Написал для Азбуки веры статью о разных видах свободы в христианском понимании.
Термин «свобода» многозначен и всякий раз требует уточнения, без которого невозможно выстроить конструктивный диалог. Приведем несколько распространенных примеров употребления этого понятия. Первые два можно условно назвать «внутренней свободой», а последние два – «внешней свободой».
#моиработы #богословие
Термин «свобода» многозначен и всякий раз требует уточнения, без которого невозможно выстроить конструктивный диалог. Приведем несколько распространенных примеров употребления этого понятия. Первые два можно условно назвать «внутренней свободой», а последние два – «внешней свободой».
#моиработы #богословие
Православный портал «Азбука веры»
О разных видах свободы - православная энциклопедия «Азбука веры»
Термин «свобода» многозначен и всякий раз требует уточнения, без которого невозможно выстроить конструктивный диалог. Приведем несколько распространенных…
👍7
📖В сегодняшнем евангельском чтении нам открывается то, как будет устроена жизнь последнего поколения людей на земле и каков будет их последний день (Лк.17:26:37).
Господь говорит: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится».
Как можно видеть, последний период существования этого мира будет спокойным и обычным. Люди по прежнему будут создавать семьи (то есть традиционный союз мужчины и женщины сохранится, как и рождение детей), покупать и продавать, сажать растения и строить дома, то есть ничего принципиально не поменяется. Не будет каких-то особенных бедствий и войн (см.: 1Фес.5:3), поэтому день Господень застанет людей неожиданно. Примерами такого неожиданного посещения Божия являются начало потопа и уничтожение древних городов.
Это будет самый обычный день, когда все будет как всегда. Вероятно, Господь вернется ранним утром, пока одни еще будут спать, а другие уже выйдут работать. Люди лягут спать в ожидании обычного утра, но утро уже не наступит. Ночь внезапно сменится днем Господа. Разлучение близких людей и сотрудников произойдет так внезапно, что они не успеют ничего понять: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Таким образом, в одной и той же семье, на одной и той же работе будут находиться наследники Царства и наследники геенны. Близкие отношения с кем-либо из спасенных не помогут в Судный день. Разлучением праведников и грешников будут заниматься ангелы: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:49-50).
Христос дает указания как нам действовать в тот день: «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк.17:31-33).
Когда откроется Второе Пришествие Иисуса Христа, оно будет сопровождаться различными знамениями, воскресением умерших и мгновенным разделением живущих. На фоне всего этого у людей, по-видимому, начнется паника и суета. Возникнет искушение начать спасать вещи, бежать с поля домой и разыскивать близких людей. Господь говорит: не нужно этого делать! Все уже случилось и ничего уже не вернуть. На глазах людей происходит величайшее переустройство земли и неба из всех возможных. Забыв о земном имуществе и собственности, оставив все мирские заботы, нужно выйти на улицу и приветствовать грядущего Мессию и Судью.
👉🏼Библейские признаки близкого конца мира
#библия #евангелие #толкование
Господь говорит: «И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится».
Как можно видеть, последний период существования этого мира будет спокойным и обычным. Люди по прежнему будут создавать семьи (то есть традиционный союз мужчины и женщины сохранится, как и рождение детей), покупать и продавать, сажать растения и строить дома, то есть ничего принципиально не поменяется. Не будет каких-то особенных бедствий и войн (см.: 1Фес.5:3), поэтому день Господень застанет людей неожиданно. Примерами такого неожиданного посещения Божия являются начало потопа и уничтожение древних городов.
Это будет самый обычный день, когда все будет как всегда. Вероятно, Господь вернется ранним утром, пока одни еще будут спать, а другие уже выйдут работать. Люди лягут спать в ожидании обычного утра, но утро уже не наступит. Ночь внезапно сменится днем Господа. Разлучение близких людей и сотрудников произойдет так внезапно, что они не успеют ничего понять: «Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится» (Лк.17:34-36). Таким образом, в одной и той же семье, на одной и той же работе будут находиться наследники Царства и наследники геенны. Близкие отношения с кем-либо из спасенных не помогут в Судный день. Разлучением праведников и грешников будут заниматься ангелы: «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:49-50).
Христос дает указания как нам действовать в тот день: «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее» (Лк.17:31-33).
Когда откроется Второе Пришествие Иисуса Христа, оно будет сопровождаться различными знамениями, воскресением умерших и мгновенным разделением живущих. На фоне всего этого у людей, по-видимому, начнется паника и суета. Возникнет искушение начать спасать вещи, бежать с поля домой и разыскивать близких людей. Господь говорит: не нужно этого делать! Все уже случилось и ничего уже не вернуть. На глазах людей происходит величайшее переустройство земли и неба из всех возможных. Забыв о земном имуществе и собственности, оставив все мирские заботы, нужно выйти на улицу и приветствовать грядущего Мессию и Судью.
👉🏼Библейские признаки близкого конца мира
#библия #евангелие #толкование
❤14👍3👎1
Как свт. Феофан Затворник собирался кайфовать
Св. Феофан иногда позволял себе в переписке использовать сленговые выражения в шутливой форме: «Здоровье мое нешто, а глаз иной раз очень доказывает свое намерение отказаться от службы, ну и пусть. И я сяду, - или нет, - ляжу, - и буду кейфовать, пока придет беззубая всех поедающая».
«Кейфовать (кайфовать): наслаждаться полным покоем, смакуя удовольствие отдыха. На Востоке кейф заключается в том,что посетители кофейни садятся под навесом на ковре, поджав под себя ноги, пьют кофе и курят табак, предаваясь созерцательному настроению» (Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке).
#феофанзатворник
Св. Феофан иногда позволял себе в переписке использовать сленговые выражения в шутливой форме: «Здоровье мое нешто, а глаз иной раз очень доказывает свое намерение отказаться от службы, ну и пусть. И я сяду, - или нет, - ляжу, - и буду кейфовать, пока придет беззубая всех поедающая».
«Кейфовать (кайфовать): наслаждаться полным покоем, смакуя удовольствие отдыха. На Востоке кейф заключается в том,что посетители кофейни садятся под навесом на ковре, поджав под себя ноги, пьют кофе и курят табак, предаваясь созерцательному настроению» (Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке).
#феофанзатворник
❤17👍1
Христианский взгляд на несправедливые страдания
Увещевая слуг, которые нередко испытывали на себе незаслуженный гнев хозяев, апостол Петр пишет: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:19-20).
