Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
3️⃣Несоответствие декларируемого и реального является значимым фактором невротизации, особенно в применении к религиозному сообществу, где декларируемое связывается с божественным авторитетом и оно может серьезно отличаться от реального положения дел.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
3️⃣Несоответствие декларируемого и реального является значимым фактором невротизации, особенно в применении к религиозному сообществу, где декларируемое связывается с божественным авторитетом и оно может серьезно отличаться от реального положения дел.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤2
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
4️⃣Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи. Люди привыкают общаться особыми словами, одеваться в церковь необычно для самих себя, говорить то, во что сами не верят. Это приводит к определенному подстраиванию себя под ожидания других людей, для которых внешнее поведение имеет определяющее значение. Многим людям присущ страх перед внутренними кризисами, особенно когда это касается веры, сложившейся системы представлений о мире. Признать свою внутреннюю «духовную несостоятельность», наличие кризисов, перед самим собой, не «вписаться» в представления церковного сообщества, бывает чрезвычайно сложно.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
4️⃣Страх перед открытым признанием собственной «духовной несостоятельности». Сама специфика церковной жизни по определенному шаблону ведет к притворству и лжи. Люди привыкают общаться особыми словами, одеваться в церковь необычно для самих себя, говорить то, во что сами не верят. Это приводит к определенному подстраиванию себя под ожидания других людей, для которых внешнее поведение имеет определяющее значение. Многим людям присущ страх перед внутренними кризисами, особенно когда это касается веры, сложившейся системы представлений о мире. Признать свою внутреннюю «духовную несостоятельность», наличие кризисов, перед самим собой, не «вписаться» в представления церковного сообщества, бывает чрезвычайно сложно.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤3
О том, как подменяется добродетель послушания
Человек с дефицитом субъектности, ценности себя, страхом перед ответственностью, желанием быть правильным и острой потребностью в поощрении со стороны авторитета, естественным образом вступает в зависимые отношения с авторитетным для него лицом. Он испытывает потребность в том, чтобы им руководили и поощряли за исполнение приказов. Иными словами, нужен тот, кто будет решать за человека, как ему жить. Это снимает для зависимого проблему осознания своих недостатков, избавляет от необходимости встречи с самим собой и учиться брать ответственность за свою жизнь. Религиозное пространство содержит подходящую для этого культурную модель отношений духовного наставника и его послушника (духовного чада). В созависимых отношениях принимают участие оба лица.
Говоря о проблеме зависимых отношений как о подмене добродетели послушания, психолог М. С. Филоник отмечает следующее: «Прежде чем что-то отдавать, нужно это иметь. Подлинное послушание предполагает личностно зрелые отношения взрослых людей, основанные в первую очередь на любви, отношения, в которых пасомый добровольно отдает свою свободную волю в руки духовника, не теряя при этом личных отношений с Богом. И конечно, это будут психологически здоровые отношения, основанные в том числе на уважении и свободе, призванные личность взращивать, а не подавлять». Об этом же говорил в свое время патриарх Алексий II: «Подлинный старец прежде всего благодаря высокой духовности бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту».
Таким образом, вместо принятия ответственности за свою жизнь, человек с невротическим расстройством стремится переложить ее на духовного наставника, «не понимая, что им на самом деле движет компульсивность, в основе которой — страх остаться наедине со своим настоящим "я"» (прот. Павел Великанов).
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
Человек с дефицитом субъектности, ценности себя, страхом перед ответственностью, желанием быть правильным и острой потребностью в поощрении со стороны авторитета, естественным образом вступает в зависимые отношения с авторитетным для него лицом. Он испытывает потребность в том, чтобы им руководили и поощряли за исполнение приказов. Иными словами, нужен тот, кто будет решать за человека, как ему жить. Это снимает для зависимого проблему осознания своих недостатков, избавляет от необходимости встречи с самим собой и учиться брать ответственность за свою жизнь. Религиозное пространство содержит подходящую для этого культурную модель отношений духовного наставника и его послушника (духовного чада). В созависимых отношениях принимают участие оба лица.
