чтец Сергий Федоров – Telegram
чтец Сергий Федоров
758 subscribers
378 photos
7 videos
29 files
456 links
Магистр богословия / Катехизатор / Религиовед / Клирик Русской Православной Церкви (МП)

Для тех, кто хочет быть православным и не отключать голову

Задать мне вопрос https://news.1rj.ru/str/lector_sergey_bot

Поддержать меня 5469 4000 4166 2961 (сбер)
Download Telegram
Мнение блаженного Августина об употреблении одежды, которая сильно выделяет человека:

«Всякий, кто при использовании внешних вещей выходит за пределы норм, соблюдаемых теми добродетельными людьми, с кем ему доводится жить, либо делает это ради того, чтобы этим что-либо обозначить, либо же виновен в грехе, поскольку пользуется этими вещами ради чувственного удовольствия или хвастовства». При этом, «всякий, кто при пользовании преходящими вещами ограничивает себя больше, чем принято, или благоразумен, или суеверен» (De Doctr. Christ. III).

👉См. мнение св. Августина об украшениях https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/445
#мораль #августин
👍2
📖Сегодняшнее рядовое чтение из послания к Римлянам посвящено теме отношения христиан ко властям (13:1-10).

1. Апостол утверждает, что сам принцип власти, иерархии в обществе, он от Бога. Соответственно, анархия - не от Бога. Павел напоминает своим читателям, что принятие небесного подданства не освобождает их от соблюдения земных законов.

2. Очевидно, что речь идет о повиновении в добром и справедливом, а не о подчинении любому приказу. До тех пор, пока начальники действуют в рамках справедливого закона и не превышают своих полномочий, христиане обязаны повиноваться им по заповеди. И это совершенно естественно. Даже по светским законам преступные приказы недействительны и становятся беззакониями, тем более - по евангельским законам.

3. Повиноваться властям нужно не из-за страха наказания, а по совести. Это и отличает христиан, что для них повиновение начальнику прямо связано с повиновением Богу.

4. Начальники - Божьи слуги, они представители правосудия Божия в обществе. У них есть исключительное право на применение силы ради обеспечения порядка и справедливости («не напрасно носит меч, отмститель в наказание делающему злое»).

5. Христианину не следует оставаться в долгу перед другими ни в чем житейском. Христиане - лучшие налогоплательщики, граждане своего государства, во всем, что касается земного порядка вещей. Только любовь остаётся неоплатным долгом: «Поголовную или поземельную подать отдал, пошлину уплатил, — и свободен; а любовь считайте всегдашним долгом, всегда его уплачивайте, но никогда не считайте вполне уплаченным» (свт. Феофан Затворник).
#библия #мораль #толкование #феофанзатворник
Безусловна ли любовь Бога к человеку?

Тема безусловной любви очень популярна в современном интернет-пространстве, об этом часто говорят психологи. В связи с этим интересно поразмышлять, как любит человека Бог. Ведь Его любовь - образец для нашего отношения к людям. Обратимся к рассуждению прп. Максима Исповедника: «Как Бог, по естеству благой и бесстрастный, хотя всех равно любит, как Свои создания, но добродетельного прославляет, как родственного Ему и нравом, а порочного милует по благости Своей, и, наказуя в веке сем, обращает его: так и человек благомыслящий и нестрастный любит равно всех человеков, – добродетельного по естеству, и за благое расположение воли, а порочного, как по естеству, так еще из сострадания милуя его, как несмысленного и во тьме ходящего» (Главы о любви).