Человек неверующий вряд ли сможет увидеть в невинных страданиях хоть какую-то пользу, для него это повод озлобиться и похулить Бога. Однако в Слове Божием прямо утверждается, что безропотное перенесение незаслуженных скорбей и страданий угодно Богу. Конечно, не идет речи о том, что сами несправедливости и страдания – это благо, христиане не мазохисты. Однако, как объясняет апостол, в отличие от страданий заслуженных, через достойное перенесение незаслуженных можно получить особенную благодать и награду от Бога. Это не должно удивлять верующих или вводить их в состояние уныния. Ведь именно такой путь прошел Сам Господь Иисус Христос, которому Его последователи призваны подражать: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:21-23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предавал все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. Он осознанно принял Свои страдания как волю Божию. Христос Своим примером показывает, что такое христианское терпение (стойкость) и что им не является. Сотни тысяч примеров святых, мужчин и женщин, жизнь которых была наполнена скорбями, показывают, что возможно уподобится Христу и даже самый слабый человек становится сильным в Господе.
Незаслуженные страдания не становятся в христианстве чем-то хорошим и желанным сами по себе, просто иногда они неизбежны и Господь дает через это возможность угодить Ему, стать похожим на Него. Апостол Павел пишет о даре страданий за Христа (Флп.1:29). В прошлом, люди, которые жили в христианском обществе, хорошо это понимали и взгляд на страдания был совсем другим. Но, как пишет, прот. Павел Хондзинский, с течением истории «несправедливость страданий становится уже не поводом для обретения сопричастности Христу, но поводом для того, чтобы упрекнуть в этой несправедливости Бога» («Человек обезболенный»). Современному человеку это понять и принять сложнее, однако Божьи принципы со временем не меняются: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:12-16).
👉🏼Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #духовнаяжизнь #библия
Увещевая слуг, которые нередко испытывали на себе незаслуженный гнев хозяев, апостол Петр пишет: «Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:19-20).
Человек неверующий вряд ли сможет увидеть в невинных страданиях хоть какую-то пользу, для него это повод озлобиться и похулить Бога. Однако в Слове Божием прямо утверждается, что безропотное перенесение незаслуженных скорбей и страданий угодно Богу. Конечно, не идет речи о том, что сами несправедливости и страдания – это благо, христиане не мазохисты. Однако, как объясняет апостол, в отличие от страданий заслуженных, через достойное перенесение незаслуженных можно получить особенную благодать и награду от Бога. Это не должно удивлять верующих или вводить их в состояние уныния. Ведь именно такой путь прошел Сам Господь Иисус Христос, которому Его последователи призваны подражать: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1Пет.2:21-23). Спаситель сознавал свою невиновность и достоинство, но не был в психологической позиции безвольной жертвы. Он сознавал, что никто не сможет Его оскорбить и унизить, поэтому не имел обиды или злобы на преступников, но спокойно предавал все Праведному Судье. Все его ответы произнесены уверенно и с достоинством. Он осознанно принял Свои страдания как волю Божию. Христос Своим примером показывает, что такое христианское терпение (стойкость) и что им не является. Сотни тысяч примеров святых, мужчин и женщин, жизнь которых была наполнена скорбями, показывают, что возможно уподобится Христу и даже самый слабый человек становится сильным в Господе.
Незаслуженные страдания не становятся в христианстве чем-то хорошим и желанным сами по себе, просто иногда они неизбежны и Господь дает через это возможность угодить Ему, стать похожим на Него. Апостол Павел пишет о даре страданий за Христа (Флп.1:29). В прошлом, люди, которые жили в христианском обществе, хорошо это понимали и взгляд на страдания был совсем другим. Но, как пишет, прот. Павел Хондзинский, с течением истории «несправедливость страданий становится уже не поводом для обретения сопричастности Христу, но поводом для того, чтобы упрекнуть в этой несправедливости Бога» («Человек обезболенный»). Современному человеку это понять и принять сложнее, однако Божьи принципы со временем не меняются: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет.4:12-16).
👉🏼Христианский взгляд на проблему страданий
#мораль #духовнаяжизнь #библия
Telegram
чтец Сергий Федоров
Христианский взгляд на проблему страданий
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что…
«Никогда не следует думать, что христианство требует страданий и всякого рода отречения от благ мира сего ради самих страданий. Призыв Христа к страданиям есть не столько требование, сколько предсказание. Зная, что…
❤15🤔1
📖Апостольское наставление из сегодняшнего рядового чтения
«Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фес.5:9-11).
#библия #мораль
«Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фес.5:9-11).
#библия #мораль
❤7
Из документа «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» (документ комиссии Межсоборного Присутствия, 2020 год):
«Священники, монашествующие, социальные работники приходских общин при общении с психически нездоровыми людьми должны обращать внимание на следующие признаки психического расстройства, при которых необходимо настойчиво рекомендовать обратиться за консультацией к врачам-психиатрам:
1) состояния с неумеренным ограничением приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенностью в своей особой правоте;
2) депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;
3) депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;
4) депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие»;
5) упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера;
6) состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота;
7) идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна;
8) состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с неадекватными идеями общественного или церковного переустройства;
9) эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, ранее не свойственные человеку рискованные и антиобщественные поступки, грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм);
10) высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними);
11) ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, идеи бесоодержимости с чувством овладения движениями, мыслями и поступками;
12) появление навязчивых идей загрязнения, многократного мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные действия, наличие навязчивых идей хульного содержания;
13) нарастающее падение работоспособности, чрезмерная утомляемость, не адекватная нагрузке, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст);
14) патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (особенно в молодом возрасте);
15) отставание в развитии речи, интеллектуальном развитии и нарушение поведения в раннем детском возрасте, несвоевременное формирование навыков самообслуживания, неадекватное поведение в детском саду и школе, хроническая неуспеваемость в школе».
Надеюсь, что в ближайшем будущем Св. Синод одобрит этот документ и он приобретет нормативный статус в Церкви.