Говоря о проблеме зависимых отношений как о подмене добродетели послушания, психолог М. С. Филоник отмечает следующее: «Прежде чем что-то отдавать, нужно это иметь. Подлинное послушание предполагает личностно зрелые отношения взрослых людей, основанные в первую очередь на любви, отношения, в которых пасомый добровольно отдает свою свободную волю в руки духовника, не теряя при этом личных отношений с Богом. И конечно, это будут психологически здоровые отношения, основанные в том числе на уважении и свободе, призванные личность взращивать, а не подавлять». Об этом же говорил в свое время патриарх Алексий II: «Подлинный старец прежде всего благодаря высокой духовности бережно относится к каждому конкретному человеку. В силу своей опытности и благодатного дара он раскрывает образ Божий в человеке теми средствами, которые созвучны его духовному устроению и возрасту».
Таким образом, вместо принятия ответственности за свою жизнь, человек с невротическим расстройством стремится переложить ее на духовного наставника, «не понимая, что им на самом деле движет компульсивность, в основе которой — страх остаться наедине со своим настоящим "я"» (прот. Павел Великанов).
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍8❤1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
5️⃣Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности. В силу практически полного отсутствия общинной жизни в Русской Православной Церкви в многолюдных приходах наблюдается высокая сменяемость прихожан, большинство из которых не знакомы друг с другом. Даже постоянные прихожане в целом не сильно замотивированы на взаимное полноценное общение. При таком положении дел сложно говорить о выстраивании глубоких и безопасных доверительных отношений между людьми в церковном сообществе.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
5️⃣Взаимное отчуждение при внешней доброжелательности. В силу практически полного отсутствия общинной жизни в Русской Православной Церкви в многолюдных приходах наблюдается высокая сменяемость прихожан, большинство из которых не знакомы друг с другом. Даже постоянные прихожане в целом не сильно замотивированы на взаимное полноценное общение. При таком положении дел сложно говорить о выстраивании глубоких и безопасных доверительных отношений между людьми в церковном сообществе.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤6🤔1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
6️⃣Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения. В Русской Православной Церкви по сей день существует серьезная нехватка священнослужителей, которые могли бы охватить ограниченное количество прихожан для того, чтобы находить время для каждого нуждающегося в совете. По ряду причин, рядовые верующие, не имея необходимой базовой подготовки, стремятся построить свою духовную жизнь на произвольных основаниях (как правило, произвольном наборе стандартной аскетической литературы, содержание которой произвольно толкуется и применяется к реальной жизни самим верующим), в результате чего происходят различные искажения, которые усугубляются в случае с лицами, склонными к невротической религиозности.
Для решения этой серьезной проблемы необходимо не только пополнение церковных кадров, но и осуществление качественного индивидуального духовного руководства верующими, которое могло бы способствовать формированию здравых понятий о Боге и духовной жизни, а также помочь в решении тех сложностей, которые неизбежно возникают на протяжении духовного пути.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
6️⃣Нехватка священнослужителей и проблема осуществления душепопечения. В Русской Православной Церкви по сей день существует серьезная нехватка священнослужителей, которые могли бы охватить ограниченное количество прихожан для того, чтобы находить время для каждого нуждающегося в совете. По ряду причин, рядовые верующие, не имея необходимой базовой подготовки, стремятся построить свою духовную жизнь на произвольных основаниях (как правило, произвольном наборе стандартной аскетической литературы, содержание которой произвольно толкуется и применяется к реальной жизни самим верующим), в результате чего происходят различные искажения, которые усугубляются в случае с лицами, склонными к невротической религиозности.
Для решения этой серьезной проблемы необходимо не только пополнение церковных кадров, но и осуществление качественного индивидуального духовного руководства верующими, которое могло бы способствовать формированию здравых понятий о Боге и духовной жизни, а также помочь в решении тех сложностей, которые неизбежно возникают на протяжении духовного пути.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤6🤔1
Священноисповедник Сергий Правдолюбов о повторном переживании взрослым христианином рождения свыше:
«Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Тайн: завещание соловецкого узника).
👉См. о рождении свыше https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/717
#вера #духовнаяжизнь
«Мы родились во второй раз от воды и Духа, но бессознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже сознательно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный переворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: "Я по вере родителей и восприемников некогда в младенчестве отрекался от сатаны и сочетался с Тобою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!"» (О постах, исповеди и приобщении Святых Христовых Тайн: завещание соловецкого узника).