Что здесь интересно отметить: Бог равно и безусловно любит всех людей, как людей (что выражается в том, что он сохраняет свои творения, Христос умер за каждого человека, посылает дождь на праведных и неправедных и т.д.), но при этом различным образом подходит к добродетельным и порочным - первых любит за их добродетели, а вторых только милует и терпит, ожидая их обращения. При этом, можно сказать, что Он не только «не принимает людей такими, какие они есть» (имеется в виду состояние их души), напротив, ненавидит всех творящих беззаконие (Пс.5:6). Свт. Серафим (Соболев) так поясняет это: «Если мы относимся достойно к любви Господа или Его милованию, т.е., если пребываем в покаянии и соблюдаем спасительные заповеди, то Господь, по Своей благости и сообразно с Своим Божественным правосудием, награждает нас. Если же мы к любви, которую изливает на нас Господь, относимся недостойно, нарушаем Его заповеди, даже отвергаем их, пребывая в нераскаянности, то Божественное правосудие наказывает нас, хотя полная оценка нашей нравственной деятельности произойдет на страшном суде Христовом» (Искажение православной истины в русской богословской мысли).

Из этого можно сделать вывод о богоподобном отношении к людям. Христианин призван безусловно любить каждого человека, как творение Бога, Его образ и подобие, независимо от его внешних, случайных характеристик. Однако у него нет ни оснований, ни морального права «принимать человека таким, какой он есть» (если это принятие связано с одобрением греха). При этом к порочному человеку нужно относиться милостиво, помня о том, что у каждого есть потенциальная возможность покаяться и спастись. Полезно это иметь в виду, так как очень легко увлечься мирским пониманием любви и принятия человека, забыв о том, что христиане все призваны проверять в свете слова Божия.
#ответынавопросы #мораль #мысли
👍52
📖В сегодняшнем рядовом чтении из послания к Коринфянам есть такие слова: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1Кор.11:31-32).

Апостол различает здесь три суда:

1) суд человека над самим собою;
2) суд Божий временный, в этой жизни;
3) суд на вечную гибель или окончательное осуждение – это Страшный Последний суд.

Бог дает христианину две попытки избежать окончательного осуждения за грехи, которое постигнет всех неверующих. Первая попытка: осознать самому к чему приведет потенциальный грех и остановиться (или осудить самого себя, если грех уже совершен). Если верующий упускает для себя эту возможность, Бог дает ему вторую попытку: пережить наказание от Господа и очиститься от греха. Это будет больно, но это не самый худший вариант. Свт. Афанасий Великий поясняет: «Когда кто, будучи во грехах, по смотрению Промысла Божия подвергается несчастиям, нуждам, болезням, – ибо через это Бог, неизвестным нам образом, очищает его, – и если искушаемый благодарит, то за благодарность приемлет награду. Если же не благодарит, то осуждается и за те грехи, за которые терпит он наказание, и сверх того, подвергнется ответственности за неблагодарность». Но если человек и здесь не готов признать свой грех и продолжает в нем упорствовать до конца, то уже тогда он будет осужден окончательно вместе с неверующими и демонами.

Вот такая привилегия есть у христиан, Бог особенным образом их милует, давая больше шансов, чем неверующим.
#библия #толкование #мораль #духовнаяжизнь
👍51
Чек-лист: как отличить добрые удовольствия от греховных
(по прп. Иоанну Дамаскину, «Точное изложение православной веры»)

- они не связаны с неудовольствием;

- после них не должно быть стыдно, они не оставляют по себе повода к раскаянию;

- не производят вреда;

- не выходят из границ умеренности;

- не слишком отвлекают от важных дел и не порабощают себе.

Добрые удовольствия уместны «в приличное время, и приличным образом, и в приличной мере».
#мораль
17
Авва Аполлос говорил: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик. 47).

Плод Святого Духа - радость.
#духовнаяжизнь
11🔥3
Свт. Игнатий Брянчанинов в одном из писем даёт такое предостережение при выборе духовного чтения:

«Старайтесь читать книги святых отцов, соответствующие вашему образу жизни, чтобы вам можно было не только любоваться и наслаждаться чтением отеческих писаний, но чтобы можно было прилагать их к самому делу. Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных. Другое чтение для иноков общежительных: они должны читать святых отцов, написавших наставления для этого рода жизни. И еще другое чтение для безмолвников и отшельников!

