чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
755 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
455 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
🎃ПОЧЕМУ ХРИСТИАНИНУ НЕ СЛЕДУЕТ УЧАСТВОВАТЬ В ПРАЗДНОВАНИИ ХЭЛЛОУИНА (слабые и существенные доводы)

Начнем со слабых доводов.

🇺🇸1. Праздник чужой, не из нашей культуры.

Во-первых, это довод нерелигиозный. Во-вторых, в наш век глобализации неплохо заимствовать что-то (хорошее) из другой культуры. Празднование Нового года, напомню, тоже заимствовано у европейцев.

👺2. Праздник имеет языческое происхождение.

Это неправда, исторический Хэллоуин имеет христианское происхождение и не имеет никакого отношения к кельтскому Самайну (о праздновании которого мы на самом деле мало что знаем). Подробнее читайте в статье.

Теперь перейдем к доводам по существу.

💀3. Празднование Хэллоуина это не просто милая вечеринка, а поддержка большой культуры смерти, страха и зла (фильмы, музыка, картинки и т. д.). А христианину нельзя участвовать в бесплодных делах тьмы (Еф.5:11).

👹4. Христианин, который признает существование нечистой силы, не может примерять на себе ее образы, сохраняя внутренний или внешний нейтралитет. Почему демонстрация на себе фашистской атрибутики, даже для стеба - это преступление, а переодевание в бесовщину - безобидное веселье? По отношению к врагу рода человеческого и всего, что с ним связано, у христианина может быть только отвращение, верующий плюет на сатану перед Таинством Крещения, объявляя ему войну.

😬5. Христос призывает своих последователей: «Не бойтесь» (Мф.14:27), «приходите, Я успокою вас» (Мф. 11:28). Он пришел избавить нас от страхов. Возникает вопрос: на чьей стороне те, кто заведомо искусственно провоцируют людей бояться и трепетать?

👯‍♂️6. У свт. Луки Крымского есть фраза: «Дух творит себе формы». Каждая книга, картина, скульптура, фильм, музыка, выступление, любое сказанное или написанное слово - все несет отпечаток внутреннего мира своего творца и носителя, отпечаток его духа. «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Согласно православному учению, «Церковь благословляет творчество, открывающее новые горизонты для духовного возрастания человека и для познания сотворенного мира» (Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. IV.5). Вопрос: что в творчестве, связанном с Хэллоуином, служит духовному развитию или познанию Божиего мира?

🚣7. В Библии сказано: «Все делайте во славу Божию» (1Кор.10:31). Отдыхать христианин тоже призван во славу Господа, для восстановления сил, чтобы продолжить служение Ему. Все, что не может быть совершено с такой мотивацией, не должно в принципе реализовываться христианином на деле.

☝️На мой взгляд, этих доводов достаточно, чтобы отказаться от какого-либо участия в праздновании и считать таковое греховным.
#мысли #мораль
👍52🔥5
🎃11 фактов о Хэллоуине, о которых вы не знали

1. Наиболее распространенная версия происхождения Хэллоуина усматривает его истоки в кельтском празднике Самайн, проводившемся 6 дней в году: три дня до ночи с 31 октября на 1 ноября и три дня после неё. В настоящее время учеными предлагается столь большое количество разных интерпретаций того, какое значение и смысл имел праздник Самайн для кельтов, что представляются несостоятельными любые отсылки на него в общественном дискурсе, безапелляционно придерживающиеся какой-то одной версии.

2. Кельты не верили, что души предков или демоны жили в каком-то паралелльном мире, из которого они могли бы войти через портал в наш мир в какую-то ночь в году. По их представлениям духи и демоны находились на дальних островах, до которых, тем не менее, мог добраться на лодке живой человек. Духов предков не только не боялись, но ждали в домах и накрывали для них стол с угощениями. Наконец слово «самайн» не являлось чьим-то именем и не имело отношения к загробным божествам.