👉См. о рождении свыше https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/717
#вера #духовнаяжизнь
👍3❤1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
7️⃣Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта. Это касается богослужения, молитвенных правил, участия в Таинствах, практики постов, и вообще, образа ведения жизни. За счёт того, что Церковь представляет из себя огромное сообщество разных людей, то определенная универсализация в каком-то общем деле неизбежна. Например, невозможно подстроить храмовое богослужение под индивидуальные особенности каждого молящегося, поэтому существует определенный сложившийся устав. Однако подобный подход в частной жизни ведёт к губительным последствиям. Мудрый духовный наставник, как хороший врач, не будет всем назначать одно лекарство и одну пропорцию. Он будет учитывать большое количество индивидуальных факторов: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, сферу деятельности и т.д. Несмотря на то, что об этой проблеме все чаще говорят в православной среде, общее положение дел остается по прежнему сложным.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
7️⃣Универсализация духовной жизни. В современной церковной среде существует тенденция к универсализации подходов к духовной жизни, усиленному навязыванию какого-то единого стандарта. Это касается богослужения, молитвенных правил, участия в Таинствах, практики постов, и вообще, образа ведения жизни. За счёт того, что Церковь представляет из себя огромное сообщество разных людей, то определенная универсализация в каком-то общем деле неизбежна. Например, невозможно подстроить храмовое богослужение под индивидуальные особенности каждого молящегося, поэтому существует определенный сложившийся устав. Однако подобный подход в частной жизни ведёт к губительным последствиям. Мудрый духовный наставник, как хороший врач, не будет всем назначать одно лекарство и одну пропорцию. Он будет учитывать большое количество индивидуальных факторов: пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, сферу деятельности и т.д. Несмотря на то, что об этой проблеме все чаще говорят в православной среде, общее положение дел остается по прежнему сложным.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
🔥3❤2
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
8️⃣Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Как известно, опыт полученный в детстве имеет определяющее значение для всей последующей жизни. В христианском учении есть некоторые положения, осознание и принятие которых требует определенной психологической и духовной зрелости. Сюда можно отнести учение об аде и вечных муках, а также некоторые «тяжелые» истории из Библии, демонстрирующие действие Божественного правосудия по отношению к нераскаянным грешникам. Еще в IV веке свт. Иоанн Златоуст предупреждал родителей о том, чтобы они с рассуждением подходили к ознакомлению своего ребенка с этими доктринами и сюжетами: «Расскажи ему, когда подрастёт, и более страшные рассказы. Ибо, когда рассудок ещё не прочен, не следует налагать такого бремени, чтобы не потрясти его. Когда же будет ему 15 лет или больше, пусть услышит о геенне; сверх того, когда будет ему 18 лет или меньше, пусть услышит о потопе, о том, что было с жителями Содома и Египтом – все, что исполнено наказаний, должно быть рассказано очень подробно». При том, что учитель Церкви предупреждает родителей о последствиях несвоевременности преподавания подобной информации детям (потрясение), в православной среде зачастую это напрочь игнорируется под предлогом того, что христианин с детства должен знать священную библейскую историю. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #дети
8️⃣Нерассудительность в преподавании некоторых христианских истин детям. Как известно, опыт полученный в детстве имеет определяющее значение для всей последующей жизни. В христианском учении есть некоторые положения, осознание и принятие которых требует определенной психологической и духовной зрелости. Сюда можно отнести учение об аде и вечных муках, а также некоторые «тяжелые» истории из Библии, демонстрирующие действие Божественного правосудия по отношению к нераскаянным грешникам. Еще в IV веке свт. Иоанн Златоуст предупреждал родителей о том, чтобы они с рассуждением подходили к ознакомлению своего ребенка с этими доктринами и сюжетами: «Расскажи ему, когда подрастёт, и более страшные рассказы. Ибо, когда рассудок ещё не прочен, не следует налагать такого бремени, чтобы не потрясти его. Когда же будет ему 15 лет или больше, пусть услышит о геенне; сверх того, когда будет ему 18 лет или меньше, пусть услышит о потопе, о том, что было с жителями Содома и Египтом – все, что исполнено наказаний, должно быть рассказано очень подробно». При том, что учитель Церкви предупреждает родителей о последствиях несвоевременности преподавания подобной информации детям (потрясение), в православной среде зачастую это напрочь игнорируется под предлогом того, что христианин с детства должен знать священную библейскую историю. Привычка пугать ребенка Богом или небесным воздаянием, к сожалению, довольно распространена, что является прямым путем к возникновению невроза.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #дети
❤2
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
9️⃣Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости». Священноначалие Русской Церкви не раз обращало внимание на то, что слово пастырей должно быть актуальным, живым и понятным для современного человека. К сожалению, уровень проповедей в целом остается довольно низким и используемые слова не «цепляют» современного человека, оно не приносит надлежащих плодов. Проблемы в сфере дидактики не способствуют профилактике невротической религиозности в среде верующих.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
9️⃣Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости». Священноначалие Русской Церкви не раз обращало внимание на то, что слово пастырей должно быть актуальным, живым и понятным для современного человека. К сожалению, уровень проповедей в целом остается довольно низким и используемые слова не «цепляют» современного человека, оно не приносит надлежащих плодов. Проблемы в сфере дидактики не способствуют профилактике невротической религиозности в среде верующих.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍2
«Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия, православные христиане должны проявлять рассудительность».
