↓
Слиптех (от англ. sleep tech) - это довольно перспективный и быстрорастущий рынок. В прошлом году было несколько громких анонсов, а в начале этой недели Khosla Ventures и Y Combinator в рамках Раунда B вложили $14M в стартап Eight, который разрабатывает умное постельное белье, повышающее качество сна.
Это белье отслеживает и анализирует 15 показателей, влияющих на сон, и на основе собранных данных, дает команды другим умным устройствам в доме (будит пользователей в заданное время, регулирует температуру в спальне, освещение, дверные замки и другие приборы в режиме реального времени). Основанный в 2014 году стартап за время своего существования привлек уже $30M (включая последний раунд).
Слиптех (от англ. sleep tech) - это довольно перспективный и быстрорастущий рынок. В прошлом году было несколько громких анонсов, а в начале этой недели Khosla Ventures и Y Combinator в рамках Раунда B вложили $14M в стартап Eight, который разрабатывает умное постельное белье, повышающее качество сна.
Это белье отслеживает и анализирует 15 показателей, влияющих на сон, и на основе собранных данных, дает команды другим умным устройствам в доме (будит пользователей в заданное время, регулирует температуру в спальне, освещение, дверные замки и другие приборы в режиме реального времени). Основанный в 2014 году стартап за время своего существования привлек уже $30M (включая последний раунд).
Думаю, никто не будет спорить, что рано или поздно банки в нынешнем их виде вымрут. Конечно, никуда не уйдет спрос на банковские услуги, такие как обмен денег, сбережение или инвестирование, финансирование и страхование риска, однако ответ на вопрос, нужны ли будут для этого банки, постепенно склоняется не в пользу последних. Финтех проникает в нашу жизнь - все больше и больше стартапов предлагают более удобную и дешевую альтернативу традиционному банкингу. Согласно последним исследованиям, 52% доходов розничных банков попадают в зону риска под напором финтех-стартапов.
Комплексное банковское обслуживание уже сейчас начинает «дробиться» на категории, за каждой из которых стоит наиболее оптимальный поставщик финансовых услуг. Вымрут ли банки окончательно? Многие да. На мой взгляд, чтобы выжить в будущем банки должны сместить фокус и использовать то, чего пока нет у большинства финтех-стартапов, - свою обширную клиентскую базу.
Самое элегантное решение, которое приходит мне на ум, - это использование модели Google Play или App Store. То есть банки, обладая сильной клиентской базой, должны предоставить финтех-стартапам доступ к ней через свою платформу. Получается win-win ситуация, прямо как на рынке мобильных приложений, - банк не теряет актуальность, попутно получая комиссии за пользование платформой, а стартапы получают доступ к самому ценному - к людям и биг дате.
Да, переход на такую бизнес-модель изначально повлечет за собой довольно сильный рост издержек. НО! у банков есть все ресурсы, чтобы пройти этот период относительно безболезненно. 25 самых крупных мировых банков прямо сейчас тратят на сети отделений в 2 раза больше, чем 25 самых крупных технологических компаний тратят на R&D. Цифры говорят сами за себя - у банков ещё есть возможность выжить, их топам надо лишь проявить самое важное человеческое качество - гибкость и умение адаптироваться.
Комплексное банковское обслуживание уже сейчас начинает «дробиться» на категории, за каждой из которых стоит наиболее оптимальный поставщик финансовых услуг. Вымрут ли банки окончательно? Многие да. На мой взгляд, чтобы выжить в будущем банки должны сместить фокус и использовать то, чего пока нет у большинства финтех-стартапов, - свою обширную клиентскую базу.
Самое элегантное решение, которое приходит мне на ум, - это использование модели Google Play или App Store. То есть банки, обладая сильной клиентской базой, должны предоставить финтех-стартапам доступ к ней через свою платформу. Получается win-win ситуация, прямо как на рынке мобильных приложений, - банк не теряет актуальность, попутно получая комиссии за пользование платформой, а стартапы получают доступ к самому ценному - к людям и биг дате.
