чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
В чем виноват человек, который имеет сомнения в вере или теряет веру в Бога?

У профессора М. А. Олесницкого есть такое интересное высказывание: «Надо различать сомнение теоретическое, или рассудка, и сомнение практическое, или сердца. Первое неизбежно соединяется по временам с мыслительной работой, с исканием истины, и потому само по себе оно не представляет греха. Грех начинается тогда, когда к сомнению рассудка присоединяется сомнение сердца. В этом состоянии человек не истину ищет, а возлюбил тьму, по слову Господа Спасителя, потому что дела его злы (Ин.3:19). Сомнение в вере есть, следовательно, следствие нравственного упадка человеческой души».

Если эти сомнения теоретического характера, это неплохо и бояться особо нечего. Они могут быть связаны с отсутствием знаний, с непониманием каких-то вопросов. Главное, что человек искренне желает быть с Богом. Вполне возможно, что человек имеет неверные понятия о христианском богословии и духовной жизни, это можно поправить. Отличительная черта здесь – это осознание веры как ценности и нежелание легко расставаться с ней. Если этот кризис успешно преодолевается, вера может укрепиться.

Другое дело, когда человек не согласен с положениями христианского вероучения, не хочет жить по заповедям, и сомнения вытекают из его нежелания жить по-христиански, это совсем другая история. Здесь уже имеет место грех по той причине, что человек проявляет лукавство, это не честный поиск истины, здесь преследуется другие цели. Неверие такого рода чаще всего возникает на почве совершения смертных грехов. Потеря веры в Бога – это выбор человека, а не простая перемена настроения. В основе неверия либо пофигизм, пассивность в духовной жизни (уныние), либо сознательный протест против Бога (гордыня). Отличительная черта здесь – вера перестала быть ценностью, она тяготит, как ненавистное бремя. Здесь необходимо покаяние, желание примириться с Богом, возобновить духовную жизнь. В противном случае, человек будет осужден на вечные мучения за смертный грех неверия и другие грехи, которые он выбрал совершать.

👉🏼О причине потери веры, надежды и любви
#ответынавопросы #вера #мораль
9
В сегодняшнем евангельском чтении Христос говорит: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их» (Мф.7:15-16).

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиной добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками» (Беседы на Евангелие от Матфея, 23). Итак, по мнению Златоуста и некоторых других толкователей, это предостережение о лицемерах внутри Церкви. Златоуст продолжает: «У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда». Это интересное замечание, которое противоречит представлению об обязательно аморальной жизни еретиков. Нет, тот критерий выявления лжецов, который дает Христос, не подходит к этой группе людей. Отличительная черта христиан-лицемеров – нежелание идти по заповеданному пути: «Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться». Христос прямо указал смотреть не на слова, а на дела этих людей.

«Для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что красноречием обольщают сердца простодушных (Рим.16:18). Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек». И это не греховное осуждение, а необходимая мера духовной безопасности: «После того ты уже не можешь сказать: я обманулся, не догадался! – потому что тебе предложено Мною самое действительное средство к познанию порочных людей, т. е., повелено рассматривать их поступки, а не безрассудно смешивать все».

Завершу предостережением свт. Афанасия Великого: «Брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в овчую вóлну, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страдает он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но волк хищный. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу» (Из Бесед на Евангелие от Матфея).
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
11
📖В сегодняшнем евангельском чтении Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Господь говорит о важности дел веры (исполнения воли Божией) для спасения. Эти люди вполне искренне веруют в Господа и также искренне недоумевают в судный день, как при таком очевидном содействии Бога в чудесах, они не допускаются в Царство. Они не мошенники, не еретики. Интересно отметить, что их чудеса не считаются здесь добрыми делами, возможно потому, что они делали из этого шоу, а не служили людям. Христос здесь ясно показывает, что наличие чудесных даров от Бога вовсе необязательно связано с праведностью человека. Многие христианские чудотворцы и проповедники не войдут в Царство Божие.

Свт. Иоанн Златоуст говорит: «[Спаситель] хотел показать, что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни. То же и Павел говорит: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1Кор. 13:2)» (Беседы на Евангелие от Матфея, 24).
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
9🤔1
📖Пересказ и толкование сегодняшнего рядового чтения из послания к Римлянам (3:19-26)

Итак, апостол Павел доказал, что абсолютно все иудеи и язычники (то есть остальная часть человечества) – преступники закона Божия, достойные наказания. Они об этом знают, поскольку имеют в сердце нравственный закон, а иудеи еще и закон письменный. Никто не может похвалиться образцовым исполнением закона: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».

