У него есть естественный аналог: тетраэдр Серпинского.
- Начинаем с правильного тетраэдра X_0 с вершинами A_1, A_2, A_3, A_4;
- а дальше на каждом шаге заменяем имеющуюся фигуру X_n на объединение X_{n+1} её образов T_1(X_n), T_2(X_n), T_3(X_n), T_4(X_n), где отображения T_j — гомотетии, сжимающие в два раза к точкам A_j.
Легко проверить по индукции, что X_{n+1} содержится в X_n, а тетраэдр Серпинского — предельный объект, пересечение их всех.
На него можно посмотреть на фото — кстати, на его гранях мы видим как раз треугольники Серпинского.
А теперь — внимание, вопрос: давайте возьмём проекцию тетраэдра Серпинского вдоль прямой, соединяющей середины его противоположных рёбер. Как вы думаете, что получится?
И вопрос со звёздочкой: а при чём тут игра ним?
- Начинаем с правильного тетраэдра X_0 с вершинами A_1, A_2, A_3, A_4;
- а дальше на каждом шаге заменяем имеющуюся фигуру X_n на объединение X_{n+1} её образов T_1(X_n), T_2(X_n), T_3(X_n), T_4(X_n), где отображения T_j — гомотетии, сжимающие в два раза к точкам A_j.
Легко проверить по индукции, что X_{n+1} содержится в X_n, а тетраэдр Серпинского — предельный объект, пересечение их всех.
На него можно посмотреть на фото — кстати, на его гранях мы видим как раз треугольники Серпинского.
А теперь — внимание, вопрос: давайте возьмём проекцию тетраэдра Серпинского вдоль прямой, соединяющей середины его противоположных рёбер. Как вы думаете, что получится?
И вопрос со звёздочкой: а при чём тут игра ним?
Forwarded from ppetya
От Арнольда знаю такое утверждение: период физического маятника строго монотонно зависит от амплитуды. Даже производная не нулевая. В одном из его экзаменов по обыкновенным дифференциальным уравнениям это (вернее: задача быстро сводящаяся к этой) была самая сложная задача.
Не видал пока молодых математических людей (и сам таким не был), которые могли бы ее быстро решить.
не видел в книжках, чтобы этот факт о монотонности был явно сформулирован - если кто видел — скажите
Не видал пока молодых математических людей (и сам таким не был), которые могли бы ее быстро решить.
не видел в книжках, чтобы этот факт о монотонности был явно сформулирован - если кто видел — скажите
Forwarded from Непрерывное математическое образование
картинки по выходным: теорема Наполеона и ее родствениики из свежего Квантика, https://kvantik.com/issue/pdf/2023-11_sample.pdf
Математические байки
У него есть естественный аналог: тетраэдр Серпинского. - Начинаем с правильного тетраэдра X_0 с вершинами A_1, A_2, A_3, A_4; - а дальше на каждом шаге заменяем имеющуюся фигуру X_n на объединение X_{n+1} её образов T_1(X_n), T_2(X_n), T_3(X_n), T_4(X_n)…
Ответ на вопрос довольно удивительный — это... квадрат! Причём почти все его точки (кроме счётного объединения отрезков) получаются ровно из одной точки тетраэдра Серпинского.
На фотографии — тот же самый тетраэдр Серпинского, снятый с нужного направления и с достаточно большого расстояния, чтобы это была почти параллельная проекция.
На фотографии — тот же самый тетраэдр Серпинского, снятый с нужного направления и с достаточно большого расстояния, чтобы это была почти параллельная проекция.
Убедиться в этом довольно просто. Сначала поймём, почему проекция обычного тетраэдра это квадрат. Для этого лучше всего заметить, что при "шахматной" раскраске вершин куба 4 одноцветные вершины образуют как раз правильный тетраэдр. Тогда середины противоположных рёбер этого тетраэдра это середины противоположных граней куба, так что направление проектирования это одно из направлений рёбер куба (на рисунке — вертикального). А 4 другие ребра тетраэдра — это диагонали 4 других граней куба (на рисунке — боковых), так что они проецируются в рёбра основания. И вот и получилось, что проекция тетраэдра это квадрат.
Остаётся вспомнить процедуру построения тетраэдра Серпинского, когда на каждом новом шаге мы объединяем гомотетичные образы фигуры на предыдущем шаге, сжимая её в два раза к каждой из вершин тетраэдра.
Проекция сжатой в два раза фигуры — это сжатая в два раза проекция. Но если квадрат сжать в 2 раза к каждой из вершин, то в объединении получится опять исходный квадрат! (А маленькие квадраты будут пересекаться только по рёбрам.)