3. В 610 году в западной Церкви появляется праздник под названием «День всех святых» (англ. All Hallows’Eve, позже трансформировалось в Halloween), установленный для поминовения всех святых, прославивших Бога. Изначально День всех святых был закреплен за 13 мая – днем освящения папой Бонифацием IV римского Пантеона в честь Богородицы и всех мучеников. В 837 г. папа римский Григорий IV переносит День всех святых с 13 мая на 1 ноября. Этот праздник до сих пор отмечается римо-католиками и православными на Западе.

4. Мнение некоторых исследователей о том, что это была попытка Церкви заместить языческий праздник Самайн является далеко не единственной версией такого переноса. Вполне возможно, что поводом для переноса стали как вполне прагматические причины (летний наплыв паломников или профилактика эпидемий), так и стремление нанести очередной удар по язычеству.

5. О возможной причастности Дня всех святых к Самайну никто не вспоминал на протяжении длительного периода времени. В литературных произведениях Великобритании XVIII века Хэллоуин представляется в качестве старого доброго праздника, традиционно отмечаемого христианами страны.

6. Возвращение к интерпретациям происхождения и природы Хэллоуина как языческого праздника, в том числе его связи с Самайном, происходит благодаря активному увлечению широких слов английского общества изучением культуры религии кельтов. «Археологические раскопки» фольклористов XIX века приводят к появлению нового витка версий о возможной взаимосвязи Самайна с Хэллоуином. Эти версии не имели сколько-нибудь серьезного фундамента и порождались в границах культовой среды общества. Они с радостью подхватывались населением и обрастали в общественном дискурсе множеством новых мифов и легенд о религиозно-мистическом значении Хэллоуина в связи с Самайном.

7. Основные элементы современного Хэллоуина формируются в ХХ веке. К их числу относится светильник Джека, традиция «сладость или гадость», костюмы.

8. «Сладость или гадость» или «Кошелёк или жизнь» (англ. trick-or-treat) традиция хождения по домам и выспрашивания сладостей зарождается только в 1920-х годах. Она была придумана и популяризирована, как противодействие молодежному пранкингу, который достиг разрушительных масштабов в 30-ые годы XX века. Постепенно пранкинг под контролем общественности трансформируется в традицию хождения от дома к дому и выспрашивания угощений. Повсеместно это обычай распространяется только к 1950‑м годам.

9. Традиция готовить костюмы на Хэллоуин появляется, по всей видимости, к началу XX века. Причем изначально костюмы не были демоническими, дети просто наряжались в различных популярных персонажей. Основная тема современных костюмов на Хэллоуин — это разная нечисть или сверхъестественные персонажи, однако популярны и костюмы на совершенно произвольную тематику, например, персонажей киноиндустрии.

Продолжение в следующем сообщении.
#религиоведение
👍2
10. С момента переноса Хэллоуина на американскую почву в XIX столетии и вплоть до начала 1990‑х годов праздник не являлся объектом пристального внимания и критики со стороны религиозных организаций США и иных стран мира. Лишь в 1990-е годы церкви Америки начали массово выпускать листовки с призывами не участвовать в «антихристианском празднике» Хэллоуин. Однако в целом отношение к Хэллоуину у разных религиозных организаций дифференцировано. В США англиканская церковь поддерживает Хэллоуин как неотъемлемую часть Дня Всех Святых. Лютеране достаточно спокойно относятся к Хэллоуину, отмечают его в школах, и даже переинтерпретируют смысл главных элементов Хэллоуина с точки зрения христианства. Так, например, говорят о светильнике Джека как о символе победы Христа над смертью и адом.

11. Различные сектанты, неоязычники и сатанисты считают этот праздник своим и утверждают идею его связи с древними языческими культами и празднованиями. Многие критики Хэллоуина сами того не понимая поддерживают язычников, ведьмовские культы и сатанистов, подтверждая их тезис о связи Хэллоуина с древним язычеством кельтов.

