Седьмой дар Святого Духа - страх Божий
Страх Божий. Этот вид страха подобен страху детей перед своими родителями, а не рабов перед господами. О первом Псалмопевец говорит: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10). О втором говорит апостол Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Священное Писание заповедует бояться Бога по любви, говоря: «Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!» (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23).
👉Можно ли любить Бога и бояться Его?
#дарыдуха #библия #духовнаяжизнь
Страх Божий. Этот вид страха подобен страху детей перед своими родителями, а не рабов перед господами. О первом Псалмопевец говорит: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10). О втором говорит апостол Иоанн: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1Ин. 4:18). Священное Писание заповедует бояться Бога по любви, говоря: «Боящиеся Господа, восхвалите Его! Все семя Иакова, прославьте Его! Да убоится Его все семя Израиля!» (Пс. 21:24). Тот, кто так боится Господа, соблюдает Его заповеди: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23).
👉Можно ли любить Бога и бояться Его?
#дарыдуха #библия #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Можно ли одновременно любить Бога и бояться Его?
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью…
Нужно разграничить различные виды страха в отношении Бога. Существует страх перед наказанием за грехи (рабский) и страх из благоговения перед Небесным Отцом (сыновний). Оба этих страха совместимы с любовью…
❤7
Свт. Иоанн Златоуст о том, что значит по настоящему поститься
«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост.
Всего нелепее было бы – в отношении яств воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: Да не приимеши, – говорит, – слуха суетна (Исх.23:1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело брата, угрызает плоть ближнего. Потому и Павел с угрозою сказал: Аще... друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал.5:15)» (Беседа третья о статуях).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
«Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов, так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими, говоришь делами? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела. Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не устремляться на благообразные лица и не засматриваться на чужую красоту. Зрение есть пища очей: если она противозаконна и запрещена, то вредит посту и разрушает спасение души; если же законна и дозволена, то украшает пост.
Всего нелепее было бы – в отношении яств воздерживаться и от позволенной пищи, а глазами пожирать и то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами нескромности. Пусть постится и слух; а пост слуха в том, чтобы не принимать злословия и клеветы: Да не приимеши, – говорит, – слуха суетна (Исх.23:1). Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства. Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Злословящий снедает тело брата, угрызает плоть ближнего. Потому и Павел с угрозою сказал: Аще... друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете (Гал.5:15)» (Беседа третья о статуях).
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤13👍1
🕊Отцы, братья и сестры, поздравляю вас с началом Великого поста!
«Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!».
«Будем поститься постом приятным, благоугодным Господу; истинный пост – от пороков уклонение, воздержание языка, отказ от гнева, разлучение с вожделениями, злословием, ложью и клятвопреступлением. Оскудение всего этого – таков истинный пост и благоприятный!».
❤17
Смыслы Великого поста
1. Аскетический и нравственный. Обуздывать свои страсти, сохранять себя от грехов, больше молиться и делать добрые дела. Девизом Великого поста можно назвать слова свт. Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
2. Покаянный (загладить грехи других периодов года). Свт. Лев Великий говорит: «Так как немногие имеют на это силы, и против такой суровости восстает телесная немощь, а разнообразные дела житейские отвлекают нас своими заботами, то неизбежно бывает так, что прах земной оскверняет сердца и благочестивых. Поэтому, чтобы справиться с этим осквернением и восстановить чистоту наших душ, целебным установлением Божьим предусмотрено, чтобы мы очищались сорокадневным упражнением, в котором благочестивые дела могут искупить наши ошибки, сделанные в другое время, и [также очищались] целомудренным постом».
3. Богоподражательный (акт подражания 40-дневному посту Спасителя в пустыне).
4. Пост как десятина года. Прп. авва Дорофей говорит: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года».
#духовнаяжизнь #мораль
1. Аскетический и нравственный. Обуздывать свои страсти, сохранять себя от грехов, больше молиться и делать добрые дела. Девизом Великого поста можно назвать слова свт. Иоанна Златоуста: «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».
2. Покаянный (загладить грехи других периодов года). Свт. Лев Великий говорит: «Так как немногие имеют на это силы, и против такой суровости восстает телесная немощь, а разнообразные дела житейские отвлекают нас своими заботами, то неизбежно бывает так, что прах земной оскверняет сердца и благочестивых. Поэтому, чтобы справиться с этим осквернением и восстановить чистоту наших душ, целебным установлением Божьим предусмотрено, чтобы мы очищались сорокадневным упражнением, в котором благочестивые дела могут искупить наши ошибки, сделанные в другое время, и [также очищались] целомудренным постом».
