чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
О Лонгине сотнике, чья память сегодня отмечается в церковном календаре

В Евангелии сообщается, что после смерти Христа, «центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались. "Этот человек был воистину Сыном Бога", — говорили они» (Мф. 27:54). Древние источники и раннехристианские авторы ничего не говорят об обращении ко Христу кого-либо из римской стражи. Свт. Иоанн Златоуст в IV веке кратко сообщает: «Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг». О его настоящем имени ничего не известно.

Свт. Григорий Нисский писал, что жители Месопотамии особо чтут ап. Фому, критяне - ап. Тита, иерусалимцы - ап. Иакова «и мы, каппадокийцы,- сотника, который при Страстях исповедал Божественность Господа». Больше никаких упоминаний о безымянном сотнике у отцов мы не встречаем.

Впервые имя Лонгин появляется в апокрифических Актах Пилата (V в.). Причем этим именем назван воин, который пронзил Спасителя копьём.

В апокрифах и агиографической литературе имя Лонгин приписывается трем разным персонажам: сотнику при кресте, воину, пронзившему ребро копьём, сотнику, возглавлявшему стражу у гроба.

С именем Лонгина также связывается реликвия - «святое копье», которое по легенде было найдено св. царицей Еленой в начале IV века.
3👍2
📜Является ли принципиальным вопрос о том, написаны ли новозаветные послания апостолами Иисуса Христа или иными лицами, которые подписались их именами?

В современной западной библейской науке распространено представление о том, что ряд посланий апостола Павла, 2-е послание апостола Петра, послание апостола Иуды, принадлежат неизвестным лицам, которые жили позднее и подписались как известные апостолы. Это дает повод некоторым христианам, которые соглашаются с этим, говорить о том, что неважно кто написал эти послания, важно, что Церковь одобрила их содержание и приняла в канон. Однако такая позиция имеет серьезные проблемы.

Церковь приняла данные послания в канон на основании их апостольского происхождения. Ранние христиане прекрасно знали о существовании подложных текстов, подписанных именами апостолов, которые были отвергнуты Церковью. Принятие данной позиции ведет к тому, что Церковь приняла в качестве апостольских тексты, в самом начале которых содержится подлог в виде ложного авторства (автор послания Петра прямо называет себя Симоном Петром - апостолом Иисуса Христа, автор послания Иуды – Иудой, братом Иакова, а автор пастырских посланий – Павлом - апостолом Иисуса Христа). Было бы непоследовательно принимать наставления из этих текстов как богодухновенные, а на подлог в самом начале, закрыть глаза. Поэтому для православных христиан принципиально признавать, что эти послания действительно принадлежат апостолам, имена которых указаны в самом начале каждого из посланий. Авторитетность содержания данных посланий тесно связана с авторитетом апостолов, которые их написали (непосредственно сами или через секретарей).

Что касается представлений западных исследователей об авторстве посланий, то следует заметить, что они не являются общепринятыми и бесспорными с научной точки зрения. Не вдаваясь в детали аргументации, отмечу, что если в XIX веке было распространено мнение о подлинности только четырех посланий апостола Павла, в течение XX века – были признаны подлинными семь его посланий, то на рубеже XX и XXI веков среди исследователей все громче раздаются голоса, призывающие к тому, чтобы признать подлинными тринадцать посланий Павла, приписываемых ему церковной традицией (кроме послания к Евреям). Этому немало способствует совершенствование методов стилистического анализа, применяемых к древним памятникам литературы. Эта меняющаяся тенденция наглядно показывает, с какой осторожностью следует относиться к мнениям исследователей по таким принципиальным вопросам.
#ответынавопросы #библия
👍62🔥2🤔1
⛪️Что дает общественное храмовое богослужение православному христианину

Как пишет свт. Феофан Затворник, «в Церкви Божией все предусмотрено и приготовлено. Нужен свет для семени духовной жизни – он готов в проповеди слова Божия, которое слышится в храмах – и само, как есть, и в виде поучений и песнопений. Нужна влага – она есть обильна в Божественных Таинствах, сих протоках благодати. Нужен благорастворенный воздух – он есть во всем благолепном чине молитвословий и священнодействий церковных. Во время роста, далее, нужно руководство, чтоб отсекать ненужное и давать должное направление и стволу, и отросткам – оно есть в богодарованном пастырстве и опытном старчестве, и учительстве. Нужен покров для защиты от вредных влияний и разрушительных движений внешних – он есть в непременном пребывании в Церкви Самого Господа».

