В прошлом году я выступил на Agency Growth Days 2024 в Екатеринбурге с докладом «Ежегодный рост в 2 раза без эффекта низкой базы: кризисы и проблемы в процессах, подходах, финансовом учёте и людях. Грабли, на которые мы наступили, и как от них спастись».
В докладе было затронуто множество тем, с которыми можно столкнуться при бурном росте компании, но ключевых моментов три:
— Какие проблемы возникают в процессах, подходах, учёте и команде?
— Как эффективно выстроить управление на трёх ключевых уровнях?
— Как избежать распространённых «граблей» при масштабировании?
Теперь доклад доступен на YouTube, и его можно посмотреть! 🙂
https://www.youtube.com/watch?v=OG-2lprg_P4&t=1s&ab_channel=%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BEAlto
В докладе было затронуто множество тем, с которыми можно столкнуться при бурном росте компании, но ключевых моментов три:
— Какие проблемы возникают в процессах, подходах, учёте и команде?
— Как эффективно выстроить управление на трёх ключевых уровнях?
— Как избежать распространённых «граблей» при масштабировании?
Теперь доклад доступен на YouTube, и его можно посмотреть! 🙂
https://www.youtube.com/watch?v=OG-2lprg_P4&t=1s&ab_channel=%D0%90%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BEAlto
YouTube
Ежегодный рост в два раза без эффекта низкой базы
Agency Growth Days | Екатеринбург
Александр Науменко, Соучредитель Arcsinus
Александр Науменко — ментор IT-предпринимателей и топ-менеджер с более чем 20-летним опытом. Учредитель и ex-CEO компании arcsinus, основатель и ex-CEO Progressive Media, а также…
Александр Науменко, Соучредитель Arcsinus
Александр Науменко — ментор IT-предпринимателей и топ-менеджер с более чем 20-летним опытом. Учредитель и ex-CEO компании arcsinus, основатель и ex-CEO Progressive Media, а также…
👍7🔥3🤝1
Важные аспекты управления проектами
Управление проектами — одна из моих любимых тем. Оно предполагает сочетание гибкости, планирования и плотной коммуникации с командой и стейкхолдерами. На этом я в своё время «съел целую стаю собак» и сделал вывод, что для успешной реализации проектов необходимо обращать внимание на пять ключевых аспектов.
1. План должен быть всегда
Даже в условиях неопределённости, а особенно в условиях неопределённости, важно иметь план. Он задаёт направление, помогает определить основные шаги, сроки и ответственных. Оставляйте место для изменений, но фиксируйте ключевые этапы и контрольные точки.
2. Синхронизируйтесь чаще
Ожидания формируются не только в начале проекта, но и в процессе работы. Регулярные синхронизационные встречи со стейкхолдерами помогают вовремя выявлять расхождения и избегать конфликтов. Оптимально проводить такие встречи раз в месяц для обсуждения ближайших целей, приоритетов и критериев успеха.
3. Не забывайте про риски
Риски неизбежны, поэтому важно их заранее определить и учесть. Это поможет команде понимать возможные трудности и быть готовой к их решению. Планируйте запас времени и ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями.
4. Анализ ошибок и достижений
Любая ошибка — это шанс улучшить процесс и избежать её в будущем. Анализируйте не только промахи, но и успешные решения. Обсуждайте результаты и делитесь выводами — это укрепит отношения и сделает команду сплочённой.
5. Единое информационное поле
Одна из главных проблем в проектах — плохая коммуникация и информационный вакуум. Делитесь с командой всей доступной информацией. Регулярные командные встречи помогают оставаться «на одной волне», сохранять фокус, устранять недопонимания и двигаться быстрее.
В комментариях я с удовольствием расскажу подробнее про каждый из пунктов. Не стесняйтесь задавать вопросы! :)
Управление проектами — одна из моих любимых тем. Оно предполагает сочетание гибкости, планирования и плотной коммуникации с командой и стейкхолдерами. На этом я в своё время «съел целую стаю собак» и сделал вывод, что для успешной реализации проектов необходимо обращать внимание на пять ключевых аспектов.
1. План должен быть всегда
Даже в условиях неопределённости, а особенно в условиях неопределённости, важно иметь план. Он задаёт направление, помогает определить основные шаги, сроки и ответственных. Оставляйте место для изменений, но фиксируйте ключевые этапы и контрольные точки.
