Свежий Шлаганов – Telegram
Свежий Шлаганов
2.05K subscribers
218 photos
1 video
9 files
146 links
Привет, я Юра!

Работал в VC, строил стартапы, а потом вернулся в VC ;)

Делюсь интересными мыслями, которые нахожу в интернете и иногда у себя в голове.

На английском:
https://up2yura.substack.com
https://twitter.com/up2yu

@sanov (канал без рекламы)
Download Telegram
15 мая прошлого года я официально стал безработным. Это не был путь вникуда - я нашел идею, которая зажгла меня настолько, что я не мог не попробовать ее реализовать, и запустил стартап.

Прошел год с этого момента. Точно могу сказать одно - это того стоило. Я никогда не жил настолько полноценной жизнью, как сейчас.

Я не просто впервые попробовал предпринимательство на вкус, но и прожил несколько личных трансформаций. Ведь на сегодня EduDo - это уже не идея, это больше 15 человек, которые каждый день трудятся над тем, чтобы наше видение стало реальностью.

Какие выводы я сделал за этот год?

Надо собирать вокруг правильных людей. И я не про опыт. Стартап - это бизнес на максималках, в течении пути ничего не понятно. Непонятно, куда идти, как идти, чьи советы слушать, а чьи - нет. Самое интересное - так как рецепта создания успешного стартапа не существует, те вещи, которые сработали в одном случае, далеко не факт что сработают в другом, и наоборот. Соответственно, единственное, что остается, - это генерировать как можно более сильные гипотезы и как можно лучше (быстрее + качественнее) их проверять. И это не работа - это тип мышления. Причем в начале пути это относится ко всем - и фаундерам, и сотрудникам. Людей без майндсета искателя работа в стартапе выжигает за считаные месяцы. Зато искателей за уши не оттянешь от стартапов - в других, более "классических" местах, им будет попросту скучно.

Лучше работать с теми, с кем пойдешь выпить пива или покурить кальян вечером. Именно в таких “кальянных” разговорах поднимаются самые важные и неудобные вопросы, а также находятся ответы на них. Поэтому шанс найти “то самое”, если ты строишь стартап с теми, с кем тебе нравится проводить и неформальное время, гораздо выше.

Работать нужно много, но не стоит себя загонять. Как бы ты ни горел идеей, человеческий организм остается человеческим организмом, и ему нужно отдыхать. Кроме того, так так отдых - это смена контекста, иногда именно в такое время возникают самые свежие идеи.

Нужно принять тот факт, что контролировать все ты не сможешь. Мне очень нравится высказывание “Если ты делаешь стартап, и у тебя все под контролем - ты двигаешься недостаточно быстро”. Порой случаются моменты, когда все сыпется, как песок сквозь пальцы. Именно тогда, когда тебе приходится принимать решения, которые при любом раскладе будут нести как позитивные, так и негативные последствия, ты действительно учишься расставлять приоритеты.

Важно выталкивать себя из контекста. В какой-то момент ты понимаешь, что инвестировал намного больше времени в изучение предмета, чем твои собеседники. Тогда может прийти ощущение, что разговаривать и слушать их - пустая трата времени, они совсем не в контексте. В этот момент очень важно не поддаться этому ощущению и не закрыться от новой информации, ведь в этом и есть самая прелесть - люди, не так глубоко погруженные, не так замылили взгляд и могут вбросить очень свежую мысль.

Надо быть честным и открытым перед собой и людьми вокруг. Если что-то не получается, поделись. Когда рядом правильные люди, это их не демотивирует, а наоборот только зажжет.

Возможно, более опытные фаундеры сейчас немного улыбаются, читая эти, во многом очевидные, поинты. Но я всегда старался рефлексировать, и год в кардинально новой для себя роли выглядит, как отличный повод это сделать. Всем роста!

На фото я в день, когда решился запускать EduDo ;)
Залетел намедни к Матвею Веретенникову на его подкаст “Без просвета”. Поговорили про:
- переход из VC в фаундеры;
- фандрайзинг;
- EdTech, Gen Z, P2P learning и еще много всего!