Да, переход на такую бизнес-модель изначально повлечет за собой довольно сильный рост издержек. НО! у банков есть все ресурсы, чтобы пройти этот период относительно безболезненно. 25 самых крупных мировых банков прямо сейчас тратят на сети отделений в 2 раза больше, чем 25 самых крупных технологических компаний тратят на R&D. Цифры говорят сами за себя - у банков ещё есть возможность выжить, их топам надо лишь проявить самое важное человеческое качество - гибкость и умение адаптироваться.
Свежий Шлаганов via @vote
Всем привет! В ближайшее время планирую форсировать рост канала, поэтому очень важно узнать ваше мнение. Какой формат контента на моем канале вам более интересен?
anonymous poll
1) Большие Telegraph-статьи с советами по развитию стартапа и привлечению инвестиций – 22
👍👍👍👍👍👍👍 42%
2) Обзоры отдельных рынков (искусственный интеллект, виртуальная реальность, крипта и т.д.) с выявлением основных трендов на них – 20
👍👍👍👍👍👍 38%
4) Краткие (3-4 абзаца) очерки-советы – 5
👍👍 10%
3) Обзоры и анализ венчурных сделок – 4
👍 8%
5) Не нравится контент на канале – 1
▫️ 2%
👥 52 people voted so far.
anonymous poll
1) Большие Telegraph-статьи с советами по развитию стартапа и привлечению инвестиций – 22
👍👍👍👍👍👍👍 42%
2) Обзоры отдельных рынков (искусственный интеллект, виртуальная реальность, крипта и т.д.) с выявлением основных трендов на них – 20
👍👍👍👍👍👍 38%
4) Краткие (3-4 абзаца) очерки-советы – 5
👍👍 10%
3) Обзоры и анализ венчурных сделок – 4
👍 8%
5) Не нравится контент на канале – 1
▫️ 2%
👥 52 people voted so far.
↓
Теперь есть ещё один пример историй а-ля «фонд вложил 500 тысяч, а на выходе получил больше миллиарда». Конечно, я про Sequoia Capital, пожалуй, самый знаковый венчурный фонд в истории.
Секвойя участвовала во втором, третьем и четвертом инвестиционных раундах Dropbox в 2007, 2008 и 2011 годах соответственно. На момент IPO фонду принадлежало около 25% акций компании. Нет полностью достоверной информации о том, сколько именно Секвойя вложила в компанию в рамках инвестиционных раундов (по грубым оценкам, не больше $100M), однако, приблизительную прибыль фонда можно прикинуть и так. Составила она...барабанная дробь...от $2B до $3B!
Именно такие сделки делают венчурным компаниям имена и упрощают им процесс сбора средств на последующие фонды. Кстати, это еще и потенциальный сценарий для Голливудского блокбастера – Dropbox на момент выпуска из Y Combinator (в 2007 году) был не самым лакомым кусочком, а, скорее, эдаким гадким утенком. Однако, Дуглас Леоне (на фото выше), один из партнеров Секвойи, поверил в молодую команду и не прогадал.
Теперь есть ещё один пример историй а-ля «фонд вложил 500 тысяч, а на выходе получил больше миллиарда». Конечно, я про Sequoia Capital, пожалуй, самый знаковый венчурный фонд в истории.
Секвойя участвовала во втором, третьем и четвертом инвестиционных раундах Dropbox в 2007, 2008 и 2011 годах соответственно. На момент IPO фонду принадлежало около 25% акций компании. Нет полностью достоверной информации о том, сколько именно Секвойя вложила в компанию в рамках инвестиционных раундов (по грубым оценкам, не больше $100M), однако, приблизительную прибыль фонда можно прикинуть и так. Составила она...барабанная дробь...от $2B до $3B!