Шансов освободиться от осуждения собственной праведностью нет никаких. Но есть другой путь, путь благодати (незаслуженной милости): «Ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса».

Иисус Христос – надежда и избавление всех людей - иудеев и язычников. Он – искупительная жертва за грехи всех людей, которая удовлетворила правосудие Божие. Теперь всякий верующий в Него получает оправдание от своих грехов просто так, даром, независимо от предшествующей жизни. Это касается не только людей настоящего и будущего, жертва Христа универсальна, она демонстрирует праведность Божьего прощения людям прошлого. Например, царь Давид совершил убийство и прелюбодеяние, но был прощен. На каком основании? На основании того, что в будущем невиновный Христос умрет и за его преступления тоже. Тогда это было неочевидно, но сейчас праведность Божия явлена в искупительной смерти Христа. На этом основании спасены и многие другие верующие прошлого, настоящего и будущего времени.
#библия #толкование #мораль
8👍1
Не судите, да не судимы будете

Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.

В действительности, если воспринимать это изречение в контексте всей проповеди Христа и апостолов, далеко не всякий суд и осуждение людей запрещается в Евангелии.

О том, что это не имеет никакого отношения к судебным органам свидетельствует как то, что все наставления Нагорной проповеди обращены к частным лицам и касаются только личных взаимоотношений людей, так и то, что Спаситель и Его апостолы, не отрицали право законной власти судить и выносить приговоры (Мф. 23:23; Рим. 13:1-4).

Что касается права христианина судить поступки других людей и целых сообществ, то по объяснению свт. Иоанна Златоуста, оно законно при следующих условиях:

- он не должен быть сам виновен в таких же или больших грехах, чем его ближний (что прямо следует из Мф. 7:4-5);

- предметом суда должны быть явные и тяжёлые грехи, а не просто какие-то немощи и недостатки;

- он не должен выносить суда, не убедившись, что преступление действительно имеет место, чтобы это не стало клеветой;

- мотивами суда должно быть не желание навредить, опозорить ближнего или самоутвердиться за счёт этого, а обличение и исправление зла (но и с благими мотивами нужно действовать весьма рассудительно);

- при всем этом, христианин должен помнить, что каким судом он будет судить других, таким и сам будет судим Богом.

В Священном Писании достаточно предписаний, которые невозможно исполнить не вынеся некоторого суждения над ближним (например, Мф.18:15-17 и 1Кор. 5:9-13). Сам Спаситель говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24).

Как писал архиеп. Аверкий (Таушев), «запрещается не объективное "суждение" о ближнем, не беспристрастное осуждение его недоброго поведения, а злые пересуды, злоречие, происходящее, как это часто бывает, из каких-либо самолюбивых и нечистых побуждений – из гордости и тщеславия, из зависти или обиды. Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство в отношении грешащего ближнего на личной почве, а отнюдь не справедливая, чисто идейная, принципиальная, бесстрастная оценка его поступков и поведения, каковая не только не противна Евангелию и не предосудительна, а наоборот – даже необходима, дабы мы не стали, в конце концов, относиться безразлично к добру и злу, и зло не восторжествовало бы вследствие этого в мире».
#мораль #библия #толкование
14👍4🔥2
Блж. Феофилакт Болгарский пишет, что причиной соединения мужчины и женщины из разных родов в брачный союз, по замыслу Божию, является желание расширить область любящих друг друга людей: «С размножением рода [Господь] и пределы брака расширил, чтобы не заключить любви в тесные границы только родственных отношений».
#брак #отношения
8
📖Толкование некоторых стихов сегодняшнего чтения из послания к Римлянам (8:22-27)

1. Слова про тварь, которая «совокупно стенает и мучится доныне» скорее всего не про животных. Св. Августин: «Творение здесь означает род человеческий». Согласно св. Иоанну Златоусту, здесь речь идет о земле и небе, подвергшихся изменениям за грех человека. Нет серьезных библейских оснований верить в том, что животные станут нетленными и будут присутствовать в грядущем мире.