📄По материалам статьи из вестника Синодального центра сектоведения Белорусской Православной Церкви.
👍10🤔1
К. С. Льюис писал о популярном и в наше время представлении о любви Бога:

"В наши дни под благостью Божией мы понимаем прежде всего Его любовь к нам, и в этом мы отчасти правы. Но под любовью почти все мы понимаем доброту, незлобивость, мягкость — желание, чтобы мы были счастливы любой ценой. Нам бы хотелось, чтобы мы делали что угодно, а Он говорил: «Да ладно, пусть развлекаются». Нам нужен, в сущности, не Отец, а небесный дедушка, добродушный старичок, который бы радовался, что «молодёжь веселится», и создал мир лишь для того, чтобы нас побаловать. Конечно, многие не осмелятся воплотить это в богословские формулы, но чувствуют именно так. И я так чувствую, и я бы не прочь пожить в таком мире. Но совершенно ясно, что я в нем не живу, а Бог тем не менее — Любовь; значит, мое представление о любви не совсем верно" (Страдание).
👍10👏2
«Предоставляемые нам Богом временные блага являются нашими в смысле обладания, но в смысле пользования они принадлежат не одним только нам, но и тем другим, которым мы можем помочь из того, что мы имеем сверх наших потребностей. В связи с этим Василий [Великий] говорит: Если вы сознаете, что они, то есть временные блага, даны вам Богом, то неужто думаете, что Он, неравномерно распределив их, несправедлив? Для чего вы богаты, а другой – беден, как не для того, чтобы вам заслужить награду за доброе пользование, а ему – за смирение? Не съеденный вами хлеб – это пища голодного; хранящийся про запас плащ – это одежда нагого; изгнившие без дела сандалии – это обувь босого, хранящиеся в сундуке ценности – это деньги нищего. Это вы несправедливы в той мере, в какой могли бы помочь» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 7).

Поэтому преступлением было бы отказать нуждающемуся в жизненно необходимом, если у нас есть что-то лишнее. Эта вещь принадлежит по праву иному человеку.
#мораль
👍10
Свт. Тихон Задонский писал: «Поп, венчавший беззаконный брак, как преступник святых правил, и людей в грехи тяжкие приводящий, и потому к их грехам приобщающийся, Страшного Суда Божия не избежит. От беззаконных же браков грехи последуют такие: когда муж от живой жены, а жена от живого мужа венчана, то бывает прелюбодеяние; когда родственники венчаются, то последует кровосмешение» (Инструкция о совершении браков).

📖Мои размышления о беззаконных браках см. https://pravblog.ru/pravoslavie/tserkovnyj-razvod-snishozhdenie-k-lyudyam-ili-potvorstvo-grehu/
#мораль #брак #моиработы
👍5
Стоит ли бояться незаслуженного пожелания зла или проклятья? Священное Писание говорит о том, что у верующих нет повода для беспокойства:

«Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, так незаслуженное проклятие не сбудется».
(Притч.26:2).
#библия
👍4
О Лонгине сотнике, чья память завтра отмечается в церковном календаре

В Евангелии сообщается, что после смерти Христа, «центурион и его воины, охранявшие Иисуса, увидев землетрясение и прочие события, очень испугались. "Этот человек был воистину Сыном Бога", — говорили они» (Мф. 27:54). Древние источники и раннехристианские авторы ничего не говорят об обращении ко Христу кого-либо из римской стражи. Свт. Иоанн Златоуст в IV веке кратко сообщает: «Некоторые говорят, что этот сотник, укрепившись после того в вере, совершил мученический подвиг». О его настоящем имени ничего не известно.

Впервые имя Лонгин появляется в апокрифических Актах Пилата (V в.). Причем этим именем назван воин, который пронзил Спасителя копьём.

В апокрифах и агиографической литературе имя Лонгин приписывается трем разным персонажам: сотнику при кресте, воину, пронзившему ребро копьём, сотнику, возглавлявшему стражу у гроба.

С именем Лонгина также связывается реликвия - «святое копье», которое по легенде было найдено св. царицей Еленой в начале IV века.
#мифы
👍4
5 наиболее тяжких грехов, за которые жёстко прилетит в жизни тем, кто совершил их и не принес покаяние

В Библии упоминаются преступления, которые особенно привлекают небесное возмездие на человека уже в этой жизни.