«Священники, монашествующие, социальные работники приходских общин при общении с психически нездоровыми людьми должны обращать внимание на следующие признаки психического расстройства, при которых необходимо настойчиво рекомендовать обратиться за консультацией к врачам-психиатрам:
1) состояния с неумеренным ограничением приема пищи и воды, в том числе под видом поста, высказывание идей особой греховности с наложением на себя особых молитвенных правил, с утратой послушания священнику в отношении духовной жизни, уверенностью в своей особой правоте;
2) депрессивные состояния с выраженным чувством тоски, безысходности, отчаянием, утратой жизненной перспективы, с идеями самообвинения и уничижения, малоценности, чрезмерной греховности;
3) депрессивные состояния с размышлениями о бессмысленности и бесцельности жизни, антивитальными размышлениями, суицидальными мыслями и намерениями;
4) депрессивные состояния с чувством богооставленности, утратой смысла в жизни и надежды на милосердие Божие, «окамененное бесчувствие»;
5) упоминание о наличии «голосов» внутри головы или извне оскорбляющего, комментирующего или приказывающего характера;
6) состояния резкой заторможенности, «сна наяву», при которых человек не реагирует на окружающих людей и попытки привлечь его внимание, длительное застывание в одном положении, отказ от пищи и воды, немота;
7) идеи своей особой избранности, мессианского или пророческого служения, сопровождающиеся приливом сил, энергии, сокращением ночного сна;
8) состояния беспричинной веселости с беспорядочной повышенной активностью, неконтролируемым наплывом мыслей и переоценкой своих возможностей, с неадекватными идеями общественного или церковного переустройства;
9) эпизоды немотивированной агрессии по отношению к окружающим, ранее не свойственные человеку рискованные и антиобщественные поступки, грубые расстройства влечений (воровство, бродяжничество, сексуальные перверсии, наркомания, алкоголизм);
10) высказывание необоснованных идей преследования, воздействия (гипнозом, радиоволнами, излучениями и т. д.), управления, угрозы жизни (особенно опасны при наличии активного поведения в соответствии с содержанием идей, поиска конкретных виновников преследования, высказываний о желании контакта с ними);
11) ощущение нереальности и «подстроенности» окружающей обстановки, ощущение себя в центре борьбы сил добра и зла, яркие и повторяющиеся состояния «озарения», «прозрения», видения, идеи бесоодержимости с чувством овладения движениями, мыслями и поступками;
12) появление навязчивых идей загрязнения, многократного мытья рук, длительных перепроверок, навязчивые ритуальные действия, наличие навязчивых идей хульного содержания;
13) нарастающее падение работоспособности, чрезмерная утомляемость, не адекватная нагрузке, прогрессирующее снижение памяти и интеллектуальных способностей, утрата навыков самообслуживания (пожилой и старческий возраст);
14) патологическая уверенность в своей избыточной полноте, сознательное ограничение в еде с целью похудания, приводящее к нарастающему физическому истощению и появлению суицидальных тенденций (особенно в молодом возрасте);
15) отставание в развитии речи, интеллектуальном развитии и нарушение поведения в раннем детском возрасте, несвоевременное формирование навыков самообслуживания, неадекватное поведение в детском саду и школе, хроническая неуспеваемость в школе».
Надеюсь, что в ближайшем будущем Св. Синод одобрит этот документ и он приобретет нормативный статус в Церкви.
Дела Церкви
Общецерковные документы - Дела Церкви
В этом разделе собраны документы и далее пояснение, что это такое и чем может быть полезно
❤8👍2
✝️Сегодня память святого Климента, папы римского
Родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых, был учеником апостолов Петра и Павла. Возможно, именно он упомянут в послании к Филиппийцам апостола Павла (Флп.4:3).
Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.
На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.
Родился в I столетии по Рождестве Христовом. В древней Церкви он почитался как один из наиболее значимых и выдающихся христианских святых, был учеником апостолов Петра и Павла. Возможно, именно он упомянут в послании к Филиппийцам апостола Павла (Флп.4:3).
Некоторые авторы (Тертуллиан, блж. Иероним Стридонский и свт. Епифаний Кипрский) утверждают, что Климент был посвящен в сан епископа апостолом Петром. Никаких достоверных сведений о его служении и смерти не сохранилось. Так, в 80-х или 90-х гг. II века сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только св. Телесфор (127/8-137/8). Однако начиная с IV века, Климент стал героем многочисленных легенд. С VI века широко известны сказания о его мученической кончине в Херсоне (Крым), благодаря чему почитание святого впоследствии распространилось в России.
На сегодняшний день одним из ярчайших бесспорных свидетельств о его личности и служении является дошедшее до нас (в списках) послание к Коринфской общине, написанное святым Климентом в связи произошедшим там возмущением местных христиан. Помимо авторитета автора послание обнаруживает его ревность, любовь и духовную мудрость.
❤10👍1
Свт. Иоанн Златоуст о том, что не следует верить рассказам об антихристе, которые не основаны на Священном Писании
«Итак, фессалоникийцы недоумевали тогда относительно этого предмета, между тем их недоумение доставило нам пользу. Не только им, но и нам это полезно, чтобы отстать от детских сказок и болтовни старух. Разве вы не слыхали часто, еще в детстве, как некоторые много рассказывали об имени антихриста и о том, что он преклонит свои колени? Диавол старался посеять эти вымыслы в наши еще незрелые умы для того, чтобы это лжеучение росло вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Не забыл бы сказать об этом Павел, говоря об антихристе, если бы это было полезно. Поэтому не будем заниматься исследованием этого. Он придет не так, не преклоняя колени, но противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес.2:4)» (Беседы на второе послание к Фессалоникийцам, 1).
Что именно за рассказы о преклонении колен антихристом упоминает святитель, неизвестно.
#библия #иоаннзлатоуст
«Итак, фессалоникийцы недоумевали тогда относительно этого предмета, между тем их недоумение доставило нам пользу. Не только им, но и нам это полезно, чтобы отстать от детских сказок и болтовни старух. Разве вы не слыхали часто, еще в детстве, как некоторые много рассказывали об имени антихриста и о том, что он преклонит свои колени? Диавол старался посеять эти вымыслы в наши еще незрелые умы для того, чтобы это лжеучение росло вместе с нами и чтобы потом ему легче было обольстить нас. Не забыл бы сказать об этом Павел, говоря об антихристе, если бы это было полезно. Поэтому не будем заниматься исследованием этого. Он придет не так, не преклоняя колени, но противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес.2:4)» (Беседы на второе послание к Фессалоникийцам, 1).
Что именно за рассказы о преклонении колен антихристом упоминает святитель, неизвестно.
