🧍♂️Забота христианина о здоровье своего тела (по катехизису «Учение православной христианской веры»)
Она включает:
1) употребление подходящей пищи и умеренность в этом;
2) употребление необходимой одежды для надлежащего внешнего вида и защиты тела от погодных изменений;
3) наличие подходящего жилья для полноценного отдыха и укрытия;
4) опрятность, соблюдение гигиены тела и жилища;
5) лечение в случае утраты здоровья;
6) труд и физические упражнения, укрепляющие силы и поддерживающие человека в хорошем настроении;
7) отдых.
#мораль
Она включает:
1) употребление подходящей пищи и умеренность в этом;
2) употребление необходимой одежды для надлежащего внешнего вида и защиты тела от погодных изменений;
3) наличие подходящего жилья для полноценного отдыха и укрытия;
4) опрятность, соблюдение гигиены тела и жилища;
5) лечение в случае утраты здоровья;
6) труд и физические упражнения, укрепляющие силы и поддерживающие человека в хорошем настроении;
7) отдых.
#мораль
❤17
Свт. Григорий III, папа римский, в письме к св. Бонифацию (732 г. по Р.Х.) писал о поминовении умерших:
«Ты спрашиваешь по поводу усопших: можно ли приносить жертву о них? Обычай Святой Церкви таков: за усопших истинных христиан приносят жертву, и священник поминает их в молитве. Однако за нечестивых, пусть они даже были христиане, этого делать не подобает».
👉🏼Почему покаявшиеся грешники, которые не принесли плоды покаяния, после смерти отправляются в ад?
#дисциплина #молитва
«Ты спрашиваешь по поводу усопших: можно ли приносить жертву о них? Обычай Святой Церкви таков: за усопших истинных христиан приносят жертву, и священник поминает их в молитве. Однако за нечестивых, пусть они даже были христиане, этого делать не подобает».
👉🏼Почему покаявшиеся грешники, которые не принесли плоды покаяния, после смерти отправляются в ад?
#дисциплина #молитва
Telegram
чтец Сергий Федоров
🔎Почему покаявшиеся грешники, которые не принесли плоды покаяния, после смерти отправляются в ад?
В 18 определении «Исповедания православной веры Восточной Церкви» содержится следующее положение: «Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии…
В 18 определении «Исповедания православной веры Восточной Церкви» содержится следующее положение: «Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии…
👍6
Прп. Анастасий Синаит об участи умершего в грехе
«Относительно согрешения [можно сказать следующее]: если оно не тяжкое и если совершивший его [является человеком] кротким, милостивым, незлобивым и не осуждающим других, то мы доверяем Богу [и надеемся], что Он простит такому [человеку]; а если преступление согрешившего тяжко и он не приносит покаяние, то судьба его зависит от того, в каком состоянии застигла его [внезапная смерть]: в состоянии греха или в состоянии покаяния» (Вопросы и ответы, 33).
👉Утешение для тех, кто излишне мнителен к своей греховности и переживает как бы не попасть в ад
«Относительно согрешения [можно сказать следующее]: если оно не тяжкое и если совершивший его [является человеком] кротким, милостивым, незлобивым и не осуждающим других, то мы доверяем Богу [и надеемся], что Он простит такому [человеку]; а если преступление согрешившего тяжко и он не приносит покаяние, то судьба его зависит от того, в каком состоянии застигла его [внезапная смерть]: в состоянии греха или в состоянии покаяния» (Вопросы и ответы, 33).
👉Утешение для тех, кто излишне мнителен к своей греховности и переживает как бы не попасть в ад
Telegram
чтец Сергий Федоров
Утешение для тех, кто излишне мнителен к своей греховности и переживает как бы не попасть в ад:
«Неправильно было бы говорить, что несмертные грехи наказуются после смерти. Ибо тогда все бы подпали под наказание и никто бы не взошел после смерти на небеса.…
«Неправильно было бы говорить, что несмертные грехи наказуются после смерти. Ибо тогда все бы подпали под наказание и никто бы не взошел после смерти на небеса.…
❤12
📖Некоторые правила житейского благоразумия в Библии
«Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость перед Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Притч.3:29-32).
Как обычно Слово Божие ниспровергает как мерзость и низость то, что считается крутым поведением у некоторых людей. Какая разница насколько ты крут во зле среди твоего окружения, если Творец считает тебя ничтожеством?
#библия #мораль
«Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость перед Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Притч.3:29-32).
