Описание видения Божией Матери в житии св. Андрея Юродивого, которое легло в основу сегодняшнего праздника
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
❤4
Об «отмаливании рода»
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до 4-го колена». В качестве средства освобождения предлагается «отмаливать род», приводится описание апокрифического видения свт. Петра (Могилы) и инструкция по чтению Псалтири, которая ему не принадлежит. Что здесь не так?
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «родовых проклятий» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!
4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.
Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.
#богословие #мифы #библия #молитва
Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до 4-го колена». В качестве средства освобождения предлагается «отмаливать род», приводится описание апокрифического видения свт. Петра (Могилы) и инструкция по чтению Псалтири, которая ему не принадлежит. Что здесь не так?
1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).
2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «родовых проклятий» не существует.
3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!
4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.
Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.
#богословие #мифы #библия #молитва
Telegram
чтец Сергий Федоров
Правда ли, что дети расплачиваются за грехи своих родителей?
Следует различать личную ответственность за грех и его последствия - наказания.
Дети не несут личной ответственности за грехи предков, о чем говорит Сам Бог (Иез.18:20). Однако наказание нести…
Следует различать личную ответственность за грех и его последствия - наказания.
Дети не несут личной ответственности за грехи предков, о чем говорит Сам Бог (Иез.18:20). Однако наказание нести…
❤10👍9👎1
👨🏫Подборка записей моих лекций по разным темам
1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих
2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор неправильно называть Вселенским)
3. О нерасторжимости христианского брака
4. О трансформации значения венчания в РПЦ
#видео
1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих
2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор неправильно называть Вселенским)
3. О нерасторжимости христианского брака
4. О трансформации значения венчания в РПЦ
#видео
❤8🔥2👍1
чтец Сергий Федоров pinned «👨🏫Подборка записей моих лекций по разным темам 1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих 2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор…»
О репутации христиан и дискредитации христианства
Для апостолов Христовых было очень важно, чтобы христиане имели безупречную репутацию перед внешними (нехристианами). Поступать по язычески или даже хуже язычника, значит позорить свое христианское звание и давать неверующим повод хулить имя Божие. Также это препятствует их потенциальному обращению к вере. Эти наставления по-прежнему остаются актуальными для нас.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11-12).
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).
«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фес.4:10-12).
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5-6).
#библия #мораль
Для апостолов Христовых было очень важно, чтобы христиане имели безупречную репутацию перед внешними (нехристианами). Поступать по язычески или даже хуже язычника, значит позорить свое христианское звание и давать неверующим повод хулить имя Божие. Также это препятствует их потенциальному обращению к вере. Эти наставления по-прежнему остаются актуальными для нас.
«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11-12).
«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).
«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фес.4:10-12).
«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5-6).
#библия #мораль
❤19👏5
📖Наставление апостола Павла в сегодняшнем апостольском чтении (Еф.4:25-32)
«Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
#библия #мораль
«Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
#библия #мораль
❤14🔥2
🪜🕺Священное Писание о том, как безукоризненно продвигаться по карьерной лестнице
«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Притч.22:29).
Комментарий свящ. Даниила Сысоева: «Если видишь, что человек делает свое дело проворно, знай, что он будет стоять перед царями. Не завидуйте тем, кто быстро продвигается по службе, порадуйтесь за них, ибо проворность дает им Господь. Если хотите и сами подняться, то будьте проворными, тогда тоже не будете стоять перед простыми. Вот такой карьеризм незазорен. Плохо, когда идут по головам. Можно быть карьеристом, делая свое дело хорошо. Мы снова пришли к тому, что в Слове Божием показан очень интересный путь. Оно не говорит, что плохо быть бедным или богатым, царем, придворным. Оно лишь учит, что нельзя делать грех».
#библия #мораль
«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Притч.22:29).
Комментарий свящ. Даниила Сысоева: «Если видишь, что человек делает свое дело проворно, знай, что он будет стоять перед царями. Не завидуйте тем, кто быстро продвигается по службе, порадуйтесь за них, ибо проворность дает им Господь. Если хотите и сами подняться, то будьте проворными, тогда тоже не будете стоять перед простыми. Вот такой карьеризм незазорен. Плохо, когда идут по головам. Можно быть карьеристом, делая свое дело хорошо. Мы снова пришли к тому, что в Слове Божием показан очень интересный путь. Оно не говорит, что плохо быть бедным или богатым, царем, придворным. Оно лишь учит, что нельзя делать грех».
#библия #мораль
❤9🔥3👍1
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержатся наставления о взаимном повиновении верующих и об отношениях между мужем и женой (Еф.5:20-26).
О взаимном повиновении христиан у меня уже было пояснение. Иконой для взаимоотношений между христианскими супругами являются отношения Иисуса Христа и Его невесты – Церкви. Это и будет ключом для правильного понимания обязанностей каждой стороны.
👩Апостол заповедует жене повиноваться мужу, «как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (5:22-23). Ответом на вопрос, как понимать это повиновение, служит следующий стих: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Таким образом, речь идет о повиновении по образцу повиновения Церкви Христу. Очевидно, что Христос, любя Свою Церковь и заботясь о ней, не проявляет грубости и не требует от нее чего-то дурного, Он не тиран и деспот, а мудрый и милосердный Глава. Повиновение, которое оказывает ему Церковь, созидательно и ведет к гармонии. Это абсолютная преданность и верность, которой чужд рабский страх. Может возникнуть вопрос: а если муж неверующий и не являет образ Иисуса Христа, должна ли жена повиноваться ему? Да, должна, поскольку муж от этого не перестает быть ее главой, но у этого повиновения будет своя специфика. Апостол Петр как раз рассматривает этот случай: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1-2).