1. Назидание в вере и благочестии

В богослужении выражается и наглядно представляется все содержание христианской веры. По словам свт. Феофана Затворника, «существенное достоинство сего богослужения состоит в том, что оно поучительно и назидательно для верующих и что под наружными своими видами и действиями всегда заключает духовное знаменование, так что оно есть как бы прозрачная завеса, сквозь которую просиявает, с одной стороны, дух истинной веры и благочестия, с другой – само небо с обилием обетованных благ, подобно тому как обряды Ветхозаветной Церкви были «стень грядущих» (Кол.2:17)». Внимательное слушание богослужебных текстов, по мнению святителя, может заменить христианину богословские, духовно-назидательные книги. При этом нередко священнодействия «имеют целью не столько научать нас чему-нибудь новому, неизвестному, сколько напоминать о том, что мы знаем, но среди непрестанных забот и рассеянностей нередко забываем, напоминать о наших обязанностях, побуждать нас к ревностному исполнению их и священными песнопениями и действиями возбуждать в нас благочестивые чувствования к Богу и дружелюбные расположения к нашим ближним». Священник Даниил Сысоев пишет, что «воскресная служба говорит нам о нашей запредельной Надежде. Недаром Давид говорит, что «мы размышляли, Боже, о благости Твоей посреди храма Твоего» (Пс.47:10). Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в "сером быте". Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты».
#богослужение
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
8
2. Причастность к воспоминаемым священным событиям и связь времен

Для православных христиан особенно ценно и принципиально важно принадлежать к исторической, истинной Церкви, к Церкви апостолов. Радостно осознавать, что каждый из нас продолжает творить ее историю и является членом единого организма. Совершая общее богослужение, участвуя в Евхаристии, проповедуя слово Божие мы продолжаем то же служение, ту же историю, что и описана в Новом Завете. Христиане всех времен совершают ту же вневременную Евхаристию и празднуют ту же самую Пасху Христову. Это единство и неподвластность времени особенно ощущается в дни великих праздников. Как писал священномученик Сергий (Мечев), «наше богослужение, наше празднование не есть только воспоминание, но самое действительное, подлинное, возможное только через богослужение участие в этих событиях. И не только мы принимаем участие в них, но богослужение имеет величайшее значение и для всего мира, для всей Вселенной... сколь дерзновенна Церковь; она не говорит: «Давайте вспомним, как это было — как родился Христос, как был крещен, как преобразился, распят, предан и погребен был Господь»... Церковь говорит иное: «Днесь благоволения Божия предображение…», «Днесь Дева вводится во храм»... Днесь, а не когда-то тогда, нет, в это время, в эту минуту, когда совершается богослужение. Это дерзновение Церковь имеет потому, что в самой себе она есть не временная, а вечная, она вне мира, выше его, она премирна». Каждое богослужение, пусть даже в самом глухом сельском храме, оживляет все эти события, и вот, ты уже стоишь на Фаворе, на Голгофе, у дверей Гроба Господня, созерцая вместе со святыми Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Иосифом Песнописцем и сонмом других великих мужей, великие и страшные явления домостроительства нашего спасения.

