Ну и для вдохновения начинающим предпринимателям – первая питч-презентация основателей Dropbox прямиком из 2007! В ней ребята не соглашаются с моими словами о том, что их стартап был не самым лакомым кусочком из того выпуска Y Combinator)
10-15 лет назад создание продукта было довольно трудо-, время- и капиталозатратным процессом, поэтому наличие у проекта прототипа, готового к запуску, а ещё лучше - запущенного продукта было серьезным конкурентным преимуществом в погоне за венчурными деньгами. Грубо говоря, инвесторы впечатлялись наличием у проекта IP (intellectual property), вкладывали в такие проекты деньги, что давало им еще большую фору перед конкурентами.
С тех пор мир поменялся - создание продукта сейчас - гораздо менее затратный процесс. Я бы даже сказал так: в наше время создавать продукты проще, чем когда-либо в истории.
Однако, вместе с этим эволюционировали и инвесторы - теперь никого не убедишь наличием IP. Инвесторы в наше время ценят "трекшн", т.е. положительную динамику развития проекта. Грубо говоря, трекшн - это доказательство того, что ваш продукт нужен кому-то кроме тебя, твоих друзей и твоей мамы. А также доказательство того, что эти потребители готовы за него заплатить.
В ближайшее время запилю несколько постов о том, динамику каких показателей в большинстве случаев хотят видеть инвесторы и какие цифры заставят их поторопиться с term-sheet'ом. Stay tuned.
С тех пор мир поменялся - создание продукта сейчас - гораздо менее затратный процесс. Я бы даже сказал так: в наше время создавать продукты проще, чем когда-либо в истории.
Однако, вместе с этим эволюционировали и инвесторы - теперь никого не убедишь наличием IP. Инвесторы в наше время ценят "трекшн", т.е. положительную динамику развития проекта. Грубо говоря, трекшн - это доказательство того, что ваш продукт нужен кому-то кроме тебя, твоих друзей и твоей мамы. А также доказательство того, что эти потребители готовы за него заплатить.
В ближайшее время запилю несколько постов о том, динамику каких показателей в большинстве случаев хотят видеть инвесторы и какие цифры заставят их поторопиться с term-sheet'ом. Stay tuned.
Свежий Шлаганов via @like
Как и обещал в предыдущем посте, начинаю потихоньку расписывать основные метрики, которые хочет видеть инвестор. Сегодня помогает их визуализировать сам Кендрик Ламар. Enjoy!
http://telegra.ph/3-vazhnyh-ehlementa-trekshna-startapov-Active-Users-Lifetime-Value-i-Burn-rate-feat-Kendrik-Lamar-04-06
http://telegra.ph/3-vazhnyh-ehlementa-trekshna-startapov-Active-Users-Lifetime-Value-i-Burn-rate-feat-Kendrik-Lamar-04-06
Telegraph
3 важных элемента "трекшна" стартапов: Active Users, Lifetime Value и Burn rate (feat. Кендрик Ламар)
В предыдущем посте на канале я упоминал, что инвесторы в наше время ценят "трекшн", т.е. положительную динамику развития проекта. О трёх показателях, входящих в тот самый пресловутый "трекшн" сегодня и пойдет речь. Активные пользователи (Active Users). Ключевой…
Не так давно я писал (https://news.1rj.ru/str/ltalks/311) о том, что инвесторы сейчас вкладываются не в идею и даже не в интеллектуальную собственность, а в трекшн. Из этого следует еще одно важное заключение, которое нужно понимать любому стартаперу сейчас.
Интеллектуальная собственность, грубо говоря, - это решение существующей у потенциальных клиентов проблемы. Трекшн же – это раннее доказательство жизнеспособности бизнес-модели.
Следовательно, продуктом компании сейчас является не решение проблемы, а бизнес-модель, т.е. схема, по которой стартап делает деньги.
Посмотрите на крупнейшие стартапы и в цлеом компании сейчас. Большинство построено на ииновации бизнес-модели. Uber не владеет автомобилями, но является самой крупной службой такси в мире, Airbnb не владеет квартирами, но является самым крупным провайдером жилья в мире, у крупнейшего мирового ритейлара Alibaba (в т.ч. Aliexpress) нет ни одного склада.