👨🦰Мужу заповедано любить свою жену. Как именно? «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5:25). Любовь к жене – это именно заповедь, поскольку речь здесь идет не о чувствах, как таковых, а о делах любви. Свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос» (Беседа 20-я на послание к Ефесянам).
Интересно заметить, что обязанности повиноваться и любить у апостола Павла обращены и в другую сторону. Так, в рамках заповеди о взаимном повиновении верующих (5:21), мужу надлежит повиноваться своей жене, то есть заботиться о ней, быть внимательным к ее разумным желаниям. А жене нужно любить своего мужа (Тит.2:4).
Завершу наставлением свт. Иоанна Златоуста: «Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый пусть первый исполняет свои обязанности» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 26).
#библия #толкование #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст
О взаимном повиновении христиан у меня уже было пояснение. Иконой для взаимоотношений между христианскими супругами являются отношения Иисуса Христа и Его невесты – Церкви. Это и будет ключом для правильного понимания обязанностей каждой стороны.
👩Апостол заповедует жене повиноваться мужу, «как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (5:22-23). Ответом на вопрос, как понимать это повиновение, служит следующий стих: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Таким образом, речь идет о повиновении по образцу повиновения Церкви Христу. Очевидно, что Христос, любя Свою Церковь и заботясь о ней, не проявляет грубости и не требует от нее чего-то дурного, Он не тиран и деспот, а мудрый и милосердный Глава. Повиновение, которое оказывает ему Церковь, созидательно и ведет к гармонии. Это абсолютная преданность и верность, которой чужд рабский страх. Может возникнуть вопрос: а если муж неверующий и не являет образ Иисуса Христа, должна ли жена повиноваться ему? Да, должна, поскольку муж от этого не перестает быть ее главой, но у этого повиновения будет своя специфика. Апостол Петр как раз рассматривает этот случай: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1-2).
👨🦰Мужу заповедано любить свою жену. Как именно? «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5:25). Любовь к жене – это именно заповедь, поскольку речь здесь идет не о чувствах, как таковых, а о делах любви. Свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос» (Беседа 20-я на послание к Ефесянам).
Интересно заметить, что обязанности повиноваться и любить у апостола Павла обращены и в другую сторону. Так, в рамках заповеди о взаимном повиновении верующих (5:21), мужу надлежит повиноваться своей жене, то есть заботиться о ней, быть внимательным к ее разумным желаниям. А жене нужно любить своего мужа (Тит.2:4).
Завершу наставлением свт. Иоанна Златоуста: «Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый пусть первый исполняет свои обязанности» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 26).
#библия #толкование #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст
Telegram
чтец Сергий Федоров
Один из основных библейских принципов взаимоотношений между верующими, определил апостол Павел, заповедав повиноваться «друг другу в страхе Христовом» (Еф.5:21). Как это понимать и применять?
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про…
1) Конечно речь идёт об отношениях между христианами, а не про…
❤11
👩🦱О спасении женщины в семье
Пожалуй самый простой и понятный путь к спасению, который предлагается в Библии, у христианок в семье (Тит.2:4-5). Можно по пунктам перечислить, что от них требуется, помимо исполнения десяти заповедей и участия в Таинствах:
1) любить мужей,
2) любить детей (что выражается в воспитании и заботе о них),
3) быть целомудренными, чистыми (хранить верность супругам в мыслях и делах),
4) быть попечительными о доме (то есть быть хорошей хозяйкой, например, вовремя замечать что нужно для дома и делать заказы на wildberries),
5) быть добрыми,
6) быть покорными своим мужьям, да не порицается Слово Божие.
Примерно половина из этого - вполне естественные вещи, которые многим и не покажутся чем-то высокодуховным. Между тем как в этом и состоит духовная жизнь. Поэтому, дорогие женщины - жены и матери, не заморачивайтесь сильно на тему того, как вам быть хорошими христианками. Бог от вас не требует больше, чем быть на своем месте и делать с любовью то, что вы уже делаете. А мы, мужчины, призваны к тому, чтобы заботиться о вас и детях, и нести перед Богом ответ за свою семью.
#библия #мораль #толкование #духовнаяжизнь #брак
Пожалуй самый простой и понятный путь к спасению, который предлагается в Библии, у христианок в семье (Тит.2:4-5). Можно по пунктам перечислить, что от них требуется, помимо исполнения десяти заповедей и участия в Таинствах:
1) любить мужей,
2) любить детей (что выражается в воспитании и заботе о них),
3) быть целомудренными, чистыми (хранить верность супругам в мыслях и делах),
4) быть попечительными о доме (то есть быть хорошей хозяйкой, например, вовремя замечать что нужно для дома и делать заказы на wildberries),
5) быть добрыми,
6) быть покорными своим мужьям, да не порицается Слово Божие.
Примерно половина из этого - вполне естественные вещи, которые многим и не покажутся чем-то высокодуховным. Между тем как в этом и состоит духовная жизнь. Поэтому, дорогие женщины - жены и матери, не заморачивайтесь сильно на тему того, как вам быть хорошими христианками. Бог от вас не требует больше, чем быть на своем месте и делать с любовью то, что вы уже делаете. А мы, мужчины, призваны к тому, чтобы заботиться о вас и детях, и нести перед Богом ответ за свою семью.
