чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
760 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
📜Десять заповедей: ветхозаветное понимание

Десять заповедей составляют основу христианской морали. При этом их понимание расширено за счёт новозаветного учения (прежде всего, Нагорной проповеди Спасителя и посланий апостола Павла). Как могли толковаться обязанности каждой из этих заповедей в контексте Ветхого Завета с учётом того, что мы знаем о раннем иудаизме?

1-я заповедь утверждает истину единобожия и запрещает служение иным богам, которое нарушает завет с Яхве (Господом).

2-я заповедь запрещает создание материальных идолов языческих богов и поклонение им. Заповедь направлена против египетских и ханаанских культов (например, египетский Апис изображался в виде быка; филистимский Дагон - в виде рыбы). В религиозных культах Древнего Востока изображения божеств использовались для того, чтобы войти в мистический контакт с божествами и даже воздействовать на них. Господь даёт понять, что Им манипулировать невозможно.

3-я заповедь запрещает употребление имени Яхве (священное четырехбуквенное имя) в магических целях и ради ложной клятвы. Буквальная интерпретация 3-й заповеди привела к полному запрету произносить священное имя Божие (за исключением ежегодного праздника Йом Киппур).

4-я заповедь предписывает работу в течение шести дней и отдых (прекращение трудов) в субботу. У других народов Древнего Востока не было еженедельного выходного. Высший авторитет заповеди о субботнем покое обосновывается напоминанием о покое Божием после сотворения Им мира (Исх. 20:11), а в версии Второзакония - необходимостью воспоминания о египетском рабстве и об исходе народа Израиля (Втор.5:15).

5-я заповедь предписывает не только уважение детьми родителей, но и материальную помощь им. Заповедь адресована совершеннолетним членам общества Израилева, которые обязаны были материально поддерживать престарелых и заботиться о них.

6-я заповедь запрещает незаконное убийство невиновных (см.: Исх.23:7). Как видно из других текстов Пятикнижия, она не препятствовала справедливой казни преступников и не накладывала запрета на убийство врагов на войне.

7-я заповедь запрещает прелюбодеяние, под которым понималась связь с замужней женщиной. Акцент здесь не столько на половой этике, сколько на сохранении прав мужа и отца.

8-я заповедь запрещает незаконное присвоение чужого имущества, а также похищение людей с целью продажи в рабство.

9-я заповедь запрещает лжесвидетельство. Имела важное значение для справедливого судопроизводства.

10-я заповедь запрещает любое посягательство на то, что принадлежит ближнему. Порицается само намерение, но преступлением считается именно совершенное действие.
#библия #толкование #мораль
👍122
📖«Глупость человека губит пути его, а в сердце своем он обвиняет Бога» (Притч.19:3).

Священный писатель здесь напоминает человеку о том, что именно он выбирает сценарий своей жизни, когда принимает решение сохранить заповедь Божию или согрешить. Часто люди после совершения тяжких грехов задаются вопросом о том, как им выйти из сложившейся ситуации без потерь и боли. Или почему их жизнь сложилась именно так, как им не нравится. Таким людям можно напомнить, что у любого поступка есть свои последствия, ведь это жизнь, а не компьютерная игра. И единственно правильным зрелым подходом здесь будет принять свою долю ответственности вместо того, чтобы обвинять Бога или кого-то еще. Это важная часть процесса покаяния.

Можно рассмотреть эту цитату и более широко, безотносительно каких-то нравственных пороков. Порой человек поступает опрометчиво, нерассудительно, неразумно, что приводит к его к различным неудачам и бедам. Можно начать винить Бога или бесов, а можно попытаться проанализировать свои замыслы и действия, и увидеть, где ты сам допустил ошибку и поступил глупо. Это, опять же, про зрелый подход и принятие ответственности за свою жизнь.
#библия #толкование #мораль
👍105
📖Наставления из сегодняшнего апостольского чтения (Гал.6:2-10)

1. Апостол Павел видит исполнение закона Христова в ношении бремен друг друга. Это означает снисхождение к недостаткам друг друга и взаимопомощь. Снисходить и терпеть явные и осознанно совершаемые преступления апостол не учит (ср.: 1Кор.5:11).

2. Тот, кто приписывает себе какие-то духовные достоинства, тот находится в самообмане, потому что все от Бога. «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесет свое бремя». Это значит, что нужно сравнивать себя не с недостатками других и хвалиться этим, а испытывать самого себя безотносительно других, узнав все свои силы и способности, подумать, воспользовались ли мы этими способностями как следует. Бог будет судить каждого в соответствии с его способностями и возможностями.