3. Богоподражательный (акт подражания 40-дневному посту Спасителя в пустыне).
4. Пост как десятина года. Прп. авва Дорофей говорит: «В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная сие, святые Апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, ещё нечто большее и высочайшее, – чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: дабы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года».
#духовнаяжизнь #мораль
👍8❤2
Про Великий покаянный канон св. Андрея Критского
Чтение этого канона в первую и пятую седмицы Великого поста сегодня воспринимается как его неотъемлемая часть. Однако сам св. Андрей не собирался делать его общецерковным, это была его личная исповедь перед Богом на старости лет. По-видимому, главным поводом к покаянию для него стало подписание акта об анафематствовании VI Вселенского Собора, которое он совершил по заблуждению.
Существует предположение прот. Сергия Правдолюбова, что этот канон впервые стал использоваться на пятой седмице поста в одном из монастырей Константинополя в связи с землетрясением 790 года в качестве молитвы бедствия. Со второй половины IX в. он уже устойчиво используется на пятой седмице, правда некоторые средневековые памятники указывают его употребление в течение нескольких дней этой седмицы по частям или даже в воскресенье. Согласно Иерусалимскому уставу, он уже исполняется как сейчас: по частям – на первой седмице, полностью – в четверг пятой седмицы.
Вывод: канон действительно поразительный и поэтичный, но изначально это личная исповедь старца незадолго до смерти. Поэтому если не всем все отзывается в нем, это нормально.
👉🏼Про важность искренности в молитве
#молитва #духовнаяжизнь
Чтение этого канона в первую и пятую седмицы Великого поста сегодня воспринимается как его неотъемлемая часть. Однако сам св. Андрей не собирался делать его общецерковным, это была его личная исповедь перед Богом на старости лет. По-видимому, главным поводом к покаянию для него стало подписание акта об анафематствовании VI Вселенского Собора, которое он совершил по заблуждению.
Существует предположение прот. Сергия Правдолюбова, что этот канон впервые стал использоваться на пятой седмице поста в одном из монастырей Константинополя в связи с землетрясением 790 года в качестве молитвы бедствия. Со второй половины IX в. он уже устойчиво используется на пятой седмице, правда некоторые средневековые памятники указывают его употребление в течение нескольких дней этой седмицы по частям или даже в воскресенье. Согласно Иерусалимскому уставу, он уже исполняется как сейчас: по частям – на первой седмице, полностью – в четверг пятой седмицы.
Вывод: канон действительно поразительный и поэтичный, но изначально это личная исповедь старца незадолго до смерти. Поэтому если не всем все отзывается в нем, это нормально.
👉🏼Про важность искренности в молитве
#молитва #духовнаяжизнь
Telegram
чтец Сергий Федоров
Христианину нужно стремиться к предельной честности с Богом, с людьми и с самим собой. Свт. Григорий Великий писал: «Безрассудно то смирение, которое опутывает себя ложью». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи.…
❤8
Про одно несогласие прошения в молитве с приходской практикой
В последней молитве великого повечерия есть слова: «..Возстави же нас во время молитвы утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща: всенощное славословие нам даруй..».
Это прошение понятно в контексте уставной жизни монастыря, где монахи встают ночью на молитвенное бдение, но звучит странно в контексте нашей обычной жизни, в которой мы спим по ночам.
#молитва
В последней молитве великого повечерия есть слова: «..Возстави же нас во время молитвы утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща: всенощное славословие нам даруй..».
Это прошение понятно в контексте уставной жизни монастыря, где монахи встают ночью на молитвенное бдение, но звучит странно в контексте нашей обычной жизни, в которой мы спим по ночам.
#молитва
❤7👍3🤔3
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤33
О Соборовании
Соборование (Елеосвящение) – это Таинство, которое совершается над больными людьми (см. Пространный христ. катехизис. О вере, о Елеосвящении). Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Соборования над собранием верующих, в т. ч. здоровых физически. Та традиция, которую мы наблюдаем в Русской Церкви сегодня – общее Соборование не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста (а в некоторых местах - даже и в другие многодневные посты) с 7 помазаниями, появилась в конце XX века. Для сравнения, в современной традиции греческих церквей общее Соборование совершается раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова (с однократным помазанием в конце). Сходная практика была широко распространена на Руси до середины XVII века.