2. Синхронизируйтесь чаще
Ожидания формируются не только в начале проекта, но и в процессе работы. Регулярные синхронизационные встречи со стейкхолдерами помогают вовремя выявлять расхождения и избегать конфликтов. Оптимально проводить такие встречи раз в месяц для обсуждения ближайших целей, приоритетов и критериев успеха.
3. Не забывайте про риски
Риски неизбежны, поэтому важно их заранее определить и учесть. Это поможет команде понимать возможные трудности и быть готовой к их решению. Планируйте запас времени и ресурсов, чтобы справляться с непредвиденными ситуациями.
4. Анализ ошибок и достижений
Любая ошибка — это шанс улучшить процесс и избежать её в будущем. Анализируйте не только промахи, но и успешные решения. Обсуждайте результаты и делитесь выводами — это укрепит отношения и сделает команду сплочённой.
5. Единое информационное поле
Одна из главных проблем в проектах — плохая коммуникация и информационный вакуум. Делитесь с командой всей доступной информацией. Регулярные командные встречи помогают оставаться «на одной волне», сохранять фокус, устранять недопонимания и двигаться быстрее.
В комментариях я с удовольствием расскажу подробнее про каждый из пунктов. Не стесняйтесь задавать вопросы! :)
👍5❤3🔥2🤝2⚡1
Гораздо проще действовать по накатанной
Вчера мы с моим менти обсуждали увлекательное реалити-шоу «Наставник», где успешные и опытные бизнесмены спасают стартапы и малый бизнес.
И знаете, что объединяло всех владельцев малого бизнеса? Они были уверены, что у них всё в порядке и с продуктом, и с командой. Им казалось, что можно найти волшебную таблетку или чудодейственный совет, который поможет резко вырасти и процветать. На самом же деле они страдали от неосознанной некомпетентности, о которой я рассказывал в своем докладе на Agency Growth Days 2024. Все они не понимали, как на самом деле должен работать бизнес, как собирать и мотивировать профессиональную команду, как выстраивать процессы. И, самое важное, они не могли чётко сформулировать, что и кому продают — просто не знали свою аудиторию и её потребности. Кажется, что это звучит банально, но в своей практике я раз за разом сталкиваюсь именно с этим.
Важно чётко отвечать на вопросы:
— Что мы продаём?
— Кому мы продаём?
— Зачем мы продаём?
— Почему купят именно у нас?
Понимая ответы на эти вопросы, можно начинать выстраивать процессы, формировать команду и связывать мотивацию с удовлетворением потребностей клиентов. Возможно, вам придётся заменить половину команды, кардинально пересмотреть процессы и действительно выйти из зоны комфорта — и это сделает вас сильнее 80% окружающих предпринимателей.
Однако, скорее всего, вы предпочтёте остаться в привычных рамках и продолжить действовать по накатанной, потому что так гораздо проще.
Вчера мы с моим менти обсуждали увлекательное реалити-шоу «Наставник», где успешные и опытные бизнесмены спасают стартапы и малый бизнес.
И знаете, что объединяло всех владельцев малого бизнеса? Они были уверены, что у них всё в порядке и с продуктом, и с командой. Им казалось, что можно найти волшебную таблетку или чудодейственный совет, который поможет резко вырасти и процветать. На самом же деле они страдали от неосознанной некомпетентности, о которой я рассказывал в своем докладе на Agency Growth Days 2024. Все они не понимали, как на самом деле должен работать бизнес, как собирать и мотивировать профессиональную команду, как выстраивать процессы. И, самое важное, они не могли чётко сформулировать, что и кому продают — просто не знали свою аудиторию и её потребности. Кажется, что это звучит банально, но в своей практике я раз за разом сталкиваюсь именно с этим.
Важно чётко отвечать на вопросы:
— Что мы продаём?
— Кому мы продаём?
— Зачем мы продаём?
— Почему купят именно у нас?
Понимая ответы на эти вопросы, можно начинать выстраивать процессы, формировать команду и связывать мотивацию с удовлетворением потребностей клиентов. Возможно, вам придётся заменить половину команды, кардинально пересмотреть процессы и действительно выйти из зоны комфорта — и это сделает вас сильнее 80% окружающих предпринимателей.
Однако, скорее всего, вы предпочтёте остаться в привычных рамках и продолжить действовать по накатанной, потому что так гораздо проще.
👍5🔥2🤷♀1😢1
Сколько клиентов вы потеряли за последний год?