Что из этого следует? Да то, что не стоит зацикливаться на инновациях исключительно в техническо части вашего продукта. Ищите способы повысить эффективность бизнес-модели, делайте это на постоянной основе, подтверждайте свои гипотезы и, что важно, начинайте брать плату за пользование продуктом с того момента, как, по вашему мнению, он начинает приносить ценность пользователю, т.е. с момента запуска MVP.
Интеллектуальная собственность, грубо говоря, - это решение существующей у потенциальных клиентов проблемы. Трекшн же – это раннее доказательство жизнеспособности бизнес-модели.
Следовательно, продуктом компании сейчас является не решение проблемы, а бизнес-модель, т.е. схема, по которой стартап делает деньги.
Посмотрите на крупнейшие стартапы и в цлеом компании сейчас. Большинство построено на ииновации бизнес-модели. Uber не владеет автомобилями, но является самой крупной службой такси в мире, Airbnb не владеет квартирами, но является самым крупным провайдером жилья в мире, у крупнейшего мирового ритейлара Alibaba (в т.ч. Aliexpress) нет ни одного склада.
Что из этого следует? Да то, что не стоит зацикливаться на инновациях исключительно в техническо части вашего продукта. Ищите способы повысить эффективность бизнес-модели, делайте это на постоянной основе, подтверждайте свои гипотезы и, что важно, начинайте брать плату за пользование продуктом с того момента, как, по вашему мнению, он начинает приносить ценность пользователю, т.е. с момента запуска MVP.
↓
Первым выходом стала продажа своего пакета акций Uber Софтбанку в январе (First Round инвестировали в Uber менее $1M в далеком 2010-м).
В феврале фармацевтический гигант Roche приобрел Flatiron Health за $1.9B.
В марте же Amazon купил стартап Ring за $1.2B. ОБ этой сделке я уже писал раньше (https://news.1rj.ru/str/ltalks/295).
Первым выходом стала продажа своего пакета акций Uber Софтбанку в январе (First Round инвестировали в Uber менее $1M в далеком 2010-м).
В феврале фармацевтический гигант Roche приобрел Flatiron Health за $1.9B.
В марте же Amazon купил стартап Ring за $1.2B. ОБ этой сделке я уже писал раньше (https://news.1rj.ru/str/ltalks/295).
↓
Еще не утих скандал с Фейсбуком и утечкой данных, но на этом я не хочу акцентировать внимание – такие утечки случаются с любой компанией, дорастающей до более-менее значительных размеров. И скрыть эти утечки также пытается большинство этих компаний.
Поговорить я хочу о другом. Похоже, Марк Цукерберг совершил еще одну стратегическую ошибку. И говорю я сейчас о его прогнозах развития сферы виртуальной реальности. Напомню, он настолько был уверен во взрывном росте ВР, что в 2014 году купил стартап Oculus – на тот момент лидера в сфере.
Сейчас мы наблюдаем интересную картину – виртуальная реальность уступает дополненной, притом на всех фронтах . Очень наглядно демонстрирует падение ВР график наверху – на нем условно отражена популярность основных продуктов Фейсбука, за исключением самой соцсети. Как видите, Oculus, как наиболее репрезентативный представитель виртуальной реальности, показывает резко отрицательную динамику.
Почему так? Технология ВР пока еще не позволяет выпустить по-настоящему народный массовый продукт – легкий в настройке, удобный, красивый, дающий настоящий экспириенс эффекта присутствия. Дополненная же реальность уже сейчас может приносить практическую пользу – взять хотя бы не один десяток разработок для сферы дизайна, либо строительства, да даже хирургии.
Почему во втором абзаце я написал «еще одну ошибку»? Да потому что в далеком 2012 году Марк всеми силами «топил» за веб-приложения и прогнозировал скорую смерть стандартных «устанавливаемых на устройство» программ. В итоге, Фейсбук практически полностью упустил мобильный рынок (у вас ведь тоже вызывает боль мобильное приложение Фейсбука?).