📖Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви».
#мораль
📖Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви».
#мораль
👍1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
🔟Деструктивная деятельность духовных наставников. Несмотря на то, что священноначалие Русской Православной Церкви более двадцати лет назад официально осудило попытки превышения полномочий со стороны пастырей-духовников, проблема злоупотреблений остается. Автору известны примеры отдельных священнослужителей, которые требовали подчинения со стороны своих духовных чад, предъявляли неоправданные нравственные и дисциплинарные требования, вмешивались в личную жизнь людей, которые им доверились. Подобное поведение нередко рассматривается в качестве нормы с обоих сторон, нарушение благословений воспринимается как «грех непослушания духовному отцу». Далеко не каждый случай таких злоупотреблений был рассмотрен со стороны церковного руководства и не всегда принимаются меры для пресечения такой деструктивной деятельности, в результате чего страдают реальные люди, которые впоследствии нуждаются в психотерапевтической помощи.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
🔟Деструктивная деятельность духовных наставников. Несмотря на то, что священноначалие Русской Православной Церкви более двадцати лет назад официально осудило попытки превышения полномочий со стороны пастырей-духовников, проблема злоупотреблений остается. Автору известны примеры отдельных священнослужителей, которые требовали подчинения со стороны своих духовных чад, предъявляли неоправданные нравственные и дисциплинарные требования, вмешивались в личную жизнь людей, которые им доверились. Подобное поведение нередко рассматривается в качестве нормы с обоих сторон, нарушение благословений воспринимается как «грех непослушания духовному отцу». Далеко не каждый случай таких злоупотреблений был рассмотрен со стороны церковного руководства и не всегда принимаются меры для пресечения такой деструктивной деятельности, в результате чего страдают реальные люди, которые впоследствии нуждаются в психотерапевтической помощи.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤1
Продаю книги исторического и богословского содержания в хорошем состоянии:
1. История Русской Православной Церкви (1917-1970). Под общей ред. Данилушкина М.Б. Т. 1. СПб., 1997. - 500 руб.
2. П. Крифт. Трактаты (философские эссе). М., 2013. - 350 руб.
3. Л. Стробел. Христос под следствием (апологетика Евангелия). Симферополь, 2010. - 250 руб.
Кого заинтересует, напишите в комментариях.
1. История Русской Православной Церкви (1917-1970). Под общей ред. Данилушкина М.Б. Т. 1. СПб., 1997. - 500 руб.
2. П. Крифт. Трактаты (философские эссе). М., 2013. - 350 руб.
3. Л. Стробел. Христос под следствием (апологетика Евангелия). Симферополь, 2010. - 250 руб.
Кого заинтересует, напишите в комментариях.
Сегодня день памяти св. Николая Кавасилы, помещаю ссылку на интересный и полезный подкаст.
👍2❤1
Forwarded from Канал диак. Николая Антонова
Нужно ли портить желудок, чтобы спастись? #подкаст
Ко дню памяти праведного Николая Кавасилы
В этом выпуске мы читаем один по-настоящему уникальный текст: «О жизни во Христе» праведного Николая Кавасилы. Почему он уникален? Это один из первых в истории православной духовной литературы текстов, написанных специально для мирян. Св. Николай, друг и ученик свт. Григория Паламы, в своих сочинениях попытался ответить на вопрос о том, как человек, живущий в миру, может научиться подлинно жить во Христе.
Какой может быть «непрестанная молитва» у человека в миру?
Как исихазм связан с церковными Таинствами?
Нужно ли для того, чтобы жить во Христе, непременно делать что-то необычайное?
На эти вопросы мы попытаемся найти ответ у праведного Николая.