Как обычно Слово Божие ниспровергает как мерзость и низость то, что считается крутым поведением у некоторых людей. Какая разница насколько ты крут во зле среди твоего окружения, если Творец считает тебя ничтожеством?
#библия #мораль
❤10👍3
Свт. Феофан Затворник о пользовании житейскими благами и против пристрастия к ним
«Отрешение от всего сердцем для всех возможно и, как видно из Нагорной беседы Спасителя, для всех обязательно; но отрешение делом не есть достояние всех.
Высвободите сердце от любоимания (корыстолюбия - С. Ф.). Довольно. Знаки сего подвига сии: если упования не имеется на свой достаток, если имеется готовность спокойно перенесть, когда бы Господу угодно было все взять; если рука податлива на вспоможение без остановок, идущих от сердца... и подобное. Когда это будет в искании и посильном подвиге – и довольно с нас! Вдруг с сердцем не сладить».
👉🏼Апостол Павел о пользовании житейскими благами
#мораль
«Отрешение от всего сердцем для всех возможно и, как видно из Нагорной беседы Спасителя, для всех обязательно; но отрешение делом не есть достояние всех.
Высвободите сердце от любоимания (корыстолюбия - С. Ф.). Довольно. Знаки сего подвига сии: если упования не имеется на свой достаток, если имеется готовность спокойно перенесть, когда бы Господу угодно было все взять; если рука податлива на вспоможение без остановок, идущих от сердца... и подобное. Когда это будет в искании и посильном подвиге – и довольно с нас! Вдруг с сердцем не сладить».
👉🏼Апостол Павел о пользовании житейскими благами
#мораль
Telegram
чтец Сергий Федоров
📖В сегодняшнем чтении послания к Коринфянам содержатся загадочные слова апостола Павел:
«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;…
«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие;…
❤4
Моя статья (2019 г.) о добре и зле для журнала семинарии, в которой я учился https://pravblog.ru/pravoslavie/o-dobre-i-zle/
#мораль #моиработы
#мораль #моиработы
❤4
Свт. Иоанн Тобольский о том, как погасить пламя геенны
«Бог не отвергает наших молитв о погашении геенского огня и готов погасить его, только требует от нас отвержения нашего своеволия: прекратится своеволие – искоренится и геенна. Но кто принудит всех людей, чтобы каждый отвергся своей воли (то есть самого себя), если она противна воле Божественной? Каждый из нас это может сделать порознь над собой, если только он разумно рассудит: как скоро он перестал следовать своеволию и начал жить согласно воле Божией, он уже и истребил то место в аде, где мог бы мучиться в преисподней, как бы ад был уже разрушен для него и пламя его погашено» (Илиотропион).
👉🏼Об отказе от своей воли ради исполнения воли Божией
#мораль
«Бог не отвергает наших молитв о погашении геенского огня и готов погасить его, только требует от нас отвержения нашего своеволия: прекратится своеволие – искоренится и геенна. Но кто принудит всех людей, чтобы каждый отвергся своей воли (то есть самого себя), если она противна воле Божественной? Каждый из нас это может сделать порознь над собой, если только он разумно рассудит: как скоро он перестал следовать своеволию и начал жить согласно воле Божией, он уже и истребил то место в аде, где мог бы мучиться в преисподней, как бы ад был уже разрушен для него и пламя его погашено» (Илиотропион).
👉🏼Об отказе от своей воли ради исполнения воли Божией
#мораль
❤7🔥2
О причине потери веры, надежды и любви
Как проявление неверности в отношениях разрушает любовь и доверие между супругами, также и вера, надежда и любовь к Богу утрачиваются через совершение смертных грехов и пребывание в нераскаянности. Тут есть прямая связь. Бог не выдвигает человеку таких требований, которые невозможно было бы осуществить с Его помощью. Таким образом, согрешая и не каясь, человек сам приходит к тому, что уже не верит и не любит Господа. Поскольку эти добродетели даны свыше, то и вернуть их можно только через покаяние и молитву.
#вера #мораль
Как проявление неверности в отношениях разрушает любовь и доверие между супругами, также и вера, надежда и любовь к Богу утрачиваются через совершение смертных грехов и пребывание в нераскаянности. Тут есть прямая связь. Бог не выдвигает человеку таких требований, которые невозможно было бы осуществить с Его помощью. Таким образом, согрешая и не каясь, человек сам приходит к тому, что уже не верит и не любит Господа. Поскольку эти добродетели даны свыше, то и вернуть их можно только через покаяние и молитву.