3. «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим». Призыв к ученикам поддерживать своих учителей с разных сторон, в том числе, материально.

4. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную». Человек в земной жизни выбирает свою будущую участь, во что он вкладывается здесь, то и принесет соответствующий плод на Божьем суде.

5. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Используется сельскохозяйственный образ: человек многими трудами сеет с надеждой на то, что будет урожай. Апостол уверяет христиан, что никакие их добрые дела не будут напрасны, поскольку в последний день Бог обязательно даст награду в соответствии с трудом человека.

6. «Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». Жизнь на земле – это время возможностей увеличить свой будущий духовный урожай. Следует использовать их, пока есть это время. В первую очередь следует делать добро христианам, а затем и всем остальным, без исключения.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
20
Из раннехристианской дисциплины (памятник Дидахе, 15 гл.)

«Обличайте друг друга, но не во гневе, а в мире, как имеете в Евангелии, и со всяким, поступающим оскорбительно по отношению к другому, пусть никто не говорит и никто у вас не слушает (его), пока не покается».

👉Свт. Иоанн Златоуст о том, как социальное одобрение явных грешников, извращает их совесть
#мораль #дисциплина
17👍4
📋Моя старая небольшая статья о жизни первых христиан для семинарского журнала

📕Интересная монография по этой теме
#моиработы
4👍1
Поздравляю вас с праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Кстати, Богородица держит в руках не омофор (принадлежность облачения епископа), а мафорий (женское покрывало). Не путайте.

👉Три мифа о празднике Покрова Пресвятой Богородицы
🔥95
Описание видения Божией Матери в житии св. Андрея Юродивого, которое легло в основу сегодняшнего праздника

Когда совершалось всенощное бдение в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его слуг вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвертом часу ночи увидел блаженный Андрей воочию святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облаченные в белое, шествовали пред нею, а иные следовали за ней с гимнами и песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошел блаженный к Епифанию и говорит: «Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?» Он же ответил: «Да, отец мой духовный». И пока они смотрели, Богородица, преклонив свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик свой. А после молитвы она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когда она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с себя мафорий, который носила на своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его своими пречистыми руками, – а был он велик и грозен – распростерла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как она удалилась, его больше не было видно, ибо она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея возможность видеть все это, передал ему свое видение как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой.
4
Об «отмаливании рода»

Недавно попалась в интернете очередная страшилка на тему родовых грехов, которая набрала огромное количество просмотров и реакций: «Грехи воровства, убийства, блуда и супружеской неверности страшным проклятием ложатся на потомков до 4-го колена». В качестве средства освобождения предлагается «отмаливать род», приводится описание апокрифического видения свт. Петра (Могилы) и инструкция по чтению Псалтири, которая ему не принадлежит. Что здесь не так?

1. В православном богословии не существует понятия «родовых грехов», которые ложатся на потомков и нуждаются в «отмаливании». В Священном Писании есть ясные слова Бога, опровергающие этот вздор: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему: в правде своей, которую будет делать, он жив будет. Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? И праведник, если отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? все добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое, какое делает, и за грехи свои, в каких грешен, он умрет» (Иез.18:20-24).

2. Дети действительно могут быть наказаны за грехи родителей в педагогических целях, но никакого автоматического переноса вины или «родовых проклятий» не существует.

3. Православное учение не предполагает возможности «вымаливания» нераскаянных грешников. В действительности, «доставляют утешение и облегчение в страданиях и страхе тем, кто скончался в покаянии, но без совершенства, совершаемые за них добрые дела, священные молитвы, а особенно — Бескровные Жертвы, приносимые за них Богу; но только при условии, что они преставились в правой вере и в конце жизни покаялись» («Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года). Церковь никогда не призывала к вымаливанию всего своего рода!

4. В основе таких страшилок лежит представление о том, что канонических церковных молитв недостаточно, Церковь якобы скрывает от вас какие-то «сильные» молитвенные правила, которые способны гарантированно дать ожидаемый результат. Тем самым культивируется недоверие к Церкви и магическое восприятие молитвословий.