Как понимать такую практику и относиться к ней не вполне ясно. Так, если русские дореволюционные авторы «отличали общее Елеосвящение от Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно понимается как таинство» (Елеосвящение // Православная энциклопедия. Т. 18). В определении Священного Синода (от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) оно признается Таинством, архипастырям и пастырям напоминается «о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании».
Отсюда следует, что ежегодное участие в Соборовании не является непременной обязанностью здорового христианина. Относительно действительно больных людей сказано, что они «должны стараться очистить исповедью свою совесть, и приобщиться Святым Тайнам, приняв наперед со всяким благоговением Святое Елеосвящение» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 90).
#учениецеркви #дисциплина
Соборование (Елеосвящение) – это Таинство, которое совершается над больными людьми (см. Пространный христ. катехизис. О вере, о Елеосвящении). Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Соборования над собранием верующих, в т. ч. здоровых физически. Та традиция, которую мы наблюдаем в Русской Церкви сегодня – общее Соборование не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста (а в некоторых местах - даже и в другие многодневные посты) с 7 помазаниями, появилась в конце XX века. Для сравнения, в современной традиции греческих церквей общее Соборование совершается раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова (с однократным помазанием в конце). Сходная практика была широко распространена на Руси до середины XVII века.
Как понимать такую практику и относиться к ней не вполне ясно. Так, если русские дореволюционные авторы «отличали общее Елеосвящение от Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно понимается как таинство» (Елеосвящение // Православная энциклопедия. Т. 18). В определении Священного Синода (от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) оно признается Таинством, архипастырям и пастырям напоминается «о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании».
Отсюда следует, что ежегодное участие в Соборовании не является непременной обязанностью здорового христианина. Относительно действительно больных людей сказано, что они «должны стараться очистить исповедью свою совесть, и приобщиться Святым Тайнам, приняв наперед со всяким благоговением Святое Елеосвящение» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 90).
#учениецеркви #дисциплина
❤13👍1
1. Молитвой можно изменить волю Божию. Это неверно, воля Божия неизменна, с помощью молитвы мы можем лишь удостоиться получить от Бога то, что Он самой вечности решил нам дать. То, что Он не собирался нам давать, невозможно вымолить. Подробнее см. здесь.
2. Молитва должна быть исполнена именно так, как хочет молящийся. В молитве мы просим исполнения воли Божией, благой и совершенной. Поэтому она исполняется не всегда так, как нам хочется. Св. Августин учит: «Если что-либо происходит, не согласуясь с нашей молитвой, мы должны, терпеливо перенося огорчение и во всем благодаря Бога, не испытывать никаких сомнений в том, что это было правильно, что воля Божья, а не наша воля должна быть исполнена».
3. Успех молитвы не зависит от образа жизни и мировоззрения человека. Это ошибочное представление, опровергаемое Словом Божиим: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Притч.28:9). Прп. Беда Достопочтенный комментирует: «Пусть каждый молится, не колеблясь в вере, то есть пусть он праведною жизнью выкажет себя достойным того, чтобы его молитва была услышана. Кто же помнит, что не следовал Господним наставлениям, тот по заслугам лишается надежды, что Господь станет внимать его молитвам». Исключение: покаянная молитва.
4. Правильно молиться – это вычитывать ряд текстов. На самом деле, дело вообще не в текстах, а в возношении ума к Богу. Свт. Феофан Затворник учит: «Надобно длительность своего молитвословия определить... не количеством молитв, которые следует прочитать, а временем... Положите себе законом никогда не читать молитвы, чтоб только вычитать положенное, а чтоб быть в молитве под действием чтения. Читайте положенное как пособие – держать себя в молитвенных помышлениях и чувствах».
5. Молитва – это поток энергии, восходящий к небесам, который можно делать более или менее интенсивным. Это оккультная чушь не имеет отношения к христианскому учению о молитве. Молитва – это возношение ума к живому Богу. Сама по себе она ничего не делает и не меняет. Ее слушает и исполняет Бог.
