чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
чтец Сергий Федоров pinned «В сети появился текст моей диссертации «Невротическая религиозность и современное православие: богословско-психологический анализ» #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность #моиработы»
Посетили церковь свт. Николая Чудотворца в Демре (Миры Ликийские). Построена в начале IX века. Храм был отремонтирован в начале XI века и ок. 1042 г. украшен наборными мраморными полами и фресками.

На одной из фотографий можно видеть саркофаг, где предположительно могли лежать мощи святителя до их похищения итальянцами.
👍184
Тому кто развелся по своей воле с супругом, особенно если он пережил предательство, гораздо проще убедить себя в возможности «второй попытки» с другим человеком, чем пережившему утрату любимого. «Если мы уже не любим друг друга, то зачем прикидываться, что мы семья», «все вокруг разводятся и повторно вступают в брак, значит это в пределах нормы» - может рассуждать такой человек. Но здесь прячется лукавство сатаны, который любит подавать ситуацию в искаженном свете.

Вступая в христианский брак, люди принимают на себя клятвенное обязательство взаимной и пожизненной любви, уважения и верности. Снять с них это обязательство никто не может. Поскольку это обязательство принимается добровольно и каждый из супругов по отдельности им связан, то неверность одного не может отменить обязательство верности другого, неуважение - обязательство уважения, ненависть - обязательство любви. Поэтому супруги, которые испытывают кризис должны хорошо понимать, что у них есть только единственная возможность все наладить - принять ответственность за свои отношения и работать над ними, моля Господа, чтобы все наладилось. Пусть никто не обманывается, все повторные попытки при живом супруге - это от лукавого, это дорога в ад, сколько бы лет эти новые отношения не длились. Об этом ясно предупредил Сам Законодатель - Господь Иисус Христос, поэтому мне не страшно со всей ответственностью это напомнить: «Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует» (Лк.16:18). Если бы больше супругов понимали это, возможно разводов было бы гораздо меньше. Потому что многие ищут «нового счастья», не веря предупреждению Господа, не понимая насколько все серьезно. Особенно грустно читать в православных группах открытые подталкивания к этому со стороны верующих людей.

«Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу» (свт. Иоанн Златоуст).
#отношения #брак #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍121
О праведной ненависти

Нередко среди христиан возникают сомнения в актуальности Псалтири, в частности в отношении к врагам, которое присутствует у псалмопевца. Говорят о том, что это якобы чисто ветхозаветное отношение, которое несовместимо с Евангелием.

Поскольку Псалтирь является богодухновенной частью Священного Писания, то мы исходим из того, что все воззвания псалмопевца вдохновлены Господом. Соответственно, в них нет ничего недостойного и бесполезного для нас. В псалмах нередко говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс. 138, 22). Святой Августин поясняет: «Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло».

Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Отношение к врагам в Псалтири, в полной мере соответствует новозаветному.
#библия #мораль
👍7
Сегодня память святых царственных страстотерпцев - последней царской семьи Российской империи. Из текста службы святому можно узнать за что именно Церковь его прославила и в чем призывает ему подражать. Царскую семью Церковь предлагает не только в качестве образца преданности Богу в смерти, но и как пример истинно христианской семьи, который так важен в наше время:

«Вы есте‌ о‌браз супру‌жества доброде‌тельнаго и дете‌й воспита‌ния благочести‌ваго,/ святи‌и ца‌рие Нико‌лае и Алекса‌ндро./ Дом ваш я‌ко цветни‌к духо‌вный соде‌лавше,/ на Небесе‌х ны‌не вку‌пе со ча‌ды лику‌ете» (канон на утрени, песнь 7).

Действительно это была удивительная семья, члены которой любили друг друга с нежностью. Романтическая переписка супругов и дневниковые записи показывают нам уникальный пример того, как святые люди строили семейные отношения, как трепетно относились друг ко другу. Эта нежность пронизывает собой все их общение. Пару примеров из писем:

«Мое драгоценное Солнышко, я проснулся с твоим милым именем на устах и так глубоко и горячо молился за твое благополучие, здоровье и счастье. Моя маленькая, моя единственная, невозможно выразить словами, как я тебя люблю, — я полон моей любовью, и лишь она озаряет эти мрачные дни. Благослови тебя Бог, моя Аликс. Ники» (1894 г.).

«Прощай мой ангел, Бог сохранит и защитит тебя, и вернет тебя здоровым. Всякие нежные поцелуи и ласки от твоей любящей и искренно преданной маленькой женки» (1914 г.).

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
#брак #отношения
9
В наш век вседозволенности, утраты целыми обществами четких моральных ориентиров, превратного представления о любви Божией среди самих христиан, особенно строго звучит предупреждение апостола Павла, которое читалось за сегодняшним богослужением:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.5:9-10).

На все оправдания, что «жизнь сейчас другая», «по Евангелию сейчас жить нереально», «мы не можем знать/судить», «обстоятельства могут быть извиняющими», «все грешат кругом», «я же не святой», «Бог милостив», «Господь никого не наказывает», «человечество ждет всеобщее спасение», Слово Божие неоднократно предостерегает: не обманывайте самих себя, не льстите себе, кто не покается, тот уйдет в муку вечную. Без вариантов. Уйдут туда и те, кого общество считало кумирами, уважаемыми людьми, кто сам считал, что не делает ничего особенно злого. Уйдут милые, красивые и толерантные люди, чья душа наполнена смрадом греха. Но нам еще не поздно задуматься, не находимся ли мы в категории тех, чьи дела предопределяют их к изгнанию из Царства Христа. Покаяние освобождает нас от этой опасности. Не будем обманываться, Бог всегда исполняет то, о чем заранее предупредил.
#библия #мораль #мысли
8
От одного православного брата услышал такое рассуждение, что правильная библейская иерархия в христианской семье предполагает решение всех семейных проблем через мужа, как главу семьи. Никто не вправе влезать в семью и давать какие-то указания в обход власти мужа, включая духовников. Я согласен с ним. Исправление чужих детей должно происходить только через родителей. Замечания замужней женщине можно делать только через обращение к мужу (исключение: увещания духовника), как ее главе. И уж тем более любые частные советы относительно конкретной семьи могут быть адресованы только мужу, а не кому-то другому. Грубое вмешательство в жизнь семьи со стороны кого бы то ни было недопустимо. Таково правильное библейское учение, которому практически не учат ни в семьях, ни в школах, ни в церкви.
#библия #мораль #брак #отношения #мысли #дети
🔥122👍1
📖Несколько апостольских утверждений из сегодняшнего рядового чтения первого послания к Коринфянам (7:1-12).