Профилактикой против таких страшилок является изучение Слова Божия и учения Церкви. Пренебрежение этим полезным делом может привести вас к тому, что вам можно будет внушить любую несусветную чушь и заставить беспокоиться о несуществующей проблеме.
#богословие #мифы #библия #молитва
10👍9👎1
чтец Сергий Федоров pinned «👨‍🏫Подборка записей моих лекций по разным темам 1. О церковной дисциплине. Азы грамотности для начинающих и продолжающих 2. О каноническом законодательстве Восточной и Западной Церкви в I тысячелетии (дается, в частности, разъяснение почему Трулльский собор…»
О репутации христиан и дискредитации христианства

Для апостолов Христовых было очень важно, чтобы христиане имели безупречную репутацию перед внешними (нехристианами). Поступать по язычески или даже хуже язычника, значит позорить свое христианское звание и давать неверующим повод хулить имя Божие. Также это препятствует их потенциальному обращению к вере. Эти наставления по-прежнему остаются актуальными для нас.

«Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:11-12).

«Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1Пет.3:16).

«Умоляем же вас, братия, более преуспевать и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое [дело] и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1Фес.4:10-12).

«Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол.4:5-6).
#библия #мораль
19👏5
📖Наставление апостола Павла в сегодняшнем апостольском чтении (Еф.4:25-32)

«Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
#библия #мораль
14🔥2
📣Слово на воскресное апостольское чтение (2Кор.6:16-18;7:1). О том, что христиане - это элита человечества и о необходимости духовного исхода из среды неверующих.
#аудио #библия
4
🪜🕺Священное Писание о том, как безукоризненно продвигаться по карьерной лестнице

«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» (Притч.22:29).

Комментарий свящ. Даниила Сысоева: «Если видишь, что человек делает свое дело проворно, знай, что он будет стоять перед царями. Не завидуйте тем, кто быстро продвигается по службе, порадуйтесь за них, ибо проворность дает им Господь. Если хотите и сами подняться, то будьте проворными, тогда тоже не будете стоять перед простыми. Вот такой карьеризм незазорен. Плохо, когда идут по головам. Можно быть карьеристом, делая свое дело хорошо. Мы снова пришли к тому, что в Слове Божием показан очень интересный путь. Оно не говорит, что плохо быть бедным или богатым, царем, придворным. Оно лишь учит, что нельзя делать грех».
#библия #мораль
9🔥3👍1
📖В сегодняшнем апостольском чтении содержатся наставления о взаимном повиновении верующих и об отношениях между мужем и женой (Еф.5:20-26).

О взаимном повиновении христиан у меня уже было пояснение. Иконой для взаимоотношений между христианскими супругами являются отношения Иисуса Христа и Его невесты – Церкви. Это и будет ключом для правильного понимания обязанностей каждой стороны.

👩Апостол заповедует жене повиноваться мужу, «как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (5:22-23). Ответом на вопрос, как понимать это повиновение, служит следующий стих: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Таким образом, речь идет о повиновении по образцу повиновения Церкви Христу. Очевидно, что Христос, любя Свою Церковь и заботясь о ней, не проявляет грубости и не требует от нее чего-то дурного, Он не тиран и деспот, а мудрый и милосердный Глава. Повиновение, которое оказывает ему Церковь, созидательно и ведет к гармонии. Это абсолютная преданность и верность, которой чужд рабский страх. Может возникнуть вопрос: а если муж неверующий и не являет образ Иисуса Христа, должна ли жена повиноваться ему? Да, должна, поскольку муж от этого не перестает быть ее главой, но у этого повиновения будет своя специфика. Апостол Петр как раз рассматривает этот случай: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1Пет.3:1-2).

👨‍🦰Мужу заповедано любить свою жену. Как именно? «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5:25). Любовь к жене – это именно заповедь, поскольку речь здесь идет не о чувствах, как таковых, а о делах любви. Свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать, что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос» (Беседа 20-я на послание к Ефесянам).

Интересно заметить, что обязанности повиноваться и любить у апостола Павла обращены и в другую сторону. Так, в рамках заповеди о взаимном повиновении верующих (5:21), мужу надлежит повиноваться своей жене, то есть заботиться о ней, быть внимательным к ее разумным желаниям. А жене нужно любить своего мужа (Тит.2:4).