3. Участие в Таинствах

Самая существенная польза для христианина, участвующего в общественном богослужении – это участие в святых Таинствах, особенно в Евхаристии, без которой невозможно обрести спасение (Ин.6:53). Причащение соединяет верных со Христом и друг с другом. В то же время, по мысли свт. Феофана Затворника, даже простое благоговейное внимательное участие в Божественной литургии, соединенное с внутренним деланием до получения ощущения Богообщения, приносит человеку немалую пользу, делая его «непрестанным, каждодневным причастником».
#богослужение
6👍1
4. Единство и общение верных, умножение молитвы

Общественное богослужение демонстрирует видимое единство членов Церкви и выражает собой теснейшее общение Церкви со Христом. Вместе с тем оно способствует укреплению этого единства. Нежелание человека участвовать в общем богослужении, по мнению патриарха Феодора Вальсамона, показывает либо его нерадение об исполнении Божественных повелений, либо то, что он неверный. «Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божьим?»

Недостаточность «силы» молитвы одного здесь восполняется крепостью и совершенством молитвы всех. Христос Сам обещал быть с собранными во имя Его для молитвы (Мф.18:19-20). Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Можно, конечно, молиться и дома; но ты не можешь молиться здесь так, как молишься в церкви, где собрано столько лиц, где возносится к Богу единодушный глас. Ты не так скоро будешь услышан, молясь Господу один, как молясь с братьями своими, ибо здесь есть нечто большее: единомыслие, согласие, союз любви, молитвы священников. Иереи для того и поставлены предстоять в собраниях, чтоб слабейшие сами по себе молитвы народа, быв подъяты их сильнейшими молитвами, вместе с ними восходили на небеса... Если сподобишься здесь отеческих (иереев) молитв, если причастишься силы общей (братий) молитвы, если послушаешь словес Божественных, если привлечешь Божию помощь, если такими огражденный оружиями, выйдешь отсюда; то сам диавол даже воззреть на тебе не возможет, а не только люди злые, у которых только и заботы, как бы кого искусить и оклеветать». «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога, – увещевает верных священномученик Игнатий Богоносец. «Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела. Нет ничего лучше мира, ибо им уничтожается всякая брань небесных и земных духов».
#богослужение
9🔥1
Праведный Николай Кавасила о действии Таинства Миропомазания

«Это Таинство в прежние времена сообщало крещаемым дарования исцелений и пророчества и языков и тому подобное, что для всех людей служило ясным доказательством превосходящей силы Христовой. Ибо в них была нужда, когда утверждалось и установлялось благочестие. И ныне то же бывает с некоторыми, то же сказано и о прежнем и о будущем: и демонов изгоняли они и от болезни освобождали одною молитвою и не во время жизни только, но и умершие уже могли совершать подобное, поскольку духовная сила не оставляет и почивших блаженных. А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время – это есть дар благочестия и молитвы и любви и целомудрия и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же это чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святой, это оттого, что они получили Таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и, когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души. <…> Подобным образом и умеющие правильно говорить о будущем и без помощи искусства быть спасителями для развратившихся волей, и иначе немощствующих, и иное что-либо показывающие, все это имеют от Таинства. <…> Если можно найти в людях какую-либо духовную силу и что-либо из круга духовных дарований, это нужно относить к сим молитвам и священному помазанию» (Семь слов о жизни во Христе, 3).
#богословие #духовнаяжизнь
3👍1🔥1
Должен ли смиренный человек отрицать в себе физические, душевные и духовные дарования?

Нет, такое отрицание не будет показателем смирения. Если красивый человек будет считать себя некрасивым, талантливый – бесталанным – это будет ложью, а не смирением. Смирение не предполагает, что мы хуже других в плане человеческого достоинства или в отношении того доброго, что есть в нас от Бога. Св. Августин предупреждает, что «солгавший по причине смирения и не бывший до этой лжи грешником, становится таковым по причине лжи». Смиренный человек сопоставляет не свои недостатки с недостатками других и не свои достоинства с достоинствами других, а собственные недостатки с дарами Бога в других людях. Это устроение возможно безо лжи, при осознании того, что все, что есть доброго в человеке – то, от Бога. Если мы не приписываем ничего доброго самим себе, то не лжем, а говорим правду, так как Спаситель напоминает нам: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Это позволяло великому апостолу Павлу говорить о себе так: «Благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10).

