чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
757 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Посетили церковь свт. Николая Чудотворца в Демре (Миры Ликийские). Построена в начале IX века. Храм был отремонтирован в начале XI века и ок. 1042 г. украшен наборными мраморными полами и фресками.

На одной из фотографий можно видеть саркофаг, где предположительно могли лежать мощи святителя до их похищения итальянцами.
👍184
Тому кто развелся по своей воле с супругом, особенно если он пережил предательство, гораздо проще убедить себя в возможности «второй попытки» с другим человеком, чем пережившему утрату любимого. «Если мы уже не любим друг друга, то зачем прикидываться, что мы семья», «все вокруг разводятся и повторно вступают в брак, значит это в пределах нормы» - может рассуждать такой человек. Но здесь прячется лукавство сатаны, который любит подавать ситуацию в искаженном свете.

Вступая в христианский брак, люди принимают на себя клятвенное обязательство взаимной и пожизненной любви, уважения и верности. Снять с них это обязательство никто не может. Поскольку это обязательство принимается добровольно и каждый из супругов по отдельности им связан, то неверность одного не может отменить обязательство верности другого, неуважение - обязательство уважения, ненависть - обязательство любви. Поэтому супруги, которые испытывают кризис должны хорошо понимать, что у них есть только единственная возможность все наладить - принять ответственность за свои отношения и работать над ними, моля Господа, чтобы все наладилось. Пусть никто не обманывается, все повторные попытки при живом супруге - это от лукавого, это дорога в ад, сколько бы лет эти новые отношения не длились. Об этом ясно предупредил Сам Законодатель - Господь Иисус Христос, поэтому мне не страшно со всей ответственностью это напомнить: «Всякий, отпускающий жену свою и женящийся на другой, прелюбодействует, и женящийся на отпущенной мужем прелюбодействует» (Лк.16:18). Если бы больше супругов понимали это, возможно разводов было бы гораздо меньше. Потому что многие ищут «нового счастья», не веря предупреждению Господа, не понимая насколько все серьезно. Особенно грустно читать в православных группах открытые подталкивания к этому со стороны верующих людей.

«Только вступать, или не вступать в брак зависит от нас; а то, что последует за браком, уже не в нашей власти, но волею или неволею нужно переносить рабство. Почему? Потому, что мы не по неведению избираем это подчинение, но, очень хорошо зная его права и законы, добровольно подвергаем себя этому игу» (свт. Иоанн Златоуст).
#отношения #брак #мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍121
О праведной ненависти

Нередко среди христиан возникают сомнения в актуальности Псалтири, в частности в отношении к врагам, которое присутствует у псалмопевца. Говорят о том, что это якобы чисто ветхозаветное отношение, которое несовместимо с Евангелием.

Поскольку Псалтирь является богодухновенной частью Священного Писания, то мы исходим из того, что все воззвания псалмопевца вдохновлены Господом. Соответственно, в них нет ничего недостойного и бесполезного для нас. В псалмах нередко говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: Полною ненавистью ненавижу их (Пс. 138, 22). Святой Августин поясняет: «Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло».

Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Отношение к врагам в Псалтири, в полной мере соответствует новозаветному.
#библия #мораль
👍7
Сегодня память святых царственных страстотерпцев - последней царской семьи Российской империи. Из текста службы святому можно узнать за что именно Церковь его прославила и в чем призывает ему подражать. Царскую семью Церковь предлагает не только в качестве образца преданности Богу в смерти, но и как пример истинно христианской семьи, который так важен в наше время:

«Вы есте‌ о‌браз супру‌жества доброде‌тельнаго и дете‌й воспита‌ния благочести‌ваго,/ святи‌и ца‌рие Нико‌лае и Алекса‌ндро./ Дом ваш я‌ко цветни‌к духо‌вный соде‌лавше,/ на Небесе‌х ны‌не вку‌пе со ча‌ды лику‌ете» (канон на утрени, песнь 7).

Действительно это была удивительная семья, члены которой любили друг друга с нежностью. Романтическая переписка супругов и дневниковые записи показывают нам уникальный пример того, как святые люди строили семейные отношения, как трепетно относились друг ко другу. Эта нежность пронизывает собой все их общение. Пару примеров из писем:

«Мое драгоценное Солнышко, я проснулся с твоим милым именем на устах и так глубоко и горячо молился за твое благополучие, здоровье и счастье. Моя маленькая, моя единственная, невозможно выразить словами, как я тебя люблю, — я полон моей любовью, и лишь она озаряет эти мрачные дни. Благослови тебя Бог, моя Аликс. Ники» (1894 г.).