Завершу наставлением свт. Иоанна Златоуста: «Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый пусть первый исполняет свои обязанности» (Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 26).
#библия #толкование #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст
11
👩‍🦱О спасении женщины в семье

Пожалуй самый простой и понятный путь к спасению, который предлагается в Библии, у христианок в семье (Тит.2:4-5). Можно по пунктам перечислить, что от них требуется, помимо исполнения десяти заповедей и участия в Таинствах:

1) любить мужей,

2) любить детей (что выражается в воспитании и заботе о них), 

3) быть целомудренными, чистыми (хранить верность супругам в мыслях и делах),

4) быть попечительными о доме (то есть быть хорошей хозяйкой, например, вовремя замечать что нужно для дома и делать заказы на wildberries),

5) быть добрыми,

6) быть покорными своим мужьям, да не порицается Слово Божие.

Примерно половина из этого - вполне естественные вещи, которые многим и не покажутся чем-то высокодуховным. Между тем как в этом и состоит духовная жизнь. Поэтому, дорогие женщины - жены и матери, не заморачивайтесь сильно на тему того, как вам быть хорошими христианками. Бог от вас не требует больше, чем быть на своем месте и делать с любовью то, что вы уже делаете. А мы, мужчины, призваны к тому, чтобы заботиться о вас и детях, и нести перед Богом ответ за свою семью.
#библия #мораль #толкование #духовнаяжизнь #брак
🥰86👏3👍2🤔1
📖В сегодняшнем апостольском чтении находятся слова св. Павла: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф.5:28-29).

Беда многих современных семей в непонимании того, что любовь, уважение и забота о близком человеке – это то, что необходимо для общего счастья и благополучия. Это не что-то такое, что делается как бы на сторону. Это то, что мы делаем для самих же себя. Зацикливаться на себе любимом с пренебрежением потребностями близких людей, тем более, проявлять грубость и насилие – это значит демонстрировать: я идиот, который хочет загубить свое же счастье и разрушить жизнь не только близким, но и себе самому. Мы сами творцы своего счастья или несчастья, своими руками укрепляем или разрушаем отношения.
#библия #мораль #мысли #брак #отношения
12
От людей неверующих (да и от некоторых церковных тоже) часто можно слышать о том, что у них нет доверия к тем или иным положениям, потому что «это писали/установили люди». Не доверяем (или, как вариант, не считаем обязательным для себя) Библии, потому что она написана и переписана людьми. Не доверяем (не считаем обязательным для себя) соборным вероучительным определениям, потому что их постановили и написали люди. Не считаем для себя обязательными канонические правила, на том основании, что их придумали и написали люди. И так далее. Хотелось бы спросить у таких людей: а как должно быть в вашем понимании? Бог должен напрямую каждому из вас явится и сообщить Свою волю, не привлекая для этого посредничество людей? Думаю, что в самом основании всех этих претензий находится желание навязать Богу свое представление о том, как именно Ему действовать, а также нежелание покоряться Его установлениям через избранных людей (эти же критики прекрасно усваивают чисто человеческие идеи и следуют им в своей жизни, когда им это удобно). Между тем как в Библии все пророчества, законы и установления Бога даются через религиозных лидеров. Сам Господь Иисус Христос говорит Своим апостолам: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк.10:16).
#библия #мысли
👍172🔥2
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей (Еф.6:1-4).

🧒👧«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (6:1-3). Детям заповедано почитать и повиноваться родителям «в Господе». Это уточнение показывает, что эта обязанность связана с угождением Господу, а также то, что это повиновение ограничено заповедями Божьими и не должно становится основанием для их нарушения. Через повиновение родителям ребенок повинуется Богу, и это требует от родителей проявлять мудрость в воспитании. Как пишет свт. Феофан Затворник, «воля родителей для малых детей есть закон совести и Божий. Сколько есть у родителей благоразумия, пусть так распоряжаются своими повелениями, чтобы не поставлять детей в необходимость быть преступниками их воли: а если уже сделались такими сколько можно располагать их к раскаянию» (Путь ко спасению). Как и в Ветхом Завете, сохраняет свою актуальность обетование Бога о долголетии тех, кто почитает родителей. Интересно отметить, что это одно из немногих мест Священного Писания, которое адресовано конкретно детям.