Отличительной чертой смиренного человека является отсутствие зацикленности на себе самом (как крайнее возвышение себя, так и крайнее уничижение, одинаково пагубны), он не будет стремиться к тому, чтобы обращать повышенное внимание на себя. Такого человека будет отличать радость, простота, открытость и большая любовь к другим. Если же человек стремится специально продемонстрировать, какой он смиренный, скорее всего, эта добродетель отсутствует у него.
#ответынавопросы #мораль #духовнаяжизнь #библия #августин
8👍5🤔1
Забавно и печально одновременно читать как сегодня неоязычники впаривают русским людям чушь про Велесову ночь, которую якобы отмечали наши предки в ночь на 1 ноября.

Славяне верили, что помимо нашего мира, мира Яви, существует и мир Нави – мир духов, злых и добрых. И в ночь перехода от осени к зиме, когда Белобог передает Коло (колесо) года своему брату Чернобогу, граница между мирами истончается и духи могут свободно гулять среди людей, а люди попасть в мир духов. Стражем же пути между Явью и Навью традиционно считался бог-чародей Велес, покровитель ворожбы и домашнего скота.

В этот день славяне предпочитали не выходить из дома – они верили, что каждая дорога в Велесову ночь меняется и ведет неосторожного путника не туда, куда он направлялся, а в мир Нави. По этой же причине новое знакомство в такое время считалось дурной приметой. Встреченный в этот день человек не может принести в вашу жизнь ничего хорошего, зато с ним придут беды и несчастья.

Про славянское язычество ученым известно немногое, а про богов еще меньше. Неизвестно даже точно в каком статусе почитался Велес, на основе индоевропейских параллелей предполагают, что он был славянским богом загробного мира. Но современных адептов язычества это не устраивает и они изобретают свою мифологию, которую транслируют на полном серьезе и приглашают отмечать изобретенные ими языческие праздники. Вымысел от начала и до конца.

🎃11 фактов о Хэллоуине, о которых вы не знали
#религиоведение
👍10🔥3
Святые о самоуважении

Св. Иоанн Кронштадтский: «Уважай себя, как образ Божий; помни, что этот образ – духовный, и ревнуй об исполнении заповедей Божиих, восстановляющих в тебе подобие Божие. Крайне остерегайся нарушать малейшую заповедь Божию; это нарушение разрушает в нас подобие Божие и приближает нас к подобию диавола».

Свт. Гавриил, епископ Имеретинский: «Если уважаешь себя и желаешь заслужить уважение других, то, прежде всего, должен блюсти свою порядочность. Для христианина наиболее ценным сокровищем являются его честь и достоинство, потому лишиться их смерти подобно. Если желаешь называться человеком, храни честь и достоинство, поступая порядочно».

Мученик Иоанн Попов: «Отношение человека к себе самому и отношение его к другим – две стороны одного и того же целого. Человек, которому не за что уважать себя, обыкновенно не уважает других и не верит в чистоту их побуждений».

Свт. Иоанн Златоуст: «Уважай сам себя, и никто не нанесет тебе бесчестия; но когда ты сам себя бесчестишь, то хотя все будут чтить тебя, ты останешься бесчестным. Подобно тому, как, если мы сами себя не расстроим, то никто другой нас не расстроит, точно также, если мы сами не будем бесчестить себя, то никто другой нас не осрамит. Представим себе человека великого и достойного славы; и пусть все стали бы называть его прелюбодеем, вором, разбойником: если он ничем этим не раздражается, ни на что не досадует и ничего такого не сознает в себе, то какое он от того терпит бесчестие? – Никакого. Что же, скажешь, если многие имеют о нем такое мнение? И в таком случае он не обесчещен, а обесчестили себя те, потому что не считают его таковым, каков он есть. Скажи мне: если бы кто стал считать солнце темным, то солнце ли, или себя он обесчестил бы? Конечно, себя самого, навлекая на себя подозрение, что он или слеп, или не в уме. Так и те, которые считают добрых худыми, срамят себя самих. Правда, надлежит прилагать большое старание о том, чтобы сохранить совесть свою чистой и не подать никакого случая к подозрению на нас. Но, если и при таком нашем поведении другие хотят неистовствовать, то не нужно заботиться или скорбеть об этом. Если кто добр в себе, а его считают худым, то он ничего от того не теряет, оставаясь таким, каким он есть; напротив, кто питает безрассудные, пустые подозрения, подпадает крайней гибели».