2. «Мы спасены в надежде». Это про то, что христиане уже спасены через веру и участие в Таинствах, но еще получили не все, что обещал им Господь. Свт. Феофан Затворник: «Многое уж получили, — получили отпущение грехов, силу побеждать грех и очищаться от страстей, сыновнее дерзновение пред Богом, сподобляемся особенных Божиих всеублажающих присещений и даров. Но это еще не все. Окончательное явится в светлости воскресения и соцарствовании со Христом. Сего-то лучшего упованием ждем».

3. «Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». О том, что мы не знаем о чем молиться и как Дух Святой молиться в нас, я писал ранее.
#библия #толкование #августин #иоаннзлатоуст
4👍1
Свт. Иоанн Златоуст о том, кого Бог любит, а кого нет

«Если и человек здравомыслящий не может ненавидеть добрых и любить злых, то как ты осмеливаешься говорить это о Гос­поде, – будто Бог ненавидит бедных, хотя бы они были добродетельными, и любит богатых, хотя бы они были пороч­ными, – отверзая уста на богохульство и не понимая важности этого заблуждения?

Чтобы тебе не грешить таким образом, узнай, что Бог любит и что ненавидит. Кого же любит Он? Того, кто исполняет заповеди Его. Я возлюблю его..., говорит Он, и Мы придем к нему (Ин.14:21, 23), – не богатого, не здорового, но повинующегося моим повелениям. А кого ненавидит Он и отвращается? Того, кто не исполняет заповедей Его. Итак, когда ты увидишь кого-нибудь, не исполняющего заповедей Его, то, хотя бы он был здоровым, хотя бы окружен был богатством, считай его в числе ненавидимых Богом; а добродетельного, хотя бы ты видел его в болезни, или бедности, считай в числе любимых Им. Не к тем – любовь Его, а к этим» (Беседа 5 на псалом 7).

👉🏼Безусловна ли любовь Бога к человеку?
#мораль #иоаннзлатоуст
9👍2
Поздравляю всех вас с днём памяти первоверховных апостолов Петра и Павла!

Они были такими разными, но горячо любили Господа Иисуса Христа и положили всю свою жизнь на проповедь Благой вести о спасении. В своих письмах, которые читаются в церквях уже 2000 лет, они неизменно призывают любить друг друга и быть верными Господу.

🗝Ап. Петр: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр.3:8-15).

🗡Ап. Павел: «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:9-21).
#библия #мораль
15
Зачем православные обращаются к святым? Я хочу обращаться только к Христу, могу ли я не молиться святым?

Когда заходит речь о святых, я привожу обычно пример семьи. Вот Бог - это Отец, а святые - это члены Его семьи - Церкви. Вот есть Дева Мария, Она - Мама Христа. Христос захотел сделать Ее Ходатаицей за христиан. Как можно игнорировать Его желание, мотивируя это тем, что я хочу только с Христом общаться? А Христос хочет, чтобы мы общались не только с Ним, но и с Его Матерью, с Его друзьями. В этом протестантском подходе есть что-то горделивое и непоследовательное. Вот живущих на земле христиан протестанты готовы просить помолиться за них, готовы общаться с ними. А как человек умер и ушел на небеса, то сразу куда-то исчезает это все. Будто бы небожители менее достойны нашего общения, чем жители земли. Даже в отношениях со светскими людьми демонстративное пренебрежение их семьей считается дурным тоном, не говоря уже о семье Христовой.

Большинство молитв в утреннем и вечернем правиле в молитвослове и в богослужении обращено к Богу, это несложно проверить. Но есть и молитвы к святым, их значительно меньше. Потому что мы все - большая семья Христа и призваны к общению друг с другом, к любви, которая выражается, в том числе, через молитву. И для святых, и для нас – это повод проявить любовь. Приведу напоследок слова Священного Писания о Небесной Церкви: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22-24).
#ответынавопросы #библия
15👍4
📣Объяснение признаков истинной христианской любви (1Кор.13:4-8).
#аудио #библия
2
Принял участие в написании словарной статьи об исламе на Азбуке веры. Ничего оригинального, но самые базовые представления об этой религии и ее отличиях от христианства можно для себя составить.
#моиработы
🔥6👍1
Комментарий к статье о. Георгия Максимова о разводах и повторных браках