1) Незаконное лишение жизни человека
2) Противоестественный блуд (содомия)
3) Притеснение беспомощных: бедных, вдов и сирот
4) Незаконный отказ в оплате честного труда
5) Злословие и рукоприкладство в отношении родителей

«Если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ – для того чтобы его воспитать», – свидетельствует прп. Паисий Святогорец. Наш народ в зоне риска.
#мораль #библия
👍31
Прп. Анастасий Синаит о естественных причинах бесплодия и многодетности, жизни и смерти

«Если же ты, возражающий мне, спросишь: Ну и что? А разве не помимо Бога происходит многочадие, а также жизнь и смерть человека? – то на это я отвечу тебе, что все случающееся естественным образом вследствие [действий] тварей, стихий, воздухов, [различных] соков, [их] смешений, [многообразных сочетаний] воздухов и молока происходит не вне Бога. Ибо все твари Его изначала воспринимают от Него свои сущностные и естественные энергии, [осуществляя их] по Воле и Промыслу Его. Иначе откуда, скажи мне, василиску свойственна пагубная сила, а ехидне присущ смертоносный яд? Откуда [некоему] насекомому свойственно исцелять [укусы] смертоносных [тварей]? Почему одни растения являются пагубными [для людей], а другие – безвредными и исцеляющими [раны]?

Вследствие чего [некоторые мужи], добросовестно и при научении от Бога исследующие такие и подобные им [явления], когда видят обращающихся к ним женщин, которые кормят грудью первого, второго и третьего своего ребенка, а затем хоронят этих младенцев, то [эти мужи] советуют таким женщинам больше не кормить грудью своих чад. Впрочем, в отношении всего [происходящего в мире] хорошо говорить: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростью сотворил еси (Пс. 103:24)» (Вопросы и ответы, 81)

👉См. также https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/300
#промысл #анастасийсинаит
👍1
Наблюдение блаженного Августина:

«Есть немало таких, которые, раскаиваясь в совершенных грехах, делают исключение для того, что доставляет им удовольствие; они забывают, что Господь избавил от дьявола человека, который был одновременно и глух, и нем, чем показал нам, что исцелиться можно только от всех грехов».
#мораль #духовнаяжизнь #августин
Нашел хорошие слова блаженного Августина на тему внешних украшений себя, когда они греховны, а когда нет:

«Не стоит спешить с тем, чтобы запрещать носить украшенные золотом или драгоценностями одежды. Ибо те, которые не состоят в браке и не желают в него вступать (!), должны заботиться о том, как угодить Господу, тогда как другим дозволено заботиться о мирском: мужу – как угодить жене, а жене – как угодить мужу» (Epistle 245, ad Possidius).
#мораль #отношения #брак #августин
👍71
Об отсутствии безусловной связи между страданиями и личной греховностью

«Страдания являются следствием греховности человека и попускаются Богом, но они не обязательны для достижения спасения, ибо грех преодолевается покаянием и исполнением заповедей Божиих.

Святые отцы не считают возможным установить однозначную связь болезни с тем или иным личным грехом человека. Так, преподобный Марк Подвижник говорит: Не думай, что всякая скорбь находит на людей за грехи. Предостерегает от поспешных выводов о причинах болезней и святитель Иоанн Златоуст: Есть много людей неразумных, которые из несчастий другого обыкновенно выводят дурное заключение о его жизни. Так было и с Иовом. Не зная за ним ничего худого, говорили ему: по грехам твоим ты еще мало наказан (Иов. 33. 27). Такова же позиция в этом вопросе и святителя Филарета Московского: Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывеской виновности?» (Концепция участия Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом. Документ одобрен Священным Синодом 1 октября 2004 года).
#мораль #учениецеркви
1
Forwarded from ПАСТЫРЬ
Выше поста и молитвы: о послушании духовнику в приходской практике

Вправе ли священник, служащий на приходе, требовать от прихожан послушания себе как духовнику — подобно тому, как это устроено в монашеской общине? Или мирянам достаточно только учитывать мнение священника, а решение они могут принимать сами? И что значит «учитывать мнение»?