1. Брак предохраняет человека от распутства.

2. В интимных отношениях супруги совершенно равны: жена имеет власть над телом мужа, муж имеет власть над телом жены.

3. Разлучаться друг от друга в интимном плане можно только временно, по взаимному согласию, ради усиленного пребывания в молитве. Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что интим в браке не оскверняет, но только отвлекает от молитвенного подвига.

4. Статус безбрачного или вдовствующего предпочтительнее, так как открывает больше возможностей для того, чтобы служить Богу и не отвлекаться на семейные заботы. Однако не все готовы на это, поэтому «лучше вступить в брак, чем разжигаться».

5. Те, кто вступили в брак, по заповеди Господа, не имеют права оставлять друг друга. Но если это случилось, то ни одна из сторон не имеет права вступать в новые отношения.

6. Если один из супругов пришел к вере, а другой нет, то верующему супругу не следует оставлять неверующего, при условии, что последний согласен жить с ним.
#библия #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст #толкование
3👍2
Часто можно слышать, что нужно уважать выбор человека, даже если он не вписывается в христианские моральные нормы, а осуждать его нельзя, потому что это может ввести человека в состояние подавленности. Что можно сказать на это?

Уважать греховный выбор христиане конечно же не могут, так как это делает их соучастниками в грехе. Быть равнодушными к греховному выбору тех, кто считает себя христианами, мы тем более не должны. Что касается осуждения, от которого человек может замкнуться и стать изгоем, то это неправильное осуждение в котором нет любви. Часто ошибочно считают, что любовь - это всегда про отсутствие осуждения, но это не всегда так. Чтобы не подавлять согрешившего, нужно различать человека и его грехи.

Свт. Иоанн Златоуст предлагает такие рекомендации по исправлению ближнего, которые вряд ли введут его в состоянии безнадежности, если он сам не захочет остаться в грехе: «Зачастую терпением и настойчивостью, с плачем и слезами, душу пропащую ты сможешь привлечь и воскресить. Советовал и не убедил? Заплачь и обними его, часто и горько стеная, дабы, устыдившись твоей заботы, обратился он к спасению. Обхвати ноги его, не стыдясь, если ты воистину хочешь исцелить. Если будет он бранить, вести себя надменно и угрожать, что возненавидит тебя, либо еще чем-нибудь грозить, сноси все стойко, ибо наградой будет его спасение. Если же он возненавидит тебя, то Бог возлюбит тебя и великими благами воздаст тебе за этот день» (Слово 2 о Лазаре).
#мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍161
📖Из сегодняшнего чтения первого послания к Коринфянам (7:12-16):

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Речь здесь идёт, конечно, не о любых неверующих, а о лицах некрещеных, которые никогда не были христианами. Апостол говорит о браках, в которой одна из сторон пришла к христианской вере и крестилась, а вторая осталась в иноверии (неверии). В то время было немыслимо, чтобы человек принял крещение и не стал бы одновременно верующим и «воцерковленным».

Относительно причин развода с таковыми свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Если он (неверующий) повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или уйти, то лучше оставить брак, нежели благочестие.. Если неверный ежедневно из-за этого оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться» (Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам). Развод с некрещеным по уважительной причине, согласно каноническому праву, позволяет верующей стороне вступить в новый брак с лицом православного исповедания.
#библия #брак #отношения #мораль #толкование #иоаннзлатоуст
👍31
Апостол Павел призывает: «Вы куплены ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).

Это означает, что мы не должны из страха или человекоугодия повиноваться людям, которые побуждают нас к чему-то греховному. Почему? Потому что мы куплены ценой крови Господа, чтобы быть Его рабами, свободными от посягательств на нашу совесть со стороны людей.
#библия #толкование
6👍2
📖В сегодняшнем чтении послания к Коринфянам содержатся загадочные слова апостола Павел:

«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:29-31). Что это значит? Я отметил для себя толкование св. Иоанна Кронштадтского:

«Живи в мире и подчиняйся его обстоятельствам, но столько, сколько можно позволить временному страннику, который озабочен путешествием к горнему отечеству. Имеешь ты жену – живи с ней в любви и согласии, но не привязывайся к ней всею душою своей до забвения Бога и той жизни, в которой ни женятся, ни посягают; не делай ее целью твоей жизни и преимущественным предметом твоих забот: имеющие жен должны быть, как не имеющие. Ты, купец, покупай и продавай, но не делай своей торговли целью твоей жизни, не привязывайся слишком к деньгам: покупающие (да будут), как не приобретающие. Хочешь жить в мире и наслаждаться его удовольствиями? Вкуси их, если хочешь, но не пресыщайся ими (разумею позволенные удовольствия). Не живи только для них: пользующиеся миром сим, как не пользующиеся (Дневник. Т. 1. 1856).
#библия #мораль #толкование
👍3🔥2