Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤33
О Соборовании
Соборование (Елеосвящение) – это Таинство, которое совершается над больными людьми (см. Пространный христ. катехизис. О вере, о Елеосвящении). Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Соборования над собранием верующих, в т. ч. здоровых физически. Та традиция, которую мы наблюдаем в Русской Церкви сегодня – общее Соборование не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста (а в некоторых местах - даже и в другие многодневные посты) с 7 помазаниями, появилась в конце XX века. Для сравнения, в современной традиции греческих церквей общее Соборование совершается раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова (с однократным помазанием в конце). Сходная практика была широко распространена на Руси до середины XVII века.
Как понимать такую практику и относиться к ней не вполне ясно. Так, если русские дореволюционные авторы «отличали общее Елеосвящение от Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно понимается как таинство» (Елеосвящение // Православная энциклопедия. Т. 18). В определении Священного Синода (от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) оно признается Таинством, архипастырям и пастырям напоминается «о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании».
Отсюда следует, что ежегодное участие в Соборовании не является непременной обязанностью здорового христианина. Относительно действительно больных людей сказано, что они «должны стараться очистить исповедью свою совесть, и приобщиться Святым Тайнам, приняв наперед со всяким благоговением Святое Елеосвящение» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 90).
#учениецеркви #дисциплина
Соборование (Елеосвящение) – это Таинство, которое совершается над больными людьми (см. Пространный христ. катехизис. О вере, о Елеосвящении). Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Соборования над собранием верующих, в т. ч. здоровых физически. Та традиция, которую мы наблюдаем в Русской Церкви сегодня – общее Соборование не только на Страстной, но и на других седмицах Великого поста (а в некоторых местах - даже и в другие многодневные посты) с 7 помазаниями, появилась в конце XX века. Для сравнения, в современной традиции греческих церквей общее Соборование совершается раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова (с однократным помазанием в конце). Сходная практика была широко распространена на Руси до середины XVII века.
Как понимать такую практику и относиться к ней не вполне ясно. Так, если русские дореволюционные авторы «отличали общее Елеосвящение от Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова, то в современном восприятии общее Елеосвящение обычно понимается как таинство» (Елеосвящение // Православная энциклопедия. Т. 18). В определении Священного Синода (от 25-26 декабря 2012 г., журнал 130) оно признается Таинством, архипастырям и пастырям напоминается «о необходимости разъяснять значение Таинства Елеосвящения пасомым, принимающим в нем участие, особенно когда в дни Великого Поста оно совершается в монастырях и на приходах при большом стечении молящихся, и обращать внимание последних на то, что в отсутствии появления или обострения тяжелых заболеваний и травм, участие в этом Таинстве более одного раза в год свидетельствует о неверном его понимании».
Отсюда следует, что ежегодное участие в Соборовании не является непременной обязанностью здорового христианина. Относительно действительно больных людей сказано, что они «должны стараться очистить исповедью свою совесть, и приобщиться Святым Тайнам, приняв наперед со всяким благоговением Святое Елеосвящение» (Православное исповедание. Ч. 1, вопр. 90).
#учениецеркви #дисциплина
❤13👍1
1. Молитвой можно изменить волю Божию. Это неверно, воля Божия неизменна, с помощью молитвы мы можем лишь удостоиться получить от Бога то, что Он самой вечности решил нам дать. То, что Он не собирался нам давать, невозможно вымолить. Подробнее см. здесь.
2. Молитва должна быть исполнена именно так, как хочет молящийся. В молитве мы просим исполнения воли Божией, благой и совершенной. Поэтому она исполняется не всегда так, как нам хочется. Св. Августин учит: «Если что-либо происходит, не согласуясь с нашей молитвой, мы должны, терпеливо перенося огорчение и во всем благодаря Бога, не испытывать никаких сомнений в том, что это было правильно, что воля Божья, а не наша воля должна быть исполнена».
3. Успех молитвы не зависит от образа жизни и мировоззрения человека. Это ошибочное представление, опровергаемое Словом Божиим: «Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость» (Притч.28:9). Прп. Беда Достопочтенный комментирует: «Пусть каждый молится, не колеблясь в вере, то есть пусть он праведною жизнью выкажет себя достойным того, чтобы его молитва была услышана. Кто же помнит, что не следовал Господним наставлениям, тот по заслугам лишается надежды, что Господь станет внимать его молитвам». Исключение: покаянная молитва.