-----‐------------
Слушайте!
— ютуб
— подкаст.площадки (втч яндекс.музыка):
Ко дню памяти праведного Николая Кавасилы
В этом выпуске мы читаем один по-настоящему уникальный текст: «О жизни во Христе» праведного Николая Кавасилы. Почему он уникален? Это один из первых в истории православной духовной литературы текстов, написанных специально для мирян. Св. Николай, друг и ученик свт. Григория Паламы, в своих сочинениях попытался ответить на вопрос о том, как человек, живущий в миру, может научиться подлинно жить во Христе.
Какой может быть «непрестанная молитва» у человека в миру?
Как исихазм связан с церковными Таинствами?
Нужно ли для того, чтобы жить во Христе, непременно делать что-то необычайное?
На эти вопросы мы попытаемся найти ответ у праведного Николая.
-----‐------------
Слушайте!
— ютуб
— подкаст.площадки (втч яндекс.музыка):
YouTube
Почитай отца. 18. Праведный Николай Кавасила. Нужно ли портить желудок, чтобы спастись?
В этом выпуске мы читаем один по-настоящему уникальный текст: «О жизни во Христе» праведного Николая Кавасилы. Почему он уникален? Это один из первых в истории православной духовной литературы текстов, написанных специально для мирян. Св. Николай, друг и…
❤1🔥1
Forwarded from Журнал «Фома»
Отец Павел Великанов @velikanovka записал курс из семи подкастов о пути к генеральной исповеди. Он и для тех, кто только готовится к первой исповеди, и для тех, кто исповедуется уже давно, но так и не ощутил в себе настоящего освобождения от груза, который гнетет душу.
Отец Павел помогает разобраться, что мешает нам на пути к этой свободе, и как следует подготовимся к по-настоящему осмысленной исповеди. Как перестать бегать по замкнутому кругу грехов, уныния, чувства вины и открыть для себя радость покаяния?
Весь Великий пост мы публиковали по одному ролику в неделю, а теперь предлагаем посмотреть весь курс «7 шагов к покаянию» в одном видео!
💻 На YouTube: https://youtu.be/o2Zn4fzU5L8
Отец Павел помогает разобраться, что мешает нам на пути к этой свободе, и как следует подготовимся к по-настоящему осмысленной исповеди. Как перестать бегать по замкнутому кругу грехов, уныния, чувства вины и открыть для себя радость покаяния?
Весь Великий пост мы публиковали по одному ролику в неделю, а теперь предлагаем посмотреть весь курс «7 шагов к покаянию» в одном видео!
💻 На YouTube: https://youtu.be/o2Zn4fzU5L8
❤1👎1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
1️⃣1️⃣Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания. Одним из частных примеров деструктивного душепопечения является убеждение в греховности проявления негативных чувств, эмоций, каких-либо «неправильных» переживаний, что приводит к алекситимии (неспособности выражать свои переживания и распознавать чужие) и «автоматическому контролю» всех своих чувств, эмоций и переживаний. В действительности, в православном нравственном богословии грехом считается отсутствие контроля над чувствами и эмоциями, приводящее к саморазрушению и преступлениям против других людей, а не любые их проявления.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
1️⃣1️⃣Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания. Одним из частных примеров деструктивного душепопечения является убеждение в греховности проявления негативных чувств, эмоций, каких-либо «неправильных» переживаний, что приводит к алекситимии (неспособности выражать свои переживания и распознавать чужие) и «автоматическому контролю» всех своих чувств, эмоций и переживаний. В действительности, в православном нравственном богословии грехом считается отсутствие контроля над чувствами и эмоциями, приводящее к саморазрушению и преступлениям против других людей, а не любые их проявления.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤4👍1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.
1️⃣2️⃣Культивирование ненависти к любому проявлению телесности. Эта проблема заслуживает особого внимания. Ориентация православного «приходского благочестия» на монашескую литературу в ее установках на полную редукцию телесности и восприятие человеческой сексуальности, как чего-то нечистого и недостойного, была и остается определяющей для многих православных священнослужителей и мирян, несмотря на противоречие этих представлений официальному церковному учению. Активное использование аскетических советов, адресованных монахам, в приложении к людям, желающим вступить в брак или состоящим в браке, способствует невротизации отношения к любым проявлениям сексуальности. Среди наиболее распространенных установок можно назвать: оправдание интимных отношений между супругами лишь целью деторождения, строгая регламентация периодов супружеской близости, внушение убеждения в порочности полового влечения как такового, в необходимости стремиться к его искоренению («избавляться от похоти»). На невозможность искоренения естественных страстей человека указывал свт. Иоанн Златоуст: «Человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен» (Беседы на Евангелие от Матфея, 16).
