем, на кого он направлен. Расширяя область света мы не спрашиваем тех, кто находится в тени, хотят ли они оказаться на свету?
Приведу пример. Мы со студентами на занятиях по экклезиологии всегда один из семинаров посвящали теме женского священства. Это интересная дискуссия, которая ведется в православии уже не одно десятилетие. На мой «просвещённый» взгляд, у нас в церкви нет никаких принципиальных препятствий для появления женского священства. Все аргументы, которые существуют, в основном связаны с традицией, а традиция, как известно, постоянно переизобретается. Но я довольно часто сталкивался с тем, что главными противниками идеи женского священства, оказывались именно девушки. «Нам это не нужно», – говорили они.
Женщины в православной экклезиологии находятся в церковной тени. Они, как правило, не упоминаются в экклезиологических теориях, и единственное место в них, где женщины обретают свою субъектность, – это дискуссии о женском священстве. И тут у богословов-просветителей (типа меня) возникает острое желание «причинить добро» и начать бороться за введение женского священства – вытащить из тени на свет, не спросив нужно ли это самим женщинам. В итоге получается то самое насилие света: во-первых, женщины чувствуют, что их заставляют участвовать в том, о чем они не просили; во-вторых, «просветители» ставят их под удар противников женского священства и т.д. Верно и обратное, если они сами выступают с инициативой равных возможностей, к этому тоже надо прислушаться.
Но я хочу вернуться к тезису о расширении области света. Это интуитивно верная мысль, просто нужно определиться с тем, о каком свете идет речь. У Светланы Бойм в статье «Сценография дружбы» есть тонкое различение между enlightenment и luminosity. Она отталкивается от рассуждения Ханны Арендт, что в тёмные времена, в экстремальных обстоятельствах озарения исходят не от философских концепций, а от “неопределенного, мерцающего и часто слабого света“, который мужчины и женщины зажигают и проливают на отведенное им время жизни. Возникающее освещённое пространство – это пространство гуманности и дружбы, которая – «не про то, чтобы всё осветить или затемнить, а про общие тайны и игру с тенями» (друзья – всегда заговорщики). Цель этого света – не просвещение (enlightenment), а свечение (luminosity), не поиск ослепительной истины (blinding truth), а поиск случайной ясности и честности (occasional lucidity and honesty).
Свет просвещения как свет модерного Разума всегда идёт извне, это свет, который светит откуда-то sub specie aeternitatis. Он доминирует и принуждает. Свет, о котором пишут Арендт и Бойм, идёт изнутри человека, его можно сравнить с люминесцентным светом, который испускают некоторые живые организмы. Это нежный свет, который обволакивает, а не выхватывает. И как верно заметила моя подруга Полина Аронсон, противоположность насилию – это не отсутствие насилия, а нежность. Про нежность, кстати, хорошо рассуждает богослов Александр Филоненко: «нежность – это внимательность к тайне Другого».
Так вот, расширение области света, на мой взгляд, возможно через внимательность/нежность к тому слабому и мерцающему свету, которым светят те, кто сокрыт в тени: женщина, заговорившая о равенстве возможностей; православный гомосексуал, заявивший о своей ориентации; богослов, предложивший неортодоксальную теорию и т.д.
Приведу пример. Мы со студентами на занятиях по экклезиологии всегда один из семинаров посвящали теме женского священства. Это интересная дискуссия, которая ведется в православии уже не одно десятилетие. На мой «просвещённый» взгляд, у нас в церкви нет никаких принципиальных препятствий для появления женского священства. Все аргументы, которые существуют, в основном связаны с традицией, а традиция, как известно, постоянно переизобретается. Но я довольно часто сталкивался с тем, что главными противниками идеи женского священства, оказывались именно девушки. «Нам это не нужно», – говорили они.
Женщины в православной экклезиологии находятся в церковной тени. Они, как правило, не упоминаются в экклезиологических теориях, и единственное место в них, где женщины обретают свою субъектность, – это дискуссии о женском священстве. И тут у богословов-просветителей (типа меня) возникает острое желание «причинить добро» и начать бороться за введение женского священства – вытащить из тени на свет, не спросив нужно ли это самим женщинам. В итоге получается то самое насилие света: во-первых, женщины чувствуют, что их заставляют участвовать в том, о чем они не просили; во-вторых, «просветители» ставят их под удар противников женского священства и т.д. Верно и обратное, если они сами выступают с инициативой равных возможностей, к этому тоже надо прислушаться.
Но я хочу вернуться к тезису о расширении области света. Это интуитивно верная мысль, просто нужно определиться с тем, о каком свете идет речь. У Светланы Бойм в статье «Сценография дружбы» есть тонкое различение между enlightenment и luminosity. Она отталкивается от рассуждения Ханны Арендт, что в тёмные времена, в экстремальных обстоятельствах озарения исходят не от философских концепций, а от “неопределенного, мерцающего и часто слабого света“, который мужчины и женщины зажигают и проливают на отведенное им время жизни. Возникающее освещённое пространство – это пространство гуманности и дружбы, которая – «не про то, чтобы всё осветить или затемнить, а про общие тайны и игру с тенями» (друзья – всегда заговорщики). Цель этого света – не просвещение (enlightenment), а свечение (luminosity), не поиск ослепительной истины (blinding truth), а поиск случайной ясности и честности (occasional lucidity and honesty).
Свет просвещения как свет модерного Разума всегда идёт извне, это свет, который светит откуда-то sub specie aeternitatis. Он доминирует и принуждает. Свет, о котором пишут Арендт и Бойм, идёт изнутри человека, его можно сравнить с люминесцентным светом, который испускают некоторые живые организмы. Это нежный свет, который обволакивает, а не выхватывает. И как верно заметила моя подруга Полина Аронсон, противоположность насилию – это не отсутствие насилия, а нежность. Про нежность, кстати, хорошо рассуждает богослов Александр Филоненко: «нежность – это внимательность к тайне Другого».
Так вот, расширение области света, на мой взгляд, возможно через внимательность/нежность к тому слабому и мерцающему свету, которым светят те, кто сокрыт в тени: женщина, заговорившая о равенстве возможностей; православный гомосексуал, заявивший о своей ориентации; богослов, предложивший неортодоксальную теорию и т.д.