В общем, 2018 год начался для Марка не лучшим образом. Надеюсь, это его не сломит и мы увидим еще не один крутой продукт от его компании.
Еще не утих скандал с Фейсбуком и утечкой данных, но на этом я не хочу акцентировать внимание – такие утечки случаются с любой компанией, дорастающей до более-менее значительных размеров. И скрыть эти утечки также пытается большинство этих компаний.
Поговорить я хочу о другом. Похоже, Марк Цукерберг совершил еще одну стратегическую ошибку. И говорю я сейчас о его прогнозах развития сферы виртуальной реальности. Напомню, он настолько был уверен во взрывном росте ВР, что в 2014 году купил стартап Oculus – на тот момент лидера в сфере.
Сейчас мы наблюдаем интересную картину – виртуальная реальность уступает дополненной, притом на всех фронтах . Очень наглядно демонстрирует падение ВР график наверху – на нем условно отражена популярность основных продуктов Фейсбука, за исключением самой соцсети. Как видите, Oculus, как наиболее репрезентативный представитель виртуальной реальности, показывает резко отрицательную динамику.
Почему так? Технология ВР пока еще не позволяет выпустить по-настоящему народный массовый продукт – легкий в настройке, удобный, красивый, дающий настоящий экспириенс эффекта присутствия. Дополненная же реальность уже сейчас может приносить практическую пользу – взять хотя бы не один десяток разработок для сферы дизайна, либо строительства, да даже хирургии.
Почему во втором абзаце я написал «еще одну ошибку»? Да потому что в далеком 2012 году Марк всеми силами «топил» за веб-приложения и прогнозировал скорую смерть стандартных «устанавливаемых на устройство» программ. В итоге, Фейсбук практически полностью упустил мобильный рынок (у вас ведь тоже вызывает боль мобильное приложение Фейсбука?).
В общем, 2018 год начался для Марка не лучшим образом. Надеюсь, это его не сломит и мы увидим еще не один крутой продукт от его компании.
Акселераторы и их роль в инновационной экосистеме.
По моему мнению, одним из наиболее значимых элементов инновационной экосистемы любого региона, без которого не может полноценно работать ни один элемент этой экосистемы, являются акселераторы. И вот почему.
Они выполняют две критически важные функции:
• Создают достаточно большое количество проработанных и подготовленных к привлечению венчурных инвестиций стартапов для того, чтобы обеспечить постоянный поток возможностей для инвестирования венчурным фондам и бизнес-ангелам (dealflow). Статистика говорит сама за себя – у стартапов, прошедших акселерационные программы, шанс привлечть венчурные инвестиции возрастает более чем в 2 раза;
• Выполняют роль своеобразного клея, связывающего представителей различных элементов инновационной экосистемы - помогают собрать и расширить комьюнити предпринимателей в регионе, знакомя начинающих предпринимателей, менторов с их ценным опытом и, естественно, финансовые ресурсы.
Зачастую, в менее развитых экосистемах качество акселерационных программ на порядок ниже, чем в условной Кремниевой Долине или Израиле, однако, даже такие программы приносят пользу, т.к. сплоченное комьюнити, чувствуя нехватку знаний, начинает плотно заниматься притяжением в свою экосистему внешней экспертизы из более развитых экосистем (той же Долины, например). Кроме того, у наиболее перспективных стартапов иногда получается пробиться в наборы зарубежных акселерационных программ (Y Combinator, 500 Startups, RockStars, TechStars), проходя которые они возвращаются в локальную экосистему с богатым багажом знаний, который затем постепенно распространяется по всей экосистеме, в целом повышая её качество.
По моему мнению, одним из наиболее значимых элементов инновационной экосистемы любого региона, без которого не может полноценно работать ни один элемент этой экосистемы, являются акселераторы. И вот почему.
