чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Свт. Григорий III, папа римский, в письме к св. Бонифацию (732 г. по Р.Х.) писал о поминовении умерших:

«Ты спрашиваешь по поводу усопших: можно ли приносить жертву о них? Обычай Святой Церкви таков: за усопших истинных христиан приносят жертву, и священник поминает их в молитве. Однако за нечестивых, пусть они даже были христиане, этого делать не подобает».

👉🏼Почему покаявшиеся грешники, которые не принесли плоды покаяния, после смерти отправляются в ад?
#дисциплина #молитва
👍6
Прп. Анастасий Синаит об участи умершего в грехе

«Относительно согрешения [можно сказать следующее]: если оно не тяжкое и если совершивший его [является человеком] кротким, милостивым, незлобивым и не осуждающим других, то мы доверяем Богу [и надеемся], что Он простит такому [человеку]; а если преступление согрешившего тяжко и он не приносит покаяние, то судьба его зависит от того, в каком состоянии застигла его [внезапная смерть]: в состоянии греха или в состоянии покаяния» (Вопросы и ответы, 33).

👉Утешение для тех, кто излишне мнителен к своей греховности и переживает как бы не попасть в ад
12
📣Слово на апостольское чтение (Еф.5:8-19). О познании воли Божией.
#аудио #библия
📖Некоторые правила житейского благоразумия в Библии

«Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его; потому что мерзость перед Господом развратный, а с праведными у Него общение» (Притч.3:29-32).

Как обычно Слово Божие ниспровергает как мерзость и низость то, что считается крутым поведением у некоторых людей. Какая разница насколько ты крут во зле среди твоего окружения, если Творец считает тебя ничтожеством?
#библия #мораль
10👍3
Свт. Феофан Затворник о пользовании житейскими благами и против пристрастия к ним

«Отрешение от всего сердцем для всех возможно и, как видно из Нагорной беседы Спасителя, для всех обязательно; но отрешение делом не есть достояние всех.

Высвободите сердце от любоимания (корыстолюбия - С. Ф.). Довольно. Знаки сего подвига сии: если упования не имеется на свой достаток, если имеется готовность спокойно перенесть, когда бы Господу угодно было все взять; если рука податлива на вспоможение без остановок, идущих от сердца... и подобное. Когда это будет в искании и посильном подвиге – и довольно с нас! Вдруг с сердцем не сладить».

👉🏼Апостол Павел о пользовании житейскими благами
#мораль
4
Моя статья (2019 г.) о добре и зле для журнала семинарии, в которой я учился https://pravblog.ru/pravoslavie/o-dobre-i-zle/
#мораль #моиработы
4
Свт. Иоанн Тобольский о том, как погасить пламя геенны

«Бог не отвергает наших молитв о погашении геенского огня и готов погасить его, только требует от нас отвержения нашего своеволия: прекратится своеволие – искоренится и геенна. Но кто принудит всех людей, чтобы каждый отвергся своей воли (то есть самого себя), если она противна воле Божественной? Каждый из нас это может сделать порознь над собой, если только он разумно рассудит: как скоро он перестал следовать своеволию и начал жить согласно воле Божией, он уже и истребил то место в аде, где мог бы мучиться в преисподней, как бы ад был уже разрушен для него и пламя его погашено» (Илиотропион).

👉🏼Об отказе от своей воли ради исполнения воли Божией
#мораль
7🔥2
О причине потери веры, надежды и любви

Как проявление неверности в отношениях разрушает любовь и доверие между супругами, также и вера, надежда и любовь к Богу утрачиваются через совершение смертных грехов и пребывание в нераскаянности. Тут есть прямая связь. Бог не выдвигает человеку таких требований, которые невозможно было бы осуществить с Его помощью. Таким образом, согрешая и не каясь, человек сам приходит к тому, что уже не верит и не любит Господа. Поскольку эти добродетели даны свыше, то и вернуть их можно только через покаяние и молитву.
#вера #мораль
13👍2
Св. Августин о том, что любая молитва услышана Богом, но по разному

«Пусть откроется вам, возлюбленные, великая тайна, которую для того мы внушаем вам, чтобы она не ускользнула от вас среди ваших искушений. Святые всегда бывают услышаны во спасение свое, всегда бывают услышаны для вечного спасения, именно его они жаждут, а потому сообразно ему они бывают услышаны. Давайте же различать различные способы Бога слышать молитву. И мы найдем некоторых людей, не услышанных в том, что отвечало их желанию, но услышанных в том, что отвечало спасению. И, с другой стороны, найдем тех, кто был услышан в том, что отвечало их желанию, и не услышан в том, что отвечало спасению» (Толкование на послание Иоанна к Парфянам, VI).