«Прощай мой ангел, Бог сохранит и защитит тебя, и вернет тебя здоровым. Всякие нежные поцелуи и ласки от твоей любящей и искренно преданной маленькой женки» (1914 г.).

Святые царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!
#брак #отношения
9
В наш век вседозволенности, утраты целыми обществами четких моральных ориентиров, превратного представления о любви Божией среди самих христиан, особенно строго звучит предупреждение апостола Павла, которое читалось за сегодняшним богослужением:

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют» (1Кор.5:9-10).

На все оправдания, что «жизнь сейчас другая», «по Евангелию сейчас жить нереально», «мы не можем знать/судить», «обстоятельства могут быть извиняющими», «все грешат кругом», «я же не святой», «Бог милостив», «Господь никого не наказывает», «человечество ждет всеобщее спасение», Слово Божие неоднократно предостерегает: не обманывайте самих себя, не льстите себе, кто не покается, тот уйдет в муку вечную. Без вариантов. Уйдут туда и те, кого общество считало кумирами, уважаемыми людьми, кто сам считал, что не делает ничего особенно злого. Уйдут милые, красивые и толерантные люди, чья душа наполнена смрадом греха. Но нам еще не поздно задуматься, не находимся ли мы в категории тех, чьи дела предопределяют их к изгнанию из Царства Христа. Покаяние освобождает нас от этой опасности. Не будем обманываться, Бог всегда исполняет то, о чем заранее предупредил.
#библия #мораль #мысли
8
От одного православного брата услышал такое рассуждение, что правильная библейская иерархия в христианской семье предполагает решение всех семейных проблем через мужа, как главу семьи. Никто не вправе влезать в семью и давать какие-то указания в обход власти мужа, включая духовников. Я согласен с ним. Исправление чужих детей должно происходить только через родителей. Замечания замужней женщине можно делать только через обращение к мужу (исключение: увещания духовника), как ее главе. И уж тем более любые частные советы относительно конкретной семьи могут быть адресованы только мужу, а не кому-то другому. Грубое вмешательство в жизнь семьи со стороны кого бы то ни было недопустимо. Таково правильное библейское учение, которому практически не учат ни в семьях, ни в школах, ни в церкви.
#библия #мораль #брак #отношения #мысли #дети
🔥122👍1
📖Несколько апостольских утверждений из сегодняшнего рядового чтения первого послания к Коринфянам (7:1-12).

1. Брак предохраняет человека от распутства.

2. В интимных отношениях супруги совершенно равны: жена имеет власть над телом мужа, муж имеет власть над телом жены.

3. Разлучаться друг от друга в интимном плане можно только временно, по взаимному согласию, ради усиленного пребывания в молитве. Свт. Иоанн Златоуст поясняет, что интим в браке не оскверняет, но только отвлекает от молитвенного подвига.

4. Статус безбрачного или вдовствующего предпочтительнее, так как открывает больше возможностей для того, чтобы служить Богу и не отвлекаться на семейные заботы. Однако не все готовы на это, поэтому «лучше вступить в брак, чем разжигаться».

5. Те, кто вступили в брак, по заповеди Господа, не имеют права оставлять друг друга. Но если это случилось, то ни одна из сторон не имеет права вступать в новые отношения.

6. Если один из супругов пришел к вере, а другой нет, то верующему супругу не следует оставлять неверующего, при условии, что последний согласен жить с ним.
#библия #мораль #брак #отношения #иоаннзлатоуст #толкование
3👍2
Часто можно слышать, что нужно уважать выбор человека, даже если он не вписывается в христианские моральные нормы, а осуждать его нельзя, потому что это может ввести человека в состояние подавленности. Что можно сказать на это?

Уважать греховный выбор христиане конечно же не могут, так как это делает их соучастниками в грехе. Быть равнодушными к греховному выбору тех, кто считает себя христианами, мы тем более не должны. Что касается осуждения, от которого человек может замкнуться и стать изгоем, то это неправильное осуждение в котором нет любви. Часто ошибочно считают, что любовь - это всегда про отсутствие осуждения, но это не всегда так. Чтобы не подавлять согрешившего, нужно различать человека и его грехи.