#библия #иоаннзлатоуст
👍6
Свт. Иоанн Златоуст о том, как монотеисты-нехристиане поклоняться антихристу
«Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол: (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтобы они тогда не сказали: так как Христос называл Себя Богом, – хотя Он сам нигде не сказал этого ясно, а только проповедали те, которые после Него были, – то мы по этой причине и не уверовали в Него, потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили, – этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист.
Когда он придет и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, тогда заградятся их уста. В самом деле, если ты не веруешь Христу, то тем более не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а этот последний (будет говорить) совсем другое. Потому-то Христос и говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин.5:43). Но мы, скажут, видели знамения? И от Христа совершено было много великих (чудес); поэтому гораздо более следовало уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано, – что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его по действу сатаны; тогда как, напротив, о Христе – что Он Спаситель и принесет бесчисленные блага» (Беседы на второе послание к Фессалоникийцам, 4).
#библия #толкование #иоаннзлатоуст
«Для чего, ты скажешь, Бог попустит быть всему этому? И какое Его намерение? Какая польза от пришествия антихристова, если оно будет к нашей погибели? Не бойся, возлюбленный, но послушай, что говорит апостол: (антихрист) возобладает только над погибающими, которые, хотя бы он и не пришел, не уверовали бы. Какая же отсюда будет польза, ты скажешь? Та, что будут заграждены уста тех, которые осуждены на погибель. Каким образом? Они не уверовали бы во Христа, хотя бы антихрист и не пришел; но он придет с тою целью, чтобы изобличить их. Для того, чтобы они тогда не сказали: так как Христос называл Себя Богом, – хотя Он сам нигде не сказал этого ясно, а только проповедали те, которые после Него были, – то мы по этой причине и не уверовали в Него, потому что мы слышали, что Бог един, от Которого все, и вследствие того мы не поверили, – этот их предлог (к оправданию) отнимет у них антихрист.
Когда он придет и, несмотря на то, что он не заповедует ничего праведного, а только одно беззаконие, они уверуют в него, единственно ради ложных его чудес, тогда заградятся их уста. В самом деле, если ты не веруешь Христу, то тем более не должен верить антихристу. Первый говорил, что Он послан Отцом, а этот последний (будет говорить) совсем другое. Потому-то Христос и говорил: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин.5:43). Но мы, скажут, видели знамения? И от Христа совершено было много великих (чудес); поэтому гораздо более следовало уверовать в Него. Кроме того, об антихристе много было предсказано, – что он беззаконник, что он сын погибели, что пришествие его по действу сатаны; тогда как, напротив, о Христе – что Он Спаситель и принесет бесчисленные блага» (Беседы на второе послание к Фессалоникийцам, 4).
#библия #толкование #иоаннзлатоуст
❤4👎1
💭🗣Материальны ли мысли, желания, слова?
Хотя такое представление стало распространенным и в среде православных христиан, оно является частью оккультного мировоззрения, чуждого христианству. Ни мысли, ни желания, ни слова не являются материальными. Они не обладают сами по себе какой-то энергией, духовной силой. Православные христиане признают, что мысль может перейти в действие, но не материализацию мыслей.
Наши мысли или слова не способны отражаться на окружающих, сами по себе, каким-то таинственным образом. Можно говорить о психологическом воздействии, Божественном или бесовском действии через слово, но не о воздействии какой-то особой энергии слова. Произносимые слова являются наборами звуков, они не плохи и не хороши сами по себе. Многое зависит от их значения в конкретной культуре и от употребления в конкретной ситуации. Даже если один человек проклял другого или произнес магическое заклинание, проклятье или заклинание не обладают какой-то самостоятельной силой. Господь может непосредственно или через попущение бесовским силам действовать сделать так, что слова будут иметь последствия. Но дело здесь не в самих словах, а в том, что человек намеревается сделать, призывая те или иные духовные силы. Отсюда следует, что и несёт ответственность человек за свои мысли или слова постольку, поскольку это связано с соблюдением заповедей Божьих.
👉🏼Некоторые мифы о матерной брани
#ответынавопросы
Хотя такое представление стало распространенным и в среде православных христиан, оно является частью оккультного мировоззрения, чуждого христианству. Ни мысли, ни желания, ни слова не являются материальными. Они не обладают сами по себе какой-то энергией, духовной силой. Православные христиане признают, что мысль может перейти в действие, но не материализацию мыслей.
Наши мысли или слова не способны отражаться на окружающих, сами по себе, каким-то таинственным образом. Можно говорить о психологическом воздействии, Божественном или бесовском действии через слово, но не о воздействии какой-то особой энергии слова. Произносимые слова являются наборами звуков, они не плохи и не хороши сами по себе. Многое зависит от их значения в конкретной культуре и от употребления в конкретной ситуации. Даже если один человек проклял другого или произнес магическое заклинание, проклятье или заклинание не обладают какой-то самостоятельной силой. Господь может непосредственно или через попущение бесовским силам действовать сделать так, что слова будут иметь последствия. Но дело здесь не в самих словах, а в том, что человек намеревается сделать, призывая те или иные духовные силы. Отсюда следует, что и несёт ответственность человек за свои мысли или слова постольку, поскольку это связано с соблюдением заповедей Божьих.
👉🏼Некоторые мифы о матерной брани
#ответынавопросы
❤11
О духовном причащении при невозможности принять причастие обычным способом
Свт. Филарет Московский запрещал священникам причащать больных, которые страдают частой рвотой. Одному священнику он ответил так:
«Можно было ожидать от протоиерея более рассудительности, нежели видно в представленном недоумении касательно приобщения Святыми Тайнами. <…> Господь сказал: ядите, пийте; у кого рвота, тот не может есть и пить, доколе способность сия не восстановится прекращением рвоты. Больного, которому предстоит препятствие приобщиться, надлежит успокоить разрешением по исповеди, и советом предаться с верою благодати Христовой невидимой по невозможности получить видимое напутствие. А для предупреждения сей нечаянности, надлежит советовать исповедь и приобщение Святых Таин здоровым, чтобы, в случае болезни, не быть в искушении лишения сей многомощной помощи».
👉🏼О желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства
#богословие
Свт. Филарет Московский запрещал священникам причащать больных, которые страдают частой рвотой. Одному священнику он ответил так:
«Можно было ожидать от протоиерея более рассудительности, нежели видно в представленном недоумении касательно приобщения Святыми Тайнами. <…> Господь сказал: ядите, пийте; у кого рвота, тот не может есть и пить, доколе способность сия не восстановится прекращением рвоты. Больного, которому предстоит препятствие приобщиться, надлежит успокоить разрешением по исповеди, и советом предаться с верою благодати Христовой невидимой по невозможности получить видимое напутствие. А для предупреждения сей нечаянности, надлежит советовать исповедь и приобщение Святых Таин здоровым, чтобы, в случае болезни, не быть в искушении лишения сей многомощной помощи».