Послушать можно на всех площадках, буду рад обратной связи на @sanov!
Скорее всего, вы упускаете из виду своего главного конкурента.

Думаю, излишне объяснять, что без понимания рынка невозможно быть на нем успешным. Да и инвестиции в таком случае привлечь почти невозможно - если потенциальный инвестор чувствует, что понимает бизнес фаундеров и их место на рынке лучше, чем они сами, он ни за что не вложится. А, так как нам нужны только лучшие инвесторы с опытом и экспертизой, разбираться в своем рынке нужно досконально.

Если с анализом прямых и непрямых конкурентов многие более-менее справляются, то один критически важный нюанс упускают практически все. Как правило, основным конкурентом компаний, создающих новый продукт, являются не другие решения, а статус-кво - стремление потенциальных клиентов не менять ничего, остаться на текущем решении, либо вообще ничего не делать с проблемой.

Люди по своей природе боятся нового и неизвестного. А стартаперы по своей природе предлагают им это новое и неизвестное. И даже если оно приносит больше ценности, убедить людей попробовать, а тем более заплатить - очень нетривиальная задача.

Именно поэтому борьба со статусом-кво - один из важнейших вопросов при выходе на рынок. Что же стартап может сделать в таких ситуациях?

Клиенты отказываются использовать даже более эффективное решение из-за двух фундаментальных причин:
- они не хотят менять свои налаженные процессы, привычки;
- они не уверены, что те преимущества, о которых вы им рассказываете, сработают в их конкретных ситуациях.

Помочь им осознать и преодолеть эти страхи помогут следующие подходы:
- покажите десятикратную ценность - успешный продукт помогает решать проблему настолько эффективнее, что варианта не попробовать его просто не остается;
- используйте эмпатию - продуктом или общением дайте понять, что вы считаете ситуацию юзера уникальной, и будете относиться к ней соответственно;
- наладьте онбординг - сделайте первый опыт юзера максимально понятным, приятным и дающим ценность;
- предложите бесплатный пробный период, чтобы юзеры меньше ощущали финансовый риск.

Да, всё это может увеличить издержки, но, если продукт хорош, им будут пользоваться регулярно и о нем начнут говорить, оно того стоит.

А еще у меня для вас классная новость. Мои хорошие друзья из фондов Adventures Lab и Genesis Investments запускают проект Hey, Pitches!, чтобы помочь стартапам.

В рамках инициативы инвесторы вместе с нишевыми экспертами регулярно проводят краш-тесты стартапов на посевной и предпосевной стадии и помогают им найти точки роста.

За качество фидбека могу поручиться лично, ведь Adventures Lab - это инвесторы и моего проекта, и мы регулярно собираемся на мозговые штурмы. Совсем недавно после одного из таких штурмов мы поняли, что нужно пивотиться, чем сейчас и занимаемся (об этом расскажу позже!)

Короче, некогда объяснять - если вы делаете стартап, бегом на сайт - там все детали и регистрация!
Запилил видясик для друзей из Startup Jedi
Forwarded from Startup Jedi
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Привет👋 С вами Юрий Шлаганов с видео о том, как стартапу проводить исследование.

📝Как известно, во время построения стартапа фаундеры сталкиваются с тысячами проблем. Иногда помощи гугла или обращения за консультацией к кому-то недостаточно для принятия решения, нужно проводить исследование.

Это слишком долгий процесс для стартапа😬 Поэтому Юрий использует 💡 методику быстрых исследований. Смотрим, что она собой представляет и как ее применять🎥

#видео
Привет, на связи снова Свежий Шлаганов!

Возможно, вы уже успели забыть, когда и почему подписались на этот канал, и в этом только моя вина. Последние месяцы были довольно напряженными и сложными и, если честно, было совсем не до постов в канал.

Грядущие месяцы обещают быть не менее напряженными, но писать я пообещал себе (а теперь и вам) намного регулярнее.

Для тех, кто забыл или не знал, представлюсь. Меня зовут Юра, я родом из Беларуси, но сейчас живу в Киеве. Я работал в венчурных фондах Flint Capital и RBF Ventures, а в середине прошлого года переметнулся на другую сторону и основал стартап EduDo, где вместе с бандой мы запустили мобильную платформу с короткими развивающими видео.