Именно такие сделки делают венчурным компаниям имена и упрощают им процесс сбора средств на последующие фонды. Кстати, это еще и потенциальный сценарий для Голливудского блокбастера – Dropbox на момент выпуска из Y Combinator (в 2007 году) был не самым лакомым кусочком, а, скорее, эдаким гадким утенком. Однако, Дуглас Леоне (на фото выше), один из партнеров Секвойи, поверил в молодую команду и не прогадал.
Ну и для вдохновения начинающим предпринимателям – первая питч-презентация основателей Dropbox прямиком из 2007! В ней ребята не соглашаются с моими словами о том, что их стартап был не самым лакомым кусочком из того выпуска Y Combinator)
10-15 лет назад создание продукта было довольно трудо-, время- и капиталозатратным процессом, поэтому наличие у проекта прототипа, готового к запуску, а ещё лучше - запущенного продукта было серьезным конкурентным преимуществом в погоне за венчурными деньгами. Грубо говоря, инвесторы впечатлялись наличием у проекта IP (intellectual property), вкладывали в такие проекты деньги, что давало им еще большую фору перед конкурентами.
С тех пор мир поменялся - создание продукта сейчас - гораздо менее затратный процесс. Я бы даже сказал так: в наше время создавать продукты проще, чем когда-либо в истории.
Однако, вместе с этим эволюционировали и инвесторы - теперь никого не убедишь наличием IP. Инвесторы в наше время ценят "трекшн", т.е. положительную динамику развития проекта. Грубо говоря, трекшн - это доказательство того, что ваш продукт нужен кому-то кроме тебя, твоих друзей и твоей мамы. А также доказательство того, что эти потребители готовы за него заплатить.
В ближайшее время запилю несколько постов о том, динамику каких показателей в большинстве случаев хотят видеть инвесторы и какие цифры заставят их поторопиться с term-sheet'ом. Stay tuned.
С тех пор мир поменялся - создание продукта сейчас - гораздо менее затратный процесс. Я бы даже сказал так: в наше время создавать продукты проще, чем когда-либо в истории.
Однако, вместе с этим эволюционировали и инвесторы - теперь никого не убедишь наличием IP. Инвесторы в наше время ценят "трекшн", т.е. положительную динамику развития проекта. Грубо говоря, трекшн - это доказательство того, что ваш продукт нужен кому-то кроме тебя, твоих друзей и твоей мамы. А также доказательство того, что эти потребители готовы за него заплатить.
В ближайшее время запилю несколько постов о том, динамику каких показателей в большинстве случаев хотят видеть инвесторы и какие цифры заставят их поторопиться с term-sheet'ом. Stay tuned.
Свежий Шлаганов via @like
Как и обещал в предыдущем посте, начинаю потихоньку расписывать основные метрики, которые хочет видеть инвестор. Сегодня помогает их визуализировать сам Кендрик Ламар. Enjoy!
http://telegra.ph/3-vazhnyh-ehlementa-trekshna-startapov-Active-Users-Lifetime-Value-i-Burn-rate-feat-Kendrik-Lamar-04-06
http://telegra.ph/3-vazhnyh-ehlementa-trekshna-startapov-Active-Users-Lifetime-Value-i-Burn-rate-feat-Kendrik-Lamar-04-06
Telegraph
3 важных элемента "трекшна" стартапов: Active Users, Lifetime Value и Burn rate (feat. Кендрик Ламар)
В предыдущем посте на канале я упоминал, что инвесторы в наше время ценят "трекшн", т.е. положительную динамику развития проекта. О трёх показателях, входящих в тот самый пресловутый "трекшн" сегодня и пойдет речь. Активные пользователи (Active Users). Ключевой…
Не так давно я писал (https://news.1rj.ru/str/ltalks/311) о том, что инвесторы сейчас вкладываются не в идею и даже не в интеллектуальную собственность, а в трекшн. Из этого следует еще одно важное заключение, которое нужно понимать любому стартаперу сейчас.