О. Георгий Максимов недавно написал статью по интересующей меня теме нерасторжимости христианского брака. Что я могу сказать на это? Аргументация хорошо известна, но она откровенно слабая для тех, кто разбирается в истории вопроса и богословии брака. Пожалуй, самая главная ее уязвимость – это представление о том, что якобы право Восточной Церкви, сложившееся к 10 веку – это а) право Вселенской Православной Церкви; б) равнозначно непогрешимому учительству Вселенской Церкви (про которое Христос сказал, что врата ада не одолеют Церковь). Это представление, смешивающее догматику и канонику, а также напрочь игнорирующее Западную Церковь первого тысячелетия (с самостоятельным правом, не менее значимым, чем восточное), конечно не о. Георгий придумал, оно почти общее для учебников и других книг православных авторов. Но это весьма показательно, само по себе, рассматривать как эталон Православия византийскую церковную практику.

Несомненно Вселенская Церковь непогрешима по обетованию Христову, но если рассматривать свидетельства серьезно и непредвзято, то ни один Вселенский собор не учил о расторжимости христианского брака по уважительной причине, поэтому данная порочная практика не говорит о том, что вся Церковь погрешила, а ее распространенность на Востоке не является достаточным доводом для оправдания со ссылкой на авторитет Вселенской Церкви. Номоканон не является общеобязательным источником права Православной Церкви, а уж, тем более, источником догматического учительства Церкви. О. Георгий повторяет вслед за еп. Никодимом (Милашем) и прот. Владиславом Цыпиным ошибочное утверждение о том, что якобы «Константинопольский Собор 920 года торжественно утвердил «Номоканон», как кодекс, общеобязательный для Вселенской Церкви». Ничего подобного данный собор не утверждал. Митрополит Павел (Меневи‌соглу) в своей классической монографии «Историческое введение в каноны Православной Церкви» обращает внимание на эту ошибку еп. Никодима, отмечая, что такого постановления относительно «Номоканона в 14 титулах» нет в Томосе Собора 920 г., также это не подтверждается ни одним из византийских хронографов (см. Ἰστορικὴ εἰσαγωγὴ εἰς τοὺς κανόνας τῆς Ὀρθ. Ἐκκλ. Ἐκδ. Ἱερὰ Μητρόπολης Σουιδίας καὶ πάσης Σκ., Στοκχόλμη, 1990. С. 91-92). Данный сборник был одним из многих канонических сборников в Византии.

Приведу также мнение свт. Филарета Московского об императорских новеллах, которые защищает о. Георгий, как безусловно авторитетный источник: «Византийская государственная власть, по мнению его, не имела права самостоятельно издавать законы "по церковным делам". Так, например, "новеллы" составляют только "практическое применение существующих церковных правил, а не нововведение". Что же касается до значения в русской церкви византийского по церковным делам гражданского законодательства, понимаемого в указанном выше смысле, то узаконения греческих императоров "имели законную силу в греческой церкви, а в империи Российской и пред Св. Синодом российским законной силы не имеют". Они не обязательны для русской церкви и империи, хотя и внесены во вторую часть Кормчей книги и "частию были принимаемы в России к исполнению для избежания произвольных решений"» (Меньшиков А. Воззрения московскаго митрополита Филарета по вопросам: о церковном законодательстве, о материальном обезпечении духовенства, о снятии священнаго сана и о браке. Казань, 1894. С. 23).
#брак #мораль #проблемыцерковнойжизни
8👍2
Разбирать все ошибки автора не буду. Приведу только несколько показательных примеров. О. Георгий не знает разницы между естественным и сакраментальным браком, поэтому ему кажется, что ап. Павел ввел дополнительную причину развода. Он не понимает разницы между разводом и признанием недействительности брака с самого начала (в правиле св. Василия Великого про женщину, которая по ошибке была замужем за женатым мужчиной, а также в 72-м правиле Трулльского собора). Он не видит разницы между Божественным законом и церковным позитивным правом, в рамках которого единственно может действовать принцип икономии. Игнорирует целый ряд категоричных высказываний древних отцов Церкви, ссылавшихся на авторитет Христа и ап. Павла, которые несовместимы с практикой повторных браков после развода по любой причине.