Первая группа услышанных – верующие, которые просят со смирением и оставляя исполнение молитвы на волю Божию. Вторая группа – все те, кто без смирения ждет непременного исполнения своих желаний Богом.
#молитва #мораль #промысл
9
🍞Блага временной жизни, которые можно понимать под "хлебом насущным"

🏠В Библии есть такой список (с поправкой на жизнь древнего человека): «Главная потребность для жизни – вода и хлеб, и одежда и дом, прикрывающий наготу» (Сир.29:24).

👕«Главное из всех потребностей для жизни человека – вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир.39:32).

🙏Этих и подобных предметов жизненной необходимости мы вправе искать и просить о них Бога в молитве.

Что можно добавить еще в этот список в наше время?
#мораль #библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7
Об искушениях

«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1Кор.10:13).

Есть популярная интерпретация этого библейского утверждения: Бог не даст креста не по силам. Однако нужно иметь в виду, что:

1) Апостол Павел говорит это лишь верующим людям, которых укрепляет Бог, имея в виду не то, что они никогда не потерпят ущерб в материальной стороне жизни, а то, что Господь не допустит им совершить грех, как бы ни были сильны искушения. Это полезно помнить в связи с тем, что не бывает в жизни ситуаций, когда заповедь Божия была бы непосильным бременем для человека, а совершение греха – выходом из ситуации. Этот вопрос я уже разбирал ранее.

2) Это сохранение от падения в связи с искушением не является данностью по умолчанию. Нужно просить об этом Бога: «Не введи нас во искушение». Спаситель говорит об этом: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41).

3) Эти слова адресованы каждому из нас лично. Нам следует помнить их, но это не должно становиться поводом к тому, чтобы пройти мимо человека, который нуждается в нашем участии. Ведь именно мы можем быть теми людьми, которых послал Бог для того, чтобы искушение человека не стало непосильным бременем, из-за которого он рискует погибнуть.
#библия #мораль #духовнаяжизнь #молитва
10👍2
Что значит «радуйся» в акафисте?

Это т.н. хайретизм - приветствие, начинающееся словом χαῖρε. Люди в античности так приветствовали друг друга. Когда Гавриил обратился к Деве Марии со словами «радуйся, Благодатная!», он сказал Ей по нашему: «здравствуй!»
#ответынавопросы
👍105
Человек неверующий может замотивировать себя достичь чего-то (или избавиться от чего-то) ради земных выгод. Можно замотивировать себя заняться спортом, бросить пить и курить, беречь фигуру, получить навыки коммуникации и т.п. Но невозможно себя замотивировать стать нравственно лучше без веры в Бога, в воздаяние. Ради земных выгод не станешь целомудренным, кротким, смиренным и добрым. К этому может побудить только Святой Дух и стремиться к этому имеет смысл только в связи с религией.
#мысли #мораль
16
📣Слово на воскресное апостольское чтение (Евр.9:11-14). Об очищении совести от мертвых дел кровью Иисуса Христа.
#аудио #библия
4
Относительно грехов есть в церковной среде две крайности.

Одна крайность - не видеть серьезного греха почти ни в чем, что не порицается сильно общественной моралью. Такого грешника некоторые православные будут успокаивать, открыто признаваясь, даже с хвастовством, что и они не против погрешить похожим образом (не раз видел такое в соцсетях). Мол, никто не без греха, так что не парься.

Другая крайность - видеть грех почти во всем. Накручивать себя и других на всегреховность. Шарахаясь всего непривычного для их среды обитания и пугая других. Вводя в сплошное уныние. Это тоже плохо.

Против двух крайностей рецепт один - внимательное и тщательное изучение закона Божия, изложенного в Св. Писании. Этим мы занимаемся на воскресной школе для взрослых, разбирая подробно заповеди, библейские пояснения к ним, различные условия и ситуации. Чтобы познавать волю Божию, а не руководствоваться вымыслами человеческими.

👉Пособие для подготовки к исповеди https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/330
#мораль #мысли
20👍1
Свт. Иоанн Златоуст называет 4 элемента лекарства покаяния

1. Сознание грехов, исповедь.

2. Сокрушение и смирение.

3. Усиленные молитвы и обильные слезы днем и ночью.

4. Милосердие (духовное и телесное). Святитель считает этот элемент основным: «Как во врачебных средствах хотя лекарство содержит в себе много трав, но главную – одну, так и в покаянии подобной многоцелебной травой бывает милосердие, и даже от него зависит все» (Толкование на послание к Евреям, IX).

«Нужно только начать, а все прочее непременно последует затем, если только будет сделан приступ: во всём трудны начало и приступ. Итак, положим это (основание), и все будет легко и удобно».

От себя отмечу, что наши обычные христианские обязанности фактически равны плодам покаяния. Например, человеку и так нужно творить милостыню и прощать обиды, но Господь благоволил сделать это еще и лекарством для очищения совершенного греха.