4. Правильно молиться – это вычитывать ряд текстов. На самом деле, дело вообще не в текстах, а в возношении ума к Богу. Свт. Феофан Затворник учит: «Надобно длительность своего молитвословия определить... не количеством молитв, которые следует прочитать, а временем... Положите себе законом никогда не читать молитвы, чтоб только вычитать положенное, а чтоб быть в молитве под действием чтения. Читайте положенное как пособие – держать себя в молитвенных помышлениях и чувствах».
5. Молитва – это поток энергии, восходящий к небесам, который можно делать более или менее интенсивным. Это оккультная чушь не имеет отношения к христианскому учению о молитве. Молитва – это возношение ума к живому Богу. Сама по себе она ничего не делает и не меняет. Ее слушает и исполняет Бог.
6. Существуют особо сильные молитвенные тексты, которые могут гарантированно исполнить желания молящегося. Нет, молитва это не магический заговор и вообще не то, что как-то работает само по себе. Обращаться к живому личностному Богу мы должны в простоте: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7-8). Эти слова Христа полностью опровергают представление о силе молитвы в словах или формулировках.
#молитва #библия #августин #феофанзатворник
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
Зачем молиться, если Бог и так все знает и желает нам блага?
Это очень интересный вопрос. Прежде всего, нам заповедано молиться (Мф.6:9; Иак.5:16). Это значит, что Сам Бог желает, чтобы молились. Означает ли это, что мы можем как-то изменить волю Божию своими…
Это очень интересный вопрос. Прежде всего, нам заповедано молиться (Мф.6:9; Иак.5:16). Это значит, что Сам Бог желает, чтобы молились. Означает ли это, что мы можем как-то изменить волю Божию своими…
❤13
Последние трагические события вновь возвращают нас к важному вопросу о том, что зависит от нас самих, что мы решаем в этом мире, в своей жизни. Несомненно, что от нас зависит личный внутренний выбор, на чьей мы стороне (Бога или сатаны). Во всем остальном наши возможности весьма ограничены. Но это не значит, что ничего делать не нужно. У каждого из нас есть свои обязанности, которые мы должны хорошо и добросовестно исполнять, за что мы и будем отвечать перед Богом. Вот предложили сейчас усилить меры безопасности. Может ли это что-то нам гарантировать? Нет, не может, потому что исход всех замыслов человеческих находится в руках Божьих. Поэтому какие-то меры самого разного характера, это то, что нужно нам для осознания ответственности за свои действия или бездействия, для добросовестного исполнения своих обязанностей с полным преданием всех наших жизней в руки Бога. Ничего не произойдет без воли Его, как и невозможно не произойти тому, чему Он определил произойти.
#промысл #мысли #богословие
#промысл #мысли #богословие
Telegram
чтец Сергий Федоров
Что зависит от человека, если на все воля Божия?
В Священном Писании прямо утверждается предопределенность результата всех человеческих действий: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). Это вызывает справедливый…
В Священном Писании прямо утверждается предопределенность результата всех человеческих действий: «Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). Это вызывает справедливый…
👍11🔥1
Часто в объяснение всяких преступлений, верующие люди отвечают примерно так: "Бог не вмешивается, потому что люди имеют свободу воли". Это неверное понимание свободы воли. Если принять это объяснение, то придется признать, что Бог не вправе пресекать вообще никакое зло в этом мире, чтобы не нарушить свободу человека. Здесь происходит смешение внешней и внутренней свободы. Церковное определение свободы воли звучит так: это "свободное и независимое желание делать добро или зло, происходящее от разума или разумной души" (Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 27). Именно этой внутренней свободы Бог не касается без согласия человека, к свободе внешней (возможность реализовывать свои замыслы на деле) это отношения не имеет.
👉🏼Священное Писание о воле Божией
#мысли #промысл #богословие
👉🏼Священное Писание о воле Божией
#мысли #промысл #богословие
Telegram
чтец Сергий Федоров
Священное Писание о воле Божией
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом» (Притч.19:21). В народе эти слова более известны в такой формулировке: человек предполагает, Бог располагает.