👉🏼Православное учение о самоуважении и чести
#мораль #иоаннзлатоуст
👍19
📣Слово на воскресное апостольское чтение (2Кор.12:7-9). О том как молитва апостола Павла была услышана не так, как он хотел.
#библия #аудио
3
О грехах делом, словом и мыслью

Я уже ранее объяснял разницу между смертными и несмертными (обыденными) грехами. Внесу дополнение.

Смертный грех - это осознанное нарушение заповеди Божией, которое лишает человека освящающей благодати и подвергает его вечной погибели. Прп. Никодим Святогорец со ссылкой на патриарха Геннадия Схолария, приводит такое объяснение:

💭«Всякий грех, относящийся к уму и по виду являющийся смертным, тогда становится смертным, когда вырастает и достигает в этом виде совершенной степени, то есть доходит не только до степени нападения, беседы или борьбы (о которых смотри 2-е, 3-е и 4-е правила Постника), но и совершенного согласия (таковы гордость, памятозлобие, ересь и другие).

🗣Подобным образом всякий грех, относящийся к языку и по виду являющийся смертным, тогда становится смертным, когда достигнет в этом виде совершенной степени (каковы хула, ложная клятва, лжесвидетельство и тому подобное).

👊Также и всякий грех, относящийся к телу и по виду являющийся смертным, тогда становится смертным, когда достигнет в этом виде совершенной степени (таковы блуд, прелюбодеяние, убийство и т. д.). Простительными же относящиеся к телу смертные грехи бывают тогда, когда доходят только до степени помышления и слова. Например, смертный грех блуда, будучи только зачат в похоти и помышлении* или же проявившись в сквернословии, является простительным. Поэтому и брат Божий сказал: "Похоть же, зачав, рождает грех", то есть – грех простительный, ибо после этих слов он добавляет: "...сделанный грех (то есть совершённый телом и делом) рождает смерть" (Иак.1:15). Подобным образом и относящийся к слову смертный грех, будучи совершён только умом, является простительным. Например, смертный грех богохульства, будучи совершён только умом невольно, является простительным. И попросту говоря, смертными являются грехи, имеющие более высокую и тяжёлую степень, а простительными – имеющие более низкую и лёгкую степень» (Книга об исповеди).

*Внесу уточнение: если у человека есть твердое намерение осуществить грех блуда на деле, то это уже можно считать смертным грехом.

Это рассуждение показывает, что далеко не всякий грех заслуживает вечного наказания и чтобы попасть в геенну нужно ещё очень постараться, совершив с полным осознанием явное преступление заповеди. Это не повод легкомысленно относиться к обыденным грехам, но возможно кого-то это утешит и внесёт некоторый порядок в духовной жизни.

📔Увидеть конкретные примеры грехов с облегчающими или отягчающими условиями можно увидеть в моем пособии для исповеди
#мораль #духовнаяжизнь
13👍2
📖В сегодняшнем евангельском чтении находятся слова Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк.11:0-13).

Господь поощряет молитвенную настойчивость человека, и, вместе с тем, показывает, что просимое должно быть полезно человеку. Если бы человек знал, к каким житейским и духовным проблемам может привести буквальное исполнение некоторых его желаний, он бы, вполне вероятно, просил бы Бога не исполнять их. Поэтому слова «всякий просящий получает» нужно понимать в контексте всего наставления: Бог желает Своим детям добра и это с необходимостью предполагает, что некоторые желания людей не должны быть исполнены.