Закономерный итог всех этих уступок - возможность благословения в церкви брака виновной в распаде первого стороны. Это стало печальной нормой в Русской Церкви с указа Св. Синода от 1904 г. А логика у русских канонистов была очень простая: если брак - это про двоих, то если невиновная сторона через развод стала свободной от брака, значит тоже самое можно сказать и о виновной стороне. Только почему-то о. Георгий видит нравственную проблему с браком виновной стороны, а с невиновной стороной не видит. Он прямо говорит, что венчать виновную сторону – это грех, за что люди будут наказаны Богом. А в Русской Церкви это сейчас разрешено: «Виновной стороне такая возможность также может быть предоставлена после принесения покаяния и исполнения епитимии» (документ «О канонических аспектах церковного брака»). В итоге, от ясной заповеди Христа здесь уже ничего не остается: «Всякий разводящийся с женою своею и женящийся на другой прелюбодействует; и всякий женящийся на разведенной с мужем прелюбодействует» (Лк.16:18). То, что шокировало учеников Христа, ныне объявляется лишь идеалом брака, а не законом Божьим. Как писал дореволюционный исследователь Н. Страхов, "раз допустивши уклонение от действующего закона по требованию тех или других обстоятельств жизни, эта система, в виду постоянно изменяющихся условий жизни, должна была бы переходить все к новым и новым уступкам; остановиться в этих уступках на какой-нибудь границе она не могла бы – по самой сущности своей, потому что в самом принципе она не заключает такой возможности. Отсюда конечным результатом применения её могло бы быть отвержение в жизни всякого положительного закона, уничтожение в ней всякого различия между нравственным и безнравственным". Именно это и произошло в Русской Церкви в 1917 г. в связи с расширением поводов к разводу. Вот что бывает, когда всеми силами хочется оправдать сложившуюся практику, вопреки Слову Божию.

Допускаю, что все это предпринимается вполне искренне, но это не перестает быть ошибкой, построенной на ряде ложных допущений и откровенно безграмотных утверждений. Этого можно было бы избежать, если подходить к вопросу более объективно и качественно, не боясь, что выводы могут быть самыми неожиданными. Вместо этого, к сожалению, мы видим в основном цитирование избранных авторитетов, призванных подтвердить теорию, защищаемую автором статьи, и игнорирование других, которые в нее не вписываются.

Засвидетельствую еще раз ясное учение Господа нашего Иисуса Христа, которое отрицает о. Георгий Максимов: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разлучатся с мужем, - если же разлучится, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены» (1Кор.7:10-11).

Напомню некоторые свои старые публикации, важные для понимания проблемы.

👉🏼О проблеме разводов и повторных браков в Церкви

👉🏼Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста (смысл слов которого о. Георгий, вслед за проф. Глубоковским грубо исказил, вырвав из контекста)

👉🏼Выводы православных профессоров доктора церковной истории и доктора церковного права об учении и практике Древней Церкви по вопросу о нерасторжимости брака (противоположные выводам о. Георгия)
#брак #мораль #библия #проблемыцерковнойжизни
👍14🔥5
Доктор церковного права Т. В. Барсов (1836-1904) о невозможности нового брака после развода

«Христос Спаситель, дозволяя развод по причине прелюбодеяния, имел в виду сохранение целомудрия невинного супруга; равным образом, возбраняя разведшимся супругам заключать новые супружества, полагал предел своеволию человеческому. В том и другом случае Христос Спаситель одинаково охранял чистоту и святость брака, требующего от супругов воздержания и целомудрия. Но скажут: Спаситель, называя прелюбодеянием брак с отпущенной, имеет в виду супругов, разводящихся хотя и по причине прелюбодеяния, но самопроизвольно и без суда? На это следует ответить: Христос Спаситель хотя действительно излагал свое учение о разводе в осуждение воззрений и обычаев, господствовавших в среде тогдашнего общества, тем не менее он выразил истинный богооткровенный взгляд, долженствовавший иметь руководственное значение при всех условиях человеческого развития. Если Христос Спаситель нашел возможным предложить свое возвышенное учение обществу, болевшему распущенностью нравов и слабостью семейных уз, то не более ли обязательно подобное учение должно быть для общества, претендующего на утонченность нравов и строгость семейных отношений.