#библия #мораль #толкование #духовнаяжизнь #брак
🥰8❤6👏3👍2🤔1
📖В сегодняшнем апостольском чтении находятся слова св. Павла: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:28-29).
Беда многих современных семей в непонимании того, что любовь, уважение и забота о близком человеке – это то, что необходимо для общего счастья и благополучия. Это не что-то такое, что делается как бы на сторону. Это то, что мы делаем для самих же себя. Зацикливаться на себе любимом с пренебрежением потребностями близких людей, тем более, проявлять грубость и насилие – это значит демонстрировать: я идиот, который хочет загубить свое же счастье и разрушить жизнь не только близким, но и себе самому. Мы сами творцы своего счастья или несчастья, своими руками укрепляем или разрушаем отношения.
#библия #мораль #мысли #брак #отношения
Беда многих современных семей в непонимании того, что любовь, уважение и забота о близком человеке – это то, что необходимо для общего счастья и благополучия. Это не что-то такое, что делается как бы на сторону. Это то, что мы делаем для самих же себя. Зацикливаться на себе любимом с пренебрежением потребностями близких людей, тем более, проявлять грубость и насилие – это значит демонстрировать: я идиот, который хочет загубить свое же счастье и разрушить жизнь не только близким, но и себе самому. Мы сами творцы своего счастья или несчастья, своими руками укрепляем или разрушаем отношения.
#библия #мораль #мысли #брак #отношения
❤12
От людей неверующих (да и от некоторых церковных тоже) часто можно слышать о том, что у них нет доверия к тем или иным положениям, потому что «это писали/установили люди». Не доверяем (или, как вариант, не считаем обязательным для себя) Библии, потому что она написана и переписана людьми. Не доверяем (не считаем обязательным для себя) соборным вероучительным определениям, потому что их постановили и написали люди. Не считаем для себя обязательными канонические правила, на том основании, что их придумали и написали люди. И так далее. Хотелось бы спросить у таких людей: а как должно быть в вашем понимании? Бог должен напрямую каждому из вас явится и сообщить Свою волю, не привлекая для этого посредничество людей? Думаю, что в самом основании всех этих претензий находится желание навязать Богу свое представление о том, как именно Ему действовать, а также нежелание покоряться Его установлениям через избранных людей (эти же критики прекрасно усваивают чисто человеческие идеи и следуют им в своей жизни, когда им это удобно). Между тем как в Библии все пророчества, законы и установления Бога даются через религиозных лидеров. Сам Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16).
#библия #мысли
#библия #мысли
👍17❤2🔥2
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей (Еф.6:1-4).
🧒👧«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6:1-3). Детям заповедано почитать и повиноваться родителям «в Господе». Это уточнение показывает, что эта обязанность связана с угождением Господу, а также то, что это повиновение ограничено заповедями Божьими и не должно становится основанием для их нарушения. Через повиновение родителям ребенок повинуется Богу, и это требует от родителей проявлять мудрость в воспитании. Как пишет свт. Феофан Затворник, «воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли: а если уже сделались такими сколько можно располагать их к раскаянию» (Путь ко спасению). Как и в Ветхом Завете, сохраняет свою актуальность обетование Бога о долголетии тех, кто почитает родителей. Интересно отметить, что это одно из немногих мест Священного Писания, которое адресовано конкретно детям.
👨👩👧👧 Напомнив о заповеди детям, апостол сразу же уравновешивает это через уточнение обязанности родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6:4). Итак, не только дети имеют обязанности перед родителями, но и родители перед детьми. Как и в случае с обязанностями мужа и жены, каждый призван делать то, что следует, независимо от того, насколько качественно это делает другой. Однако благополучие и гармония достижимы только в тех отношениях, где каждый со своей стороны исполняет то, что заповедал ему Бог. «Отцы не раздражайте (παροργίζετε) детей», то есть не провоцируйте их на злость. Это значит, что нужно избегать отношения, слов и действий, которые могли бы довести ребенка до состояния отчаяния или горечи. Это запрет на чрезмерную суровость в воспитании, неразумно завышенные требования, злоупотребление властью, несправедливость, нечестность, постоянные упреки и осуждение, унижение ребенка и любого рода невнимательность к нуждам ребенка и его чувствам. Когда родители злоупотребляет своей властью, они перестают быть похожими на Небесного Отца, и тем самым, лишь позорят свое звание родителей.
Вместо этого предлагается воспитывать их «в учении и наставлении Господнем». Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).
👉🏼12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
#библия #мораль #феофанзатворник #отношения #иоаннзлатоуст
🧒👧«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6:1-3). Детям заповедано почитать и повиноваться родителям «в Господе». Это уточнение показывает, что эта обязанность связана с угождением Господу, а также то, что это повиновение ограничено заповедями Божьими и не должно становится основанием для их нарушения. Через повиновение родителям ребенок повинуется Богу, и это требует от родителей проявлять мудрость в воспитании. Как пишет свт. Феофан Затворник, «воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли: а если уже сделались такими сколько можно располагать их к раскаянию» (Путь ко спасению). Как и в Ветхом Завете, сохраняет свою актуальность обетование Бога о долголетии тех, кто почитает родителей. Интересно отметить, что это одно из немногих мест Священного Писания, которое адресовано конкретно детям.
Вместо этого предлагается воспитывать их «в учении и наставлении Господнем». Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).
👉🏼12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
#библия #мораль #феофанзатворник #отношения #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
👨👩👧👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в…
«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в…
❤8
Вчера Св. Синод одобрил порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребенка или подростка, совершившего самоубийство. Он заключается в следующем:
а) Вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребенка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией, порядок работы которой определяется епархиальным архиереем.