Harvard Business Review утверждает: привлечение нового клиента обходится в 5–7 раз дороже, чем удержание уже существующего. А по данным Forbes, 80% прибыли компании формируют именно постоянные клиенты.
Лояльность не возникает сама по себе — она формируется, когда клиент чувствует, что его действительно ценят. Лояльный клиент — это не тот, кто просто получил качественную услугу. Это тот, чьи ожидания были предугаданы. Не ждите, пока клиент сам сформирует запрос — выявляйте и формируйте его потребности — анализируйте тренды, предлагайте решения. Это демонстрирует экспертность.
Долгосрочный успех строится не на разовых сделках, а на доверительных отношениях. Будьте не просто исполнителем, а стратегическим партнёром, который понимает клиента лучше, чем он сам. Тогда у него не будет причин искать вам замену.
Harvard Business Review утверждает: привлечение нового клиента обходится в 5–7 раз дороже, чем удержание уже существующего. А по данным Forbes, 80% прибыли компании формируют именно постоянные клиенты.
Лояльность не возникает сама по себе — она формируется, когда клиент чувствует, что его действительно ценят. Лояльный клиент — это не тот, кто просто получил качественную услугу. Это тот, чьи ожидания были предугаданы. Не ждите, пока клиент сам сформирует запрос — выявляйте и формируйте его потребности — анализируйте тренды, предлагайте решения. Это демонстрирует экспертность.
Долгосрочный успех строится не на разовых сделках, а на доверительных отношениях. Будьте не просто исполнителем, а стратегическим партнёром, который понимает клиента лучше, чем он сам. Тогда у него не будет причин искать вам замену.
👍5🔥3🤝3
Еженедельная отчетность для руководителей
В последнее время я был сильно загружен и не писал больше недели. Хочу компенсировать паузу максимально полезным постом об отчётности для руководителя.
По моему мнению и опыту, руководителю высшего звена необходимо минимум раз в неделю проводить очную планёрку 1 на 1 с каждым сотрудником из команды руководителей. Чтобы сократить время планёрки и повысить её эффективность, сотруднику необходимо заранее подготовить короткий отчёт, а заодно провести рефлексию по итогу своей работы.
Структурировать такие планёрки помогает шаблон отчёта, которым я и хочу поделиться. Его формат позволяет зафиксировать и обсудить успехи, сложности, потребности и планы на будущее, а также сверить запланированные и фактические результаты. Важно чётко и сжато представить ключевую информацию, не упуская важных деталей. Это способствует сохранению ясности коммуникации и прозрачности взаимодействия внутри команды.
https://docs.google.com/document/d/1x6is2_-qvsSXRFASnYQ9duOscijgctjn1btnN_FQOsg/edit?tab=t.0#heading=h.hs6bxqbeu6l2
В последнее время я был сильно загружен и не писал больше недели. Хочу компенсировать паузу максимально полезным постом об отчётности для руководителя.
По моему мнению и опыту, руководителю высшего звена необходимо минимум раз в неделю проводить очную планёрку 1 на 1 с каждым сотрудником из команды руководителей. Чтобы сократить время планёрки и повысить её эффективность, сотруднику необходимо заранее подготовить короткий отчёт, а заодно провести рефлексию по итогу своей работы.
Структурировать такие планёрки помогает шаблон отчёта, которым я и хочу поделиться. Его формат позволяет зафиксировать и обсудить успехи, сложности, потребности и планы на будущее, а также сверить запланированные и фактические результаты. Важно чётко и сжато представить ключевую информацию, не упуская важных деталей. Это способствует сохранению ясности коммуникации и прозрачности взаимодействия внутри команды.
https://docs.google.com/document/d/1x6is2_-qvsSXRFASnYQ9duOscijgctjn1btnN_FQOsg/edit?tab=t.0#heading=h.hs6bxqbeu6l2
Google Docs
Шаблон отчета за неделю для планерки с руководителем
Шаблон отчета для планерки с руководителем Цель: Представление прозрачного и структурированного отчёта о ходе работ за неделю. Формат помогает обсуждать успехи, сложности, потребности и планы, а также сверять план с фактическими результатами, избегая…
👍5⚡4🤝3
Я наконец-то запустил свой сайт, где можно подробно узнать обо мне, моём опыте и форматах взаимодействия, а также прочитать отзывы коллег. Кроме того, на сайте размещены ссылки на материалы, доступные на сторонних ресурсах, включая подкасты и статьи.
За дизайн сайта огромный респект команде ДзенДизайн и Антону Тихомирову.