За прошедший год мы напроверяли тонну гипотез, стали мобильным приложением года по версии Product Hunt, подняли $500 тысяч инвестиций и пару месяцев назад решили пивотнуться (об этом будет отдельный пост). Сейчас мы строим платформу для асинхронных дискуссий в формате коротких видео (и об этом будет отдельный пост).

Путь фаундера богат на события, и теперь я буду писать больше личного - о том, через что команда и я проходим, как и какие принимаем решения и, что самое главное, как при этом умудряемся не сойти с ума 🤯
О важности миссии и может ли она меняться

Всё в компании (люди, продукт, процессы и т.д.) базируется на миссии. Очень важно чётко сформулировать свою миссию, потому что это одна из немногих, возможно, даже единственная стабильная вещь в стартапе, к которой фаундеры и члены команды обращаются, когда нужно принять сложное решение или когда они находятся в замешательстве.

Но значит ли это, что миссия статична? Вы определяете её для себя на старте раз и навсегда или всё же постоянно ищете в течение всего пути?

С одной стороны миссия - это то, к чему мы якоримся. Нечто настолько фундаментальное, что от него можно отталкиваться, когда запутался и ничего не понятно. И поменять миссию = поменять прошивку – совсем другой проект получается.

С другой стороны, люди стали людьми потому что были гибкими. И установка незыблемых истин - это снижение гибкости и, соответственно, конкурентоспособности.

Пока я всё же склоняюсь к тому, что миссия может меняться, но под влиянием очень существенных факторов. А что думаете вы?
А какие у вас сейчас отношения с Clubhouse?

Заходите ли, как часто? Что думаете по поводу его after-hype реальности и перспектив - пациент скорее жив или мертв?
Фаундер растет только принимая сложные решения.

Принимать простые решения просто (спасибо, кэп!) - это как быть популистом, который всегда за все хорошее и против всего плохого.

Настоящее испытание на прочность начинается, когда приходится принимать решения, которые влекут за собой как потенциальные положительные, так и очевидные негативные последствия. Причем сложно их не только принять, но и правильно донести до команды, инвесторов и других людей вокруг. Вот уж где настоящий выход из зоны комфорта и настоящий рост.

Кстати, абсолютное большинство таких решений связано с решениями по людям.
У меня есть практика делать саммари на материалы, которые дают мне пищу для размышления. До сих пор я их шерил только с командой и близкими друзьями, но мне начали намекать (спасибо, Макс!), что неплохо было бы ими делиться и на канале. Поэтому давайте попробуем.

Начнем с недавнего материала партнера a16z Эндрю Чена о том, что такое Product/Market Fit, и почему опасно скейлить просто “хорошие”, а не “отличные” продукты. Вам сюда!
Стартап-флюгер vs стартап-парашют: важно знать своих конкурентов, но не уделять им слишком много внимания.

В последнее время замечаю много коллег-фаундеров, которые слишком парятся по поводу конкуренции. Мне кажется, что это ни к чему хорошему привести не может.

Почему? Потому что постоянные мысли о конкурентах быстро превращаются в навязчивую идею: что они планируют сделать, куда двигать бизнес стратегически? Как нужно на это реагировать?Каждый их шаг подвергается анализу.

Такой подход вряд ли приведет к построению чего-то большого.

Он приводит к излишней тревожности, а решения становятся вторичными - они начинают приниматься как ответная реакция на ходы конкурентов, а не как шаг на пути к достижению собственного видения.

Огромные истории строятся в первую очередь на видении. Да, оно может меняться под воздействием внешних факторов (в том числе и конкуренции), но эти факторы должны быть очень существенными. Стартапы-флюгеры, возможно, иногда и делают какой-то трекшн и поднимают пару раундов, но в долгосроке остаются на месте, как и флюгеры.

Лучше быть стартапом-парашютом, ветром для которого является сильное видение, но также иметь стропы, которые в случае чего помогут подрегулировать направление полета.