👉🏼Мы не знаем, о чем следует молиться
🙏🏼Нужно ли непременно верить, что получишь от Бога просимое, если не знаешь, полезно ли оно тебе?
#библия #толкование #духовнаяжизнь #молитва
9👍2
Сегодня Церковь чтит память св. Дорки, более известной нам как Тавифа. Христианка из Иоппии в Иудее, известная своей благотворительностью (Деян 9:36-41).

В Деян 9:36 она названа «ученицей», и это единственный случай употребления формы женского рода этого слова в греческом тексте Нового Завета. Неизвестно, кто она была по национальности, потому что Дорка, ее греческое имя, было распространено и среди иудеев, и среди греков. Арамейский эквивалент этого имени, «Тавифа», переводится как «серна». Когда Дорка умерла, апостол Петр находился недалеко, в Лидде. Услышав о его служении исцеления там, к Петру пришли два человека из Иоппии. Когда он прибыл, тело, помещенное в верхней комнате, было уже готово к погребению. Петр попросил плакальщиц выйти, помолился и воскресил Дорку. Ее воскресение было одним из первых чудес, совершенных апостолом.

В IV—VII веках в городах Восточной Римской империи в честь неё создавались благотворительные общества, состоявшие из женщин-христианок, которые собирали поношенную одежду, которую, выстирав и починив, раздавали беднякам.

Примечательно, что день ее памяти в месяцеслове Русской Церкви появился только в 1957 году.

📚По материалам статьи о Дорке в Большом Библейском Словаре.
12👍2
🏆Ошибочные представления о Таинствах

1. Крещение - дань народному русскому обычаю. В действительности, Крещение - это духовное рождение человека, начало его жизни с Богом.

2. Смысл Крещения - попасть под защиту Ангела-хранителя. В действительности, Крещение освобождает человека от власти сатаны и вводит в завет с Богом, человек становится частью Божьего народа. Защита Ангела-хранителя здесь далеко не на первом месте и человек может выйти из под нее, начав тяжело грешить в сознательном возрасте.

3. В Таинстве Покаяния (исповедь) прощаются только названные грехи. В действительности, прощаются все грехи, при условии, что человек имеет намерение раскаяться во всех грехах и не утаивает сознательно совершенные им смертные грехи. Исповедание обыденных грехов полезно и желательно, но не является обязательным.

4. Епитимия в Таинстве Покаяния не является обязательным элементом. В действительности, священник должен накладывать епитимии на кающихся в качестве временного наказания за исповеданные грехи, как это и предписано в чине исповеди и в «Православном исповедании» (Ч.1, вопр. 113). Неисполнение временного наказания добровольно при жизни оставляет долг наказания после смерти, не позволяющий человеку войти сразу в Царство Божие.

5. Причащение Святых Тайн - средство от всех проблем. Нередко это великое Таинство низводится до уровня универсального средства решения бытовых, физических, психических, семейных проблем. Но оно так не работает и не должно. В действительности, Таинство Причащения соединяет верующих с Богом самым тесным образом из возможных на земле, но для решения конкретной житейской проблемы необходимо с каждой из них разбираться отдельно, серьезно и поэтапно.

6. Обязательными условиями участия в Таинстве Причащения являются пост, чтение молитвенного правила и исповедь. В действительности, следует различать обязательные условия и средства, которые могут помочь приобрести должный настрой. Такими условиями в Библии называются испытание совести и осознание того, что человек вкушает Тело и Кровь Господню, а не обычную пищу (1Кор.11:28-29). К причастию нельзя приступать в состоянии смертного греха, в запрещении от духовника или епископа, в состоянии озлобленности, при наличии непрощённых обид. Все остальное является пособиями, которые могут варьироваться и отменяться в зависимости от ситуации.

7. В Таинстве Елеосвящения (Соборования) нужно непременно участвовать людям, не имеющим тяжёлых заболеваний. В действительности, собороваться можно и нужно тяжело больным людям, как об этом говорят апостол Иаков (Иак.5:14-15) и тексты молитв самого чинопоследования. Ни старость, ни сильная скорбь, ни предстоящие опасности, ни эпидемия, ни опасное путешествие и война, не являются уважительными причинами для участия в этом Таинстве.