6. Существуют особо сильные молитвенные тексты, которые могут гарантированно исполнить желания молящегося. Нет, молитва это не магический заговор и вообще не то, что как-то работает само по себе. Обращаться к живому личностному Богу мы должны в простоте: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8). Эти слова Христа полностью опровергают представление о силе молитвы в словах или формулировках.
#молитва #библия #августин #феофанзатворник
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
Зачем молиться, если Бог и так все знает и желает нам блага?
Это очень интересный вопрос. Прежде всего, нам заповедано молиться (Мф.6:9; Иак.5:16). Это значит, что Сам Бог желает, чтобы молились. Означает ли это, что мы можем как-то изменить волю Божию своими…
Это очень интересный вопрос. Прежде всего, нам заповедано молиться (Мф.6:9; Иак.5:16). Это значит, что Сам Бог желает, чтобы молились. Означает ли это, что мы можем как-то изменить волю Божию своими…
❤13
Последние трагические события вновь возвращают нас к важному вопросу о том, что зависит от нас самих, что мы решаем в этом мире, в своей жизни. Несомненно, что от нас зависит личный внутренний выбор, на чьей мы стороне (Бога или сатаны). Во всем остальном наши возможности весьма ограничены. Но это не значит, что ничего делать не нужно. У каждого из нас есть свои обязанности, которые мы должны хорошо и добросовестно исполнять, за что мы и будем отвечать перед Богом. Вот предложили сейчас усилить меры безопасности. Может ли это что-то нам гарантировать? Нет, не может, потому что исход всех замыслов человеческих находится в руках Божьих. Поэтому какие-то меры самого разного характера, это то, что нужно нам для осознания ответственности за свои действия или бездействия, для добросовестного исполнения своих обязанностей с полным преданием всех наших жизней в руки Бога. Ничего не произойдет без воли Его, как и невозможно не произойти тому, чему Он определил произойти.
#промысл #мысли #богословие
#промысл #мысли #богословие
Telegram
чтец Сергий Федоров
Что зависит от человека, если на все воля Божия?
В Священном Писании прямо утверждается предопределенность результата всех человеческих действий: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). Это вызывает справедливый…
В Священном Писании прямо утверждается предопределенность результата всех человеческих действий: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). Это вызывает справедливый…
👍11🔥1
Часто в объяснение всяких преступлений, верующие люди отвечают примерно так: "Бог не вмешивается, потому что люди имеют свободу воли". Это неверное понимание свободы воли. Если принять это объяснение, то придется признать, что Бог не вправе пресекать вообще никакое зло в этом мире, чтобы не нарушить свободу человека. Здесь происходит смешение внешней и внутренней свободы. Церковное определение свободы воли звучит так: это "свободное и независимое желание делать добро или зло, происходящее от разума или разумной души" (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 27). Именно этой внутренней свободы Бог не касается без согласия человека, к свободе внешней (возможность реализовывать свои замыслы на деле) это отношения не имеет.
👉🏼Священное Писание о воле Божией
#мысли #промысл #богословие
👉🏼Священное Писание о воле Божией
#мысли #промысл #богословие
Telegram
чтец Сергий Федоров
Священное Писание о воле Божией
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
👍6❤1🔥1
Из «Пространного христианского катихизиса»:
«Прошение [молитвы Господней] да будет воля Твоя означает, что мы просим Бога, чтобы всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как желаем мы, а как угодно Богу».
Молитва, предлагаемая свт. Иоанном Тобольским человеку, который встает на путь исполнения воли Божией:
«Господи Боже мой! Я готов служить Тебе так же в нищете, как и в богатстве, не отрицаюсь даже той скудости моего ума, которая лишает меня сладостных утешений и тем опечаливает меня: прискорбно для меня это, но спасительно, и если есть на это Твоя воля, сотвори сердце мое подобным пересохшей земле. Если дашь мне чашу, наполненную желчью, вино, растворенное горечью, охотно принимаю от Тебя. Знаю, Господи, что у Тебя есть бесчисленное изобилие вина благовонного, сладкого и превосходного, но Ты для испытания покорности рабов Твоих даешь им иногда вино, смешанное с дрожжами и уксусом; принимаю его от Тебя и с радостью выпью смешанное в чаше все наигорчайшее. Наказывай меня, Господи, чем Тебе угодно: скорбями, болезнью; об одном молю Тебя, вразуми меня о том, что благоугодно пред Тобой; Божественная воля Твоя для меня – величайшая отрада во всем; кроме ее, ничего не ищу, – здоров ли я или немощен, богат или беден, – все равно. Об одном молю Тебя, Боже, да всегда исполню святую волю Твою».