б) При рассмотрении ситуации членами комиссии (или по ее поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, могущие подтвердить, что упомянутый ребенок (подросток) имел устремление к Богу, вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность. Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии.
в) При заключении епархиального архиерея или епархиальной комиссии о невозможности совершения отпевания, священнику следует предложить родственникам совершить «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», утвержденный синодальным определением от 27 июля 2011 года, а также, в случае просьбы родственников о поминовении умершего, совершать таковое в своей домашней молитве словами преподобного Льва Оптинского, как это предусмотрено в том же синодальном определении: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́».
г) В любой ситуации священнику надлежит проявить сострадание родственникам скончавшегося, обратив к ним слова утешения; разъяснить им, что их отношения с ребенком, наложившим на себя руки не закончились и он нуждается в их вере и молитве; призвать их к молитве об усопшем несовершеннолетнем, к деятельной христианской жизни, непременно включающей регулярное посещение храма и участие в Таинствах Церкви.
Для сравнения, в Константинопольском Патриархате признали, что в большинстве случаев самоубийство не совершается как акт свободной воли, который можно вменить в грех:
«Самоубийство всегда понималось в Православной Церкви как трагедия и серьезное посягательство на достоинство человеческой личности. Но со временем, по мере того как углубилось понимание психических заболеваний и эмоциональной неустойчивости, Церковь все чаще признает, что самоубийство обычно связано с духовными и/или физиологическими факторами, которые значительно подрывают разум и свободу человека (Постоянная конференция канонических православных епископов Америки, Пастырское послание о самоубийстве, 2007). Поэтому христианская любовь требует, чтобы Церковь не отказывала категорически в погребении и полном заупокойном богослужении по человеку, покончившему с собой. Верующие также не должны смотреть на человека, совершившего самоубийство, как на того, кто свободно и сознательно отверг Бога. Это тот случай, когда божественная икономия и сострадание определяют тáинственную и пастырскую икономию. Здесь древние традиционные предрассудки должны быть исправлены превосходящими их диагностическими и терапевтическими открытиями современности» (За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви. III, §31. Документ принят Св. Синодом Константинопольского Патриархата в 2020 г.).
#мораль #дисциплина
а) Вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребенка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией, порядок работы которой определяется епархиальным архиереем.
б) При рассмотрении ситуации членами комиссии (или по ее поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, могущие подтвердить, что упомянутый ребенок (подросток) имел устремление к Богу, вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность. Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии.
в) При заключении епархиального архиерея или епархиальной комиссии о невозможности совершения отпевания, священнику следует предложить родственникам совершить «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», утвержденный синодальным определением от 27 июля 2011 года, а также, в случае просьбы родственников о поминовении умершего, совершать таковое в своей домашней молитве словами преподобного Льва Оптинского, как это предусмотрено в том же синодальном определении: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́».
г) В любой ситуации священнику надлежит проявить сострадание родственникам скончавшегося, обратив к ним слова утешения; разъяснить им, что их отношения с ребенком, наложившим на себя руки не закончились и он нуждается в их вере и молитве; призвать их к молитве об усопшем несовершеннолетнем, к деятельной христианской жизни, непременно включающей регулярное посещение храма и участие в Таинствах Церкви.
Для сравнения, в Константинопольском Патриархате признали, что в большинстве случаев самоубийство не совершается как акт свободной воли, который можно вменить в грех:
«Самоубийство всегда понималось в Православной Церкви как трагедия и серьезное посягательство на достоинство человеческой личности. Но со временем, по мере того как углубилось понимание психических заболеваний и эмоциональной неустойчивости, Церковь все чаще признает, что самоубийство обычно связано с духовными и/или физиологическими факторами, которые значительно подрывают разум и свободу человека (Постоянная конференция канонических православных епископов Америки, Пастырское послание о самоубийстве, 2007). Поэтому христианская любовь требует, чтобы Церковь не отказывала категорически в погребении и полном заупокойном богослужении по человеку, покончившему с собой. Верующие также не должны смотреть на человека, совершившего самоубийство, как на того, кто свободно и сознательно отверг Бога. Это тот случай, когда божественная икономия и сострадание определяют тáинственную и пастырскую икономию. Здесь древние традиционные предрассудки должны быть исправлены превосходящими их диагностическими и терапевтическими открытиями современности» (За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви. III, §31. Документ принят Св. Синодом Константинопольского Патриархата в 2020 г.).
#мораль #дисциплина
❤12
Бог и несчастный брак
Довольно часто встречаю мнение о том, что Бог специально сводит проблемных людей для брака, чтобы они спасались через терпение и смирение, потому что им так будет полезнее. То есть, хочешь или не хочешь здоровых и счастливых отношений, если Бог решил, что тебе будет полезно помучаться, значит так тому и быть.
Я привык утверждения о Боге и Его отношениях с людьми проверять по Библии, то есть в соответствии с Божественным Откровением, которое является единственным источником знаний об этих предметах, заслуживающим полного доверия. Что мы там находим на эту тему?
«Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притч.19:14). Итак, добрая жена – дар Господа, кому же она дается? «Добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое» (Сир.26:3-4). «Блажен, кто живет с женою разумною» (Сир.25:11). «Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое» (Сир.26:1). Добрая супруга, а вместе с тем и гармоничные отношения, описываются как нечто позитивное, то, что Господь желает и дает Своим благочестивым детям как благословение. Вообще в Библии деструктивные несчастные отношения никогда не возводятся в норму, и не говорится о том, что Бог специально устраивает их для благочестивых в качестве испытания и повода для награды, в отличие от болезней и страданий. Что говорит Библия о проблемных отношениях мужчины и женщины?
«Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав [о ней], горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее*. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа» (Сир.25:19-22).
* То есть, пусть она достанется грешнику в качестве наказания.
«Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа» (Сир.25:25-26).
«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Притч.21:9).
«Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны» (Притч.27:15).
«Болезнь сердца и печаль – жена, ревнивая к жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо – злая жена; берущий ее – то же, что хватающий скорпиона. Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама» (Сир.26:7-10).
Как можно видеть, проблемные несчастные отношения оцениваются как однозначно негативные и увязываются с наказанием Божьим людям порочным. Нигде нет даже намека, что Бог желает таких отношений Своим детям и устраивает их.
Из этого рассуждения не следует, что благочестивые христиане не могут находиться в несчастных отношениях или, что в этом нельзя найти какую-то пользу для души. Речь идет только о роли Бога в организации таких отношений.
Добавлю, что я действительно верю, что "добрая жена - от Господа". Считаю свою супругу как раз таким даром. Но только это совсем не означает, что Божьи дары и посещения заключаются только в скорбях и трудностях на благо души, как это нередко пытаются представить. Все вышеприведенные стихи из Библии свидетельствуют, что Бог желает счастливых, удовлетворяющих отношений Своим детям, при условии, что будут соблюдаться Его заповеди.
#мысли #библия #брак #отношения
Довольно часто встречаю мнение о том, что Бог специально сводит проблемных людей для брака, чтобы они спасались через терпение и смирение, потому что им так будет полезнее. То есть, хочешь или не хочешь здоровых и счастливых отношений, если Бог решил, что тебе будет полезно помучаться, значит так тому и быть.
Я привык утверждения о Боге и Его отношениях с людьми проверять по Библии, то есть в соответствии с Божественным Откровением, которое является единственным источником знаний об этих предметах, заслуживающим полного доверия. Что мы там находим на эту тему?
«Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа» (Притч.19:14). Итак, добрая жена – дар Господа, кому же она дается? «Добрая жена – счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; с нею у богатого и бедного – сердце довольное и лице во всякое время веселое» (Сир.26:3-4). «Блажен, кто живет с женою разумною» (Сир.25:11). «Счастлив муж доброй жены, и число дней его – сугубое» (Сир.26:1). Добрая супруга, а вместе с тем и гармоничные отношения, описываются как нечто позитивное, то, что Господь желает и дает Своим благочестивым детям как благословение. Вообще в Библии деструктивные несчастные отношения никогда не возводятся в норму, и не говорится о том, что Бог специально устраивает их для благочестивых в качестве испытания и повода для награды, в отличие от болезней и страданий. Что говорит Библия о проблемных отношениях мужчины и женщины?
«Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя. Сядет муж ее среди друзей своих и, услышав [о ней], горько вздохнет. Всякая злость мала в сравнении со злостью жены; жребий грешника да падет на нее*. Что восхождение по песку для ног старика, то сварливая жена для тихого мужа» (Сир.25:19-22).
* То есть, пусть она достанется грешнику в качестве наказания.
«Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная – злая жена. Опущенные руки и расслабленные колени – жена, которая не счастливит своего мужа» (Сир.25:25-26).
«Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме» (Притч.21:9).
«Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны» (Притч.27:15).
«Болезнь сердца и печаль – жена, ревнивая к жене, и бич языка ее, ко всем приражающийся. Движущееся туда и сюда воловье ярмо – злая жена; берущий ее – то же, что хватающий скорпиона. Большая досада – жена, преданная пьянству, и она не скроет своего срама» (Сир.26:7-10).
Как можно видеть, проблемные несчастные отношения оцениваются как однозначно негативные и увязываются с наказанием Божьим людям порочным. Нигде нет даже намека, что Бог желает таких отношений Своим детям и устраивает их.
Из этого рассуждения не следует, что благочестивые христиане не могут находиться в несчастных отношениях или, что в этом нельзя найти какую-то пользу для души. Речь идет только о роли Бога в организации таких отношений.
Добавлю, что я действительно верю, что "добрая жена - от Господа". Считаю свою супругу как раз таким даром. Но только это совсем не означает, что Божьи дары и посещения заключаются только в скорбях и трудностях на благо души, как это нередко пытаются представить. Все вышеприведенные стихи из Библии свидетельствуют, что Бог желает счастливых, удовлетворяющих отношений Своим детям, при условии, что будут соблюдаться Его заповеди.
#мысли #библия #брак #отношения
Telegram
чтец Сергий Федоров
Как аукнется так и откликнется
Несправедливость и зло по отношению к людям, могут отозваться нам спустя годы, для нашего вразумления и очищения. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Многие ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается…
Несправедливость и зло по отношению к людям, могут отозваться нам спустя годы, для нашего вразумления и очищения. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Многие ныне ведут войну в домах своих: один встречает войну от жены, другой осаждается…
👍8❤3🔥3🤔3
Три важных условия при совершении добрых дел, служащих к спасению христианина (согласно свт. Феофану Затворнику)
1. Постоянство в добре.