Интеллектуальная собственность, грубо говоря, - это решение существующей у потенциальных клиентов проблемы. Трекшн же – это раннее доказательство жизнеспособности бизнес-модели.
Следовательно, продуктом компании сейчас является не решение проблемы, а бизнес-модель, т.е. схема, по которой стартап делает деньги.
Посмотрите на крупнейшие стартапы и в цлеом компании сейчас. Большинство построено на ииновации бизнес-модели. Uber не владеет автомобилями, но является самой крупной службой такси в мире, Airbnb не владеет квартирами, но является самым крупным провайдером жилья в мире, у крупнейшего мирового ритейлара Alibaba (в т.ч. Aliexpress) нет ни одного склада.
Что из этого следует? Да то, что не стоит зацикливаться на инновациях исключительно в техническо части вашего продукта. Ищите способы повысить эффективность бизнес-модели, делайте это на постоянной основе, подтверждайте свои гипотезы и, что важно, начинайте брать плату за пользование продуктом с того момента, как, по вашему мнению, он начинает приносить ценность пользователю, т.е. с момента запуска MVP.
Интеллектуальная собственность, грубо говоря, - это решение существующей у потенциальных клиентов проблемы. Трекшн же – это раннее доказательство жизнеспособности бизнес-модели.
Следовательно, продуктом компании сейчас является не решение проблемы, а бизнес-модель, т.е. схема, по которой стартап делает деньги.
Посмотрите на крупнейшие стартапы и в цлеом компании сейчас. Большинство построено на ииновации бизнес-модели. Uber не владеет автомобилями, но является самой крупной службой такси в мире, Airbnb не владеет квартирами, но является самым крупным провайдером жилья в мире, у крупнейшего мирового ритейлара Alibaba (в т.ч. Aliexpress) нет ни одного склада.
Что из этого следует? Да то, что не стоит зацикливаться на инновациях исключительно в техническо части вашего продукта. Ищите способы повысить эффективность бизнес-модели, делайте это на постоянной основе, подтверждайте свои гипотезы и, что важно, начинайте брать плату за пользование продуктом с того момента, как, по вашему мнению, он начинает приносить ценность пользователю, т.е. с момента запуска MVP.
↓
Первым выходом стала продажа своего пакета акций Uber Софтбанку в январе (First Round инвестировали в Uber менее $1M в далеком 2010-м).
В феврале фармацевтический гигант Roche приобрел Flatiron Health за $1.9B.
В марте же Amazon купил стартап Ring за $1.2B. ОБ этой сделке я уже писал раньше (https://news.1rj.ru/str/ltalks/295).
Первым выходом стала продажа своего пакета акций Uber Софтбанку в январе (First Round инвестировали в Uber менее $1M в далеком 2010-м).
В феврале фармацевтический гигант Roche приобрел Flatiron Health за $1.9B.
В марте же Amazon купил стартап Ring за $1.2B. ОБ этой сделке я уже писал раньше (https://news.1rj.ru/str/ltalks/295).
↓
Еще не утих скандал с Фейсбуком и утечкой данных, но на этом я не хочу акцентировать внимание – такие утечки случаются с любой компанией, дорастающей до более-менее значительных размеров. И скрыть эти утечки также пытается большинство этих компаний.
Поговорить я хочу о другом. Похоже, Марк Цукерберг совершил еще одну стратегическую ошибку. И говорю я сейчас о его прогнозах развития сферы виртуальной реальности. Напомню, он настолько был уверен во взрывном росте ВР, что в 2014 году купил стартап Oculus – на тот момент лидера в сфере.
Сейчас мы наблюдаем интересную картину – виртуальная реальность уступает дополненной, притом на всех фронтах . Очень наглядно демонстрирует падение ВР график наверху – на нем условно отражена популярность основных продуктов Фейсбука, за исключением самой соцсети. Как видите, Oculus, как наиболее репрезентативный представитель виртуальной реальности, показывает резко отрицательную динамику.