Повторяя опять и опять, в пределе мы в пространстве получаем тетраэдр Серпинского — а в проекции всё тот же исходный квадрат.
Проекция сжатой в два раза фигуры — это сжатая в два раза проекция. Но если квадрат сжать в 2 раза к каждой из вершин, то в объединении получится опять исходный квадрат! (А маленькие квадраты будут пересекаться только по рёбрам.)
Повторяя опять и опять, в пределе мы в пространстве получаем тетраэдр Серпинского — а в проекции всё тот же исходный квадрат.
Forwarded from Геометрия-канал (Grigory Merzon)
Точку Торричелли треугольника соединили с вершинами. В трех получившихся треугольниках провели прямые Эйлера. Доказать, что они проходят через одну точку.
// задачку рассказал Р.К.Гордин сегодня
// задачку рассказал Р.К.Гордин сегодня
Forwarded from Непрерывное математическое образование
kvant2018-gordin.pdf
294.6 KB
к сегодняшнему юбилею Рафаила Калмановича Гордина — пусть здесь будет его недавнее интервью
К. Кноп меня тут научил, что треугольник Серпинского связан с ханойской башней. А именно, возможные конфигурации n колец можно сопоставить маленьким треугольникам на салфетке "порядка n" (после n раундов выкидывания).
При этом конфигурациям, отличающимся на один разрешённый ход, соответствуют соседние треугольники. Полностью собранным на одном из стержней кольцам — маленькие треугольники в самых вершинах исходного. А знание положений k самых больших колец определяет, в каком треугольнике ранга k (получающегося после k раундов выкидывания) содержится отвечающий данной позиции самый маленький.
Построить можно по индукции — построив для (n-1) кольца и состыковав [правильно повернув] три таких (отвечающих возможным положениям последнего кольца) нужным образом: треугольники "последнее кольцо на вершине А" и "последнее кольцо на вершине B" должны стыковаться по тем вершинам, где все кольца, кроме последнего, собраны в вершине C.
При этом конфигурациям, отличающимся на один разрешённый ход, соответствуют соседние треугольники. Полностью собранным на одном из стержней кольцам — маленькие треугольники в самых вершинах исходного. А знание положений k самых больших колец определяет, в каком треугольнике ранга k (получающегося после k раундов выкидывания) содержится отвечающий данной позиции самый маленький.
Построить можно по индукции — построив для (n-1) кольца и состыковав [правильно повернув] три таких (отвечающих возможным положениям последнего кольца) нужным образом: треугольники "последнее кольцо на вершине А" и "последнее кольцо на вершине B" должны стыковаться по тем вершинам, где все кольца, кроме последнего, собраны в вершине C.
Математические байки
К. Кноп меня тут научил, что треугольник Серпинского связан с ханойской башней. А именно, возможные конфигурации n колец можно сопоставить маленьким треугольникам на салфетке "порядка n" (после n раундов выкидывания). При этом конфигурациям, отличающимся…
Картинка к предыдущему: маленькие треугольники, отвечающие ситуациями, когда:
- все кольца на одном из стержней (заштрихованные в вершинах)
- все кольца, кроме самого большого, на одном стержне, а большое на другом (отмеченные точками).
- все кольца на одном из стержней (заштрихованные в вершинах)
- все кольца, кроме самого большого, на одном стержне, а большое на другом (отмеченные точками).
Математические байки
У него есть естественный аналог: тетраэдр Серпинского. - Начинаем с правильного тетраэдра X_0 с вершинами A_1, A_2, A_3, A_4; - а дальше на каждом шаге заменяем имеющуюся фигуру X_n на объединение X_{n+1} её образов T_1(X_n), T_2(X_n), T_3(X_n), T_4(X_n)…
К вопросу со звёздочкой: давайте я немного поговорю про игру "ним".
Правила игры — есть несколько кучек камней, за один ход можно взять сколько угодно камней из любой одной кучки. Кто не может сделать ход — проиграл (иными словами, выигрывает взявший последний камень).
Игра на одной кучке тривиальна; игра на двух кучках решается симметричной стратегией — если в кучках одинаковое число камней, выигрывает второй игрок, а иначе начинающий (берущий столько, чтобы в кучках стало поровну). А что будет для игры с тремя кучками камней?
Возможным позициям в игре с двумя кучками можно сопоставить клетки (полубесконечной) таблицы или доски — позиции с i и j камнями в кучках соответствует клетка с координатами (i,j). И игра в таком случае превращается в игру "ладью — в угол", когда игроки по очереди двигают ладью влево или вниз на любое число клеток. И даже если симметрическая стратегия не угадывается сразу — она бросается в глаза, если раскрасить клетки-позиции на выигрышные и проигрышные.