Для этого надо сосредоточиться на себе - то, что происходит у вас в голове и компании намного важнее того, что происходит у всех конкурентов вместе взятых. Награждая их слишком большой дозой внимания, вы размываете собственное видение, а шансы придумать что-то свежее снижаются.
Мы в EduDo решили пивотиться.

Это произошло еще в конце июля.

В декабре прошлого года мы выкатили MVP платформы с bite-sized развивающими роликами. С тех пор мы привлекли около 30 тысяч юзеров и больше 100 контент креаторов, стали мобильным приложением года по версии Product Hunt и после нескольких месяцев Product Discovery решили пивотиться.

Почему? В первую очередь потому что в аббревиатуре MVP буква V находится не просто так. Основной ее посыл - продукт должен нести существенную ценность пользователям с самого первого дня. Я до сих пор думаю, что наша первичная концепция может быть жизнеспособной, но существенную ценность юзерам она начинает давать только на масштабе - когда есть несколько сотен тысяч активных юзеров, несколько тысяч креаторов, это все варится и рождает полезный и интересный контент.

Мы поняли, что без существенных финансовых вливаний (aka поднятия $3-5M) достичь масштаба мы сможем только определив четкую механику взаимодействия юзеров на платформе: генерации контента, получения обратной связи и накопления социального капитала.

Мы начали копать с самых фундаментальных основ - откуда вообще рождаются инсайты - и, построив нескольких причинно-следственных связей, пришли к концепции, которая одновременно даст пользователям четкий паттерн взаимодействия и увеличит вероятность, что они найдут для себя релевантный контент.

Мы строим социальную платформу для асинхронных дискуссий в формате коротких видео. Simply put, она объединяет механику тредов из Reddit и формат создания и потребления контента из TikTok.

Мы делаем это, потому что очень верим в 2 тезиса:
- видео - самый эффективный формат для передачи мнений, так как оно, в отличие от текста и аудио, позволяет наиболее эффективно выстроить ощущение социального присутствия = доверие = глубокие обсуждения. И если несколько лет назад идея о том, что сотни миллионов людей будут обмениваться видеосообщениями, была преждевременной, то сейчас больше миллиарда людей записывают тиктоки, сториз в Snapchat и Инсте и видеосообщения в мессенджерах;
- асинхронный формат дискуссий, конечно, создает меньше FOMO (страха пропустить что-то важное), но в долгосрочной перспективе устойчив, потому что просто удобен - ты можешь стартовать, присоединяться и следить за дискуссиями в любое время и из любого места, а также у тебя есть время подумать перед ответом, что, опять же, приводит к более глубоким обсуждениям.

Мы релизимся в следующем месяце и очень ждем реакции юзеров. А сейчас мы ищем в банду драйвового человека, который поможет нам с их поиском в стандартных и не очень источниках. Детали вот ТУТ!
Нашел в Твиттере Джастина Кана (основателя Twitch) интересный опрос о самом важном качестве со-основателя и понял, что очень интересно узнать ваше мнение на этот счет. Потом сравним результаты!

Что вы больше всего цените в со-основателе?
Anonymous Poll
11%
Complementary skillsets (Комплементарные навыки)
2%
Temperament (Темперамент)
38%
Value alignment (Схожие ценности)
49%
Commitment (Самоотдача / преданность делу)
Идее недостаточно быть хорошей, чтобы быть перспективной.

Как правило, хорошие идеи слишком очевидны. А значит, они приходят в головы миллионам других людей, сотни или даже тысячи из которых начинают пробовать их реализовать. Это ведет к дикой конкуренции на рынке и снижает шансы на выживание - типичный алый океан. Посмотрите, к примеру, какое количество NFT-маркетплейсов появилось за последние месяцы.

Главный вызов при поиске идеи для стартапа - найти достаточно хорошую и амбициозную, чтобы имела право на жизнь (или хотя бы проверку), но достаточно долбанутую, чтобы к ней не пришли тысячи стартаперов до тебя.
Пришла пора подвести итоги нашего опроса о самом важном качестве ко-фаундера. Наши результаты получились довольно похожими на оригинал в Твиттере Джастина.

Что думаете по этому поводу?