Почему так? Технология ВР пока еще не позволяет выпустить по-настоящему народный массовый продукт – легкий в настройке, удобный, красивый, дающий настоящий экспириенс эффекта присутствия. Дополненная же реальность уже сейчас может приносить практическую пользу – взять хотя бы не один десяток разработок для сферы дизайна, либо строительства, да даже хирургии.
Почему во втором абзаце я написал «еще одну ошибку»? Да потому что в далеком 2012 году Марк всеми силами «топил» за веб-приложения и прогнозировал скорую смерть стандартных «устанавливаемых на устройство» программ. В итоге, Фейсбук практически полностью упустил мобильный рынок (у вас ведь тоже вызывает боль мобильное приложение Фейсбука?).
В общем, 2018 год начался для Марка не лучшим образом. Надеюсь, это его не сломит и мы увидим еще не один крутой продукт от его компании.
Еще не утих скандал с Фейсбуком и утечкой данных, но на этом я не хочу акцентировать внимание – такие утечки случаются с любой компанией, дорастающей до более-менее значительных размеров. И скрыть эти утечки также пытается большинство этих компаний.
Поговорить я хочу о другом. Похоже, Марк Цукерберг совершил еще одну стратегическую ошибку. И говорю я сейчас о его прогнозах развития сферы виртуальной реальности. Напомню, он настолько был уверен во взрывном росте ВР, что в 2014 году купил стартап Oculus – на тот момент лидера в сфере.
Сейчас мы наблюдаем интересную картину – виртуальная реальность уступает дополненной, притом на всех фронтах . Очень наглядно демонстрирует падение ВР график наверху – на нем условно отражена популярность основных продуктов Фейсбука, за исключением самой соцсети. Как видите, Oculus, как наиболее репрезентативный представитель виртуальной реальности, показывает резко отрицательную динамику.
Почему так? Технология ВР пока еще не позволяет выпустить по-настоящему народный массовый продукт – легкий в настройке, удобный, красивый, дающий настоящий экспириенс эффекта присутствия. Дополненная же реальность уже сейчас может приносить практическую пользу – взять хотя бы не один десяток разработок для сферы дизайна, либо строительства, да даже хирургии.
Почему во втором абзаце я написал «еще одну ошибку»? Да потому что в далеком 2012 году Марк всеми силами «топил» за веб-приложения и прогнозировал скорую смерть стандартных «устанавливаемых на устройство» программ. В итоге, Фейсбук практически полностью упустил мобильный рынок (у вас ведь тоже вызывает боль мобильное приложение Фейсбука?).
В общем, 2018 год начался для Марка не лучшим образом. Надеюсь, это его не сломит и мы увидим еще не один крутой продукт от его компании.
Акселераторы и их роль в инновационной экосистеме.
По моему мнению, одним из наиболее значимых элементов инновационной экосистемы любого региона, без которого не может полноценно работать ни один элемент этой экосистемы, являются акселераторы. И вот почему.
Они выполняют две критически важные функции:
• Создают достаточно большое количество проработанных и подготовленных к привлечению венчурных инвестиций стартапов для того, чтобы обеспечить постоянный поток возможностей для инвестирования венчурным фондам и бизнес-ангелам (dealflow). Статистика говорит сама за себя – у стартапов, прошедших акселерационные программы, шанс привлечть венчурные инвестиции возрастает более чем в 2 раза;
• Выполняют роль своеобразного клея, связывающего представителей различных элементов инновационной экосистемы - помогают собрать и расширить комьюнити предпринимателей в регионе, знакомя начинающих предпринимателей, менторов с их ценным опытом и, естественно, финансовые ресурсы.