Осуждая произвольный развод супругов и самовольное затем заключение ими новых браков, Христос Спаситель вовсе не выражал мысли, что для уврачевания настоящего зла необходимо ввести юридические приемы и обставить юридическими последствиями расторжение брака. Напротив, Он в самом основании считал несовершенным древний закон и вследствие сего предлагал новый в духе первоначального установления брачного союза. Вы слышали, говорил Спаситель, что сказано древним: если кто разведется с женою своею пусть даст ей разводную (Втор. 24:1). Я говорю вам: кто разведется с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5:27, 31, 82). По непосредственной мысли учения Христа Спасителя расторжение брака, кроме случая прелюбодеяния, представляется поводом к совершению прелюбодеяния, а вступление после развода в брачное сожитие есть действительное прелюбодеяние. Слова Спасителя по ясности и определенности своей не дают повода к иному толкованию и не представляют затруднения в их понимании. Спаситель прямо говорит: кто разведется с женою своею, и женится на другой, тот прелюбодействует от нее. И если жена разведется с мужем своим, и выйдет за другого, прелюбодействует (Мк. 10:12–18; Лк. 16:18; Мф. 19:9). Дозволяя развод в случае прелюбодеяния, дабы сохранить целомудрие брака, Спаситель решительно затворяет двери к новому браку для обоих разведшихся супругов.

Продолжение следует
#брак #мораль #библия #проблемыцерковнойжизни
4👍4
В духе Христа Спасителя учит о том же предмете и св. апостол Павел. Повторяя заповедь Христову о нерасторжимости брачного союза, апостол разъясняет и невозможность заключения после развода нового брака. Апостол особенно ясно выражает ту общую мысль, что жена при жизни мужа не может заключить нового супружества: замужняя жена, говорит апостол, привязана законом к живому мужу, а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодеицею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодеицею вышедши за другого мужа (Рим. 7:2–3. сн. 1Кор. 7:39). Если апостол возможность нового брака для замужней женщины безусловно поставляет в зависимость от смерти ее мужа, то, следовательно, жена ни в каком случае не может сделаться законной супругой другого мужа при жизни первого. Что приведенных слов апостола нельзя толковать в смысле запрещения брака только для жены, не разведшейся с мужем, это явствует из учения того же апостола о запрещении брака и для разведшейся жены. Возбраняя вообще на основании заповеди Спасителя жене разводиться с мужем, апостол с определенностью выражает при этом мысль, что разведшейся с мужем нельзя вступать в новое супружество, а следует оставаться безбрачной, или примириться с мужем. Апостол именно пишет: Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться безбрачной, или примириться с мужем своим: и мужу не оставлять жены своей (1Кор. 7:10–11 ср. 27) <…>

По согласному свидетельству св. отцов и соборов христианской Церкви заключениe нового брака разведшимися супругами представляется незаконным и при этом требуется, чтобы разведшиеся или снова примирились друг с другом, или остались в безбрачном состоянии (О последствиях расторжения брака в случае прелюбодеяния).
#брак #мораль #библия #проблемыцерковнойжизни
6👍1
Трансформация значения венчания в Русской Церкви

Если спросить православных людей в России, зачем нужно венчание, в большинстве случаев мы услышим, что-то про испрашивание благословения Божия на уже существующий брак. Венчание в наши дни стало необязательным приложением к браку, которое, по сути, воспринимается как «духовный бонус» сверху. Некоторые даже считают, что венчаться нужно только после достаточного сожительства, когда отношения будут проверены временем. Такому отношению к венчанию поспособствовала не только советская безбожная власть, но и священноначалие Русской Церкви, которое с 1998 года официально признает гражданские браки своих чад в качестве законных, хотя и не совсем полноценных, как венчанные. Недавно я общался с преподавателем канонического права из МДА, который признал, что венчание сегодня нужно, чтобы собрать из гражданского «недобрака» полноценный христианский брак. По его словам, выходит такая схема: гражданский брак + венчание = христианский полноценный брак. Если нет какой-то одной составляющей, то брак, хотя и законный, но неполноценный. Если уж православные священнослужители так воспринимают теперь венчание, то чего уж говорить о мирянах.

На самом деле, это конечно никакое не православное учение о браке, а протестантское. Именно Мартин Лютер изобрел впервые теорию, что все браки (включая христиан) должны заключаться в государственных органах. «За церковным венчанием он не признает значения акта заключения брака, но смотрит на него только как на акт освящения и благословения именем Бога и Его церкви уже состоявшегося брака» (Н. Страхов. Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключения). Разделение в браке гражданского договора и церковного благословения – изобретение протестантов и идеологов эпохи Просвещения. Именно так сегодня воспринимает брак священноначалие РПЦ: «Долг пастырей – напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии» (документ «Об участии верных в Евхаристии»). Исходя из этой протестантской логики, где государство, а не Церковь заключает браки христиан, духовникам предписано беспрепятственно допускать православных христиан, сожительствующих без венчания, к причастию.