Игра же на трёх кучках превращается уже в трёхмерную таблицу или доску. Давайте ограничим число камней в кучках — пусть в каждой кучке их меньше N.
Вопрос: как выглядит множество проигрышных клеток внутри куба NxNxN? Скажем, если этот куб затем сжать в N раз, чтобы он стал единичным, после чего клетки станут этакими "пикселями" (ну, или "вокселями", потому что они трёхмерные).
Если вы никогда этого не делали — попробуйте разобраться, что происходит для N=8. Игру можно разбирать "по слоям": сначала раскрасить доску 8x8, отвечающую позициям (i,j,k) с k=0. Собственно, тут это уже разобранный случай двух кучек.
Потом — с k=1 (учтя возможность хода "вниз"). Потом с k=2,3,... . И ответ сам по себе начнёт "проявляться"!
Правила игры — есть несколько кучек камней, за один ход можно взять сколько угодно камней из любой одной кучки. Кто не может сделать ход — проиграл (иными словами, выигрывает взявший последний камень).
Игра на одной кучке тривиальна; игра на двух кучках решается симметричной стратегией — если в кучках одинаковое число камней, выигрывает второй игрок, а иначе начинающий (берущий столько, чтобы в кучках стало поровну). А что будет для игры с тремя кучками камней?
Возможным позициям в игре с двумя кучками можно сопоставить клетки (полубесконечной) таблицы или доски — позиции с i и j камнями в кучках соответствует клетка с координатами (i,j). И игра в таком случае превращается в игру "ладью — в угол", когда игроки по очереди двигают ладью влево или вниз на любое число клеток. И даже если симметрическая стратегия не угадывается сразу — она бросается в глаза, если раскрасить клетки-позиции на выигрышные и проигрышные.
Игра же на трёх кучках превращается уже в трёхмерную таблицу или доску. Давайте ограничим число камней в кучках — пусть в каждой кучке их меньше N.
Вопрос: как выглядит множество проигрышных клеток внутри куба NxNxN? Скажем, если этот куб затем сжать в N раз, чтобы он стал единичным, после чего клетки станут этакими "пикселями" (ну, или "вокселями", потому что они трёхмерные).
Если вы никогда этого не делали — попробуйте разобраться, что происходит для N=8. Игру можно разбирать "по слоям": сначала раскрасить доску 8x8, отвечающую позициям (i,j,k) с k=0. Собственно, тут это уже разобранный случай двух кучек.
Потом — с k=1 (учтя возможность хода "вниз"). Потом с k=2,3,... . И ответ сам по себе начнёт "проявляться"!
Forwarded from Непрерывное математическое образование
https://youtu.be/5q_sfXY-va8
( и https://youtu.be/KD_hRn_97RI )
новое видео Mathologer'а (при участии Henry Segerman'а) про объем шара и площадь сферы
( и https://youtu.be/KD_hRn_97RI )
новое видео Mathologer'а (при участии Henry Segerman'а) про объем шара и площадь сферы
YouTube
Why are the formulas for the sphere so weird? (major upgrade of Archimedes' greatest discoveries)
In today’s video we’ll make a little bit of mathematical history. I'll tell you about a major upgrade of one of Archimedes' greatest discoveries about the good old sphere that so far only a handful of mathematicians know about.
00:00 Intro to the baggage…
00:00 Intro to the baggage…
Иллюстрация к описанному выше — картинки "разворачивающихся меридианов" и проверки сохранения площадей: скриншоты из видео MathoLoger'а ( https://youtu.be/5q_sfXY-va8 )
Forwarded from ppetya
Симплектоморфизм Архимеда (так называл его Арнольд) — это замечательное отображение сферы без полюсов на цилиндр, описанный около сферы. Это отображение сохраняет вертикальную и угловую координаты точки. Замечательно оно тем, что является симплектоморфизмом, то есть сохраняет площади — фигура на сфере переходит в фигуру той же площади на цилиндре. В частности площадь цилиндра равна площади сферы (это многие проверят в уме).
Сегодня узнал в канале непрерывного математического образования про совершенно другой симплектоморфизм: между сферой без северного полюса и кругом двойного радиуса. В канале мультик с рассказом, а словами этот симплектоморфизм описывается так: каждый меридиан (из южного полюса) сферы нужно повернуть вокруг его касательной в южном полюсе так, чтобы он стал горизонтальным. Получается круг, двойного радиуса, его площадь равна площади сферы, но более того — площади фигур сохраняются.