За дизайн сайта огромный респект команде ДзенДизайн и Антону Тихомирову.
www.naumenko.tech
Александр Науменко
Александр Науменко — ментор для цифровых продуктов, диджитал-агентств и продакшенов. Помогаю стабильно расти из года в год, превращая хаос в порядок.
🔥13👍4👏2
Пришло на ум | Науменко Александр pinned «Я наконец-то запустил свой сайт, где можно подробно узнать обо мне, моём опыте и форматах взаимодействия, а также прочитать отзывы коллег. Кроме того, на сайте размещены ссылки на материалы, доступные на сторонних ресурсах, включая подкасты и статьи. За дизайн…»
В моей картине мира управление проектами всегда было неразрывно связано с управлением рисками, а компетентность менеджера проектов напрямую определялась умением эффективно работать с ними.
Согласно классическому подходу, описанному в PMBOK, управление рисками включает четыре ключевых этапа: идентификация, анализ, планирование и мониторинг/контроль. После выявления возможных рисков каждый из них прорабатывается с применением одной из четырёх стратегий: уклонение, передача, снижение или принятие. Об этом детально говорится в самом PMBOK, который считается настольной книгой для любого руководителя или менеджера, работающего с проектами. Поэтому сейчас мы не будем вдаваться в подробности этих процессов.
Но я хочу поделиться с вами инструментом, которым регулярно пользуюсь — «Шаблон матрицы и реестра рисков». Он позволяет наглядно фиксировать все потенциальные риски, определять стратегии для каждого, а также расставлять приоритеты, выделяя наиболее критичные из них. Пользуйтесь и держите риски под контролем!
Согласно классическому подходу, описанному в PMBOK, управление рисками включает четыре ключевых этапа: идентификация, анализ, планирование и мониторинг/контроль. После выявления возможных рисков каждый из них прорабатывается с применением одной из четырёх стратегий: уклонение, передача, снижение или принятие. Об этом детально говорится в самом PMBOK, который считается настольной книгой для любого руководителя или менеджера, работающего с проектами. Поэтому сейчас мы не будем вдаваться в подробности этих процессов.
Но я хочу поделиться с вами инструментом, которым регулярно пользуюсь — «Шаблон матрицы и реестра рисков». Он позволяет наглядно фиксировать все потенциальные риски, определять стратегии для каждого, а также расставлять приоритеты, выделяя наиболее критичные из них. Пользуйтесь и держите риски под контролем!
👍7🙏2🤝2
AI не убьёт разработку.
Он убьёт старый способ разработки для тех, кто не адаптируется.
Он убьёт старый способ разработки для тех, кто не адаптируется.
💯8👍4🤔3
Эффективное целеполагание часто становится проблемой для компаний. По статистике, 80 % предпринимателей не умеют чётко формулировать и каскадировать на команду глобальные цели. Однако существует достаточно простая и понятная методика под названием OKR — Objectives and Key Results («цели и ключевые результаты»). Она действительно проста и подходит для компаний любого уровня — от стартапов из трёх основателей до крупных корпораций, таких как Google и Microsoft. Чтобы помочь коллегам-предпринимателям разобраться в этой методике, я подготовил статью, в которой постарался всё разложить по полочкам. Приятного чтения!
https://habr.com/ru/articles/898446/
https://habr.com/ru/articles/898446/
Хабр
Хватит ставить цели в чатике — пора работать по OKR
80 % предпринимателей не умеют чётко формулировать и каскадировать на команду глобальные цели. Их команды годами работают не понимая, куда именно движется бизнес и зачем вообще всё это делается....
❤4👍3🔥3👏1🤔1🎉1
Аутстаффинг IT-специалистов — интересный феномен на нашем рынке, который, на мой взгляд, пережил свой пик и постепенно теряет актуальность. Еще в 2013 году мы в Progressive Media были одними из первых, кто предоставлял в аутстаффинг целые команды Битрикс-разработчиков для работы над проектами Inventive Retail Group и Hoff.
Сегодня пик интереса к аутстаффингу проходит. Помимо экономических причин и сокращения финансирования, на это влияют и другие факторы: формирование сильных инхаус-команд, уменьшение объёма работ (поскольку большинство крупных компаний уже реализовало срочные проекты по цифровой трансформации), а также ускорение выполнения задач за счёт использования ИИ. Специалисты, не владеющие инструментами ИИ на уровне ключевых навыков, будут значительно проигрывать в скорости выполнения задач уже в ближайшее время и, соответственно, терять конкурентоспособность. Поэтому мой совет аутстаффинг-компаниям — уже сейчас пересмотреть требования к навыкам специалистов и скорректировать HR-процессы.