Зачастую, в менее развитых экосистемах качество акселерационных программ на порядок ниже, чем в условной Кремниевой Долине или Израиле, однако, даже такие программы приносят пользу, т.к. сплоченное комьюнити, чувствуя нехватку знаний, начинает плотно заниматься притяжением в свою экосистему внешней экспертизы из более развитых экосистем (той же Долины, например). Кроме того, у наиболее перспективных стартапов иногда получается пробиться в наборы зарубежных акселерационных программ (Y Combinator, 500 Startups, RockStars, TechStars), проходя которые они возвращаются в локальную экосистему с богатым багажом знаний, который затем постепенно распространяется по всей экосистеме, в целом повышая её качество.
По моему мнению, одним из наиболее значимых элементов инновационной экосистемы любого региона, без которого не может полноценно работать ни один элемент этой экосистемы, являются акселераторы. И вот почему.
Они выполняют две критически важные функции:
• Создают достаточно большое количество проработанных и подготовленных к привлечению венчурных инвестиций стартапов для того, чтобы обеспечить постоянный поток возможностей для инвестирования венчурным фондам и бизнес-ангелам (dealflow). Статистика говорит сама за себя – у стартапов, прошедших акселерационные программы, шанс привлечть венчурные инвестиции возрастает более чем в 2 раза;
• Выполняют роль своеобразного клея, связывающего представителей различных элементов инновационной экосистемы - помогают собрать и расширить комьюнити предпринимателей в регионе, знакомя начинающих предпринимателей, менторов с их ценным опытом и, естественно, финансовые ресурсы.
Зачастую, в менее развитых экосистемах качество акселерационных программ на порядок ниже, чем в условной Кремниевой Долине или Израиле, однако, даже такие программы приносят пользу, т.к. сплоченное комьюнити, чувствуя нехватку знаний, начинает плотно заниматься притяжением в свою экосистему внешней экспертизы из более развитых экосистем (той же Долины, например). Кроме того, у наиболее перспективных стартапов иногда получается пробиться в наборы зарубежных акселерационных программ (Y Combinator, 500 Startups, RockStars, TechStars), проходя которые они возвращаются в локальную экосистему с богатым багажом знаний, который затем постепенно распространяется по всей экосистеме, в целом повышая её качество.
Кажется, я нашел один из основных трендов 2018 года - он грозится стать поворотным в сфере софта для продуктивности и таск-мейкинга.
В конце прошлого года большие раунды на финальное "допиливание" продуктов уже привлекли стартапы Station (удобный агрегатор веб-сервисов) и Coda (потенциальный убийца Excel, о нем я, кстати, уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/ltalks/219).
Недавно пришла очередь еще одного стартапа из этой сферы. Airtable в рамках раунда B привлек достаточно большой раунд в $52M. Airtable - это комплексное решение, сочетающее в себе таблицы, базы данных и другие инструменты, гибко настраиваемые под различные нужды.
Похоже, к концу 2018 - началу 2019 года мы сможем на себе прочувствовать всю прелесть нового поколения софта для продуктивности. Интересно.
В конце прошлого года большие раунды на финальное "допиливание" продуктов уже привлекли стартапы Station (удобный агрегатор веб-сервисов) и Coda (потенциальный убийца Excel, о нем я, кстати, уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/ltalks/219).
Недавно пришла очередь еще одного стартапа из этой сферы. Airtable в рамках раунда B привлек достаточно большой раунд в $52M. Airtable - это комплексное решение, сочетающее в себе таблицы, базы данных и другие инструменты, гибко настраиваемые под различные нужды.
Похоже, к концу 2018 - началу 2019 года мы сможем на себе прочувствовать всю прелесть нового поколения софта для продуктивности. Интересно.