8. Таинство Брака освящает уже существующий брак. В действительности, это неправославное понимание Таинства Брака. В Таинстве Брака семейный союз православных христиан не только освящается, но и начинает существовать. Между крещеными людьми не может быть действительного брака, который бы при этом не был Таинством. Чин обручения и венчания - это обычная форма заключения брака в Церкви, в чем нетрудно убедиться, ознакомившись с текстами чинопоследования. Кстати, поэтому совершенно необоснованны опасения некоторых людей, что с момента венчания у них начнутся проблемы, поскольку их союз будет повышен в статусе.

Какие еще ошибочные представления о Таинствах вы знаете?
#богословие #дисциплина
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥7👍6
Сегодня день памяти вмч. Димитрия Солунского, одного из наиболее чтимых святых в православном мире. Примечательно, что его житие претерпело несколько редакций, так что образ святого претерпел эволюционное развитие из ревностного учителя христианской веры г. Фессалоники в христианского правителя и военачальника. Несмотря на отсутствие у Димитрия опыта службы в армии, военный культ расцвел после того, как ему приписали спасение своего города от разрушения во время нашествий в начале VII века.

👉🏼Почему св. Димитрий Солунский изображается, подобно св. Георгию, на коне с копьем и поражает им человека?
4
Наставление св. Августина оглашенным о прощении грехов после принятия Крещения

«Когда вы будете крещены, твердо придерживайтесь праведной жизни в соответствии с заповедями Божьими, чтобы вы могли соблюдать свое Крещение до конца. Я не говорю вам, что вы будете жить здесь без греха; но они простительны, без них эта жизнь невозможна. Ради всех грехов дано Крещение; ради легких грехов, без которых мы не можем существовать, была дана молитва.

О чем эта молитва? “Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим”. Раз и навсегда мы совершаем омовение в Крещении, каждый день мы совершаем омовение в молитве. Только не совершайте того, ради чего вы должны быть отлучены от тела Христова: это должно быть далеко от вас! Ибо те, кого вы видели совершающими покаяние, совершили отвратительные поступки, будь то прелюбодеяния или какие-то тяжкие преступления: за них они несут покаяние. Потому что, если бы у них были легкие грехи, было бы достаточно изгладить их ежедневной молитвой» (Из проповеди катехуменам).
#мораль #духовнаяжизнь #молитва #августин
12
Сегодня память мученика Нестора Солунского

Этот святой совершил свой известный подвиг на ринге, одолев кровожадного великана по имени Лий, убивавшего на забаву публике невинных людей. Пример того, как правильно следует применять силу, защищая слабых. Его подвиг напоминает поступок библейского героя, будущего царя Давида, поразившего богохульника великана Голиафа в неравном бою. Затем он был схвачен и убит как христианин.

В связи с этим можно вспомнить следующее наставление свт. Иоанна Златоуста: «Поражать еще не значит быть суровым, и щадить не значит быть кротким; кроток тот, кто и может переносить нанесенные ему самому оскорбления, и защищает несправедливо обижаемых и сильно восстает против обижающих; напротив, кто же таков, тот беспечен, сонлив, нисколько не лучше мертвого, а не кроток, не скромен. Не обращать внимания на обижаемых, не соболез­новать несправедливо страждущим, не гневаться на обижаю­щих, – это не добродетель, а порок, не кротость, а беспеч­ность» (Беседа на псалом 131).
#мораль #иоаннзлатоуст
👍86
💀Самым ярким библейским образом человеческой смертности является метафорическое описание физиологических симптомов старения в последней главе книги Екклесиаста:

«Помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: "нет мне удовольствия в них!" доколе не померкли солнце и свет и луна и звезды, и не нашли новые тучи вслед за дождем. В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:1-7).

Красиво и одновременно грустно это звучит.
#библия #мораль
16🔥4