Кстати, о HR. В одном из отраслевых чатов я услышал, на мой взгляд, очень удачную мысль: сегодня рекрутинг и продажи — схожие процессы, и KPI у них могут быть похожими: кто-то заключает сделки, а кто-то нанимает сотрудников. Поэтому бонусы для рекрутеров могут рассчитываться так же, как бонусы для сейлзов — процент от маржи или бонусы, завязанные на «лайфтайм» сотрудника в компании.
Что думаете насчёт изменений на рынке?
Сегодня пик интереса к аутстаффингу проходит. Помимо экономических причин и сокращения финансирования, на это влияют и другие факторы: формирование сильных инхаус-команд, уменьшение объёма работ (поскольку большинство крупных компаний уже реализовало срочные проекты по цифровой трансформации), а также ускорение выполнения задач за счёт использования ИИ. Специалисты, не владеющие инструментами ИИ на уровне ключевых навыков, будут значительно проигрывать в скорости выполнения задач уже в ближайшее время и, соответственно, терять конкурентоспособность. Поэтому мой совет аутстаффинг-компаниям — уже сейчас пересмотреть требования к навыкам специалистов и скорректировать HR-процессы.
Кстати, о HR. В одном из отраслевых чатов я услышал, на мой взгляд, очень удачную мысль: сегодня рекрутинг и продажи — схожие процессы, и KPI у них могут быть похожими: кто-то заключает сделки, а кто-то нанимает сотрудников. Поэтому бонусы для рекрутеров могут рассчитываться так же, как бонусы для сейлзов — процент от маржи или бонусы, завязанные на «лайфтайм» сотрудника в компании.
Что думаете насчёт изменений на рынке?
🔥5👍3🤝1
Уже третий год подряд коллеги из Ruward во главе с моим приятелем Андреем Тереховым проводят масштабную Премию для российского рынка digital-агентств и продакшенов, которая отмечает не только качество конкретных работ, но и общий вклад в развитие рынка — как самих digital-агентств (и их HR-брендов), так и лучших заказчиков digital-услуг, а также отдельных экспертов отрасли.
В этот раз я снова вхожу в состав жюри и буду строго оценивать коллег по рынку и их достижения в номинациях «Разработка сайтов» и «Разработка мобильных приложений»!
Церемония награждения RUWARD AWARD 2025 пройдёт 24 апреля 2025 года — приходите!
В этот раз я снова вхожу в состав жюри и буду строго оценивать коллег по рынку и их достижения в номинациях «Разработка сайтов» и «Разработка мобильных приложений»!
Церемония награждения RUWARD AWARD 2025 пройдёт 24 апреля 2025 года — приходите!
1🔥10❤7👍6
Вчера на мероприятии ФРИИ ещё раз услышал очевидную вещь, которую, почему-то, большинство фаундеров упорно игнорируют: растить нужно не выручку, а прибыль — и желательно учитывать её в пересчёте на одного сотрудника. Большие обороты не всегда являются показателем роста бизнеса — зачастую, наращивая обороты, компании начинают терять прибыль.
👍11🔥4❤2👏2
Сегодня узнал, что с Perplexity и ChatGPT можно напрямую общаться в WhatsApp.
Perplexity в WhatsApp +1 (833) 436-3285 и ChatGPT в WhatsApp +1 (800) 242-8478. Просто сохраните номера в списке контактов, далее найдите контакт в WhatsApp и начните переписку.
Perplexity в WhatsApp +1 (833) 436-3285 и ChatGPT в WhatsApp +1 (800) 242-8478. Просто сохраните номера в списке контактов, далее найдите контакт в WhatsApp и начните переписку.
🔥6👍4👏1
Хороших руководителей не так много. А настоящие лидеры — большая редкость. Это те, кто вдохновляет, ведёт за собой, подаёт личный пример и берёт на себя ответственность. Лидера отличает одна важная черта — команда испытывает к нему уважение.
Мне иногда казалось, что способности к лидерству — врождённые качества. Но, наблюдая за работой по-настоящему сильных руководителей, я заметил, что за этим стоят системная работа и конкретные привычки.