👉🏼О желании Крещения и Евхаристии, которые в некоторых случаях заменяют сами Таинства
#богословие
azbyka.ru
Распорядительность Филарета, митрополита Московского, в 1830 г., в холерное время - архимандрит Григорий (Воинов) - читать, скачать
Труд «Распорядительность Филарета, митрополита Московского, в 1830 г., в холерное время» архимандрита Григория (Воинова). Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
❤10👍3
Свт. Иннокентий Херсонский (1800-1857) о наступлении конца мира
«Взгляд на Землю ведет к мысли, что существование ее еще продолжится. На ней еще много мест неизведанных и ненаселенных, но человек мало-помалу узнает и населяет ее. Можно полагать, что владычество его над землею должно продолжиться познанием и населением всех мест ее, но такой предел владычества еще далеко. Если положим признаком конца мира оскудение сил природы, то и в таком случае конец этот еще не близок, ибо сил этих еще много. Земля, эта общая мать, может питать еще многих чад.
История человечества представляет много зла и добра, но эта сумма еще не может равняться с суммою, находящеюся в идее человечества, - идее не мечтательной, но такой, которая может осуществиться, т.е. сложность добра и зла действительного не может еще равняться с сложностью добра и зла возможного, а вероятно, пределом бытия рода человеческого должно быть осуществление этого идеала – извлечение из нее, – раскрытие всех сил, какие только есть в человечестве. Приложите же этот масштаб к состоянию рода человеческого, и увидите, как много еще людям остается делать, развиваться и развиваться, и потому как далек должен быть предел их жизни! Да и Промысл, который и плевел не исторгает – потому, что щадит пшеницу, не исторгает ни одного колоса пшеницы, если он остается еще не зрелым, а все соберет зрелыми в житницы. Но все эти соображения не имеют в себе ничего решительного. Ибо период бытия мира и человека может быть определен иначе тем, кто лучше нас видит связь бытия временного с вечным. Посему дело это должно представить Промыслу: он видит все и всему назначает конец» (Из лекции о последней судьбе мира и человека).
👉Св. Николай Японский об ожидании скорого конца мира
#конецмира
«Взгляд на Землю ведет к мысли, что существование ее еще продолжится. На ней еще много мест неизведанных и ненаселенных, но человек мало-помалу узнает и населяет ее. Можно полагать, что владычество его над землею должно продолжиться познанием и населением всех мест ее, но такой предел владычества еще далеко. Если положим признаком конца мира оскудение сил природы, то и в таком случае конец этот еще не близок, ибо сил этих еще много. Земля, эта общая мать, может питать еще многих чад.
История человечества представляет много зла и добра, но эта сумма еще не может равняться с суммою, находящеюся в идее человечества, - идее не мечтательной, но такой, которая может осуществиться, т.е. сложность добра и зла действительного не может еще равняться с сложностью добра и зла возможного, а вероятно, пределом бытия рода человеческого должно быть осуществление этого идеала – извлечение из нее, – раскрытие всех сил, какие только есть в человечестве. Приложите же этот масштаб к состоянию рода человеческого, и увидите, как много еще людям остается делать, развиваться и развиваться, и потому как далек должен быть предел их жизни! Да и Промысл, который и плевел не исторгает – потому, что щадит пшеницу, не исторгает ни одного колоса пшеницы, если он остается еще не зрелым, а все соберет зрелыми в житницы. Но все эти соображения не имеют в себе ничего решительного. Ибо период бытия мира и человека может быть определен иначе тем, кто лучше нас видит связь бытия временного с вечным. Посему дело это должно представить Промыслу: он видит все и всему назначает конец» (Из лекции о последней судьбе мира и человека).
👉Св. Николай Японский об ожидании скорого конца мира
#конецмира
Telegram
чтец Сергий Федоров
Равноапостольный Николай Японский (кон. XIX века) об ожидании скорого конца мира
«Опечалился я очень, прочитавши теневую часть Вашего письма: „Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что близок конец мира“ и т. д. Но не устояла…
«Опечалился я очень, прочитавши теневую часть Вашего письма: „Грозные тучи ходят над бедною Россией. Не без причины многие думают, что близок конец мира“ и т. д. Но не устояла…
❤5
Поздравляю вас с днём памяти святителя Николая Чудотворца! Человека, о жизни которого мы мало, что достоверно знаем, но которого любим. Известны тысячи свидетельств посмертных чудес этого святого. Очевидцы из разных стран рассказывают истории о том, как они попадали в беду и всякий раз благообразный старец вытаскивал их.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
❤25
📣Слово на воскресное апостольское чтение (Еф.5:8-19). Об осознанном проживании жизни в исполнении воли Божией
#аудио #духовнаяжизнь #мораль
#аудио #духовнаяжизнь #мораль
❤4
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел учит молодого епископа Тимофея подходам к различным категориям лиц в Церкви
«Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1Тим.5:1-2).
1. Старцы (то есть пожилые мужчины). Такому лицу, сказано дословно, «пакости не твори» (μη επιπληξης), то есть не кричи на него, не ругай и не срами. Вразумление пожилого человека должно быть с особенной почтительностью, иначе оно не принесет пользы (в том числе, вразумление родного отца). Вместо суровых обличений апостол говорит παρακαλει,— упрашивай, умоляй, уговаривай. Свт. Иоанн Златоуст объясняет психологические особенности взаимодействия с пожилыми: «По самому существу дела, это, то есть слушание замечаний, тягостно, - и в особенности когда это случается с престарелым человеком; если же при этом замечания даются юнейшим, то это бывает втройне несносным. Поэтому и нужно смягчать тяжесть этого кротостью и дружелюбием. Ибо можно обличать без жестокости, если кто захочет навыкнуть сему; только для этого требуется большое благоразумие; однако это возможно» (Беседы на 1-е послание к Тимофею, 13).
2. Молодые мужчины. С такими лицами епископ (священник) должен общаться как с братьями, то есть равными себе, и вразумлять их, исходя из этой позиции. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Зачем и здесь заповедует это? Опять с тою целью, чтобы припомнить свойственную этому возрасту дерзость. Итак, и в этом случае обличение должно смягчаться духом кротости».
