8. Муж должен уважать свою жену и предпочитать ее всем остальным.
«Не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее.Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
9. Жена должна слушаться своего мужа и побуждением к этому должна служить любовь мужа.
«Как Церковь, составляемая из мужей и жен, повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям, как Богу... Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос... Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
10. Супруги не должны подавать друг другу повод для ревности.
«Ни один верный не должен клеветать жене на мужа; но и муж не должен верить наветам на свою жену, точно так, как и жена не должна по-пустому следить за входами и выходами (своего мужа). Впрочем, и муж отнюдь не должен подавать повод к какому-либо подозрению на себя. Для чего, скажи мне, весь день ты проводишь с друзьями, а с женой только вечер, и через это ни ее не можешь удовлетворить, ни отдалить подозрение? Если жена укоряет тебя, не печалься: это – по дружбе, а не по дерзости. Упреки – плод горячей любви, страстного расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не похитил у нее ее ложе, чтобы кто не повредил ей в важнейшем благе, чтобы кто не отнял у нее главы, чтобы кто не разорил (брачного) ложа (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
«Не просто зови ее по имени, но с лаской, с честью, с большой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться тем, что исходит от тебя. Предпочитай ее всем, во всех отношениях, как за ее красоту, так и за ее проницательность, и хвали ее.Таким образом, ты убедишь ее не внимать никому постороннему, но пренебрегать всем миром, кроме тебя» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
9. Жена должна слушаться своего мужа и побуждением к этому должна служить любовь мужа.
«Как Церковь, составляемая из мужей и жен, повинуется Христу, так и жены должны повиноваться мужьям, как Богу... Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысячекратно быть рассеченным, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос... Слугу можно иногда связать страхом, – а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, – но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовью и расположенностью. Что за супружество, когда жена трепещет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женой, как с рабой, а не как со свободной? Если бы и случилось потерпеть что за нее, не ропщи: Христос этого не делал» (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
10. Супруги не должны подавать друг другу повод для ревности.
«Ни один верный не должен клеветать жене на мужа; но и муж не должен верить наветам на свою жену, точно так, как и жена не должна по-пустому следить за входами и выходами (своего мужа). Впрочем, и муж отнюдь не должен подавать повод к какому-либо подозрению на себя. Для чего, скажи мне, весь день ты проводишь с друзьями, а с женой только вечер, и через это ни ее не можешь удовлетворить, ни отдалить подозрение? Если жена укоряет тебя, не печалься: это – по дружбе, а не по дерзости. Упреки – плод горячей любви, страстного расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не похитил у нее ее ложе, чтобы кто не повредил ей в важнейшем благе, чтобы кто не отнял у нее главы, чтобы кто не разорил (брачного) ложа (Беседа 20 на послание к Ефесянам).
#брак #отношения #мораль #иоаннзлатоуст
❤1
Посмотрите насколько эти поучения актуальны сегодня, ничего не изменилось принципиально здесь за 1500 лет.
👉См. 10 тезисов свт. Иоанна Златоуста о человеческой сексуальности https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/220
👉См. 10 тезисов свт. Иоанна Златоуста о человеческой сексуальности https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/220
Telegram
чтец Сергий Федоров
10 ТЕЗИСОВ СВТ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ
1. Сексуальные желания и связи не являются сами по себе греховными, а только из-за злоупотребления ими.
«Если взять для примера одну из страстей, плотская похоть не составляет греха, но когда…
1. Сексуальные желания и связи не являются сами по себе греховными, а только из-за злоупотребления ими.
«Если взять для примера одну из страстей, плотская похоть не составляет греха, но когда…
❤3
О приятностях жизни
В жизни христианина могут присутствовать невинные и добрые удовольствия, однако важно определить их место и значение. В Библии и у отцов Церкви они называются утешениями. Утешения - это то, что способно взбодрить и поддержать человека в его повседневной жизни, однако они не должны становиться целью жизни и подменять собой труды и подвиги. Их назначение вспомогательное, а не основное. При этом, если утешение распространяется на других, то оно уже само становится добрым делом для нас, способом выразить нашу любовь. Например, родители могут играть с детьми, уделяя им внимание. Свт. Иоанн Златоуст к таким утешениям (добрым удовольствиям) относит: отдых, любование природой и архитектурой, общение с семьей и друзьями, наслаждение красотой возлюбленной, супружескую близость, поцелуи, объятия, подарки, чтение книг, слушание занимательных рассказов, взаимодействие с животными.