Свежий Шлаганов via @vote
Читаю презентацию проекта. В разделе команда написано: "Основатель - серийный предприниматель. Успешно реализовал более трех проектов". Давайте подключим коллективный разум и вместе подумаем, сколько проектов реализовал основатель.
anonymous poll
3, реализует четвертый – 16
👍👍👍👍👍👍👍 46%
0 – 9
👍👍👍👍 26%
более 4х – 6
👍👍👍 17%
4 – 4
👍👍 11%
👥 35 people voted so far.
anonymous poll
3, реализует четвертый – 16
👍👍👍👍👍👍👍 46%
0 – 9
👍👍👍👍 26%
более 4х – 6
👍👍👍 17%
4 – 4
👍👍 11%
👥 35 people voted so far.
Если прочитать классические учебники по венчурным инвестициям, в них будет сказано, что на посевном раунде компании обычно привлекают суммы до $1M, а средний чек на раунде - $500K.
Однако, всё быстро меняется. Сейчас в развитых экосистемах (в первую очередь я говорю о США, ЕС, Израиле) уже довольно сложно увидеть посевные раунды объемом $500K.
Мировой тренд идет к увеличению объема инвестиций - средний размер посевной сделки сейчас составляет $2,2M, а средняя оценка компаний - $10,7M.
Это происходит не только от большого количества денег на венчурном рынке, но и из-за условного "старения" стартапов. Медианный возраст стартапов, поднимавших ангельские и посевные инвестиции в 1 квартале 2018 года, составил 3 года с момента основания. Это больше, чем медианный возраст компаний, поднимавших раунды А в 2014 году, и почти в 2 раза превышает возраст компаний, поднимавших ангельские или посевные инвестиции в 2011 году.
Этот тренд показывает, что всё большее количество фаундеров предпочитает начинать свой путь за собственные средства, либо за средства 3F's - друзей, семьи и непрофессиональных инвесторов.
Однако, всё быстро меняется. Сейчас в развитых экосистемах (в первую очередь я говорю о США, ЕС, Израиле) уже довольно сложно увидеть посевные раунды объемом $500K.
Мировой тренд идет к увеличению объема инвестиций - средний размер посевной сделки сейчас составляет $2,2M, а средняя оценка компаний - $10,7M.
Это происходит не только от большого количества денег на венчурном рынке, но и из-за условного "старения" стартапов. Медианный возраст стартапов, поднимавших ангельские и посевные инвестиции в 1 квартале 2018 года, составил 3 года с момента основания. Это больше, чем медианный возраст компаний, поднимавших раунды А в 2014 году, и почти в 2 раза превышает возраст компаний, поднимавших ангельские или посевные инвестиции в 2011 году.
Этот тренд показывает, что всё большее количество фаундеров предпочитает начинать свой путь за собственные средства, либо за средства 3F's - друзей, семьи и непрофессиональных инвесторов.
CAC (стоимость привлечения клиента) – одна из базовых метрик, которые должен оценивать каждый стартап. Мало того, что CAC лежит в основе ряда важных мультипликаторов, он сам по себе является достаточно показательным значением, позволяющим сравнить эффективность бизнес-модели стартапа с аналогичными компаниями. Однако, при расчете CAC фаундеры зачастую допускают ошибки, которые значительно влияют на итоговый результат. Сегодня рассмотрим самые распространенные из них и постараемся научиться их избегать. Enjoy!
http://telegra.ph/Izbegaem-4-naibolee-rasprostranennye-oshibki-i-schitaem-CAC-stoimost-privlecheniya-klienta-gramotno-04-29
http://telegra.ph/Izbegaem-4-naibolee-rasprostranennye-oshibki-i-schitaem-CAC-stoimost-privlecheniya-klienta-gramotno-04-29
Telegraph
Избегаем 4 наиболее распространенные ошибки и считаем CAC (стоимость привлечения клиента) грамотно
CAC (стоимость привлечения клиента) – одна из базовых метрик, которые должен оценивать каждый стартап. Мало того, что CAC лежит в основе ряда важных мультипликаторов, он сам по себе является достаточно показательным значением, позволяющим сравнить эффективность…