чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
759 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

9️⃣Невосприимчивость к слову проповеди по причине его шаблонности и «затертости». Священноначалие Русской Церкви не раз обращало внимание на то, что слово пастырей должно быть актуальным, живым и понятным для современного человека. К сожалению, уровень проповедей в целом остается довольно низким и используемые слова не «цепляют» современного человека, оно не приносит надлежащих плодов. Проблемы в сфере дидактики не способствуют профилактике невротической религиозности в среде верующих.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍2
«Церковная социальная деятельность не может порождать иждивенчество. Совершая дела милосердия, православные христиане должны проявлять рассудительность».

📖Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви».
#мораль
👍1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

🔟Деструктивная деятельность духовных наставников. Несмотря на то, что священноначалие Русской Православной Церкви более двадцати лет назад официально осудило попытки превышения полномочий со стороны пастырей-духовников, проблема злоупотреблений остается. Автору известны примеры отдельных священнослужителей, которые требовали подчинения со стороны своих духовных чад, предъявляли неоправданные нравственные и дисциплинарные требования, вмешивались в личную жизнь людей, которые им доверились. Подобное поведение нередко рассматривается в качестве нормы с обоих сторон, нарушение благословений воспринимается как «грех непослушания духовному отцу». Далеко не каждый случай таких злоупотреблений был рассмотрен со стороны церковного руководства и не всегда принимаются меры для пресечения такой деструктивной деятельности, в результате чего страдают реальные люди, которые впоследствии нуждаются в психотерапевтической помощи.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
1
Продаю книги исторического и богословского содержания в хорошем состоянии:

1. История Русской Православной Церкви (1917-1970). Под общей ред. Данилушкина М.Б. Т. 1. СПб., 1997. - 500 руб.

2. П. Крифт. Трактаты (философские эссе). М., 2013. - 350 руб.

3. Л. Стробел. Христос под следствием (апологетика Евангелия). Симферополь, 2010. - 250 руб.

Кого заинтересует, напишите в комментариях.
Сегодня день памяти св. Николая Кавасилы, помещаю ссылку на интересный и полезный подкаст.
👍21
Нужно ли портить желудок, чтобы спастись? #подкаст

Ко дню памяти праведного Николая Кавасилы

В этом выпуске мы читаем один по-настоящему уникальный текст: «О жизни во Христе» праведного Николая Кавасилы. Почему он уникален? Это один из первых в истории православной духовной литературы текстов, написанных специально для мирян. Св. Николай, друг и ученик свт. Григория Паламы, в своих сочинениях попытался ответить на вопрос о том, как человек, живущий в миру, может научиться подлинно жить во Христе.

Какой может быть «непрестанная молитва» у человека в миру?
Как исихазм связан с церковными Таинствами?
Нужно ли для того, чтобы жить во Христе, непременно делать что-то необычайное?

На эти вопросы мы попытаемся найти ответ у праведного Николая.

-----‐------------

Слушайте!
ютуб
подкаст.площадки (втч яндекс.музыка):
1🔥1
Отец Павел Великанов @velikanovka записал курс из семи подкастов о пути к генеральной исповеди. Он и для тех, кто только готовится к первой исповеди, и для тех, кто исповедуется уже давно, но так и не ощутил в себе настоящего освобождения от груза, который гнетет душу.

Отец Павел помогает разобраться, что мешает нам на пути к этой свободе, и как следует подготовимся к по-настоящему осмысленной исповеди. Как перестать бегать по замкнутому кругу грехов, уныния, чувства вины и открыть для себя радость покаяния?

Весь Великий пост мы публиковали по одному ролику в неделю, а теперь предлагаем посмотреть весь курс «7 шагов к покаянию» в одном видео!