Они выполняют две критически важные функции:
• Создают достаточно большое количество проработанных и подготовленных к привлечению венчурных инвестиций стартапов для того, чтобы обеспечить постоянный поток возможностей для инвестирования венчурным фондам и бизнес-ангелам (dealflow). Статистика говорит сама за себя – у стартапов, прошедших акселерационные программы, шанс привлечть венчурные инвестиции возрастает более чем в 2 раза;
• Выполняют роль своеобразного клея, связывающего представителей различных элементов инновационной экосистемы - помогают собрать и расширить комьюнити предпринимателей в регионе, знакомя начинающих предпринимателей, менторов с их ценным опытом и, естественно, финансовые ресурсы.
Зачастую, в менее развитых экосистемах качество акселерационных программ на порядок ниже, чем в условной Кремниевой Долине или Израиле, однако, даже такие программы приносят пользу, т.к. сплоченное комьюнити, чувствуя нехватку знаний, начинает плотно заниматься притяжением в свою экосистему внешней экспертизы из более развитых экосистем (той же Долины, например). Кроме того, у наиболее перспективных стартапов иногда получается пробиться в наборы зарубежных акселерационных программ (Y Combinator, 500 Startups, RockStars, TechStars), проходя которые они возвращаются в локальную экосистему с богатым багажом знаний, который затем постепенно распространяется по всей экосистеме, в целом повышая её качество.
Кажется, я нашел один из основных трендов 2018 года - он грозится стать поворотным в сфере софта для продуктивности и таск-мейкинга.
В конце прошлого года большие раунды на финальное "допиливание" продуктов уже привлекли стартапы Station (удобный агрегатор веб-сервисов) и Coda (потенциальный убийца Excel, о нем я, кстати, уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/ltalks/219).
Недавно пришла очередь еще одного стартапа из этой сферы. Airtable в рамках раунда B привлек достаточно большой раунд в $52M. Airtable - это комплексное решение, сочетающее в себе таблицы, базы данных и другие инструменты, гибко настраиваемые под различные нужды.
Похоже, к концу 2018 - началу 2019 года мы сможем на себе прочувствовать всю прелесть нового поколения софта для продуктивности. Интересно.
В конце прошлого года большие раунды на финальное "допиливание" продуктов уже привлекли стартапы Station (удобный агрегатор веб-сервисов) и Coda (потенциальный убийца Excel, о нем я, кстати, уже писал ранее https://news.1rj.ru/str/ltalks/219).
Недавно пришла очередь еще одного стартапа из этой сферы. Airtable в рамках раунда B привлек достаточно большой раунд в $52M. Airtable - это комплексное решение, сочетающее в себе таблицы, базы данных и другие инструменты, гибко настраиваемые под различные нужды.
Похоже, к концу 2018 - началу 2019 года мы сможем на себе прочувствовать всю прелесть нового поколения софта для продуктивности. Интересно.
Свежий Шлаганов via @vote
Читаю презентацию проекта. В разделе команда написано: "Основатель - серийный предприниматель. Успешно реализовал более трех проектов". Давайте подключим коллективный разум и вместе подумаем, сколько проектов реализовал основатель.
anonymous poll
3, реализует четвертый – 16
👍👍👍👍👍👍👍 46%
0 – 9
👍👍👍👍 26%
более 4х – 6
👍👍👍 17%
4 – 4
👍👍 11%
👥 35 people voted so far.
anonymous poll
3, реализует четвертый – 16
👍👍👍👍👍👍👍 46%
0 – 9
👍👍👍👍 26%
более 4х – 6
👍👍👍 17%
4 – 4
👍👍 11%
👥 35 people voted so far.
Если прочитать классические учебники по венчурным инвестициям, в них будет сказано, что на посевном раунде компании обычно привлекают суммы до $1M, а средний чек на раунде - $500K.
Однако, всё быстро меняется. Сейчас в развитых экосистемах (в первую очередь я говорю о США, ЕС, Израиле) уже довольно сложно увидеть посевные раунды объемом $500K.
Мировой тренд идет к увеличению объема инвестиций - средний размер посевной сделки сейчас составляет $2,2M, а средняя оценка компаний - $10,7M.
Это происходит не только от большого количества денег на венчурном рынке, но и из-за условного "старения" стартапов. Медианный возраст стартапов, поднимавших ангельские и посевные инвестиции в 1 квартале 2018 года, составил 3 года с момента основания. Это больше, чем медианный возраст компаний, поднимавших раунды А в 2014 году, и почти в 2 раза превышает возраст компаний, поднимавших ангельские или посевные инвестиции в 2011 году.