Св. Августин пишет и о злых делах:…
👍6❤1🔥1
Из «Пространного христианского катихизиса»:
«Прошение [молитвы Господней] да будет воля Твоя означает, что мы просим Бога, чтобы всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как желаем мы, а как угодно Богу».
Молитва, предлагаемая свт. Иоанном Тобольским человеку, который встает на путь исполнения воли Божией:
«Господи Боже мой! Я готов служить Тебе так же в нищете, как и в богатстве, не отрицаюсь даже той скудости моего ума, которая лишает меня сладостных утешений и тем опечаливает меня: прискорбно для меня это, но спасительно, и если есть на это Твоя воля, сотвори сердце мое подобным пересохшей земле. Если дашь мне чашу, наполненную желчью, вино, растворенное горечью, охотно принимаю от Тебя. Знаю, Господи, что у Тебя есть бесчисленное изобилие вина благовонного, сладкого и превосходного, но Ты для испытания покорности рабов Твоих даешь им иногда вино, смешанное с дрожжами и уксусом; принимаю его от Тебя и с радостью выпью смешанное в чаше все наигорчайшее. Наказывай меня, Господи, чем Тебе угодно: скорбями, болезнью; об одном молю Тебя, вразуми меня о том, что благоугодно пред Тобой; Божественная воля Твоя для меня – величайшая отрада во всем; кроме ее, ничего не ищу, – здоров ли я или немощен, богат или беден, – все равно. Об одном молю Тебя, Боже, да всегда исполню святую волю Твою».
👉О преданности Богу
#промысл #духовнаяжизнь #молитва #учениецеркви
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
Свт. Феофан Затворник о том, что значит преданным Богу
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом…
«Преданный Богу не так говорит: что будет, то будет, решаясь на неверное, ничего не обещающее (в чем видится искушение Бога); но ясно сознает сообразность средств с целями или прозревает некоторым образом…
❤12
Порядок исповеди согласно Требнику (богослужебной книге для совершения треб)
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. По чину исповеди священнику нужно:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить его на предмет наличия смертных грехов (приводится список вопросов (женщинам задаются также дополнительные вопросы) и особо указывается, что нужно адаптировать его под статус и возраст человека);
3) сказать человеку о том, чтобы более не возвращался к прежним грехам;
4) прочитать разрешительную молитву, если человек раскаивается в содеянном;
5) наложить соответствующую епитимию с отлучением от причастия (в случае наличия смертных грехов) и предупреждением о последствиях нарушения: «…аще удержишися от Божественнаго Причастия, разрешатся греси твои: аще же преступиши, и приобщишися, вторый Иуда будеши».
Знание и добросовестное исполнение этого порядка позволяет понять, почему Церковь называется «духовной лечебницей». Нетрудно заметить сходство с приемом у врача.
📕 Чин исповеди см. https://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_Bogosluzhenie/trebnik-grazhdanskim-shriftom/7
#духовнаяжизнь #дисциплина
Исповедь совершается индивидуально, после прочтения вступительных молитв. По чину исповеди священнику нужно:
1) спросить человека о его вере и проверить знание догматов (Символ веры);
2) допросить его на предмет наличия смертных грехов (приводится список вопросов (женщинам задаются также дополнительные вопросы) и особо указывается, что нужно адаптировать его под статус и возраст человека);
3) сказать человеку о том, чтобы более не возвращался к прежним грехам;
4) прочитать разрешительную молитву, если человек раскаивается в содеянном;
5) наложить соответствующую епитимию с отлучением от причастия (в случае наличия смертных грехов) и предупреждением о последствиях нарушения: «…аще удержишися от Божественнаго Причастия, разрешатся греси твои: аще же преступиши, и приобщишися, вторый Иуда будеши».
Знание и добросовестное исполнение этого порядка позволяет понять, почему Церковь называется «духовной лечебницей». Нетрудно заметить сходство с приемом у врача.