👉🏼О различии в условиях прощения и очищения грехов до Крещения и после
#мораль #иоаннзлатоуст
11🤔1
🍷В сегодняшнем рядовом чтении из книги Притч затрагивается тема пьянства:

«У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"» (Притч.23:29-35).
#мораль #библия
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍8🔥32
Молитва Господня («Отче наш..») дана нам Самим Господом Иисусом Христом в качестве образца всех наших молитв. Св. Августин писал: «Если вы прочтете все слова святых молитв, то, я думаю, не найдете ничего, что нельзя было бы охватить и обобщить в прошениях Молитвы Господней. Поэтому, молясь, мы вольны использовать разные слова сколько пожелаем, но мы должны просить об одном и том же. В этом отношении у нас нет выбора».

Итак, что же мы просим у Бога, когда произносим слова молитвы Господней?

📕Обращаясь к Небесному Отцу мы просим о том, чтобы:

☀️1) Его имя святилось в людях, чтобы Бог прославлялся в мыслях, словах и делах людей;
👑2) Он царствовал внутри нас, и, чтобы наступило Царство Славы (конец этого мира, Второе пришествие Христа и жизнь будущего века);
🙏3) всё, что мы делаем и что с нами случается, происходило не по нашему своеволию, а так, как угодно Богу (поэтому глупо и непоследовательно потом роптать и обижаться, если что-то происходит не по нашему, сами ведь просили об исполнении воли Божией);
🍞4) сегодня нам был дан «насущный хлеб», то есть то, что нам действительно необходимо для жизни и благополучия тела и души;
🫂5) наши грехи были прощены также, как мы прощаем других людей (так что бесполезно молить Бога о прощении, если сам не желаешь простить);
🛡6) Он не допустил нас до искушения или, если нужно нам быть испытанными и очищенными посредством искушения, не допустил нас до греховного падения;
😈7) Он избавил нас от всякого зла, особенно же лукавых козней диавола.

В конечном славословии мы прославляем Бога, от Которого надеемся получить блага.
#молитва #духовнаяжизнь #мораль
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
18👍1
Прочитал беседу сщмч. Неофита Любимова (1846-1918) на тему христианского сопротивления злу. Она мне показалась интересной и полезной. Отметил несколько пунктов.

1. Учение Иисуса Христа о непротивлении злу не следует понимать безусловно. «Христос не требовал от людей совершенного непротивления злому человеку во всех случаях жизни, ибо с таким учением находится в противоречии нравственное чувство, правда и истина, законы божеские и человеческие».

2. Чувство самосохранения естественным образом требует от нас избегать злых людей, которые могут нанести нам физический или моральный вред. «Если бы все злое, причиняемое нам нашими ближними, мы переносили беспрекословно, не проявляя ко врагу никакого противодействия, тогда зло распространилось бы на земле до такой степени, что доброе было бы совершенно подавлено и уничтожено, тогда все низкое, алчное и дикое, все злодеи и нравственные уроды, все грязные подонки человеческого общества всплыли бы вверх и положили на земле начало новой жизни, цель которой была бы усовершение зла во всех его проявлениях». Не сопротивляться злым людям, которых пассивность и уступчивость лишь раззадоривает ещё больше, неправильно.

3. Полная пассивность перед злодеями это признак человека нравственно обнищавшего, которому безразлично добро и зло. «Цель нашей жизни вовсе не та, чтобы нам быть подавленными злыми людьми, а чтобы противиться им, бороться с ними, побеждать их, а чрез это уничтожать ложь, неправду, злобу, коварство; а на их место водворять истину, справедливость, любовь и мир». Спаситель и апостолы смело сопротивлялись злу.

4. Сопротивление злу - долг любви и правды. В противном случае человек лишь потворствует злу и губит злодея. «Нам невозможно позволять злым людям издеваться над нами сколько им вздумается и как только могут они; тогда мы будем содействовать развращению нашего врага, а не воспитанию его в нравственно-добрых делах и намерениях».

5. Молчаливое терпение, уступчивость, эффективны только в том случае, «когда обидчик обладает более или менее развитым нравственным чувством». Далеко не ко всякому человеку применим такой подход.

6. При сопротивлении злу христианин должен подражать Иисусу Христу. То есть не должен проявлять ненависть к злодею и желания мстить. «Даже там, где имеет место гнев праведный из-за несправедливости людской, должна всецело являться кротость, не позволяющая гневу выродиться в греховный гнев, в нечистую страсть, не знающую ни меры, ни цели». Нужно всегда помнить, что наш враг остаётся человеком, образом Божьим, который ещё может покаяться и наследовать спасение. Мы всегда должны быть готовы в случае нужды придти к нему на помощь, молиться за него.
#мораль
14👍3