💻 На YouTube: https://youtu.be/o2Zn4fzU5L8
1👎1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣1️⃣Духовно обоснованный запрет на экспрессию чувств и на внутренние переживания. Одним из частных примеров деструктивного душепопечения является убеждение в греховности проявления негативных чувств, эмоций, каких-либо «неправильных» переживаний, что приводит к алекситимии (неспособности выражать свои переживания и распознавать чужие) и «автоматическому контролю» всех своих чувств, эмоций и переживаний. В действительности, в православном нравственном богословии грехом считается отсутствие контроля над чувствами и эмоциями, приводящее к саморазрушению и преступлениям против других людей, а не любые их проявления.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
4👍1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣2️⃣Культивирование ненависти к любому проявлению телесности. Эта проблема заслуживает особого внимания. Ориентация православного «приходского благочестия» на монашескую литературу в ее установках на полную редукцию телесности и восприятие человеческой сексуальности, как чего-то нечистого и недостойного, была и остается определяющей для многих православных священнослужителей и мирян, несмотря на противоречие этих представлений официальному церковному учению. Активное использование аскетических советов, адресованных монахам, в приложении к людям, желающим вступить в брак или состоящим в браке, способствует невротизации отношения к любым проявлениям сексуальности. Среди наиболее распространенных установок можно назвать: оправдание интимных отношений между супругами лишь целью деторождения, строгая регламентация периодов супружеской близости, внушение убеждения в порочности полового влечения как такового, в необходимости стремиться к его искоренению («избавляться от похоти»). На невозможность искоренения естественных страстей человека указывал свт. Иоанн Златоуст: «Человек не может быть свободен от страстей; он может сдерживать их, но совершенно не иметь их не властен» (Беседы на Евангелие от Матфея, 16).

В качестве иллюстрации негативного отношения к человеческой телесности и сексуальности можно привести церковный запрет женщине в период месячных заходить в храм и участвовать в Таинствах. Хотя этот запрет не имеет ни малейшего обоснования в Новом Завете и не соблюдается повсеместно, тем не менее, он сохраняют свою силу и практикуется, а его нарушение многими воспринимается как грех. Об этом я уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/360
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍1
Заботясь о духовном здоровье, не забываем о важности телесного. Предлагаю своим подписчикам бесплатную индивидуальную консультацию с разбором и рекомендациями по питанию от Игоря Коротких - фитнес-тренера и нутрициолога. Игорь мой товарищ по семинарии и я сам обращаюсь к нему, поэтому готов порекомендовать. Кому актуально, пишите @igor_korotkikh_trainer
👍2🔥2🥰1
О грехе притворства

«Добродетели правды свойственно посредством внешних знаков показывать нечто таким, каким оно есть. Однако внешними знаками являются не только слова, но и дела. Поэтому подобно тому, как правде посредством слов противно показывать то, что отлично от находящегося в уме, точно так же правде противно при помощи знаков поступков или вещей показывать противоположное тому, что есть на самом деле, что непосредственным образом делается посредством притворства. Таким образом, притворство в собственном смысле слова есть ложь, сообщаемая посредством знаков внешне исполненных дел.. Нет никакой разницы в том, представлена ли ложь словами или как-либо иначе. Таким образом, коль скоро любая ложь.. является грехом, из этого следует, что и притворство является грехом» (Фома Аквинский. Сумма теологии, Т. 8).
#мораль
👎1🔥1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣3️⃣Восприятие внешних событий, как направленных на Церковь хорошо ложиться на эгоцентризм невротической личности, которое порождает (усиливает) страхи, недоверие, мнительность, провоцирует на поиск врагов и враждебных влияний. При этом, такой человек не принимает критики, встречает ее враждебно, ведь малейшее сомнение в правоте ставит под угрозу весь его иллюзорный мир.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣4️⃣Страх перед внешним миром, установка на негативное восприятие всего, что за пределами Церкви. Существует тенденция на полное противопоставление «церковного» и «мирского», при которой положительно оценивается лишь то, что соответствует определенной церковной традиции, культуре, а все остальное объявляется неправильным и ненужным. Мне известны примеры, когда священнослужители отговаривали верующих изучать языки и культуру народов, которые исторически не являются православными. Антизападная пропаганда благоприятно ложится на почву русской православной религиозности. Церковь всегда противопоставляла себя миру, однако следует различать «мир» как совокупность противоборствующих Богу сил и явлений и «мир» человеческой культуры, рожденной вне Православия. Идет тенденция на смешение этих понятий.
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
👍1
Факторы сложившегося порядка в Русской Православной Церкви, которые приводят к развитию (усилению) особенностей невротической личности.