Бог хочет, чтобы Его дети совершали добрые дела не время от времени, не вперемешку со злыми и бесполезными, а постоянно и без исключений. Каждый день, час, минуту проживать осознанно и не бесполезно, наполняя все свое время чем-то действительно добрым. Свт. Феофан сравнивает это с созданием картины бисером. Только в том случае, когда все бисеринки на своем месте и без пропусков, картина будет красивой и законченной. Также и в жизни - каждая упущенная возможность совершить добро - пропуск в картине, который портит вид. Пропуск должен быть восполнен покаянием и надеждой на милосердие Божие.
2. Правильная мотивация.
Многие наши добрые дела теряют свою цену из-за неправильной мотивации. Многое из того, что внешне выглядит добрым, человек совершает по страсти, напоказ или вообще вопреки заповеди Божией. Добро, совершенное без правильного расположения, не инвестируется в небесный банк.
3. Ревность о славе Божией.
Важно, чтобы добро, которое мы делаем, было ради Господа и во славу Его. Если оно делается не ради этого, оно хотя и может быть названо добром, но не служит ко спасению и не заслуживает вечной награды на небесах. Например, дело милосердия, совершенное ради демонстрации своей гуманности или молчание при оскорблении по робости/молчаливой злобе/просто в силу особенностей характера, а не ради исполнения заповеди, не имеет цены перед Богом. Так что говорить о добродетельном неверующем человеке, можно только очень относительно, ведь если он делает добро не ради Господа, значит оно не перейдет с ним в вечность, где оно так необходимо.
Все это звучит нереально, но в Церкви даются все средства для реализации такого образа жизни. Без Бога и Его силы так действительно не получится жить. Зная эти условия, мы можем представлять к чему стремиться, чего нам недостает до нормы и восполнять упущения покаянием.
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
1. Постоянство в добре.
Бог хочет, чтобы Его дети совершали добрые дела не время от времени, не вперемешку со злыми и бесполезными, а постоянно и без исключений. Каждый день, час, минуту проживать осознанно и не бесполезно, наполняя все свое время чем-то действительно добрым. Свт. Феофан сравнивает это с созданием картины бисером. Только в том случае, когда все бисеринки на своем месте и без пропусков, картина будет красивой и законченной. Также и в жизни - каждая упущенная возможность совершить добро - пропуск в картине, который портит вид. Пропуск должен быть восполнен покаянием и надеждой на милосердие Божие.
2. Правильная мотивация.
Многие наши добрые дела теряют свою цену из-за неправильной мотивации. Многое из того, что внешне выглядит добрым, человек совершает по страсти, напоказ или вообще вопреки заповеди Божией. Добро, совершенное без правильного расположения, не инвестируется в небесный банк.
3. Ревность о славе Божией.
Важно, чтобы добро, которое мы делаем, было ради Господа и во славу Его. Если оно делается не ради этого, оно хотя и может быть названо добром, но не служит ко спасению и не заслуживает вечной награды на небесах. Например, дело милосердия, совершенное ради демонстрации своей гуманности или молчание при оскорблении по робости/молчаливой злобе/просто в силу особенностей характера, а не ради исполнения заповеди, не имеет цены перед Богом. Так что говорить о добродетельном неверующем человеке, можно только очень относительно, ведь если он делает добро не ради Господа, значит оно не перейдет с ним в вечность, где оно так необходимо.
Все это звучит нереально, но в Церкви даются все средства для реализации такого образа жизни. Без Бога и Его силы так действительно не получится жить. Зная эти условия, мы можем представлять к чему стремиться, чего нам недостает до нормы и восполнять упущения покаянием.
#духовнаяжизнь #мораль #феофанзатворник
👍7❤1🔥1
О Лонгине сотнике, чья память сегодня отмечается в церковном календаре
В Евангелии сообщается, что после смерти Христа, «центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались. "Этот человек был воистину Сыном Бога", — говорили они» (Мф. 27:54). Древние источники и раннехристианские авторы ничего не говорят об обращении ко Христу кого-либо из римской стражи. Свт. Иоанн Златоуст в IV веке кратко сообщает: «Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг». О его настоящем имени ничего не известно.
Свт. Григорий Нисский писал, что жители Месопотамии особо чтут ап. Фому, критяне - ап. Тита, иерусалимцы - ап. Иакова «и мы, каппадокийцы,- сотника, который при Страстях исповедал Божественность Господа». Больше никаких упоминаний о безымянном сотнике у отцов мы не встречаем.
Впервые имя Лонгин появляется в апокрифических Актах Пилата (V в.). Причем этим именем назван воин, который пронзил Спасителя копьём.
В апокрифах и агиографической литературе имя Лонгин приписывается трем разным персонажам: сотнику при кресте, воину, пронзившему ребро копьём, сотнику, возглавлявшему стражу у гроба.
С именем Лонгина также связывается реликвия - «святое копье», которое по легенде было найдено св. царицей Еленой в начале IV века.
В Евангелии сообщается, что после смерти Христа, «центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались. "Этот человек был воистину Сыном Бога", — говорили они» (Мф. 27:54). Древние источники и раннехристианские авторы ничего не говорят об обращении ко Христу кого-либо из римской стражи. Свт. Иоанн Златоуст в IV веке кратко сообщает: «Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг». О его настоящем имени ничего не известно.
Свт. Григорий Нисский писал, что жители Месопотамии особо чтут ап. Фому, критяне - ап. Тита, иерусалимцы - ап. Иакова «и мы, каппадокийцы,- сотника, который при Страстях исповедал Божественность Господа». Больше никаких упоминаний о безымянном сотнике у отцов мы не встречаем.
Впервые имя Лонгин появляется в апокрифических Актах Пилата (V в.). Причем этим именем назван воин, который пронзил Спасителя копьём.