Собрать авторитетные мнения по этим вопросам мы попробовали в рамках совместного проекта с ЖМП – читайте в октябрьском номере (pdf) и на сайте Пастырь
Сегодня, в день памяти мученика Уара напомню о своём видео, в котором очищаю память мученика от нелепого суеверия и лжеучения о том, что он якобы "вымаливает из ада души некрещеных". Это ложь, никакого отношения к Православию не имеющая и прямо противоречащая Евангелию и учению Церкви Христовой:
https://m.youtube.com/watch?v=VlU_-3peok0
👍6🤔2
О непротивлении злу силой

«Непротивление злу можно понимать двояко. Во-первых, в смысле прощения причинённой обиды лично тебе, и тогда оно может принадлежать совершенству, поскольку такое поведение благотворно сказывается на духовном благополучии других. Во-вторых, в смысле терпеливого снесения обид, причинённых другим, и тогда оно принадлежит несовершенству или даже порочности, если человек способен противостать злодею. Поэтому Амвросий [Медиоланский] говорит, что храбрость, с которой сражающийся защищает свою страну от варваров, или слабых в доме, или своих друзей от грабителей, исполнена правосудности. Да и Господь, сказав приведённые слова, далее говорит: От взявшего твоё не требуй назад. Однако если человек не потребует вернуть другому то, что принадлежит этому другому, притом что это вменено ему в обязанность, то он согрешит. В самом деле, похвально отдавать своё, но не чужое. И уж тем более нельзя пренебрегать тем, что принадлежит Богу, поскольку, как говорит Златоуст, нет большего зла, чем попускать богохульство» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 9).
#мораль
👍5🔥1
Должно ли христианину сносить оскорбления?

«Подобно тому, как нам необходимо проявлять терпение в тех случаях, когда что-либо противное нам делается, точно так же нам необходимо проявлять терпение в тех случаях, когда что-либо противное нам говорится. Затем, предписание терпеть то, что направлено против нас, как говорит Августин, разъясняя слова Господа: Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39), относится к подготовленности ума, то есть человек должен быть готов к тому, чтобы вести себя так в случае необходимости. Но он не всегда обязан поступать так актуально – ведь даже Господь не всегда поступал так; действительно, когда Его ударили [по щеке], Он спросил: Что ты бьешь Меня? (Ин. 18, 23). Следовательно, то же самое можно сказать и об оскорблении. В самом деле, мы обязаны готовить наши умы к тому чтобы в случае необходимости сносить оскорбления.

Однако в некоторых случаях нам надлежит давать отпор оскорбителю по одной из двух следующих причин. Во-первых, ради блага самого оскорбителя, а именно чтобы обуздать его дерзость и пресечь попытку повторить [свои действия], согласно сказанному [в Писании]: Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (Прит. 26, 5). Во-вторых, ради блага многих, добродетели которых оскорбление нас могло бы нанести урон. В связи с этим Григорий [Великий] говорит: Занимающим столь видное положение, что их жизнь служит примером другим, следует по возможности восставать на своих хулителей, иначе их назидание не будет услышано теми, кто мог бы услышать, и они утвердятся в своей порочности из презрения к добродетельной жизни... Дерзости хулящего нас оскорбителя должно препятствовать с умеренностью, то есть делать это из любви к горнему, а не из страстного желания защитить свою честь» (Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 8).
#мораль
👍4
Я обратил внимание, как много сейчас людей, считающих себя православными христианами, которые в сети открыто выражают свое несогласие с христианским вероучением, моральными библейскими нормами и важнейшими установлениями Церкви. Настолько это стало обычным признавать такие истины относительными, устаревшими, необязательными, излишними. Кстати, не без влияния некоторых популярных богословов. Причем, когда указываешь такому человеку на несоответствие его убеждений церковному учению, он начинает, как правило, спорить и доказывать что это учение какое-то неправильное. Выходит так, что то, что для членов Церкви должно быть общим фундаментом для диалога и поиска решений, становится предметом разногласий между единоверцами. В такое время мы живём, грустно это.
#мысли
9👍2
🔎Сегодня задали вопрос о том, как находиться в коллективе, где все матерятся и говорят пошлости? Мой ответ.