1️⃣5️⃣Отсутствие признания самой проблемы невротической религиозности внутри церковного сообщества. Нам следует сразу оговориться, что данное утверждение не говорит о полном отсутствии признания проблемы, цитируемые в нашей работе статьи демонстрирует существование людей в Церкви, которые об этом говорят и пишут. Однако в масштабах всей Церкви это представляется лишь «каплей в море». Для многих членов Церкви характеристики «токсичной веры», которые я уже как-то приводил, воспринимаются в качестве нормы православного мировоззрения, в том или ином виде такие представления продолжают транслироваться самими священнослужителями, что лишь усугубляет состояние проблемы. Проблема с невротической религиозностью на приходе осложняется еще и тем, что священник, который не имеет профильного психологического образования, не может оказывать услуги психолога, при том, что в какой-то мере каждый пастырь сталкивается с психологическими проблемами и вынужден их тем или иным образом решать. С другой стороны, мне известны примеры негативного отношения священнослужителей к психологии и психотерапии как таковым, в силу чего феномен невротической религиозности отрицается, и нередко, пострадавшим людям предлагаются, вместо обращения к специалистам, вполне стандартные рекомендации: молитва, пост, участие в Таинствах. Это может на время переключить внимание человека, однако не решает проблемы и может ввести человека в заблуждение относительно своего состояния.
#проблемыцерковнойжизни
#невротическаярелигиозность
2👍2
НЕКОТОРЫЕ ТЕЗИСЫ СОЦИАЛЬНОГО УЧЕНИЯ ЦЕРКВИ О БРАКЕ

1. Мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви.

2. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении.

3. Брак – это изначальное установление Божие, укорененное в богозданном человеческом естестве.

4. Брак является духовно-телесным союзом мужчины и женщины, который позволяет им в полноте реализовать свою человеческую природу.

5. Церковь не признает каких-либо иных форм сожительства мужчины и женщины, кроме брака.

6. Недопустимо негативное или высокомерное отношение к браку.

7. Христианский брак являет собой образ союза Христа и Церкви.

8. Христианский брак – это «таинство любви», вечное единение супругов друг с другом во Христе.

9. Муж призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а жена призвана повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф.5:22–23; Кол.3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, заботе и любви.

10. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога.

11. Телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания. Эти чистые и достойные по замыслу Божию отношения нельзя отделять от личностной и духовной общности, от жертвенности и всецелой ответственности друг за друга, которые осуществимы лишь в пожизненной брачной верности.

12. Плодом любви и общности христианских супругов становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака.

13. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.
#отношения #учениецеркви #брак #мораль
9👍2🔥1
👨‍👩‍👧‍👦10 поучений свт. Иоанна Златоуста о любви, семье и верности

1. Добрачное целомудрие - залог любви супругов. Добрачная распущенность - залог будущих измен.

«Ничто так не украшает юного возраста, как венец целомудрия, и то, чтобы вступать в брак чистому от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак с соблюдением этого.. И после брака бегают к любовницам, потому что прежде брака не соблюдали целомудрия» (Слово 1 об Анне).

2. Любить людей, в том числе супругу, нужно ради Бога.

«Не столько ради нее самой должно любить ее, сколько ради Христа» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).

3. Распущенность убивает любовь в браке. Для женатого мужчины должна существовать только одна женщина в мире - его жена.