В апокрифах и агиографической литературе имя Лонгин приписывается трем разным персонажам: сотнику при кресте, воину, пронзившему ребро копьём, сотнику, возглавлявшему стражу у гроба.
С именем Лонгина также связывается реликвия - «святое копье», которое по легенде было найдено св. царицей Еленой в начале IV века.
❤3👍2
📜Является ли принципиальным вопрос о том, написаны ли новозаветные послания апостолами Иисуса Христа или иными лицами, которые подписались их именами?
В современной западной библейской науке распространено представление о том, что ряд посланий апостола Павла, 2-е послание апостола Петра, послание апостола Иуды, принадлежат неизвестным лицам, которые жили позднее и подписались как известные апостолы. Это дает повод некоторым христианам, которые соглашаются с этим, говорить о том, что неважно кто написал эти послания, важно, что Церковь одобрила их содержание и приняла в канон. Однако такая позиция имеет серьезные проблемы.
Церковь приняла данные послания в канон на основании их апостольского происхождения. Ранние христиане прекрасно знали о существовании подложных текстов, подписанных именами апостолов, которые были отвергнуты Церковью. Принятие данной позиции ведет к тому, что Церковь приняла в качестве апостольских тексты, в самом начале которых содержится подлог в виде ложного авторства (автор послания Петра прямо называет себя Симоном Петром - апостолом Иисуса Христа, автор послания Иуды – Иудой, братом Иакова, а автор пастырских посланий – Павлом - апостолом Иисуса Христа). Было бы непоследовательно принимать наставления из этих текстов как богодухновенные, а на подлог в самом начале, закрыть глаза. Поэтому для православных христиан принципиально признавать, что эти послания действительно принадлежат апостолам, имена которых указаны в самом начале каждого из посланий. Авторитетность содержания данных посланий тесно связана с авторитетом апостолов, которые их написали (непосредственно сами или через секретарей).
Что касается представлений западных исследователей об авторстве посланий, то следует заметить, что они не являются общепринятыми и бесспорными с научной точки зрения. Не вдаваясь в детали аргументации, отмечу, что если в XIX веке было распространено мнение о подлинности только четырех посланий апостола Павла, в течение XX века – были признаны подлинными семь его посланий, то на рубеже XX и XXI веков среди исследователей все громче раздаются голоса, призывающие к тому, чтобы признать подлинными тринадцать посланий Павла, приписываемых ему церковной традицией (кроме послания к Евреям). Этому немало способствует совершенствование методов стилистического анализа, применяемых к древним памятникам литературы. Эта меняющаяся тенденция наглядно показывает, с какой осторожностью следует относиться к мнениям исследователей по таким принципиальным вопросам.
#ответынавопросы #библия
В современной западной библейской науке распространено представление о том, что ряд посланий апостола Павла, 2-е послание апостола Петра, послание апостола Иуды, принадлежат неизвестным лицам, которые жили позднее и подписались как известные апостолы. Это дает повод некоторым христианам, которые соглашаются с этим, говорить о том, что неважно кто написал эти послания, важно, что Церковь одобрила их содержание и приняла в канон. Однако такая позиция имеет серьезные проблемы.
Церковь приняла данные послания в канон на основании их апостольского происхождения. Ранние христиане прекрасно знали о существовании подложных текстов, подписанных именами апостолов, которые были отвергнуты Церковью. Принятие данной позиции ведет к тому, что Церковь приняла в качестве апостольских тексты, в самом начале которых содержится подлог в виде ложного авторства (автор послания Петра прямо называет себя Симоном Петром - апостолом Иисуса Христа, автор послания Иуды – Иудой, братом Иакова, а автор пастырских посланий – Павлом - апостолом Иисуса Христа). Было бы непоследовательно принимать наставления из этих текстов как богодухновенные, а на подлог в самом начале, закрыть глаза. Поэтому для православных христиан принципиально признавать, что эти послания действительно принадлежат апостолам, имена которых указаны в самом начале каждого из посланий. Авторитетность содержания данных посланий тесно связана с авторитетом апостолов, которые их написали (непосредственно сами или через секретарей).
Что касается представлений западных исследователей об авторстве посланий, то следует заметить, что они не являются общепринятыми и бесспорными с научной точки зрения. Не вдаваясь в детали аргументации, отмечу, что если в XIX веке было распространено мнение о подлинности только четырех посланий апостола Павла, в течение XX века – были признаны подлинными семь его посланий, то на рубеже XX и XXI веков среди исследователей все громче раздаются голоса, призывающие к тому, чтобы признать подлинными тринадцать посланий Павла, приписываемых ему церковной традицией (кроме послания к Евреям). Этому немало способствует совершенствование методов стилистического анализа, применяемых к древним памятникам литературы. Эта меняющаяся тенденция наглядно показывает, с какой осторожностью следует относиться к мнениям исследователей по таким принципиальным вопросам.
#ответынавопросы #библия
👍6❤2🔥2🤔1
Как пишет свт. Феофан Затворник, «в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено. Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди слова Божия, которое слышится в храмах – и само, как есть, и в виде поучений и песнопений. Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах, сих протоках благодати. Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий и священнодействий церковных. Во время роста, далее, нужно руководство, чтоб отсекать ненужное и давать должное направление и стволу, и отросткам – оно есть в богодарованном пастырстве и опытном старчестве, и учительстве. Нужен покров для защиты от вредных влияний и разрушительных движений внешних – он есть в непременном пребывании в Церкви Самого Господа».