#духовнаяжизнь #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
azbyka.ru
Глава 7. Последование о исповедании, Требник гражданским шрифтом (1906 г.) | часть 7 из 85
Глава 7. Труд «Требник гражданским шрифтом (1906 г.)». Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF. | часть 7 из 85
❤7
Свт. Афанасий Великий о том, от каких наставников следует бежать
«Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
«Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#проблемыцерковнойжизни #духовнаяжизнь
👍8🔥2
Свт. Иоанн Златоуст утешает человека, который стыдится проявлений своей болезни (одержимости) перед людьми
«Может быть, тебя огорчают укоризны от других? Но что может быть предосудительнее людей, которые не знают даже того, что заслуживает укоризны? Эти люди и суть поистине безумные и бесноватые, – они, которые не умеют смотреть на вещи, каковы они в сущности, и ругают достойное похвал, а предосудительное считают похвальным. Сумасшедшие говорят окружающим много худого, но слушающие их не думают обижаться. Так и ты, слушая этих безумных, не считай случающегося с тобою позором и вредом, чтобы тебе в самом деле не сделаться достойным осуждения, прогневав Бога. <...>
Если ты хочешь видеть людей действительно достойных стыда и осуждения, то я попытаюсь из множества таких указать тебе на некоторых. Посмотри на прельщающихся женской красотой, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу и для этого готовых делать и терпеть все, на изнуряемых завистью, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые постоянно увлекаются суетами житейскими; вот эти и подобные им дела безумны и достойны наказания, заслуживают осуждения, и стыда, и осмеяния. А кто, подвергаясь нападению демона, несмотря на то, показывает в своей жизни великое любомудрие, тот заслуживает, чтобы все не только не осуждали его, но и удивлялись ему, и украшали его венцами за то, что он при таких узах совершает столь трудное шествие и восходит по крутому и тесному пути добродетели» (Письма к Стагирию подвижнику).
👤Стагирий - молодой друг Иоанна Златоуста, страдавший припадками, которые считались признаком одержимости. В галлюцинациях ему казалось, что его преследует бешеный кабан, весь в крови и готовый его растерзать. Он постоянно оставался жертвой мрачной меланхолии, прерываемой возвращением тех же припадков, и его постоянно преследовало сильное желание самоубийства. Есть версия, что он был эпилептиком.
☝🏼Люди, которые чрезмерно зависимы от чужого мнения, могут взять себе на заметку
👉🏼Порция антидепрессивных советов от свт. Иоанна Златоуста
#иоаннзлатоуст #мораль
«Может быть, тебя огорчают укоризны от других? Но что может быть предосудительнее людей, которые не знают даже того, что заслуживает укоризны? Эти люди и суть поистине безумные и бесноватые, – они, которые не умеют смотреть на вещи, каковы они в сущности, и ругают достойное похвал, а предосудительное считают похвальным. Сумасшедшие говорят окружающим много худого, но слушающие их не думают обижаться. Так и ты, слушая этих безумных, не считай случающегося с тобою позором и вредом, чтобы тебе в самом деле не сделаться достойным осуждения, прогневав Бога. <...>
Если ты хочешь видеть людей действительно достойных стыда и осуждения, то я попытаюсь из множества таких указать тебе на некоторых. Посмотри на прельщающихся женской красотой, на пристрастных к деньгам, на любящих власть и славу и для этого готовых делать и терпеть все, на изнуряемых завистью, на злоумышляющих против тех, кто ничем их не обидел, на предающихся унынию без всякой причины, на людей, которые постоянно увлекаются суетами житейскими; вот эти и подобные им дела безумны и достойны наказания, заслуживают осуждения, и стыда, и осмеяния. А кто, подвергаясь нападению демона, несмотря на то, показывает в своей жизни великое любомудрие, тот заслуживает, чтобы все не только не осуждали его, но и удивлялись ему, и украшали его венцами за то, что он при таких узах совершает столь трудное шествие и восходит по крутому и тесному пути добродетели» (Письма к Стагирию подвижнику).
👤Стагирий - молодой друг Иоанна Златоуста, страдавший припадками, которые считались признаком одержимости. В галлюцинациях ему казалось, что его преследует бешеный кабан, весь в крови и готовый его растерзать. Он постоянно оставался жертвой мрачной меланхолии, прерываемой возвращением тех же припадков, и его постоянно преследовало сильное желание самоубийства. Есть версия, что он был эпилептиком.