Изучение добродетелей, несоответствующих образу жизни, производит мечтательность, приводит человека в ложное состояние. Упражнение в добродетелях, не соответствующих образу жизни, делает жизнь бесплодною. И жизнь истощается напрасно, и пропадают добродетели: душа не может долго удержать их при себе, должна скоро их оставить, потому что они ей не под силу. Такое превышающее силы и способности упражнение в возвышенных добродетелях нередко повреждает душу неисцельно, расстраивает ее надолго, иногда на всю жизнь, делает неспособной к подвигам благочестия. Господь повелел вино новое, то есть возвышенные добродетели и подвиги, вливать в мехи новые, то есть предоставлять подвижникам, уже созревшим в благочестивом подвиге, обновленным и просвещенным благодатью. Он воспретил вливать вино новое в мехи ветхие, чинить ветхую ризу новой заплатой.

Не думайте, что возвышенный подвиг, для которого еще не созрела душа ваша, поможет вам! Нет! Он больше расстроит вас: вы должны будете оставить его, а в душе вашей явится уныние, безнадежие, омрачение, ожесточение. В таком расположении вы попустите себе большие погрешности, большие крушения Закона Божия, нежели в какие впадали прежде».

Поэтому я составил список рекомендуемых святоотеческих сочинений, адресованных живущим в миру
#духовнаяжизнь #чтение
👍31
Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара предостерегает от магического отношения к поминовению усопших:

«Относительно того, что и до общего Суда многие будут освобождены от уз, мы и это исповедуем по общему учению Кафолической Церкви. Относительно же времени такового избавления — этого мы никак и никоим образом не ведаем. Почему отвергаем мы и то, [когда говорят, будто известно], какими именно и сколькими Литургиями, молитвами, милостынями или отпущениями от того или иного архиерея или патриарха освобождается душа от содержащих ее скорбей. Что все это содействует избавлению тех, кто во аде, если совершается православными, мы исповедуем. Но что они имеют силу избавить в то или иное точное время — благородно отвергаем. Ибо одному Богу… принадлежит распределение избавления, Церкви же принадлежит только просить об усопших».
#молитва #смерть #дисциплина
👍7
Человеку, желающему быть православным христианином, совершенно необходимо переформатировать свой образ мышления и свободно подчинить его Слову Божию. Воспитание, образование, общение имеет на нас такое колоссальное влияние, что может запросто начать казаться, что усвоенные модели мышления и поведения - это и есть та самая христианская жизнь (я не имею в виду, конечно, качественное христианское воспитание и образование). Сколько раз приходилось убеждаться, что при серьезном изучении Библии в православном толковании все оказывается не совсем так или совсем не так, как тебя учили или само собой усвоилось. Христианское понятие о добре и зле, о любви и справедливости сильно отличается от того, что мыслят люди мира сего. Поэтому совершенно недостаточно того, что нам рассказали или мы где-то случайно услышали/прочитали. Учиться нужно всегда и особенно, в том что касается веры и нравственности. Это не какая-то мелочь, это то, что определяет наше мышление в повседневной жизни и влияет на нашу вечную участь.
#мысли
👍131
Почему в жизни будущего века не будет ни животных, ни растений?

🐶🐱🦄🌳Многие из нас представляют картину будущей жизни в виде прекрасных пейзажей с растительностью и разнообразными видами животных. Но Слово Божие не дает серьезных оснований считать, что все это будет там. Почему?

1. Поскольку животные не обладают духом и бессмертной душой, они не предназначены к тому, чтобы как люди, получить в день всеобщего воскресения нетленные тела. Животные не воскреснут из мертвых.

2. В силу того, что существование растений и животных напрямую связано с человеческой пользой, оно принадлежит лишь нынешней земной жизни.

3. Вообще все то приятное и прекрасное, что сейчас нас окружает и к чему мы привязываемся, необходимо для поддержания нас в печалях и нуждах этой жизни (как и питание, интимные отношения и т.п.). Но когда Бог будет все во всем (1Кор.15:28), то единственным источником радости будет Он, так что не будет нужды в маленьких радостях. Все будет по новому, ведь не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9).