То что Вы относитесь к мату и пошлостям крайне негативно - это реакция нормального человека на грех. У человека, который сталкивается с подобной компанией, остается два рабочих варианта: сменить коллектив или смириться с ситуацией, молясь про себя в подобных случаях (верить в то, что руководство что-то изменит в этом плане, довольно наивно). Когда я попал в армию, то вокруг меня ругались матом буквально все, с первого дня до последнего, и днем и ночью. Мне было непросто, потому что до этого я учился в коллективе, где ругаться матом не считалось нормой. Я не мог повлиять на ситуацию вокруг никак, однако сам я не матерился и молился про себя. Со временем стал замечать, что некоторые военные перестают материться в моем присутствии, зная о моем отношении к бранным словам. Это меня немного утешило. Возможно со временем, и Ваш добрый пример поможет окружающим задуматься об отношении к сказанному слову. Приведу также совет прп. Паисия Святогорца:

Если человек бесстыдный сквернословит, богохульствует, то лучше сделать вид, что ты чем-то занят и не слышишь его, а самому молиться. Потому что, если он поймет, что ты за ним следишь, он может сквернословить не переставая. И ты, таким образом, станешь причиной его одержимости нечистым духом. Однако, если сквернословит не бесстыдник, а человек, у которого есть совесть, и сквернословит он от дурной привычки, то ты можешь ему что-то сказать. Но, если у него есть не только совесть, но хватает и эгоизма, то будь осторожен. Не говори с ним строго, но, сколько можешь смиренно и с болью.
#мораль #мысли #духовнаяжизнь #ответынавопросы
🔥102👍1
О дурной и благой мести:

"Если человек желает, чтобы месть была осуществлена в соответствии с порядком разума, то его гнев достоин похвалы и называется «ревностным гневом». С другой стороны, если он желает такого отмщения, которое противно порядку разума, например, если он желает наказать кого-либо незаслуженно, или больше, чем тот заслужил, или с нарушением предписанного законом порядка, или не ради надлежащей цели, а именно защиты права и исправления порока, то его гнев греховен и называется «греховным гневом»" (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 9).
#мораль
👍2
Поскольку Св. Писание и церковные каноны призывают верующих вступать брак «только в Господе» (1Кор.7:39), то создавать такой союз, уже будучи верующим, неразумно. Поскольку создавая семью христианские супруги стремятся помогать друг другу на пути в Царство Небесное, желают подражать союзу Христа и Церкви, они «играют по одним правилам», в конце концов, хотят быть вместе не только в земной жизни, но и в раю, то этого достаточно для того, чтобы не создавать семью с иноверцем или неверующим. Не говоря уже о том, что в союзе с неверующим необходимость выбора между верностью Христу и требованиями супруга, может привести к большой личной трагедии. Не понимаю, зачем подвергать себя такому риску. Кстати говоря, существует немало свидетельств, что древние христианские мученицы нередко отдавали свои жизни за то, чтобы только не вступить в брак с язычником. Добавлю еще и то, что при принятии важных семейных решений, в случае брака с неверующим, иноверцем, номинальным православным, по-любому будут конфликты и разногласия, когда верующая сторона будет настаивать на соблюдении Божьей заповеди, а другая сторона будет руководствоваться соображениями выгоды для семьи (даже когда это будет вопреки христ. справедливости). И это будет сложный выбор, потому что всегда захочется лучше сохранить мир в семье, чем быть последовательным в христианских принципах, которые предельно строги.

Тем, кто считает, что лучше найти хорошего неверующего, чем соединиться с неадекватным верующим, скажу: не нужно впадать в крайности, ищите адекватного верующего, такие существуют.
#мораль #брак #отношения #мысли
👍8