☝🏼Люди, которые чрезмерно зависимы от чужого мнения, могут взять себе на заметку
👉🏼Порция антидепрессивных советов от свт. Иоанна Златоуста
#иоаннзлатоуст #мораль
azbyka.ru
К Стагирию подвижнику - святитель Иоанн Златоуст - читать, скачать
Труд «К Стагирию подвижнику» святителя Иоанна Златоуста. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤8
Свт. Иоанн Златоуст о красной нити и прочих языческих талисманах
«Говорить ли о перевязках, о погремушках, привешиваемых к руке, о красной пряже и о многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста? Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца» (Беседа 12 на 1-е послание к Коринфянам).
#иоаннзлатоуст #мораль
«Говорить ли о перевязках, о погремушках, привешиваемых к руке, о красной пряже и о многом другом, доказывающем великое безумие, тогда как не следует возлагать на младенца ничего другого, кроме спасительного креста? Между тем ныне крест, обративший всю вселенную, поразивший диавола и ниспровергший всю силу его, остается в пренебрежении; а ткани, пряже и другим подобным привескам вверяется безопасность младенца» (Беседа 12 на 1-е послание к Коринфянам).
#иоаннзлатоуст #мораль
🔥7👍3
Свт. Григорий Великий о том, почему людям необходимо сверхъестественное просвещение, чтобы уверовать
«Если бы, например, беременная женщина была заключена в темницу и родила там сына, который потом воспитался бы в темнице и вырос, и мать стала бы рассказывать своему сыну о солнце, луне, звездах и полях, о летающих птицах и бегающих конях, сын, рожденный и воспитанный в темнице, ничего не видевший, кроме темничного мрака, вероятно, не поверил бы тому, что слышал, потому что не знал бы сего на опыте. Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых, Единородный Сын Отца пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Святого Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько-нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф. 1:14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого. А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, через Святого Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который посчитал бы рассказы матери о свете лживыми, на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака» (Диалоги, IV, 1).
#вера
«Если бы, например, беременная женщина была заключена в темницу и родила там сына, который потом воспитался бы в темнице и вырос, и мать стала бы рассказывать своему сыну о солнце, луне, звездах и полях, о летающих птицах и бегающих конях, сын, рожденный и воспитанный в темнице, ничего не видевший, кроме темничного мрака, вероятно, не поверил бы тому, что слышал, потому что не знал бы сего на опыте. Так и люди, рожденные во тьме своего изгнания, когда слышат о предметах высших и невидимых, не доверяют, действительно ли они существуют, потому что знают только предметы низшие, видимые, между которыми рождены. Вот почему Сам Творец видимых и невидимых, Единородный Сын Отца пришел для искупления рода человеческого и послал в наши сердца Святого Духа, дабы, оживотворяемые им, мы верили и тому, что еще не можем знать опытом. Посему, если мы сколько-нибудь получаем сего Духа, залог наследия нашего (Еф. 1:14), то уже не сомневаемся в бытии невидимого. А кто нетверд еще в этой уверенности, без сомнения, должен верить словам совершеннейших людей, которые уже по опыту знают о невидимом, через Святого Духа, подобно как неразумен был бы тот отрок, который посчитал бы рассказы матери о свете лживыми, на том основании, что сам ничего не видел, кроме темничного мрака» (Диалоги, IV, 1).
#вера
👍12❤8
🕊Поздравляю всех вас с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы!
На фото: восстанавливающийся храм в с. Благовещение (Наро-Фоминский район, Московская область)
На фото: восстанавливающийся храм в с. Благовещение (Наро-Фоминский район, Московская область)
❤19
Несение креста в современном мире
«Рассматривая духовную жизнь в наше время, мы, безусловно, осознаем тот факт, что наше современное общество противостоит устремлениям и желаниям, внушенным нам Богом. Не только ценности и цели светской жизни радикально отличаются от ценностей и целей Церкви, но и сила нечестивых условий соблазняет нас к слабости и страху. Многие из нас сегодня испытывают искушение сказать: да, я был бы христианином, но сегодня это невозможно. <...>
Такое отношение явно неправильно. Оно рождено дьяволом. Оно хулит Бога. Сейчас такое же время спасения, как и любое другое. Бог с нами здесь и сейчас также, как Он когда-либо был в любое время и в любом месте. То, что мы должны делать сегодня, - это то, к чему всегда призваны любящие Бога. Мы должны отречься от самих себя, взять свой крест и следовать за Христом. Ничто в мире плоти и духа, ангелов или людей не может помешать нам сделать это, если только мы этого захотим. Но что верно, так это то, что нам придется страдать, если мы последуем за Христом.