Они регулярно проводят как групповые, так и индивидуальные встречи с сотрудниками. Эти встречи — не для галочки: у них всегда есть тайминг и чёткая цель, напрямую связанная с задачами подразделения и компании. По итогам встреч определяются конкретные действия, назначаются ответственные, устанавливаются дедлайны и ожидаемые результаты. Вознаграждение сотрудников зависит как от командных успехов, так и от личных результатов, что создаёт справедливую и мотивирующую среду. Цели формулируются ясно, подкрепляются чётким планом и системой промежуточного контроля. И главное — при первых признаках отклонения от плана лидер не медлит: он вмешивается, помогает скорректировать действия и возвращает всё в нужное русло.
Из этого можно сделать простой вывод: лидерство — это не про фонтанирование идеями или пафосные речи перед сотрудниками, как считают некоторые знакомые мне предприниматели. Лидерство — это про структурированность, последовательность, внутреннюю дисциплину и внимание к людям.
А как у вас в компании обстоят дела с лидерством?
Мне иногда казалось, что способности к лидерству — врождённые качества. Но, наблюдая за работой по-настоящему сильных руководителей, я заметил, что за этим стоят системная работа и конкретные привычки.
Они регулярно проводят как групповые, так и индивидуальные встречи с сотрудниками. Эти встречи — не для галочки: у них всегда есть тайминг и чёткая цель, напрямую связанная с задачами подразделения и компании. По итогам встреч определяются конкретные действия, назначаются ответственные, устанавливаются дедлайны и ожидаемые результаты. Вознаграждение сотрудников зависит как от командных успехов, так и от личных результатов, что создаёт справедливую и мотивирующую среду. Цели формулируются ясно, подкрепляются чётким планом и системой промежуточного контроля. И главное — при первых признаках отклонения от плана лидер не медлит: он вмешивается, помогает скорректировать действия и возвращает всё в нужное русло.
Из этого можно сделать простой вывод: лидерство — это не про фонтанирование идеями или пафосные речи перед сотрудниками, как считают некоторые знакомые мне предприниматели. Лидерство — это про структурированность, последовательность, внутреннюю дисциплину и внимание к людям.
А как у вас в компании обстоят дела с лидерством?
👍14🙏1🤝1
Несколько дней у меня был полноценный диджитал-детокс благодаря участию в моей первой регате! Причём не просто регате, а IT-регате, проходившей в районе Фетхие. Спасибо за приглашение Серёге Анчутину!
Отправляясь в это приключение, я сознательно не строил никаких ожиданий и не вникал в специфику парусных гонок. Поэтому в первый тренировочный день на яхте услышал много непонятных слов — шкот, фордевинд, трим — и окунулся в атмосферу хаоса. Но уже через пару дней наша команда под руководством Андрея Менде ловко поднимала и убирала генакер, перекидывала стаксель и подменяла друг друга.
Отдельно о команде: у нас собрались потрясающие ребята с отличным чувством юмора. Смех сопровождал нас повсюду — я давно так много не смеялся.
Да, мы не заняли первое место в общем зачёте, но дважды приходили к финишу первыми в гонках — и вкус победы почувствовали!
Помимо ярких впечатлений от самих гонок, я получил удовольствие от уровня организации и замечательных людей, с которыми познакомился. Организаторы подготовили насыщенную береговую бизнес-программу и я увёз с собой несколько полезных инсайтов.
Регата — это действительно маленькая жизнь. Советую каждому её прожить! Физически вымотан, морально заряжен — возвращаюсь к работе.
Отправляясь в это приключение, я сознательно не строил никаких ожиданий и не вникал в специфику парусных гонок. Поэтому в первый тренировочный день на яхте услышал много непонятных слов — шкот, фордевинд, трим — и окунулся в атмосферу хаоса. Но уже через пару дней наша команда под руководством Андрея Менде ловко поднимала и убирала генакер, перекидывала стаксель и подменяла друг друга.
Отдельно о команде: у нас собрались потрясающие ребята с отличным чувством юмора. Смех сопровождал нас повсюду — я давно так много не смеялся.
Да, мы не заняли первое место в общем зачёте, но дважды приходили к финишу первыми в гонках — и вкус победы почувствовали!
Помимо ярких впечатлений от самих гонок, я получил удовольствие от уровня организации и замечательных людей, с которыми познакомился. Организаторы подготовили насыщенную береговую бизнес-программу и я увёз с собой несколько полезных инсайтов.
Регата — это действительно маленькая жизнь. Советую каждому её прожить! Физически вымотан, морально заряжен — возвращаюсь к работе.
🔥15❤5👍5