Первый симплектоморфизм имел (если не путаю) отношение к «теореме о теннисном мяче» — вложенная гладкая кривая на сфере, делящая ее площадь пополам, имеет не меньше четырех перегибов. А какие замечательные точки кривых на сфере можно «увидеть» с помощью второго симплектоморфизма?
Сегодня узнал в канале непрерывного математического образования про совершенно другой симплектоморфизм: между сферой без северного полюса и кругом двойного радиуса. В канале мультик с рассказом, а словами этот симплектоморфизм описывается так: каждый меридиан (из южного полюса) сферы нужно повернуть вокруг его касательной в южном полюсе так, чтобы он стал горизонтальным. Получается круг, двойного радиуса, его площадь равна площади сферы, но более того — площади фигур сохраняются.
Первый симплектоморфизм имел (если не путаю) отношение к «теореме о теннисном мяче» — вложенная гладкая кривая на сфере, делящая ее площадь пополам, имеет не меньше четырех перегибов. А какие замечательные точки кривых на сфере можно «увидеть» с помощью второго симплектоморфизма?
Математические байки
К вопросу со звёздочкой: давайте я немного поговорю про игру "ним". Правила игры — есть несколько кучек камней, за один ход можно взять сколько угодно камней из любой одной кучки. Кто не может сделать ход — проиграл (иными словами, выигрывает взявший последний…
Nim-cube.pdf
755.8 KB
Вот почти-мультфильм с тем, как по слоям заполняются выигрышные и проигрышные позиции для нима на 3 кучках, в которых исходно меньше 8 камней в каждой — или, что то же самое, в игре "ладью в угол" в кубе 8x8x8.
Справа — таблица текущего слоя; когда мы на него только переходим, из всех проигрышных позиций со всех слоёв ниже приходят выигрышные позиции, поэтому исходно он не совсем пустой.
Слои последовательно заполняются: механическим, раз за разом, применением правила "если из позиции можно пойти в проигрышную, то она выигрышная, а если можно только в выигрышные, то она проигрышная".
Слева — таблица "знаем ли мы уже для данного столбца, в каком слое в нём проигрышная позиция" (двух проигрышных позиций, одна над другой, быть не может).
(Кстати: обычно стрелочки вправо-влево позволяют перелистывать слайды так, чтобы они друг относительно друга не съезжали.)
И — наблюдая за такой, механически полученной, картинкой, можно пройти по очень правильному пути: заметить-сформулировать-доказать.
Справа — таблица текущего слоя; когда мы на него только переходим, из всех проигрышных позиций со всех слоёв ниже приходят выигрышные позиции, поэтому исходно он не совсем пустой.
Слои последовательно заполняются: механическим, раз за разом, применением правила "если из позиции можно пойти в проигрышную, то она выигрышная, а если можно только в выигрышные, то она проигрышная".
Слева — таблица "знаем ли мы уже для данного столбца, в каком слое в нём проигрышная позиция" (двух проигрышных позиций, одна над другой, быть не может).
(Кстати: обычно стрелочки вправо-влево позволяют перелистывать слайды так, чтобы они друг относительно друга не съезжали.)
И — наблюдая за такой, механически полученной, картинкой, можно пройти по очень правильному пути: заметить-сформулировать-доказать.
Математические байки
Nim-cube.pdf
Если посмотреть на расположения проигрышных позиций, которые появляются на уровне k=0, на первых двух k=0,1 и на первых четырёх k=0,1,2,3 — то бросаются в глаза цепочки квадратов со стороной 1-2-4 соответственно, выстраивающихся вдоль главной диагонали.
И становится ясно, что так продолжается и дальше: если (уже в бесконечном октанте) посмотреть на первые 2^m уровней, когда в третьей кучке k=0,..., 2^m -1 камней, то проявившиеся проигрышные позиции заполняют цепочку квадратов со стороной 2^m. После чего на следующих 2^m уровнях точно так же заполняются квадраты над/под этой цепочкой, которые дополняют эту цепочку до цепочки вдвое больших квадратов.
И становится ясно, что так продолжается и дальше: если (уже в бесконечном октанте) посмотреть на первые 2^m уровней, когда в третьей кучке k=0,..., 2^m -1 камней, то проявившиеся проигрышные позиции заполняют цепочку квадратов со стороной 2^m. После чего на следующих 2^m уровнях точно так же заполняются квадраты над/под этой цепочкой, которые дополняют эту цепочку до цепочки вдвое больших квадратов.