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
В жизни христианина могут присутствовать невинные и добрые удовольствия, однако важно определить их место и значение. В Библии и у отцов Церкви они называются утешениями. Утешения - это то, что способно взбодрить и поддержать человека в его повседневной жизни, однако они не должны становиться целью жизни и подменять собой труды и подвиги. Их назначение вспомогательное, а не основное. При этом, если утешение распространяется на других, то оно уже само становится добрым делом для нас, способом выразить нашу любовь. Например, родители могут играть с детьми, уделяя им внимание. Свт. Иоанн Златоуст к таким утешениям (добрым удовольствиям) относит: отдых, любование природой и архитектурой, общение с семьей и друзьями, наслаждение красотой возлюбленной, супружескую близость, поцелуи, объятия, подарки, чтение книг, слушание занимательных рассказов, взаимодействие с животными.
#мораль #духовнаяжизнь #иоаннзлатоуст
❤7🥰4
Существует такая проблема, когда люди с невротическим расстройством подменяют христианские добродетели различными искажениями. Следует помнить, что добродетель всегда ради Христа и она избирается свободно и сознательно в отличии от компульсивных действий. Типичные подмены приведу ниже.
смирение – смиреннословие, комплекс неполноценности;
терпение – терпильство «сквозь зубы», созависимая позиция «жертвы»;
жертвенная любовь – жертвенность с невротической мотивацией и спасательство («не могу не жертвовать собой и не спасать других»);
послушание – зависимые отношения;
исполнение заповедей – религиозное законничество (стремление к исполнению религиозных предписаний без понимания их сущности, которое соединяется со страхом их нарушения);
абсолютная преданность воле Божией – пассивность в собственной жизни, снятие с себя ответственности.
❓А какие еще подмены замечали вы?
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
смирение – смиреннословие, комплекс неполноценности;
терпение – терпильство «сквозь зубы», созависимая позиция «жертвы»;
жертвенная любовь – жертвенность с невротической мотивацией и спасательство («не могу не жертвовать собой и не спасать других»);
послушание – зависимые отношения;
исполнение заповедей – религиозное законничество (стремление к исполнению религиозных предписаний без понимания их сущности, которое соединяется со страхом их нарушения);
абсолютная преданность воле Божией – пассивность в собственной жизни, снятие с себя ответственности.
❓А какие еще подмены замечали вы?
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
🔥5👍2
Чем отличается невротическая жертвенность от жертвенной любви христианина?
На мой взгляд, отличие состоит, прежде всего, в сознательности, добровольности и мотивах. Здоровая христианская жертвенность свободна, а не вынуждена, а невротическая – не может не жертвовать собой. В последнем случае не любовь и сострадание побуждают человека к активной деятельности в пользу других, а психологическая невозможность действовать иначе. Он снижает собственную тревожность через помощь другим, но в реальности не любит этих людей. Христианская жертвенность – это всегда любовь к людям во Христе, сознательное исполнение заповедей, человек понимает ради Кого он это делает. Именно поэтому невротическая жертвенность не имеет никакой существенной заслуги перед Богом и такие "добрые дела" не "засчитываются".
Также стоит заметить, что здоровая жертвенность не действует в ущерб собственному физическому и психологическому здоровью. По-христиански, вполне нормально прежде позаботиться о себе, а уже затем о ближнем. Это никакой не эгоизм, а зрелый и разумный подход. Такой же принцип действует в природе, сначала растения восполняют недостаток собственных ресурсов, а уже затем отдают остаток для формирования другого.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
На мой взгляд, отличие состоит, прежде всего, в сознательности, добровольности и мотивах. Здоровая христианская жертвенность свободна, а не вынуждена, а невротическая – не может не жертвовать собой. В последнем случае не любовь и сострадание побуждают человека к активной деятельности в пользу других, а психологическая невозможность действовать иначе. Он снижает собственную тревожность через помощь другим, но в реальности не любит этих людей. Христианская жертвенность – это всегда любовь к людям во Христе, сознательное исполнение заповедей, человек понимает ради Кого он это делает. Именно поэтому невротическая жертвенность не имеет никакой существенной заслуги перед Богом и такие "добрые дела" не "засчитываются".
Также стоит заметить, что здоровая жертвенность не действует в ущерб собственному физическому и психологическому здоровью. По-христиански, вполне нормально прежде позаботиться о себе, а уже затем о ближнем. Это никакой не эгоизм, а зрелый и разумный подход. Такой же принцип действует в природе, сначала растения восполняют недостаток собственных ресурсов, а уже затем отдают остаток для формирования другого.
#ответынавопросы #духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
❤11👍2🤔1
Братья и сестры, поскольку телеграм не предполагает бесплатных рекомендаций каналов потенциальным подписчикам, то у меня есть к вам просьба. Если вам интересны материалы моего канала и у вас есть знакомые, которым они могли бы также быть интересны и полезны, поделитесь с ними репостами записей. Так больше людей смогут узнать о канале. Заранее благодарю вас!
👍14
В сети появился текст моей диссертации «Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ»
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #моиработы
#проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #моиработы
Азбука здоровья
Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ - Азбука здоровья
Магистерская диссертация С. А. Федорова.