👉О преданности Богу
#промысл #духовнаяжизнь #молитва #учениецеркви
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник о том, что значит преданным Богу
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом…
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом…
❤12
Порядок исповеди согласно Требнику (богослужебной книге для совершения треб)
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. По чину исповеди священнику нужно:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить его на предмет наличия смертных грехов (приводится список вопросов (женщинам задаются также дополнительные вопросы) и особо указывается, что нужно адаптировать его под статус и возраст человека);
3) сказать человеку о том, чтобы более не возвращался к прежним грехам;
4) прочитать разрешительную молитву, если человек раскаивается в содеянном;
5) наложить соответствующую епитимию с отлучением от причастия (в случае наличия смертных грехов) и предупреждением о последствиях нарушения: «…аще удержишися от Божественнаго Причастия, разрешатся греси твои: аще же преступиши, и приобщишися, вторый Иуда будеши».
Знание и добросовестное исполнение этого порядка позволяет понять, почему Церковь называется «духовной лечебницей». Нетрудно заметить сходство с приемом у врача.
📕 Чин исповеди см. https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/trebnik-grazhdanskim-shriftom/7
#духовнаяжизнь #дисциплина
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. По чину исповеди священнику нужно:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить его на предмет наличия смертных грехов (приводится список вопросов (женщинам задаются также дополнительные вопросы) и особо указывается, что нужно адаптировать его под статус и возраст человека);
3) сказать человеку о том, чтобы более не возвращался к прежним грехам;
4) прочитать разрешительную молитву, если человек раскаивается в содеянном;
5) наложить соответствующую епитимию с отлучением от причастия (в случае наличия смертных грехов) и предупреждением о последствиях нарушения: «…аще удержишися от Божественнаго Причастия, разрешатся греси твои: аще же преступиши, и приобщишися, вторый Иуда будеши».
Знание и добросовестное исполнение этого порядка позволяет понять, почему Церковь называется «духовной лечебницей». Нетрудно заметить сходство с приемом у врача.
#духовнаяжизнь #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
azbyka.ru
Глава 7. Последование о исповедании, Требник гражданским шрифтом (1906 г.) | часть 7 из 85
Глава 7. Труд «Требник гражданским шрифтом (1906 г.)». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. | часть 7 из 85
❤7
Свт. Афанасий Великий о том, от каких наставников следует бежать
«Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
«Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
👍8🔥2
Свт. Иоанн Златоуст утешает человека, который стыдится проявлений своей болезни (одержимости) перед людьми
«Может быть, тебя огорчают укоризны от других? Но что может быть предосудительнее людей, которые не знают даже того, что заслуживает укоризны? Эти люди и суть поистине безумные и бесноватые, – они, которые не умеют смотреть на вещи, каковы они в сущности, и ругают достойное похвал, а предосудительное считают похвальным. Сумасшедшие говорят окружающим много худого, но слушающие их не думают обижаться. Так и ты, слушая этих безумных, не считай случающегося с тобою позором и вредом, чтобы тебе в самом деле не сделаться достойным осуждения, прогневав Бога. <...>
Если ты хочешь видеть людей действительно достойных стыда и осуждения, то я попытаюсь из множества таких указать тебе на некоторых. Посмотри на прельщающихся женской красотой, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу и для этого готовых делать и терпеть все, на изнуряемых завистью, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые постоянно увлекаются суетами житейскими; вот эти и подобные им дела безумны и достойны наказания, заслуживают осуждения, и стыда, и осмеяния. А кто, подвергаясь нападению демона, несмотря на то, показывает в своей жизни великое любомудрие, тот заслуживает, чтобы все не только не осуждали его, но и удивлялись ему, и украшали его венцами за то, что он при таких узах совершает столь трудное шествие и восходит по крутому и тесному пути добродетели» (Письма к Стагирию подвижнику).
👤Стагирий - молодой друг Иоанна Златоуста, страдавший припадками, которые считались признаком одержимости. В галлюцинациях ему казалось, что его преследует бешеный кабан, весь в крови и готовый его растерзать. Он постоянно оставался жертвой мрачной меланхолии, прерываемой возвращением тех же припадков, и его постоянно преследовало сильное желание самоубийства. Есть версия, что он был эпилептиком.