Блаженство праведников так описывается в одном из исповеданий православной веры: «Радостью и весельем будет не что иное, как созерцание Блаженной Троицы, и духовный хор вместе с Ангелами» (Прав. исповедание, Ч. 1, вопрос 126).

То, что я описал не является вероучением Церкви, однако хорошо согласуется со Св. Писанием и учением древних отцов Церкви. Кого разочаровал, прошу прощения, но правду всегда знать более интересно, не так ли?

🐨Больше узнать о богословском отношении к животным и растениям можно здесь https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/491
#библия #ответынавопросы
👍8🤔3👎21🔥1
🔎Обязан ли христианин делать бесплатно все, что его просят?

Христианин не обязан делать все из одного милосердия, иначе было бы невозможно что-то продать (вещь или услугу). Тут действует такой принцип: любой полезный труд должен быть достойно оплачен (неважно, в Церкви или в миру). Нельзя обязать человека делать безвозмездно то, что он не обязан делать. Но есть два исключения:

1) какое-то дело является обязанностью человека по заповеди (например, воспитывать своих детей, оказать помощь остро нуждающемуся и т.п.);

2) человек сам свободно отказывается от вознаграждения труда ради небесной награды.

Так что представление о том, что христианин обязан быть безотказным - это миф.

👉О заповеди "просящему у тебя дай"
#мораль #ответынавопросы
9👍2
👨‍🦳Обязанности главы семейства (по книге свт. Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»):

«Глава семейства, кто бы ни был ею, должен восприять на себя полную и всестороннюю заботу о всем доме, по всем частям, и иметь неусыпное попечение о нем, сознавая себя ответным лицом и пред Богом, и пред людьми за его добро и худо; ибо в своем лице он представляет его все: за него получает стыд и одобрение, болит и веселится. Сия забота, по частям, должна быть обращена

а) на благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всем могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость – честная, Богом благословенная... В сем отношении он распорядитель и правитель дел. На нем лежит когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и проч.

б) При внимании к ходу вещественных дел и духовные дела тоже на нем. Главное здесь – вера и благочестие. Семейство – церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.

в) Устрояя все одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим – вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за все семейство берется прямо с него. Потому все необходимые сношения и общественные дела – на нем. Он – знай, он – и приводи в дело, что нужно.

г) Наконец, на нем лежит обязанность хранить семейные обычаи, общие и свои частные, и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер; пусть он остается и держится, в союзе, однако ж, с духом благочестия. Из их разнородностей составится стройное при разнообразии и полное тело – село, город, государство».

👉Обязанности мужа
#мораль #брак #феофанзатворник
🔥81
🩸О запрете вкушения удавленины и крови

На апостольском соборе в Иерусалиме был определён минимум, который из ветхозаветного Закона должны были соблюдать христиане из язычников: «Воздерживаться от удавленины, блуда и крови, и не делать другому, чего не желаешь себе» (Деян.15.20).

Постановления апостольского собора, упоминаемые в Новом Завете, после решения проблемы взаимоотношений между христианами из иудеев и из язычников, постепенно стали интерпретироваться различно в Восточной и Западной Церкви, что породило две традиции понимания этого запрета.

В Восточной Церкви апостольский запрет рассматривался, как постоянный и безусловный. 63-е апостольское правило гласит: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще кто-либо из священного чина съест мясо с кровью души его, или звероядину, или мертвечину, да будет извержен, ибо это запретил закон. Если же мирянин, да будет отлучен». 67-е правило Трулльского собора повторяет этот запрет.

Однако на христианском Западе данный запрет рассматривался, как временный и обусловленный исключительно теми обстоятельствами, которые существовали в Иерусалимской Церкви апостольской эпохи. Вышеупомянутые канонические запреты не считались обязательными в Западной Церкви. В V веке данный вопрос затрагивал блаженный Августин. Он писал: «Там, где церковь была образована из язычников так, что в ней ничего израильского по плоти не проявилось, какой христианин соблюдает еще то, чтобы не прикоснуться к дроздам или маленьким птичкам, если не была пролита их кровь, или не есть зайца, если тот не был умерщвлен, пораженный рукой в шею, при этом из раны вытекла кровь? И те немногие, которые до сих пор боятся к этому прикоснуться, осмеиваются другими. Итак, в этом вопросе ум всех их помнил такое слово истины: "Не то оскверняет вас, что входит в уста ваши, но то, что исходит"» (Contra Faustum Manicheum, XXXII, 13 // PL. XLII, col. 504). Этой традиции западные христиане следуют и по сей день.

