Читал статью про скандального театрального блогера Вилисова https://www.krapiva.org/paradoks-vilisova-ili-27-11-2018 и в ней наткнулся на интересный жанр перформанса — лекцию-перформанс. Вот сборник цитат на T&P: https://special.theoryandpractice.ru/lecture-perfromance
Подумал, что — кажется — нащупал тематику для курсовой (а защитить тему нужно будет уже в декабре), которая одновременно будет полезна для Avocado Toast: “бизнес-презентации как перформанс“.
Подумал, что — кажется — нащупал тематику для курсовой (а защитить тему нужно будет уже в декабре), которая одновременно будет полезна для Avocado Toast: “бизнес-презентации как перформанс“.
Большой семинар про Experience
Как вы помните, у нас проводятся 3 больших семинара, посвященные нашему названию: Information, Experience и Design. 6 декабря прошел семинар про Experience, и мы здесь все до сих пор его вспоминаем с ошеломлением.
К этому семинару у нас была всего одна книга для обязательного чтения. Это недавно вышедший труд исследователя с нашей кафедры Федерико Кампаньи Technic and Magic. Большой том, очень поэтично и вязко написан. Я честно его попытался одолеть трижды, в итоге малодушно прочел только вступление и заключение (и еще потом проглядел пару глав).
Как вы помните, у нас проводятся 3 больших семинара, посвященные нашему названию: Information, Experience и Design. 6 декабря прошел семинар про Experience, и мы здесь все до сих пор его вспоминаем с ошеломлением.
К этому семинару у нас была всего одна книга для обязательного чтения. Это недавно вышедший труд исследователя с нашей кафедры Федерико Кампаньи Technic and Magic. Большой том, очень поэтично и вязко написан. Я честно его попытался одолеть трижды, в итоге малодушно прочел только вступление и заключение (и еще потом проглядел пару глав).
Technic and Magic_final proof.pdf
1.8 MB
Вот сама книга. Если решите прочесть — поделитесь впечатлениями!
Книга эта про закат “объективной реальности“, ключевое понятие западной философии и цивилизации. Про то, что стоит отказаться от нее в пользу конструирования реальности. Про — как и написано в названии — борьбу техники и магии. Основной источник автора — восточная традиция: он пытается создать синтез исламских и буддистских философов, теологов и метафизиков.
С моей личной точки зрения, книга эта — чудовищная чушь, ересь и бессмыслица. Какой толк рассуждать про магию и прочую метафизику, если они банально не подтверждаются экспериментом? С этим скепсисом я и пришел на семинар, который вел собственно сам Федерико. Оказалось, зря.
Это было одним из мощнейших переживаний, именно экспириенсом — наблюдать за развитием мысли очень образованного человека, когда ни разу не возникает возможность внутри себя радостно воскликнуть “Но ведь это лажа какая-то!“. Ни единой логической несостыковки, ни единого разрыва повествования. Последний раз со мной такое случалось, когда я читал книгу “Дзен или искусство ухода за мотоциклом“, одной из сюжетных линий которой была борьба не на жизнь, а на смерть двух философский идей.
Самое интересное, что за время семинара я ни на секунду не “перешел в стан врага” и не стал приверженцем метафизики. Но то, о чем рассказывал Федерико, помогло гораздо лучше понять про экспириенс, что это такое и как им управлять.
С моей личной точки зрения, книга эта — чудовищная чушь, ересь и бессмыслица. Какой толк рассуждать про магию и прочую метафизику, если они банально не подтверждаются экспериментом? С этим скепсисом я и пришел на семинар, который вел собственно сам Федерико. Оказалось, зря.
Это было одним из мощнейших переживаний, именно экспириенсом — наблюдать за развитием мысли очень образованного человека, когда ни разу не возникает возможность внутри себя радостно воскликнуть “Но ведь это лажа какая-то!“. Ни единой логической несостыковки, ни единого разрыва повествования. Последний раз со мной такое случалось, когда я читал книгу “Дзен или искусство ухода за мотоциклом“, одной из сюжетных линий которой была борьба не на жизнь, а на смерть двух философский идей.
Самое интересное, что за время семинара я ни на секунду не “перешел в стан врага” и не стал приверженцем метафизики. Но то, о чем рассказывал Федерико, помогло гораздо лучше понять про экспириенс, что это такое и как им управлять.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Главное различие “мира техники” и “мира магии” заключается вот в чем: мир техники занят объяснением окружающей реальности, его “эссенцией”, и его главный идеал — универсальный язык, который может описать вообще что угодно. Напротив, мир магии занят бытием, существованием окружающего, его “экзистенцией”. Его идеал — невыразимость, неизрекаемое существование. Мир техники — мир знаний. Мир магии — мир экспириенса.
После множества примеров и казусов из восточной философии, я стал понимать, что эти два мира, конечно же, не взаимоисключающи. Все примеры магических и метафизических переживаний довольно хорошо объясняются с точки зрения нейрофизиологии и других точных наук, способы достижения просветления подтверждаются психологическими тестами, а экспириенсы действительно невыразимы, но измеримы.
Другое дело, что многотысячелетний опыт восточной философии показывает с поэтической точки зрения устройство мозга человека, как мы воспринимаем информацию и как делать экспириенсы. Он эксплуатирует это устройство таким образом, чтобы влиять на него и управлять им.