3. Старицы (пожилые женщины). Пожилых женщин нужно увещевать как матерей, то есть с почтительностью и любовью сына. Как старикам сложно слушать упреки и обличения от молодых, так и старушкам. Поэтому отвращать их от зла и учить добру апостол призывает особенно бережно и уважительно.
4. Молодые женщины. С такими лицами епископ (священник) должен общаться как с сестрами, и вразумлять их, исходя из этой позиции. Позиция «сверху вниз», показная демонстрация власти, вызывает отторжение и противодействие, поэтому апостол ее не поддерживает. Кроме того, он прибавляет, что научение молодых женщин должно происходить «со всякой чистотой». Это связано с тем, что, по словам св. Иоанна Златоуста, «беседы с молодыми женщинами с трудом избегают подозрения». Поэтому священнослужителю нужно вести себя особенно осторожно, чтобы ни словом, ни поведением, ни поступками, не подать повод к дурным слухам и скандалам. С другой стороны, это важно и для самого священнослужителя, который должен хранить свои мысли и чувства при общении с молодыми женщинами, чтобы это не привело к греху.
Таким образом, в Св. Писании мы видим образец пастырского руководства, в котором должны учитываться пол, возраст, статус и другие характеристики, чтобы к каждому находить тот подход, который принесет пользу, а не вред. Можно заметить, что во всех случаях, апостол учит священнослужителя избегать превозношения и показной демонстрации власти над паствой.
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
«Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1Тим.5:1-2).
1. Старцы (то есть пожилые мужчины). Такому лицу, сказано дословно, «пакости не твори» (μη επιπληξης), то есть не кричи на него, не ругай и не срами. Вразумление пожилого человека должно быть с особенной почтительностью, иначе оно не принесет пользы (в том числе, вразумление родного отца). Вместо суровых обличений апостол говорит παρακαλει,— упрашивай, умоляй, уговаривай. Свт. Иоанн Златоуст объясняет психологические особенности взаимодействия с пожилыми: «По самому существу дела, это, то есть слушание замечаний, тягостно, - и в особенности когда это случается с престарелым человеком; если же при этом замечания даются юнейшим, то это бывает втройне несносным. Поэтому и нужно смягчать тяжесть этого кротостью и дружелюбием. Ибо можно обличать без жестокости, если кто захочет навыкнуть сему; только для этого требуется большое благоразумие; однако это возможно» (Беседы на 1-е послание к Тимофею, 13).
2. Молодые мужчины. С такими лицами епископ (священник) должен общаться как с братьями, то есть равными себе, и вразумлять их, исходя из этой позиции. Свт. Иоанн Златоуст объясняет: «Зачем и здесь заповедует это? Опять с тою целью, чтобы припомнить свойственную этому возрасту дерзость. Итак, и в этом случае обличение должно смягчаться духом кротости».
3. Старицы (пожилые женщины). Пожилых женщин нужно увещевать как матерей, то есть с почтительностью и любовью сына. Как старикам сложно слушать упреки и обличения от молодых, так и старушкам. Поэтому отвращать их от зла и учить добру апостол призывает особенно бережно и уважительно.
4. Молодые женщины. С такими лицами епископ (священник) должен общаться как с сестрами, и вразумлять их, исходя из этой позиции. Позиция «сверху вниз», показная демонстрация власти, вызывает отторжение и противодействие, поэтому апостол ее не поддерживает. Кроме того, он прибавляет, что научение молодых женщин должно происходить «со всякой чистотой». Это связано с тем, что, по словам св. Иоанна Златоуста, «беседы с молодыми женщинами с трудом избегают подозрения». Поэтому священнослужителю нужно вести себя особенно осторожно, чтобы ни словом, ни поведением, ни поступками, не подать повод к дурным слухам и скандалам. С другой стороны, это важно и для самого священнослужителя, который должен хранить свои мысли и чувства при общении с молодыми женщинами, чтобы это не привело к греху.
Таким образом, в Св. Писании мы видим образец пастырского руководства, в котором должны учитываться пол, возраст, статус и другие характеристики, чтобы к каждому находить тот подход, который принесет пользу, а не вред. Можно заметить, что во всех случаях, апостол учит священнослужителя избегать превозношения и показной демонстрации власти над паствой.
#библия #толкование #мораль #иоаннзлатоуст
❤16
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел затрагивает вопрос о попечении Церкви о вдовах (1Тим.5:11-16)
🙏 В Древней Церкви существовал особый чин вдовиц, которые приносили пожизненный обет безбрачия и всецело посвящали остаток жизни Богу. Это церковное служение стояло в одном ряду с диаконисами и пресвитеридами, не принадлежа к числу клириков. Вдовицы занимали подчиненное положение не только к пресвитерам и диаконам, но также и к диаконисам. Они поставлялись на служение епископами, носили мирские одежды, состояли на содержании церковных общин. Апостол Павел перечисляет условия принятия в чин вдовицы с правом материальной поддержки со стороны церковной общины: «Вдовица должна быть избираема не менее как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь и противность Христу, желают вступать в брак» (1Тим.5:9-11). Те же пожилые вдовы, у которых есть дети и внуки, должны получать материальную поддержку от них: «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу… Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:4,8). То же самое относится и к попечению о молодых вдовах: «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц» (1Тим.5:16). Таким образом решался вопрос о социальной поддержке всех категорий вдов.
Почему апостол осуждал молодых вдов за вступление в брак? Это связано с тем, что некоторые вдовы «отвергли прежнюю веру» (1Тим.5:12). По толкованию свт. Иоанна Златоуста, верой здесь назван обет безбрачия ради Христа, который они преступили. Можно сказать, что это прототип обетов, которые в будущем будут давать вступающие в монашество. Таким образом, подобные обеты имеют библейское основание. Чтобы не происходило подобных нарушений, апостол запретил епископу Тимофею принимать в чин вдовиц лиц, младше 60-ти лет. Впоследствии, свт. Василий Великий в своем 24-м каноне напишет, что вина за вступление в такой брак падает целиком на епископа, если он, в нарушение апостольского принципа, включит молодую женщину в чин вдовиц.