Страдания христиан реальны и сильны. Христос страдал. Страдали пророки и апостолы. Страдали мученики и святые. И если мы будем детьми Божьими, мы тоже будем страдать. Мы это знаем. Ибо мы носим на груди и помещаем на теле изображение распятого Христа. Но страдания христиан не ужасны и печальны. Они не горьки и не безрадостны. Истинные христиане восклицают: "Мы радуемся своим страданиям, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". (Рим. 5:3-5) Написано, что Сам Христос стал совершенным через страдания (Евр. 2:10) Для нас не может быть по-другому. Но если мы будем страдать вместе с Ним, и в Нем, и за Него ради Божьей любви к человечеству, тогда мы непременно обретем истинную жизнь, в мире, радости и праведности в этом мире; и будем вечно царствовать с Ним в Царстве Божьем».
📖Окружное послание Священного Синода Православной Церкви в Америке «О духовной жизни в Церкви».
#мораль #духовнаяжизнь
«Рассматривая духовную жизнь в наше время, мы, безусловно, осознаем тот факт, что наше современное общество противостоит устремлениям и желаниям, внушенным нам Богом. Не только ценности и цели светской жизни радикально отличаются от ценностей и целей Церкви, но и сила нечестивых условий соблазняет нас к слабости и страху. Многие из нас сегодня испытывают искушение сказать: да, я был бы христианином, но сегодня это невозможно. <...>
Такое отношение явно неправильно. Оно рождено дьяволом. Оно хулит Бога. Сейчас такое же время спасения, как и любое другое. Бог с нами здесь и сейчас также, как Он когда-либо был в любое время и в любом месте. То, что мы должны делать сегодня, - это то, к чему всегда призваны любящие Бога. Мы должны отречься от самих себя, взять свой крест и следовать за Христом. Ничто в мире плоти и духа, ангелов или людей не может помешать нам сделать это, если только мы этого захотим. Но что верно, так это то, что нам придется страдать, если мы последуем за Христом.
Страдания христиан реальны и сильны. Христос страдал. Страдали пророки и апостолы. Страдали мученики и святые. И если мы будем детьми Божьими, мы тоже будем страдать. Мы это знаем. Ибо мы носим на груди и помещаем на теле изображение распятого Христа. Но страдания христиан не ужасны и печальны. Они не горьки и не безрадостны. Истинные христиане восклицают: "Мы радуемся своим страданиям, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам". (Рим. 5:3-5) Написано, что Сам Христос стал совершенным через страдания (Евр. 2:10) Для нас не может быть по-другому. Но если мы будем страдать вместе с Ним, и в Нем, и за Него ради Божьей любви к человечеству, тогда мы непременно обретем истинную жизнь, в мире, радости и праведности в этом мире; и будем вечно царствовать с Ним в Царстве Божьем».
📖Окружное послание Священного Синода Православной Церкви в Америке «О духовной жизни в Церкви».
#мораль #духовнаяжизнь
❤9
В церковной среде часто «адекватное Православие» противопоставляется православнутости (ПГМ). При этом каких-то четких общепринятых критериев того и другого не существует, так что каждый судит по себе. Хотел бы поделиться своими мыслями на тему того, что для меня является признаком адекватности человека в связи с религиозностью.
1) Прежде всего, хочу сказать, что я не считаю таким признаком какую угодно широту взглядов. Я сам, по многим вопросам веры и нравственности, придерживаюсь принципиальных традиционных положений, из-за чего некоторые люди открыто меня называютнеадекватом законником (такое ругательство есть в церковной среде). Однако эта принципиальность должна иметь твердое основание в Слове Божием, а не быть просто личным предпочтением конкретного человека. Признак адекватности - человек не навязывает свое личное мнение или видение всем окружающим.
2) На втором месте я поставлю доброжелательность. Я всегда обращаю внимание, как человек ведёт диалог. Что и как он говорит не только о собеседнике, но и о других людях. Если человек начинает переходить на личности и демонизировать людей с другими взглядами, для меня это явный признак неадекватности и сигнал для завершения диалога.