Этот тренд показывает, что всё большее количество фаундеров предпочитает начинать свой путь за собственные средства, либо за средства 3F's - друзей, семьи и непрофессиональных инвесторов.
Однако, всё быстро меняется. Сейчас в развитых экосистемах (в первую очередь я говорю о США, ЕС, Израиле) уже довольно сложно увидеть посевные раунды объемом $500K.
Мировой тренд идет к увеличению объема инвестиций - средний размер посевной сделки сейчас составляет $2,2M, а средняя оценка компаний - $10,7M.
Это происходит не только от большого количества денег на венчурном рынке, но и из-за условного "старения" стартапов. Медианный возраст стартапов, поднимавших ангельские и посевные инвестиции в 1 квартале 2018 года, составил 3 года с момента основания. Это больше, чем медианный возраст компаний, поднимавших раунды А в 2014 году, и почти в 2 раза превышает возраст компаний, поднимавших ангельские или посевные инвестиции в 2011 году.
Этот тренд показывает, что всё большее количество фаундеров предпочитает начинать свой путь за собственные средства, либо за средства 3F's - друзей, семьи и непрофессиональных инвесторов.
CAC (стоимость привлечения клиента) – одна из базовых метрик, которые должен оценивать каждый стартап. Мало того, что CAC лежит в основе ряда важных мультипликаторов, он сам по себе является достаточно показательным значением, позволяющим сравнить эффективность бизнес-модели стартапа с аналогичными компаниями. Однако, при расчете CAC фаундеры зачастую допускают ошибки, которые значительно влияют на итоговый результат. Сегодня рассмотрим самые распространенные из них и постараемся научиться их избегать. Enjoy!
http://telegra.ph/Izbegaem-4-naibolee-rasprostranennye-oshibki-i-schitaem-CAC-stoimost-privlecheniya-klienta-gramotno-04-29
http://telegra.ph/Izbegaem-4-naibolee-rasprostranennye-oshibki-i-schitaem-CAC-stoimost-privlecheniya-klienta-gramotno-04-29
Telegraph
Избегаем 4 наиболее распространенные ошибки и считаем CAC (стоимость привлечения клиента) грамотно
CAC (стоимость привлечения клиента) – одна из базовых метрик, которые должен оценивать каждый стартап. Мало того, что CAC лежит в основе ряда важных мультипликаторов, он сам по себе является достаточно показательным значением, позволяющим сравнить эффективность…
↓
Однако, периодически появляются стартапы-исключения. Издание INC отобрало 10 стартапов, которые достигли планки в $1B максимально быстро. Свой топ-3 из них приведу здесь:
1) Desktop Metal - стартап, занимающийся разработкой аппаратуры для 3D-печати из металла. Основан в 2015 году, в сумме привлек порядка $270M инвестиций, а для достижения статуса единорога ему потребовалось максимально малое время - 1 год и 9 месяцев. Такой рост обусловлен, скорее всего, тем, что инвесторы увидели в технологии возможность создания голубого океана.
2) Essential - компания создателя Android Энди Рубина, занимающаяся разработкой и производством смартфонов. В прошлом году уже выкатили первый Essential Phone - отличный вариант для гиков, с треском провалившийся в плане продаж. Основана компания в 2015 году, привлекла около $330M инвестиций, а до статуса единорога доросла за 1 год и 11 месяцев.Скорость обусловлена, скорее всего, именитым основателем.
3) Airbnb, думаю, в представлении не нуждается. Один из классических примеров "выстреливших" венчурных компаний. Основана в 2008 году, единорогом стали за неполных 3 года, и на этом не остановились - сейчас стартап известен глобально, привлек более $3B инвестиций, а нынешняя оценка превышает $30B.
