Lander Learns – Telegram
Lander Learns
1.05K subscribers
109 photos
13 videos
28 files
189 links
Жизнь и приключения Виктора Ландера, основателя Landerlander (бывшего студента-переростка в лондонском Royal College of Art).
landerlander.com
Download Telegram
После множества примеров и казусов из восточной философии, я стал понимать, что эти два мира, конечно же, не взаимоисключающи. Все примеры магических и метафизических переживаний довольно хорошо объясняются с точки зрения нейрофизиологии и других точных наук, способы достижения просветления подтверждаются психологическими тестами, а экспириенсы действительно невыразимы, но измеримы.

Другое дело, что многотысячелетний опыт восточной философии показывает с поэтической точки зрения устройство мозга человека, как мы воспринимаем информацию и как делать экспириенсы. Он эксплуатирует это устройство таким образом, чтобы влиять на него и управлять им.
Несколько методик из мира магии (довольно банальных, если увлекаться метафизикой или пейотом):
- В мире техники чтобы стать кем-то другим, тебе нужно много учиться и постепенно ты становишься кем-то еще. В мире магии для этого нужно просто умереть и переродиться в свою новую ипостась —> Чтобы быстро переключать аудиторию из одной истории в другую нужны “экспириенсы умирания/перерождения“: затемнения, длинные порталы, “шторки“, ослепляющий свет, больничная белизна и так далее.
- На этом основаны игры — ты умираешь как Вася Пупкин и становишься ковбоем или неведомой зверушкой или гигантским человекоподобным роботом — а потом снова возвращаешься в себя
- В мире техники упор идет на обучение. В мире магии — на инициацию. На ритуалы и фигуру мастера-проводника, который ведет тебя к твоему новому состоянию —> В создании экспириенсов всегда важно делать несколько возрастающих стадий одного и того же центрального процесса или истории с ритуалами перехода на новый уровень.
Понятно дело, всего того же и с гораздо большей эффективностью можно добиться при помощи техники — прямым подключенией электродов в мозг. Но люди-то хотят магии.
А сегодня — семинар про Design. Дали прочесть совершенно крышесносную, очень коротенькую статью, но хочу пока приберечь, чтобы узнать, о чем будем говорить.
vdv.pdf
299.6 KB
Как и обещал, вот сногсшибательная статья , которую нам выдали перед большим семинаром по Design. Главная новизна и безумие — представление мира как компьютера, в котором вычисляется будущее. И соответственно вывод: мир можно программировать. Если подумать — не бином Ньютона, но от свежести мысли дух захватывает, как от синего орбита.
Только представьте себе: универсальный язык программирования экспириенсов (см. мою предыдущую ламентацию про Technic and Magic). Федерико Кампанья счастлив, что живой — иначе бы в гробу переворачивался.
Я специально пишу слово Design по-английски. Русскоязычная дискуссия о дизайне выглядит, как будто кто-то одним пальчиком на пианино пытается Вагнера сыграть. В русском “дизайн” — это недавнее заимствование, и значение у него довольно узкое — картинки фигачить. Желательно красивые. И рисовать обязательно нужно, иначе какой ты дизайнер.
А дискуссия на семинаре велась совсем про другое. Про полное значение слова. Про то, что design — это “замысел“, “план“, “цель“. В советское время дизайн назывался “художественное проектирование“, и это хоть как-то приближает нас к нужному значению. А смысл разговоров о дизайне, который мы вели на семинаре — это всегда разговоры про будущее. Чтобы что-то проектировать, это будущее нужно представлять.
Возвращаясь к устройству мира как компьютера и программированию событий, есть еще одна интересная диаграмма футуриста Стюарта Кенди про разные будущие и про то как их планировать. Он делит горизонт будущих событий на 3 конуса: Possible, Probable, Plausible — чем вероятней событие, тем естественно уже конус.