3) Важно то, насколько честно и последовательно человек стремиться к истине. Все мы лишь отчасти чего-то знаем, и при этом, некоторые из наших знаний и убеждений ошибочны, хотя мы этого ещё не понимаем (а может никогда и не поймём). Я считаю очень важным навыком умение критически оценивать свои человеческие представления и готовность пересмотреть их в случае обнаружения ошибки.
4) Самым главным признаком адекватности в связи с христианскими убеждениями, я считаю любовь. Ты можешь быть каким угодно правильным, принципиальным, православным, но если в тебе нет любви - все напрасно. Доносить правильные вещи до людей можно очень по разному. И без любви все это превращается в тиранию - семейную, пастырскую, общественную и т.д.
👉🏼17 ключевых характеристик «здоровой веры»
❓А что бы вы добавили в этот список?
#мысли
1) Прежде всего, хочу сказать, что я не считаю таким признаком какую угодно широту взглядов. Я сам, по многим вопросам веры и нравственности, придерживаюсь принципиальных традиционных положений, из-за чего некоторые люди открыто меня называют
2) На втором месте я поставлю доброжелательность. Я всегда обращаю внимание, как человек ведёт диалог. Что и как он говорит не только о собеседнике, но и о других людях. Если человек начинает переходить на личности и демонизировать людей с другими взглядами, для меня это явный признак неадекватности и сигнал для завершения диалога.
3) Важно то, насколько честно и последовательно человек стремиться к истине. Все мы лишь отчасти чего-то знаем, и при этом, некоторые из наших знаний и убеждений ошибочны, хотя мы этого ещё не понимаем (а может никогда и не поймём). Я считаю очень важным навыком умение критически оценивать свои человеческие представления и готовность пересмотреть их в случае обнаружения ошибки.
4) Самым главным признаком адекватности в связи с христианскими убеждениями, я считаю любовь. Ты можешь быть каким угодно правильным, принципиальным, православным, но если в тебе нет любви - все напрасно. Доносить правильные вещи до людей можно очень по разному. И без любви все это превращается в тиранию - семейную, пастырскую, общественную и т.д.
👉🏼17 ключевых характеристик «здоровой веры»
❓А что бы вы добавили в этот список?
#мысли
Telegram
чтец Сергий Федоров
17 ключевых характеристик «здоровой веры» (по книге С. Артерберна и Дж. Фелтона Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction):
• сосредоточенность на Боге в противовес зависимости от искаженного религиозного мышления;
• здоровая вера растет…
• сосредоточенность на Боге в противовес зависимости от искаженного религиозного мышления;
• здоровая вера растет…
👍9
🗡️Библия о жестокостях Ветхого Завета (завоевание Ханаана)
В Библии есть такой богословско-философский трактат «Премудрость Соломона». Автор размышляет о Промысле Божием в истории еврейского народа в Ветхом Завете. В частности, объясняет за что Бог повелел массово истреблять язычников земли обетованной.
«Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, – Ты восхотел погубить руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: "что Ты сделал?" или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей? Ибо кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил. Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил. Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания» (Прем. Сол. 12:3-15).
#библия
В Библии есть такой богословско-философский трактат «Премудрость Соломона». Автор размышляет о Промысле Божием в истории еврейского народа в Ветхом Завете. В частности, объясняет за что Бог повелел массово истреблять язычников земли обетованной.
«Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей, совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения, и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях, и родителями, убивавшими беспомощные души, – Ты восхотел погубить руками отцов наших, дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих. Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их. Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз; но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится во веки. Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их. Ибо кто скажет: "что Ты сделал?" или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей? Ибо кроме Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил. Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил. Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания» (Прем. Сол. 12:3-15).
#библия
👍12
Библия о недоверии личным врагам
«Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч.26:24-27).
👉🏼Библия о врагах
#библия #мораль
«Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство. Если он говорит и нежным голосом, не верь ему, потому что семь мерзостей в сердце его. Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании. Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч.26:24-27).
👉🏼Библия о врагах
#библия #мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
О том, что Библия вовсе не поощряет тесного контакта с недоброжелателями:
🫸«Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими» (Сир.6:13).
🤜«Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись…
🫸«Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими» (Сир.6:13).