#вера #мораль
❤13👍2
Св. Августин о том, что любая молитва услышана Богом, но по разному
«Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).
Первая группа услышанных – верующие, которые просят со смирением и оставляя исполнение молитвы на волю Божию. Вторая группа – все те, кто без смирения ждет непременного исполнения своих желаний Богом.
#молитва #мораль #промысл
«Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).
Первая группа услышанных – верующие, которые просят со смирением и оставляя исполнение молитвы на волю Божию. Вторая группа – все те, кто без смирения ждет непременного исполнения своих желаний Богом.
#молитва #мораль #промысл
❤9
🍞Блага временной жизни, которые можно понимать под "хлебом насущным"
🏠В Библии есть такой список (с поправкой на жизнь древнего человека): «Главная потребность для жизни – вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу» (Сир.29:24).
👕«Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир.39:32).
🙏 Этих и подобных предметов жизненной необходимости мы вправе искать и просить о них Бога в молитве.
❓ Что можно добавить еще в этот список в наше время?
#мораль #библия
🏠В Библии есть такой список (с поправкой на жизнь древнего человека): «Главная потребность для жизни – вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу» (Сир.29:24).
👕«Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир.39:32).
#мораль #библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤7
Об искушениях
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
Есть популярная интерпретация этого библейского утверждения: Бог не даст креста не по силам. Однако нужно иметь в виду, что:
1) Апостол Павел говорит это лишь верующим людям, которых укрепляет Бог, имея в виду не то, что они никогда не потерпят ущерб в материальной стороне жизни, а то, что Господь не допустит им совершить грех, как бы ни были сильны искушения. Это полезно помнить в связи с тем, что не бывает в жизни ситуаций, когда заповедь Божия была бы непосильным бременем для человека, а совершение греха – выходом из ситуации. Этот вопрос я уже разбирал ранее.
2) Это сохранение от падения в связи с искушением не является данностью по умолчанию. Нужно просить об этом Бога: «Не введи нас во искушение». Спаситель говорит об этом: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).
3) Эти слова адресованы каждому из нас лично. Нам следует помнить их, но это не должно становиться поводом к тому, чтобы пройти мимо человека, который нуждается в нашем участии. Ведь именно мы можем быть теми людьми, которых послал Бог для того, чтобы искушение человека не стало непосильным бременем, из-за которого он рискует погибнуть.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #молитва
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).
Есть популярная интерпретация этого библейского утверждения: Бог не даст креста не по силам. Однако нужно иметь в виду, что:
1) Апостол Павел говорит это лишь верующим людям, которых укрепляет Бог, имея в виду не то, что они никогда не потерпят ущерб в материальной стороне жизни, а то, что Господь не допустит им совершить грех, как бы ни были сильны искушения. Это полезно помнить в связи с тем, что не бывает в жизни ситуаций, когда заповедь Божия была бы непосильным бременем для человека, а совершение греха – выходом из ситуации. Этот вопрос я уже разбирал ранее.
2) Это сохранение от падения в связи с искушением не является данностью по умолчанию. Нужно просить об этом Бога: «Не введи нас во искушение». Спаситель говорит об этом: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).
3) Эти слова адресованы каждому из нас лично. Нам следует помнить их, но это не должно становиться поводом к тому, чтобы пройти мимо человека, который нуждается в нашем участии. Ведь именно мы можем быть теми людьми, которых послал Бог для того, чтобы искушение человека не стало непосильным бременем, из-за которого он рискует погибнуть.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #молитва
Telegram
чтец Сергий Федоров
Часто слышу от верующих людей, что бывают ситуации, когда «грех бывает вынужденной мерой», что «из двух зол надо выбирать меньшее». Такое обычно говорят о войнах, разводах, повторных браках при живом супруге, «лжи во спасение» и т.п. Что можно сказать об…
❤10👍2
Что значит «радуйся» в акафисте?
Это т.н. хайретизм - приветствие, начинающееся словом χαῖρε. Люди в античности так приветствовали друг друга. Когда Гавриил обратился к Деве Марии со словами «радуйся, Благодатная!», он сказал Ей по нашему: «здравствуй!»
#ответынавопросы
Это т.н. хайретизм - приветствие, начинающееся словом χαῖρε. Люди в античности так приветствовали друг друга. Когда Гавриил обратился к Деве Марии со словами «радуйся, Благодатная!», он сказал Ей по нашему: «здравствуй!»