👍8🔥5
чтец Сергий Федоров pinned «В сети появился текст моей диссертации «Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ» #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #моиработы»
Посетили церковь свт. Николая Чудотворца в Демре (Миры Ликийские). Построена в начале IX века. Храм был отремонтирован в начале XI века и ок. 1042 г. украшен наборными мраморными полами и фресками.
На одной из фотографий можно видеть саркофаг, где предположительно могли лежать мощи святителя до их похищения итальянцами.
На одной из фотографий можно видеть саркофаг, где предположительно могли лежать мощи святителя до их похищения итальянцами.
👍18❤4
Тому кто развелся по своей воле с супругом, особенно если он пережил предательство, гораздо проще убедить себя в возможности «второй попытки» с другим человеком, чем пережившему утрату любимого. «Если мы уже не любим друг друга, то зачем прикидываться, что мы семья», «все вокруг разводятся и повторно вступают в брак, значит это в пределах нормы» - может рассуждать такой человек. Но здесь прячется лукавство сатаны, который любит подавать ситуацию в искаженном свете.
Вступая в христианский брак, люди принимают на себя клятвенное обязательство взаимной и пожизненной любви, уважения и верности. Снять с них это обязательство никто не может. Поскольку это обязательство принимается добровольно и каждый из супругов по отдельности им связан, то неверность одного не может отменить обязательство верности другого, неуважение - обязательство уважения, ненависть - обязательство любви. Поэтому супруги, которые испытывают кризис должны хорошо понимать, что у них есть только единственная возможность все наладить - принять ответственность за свои отношения и работать над ними, моля Господа, чтобы все наладилось. Пусть никто не обманывается, все повторные попытки при живом супруге - это от лукавого, это дорога в ад, сколько бы лет эти новые отношения не длились. Об этом ясно предупредил Сам Законодатель - Господь Иисус Христос, поэтому мне не страшно со всей ответственностью это напомнить: «Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует» (Лк.16:18). Если бы больше супругов понимали это, возможно разводов было бы гораздо меньше. Потому что многие ищут «нового счастья», не веря предупреждению Господа, не понимая насколько все серьезно. Особенно грустно читать в православных группах открытые подталкивания к этому со стороны верующих людей.
«Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу» (свт. Иоанн Златоуст).
#отношения #брак #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
Вступая в христианский брак, люди принимают на себя клятвенное обязательство взаимной и пожизненной любви, уважения и верности. Снять с них это обязательство никто не может. Поскольку это обязательство принимается добровольно и каждый из супругов по отдельности им связан, то неверность одного не может отменить обязательство верности другого, неуважение - обязательство уважения, ненависть - обязательство любви. Поэтому супруги, которые испытывают кризис должны хорошо понимать, что у них есть только единственная возможность все наладить - принять ответственность за свои отношения и работать над ними, моля Господа, чтобы все наладилось. Пусть никто не обманывается, все повторные попытки при живом супруге - это от лукавого, это дорога в ад, сколько бы лет эти новые отношения не длились. Об этом ясно предупредил Сам Законодатель - Господь Иисус Христос, поэтому мне не страшно со всей ответственностью это напомнить: «Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует» (Лк.16:18). Если бы больше супругов понимали это, возможно разводов было бы гораздо меньше. Потому что многие ищут «нового счастья», не веря предупреждению Господа, не понимая насколько все серьезно. Особенно грустно читать в православных группах открытые подталкивания к этому со стороны верующих людей.
«Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу» (свт. Иоанн Златоуст).
#отношения #брак #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍12❤1
О праведной ненависти
Нередко среди христиан возникают сомнения в актуальности Псалтири, в частности в отношении к врагам, которое присутствует у псалмопевца. Говорят о том, что это якобы чисто ветхозаветное отношение, которое несовместимо с Евангелием.
Поскольку Псалтирь является богодухновенной частью Священного Писания, то мы исходим из того, что все воззвания псалмопевца вдохновлены Господом. Соответственно, в них нет ничего недостойного и бесполезного для нас. В псалмах нередко говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс. 138, 22). Святой Августин поясняет: «Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло».
Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Отношение к врагам в Псалтири, в полной мере соответствует новозаветному.
#библия #мораль
Нередко среди христиан возникают сомнения в актуальности Псалтири, в частности в отношении к врагам, которое присутствует у псалмопевца. Говорят о том, что это якобы чисто ветхозаветное отношение, которое несовместимо с Евангелием.
Поскольку Псалтирь является богодухновенной частью Священного Писания, то мы исходим из того, что все воззвания псалмопевца вдохновлены Господом. Соответственно, в них нет ничего недостойного и бесполезного для нас. В псалмах нередко говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс. 138, 22). Святой Августин поясняет: «Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло».
Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Отношение к врагам в Псалтири, в полной мере соответствует новозаветному.
#библия #мораль
👍7