☝🏼Люди, которые чрезмерно зависимы от чужого мнения, могут взять себе на заметку
👉🏼Порция антидепрессивных советов от свт. Иоанна Златоуста
#иоаннзлатоуст #мораль
«Может быть, тебя огорчают укоризны от других? Но что может быть предосудительнее людей, которые не знают даже того, что заслуживает укоризны? Эти люди и суть поистине безумные и бесноватые, – они, которые не умеют смотреть на вещи, каковы они в сущности, и ругают достойное похвал, а предосудительное считают похвальным. Сумасшедшие говорят окружающим много худого, но слушающие их не думают обижаться. Так и ты, слушая этих безумных, не считай случающегося с тобою позором и вредом, чтобы тебе в самом деле не сделаться достойным осуждения, прогневав Бога. <...>
Если ты хочешь видеть людей действительно достойных стыда и осуждения, то я попытаюсь из множества таких указать тебе на некоторых. Посмотри на прельщающихся женской красотой, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу и для этого готовых делать и терпеть все, на изнуряемых завистью, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые постоянно увлекаются суетами житейскими; вот эти и подобные им дела безумны и достойны наказания, заслуживают осуждения, и стыда, и осмеяния. А кто, подвергаясь нападению демона, несмотря на то, показывает в своей жизни великое любомудрие, тот заслуживает, чтобы все не только не осуждали его, но и удивлялись ему, и украшали его венцами за то, что он при таких узах совершает столь трудное шествие и восходит по крутому и тесному пути добродетели» (Письма к Стагирию подвижнику).
👤Стагирий - молодой друг Иоанна Златоуста, страдавший припадками, которые считались признаком одержимости. В галлюцинациях ему казалось, что его преследует бешеный кабан, весь в крови и готовый его растерзать. Он постоянно оставался жертвой мрачной меланхолии, прерываемой возвращением тех же припадков, и его постоянно преследовало сильное желание самоубийства. Есть версия, что он был эпилептиком.
☝🏼Люди, которые чрезмерно зависимы от чужого мнения, могут взять себе на заметку
👉🏼Порция антидепрессивных советов от свт. Иоанна Златоуста
#иоаннзлатоуст #мораль
azbyka.ru
К Стагирию подвижнику - святитель Иоанн Златоуст - читать, скачать
Труд «К Стагирию подвижнику» святителя Иоанна Златоуста. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤8
Свт. Иоанн Златоуст о красной нити и прочих языческих талисманах
«Говорить ли о перевязках, о погремушках, привешиваемых к руке, о красной пряже и о многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста? Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца» (Беседа 12 на 1-е послание к Коринфянам).
#иоаннзлатоуст #мораль
«Говорить ли о перевязках, о погремушках, привешиваемых к руке, о красной пряже и о многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста? Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца» (Беседа 12 на 1-е послание к Коринфянам).
#иоаннзлатоуст #мораль
🔥7👍3
Свт. Григорий Великий о том, почему людям необходимо сверхъестественное просвещение, чтобы уверовать
«Если бы, например, беременная женщина была заключена в темницу и родила там сына, который потом воспитался бы в темнице и вырос, и мать стала бы рассказывать своему сыну о солнце, луне, звездах и полях, о летающих птицах и бегающих конях, сын, рожденный и воспитанный в темнице, ничего не видевший, кроме темничного мрака, вероятно, не поверил бы тому, что слышал, потому что не знал бы сего на опыте. Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых, Единородный Сын Отца пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Святого Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько-нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф. 1:14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого. А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, через Святого Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который посчитал бы рассказы матери о свете лживыми, на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака» (Диалоги, IV, 1).
#вера
«Если бы, например, беременная женщина была заключена в темницу и родила там сына, который потом воспитался бы в темнице и вырос, и мать стала бы рассказывать своему сыну о солнце, луне, звездах и полях, о летающих птицах и бегающих конях, сын, рожденный и воспитанный в темнице, ничего не видевший, кроме темничного мрака, вероятно, не поверил бы тому, что слышал, потому что не знал бы сего на опыте. Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых, Единородный Сын Отца пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Святого Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько-нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф. 1:14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого. А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, через Святого Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который посчитал бы рассказы матери о свете лживыми, на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака» (Диалоги, IV, 1).
#вера
👍12❤8