Апостол не считал правильным включать молодых в этот чин с правом церковной поддержки еще и потому, что они начинали пользоваться этим и вести себя неподобающе: «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13). Здесь можно обратить внимание на то, что апостол в принципе не находит богоугодным такой образ жизни, который не посвящен ни служению Богу, ни заботе о семье. Это наносит ущерб, как самому человеку, так и репутации Церкви. По этой причине, апостол выражает пожелание, чтобы «молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14). То есть все должны быть при полезном деле, праздная жизнь порицается.
Служение церковных вдовиц по-видимому исчезает уже в раннем Средневековье, однако принципы, изложенные здесь апостолом Павлом, остаются актуальными всегда. Прежде всего, это обязанность детей заботиться о престарелых родителях и выбор жизненного пути, посвященного служению Богу и ближним.
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #дисциплина #мораль
Почему апостол осуждал молодых вдов за вступление в брак? Это связано с тем, что некоторые вдовы «отвергли прежнюю веру» (1Тим.5:12). По толкованию свт. Иоанна Златоуста, верой здесь назван обет безбрачия ради Христа, который они преступили. Можно сказать, что это прототип обетов, которые в будущем будут давать вступающие в монашество. Таким образом, подобные обеты имеют библейское основание. Чтобы не происходило подобных нарушений, апостол запретил епископу Тимофею принимать в чин вдовиц лиц, младше 60-ти лет. Впоследствии, свт. Василий Великий в своем 24-м каноне напишет, что вина за вступление в такой брак падает целиком на епископа, если он, в нарушение апостольского принципа, включит молодую женщину в чин вдовиц.
Апостол не считал правильным включать молодых в этот чин с правом церковной поддержки еще и потому, что они начинали пользоваться этим и вести себя неподобающе: «Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (1Тим.5:13). Здесь можно обратить внимание на то, что апостол в принципе не находит богоугодным такой образ жизни, который не посвящен ни служению Богу, ни заботе о семье. Это наносит ущерб, как самому человеку, так и репутации Церкви. По этой причине, апостол выражает пожелание, чтобы «молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1Тим.5:14). То есть все должны быть при полезном деле, праздная жизнь порицается.
Служение церковных вдовиц по-видимому исчезает уже в раннем Средневековье, однако принципы, изложенные здесь апостолом Павлом, остаются актуальными всегда. Прежде всего, это обязанность детей заботиться о престарелых родителях и выбор жизненного пути, посвященного служению Богу и ближним.
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #дисциплина #мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤5🤔3👍1
📖В сегодняшнем апостольском чтении св. Павел продолжает давать советы молодому епископу Тимофею (1Тим.5:22-25;6:1-11)
1. Апостол предостерегает епископа от поспешного рукоположения клириков, потому что это сделает его соучастником чужих грехов, если ставленник окажется недостойным и начнет совершать преступления. Св. Иоанн Златоуст: «Как, если кто вручит человеку неистовому и безумному острый меч, и безумный совершит им убийство, вину принимает на себя давший этот меч, – так и тот, кто дает право этой власти человеку, живущему в пороках, навлекает на свою собственную голову весь огонь его грехов и дерзостей: кто посадил корень, тот всегда бывает виновником того, что произрастает от него» (Похвала святому Игнатию Богоносцу).
2. Среди пастырских советов встречается один совет медицинского характера, который показывает заботу св. Павла о своем ученике: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (5:23). Св. Иоанн Златоуст посвятил отдельную беседу (в цикле "бесед о статуях") разбору этого стиха и, среди прочего, обращает внимание на то, что ни Тимофей, ни Павел не смогли совершить чудо исцеление этой болезни, хотя были чудотворцами. Потребовалось лечение естественными средствами. В связи с этим, Златоуст поднимает вопрос о причинах страданий святых людей.
3. Далее апостол говорит о двух категориях людей. Дела одних явны сразу, а другие до времени неочевидны, но впоследствии открываются, добрые они или злые. Поэтому епископу необходимо расследовать жизнь ставленников перед рукоположением. Св. Василий Великий в связи с этим суждением апостола говорит также о том, что дела некоторых людей «последствуют им» в том смысле, что последствия совершенного ими при жизни, влияют на других людей и, благодаря этому, дела вменяются умершим. Например, какая-то ересь или греховный контент, созданные человеком при жизни, продолжают развращать людей после его смерти, и через этот соблазн умершему без покаяния автору увеличивается будущее наказание. Вспоминается басня И. Крылова «Сочинитель и разбойник».
4. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (6:6-8). Призыв к умеренности (пища и одежда здесь выступают символами необходимого для жизни) и напоминание о том, что мы не можем после смерти вынести из этого мира ничего материального. Св. Августин объясняет чего может желать и о чем молиться христианин: «Всякому позволительно желать то, что является достаточным для поддержания его жизни, но не более. В самом деле, при достаточности желаемого оно желается не ради его самого, а ради благополучия тела или ради того, чтобы одеваться так, как этого требует наше положение, и не выпадать из уклада тех людей, среди которых нам приходится жить. Поэтому мы вправе молиться о том, чтобы сохранить все это, если оно у нас есть, а если нет, то о том, чтобы его обрести».
5. Желание приобретать все больше и больше причиняет много бед: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (6:9-10).
#библия #толкование #дисциплина #мораль #иоаннзлатоуст #августин
1. Апостол предостерегает епископа от поспешного рукоположения клириков, потому что это сделает его соучастником чужих грехов, если ставленник окажется недостойным и начнет совершать преступления. Св. Иоанн Златоуст: «Как, если кто вручит человеку неистовому и безумному острый меч, и безумный совершит им убийство, вину принимает на себя давший этот меч, – так и тот, кто дает право этой власти человеку, живущему в пороках, навлекает на свою собственную голову весь огонь его грехов и дерзостей: кто посадил корень, тот всегда бывает виновником того, что произрастает от него» (Похвала святому Игнатию Богоносцу).
2. Среди пастырских советов встречается один совет медицинского характера, который показывает заботу св. Павла о своем ученике: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» (5:23). Св. Иоанн Златоуст посвятил отдельную беседу (в цикле "бесед о статуях") разбору этого стиха и, среди прочего, обращает внимание на то, что ни Тимофей, ни Павел не смогли совершить чудо исцеление этой болезни, хотя были чудотворцами. Потребовалось лечение естественными средствами. В связи с этим, Златоуст поднимает вопрос о причинах страданий святых людей.