Свт. Иоанн Златоуст предлагает такие рекомендации по исправлению ближнего, которые вряд ли введут его в состоянии безнадежности, если он сам не захочет остаться в грехе: «Зачастую терпением и настойчивостью, с плачем и слезами, душу пропащую ты сможешь привлечь и воскресить. Советовал и не убедил? Заплачь и обними его, часто и горько стеная, дабы, устыдившись твоей заботы, обратился он к спасению. Обхвати ноги его, не стыдясь, если ты воистину хочешь исцелить. Если будет он бранить, вести себя надменно и угрожать, что возненавидит тебя, либо еще чем-нибудь грозить, сноси все стойко, ибо наградой будет его спасение. Если же он возненавидит тебя, то Бог возлюбит тебя и великими благами воздаст тебе за этот день» (Слово 2 о Лазаре).
#мораль #мысли #иоаннзлатоуст
👍161
📖Из сегодняшнего чтения первого послания к Коринфянам (7:12-16):

«Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Речь здесь идёт, конечно, не о любых неверующих, а о лицах некрещеных, которые никогда не были христианами. Апостол говорит о браках, в которой одна из сторон пришла к христианской вере и крестилась, а вторая осталась в иноверии (неверии). В то время было немыслимо, чтобы человек принял крещение и не стал бы одновременно верующим и «воцерковленным».

Относительно причин развода с таковыми свт. Иоанн Златоуст поясняет: «Если он (неверующий) повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или уйти, то лучше оставить брак, нежели благочестие.. Если неверный ежедневно из-за этого оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться» (Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам). Развод с некрещеным по уважительной причине, согласно каноническому праву, позволяет верующей стороне вступить в новый брак с лицом православного исповедания.
#библия #брак #отношения #мораль #толкование #иоаннзлатоуст
👍31
Апостол Павел призывает: «Вы куплены ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7:23).

Это означает, что мы не должны из страха или человекоугодия повиноваться людям, которые побуждают нас к чему-то греховному. Почему? Потому что мы куплены ценой крови Господа, чтобы быть Его рабами, свободными от посягательств на нашу совесть со стороны людей.
#библия #толкование
6👍2
📖В сегодняшнем чтении послания к Коринфянам содержатся загадочные слова апостола Павел:

«Время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:29-31). Что это значит? Я отметил для себя толкование св. Иоанна Кронштадтского:

«Живи в мире и подчиняйся его обстоятельствам, но столько, сколько можно позволить временному страннику, который озабочен путешествием к горнему отечеству. Имеешь ты жену – живи с ней в любви и согласии, но не привязывайся к ней всею душою своей до забвения Бога и той жизни, в которой ни женятся, ни посягают; не делай ее целью твоей жизни и преимущественным предметом твоих забот: имеющие жен должны быть, как не имеющие. Ты, купец, покупай и продавай, но не делай своей торговли целью твоей жизни, не привязывайся слишком к деньгам: покупающие (да будут), как не приобретающие. Хочешь жить в мире и наслаждаться его удовольствиями? Вкуси их, если хочешь, но не пресыщайся ими (разумею позволенные удовольствия). Не живи только для них: пользующиеся миром сим, как не пользующиеся (Дневник. Т. 1. 1856).
#библия #мораль #толкование
👍3🔥2
О различии духа века сего и духа Христова

Апостол Павел призывает: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2).

По объяснению свт. Феофана Затворника, человека с духом века сего отличает стремление к тому, чтобы наилучшим образом устроиться на земле с забвением цели спасения и самонадеянностью. Такой человек может признавать существование Бога и посмертной жизни, но его сердце полностью наполнено земным. Он вовсе не обязательно является явным преступником и негодяем, наоборот, хочет казаться порядочным человеком перед другими. Угождение своим страстям является его характерной чертой. «В ком качествует такой дух, в том нет ничего христианского, хотя он христианин», – заключает свт. Феофан.

Человека с духом Христовым отличает любовь к Богу и к небесной жизни, его главная цель – приготовить душу к вечной жизни. Однако это не означает, что такой человек оторван от жизни этого мира и не пользуется его благами. Свт. Феофан поясняет: «Дух Христов не пресекает удовлетворения естественных потребностей человеческих, не гонит непременно из семьи и общества. Он допускает и гражданские службы, и воинствование, и торгование, и научность, и художественность, но все сие обращает в средства к преспеянию в духе, к стяжанию благ неземных, к угождению Богу, изгоняя бесщадно из всего этого лишь то, что противно такому направлению. Бывает, что он иных совсем отрешает от семьи и общества, но это не исключительная его принадлежность, а высшее и совершеннейшее его проявление, в истинном своем виде достояние немногих избранных» (Толкование послания апостола Павла к Римлянам).
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь #феофанзатворник
👍31
👨‍👩‍👧‍👦12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей

«Если зло становится трудом неискоренимым, то это потому, что никто не заботится о детях, никто не говорит им о девстве, о благоразумии, о презрении к богатствам и славе, о том, что возвещено в Писании. Итак, если начиная с первой поры детства дети будут лишены учителей, кем они станут? Ибо, если некоторые, с рождения своего из чрева выкармливаемые и до старости воспитываемые, не исправились, то тот, кто с начала жизни своей приучен к таким вещам, чего чудовищного он только не сотворит! Теперь же каждый прилагает все усилия к тому, чтобы выучить своих детей ремёслам, наукам и красноречию, и никто не заботится о том, чтобы украшать их душу».