1. Назидание в вере и благочестии
В богослужении выражается и наглядно представляется все содержание христианской веры. По словам свт. Феофана Затворника, «существенное достоинство сего богослужения состоит в том, что оно поучительно и назидательно для верующих и что под наружными своими видами и действиями всегда заключает духовное знаменование, так что оно есть как бы прозрачная завеса, сквозь которую просиявает, с одной стороны, дух истинной веры и благочестия, с другой – само небо с обилием обетованных благ, подобно тому как обряды Ветхозаветной Церкви были «стень грядущих» (Кол.2:17)». Внимательное слушание богослужебных текстов, по мнению святителя, может заменить христианину богословские, духовно-назидательные книги. При этом нередко священнодействия «имеют целью не столько научать нас чему-нибудь новому, неизвестному, сколько напоминать о том, что мы знаем, но среди непрестанных забот и рассеянностей нередко забываем, напоминать о наших обязанностях, побуждать нас к ревностному исполнению их и священными песнопениями и действиями возбуждать в нас благочестивые чувствования к Богу и дружелюбные расположения к нашим ближним». Священник Даниил Сысоев пишет, что «воскресная служба говорит нам о нашей запредельной Надежде. Недаром Давид говорит, что «мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» (Пс.47:10). Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в "сером быте". Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты».
#богослужение
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤8
2. Причастность к воспоминаемым священным событиям и связь времен
Для православных христиан особенно ценно и принципиально важно принадлежать к исторической, истинной Церкви, к Церкви апостолов. Радостно осознавать, что каждый из нас продолжает творить ее историю и является членом единого организма. Совершая общее богослужение, участвуя в Евхаристии, проповедуя слово Божие мы продолжаем то же служение, ту же историю, что и описана в Новом Завете. Христиане всех времен совершают ту же вневременную Евхаристию и празднуют ту же самую Пасху Христову. Это единство и неподвластность времени особенно ощущается в дни великих праздников. Как писал священномученик Сергий (Мечев), «наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях. И не только мы принимаем участие в них, но богослужение имеет величайшее значение и для всего мира, для всей Вселенной... сколь дерзновенна Церковь; она не говорит: «Давайте вспомним, как это было — как родился Христос, как был крещен, как преобразился, распят, предан и погребен был Господь»... Церковь говорит иное: «Днесь благоволения Божия предображение…», «Днесь Дева вводится во храм»... Днесь, а не когда-то тогда, нет, в это время, в эту минуту, когда совершается богослужение. Это дерзновение Церковь имеет потому, что в самой себе она есть не временная, а вечная, она вне мира, выше его, она премирна». Каждое богослужение, пусть даже в самом глухом сельском храме, оживляет все эти события, и вот, ты уже стоишь на Фаворе, на Голгофе, у дверей Гроба Господня, созерцая вместе со святыми Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Иосифом Песнописцем и сонмом других великих мужей, великие и страшные явления домостроительства нашего спасения.
3. Участие в Таинствах
Самая существенная польза для христианина, участвующего в общественном богослужении – это участие в святых Таинствах, особенно в Евхаристии, без которой невозможно обрести спасение (Ин.6:53). Причащение соединяет верных со Христом и друг с другом. В то же время, по мысли свт. Феофана Затворника, даже простое благоговейное внимательное участие в Божественной литургии, соединенное с внутренним деланием до получения ощущения Богообщения, приносит человеку немалую пользу, делая его «непрестанным, каждодневным причастником».
#богослужение
Для православных христиан особенно ценно и принципиально важно принадлежать к исторической, истинной Церкви, к Церкви апостолов. Радостно осознавать, что каждый из нас продолжает творить ее историю и является членом единого организма. Совершая общее богослужение, участвуя в Евхаристии, проповедуя слово Божие мы продолжаем то же служение, ту же историю, что и описана в Новом Завете. Христиане всех времен совершают ту же вневременную Евхаристию и празднуют ту же самую Пасху Христову. Это единство и неподвластность времени особенно ощущается в дни великих праздников. Как писал священномученик Сергий (Мечев), «наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях. И не только мы принимаем участие в них, но богослужение имеет величайшее значение и для всего мира, для всей Вселенной... сколь дерзновенна Церковь; она не говорит: «Давайте вспомним, как это было — как родился Христос, как был крещен, как преобразился, распят, предан и погребен был Господь»... Церковь говорит иное: «Днесь благоволения Божия предображение…», «Днесь Дева вводится во храм»... Днесь, а не когда-то тогда, нет, в это время, в эту минуту, когда совершается богослужение. Это дерзновение Церковь имеет потому, что в самой себе она есть не временная, а вечная, она вне мира, выше его, она премирна». Каждое богослужение, пусть даже в самом глухом сельском храме, оживляет все эти события, и вот, ты уже стоишь на Фаворе, на Голгофе, у дверей Гроба Господня, созерцая вместе со святыми Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Иосифом Песнописцем и сонмом других великих мужей, великие и страшные явления домостроительства нашего спасения.
3. Участие в Таинствах
Самая существенная польза для христианина, участвующего в общественном богослужении – это участие в святых Таинствах, особенно в Евхаристии, без которой невозможно обрести спасение (Ин.6:53). Причащение соединяет верных со Христом и друг с другом. В то же время, по мысли свт. Феофана Затворника, даже простое благоговейное внимательное участие в Божественной литургии, соединенное с внутренним деланием до получения ощущения Богообщения, приносит человеку немалую пользу, делая его «непрестанным, каждодневным причастником».
#богослужение
❤6👍1