В связи с запретом на вкушение удавленины и крови, в восточной традиции существует понятие скверноядения и в Требнике присутствует соответствующая молитва о скверноядших.
#дисциплина #мораль #библия #августин
5👍1
Патриарх Алексий II о проблемах на исповеди:

«Исповедь часто превращается в механическое, формальное перечисление грехов: "раздражаюсь, осуждаю, мало молюсь" и т. д. Перечень этих грехов может быть бесконечным. Многочисленные брошюры с перечислением самых странных грехов, изданные чаще всего без всякого благословения, чрезвычайно способствуют распространению подобной практики. Человеку внушается, что главное — это перечислить все грехи, ничего не забыв, а не переменить свою жизнь, раскаяться и исправится. И вот, христианин, раз встав на этот "спасительный" путь, всю свою жизнь со скрупулезной точностью перечисляет на каждой исповеди свои бытовые грехи, как будто бы он дорожит ими больше всего на свете.

Священник должен стараться выработать у своих прихожан православную систему ценностей, чтобы они могли разобраться в том, что в жизни имеет первостепенное значение, а что ведет к измельчанию человеческой личности и крайне искаженным формам духовной жизни. Если этого нет, исповедь часто становится нудной и утомительной формальностью и для священника, и для кающегося. Такая исповедь может рождать чувство отчаяния и бессилия оттого, что из раза в раз приходится повторять одни и те же грехи».

👉См. https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/802
#духовнаяжизнь #проблемыцерковнойжизни #невротическаярелигиозность
8
чтец Сергий Федоров pinned «Братья и сестры, поскольку телеграм не предполагает бесплатных рекомендаций каналов потенциальным подписчикам, то у меня есть к вам просьба. Если вам интересны материалы моего канала и у вас есть знакомые, которым они могли бы также быть интересны и полезны…»
📖Из сегодняшнего апостольского рядового чтения:

«Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1Кор.15:13-17).

Регулярно вспоминаем эти стихи на огласительных беседах перед Крещением в контексте разговора о Боге и Церкви. Все то, что есть сейчас в Церкви (Крещение, исповедь, причастие и другие Таинства, молитвы, посты и т.д) работает только потому, что Господь Иисус Христос умер за нас и воскрес. Все это активируется сегодня, благодаря событиям из прошлого. Если все, что описывает Евангелие относительно жертвы и воскресения Христа - выдумки, то и сегодня в Церкви ничего не работает, оно мертво. Если Христос не умер и не воскрес – напрасно все. Не прощаются грехи в Крещении и на исповеди, хлеб и вино не становятся Телом и Кровью Христа, напрасны молитвы, бесполезны посты и т.д. Все это театральные постановки без действия заслуг Христовых, без благодати Св. Духа, посланной людям ради Его жертвы. Поэтому люди, которые приходят в Церковь ради совершения Таинств и обрядов, и при этом не верят в жертву и историческое физическое воскресение Христа, должны хорошо понять, что занимаются бесполезной ерундой и тратят впустую свое время. Все мы занимается ерундой в Церкви, если Христос не воскрес. Это и пытался донести до своих читателей две тысячи лет назад святой апостол Павел.
#библия #мораль #мысли
11
👨‍👩‍👧‍👦«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

Секрет послушания детей родителям прост, считает свт. Иоанн Златоуст: «(Апостол) указывает, как сделать их послушными, и говорит, что это всецело зависит от главы и начальника. Как причину послушания жены он указал в ее муже, с которым потому и говорит о многом, умоляя его, между прочим, привлекать к себе жену силою любви, так и в настоящем случае в нем же полагает причину (послушания детей), когда говорит: но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