Однако, периодически появляются стартапы-исключения. Издание INC отобрало 10 стартапов, которые достигли планки в $1B максимально быстро. Свой топ-3 из них приведу здесь:
1) Desktop Metal - стартап, занимающийся разработкой аппаратуры для 3D-печати из металла. Основан в 2015 году, в сумме привлек порядка $270M инвестиций, а для достижения статуса единорога ему потребовалось максимально малое время - 1 год и 9 месяцев. Такой рост обусловлен, скорее всего, тем, что инвесторы увидели в технологии возможность создания голубого океана.
2) Essential - компания создателя Android Энди Рубина, занимающаяся разработкой и производством смартфонов. В прошлом году уже выкатили первый Essential Phone - отличный вариант для гиков, с треском провалившийся в плане продаж. Основана компания в 2015 году, привлекла около $330M инвестиций, а до статуса единорога доросла за 1 год и 11 месяцев.Скорость обусловлена, скорее всего, именитым основателем.
3) Airbnb, думаю, в представлении не нуждается. Один из классических примеров "выстреливших" венчурных компаний. Основана в 2008 году, единорогом стали за неполных 3 года, и на этом не остановились - сейчас стартап известен глобально, привлек более $3B инвестиций, а нынешняя оценка превышает $30B.
Совсем забыл вчера сбросить ссылку на полный INC'овский список резко взлетевших стартапов. Исправляюсь:
https://www.inc.com/business-insider/companies-startups-unicorn-1-billion-valuation-record-time.html
https://www.inc.com/business-insider/companies-startups-unicorn-1-billion-valuation-record-time.html
Inc.com
10 Startups That Reached a $1 Billion Valuation in Practically No Time
There are 135 private companies in the U.S. worth $1 billion or more.
↓
В 2017 году средний размер раунда A составил около $6M, по сравнению с примерно $3M пятью годами ранее. С начала 2018 года в США было закрыто более 300 сделок раунда А, причем оценка более половины компаний, участвовавших в них, превышала $25M.
Как я уже писал недавно (https://news.1rj.ru/str/ltalks/322), размеры посевных сделок также растут, притом большими темпами. В этом году только 20% посевных сделок подразумевали под собой выделение менее $1M.
Что мы имеем в итоге. Раунды А теперь больше похожи на раунды B, посевные раунды по размеру похожи на раунды А - денег в индустрии становится всё больше.
Значит ли это, что в ближайшее время мы увидим экспоненциальный рост количества стартапов-единорогов? Возможно. Однако, далеко не факт. Деньги важны, но они не решают проблемы за фаундеров - гора денег не гарантирует достижение компанией целевых показателей.
У большинства основателей, особенно у тех, кто делает первый стартап, нет знаний и опыта - экспертизы, позволяющей разумно использовать привлеченные миллионы.
И вот тут зачастую вскрывается главная проблема. Найти эту экспертизу извне отнюдь не просто. Я бы даже сказал, сложнее, чем поднять раунд финансирования.
Интересная попытка на локальном уровне предпринимается командой Oceans, собравшей в себе специалистов из Facebook, Foursquare, Apple, Time Warner, Thomson Reuters и других успешных компаний.
Идея проста - предоставлять стартапам экспертную помощь в вопросах бизнес-планирования, масштабирования, найма сотрудников, минимизации рисков, привлечения инвестиций и фокусировки фаундеров на наиболее значимых метриках в обмен на денежное вознаграждение или небольшую долю в стартапе без места в совете директоров.
Oceans в ближайшее время планирует вести свою деятельность достаточно локальном как в географическом, так и в отраслевом плане - брать под опеку нью-йоркские стартапы в таких сферах, как мобильные технологии, мессенджеры, искусственный интеллект и маркетинговые технологии.
Интересное начинание, которое может стать прецедентом для появления нового структурного элемента венчурной экосистемы.
В 2017 году средний размер раунда A составил около $6M, по сравнению с примерно $3M пятью годами ранее. С начала 2018 года в США было закрыто более 300 сделок раунда А, причем оценка более половины компаний, участвовавших в них, превышала $25M.
Как я уже писал недавно (https://news.1rj.ru/str/ltalks/322), размеры посевных сделок также растут, притом большими темпами. В этом году только 20% посевных сделок подразумевали под собой выделение менее $1M.