«Как невозможно, чтобы человек целомудренный презирал свою жену и когда-нибудь пренебрег ею, так невозможно, чтобы человек развратный и беспутный любил свою жену, хотя бы она была прекраснее всех. От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. Итак, считай прочих женщин как бы каменными, зная, что, если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину, хотя бы общественную, хотя бы замужнюю, ты делаешься виновным в грехе прелюбодеяния» (Беседа 1 о браке).

4. Внешняя привлекательность не сможет удержать супругов, если не будет душевных добродетелей.

«Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать мужа двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные качества жены, уничтожит всю любовь; те же, которые блистают красотой душевной, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь. Таким образом, когда между ними существует пламенная и искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние, и даже никакая мысль о распутстве не приходит в голову мужа, любящего свою жену, но он остается всегда любящим собственную жену и таким целомудрием приобретает благоволение и покровительство Божие на весь дом свой» (Беседа 3 о браке).

5. Любовь христианских супругов переходит в вечность.

«И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся… и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).

6. Семья - истинное удовольствие для нормального человека.

«Ты имеешь жену, имеешь детей: что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, есть друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют и великую пользу. В самом деле, скажи мне: что может быть приятнее детей и жены для того, кто хочет жить целомудренно? Говорят, что варвары, услышав об этих беззаконных зрелищах и непристойных удовольствиях, произнесли весьма мудрое изречение, сказав: римляне выдумали эти удовольствия, потому что не имели жен и детей. Они показали этим изречением, что для того, кто хочет жить честно, нет ничего приятнее жены и детей» (Беседа 37 на Евангелие от Матфея).

7. Супруги должны сами стремиться исполнять свои обязанности, вместо того, чтобы ждать этого от другого.

«Ты, жена, не ожидай доброты от мужа, чтобы после того показать и свою, – в этом не будет ничего важного; и ты, муж, не ожидай благонравия от жены, чтобы после того и самому быть любомудрым, – это уже не будет подвигом; но каждый пусть первый исполняет свои обязанности» (Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам).
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
2👍1
8. Муж должен уважать свою жену и предпочитать ее всем остальным.

«Не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее.Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).

9. Жена должна слушаться своего мужа и побуждением к этому должна служить любовь мужа.

«Как Церковь, составляемая из мужей и жен, повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям, как Богу... Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос... Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).

10. Супруги не должны подавать друг другу повод для ревности.

«Ни один верный не должен клеветать жене на мужа; но и муж не должен верить наветам на свою жену, точно так, как и жена не должна по-пустому следить за входами и выходами (своего мужа). Впрочем, и муж отнюдь не должен подавать повод к какому-либо подозрению на себя. Для чего, скажи мне, весь день ты проводишь с друзьями, а с женой только вечер, и через это ни ее не можешь удовлетворить, ни отдалить подозрение? Если жена укоряет тебя, не печалься: это – по дружбе, а не по дерзости. Упреки – плод горячей любви, страстного расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не похитил у нее ее ложе, чтобы кто не повредил ей в важнейшем благе, чтобы кто не отнял у нее главы, чтобы кто не разорил (брачного) ложа (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
1
О приятностях жизни

В жизни христианина могут присутствовать невинные и добрые удовольствия, однако важно определить их место и значение. В Библии и у отцов Церкви они называются утешениями. Утешения - это то, что способно взбодрить и поддержать человека в его повседневной жизни, однако они не должны становиться целью жизни и подменять собой труды и подвиги. Их назначение вспомогательное, а не основное. При этом, если утешение распространяется на других, то оно уже само становится добрым делом для нас, способом выразить нашу любовь. Например, родители могут играть с детьми, уделяя им внимание. Свт. Иоанн Златоуст к таким утешениям (добрым удовольствиям) относит: отдых, любование природой и архитектурой, общение с семьей и друзьями, наслаждение красотой возлюбленной, супружескую близость, поцелуи, объятия, подарки, чтение книг, слушание занимательных рассказов, взаимодействие с животными.
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
7🥰4