Видишь ли, что, когда есть духовное (добро), за ним явится и плотское? Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? С детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним. Там он услышит прежде всего: Почитай отца твоего и мать – слова, направленные к твоей пользе. Не говори: это (слушание Писаний) дело монахов; ужели мне сделать его монахом? Нет надобности быть ему монахом! Что это в тебе за страх, – боишься того, что преисполнено многих выгод? Сделай его христианином. И мирянам весьма нужно внимать учению, заключающемуся здесь (в Писании), а особенно детям» (Беседа 21 на послание к Ефесянам).

👉См. 12 советов свт. Иоанна Златоуста по воспитанию детей https://news.1rj.ru/str/lector_sergey/919
#библия #мораль #иоаннзлатоуст #отношения #дети
1👍1
Часто слышу от церковных людей, что к «невоцерковленным» и воцерковляющимся людям должен быть особенный подход, в том смысле, что их грехи до воцерковления не такие уж грехи («человек же еще не знал Бога!»), что нравственные требования к ним иные, чем к воцерковленным. У меня один вопрос: а с чего вообще вы это взяли? Начало завета с Богом, начало несения христианских обязанностей – это день Крещения человека. С этого момента он несет полную ответственность перед Богом за все за свои действия и бездействия. Если он не знал заповедей, церковных законов, потерял веру, жил по плоти (или продолжает так жить) – это исключительно его проблемы, а также его родителей и крестных. Никто не вправе оставаться в неведении минимальных знаний о вере и нравственности (тем более, в наш век информации). И наличие тяжких грехов, совершенных в период отпадения от веры, не извиняет, а отягчает ответственность. А многие продолжают думать, что раз он (она) себя не считает воцерковленным, то значит «с него взятки гладки». Чушь это, которая никак не подтверждается в Библии. Почему-то человек, который по каким-то причинам нарушает светские законы, считается преступником, независимо от знаний и желаний узнавать. А если он крещен и грешит, то тут уже требуется «иной подход». Двойные стандарты, короче.
#мораль #проблемыцерковнойжизни #мысли
👍13👎2🤔1
📖Из пастырского послания Св. Синода Антиохийского патриархата о семье:

«Святой Иоанн Златоуст призывает мужа и жену сделать свой дом малой церковью: Пусть весь ваш дом будет церковью (Беседы на Деяния апостолов, 26). Это достигается через их молитву, пост, совместное участие в жизни Церкви, уважение, которое каждый испытывает к другому, и укрепление друг друга в практике любви и добродетельной жизни, так что они могут быть примером для подражания для своей семьи.

Модель повседневной жизни родителей – лучший способ наполнить детей жизнью во Христе. Это происходит через наглядное обучение действиям и поведению, которое эффективно влияет на детей и дает им модель поведения в жизни, основанную на опыте. Святой Порфирий [Кавсокаливит] говорит: Что спасает и делает детей хорошими, так это жизнь родителей в доме. Родители должны посвятить себя любви к Богу. Они должны стать святыми в отношениях со своими детьми, благодаря своей мягкости, терпению и любви (Wounded by Love: The Life and the Wisdom of Elder Porphyrios. Limni, Evia, Greece: Denise Harvey Publisher, 2005. Р. 196). Святость родителей, достигаемая благодаря жизни в покаянии и прощении – лучший способ воспитывать детей в Господе. Тогда дом становится школой любви и самопожертвования, что является эффективной гарантией, в то время, когда семья сталкивается со всеми вызовами общества.

Некоторые люди уделяют чрезмерное внимание знаниям, здоровью и социальному будущему своих детей в ущерб аспекту веры. Церковь советует беременным женщинам начинать молиться за своих детей, с осознанием божественного дара, который растет в их телах. Тот же святой Порфирий утверждает, что воспитание начинается с момента зачатия. В качестве первого шага на пути обучения жизни в святости, Церковь рекомендует вернуться к древней благочестивой православной традиции и взять одного из святых в качестве покровителя своего новорожденного ребенка и молитвенно взаимодействовать с ним или с ней. Это укрепляет отношения семьи со святыми и приносит духовную пользу как родителям, так и детям.