3. Далее апостол говорит о двух категориях людей. Дела одних явны сразу, а другие до времени неочевидны, но впоследствии открываются, добрые они или злые. Поэтому епископу необходимо расследовать жизнь ставленников перед рукоположением. Св. Василий Великий в связи с этим суждением апостола говорит также о том, что дела некоторых людей «последствуют им» в том смысле, что последствия совершенного ими при жизни, влияют на других людей и, благодаря этому, дела вменяются умершим. Например, какая-то ересь или греховный контент, созданные человеком при жизни, продолжают развращать людей после его смерти, и через этот соблазн умершему без покаяния автору увеличивается будущее наказание. Вспоминается басня И. Крылова «Сочинитель и разбойник».
4. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (6:6-8). Призыв к умеренности (пища и одежда здесь выступают символами необходимого для жизни) и напоминание о том, что мы не можем после смерти вынести из этого мира ничего материального. Св. Августин объясняет чего может желать и о чем молиться христианин: «Всякому позволительно желать то, что является достаточным для поддержания его жизни, но не более. В самом деле, при достаточности желаемого оно желается не ради его самого, а ради благополучия тела или ради того, чтобы одеваться так, как этого требует наше положение, и не выпадать из уклада тех людей, среди которых нам приходится жить. Поэтому мы вправе молиться о том, чтобы сохранить все это, если оно у нас есть, а если нет, то о том, чтобы его обрести».
5. Желание приобретать все больше и больше причиняет много бед: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (6:9-10).
#библия #толкование #дисциплина #мораль #иоаннзлатоуст #августин
azbyka.ru
Беседы о статуях - святитель Иоанн Златоуст - читать, скачать
Труд «Беседы о статуях» святителя Иоанна Златоуста. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.
👍7🔥1
Одно из важных правил толкования библейского текста гласит: текст, должен интерпретироваться в контексте (ближайших стихов, главы, книги, всей Библии). Однако очень часто библейские цитаты, как и любые другие цитаты, начинают жить своей жизнью и наполняться новым смыслом, который может быть далеким от контекстуального. Этим грешат все христиане: протестанты, католики, православные. Ниже будет приведено несколько наглядных примеров такого использования известных фраз из Библии.
1. «Дух дышит, где хочет» (Ин.3:8). Эта евангельская фраза зачастую приводится в отрыве от контекста. Например, что Св. Дух спасает людей вне Церкви, так как действует где хочет. Или что Св. Дух действует вопреки Своим же законам, так как действует как хочет. В контексте речь идет о другом. Христос говорит Никодиму: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин.3:7-8). Дух (τὸ πνεῦμα) в первой части цитаты – это не третья ипостась Св. Троицы, а ветер. «Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется», – вот что сказал Христос. Свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Как не видим ветра, хотя он и издает шум, так незримо для телесных очей и духовное рождение».
2. «Буква убивает, дух животворит» (2Кор.3:6). Эта фраза про противопоставление буквы и духа используется в контексте претензий к верующим людям, которые настаивают на принципиальном соблюдении евангельских заповедей или церковных канонов. Буквальное соблюдение воспринимается как что-то плохое. Нарушение этих предписаний оправдывается тем, что «нужно поступать по духу, а не по букве». Конечно, в данном отрывке Священного Писания говорится вовсе не об этом даже близко. В контексте речь идет о том, что ветхозаветный закон способен только осудить человека за грех и объявить достойным смерти, а благодать Духа, подаваемая верующим, делает преступников закона живыми, поскольку они получают оправдание через Иисуса Христа.
3. «Да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37). Часто это цитата используется для того, чтобы вынудить человека дать однозначный ответ на прямой вопрос. Неготовность человека сказать однозначное «да» или «нет», трактуется как то, что «от лукавого». В контексте речь идет совсем о другом. Христос наставляет своих слушателей быть предельно честными людьми, которым достаточно сказать «да» или «нет», чтобы люди им верили без дополнительных заверений.
4. «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1). Часто это фраза приводится в таком обрезанном виде и используется в качестве аргумента против любого суждения о ближнем и его недостойном поведении. В полном виде она звучит так: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:1-5). Христос не запрещает здесь безусловно суждения о ближнем, а только определяет его условия. В другом месте Он говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин.7:24).
5. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). Зачастую эту апостольскую фразу используют в качестве мотивации для человека в любом деле. Мол, с Богом ты всего можешь добиться. Хотя апостол говорит только об укреплении Богом в навыке быть довольным в любых обстоятельствах жизни: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:11-13).
❓Какие ещё примеры таких цитат вы знаете?
#библия #толкование
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Telegram
чтец Сергий Федоров
Можно ли христианину безгрешно судить ближнего?
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация…
Известная евангельская фраза "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7:1) неоднократно в истории извращалась. Одним из самых ярких примеров извращения учения Христа об отношении к злодеям является интерпретация…
👍8❤4🤔2
Свт. Иоанн Златоуст называет несколько причин, по которым молитвенное прошение верующего человека может быть не исполнено Богом.
1. Просит бесполезного.
2. Не исполняет заповедей Божьих, из-за чего делается недостойным быть услышанным.
3. Просит милости грешник, который не желает каяться. Даже святой человек не может испросить милости у Бога для нераскаянного грешника. Так, пророк Иеремия, молившийся за иудеев, услышал в ответ: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу» (Иер.11:14).
4. Приносит молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено (Мф.5:44).
Святитель подводит итог: «Если же все эти требования исполнены, то есть: если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив» (Беседы на Евангелие от Матфея, 60).
#библия #духовнаяжизнь #молитва #иоаннзлатоуст
1. Просит бесполезного.
2. Не исполняет заповедей Божьих, из-за чего делается недостойным быть услышанным.
3. Просит милости грешник, который не желает каяться. Даже святой человек не может испросить милости у Бога для нераскаянного грешника. Так, пророк Иеремия, молившийся за иудеев, услышал в ответ: «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошений; ибо Я не услышу» (Иер.11:14).
4. Приносит молитвы против оскорбивших, требуя им отмщения и наказания, что запрещено (Мф.5:44).
Святитель подводит итог: «Если же все эти требования исполнены, то есть: если ты и полезного просишь, и делаешь все, что от тебя требуется, и жизнь ведешь апостольскую, и с ближними находишься в согласии и любви, то получишь по своей молитве, потому что Господь человеколюбив» (Беседы на Евангелие от Матфея, 60).
#библия #духовнаяжизнь #молитва #иоаннзлатоуст
👍6❤5🔥3🤔2