#ответынавопросы
👍10❤5
Человек неверующий может замотивировать себя достичь чего-то (или избавиться от чего-то) ради земных выгод. Можно замотивировать себя заняться спортом, бросить пить и курить, беречь фигуру, получить навыки коммуникации и т.п. Но невозможно себя замотивировать стать нравственно лучше без веры в Бога, в воздаяние. Ради земных выгод не станешь целомудренным, кротким, смиренным и добрым. К этому может побудить только Святой Дух и стремиться к этому имеет смысл только в связи с религией.
#мысли #мораль
#мысли #мораль
❤16
Относительно грехов есть в церковной среде две крайности.
Одна крайность - не видеть серьезного греха почти ни в чем, что не порицается сильно общественной моралью. Такого грешника некоторые православные будут успокаивать, открыто признаваясь, даже с хвастовством, что и они не против погрешить похожим образом (не раз видел такое в соцсетях). Мол, никто не без греха, так что не парься.
Другая крайность - видеть грех почти во всем. Накручивать себя и других на всегреховность. Шарахаясь всего непривычного для их среды обитания и пугая других. Вводя в сплошное уныние. Это тоже плохо.
Против двух крайностей рецепт один - внимательное и тщательное изучение закона Божия, изложенного в Св. Писании. Этим мы занимаемся на воскресной школе для взрослых, разбирая подробно заповеди, библейские пояснения к ним, различные условия и ситуации. Чтобы познавать волю Божию, а не руководствоваться вымыслами человеческими.
👉Пособие для подготовки к исповеди https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/330
#мораль #мысли
Одна крайность - не видеть серьезного греха почти ни в чем, что не порицается сильно общественной моралью. Такого грешника некоторые православные будут успокаивать, открыто признаваясь, даже с хвастовством, что и они не против погрешить похожим образом (не раз видел такое в соцсетях). Мол, никто не без греха, так что не парься.
Другая крайность - видеть грех почти во всем. Накручивать себя и других на всегреховность. Шарахаясь всего непривычного для их среды обитания и пугая других. Вводя в сплошное уныние. Это тоже плохо.
Против двух крайностей рецепт один - внимательное и тщательное изучение закона Божия, изложенного в Св. Писании. Этим мы занимаемся на воскресной школе для взрослых, разбирая подробно заповеди, библейские пояснения к ним, различные условия и ситуации. Чтобы познавать волю Божию, а не руководствоваться вымыслами человеческими.
👉Пособие для подготовки к исповеди https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/330
#мораль #мысли
❤20👍1
Свт. Иоанн Златоуст называет 4 элемента лекарства покаяния
1. Сознание грехов, исповедь.
2. Сокрушение и смирение.
3. Усиленные молитвы и обильные слезы днем и ночью.
4. Милосердие (духовное и телесное). Святитель считает этот элемент основным: «Как во врачебных средствах хотя лекарство содержит в себе много трав, но главную – одну, так и в покаянии подобной многоцелебной травой бывает милосердие, и даже от него зависит все» (Толкование на послание к Евреям, IX).
«Нужно только начать, а все прочее непременно последует затем, если только будет сделан приступ: во всём трудны начало и приступ. Итак, положим это (основание), и все будет легко и удобно».
От себя отмечу, что наши обычные христианские обязанности фактически равны плодам покаяния. Например, человеку и так нужно творить милостыню и прощать обиды, но Господь благоволил сделать это еще и лекарством для очищения совершенного греха.
👉🏼О различии в условиях прощения и очищения грехов до Крещения и после
#мораль #иоаннзлатоуст
1. Сознание грехов, исповедь.
2. Сокрушение и смирение.
3. Усиленные молитвы и обильные слезы днем и ночью.
4. Милосердие (духовное и телесное). Святитель считает этот элемент основным: «Как во врачебных средствах хотя лекарство содержит в себе много трав, но главную – одну, так и в покаянии подобной многоцелебной травой бывает милосердие, и даже от него зависит все» (Толкование на послание к Евреям, IX).
«Нужно только начать, а все прочее непременно последует затем, если только будет сделан приступ: во всём трудны начало и приступ. Итак, положим это (основание), и все будет легко и удобно».
От себя отмечу, что наши обычные христианские обязанности фактически равны плодам покаяния. Например, человеку и так нужно творить милостыню и прощать обиды, но Господь благоволил сделать это еще и лекарством для очищения совершенного греха.
👉🏼О различии в условиях прощения и очищения грехов до Крещения и после
#мораль #иоаннзлатоуст
❤11🤔1
«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"» (Притч.23:29-35).
#мораль #библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8🔥3❤2