Эта ситуация признается нормальной только в Русской Церкви с конца 20 века. Во всех остальных Поместных Православных Церквах понимают, что церковное чинопоследование (обручение+венчание) – это не бонус к браку, а необходимое условие заключения законного христианского брака. Критский собор (2016 г.): «Гражданский брак между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в законном порядке, не имеет сакраментального характера и, будучи лишь сожительством, узаконенным государством, отличается от благословляемого Богом и Церковью брака. К тем членам Церкви, кто вступает в гражданский брак, должно подходить с пастырской ответственностью, которая необходима для того, чтобы эти люди поняли ценность таинства брака и связанного с ним благословения» (Таинство Брака и препятствия к нему, I, 9). Неслучайно в церковном обручении происходит тоже самое, что и в ЗАГСе: обмен кольцами и вопрос жениху и невесте об их свободном намерении взять в жены/мужья свою избранницу/избранника. Это не формальность, а демонстрация того, что именно Церковь заключает брак своих чад, который является Таинством, а не просто договором, который можно расторгнуть при желании. Именно представитель Церкви, а не светский чиновник устанавливает наличие или отсутствие канонических препятствий к браку и проводит беседы с вступающими в брак. Когда мы понимаем эти вещи, то все встает на свои места и отношение к венчанию становится гораздо более серьезным.
#брак #мораль #дисциплина #проблемыцерковнойжизни
8👍1
Итак, «согласия самого по себе, недостаточно для вступления в истинный Брак, если только они сами не засвидетельствуют друг другу перед священником свое обещание и не поручатся, что будут хранить друг другу верность, уважение, супружескую любовь до конца своей жизни, при любой опасности, и что они не будут оставлять друг друга. После чего их согласие и обещание утверждается и благословляется священником, и таким образом исполняется написанное: Брак [да будет] честен во всём, и ложе непорочно (Евр. 13:4)» (Православное исповедание, Ч.1, вопрос 115).
#брак #мораль #дисциплина #библия
6
Постановления Синодов некоторых Поместных Церквей о браках православных христиан

🇬🇷Греческая Православная Церковь: «Заключающие гражданский брак православные сами ставят себя вне Церкви, так как сознательно и публично отклоняют одно из основных предписаний Веры» (Постановление иерархов Православной Церкви Эллады от 20 января 1982 г.). Следует уточнить, что в Греции церковный брак признается государством, поэтому здесь речь идет о намеренном пренебрежении венчанием, когда люди предпочитают ему светскую церемонию.

🇺🇸Православная Церковь в Америке: «Православные христиане должны сочетаться браком при посредстве православного священника в Православной Церкви. Православный христианин, вступающий в брак вне Православной Церкви, то есть в какой-либо другой церкви или посредством гражданской церемонии, теряет свое членство в Церкви и больше не может принимать Святое Причастие. Руководящим принципом для православного пастыря является призыв соединить всю [свою] жизнь с Церковью. Что касается супружеских отношений, то главный вопрос заключается не в том, что является “действительным” или “недействительным”, а в том, что было предложено и освящено в жизни Церкви; не в том, что законно и удобно в этом мире, а в том, что было освящено для совершенства в мире грядущем. “Все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись” (Галатам 3:28). Православный христианин, который исключает свой брак из этого благодатного союза со Христом в Церкви, безусловно, исключает себя из общения с Церковью. Пастырь должен посоветоваться со своим епархиальным епископом, прежде чем предпринимать какие-либо окончательные действия, в ситуациях, связанных с православными супругами, состоящими в браке вне Православной Церкви» (Пастырские наставления о святом браке (документ принят Священным Синодом Православной Церкви в Америке)).

🇸🇾Антиохийская Православная Церковь: «Церковь с болью смотрит на... явления, такие как отказ от церковного брака в пользу только гражданского брака или сожительства без брака, а также на появление так называемых «новых стилей» супружеской жизни, как браки гомосексуалистов и их обращение к различным средствам с тем, чтобы иметь детей» (Пастырское послание «Семья – радость жизни» Священного Синода Антиохийского патриархата).

Как видим, Русская Церковь живет сама по себе 😔
#брак #мораль #дисциплина
🤔31