🤜«Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его: хотя бы он смирился и ходил согнувшись…
❤3🔥1
Православное учение о самоуважении и чести
«Самоуважение – это добродетель, благодаря которой верующий признает и ценит достоинства, которыми Бог наделил его больше, чем всех остальных созданий.
Своим разумом верующий осознает, что он обладает качествами и силами, которые отличают его от всех других созданий. Христианская вера показывает ему, что только человек сотворен "по образу Божьему" (Быт. 1:26-27); что он освобожден от рабства греху жертвой Спасителя, что он является "храмом Святого Духа" (1Кор. 6:19) и призван к вечному блаженству. Этот факт, конечно, должен быть для христианина сильным увещеванием ценить дары и достоинство, которыми Бог наделил его одного, то есть сильным побуждением чтить и уважать самого себя.
Христианин проявляет свое самоуважение, с одной стороны, воздерживаясь от дурных поступков, омрачающих и унижающих в нем образ Божий; а с другой стороны, совершая добрые дела, которые приводят его к подобию Божию, и сохраняя честь или доброе имя.
Честь или доброе имя – это признание другими людьми моральных достоинств человека и его труда. Оно приобретается естественным стремлением верующего сознательно исполнять свои обязанности, порядочным поведением во всех обстоятельствах и стойкостью в добрых делах. В Священном Писании сказано, что "доброе имя дороже богатства" (Притч. 22:1). Сознание собственной чести – это защита от грехов и призыв к добродетели. Следовательно, долг христианина – заслужить и защищать свою честь.
Самоуважение – это крепкий щит от искушений греха, сильное побуждение к терпению и совершенствованию в добродетели, богатый источник любви и благодарности Богу за полученные дары, а также любви к ближнему, который также создан "по образу Божьему".
К грехам против самоуважения относятся: унижение лицемерием, лестью, греховной жизнью и пренебрежением к собственной чести».
📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
👉🏼Как сочетается самоуважение и смирение?
#мораль #учениецеркви
«Самоуважение – это добродетель, благодаря которой верующий признает и ценит достоинства, которыми Бог наделил его больше, чем всех остальных созданий.
Своим разумом верующий осознает, что он обладает качествами и силами, которые отличают его от всех других созданий. Христианская вера показывает ему, что только человек сотворен "по образу Божьему" (Быт. 1:26-27); что он освобожден от рабства греху жертвой Спасителя, что он является "храмом Святого Духа" (1Кор. 6:19) и призван к вечному блаженству. Этот факт, конечно, должен быть для христианина сильным увещеванием ценить дары и достоинство, которыми Бог наделил его одного, то есть сильным побуждением чтить и уважать самого себя.
Христианин проявляет свое самоуважение, с одной стороны, воздерживаясь от дурных поступков, омрачающих и унижающих в нем образ Божий; а с другой стороны, совершая добрые дела, которые приводят его к подобию Божию, и сохраняя честь или доброе имя.
Честь или доброе имя – это признание другими людьми моральных достоинств человека и его труда. Оно приобретается естественным стремлением верующего сознательно исполнять свои обязанности, порядочным поведением во всех обстоятельствах и стойкостью в добрых делах. В Священном Писании сказано, что "доброе имя дороже богатства" (Притч. 22:1). Сознание собственной чести – это защита от грехов и призыв к добродетели. Следовательно, долг христианина – заслужить и защищать свою честь.
Самоуважение – это крепкий щит от искушений греха, сильное побуждение к терпению и совершенствованию в добродетели, богатый источник любви и благодарности Богу за полученные дары, а также любви к ближнему, который также создан "по образу Божьему".
К грехам против самоуважения относятся: унижение лицемерием, лестью, греховной жизнью и пренебрежением к собственной чести».
📖Учение православной христианской веры - катехизис Румынской Православной Церкви (Învăţătură de credinţă creştină ortodoxă).
👉🏼Как сочетается самоуважение и смирение?
#мораль #учениецеркви
Telegram
чтец Сергий Федоров
О самоуважении христианина
"Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: «воздавай душе твоей честь по ее достоинству» (Сир. 10:31). Но с самоуважением должно быть соединено…
"Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: «воздавай душе твоей честь по ее достоинству» (Сир. 10:31). Но с самоуважением должно быть соединено…
❤15