Отцы Церкви напоминают родителям, что они воспитывают борца и гражданина небес (свт. Иоанн Златоуст. О тщеславии и воспитании детей). Поэтому они должны воспитывать своих детей с большим мастерством и искусством. Как упоминалось выше, для этого необходимо обращать внимание на выстраивание близких отношений и выделение времени присутствия родителей во всех аспектах повседневной жизни своих детей. Регулярное отсутствие родителей, их отказ от своих обязанностей в качестве воспитателей и, зачастую еще и то, что они оставляют своих детей на попечение домашней прислуги, вызывает беспокойство у ребенка и влияет на его поведение в будущем. Воспитание – это святая и благословенная работа. Это задача, как матери, так и отца, их совместная ответственность. Все пастыри и члены Церкви также несут большую ответственность за поддержку семей помощью в облегчении трудностей повседневной жизни и готовностью дать утешение, исходящее от Бога, чтобы дети возрастали и совершенствовались в человеческих ценностях, прежде всего в братской любви и в общении с другими; а также помощью в их возрастании в свободе, служащей их спасению, чтобы они были сознательны, имели широкий кругозор и были способны делать ответственный жизненный выбор.

Святые Отцы рекомендуют родителям-христианам, чтобы в каждом христианском доме было место для молитвы, в которой участвуют все члены семьи, в дополнение к индивидуальной молитве каждого члена семьи. Точно также ежедневное чтение Библии дома питает душу и просвещает разум, что является фундаментальной необходимостью для всех членов семьи. Это спокойная гавань среди водоворота жизни и ее многочисленных забот. Святой Иоанн Златоуст говорит: Приобретайте книги, которые подобны лекарству для души. Читайте Евангелия и Деяния Апостолов, по крайней мере, для того, чтобы вы могли учиться у них. Церковь снова напоминает о важности участия семьи в богослужениях для семейной жизни и его роли в ее духовном развитии».
#учениецеркви #мораль #брак #отношения #дети
👍5
📖Из сегодняшнего рядового апостольского чтения:

«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1Кор. 15:33-34).

Апостол Павел указывает на прямую связь между нашим нравственным состоянием и кругом общения. Многие недооценивают этот фактор, продолжая близко общаться с людьми, для которых грех является нормой жизни, а потом удивляются, почему им не удается победить грех. Это относиться и к лицам, имеющим искаженное представление о Боге и Церкви. Таковым апостол говорит: не обманывайте самих себя, будете общаться с ними – развратитесь. Лучше не с кем вообще не общаться, чем повредить через общение душе. Кстати, фраза про дурные сообщества – это известная пословица, впервые появившаяся в комедии Менандра, но в дни Павла уже бывшая у всех на устах.
#библия #мораль #отношения
👍10🔥1
Прп. Анастасий Синаит пишет в утешение желающим спасения

«Поскольку Господь говорит: "Иго Мое благо, и бремя мое легко" (Мф. 11:30), то ясно, что и старику, и немощному возможно соблюсти закон Его. Ведь Он не предписал нам ни [сохранения] девства, ни удаления от всего мирского, ни воздержания от мяса и вина, но [заповедовал только] любить Бога и ближнего, не быть злопамятным, не осуждать [других], [стяжать] смиренномудрие, сочувствовать [людям] по мере [своих] сил, молиться в сердце [своем], терпеливо переносить скорби, быть кротким и мирным. А все это может делать и немощный, и старый, и лежащий на одре [болезни], и сочетавшийся в этом мире с женой. Осуществивший это будет, конечно, спасен, даже если он впадал в грехи известного царя Манассии (2Пар. 33:1–20) (Вопросы и ответы, 47)».


👉Свт. Иоанн Златоуст о том, что легко исполнить заповеди Христовы
#духовнаяжизнь #мораль #анастасийсинаит
👍7