На эту тему есть книга Speculative Everything — как раз про то, как разговаривать, думать и заниматься воображаемым дизайном и представлять его место в будущем. Да и само будущее представлять. При этом авторы вводят дополнительный кривой конус горизонта Preferable событий. Кривой он потому, что сфера дизайна лежит захватывает и Plausible, и Probable. Потому что мечтать не вредно, а выученной беспомощности и ощущения, что невозможно ничего поменять, здесь не наблюдается. Остается вопрос в том, что такое Preferable, для кого оно Preferable, а для кого Undesirable.
speculative-everything.pdf
11.7 MB
А вот и сама книга
Вокруг этого и велась дискуссия на семинаре, который для меня был, признаться, не таким интересным, как про экспириенс. Во-первых, при каждом упоминании слова “дизайн” в голове загоралось красная лампочка “красивые картинки“. Пока я ее гасил, мысль успевала убегать.
Кроме того, вся дискуссия была очень серьезная: мол, вот как нам жить в будущем и управлять им. А у меня по поводу дизайна и вообще будущих технологий довольно пессимистическое настроение: все всегда будет не работать. Вот как люди, чертыхаясь, по полчаса подключают ноутбук к проектору, вот так и будет всегда. Прекрасное будущее, в котором все взаимодействия с дизайном и технологиями скользят как по маслу, недостижимо. Я это сказал на семинаре, и это вылилось в дискуссию (вялую) про недостижимость баланса индивидуального дизайна (чтобы все идеально работало, нужно делать все под каждого конкретного человека) и коллективного (чтобы все работало вместе, нужно делать усредненно). На том и порешили.
Следующие теоретические семинары только в следующем году, а завтра — вечеринка дня рождения Royal Academy, для которой мы придумываем будущее арт-музеев. Сразу скажу, будущее у них невеселое.
Эта фотография называется "Я приехал сюда, чтобы изучать экспириенс-дизайн и разгружать фургоны, и кажется дизайн я уже изучил"
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
В общем, наше мероприятие в Королевской академии прошло на ура, к нам валили толпы классной молодежи, инопланетянин был сначала элегантный и язвительный, а потом (когда в него влез я) негодующий и пассивно-агрессивный, все страшно устали, сил фотографировать не осталось, так что подробней напишу на неделе.
А пока про новый экспириенс Marshmallow Laser Feast в галерее Саачи. Страшно талантливый коллектив, прошлый проект “In the eye of the animal” https://vimeo.com/170753919 имел невероятный успех, центровая локация. Давно забронировал билет, ломанулся с утра, чуть не опоздал, прибежал с языком на плече…
Ну и как это обычно бывает в таких случаях, довольно сильно обломался. Звучит вполне круто:
Using a unique combination of technologies from untethered virtual reality, heart rate monitors and breath sensors to body tracking, visitors will be completely immersed in a world beyond human perception.
Follow the journey of your own breath from body, to plant, to planet in an intricate 3D world, where the deeper systems and connections that intimately tie together all life on Earth are made visible.
На деле — квелый генератив, милые завитушки, довольно незахватывающая безделица. Одна вещь классная: датчик дыхания (довольно слабый, поэтому нужно прямо сильно дуть), с помощью которого можно выдувать прикольные облачки. https://www.marshmallowlaserfeast.com/experiences/ocean-of-air/
По результатам понял две вещи:
1. Подготовка к VR immersive experience убивает все волшебство: на тебя надевают тяжелый рюкзак, какие-то страшные приблуды на руки с торчащими (!) usb-разъемами, шлем сам по себе очень тяжелый и неудобный. Да и со стороны человек в VR-снаряжении выглядит крайне антиутопично: как рабы-ищейки в “Риддике“.
2. До смешного простой аргумент: VR-экспириенсами нельзя поделиться. И это прямо deal breaker для современного мира. На фото — я во время экспириенса. Не очень-то секси, прямо скажем.