«Воспитай борца для Христа и с детского возраста его, пребывающего в мире, приучи быть богобоязненным».

1. Необходимо наказывать и поощрять ребенка, избегая злоупотребления телесными наказаниями.

2. Необходимо строго пресекать всякое сквернословие и злословие из уст ребенка.

3. Необходимо максимально оградить ребенка от дурных примеров греха, тщательно избирать людей в кругу его общения. Все пять чувств требуют особого предохранения.

4. Необходимо приучить ребенка к скромности и неприхотливости в быту, «пусть приучится считать ничем деньги, человеческую славу, власть, смерть и эту (временную) жизнь – и, поступая так, будет разумным».

5. Необходимо дать ребенку элементарные навыки заботы о себе.

6. Ребенку нужно рассказывать назидательные библейские истории в адаптированной для этого форме. Для лучшего усвоения он сам может потом пересказывать эти истории родителям. Страшные рассказы следует отложить для старшего возраста.

7. Необходимо научить ребенка кротко переносить личные обиды и храбро выступать на помощь и должным образом защищать обижаемого.

8. Не следует потворствовать детским капризам, приобретая необходимое для ребенка «когда увидишь, что он уже не просит и не волнуется».

9. Все значимые ситуации необходимо ясно проговаривать и обращать в повод к назиданию.

10. Одним из эффективных способов удержания от греха является добрый пример сверстников, «ведь ничто не исправляет так дурные наклонности, как стремление к соревнованию».

11. В качестве альтернативы порочным увлечениям можно предложить: отдых, подарки, занимательные рассказы, книги, красоты природы, замечательные здания. Порочные удовольствия должны быть дискредитированы в глазах ребенка. «Вместе с тем и поцелуем его, сказав это, и обнимем руками, и прижмём к себе, чтобы показать ему нашу любовь. Всем этим успокоим его».

12. Хорошо научить ребенка молиться со всем старанием и сокрушением.

📖Более подробно см.: О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей
#мораль #дети #иоаннзлатоуст
5👍4
Какие темы/вопросы были бы для вас интересны в моих публикациях? Поделитесь, пожалуйста, предложениями.
🤔3
🔎Как Церковь относится к физическому развитию и спорту?

Общее отношение к этому выражено в «Основах социальной концепции РПЦ», где «Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятия физической культурой и спортом. В спорте естественна соревновательность» (XI.3). Еще свт. Феофан Затворник писал, что «должно воспитать свое тело и сделать его приспособленным орудием к выполнению земного своего назначения. Вообще, сделать надо, чтобы оно было живо, крепко, легко. Тело недеятельное, слабое, тяжелое – что за орудие? Потому, сколько есть в руках человеческих средств, должно отвращать сии недостатки и хранить в нем показанные совершенства. Само собою разумеется, что сие не должно быть доставаемо за счет нравственности и чистоты сердца. На сей предмет назначаются гимнастические упражнения» (О нашем спасении. М., 2003. С. 440). В документе «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», спортивные игры и состязания предлагаются, как одна из приоритетных форм молодежной работы на епархиальном уровне (одобрен Архиерейским собором 2011 года).

При этом, Церковь негативно оценивает крайности, связанные с профессиональным спортом, и некоторые его виды: «Не могут быть одобрены крайние степени его коммерциализации, возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции, а тем более такие состязания, во время которых происходит намеренное нанесение тяжких увечий» (Основы социальной концепции РПЦ. XI.3).
#учениецеркви #мораль #ответынавопросы #феофанзатворник
3👍2
Апостол Павел пишет, что «телесное упражнение малополезно»? Как понимать эти слова?

В ближайшем контексте эта фраза звучит так: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1Тим.4:7-8).

Обратимся к толкованию свт. Иоанна Златоуста: «[Апостол говорит] о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение» (Беседы на 1-е послание к Тимофею, 12).

Итак, апостол Павел здесь говорит об относительной пользе телесного упражнения, которая ограничивается временной жизнью, по сравнению с великой пользой от упражнения в благочестии. Приоритеты в жизни христианина должны расставляться правильно.

👉Об отношении Церкви к физическому развитию и спорту
#библия #толкование #иоаннзлатоуст #ответынавопросы
3👍2