👨‍👩‍👧‍👧Напомнив о заповеди детям, апостол сразу же уравновешивает это через уточнение обязанности родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (6:4). Итак, не только дети имеют обязанности перед родителями, но и родители перед детьми. Как и в случае с обязанностями мужа и жены, каждый призван делать то, что следует, независимо от того, насколько качественно это делает другой. Однако благополучие и гармония достижимы только в тех отношениях, где каждый со своей стороны исполняет то, что заповедал ему Бог. «Отцы не раздражайте (παροργίζετε) детей», то есть не провоцируйте их на злость. Это значит, что нужно избегать отношения, слов и действий, которые могли бы довести ребенка до состояния отчаяния или горечи. Это запрет на чрезмерную суровость в воспитании, неразумно завышенные требования, злоупотребление властью, несправедливость, нечестность, постоянные упреки и осуждение, унижение ребенка и любого рода невнимательность к нуждам ребенка и его чувствам. Когда родители злоупотребляет своей властью, они перестают быть похожими на Небесного Отца, и тем самым, лишь позорят свое звание родителей.

Вместо этого предлагается воспитывать их «в учении и наставлении Господнем». Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).

👉🏼12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей
#библия #мораль #феофанзатворник #отношения #иоаннзлатоуст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8
Вчера Св. Синод одобрил порядок рассмотрения обращений о совершении отпевания ребенка или подростка, совершившего самоубийство. Он заключается в следующем:

а) Вопрос о возможности совершения отпевания и дальнейшего церковного поминовения ребенка (подростка), совершившего самоубийство, рассматривается епархиальным архиереем или уполномоченной им для рассмотрения подобных вопросов епархиальной комиссией, порядок работы которой определяется епархиальным архиереем.

б) При рассмотрении ситуации членами комиссии (или по ее поручению — благочинным по месту события) опрашиваются свидетели, могущие подтвердить, что упомянутый ребенок (подросток) имел устремление к Богу, вел нормальный для своего возраста образ жизни, не позволяющий ожидать от него суицидальных действий, или что он подвергался разрушительному воздействию организаторов «групп смерти», шантажа и манипуляций, значительно превосходящих или подавляющих его критическое мышление и естественную осторожность. Также для принятия решения могут быть рассмотрены заключения правоохранительных органов (доследственной проверки) и результаты психолого-педагогической экспертизы, если соответствующие документы будут предоставлены комиссии.

в) При заключении епархиального архиерея или епархиальной комиссии о невозможности совершения отпевания, священнику следует предложить родственникам совершить «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго», утвержденный синодальным определением от 27 июля 2011 года, а также, в случае просьбы родственников о поминовении умершего, совершать таковое в своей домашней молитве словами преподобного Льва Оптинского, как это предусмотрено в том же синодальном определении: «Взыщи́, Го́споди, поги́бшую ду́шу раба́ Твоего́ (имярек): а́ще возмо́жно есть, поми́луй. Неизследи́мы су́дьбы Твои́. Не поста́ви мне в грех моли́твы сей мое́й, но да бу́дет свята́я во́ля Твоя́».

г) В любой ситуации священнику надлежит проявить сострадание родственникам скончавшегося, обратив к ним слова утешения; разъяснить им, что их отношения с ребенком, наложившим на себя руки не закончились и он нуждается в их вере и молитве; призвать их к молитве об усопшем несовершеннолетнем, к деятельной христианской жизни, непременно включающей регулярное посещение храма и участие в Таинствах Церкви.

Для сравнения, в Константинопольском Патриархате признали, что в большинстве случаев самоубийство не совершается как акт свободной воли, который можно вменить в грех:

«
Самоубийство всегда понималось в Православной Церкви как трагедия и серьезное посягательство на достоинство человеческой личности. Но со временем, по мере того как углубилось понимание психических заболеваний и эмоциональной неустойчивости, Церковь все чаще признает, что самоубийство обычно связано с духовными и/или физиологическими факторами, которые значительно подрывают разум и свободу человека (Постоянная конференция канонических православных епископов Америки, Пастырское послание о самоубийстве, 2007). Поэтому христианская любовь требует, чтобы Церковь не отказывала категорически в погребении и полном заупокойном богослужении по человеку, покончившему с собой. Верующие также не должны смотреть на человека, совершившего самоубийство, как на того, кто свободно и сознательно отверг Бога. Это тот случай, когда божественная икономия и сострадание определяют тáинственную и пастырскую икономию. Здесь древние традиционные предрассудки должны быть исправлены превосходящими их диагностическими и терапевтическими открытиями современности» (За жизнь мира. На пути к социальному этосу Православной Церкви. III, §31. Документ принят Св. Синодом Константинопольского Патриархата в 2020 г.).
#мораль #дисциплина
12