В качестве иллюстрации негативного отношения к человеческой телесности и сексуальности можно привести церковный запрет женщине в период месячных заходить в храм и участвовать в Таинствах. Хотя этот запрет не имеет ни малейшего обоснования в Новом Завете и не соблюдается повсеместно, тем не менее, он сохраняют свою силу и практикуется, а его нарушение многими воспринимается как грех. Об этом я уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/360
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
1️⃣2️⃣Культивирование ненависти к любому проявлению телесности. Эта проблема заслуживает особого внимания. Ориентация православного «приходского благочестия» на монашескую литературу в ее установках на полную редукцию телесности и восприятие человеческой сексуальности, как чего-то нечистого и недостойного, была и остается определяющей для многих православных священнослужителей и мирян, несмотря на противоречие этих представлений официальному церковному учению. Активное использование аскетических советов, адресованных монахам, в приложении к людям, желающим вступить в брак или состоящим в браке, способствует невротизации отношения к любым проявлениям сексуальности. Среди наиболее распространенных установок можно назвать: оправдание интимных отношений между супругами лишь целью деторождения, строгая регламентация периодов супружеской близости, внушение убеждения в порочности полового влечения как такового, в необходимости стремиться к его искоренению («избавляться от похоти»). На невозможность искоренения естественных страстей человека указывал свт. Иоанн Златоуст: «Человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен» (Беседы на Евангелие от Матфея, 16).
В качестве иллюстрации негативного отношения к человеческой телесности и сексуальности можно привести церковный запрет женщине в период месячных заходить в храм и участвовать в Таинствах. Хотя этот запрет не имеет ни малейшего обоснования в Новом Завете и не соблюдается повсеместно, тем не менее, он сохраняют свою силу и практикуется, а его нарушение многими воспринимается как грех. Об этом я уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/360
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
Telegram
чтец Сергий Федоров
🙅♀️Относительно понятия «женской нечистоты»
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден…
Всем известно, что православным христианкам не полагается причащаться во время месячных. Канонический запрет на это изложен во 2 правиле св. Дионисия Александрийского и 7 правиле Тимофея Александрийского, и подтвержден…
👍1
Заботясь о духовном здоровье, не забываем о важности телесного. Предлагаю своим подписчикам бесплатную индивидуальную консультацию с разбором и рекомендациями по питанию от Игоря Коротких - фитнес-тренера и нутрициолога. Игорь мой товарищ по семинарии и я сам обращаюсь к нему, поэтому готов порекомендовать. Кому актуально, пишите @igor_korotkikh_trainer
👍2🔥2🥰1
О грехе притворства
«Добродетели правды свойственно посредством внешних знаков показывать нечто таким, каким оно есть. Однако внешними знаками являются не только слова, но и дела. Поэтому подобно тому, как правде посредством слов противно показывать то, что отлично от находящегося в уме, точно так же правде противно при помощи знаков поступков или вещей показывать противоположное тому, что есть на самом деле, что непосредственным образом делается посредством притворства. Таким образом, притворство в собственном смысле слова есть ложь, сообщаемая посредством знаков внешне исполненных дел.. Нет никакой разницы в том, представлена ли ложь словами или как-либо иначе. Таким образом, коль скоро любая ложь.. является грехом, из этого следует, что и притворство является грехом» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль
«Добродетели правды свойственно посредством внешних знаков показывать нечто таким, каким оно есть. Однако внешними знаками являются не только слова, но и дела. Поэтому подобно тому, как правде посредством слов противно показывать то, что отлично от находящегося в уме, точно так же правде противно при помощи знаков поступков или вещей показывать противоположное тому, что есть на самом деле, что непосредственным образом делается посредством притворства. Таким образом, притворство в собственном смысле слова есть ложь, сообщаемая посредством знаков внешне исполненных дел.. Нет никакой разницы в том, представлена ли ложь словами или как-либо иначе. Таким образом, коль скоро любая ложь.. является грехом, из этого следует, что и притворство является грехом» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль
👎1🔥1