Что мы имеем в итоге. Раунды А теперь больше похожи на раунды B, посевные раунды по размеру похожи на раунды А - денег в индустрии становится всё больше.
Значит ли это, что в ближайшее время мы увидим экспоненциальный рост количества стартапов-единорогов? Возможно. Однако, далеко не факт. Деньги важны, но они не решают проблемы за фаундеров - гора денег не гарантирует достижение компанией целевых показателей.
У большинства основателей, особенно у тех, кто делает первый стартап, нет знаний и опыта - экспертизы, позволяющей разумно использовать привлеченные миллионы.
И вот тут зачастую вскрывается главная проблема. Найти эту экспертизу извне отнюдь не просто. Я бы даже сказал, сложнее, чем поднять раунд финансирования.
Интересная попытка на локальном уровне предпринимается командой Oceans, собравшей в себе специалистов из Facebook, Foursquare, Apple, Time Warner, Thomson Reuters и других успешных компаний.
Идея проста - предоставлять стартапам экспертную помощь в вопросах бизнес-планирования, масштабирования, найма сотрудников, минимизации рисков, привлечения инвестиций и фокусировки фаундеров на наиболее значимых метриках в обмен на денежное вознаграждение или небольшую долю в стартапе без места в совете директоров.
Oceans в ближайшее время планирует вести свою деятельность достаточно локальном как в географическом, так и в отраслевом плане - брать под опеку нью-йоркские стартапы в таких сферах, как мобильные технологии, мессенджеры, искусственный интеллект и маркетинговые технологии.
Интересное начинание, которое может стать прецедентом для появления нового структурного элемента венчурной экосистемы.
Качество сервиса - это то, о чем постоянно говорят в традиционном бизнесе и зачастую забывают стартаперы. За редкими исключениями пользователь любого вашего продукта рано или поздно вступит в контакт непосредственно с представителями вашей компании. И лучше бы этот контакт был позитивным.
Интересную практику использует FreshBooks - стартап, продвигающий ПО для ведения бухгалтерии. Каждый сотрудник, принятый на работу в компании, проводит свой первый месяц в службе поддержки клиентов: отвечает на звонки, изучает истории и помогает клиентам использовать продукт. Эта особенность помогла стартапу сделать обслуживание клиентов частью ДНК компании.
Интересную практику использует FreshBooks - стартап, продвигающий ПО для ведения бухгалтерии. Каждый сотрудник, принятый на работу в компании, проводит свой первый месяц в службе поддержки клиентов: отвечает на звонки, изучает истории и помогает клиентам использовать продукт. Эта особенность помогла стартапу сделать обслуживание клиентов частью ДНК компании.
В мировом венчуре есть один тренд, который меня настораживает,– это растущие размеры собираемых фондов. Вот, например, на этой неделе венчурная фирма CRV объявила о том, что собрала $600-миллионный фонд для инвестиций на посевной стадии. Вроде бы шикарно – много денег, есть куда разгуляться. Но! Средний чек на посевной стадии сейчас составляет $2,2M (https://news.1rj.ru/str/ltalks/322), что означает следующее – этот фонд либо вложится в 270 компаний, либо будет выписывать бОльшие посевные чеки. И та, и другая ситуация утопичны – в первом случае будет попросту невозможно использовать принципы активного инвестирования и давать портфельным компаниям smart-money, во втором же – придется искусственно завышать оценку компаний, что в большинстве случаев приведет к down-раунду на следующей стадии даже успешные стартапы. А, как понимаете, down-раунд – это априори потеря денег инвестором и удар по репутации компании.
Я бы вообще не обращал внимание на этот частный случай фонда CRV, но он, к сожалению, всего лишь маленькая частичка большой тенденции к увеличению фондов и вследствие размера раундов. Не буду преждевременно говорить о пузыре доткомов 2.0, но некоторые предпосылки виднеются.
Я бы вообще не обращал внимание на этот частный случай фонда CRV, но он, к сожалению, всего лишь маленькая частичка большой тенденции к увеличению фондов и вследствие размера раундов. Не буду преждевременно говорить о пузыре доткомов 2.0, но некоторые предпосылки виднеются.