Другое дело, что многотысячелетний опыт восточной философии показывает с поэтической точки зрения устройство мозга человека, как мы воспринимаем информацию и как делать экспириенсы. Он эксплуатирует это устройство таким образом, чтобы влиять на него и управлять им.
Несколько методик из мира магии (довольно банальных, если увлекаться метафизикой или пейотом):
- В мире техники чтобы стать кем-то другим, тебе нужно много учиться и постепенно ты становишься кем-то еще. В мире магии для этого нужно просто умереть и переродиться в свою новую ипостась —> Чтобы быстро переключать аудиторию из одной истории в другую нужны “экспириенсы умирания/перерождения“: затемнения, длинные порталы, “шторки“, ослепляющий свет, больничная белизна и так далее.
- На этом основаны игры — ты умираешь как Вася Пупкин и становишься ковбоем или неведомой зверушкой или гигантским человекоподобным роботом — а потом снова возвращаешься в себя
- В мире техники упор идет на обучение. В мире магии — на инициацию. На ритуалы и фигуру мастера-проводника, который ведет тебя к твоему новому состоянию —> В создании экспириенсов всегда важно делать несколько возрастающих стадий одного и того же центрального процесса или истории с ритуалами перехода на новый уровень.
- В мире техники чтобы стать кем-то другим, тебе нужно много учиться и постепенно ты становишься кем-то еще. В мире магии для этого нужно просто умереть и переродиться в свою новую ипостась —> Чтобы быстро переключать аудиторию из одной истории в другую нужны “экспириенсы умирания/перерождения“: затемнения, длинные порталы, “шторки“, ослепляющий свет, больничная белизна и так далее.
- На этом основаны игры — ты умираешь как Вася Пупкин и становишься ковбоем или неведомой зверушкой или гигантским человекоподобным роботом — а потом снова возвращаешься в себя
- В мире техники упор идет на обучение. В мире магии — на инициацию. На ритуалы и фигуру мастера-проводника, который ведет тебя к твоему новому состоянию —> В создании экспириенсов всегда важно делать несколько возрастающих стадий одного и того же центрального процесса или истории с ритуалами перехода на новый уровень.
Понятно дело, всего того же и с гораздо большей эффективностью можно добиться при помощи техники — прямым подключенией электродов в мозг. Но люди-то хотят магии.
А сегодня — семинар про Design. Дали прочесть совершенно крышесносную, очень коротенькую статью, но хочу пока приберечь, чтобы узнать, о чем будем говорить.
vdv.pdf
299.6 KB
Как и обещал, вот сногсшибательная статья , которую нам выдали перед большим семинаром по Design. Главная новизна и безумие — представление мира как компьютера, в котором вычисляется будущее. И соответственно вывод: мир можно программировать. Если подумать — не бином Ньютона, но от свежести мысли дух захватывает, как от синего орбита.
Только представьте себе: универсальный язык программирования экспириенсов (см. мою предыдущую ламентацию про Technic and Magic). Федерико Кампанья счастлив, что живой — иначе бы в гробу переворачивался.
Только представьте себе: универсальный язык программирования экспириенсов (см. мою предыдущую ламентацию про Technic and Magic). Федерико Кампанья счастлив, что живой — иначе бы в гробу переворачивался.
Я специально пишу слово Design по-английски. Русскоязычная дискуссия о дизайне выглядит, как будто кто-то одним пальчиком на пианино пытается Вагнера сыграть. В русском “дизайн” — это недавнее заимствование, и значение у него довольно узкое — картинки фигачить. Желательно красивые. И рисовать обязательно нужно, иначе какой ты дизайнер.
А дискуссия на семинаре велась совсем про другое. Про полное значение слова. Про то, что design — это “замысел“, “план“, “цель“. В советское время дизайн назывался “художественное проектирование“, и это хоть как-то приближает нас к нужному значению. А смысл разговоров о дизайне, который мы вели на семинаре — это всегда разговоры про будущее. Чтобы что-то проектировать, это будущее нужно представлять.
Возвращаясь к устройству мира как компьютера и программированию событий, есть еще одна интересная диаграмма футуриста Стюарта Кенди про разные будущие и про то как их планировать. Он делит горизонт будущих событий на 3 конуса: Possible, Probable, Plausible — чем вероятней событие, тем естественно уже конус.
На эту тему есть книга Speculative Everything — как раз про то, как разговаривать, думать и заниматься воображаемым дизайном и представлять его место в будущем. Да и само будущее представлять. При этом авторы вводят дополнительный кривой конус горизонта Preferable событий. Кривой он потому, что сфера дизайна лежит захватывает и Plausible, и Probable. Потому что мечтать не вредно, а выученной беспомощности и ощущения, что невозможно ничего поменять, здесь не наблюдается. Остается вопрос в том, что такое Preferable, для кого оно Preferable, а для кого Undesirable.
Кроме того, вся дискуссия была очень серьезная: мол, вот как нам жить в будущем и управлять им. А у меня по поводу дизайна и вообще будущих технологий довольно пессимистическое настроение: все всегда будет не работать. Вот как люди, чертыхаясь, по полчаса подключают ноутбук к проектору, вот так и будет всегда. Прекрасное будущее, в котором все взаимодействия с дизайном и технологиями скользят как по маслу, недостижимо. Я это сказал на семинаре, и это вылилось в дискуссию (вялую) про недостижимость баланса индивидуального дизайна (чтобы все идеально работало, нужно делать все под каждого конкретного человека) и коллективного (чтобы все работало вместе, нужно делать усредненно). На том и порешили.
