Агроэкспорт – Telegram
Агроэкспорт
11.1K subscribers
6.3K photos
176 videos
783 files
1.99K links
Федеральный центр развития экспорта продукции АПК РФ ▶️
https://aemcx.ru/
Страница ВКонтакте ▶️
https://vk.com/aemcx
Регистрация в перечне РКН ▶️
https://goo.su/hwx2OI
Download Telegram
Китай опубликовал список из 37 российских компаний, имеющих право поставлять растительный шрот в республику. Разрешения на экспорт получили основные российские производители, в том числе «Юг Руси», «Содружество», «Эфко», «Русагро», «Благо», «Астон», «Бунге» и др.

Протоколы, позволяющие начать экспорт из любого российского региона подсолнечного, соевого, рапсового шротов и жмыхов, были подписаны с КНР еще 5 июня 2019 года. Однако, несмотря на высокую заинтересованность поставщиков и покупателей, в 2019 году отгрузки шрота так и не начались из-за отсутствия аккредитации китайской стороной российских компаний.

Поставки могут начаться в ближайшие месяцы, подтвердил «Агроэкспорту» исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев. По его словам, наиболее высокий экспортный потенциал имеет подсолнечный шрот, однако и рапсовый, и соевый также обладают экспортными возможностями. «Доля рапсового шрота в потреблении ниже, однако и здесь российские производители рассчитывают наладить поставки. Что касается соевого шрота, то Россия планирует поставлять преимущественно пищевой – так называемый "белый лепесток"», – добавил Мальцев.

По оценке FAS USDA, внутреннее потребление шротов и жмыхов в Китае составляет около 90 млн тонн в год. В 2018 году Китай закупил за рубежом 1,7 млн тонн шротов и жмыхов на сумму 543 млн долл. Основным продавцом подсолнечного шрота являлась Украина, рапсового — Канада, соевого – Дания. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт» наибольшие перспективы роста импорта в КНР у подсолнечного шрота. Среднегодовые темпы роста объемов в натуральном выражении до 2024 года составят 2,7% в год.


Экспорт масел и семечки растет

В 2019 году поставки масложировой продукции из России в Китай увеличились на 61% до 591 млн долл. Положительная динамика наблюдалась по всем основным видам продукции, в результате чего Китай занял первое место среди всех стран-покупателей. При этом доля КНР в общем объеме российских поставок по итогам прошлого года выросла с 12% до 15%.

Наибольшая часть отгружаемой масложировой продукции в Китай по-прежнему приходится на подсолнечное масло, экспорт которого в стоимостном выражении по сравнению с 2018 годом увеличился на 74% до 273 млн долл., а в физическом – почти вдвое до 390 тыс. тонн.

Вторым по значимости продуктом масложировой отрасли, экспортируемым из России в Китай, по итогам прошлого года стало рапсовое масло. Его отгрузки составили 217 тыс. тонн на сумму 170 млн долл., что в 2,5 раза больше объема 2018. В результате КНР вышла в лидеры среди импортеров российского рапсового масла, оттеснив на второе место Норвегию. В 2019 году на азиатскую страну пришлась треть всех отгрузок этого товара из России.

Поставки соевого масла в физическом объеме в 2019 году выросли на 7,2% до 213 тыс. тонн, однако в стоимостном рост оказался ниже и составил 0,5% до 143 млн долл. за счет снижения средней цены реализации до 668 долл./тонна против 713 долл./тонна годом ранее. Как и в случае с рапсовым маслом, Китай является крупнейшим покупателем, на который приходится более трети поставок.

Закупки семян подсолнечника показали десятикратный прирост, до 22 млн долл., экспорт семян льна увеличился в 2,9 раза до 81 млн долл. В то же время на фоне роста отгрузок рапсового и соевого масел экспорт семян рапса и соевых бобов снизился на 15% – до 209 млн долл. и 52 млн долл. соответственно. «Сократив вывоз сырья и одновременно нарастив продажи переработанной продукции, Россия увеличивает добавленную стоимость экспорта», – напомнил Мальцев. К настоящему времени семена подсолнечника и соевые бобы в Китай могут ввозиться со всей территории России, семена рапса – из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.


Экспортный потенциал не исчерпан

Согласно предварительным данным Росстата, в 2019 году валовой сбор подсолнечника в России вырос на 18%, достигнув рекордных 15,1 млн тонн. Урожай соевых бобов увеличился на 7,9% до 4,3 млн тонн, семян рапса – на 3,6% до 2,1 млн тонн. По прогнозу Минсельхоза России, в 2020 году урожай масличных культур в России как минимум повторит рекорд предыдущего года.
Российские компании столкнулись с серьезным вызовом – им необходимо перестроить бизнес-процессы для развития экспорта. В том числе требуется повысить эффективность, чтобы успешно конкурировать на зарубежных рынках. О том, сколько компаний готово к поставкам за рубеж, об экспортных перспективах для мясной отрасли и росте цен на мясо в Китае «Агроэкспорту» рассказал президент компании «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев.

- Как Вы оцениваете итоги года для российского экспорта?

- Я думаю, год получился прорывным — не столько в объеме, сколько в качестве. Это объясняется тем, что 2019 год по сравнению с предыдущими стал годом реализации тех подготовительных мероприятий, которые разрабатывались за два-три года до этого. Пошла реальная работа по программе поддержки и развития сельхозэкспорта, был создан Федеральный центр «Агроэкспорт», который сразу запустил несколько полезных инициатив. Было несколько успешных выставок как внутри страны, так и за рубежом. Самое главное - у нас открылись новые рынки. Они открылись для разных групп продуктов и в разных географических направлениях. Безусловно, большой отдачи мы пока в деньгах и объемах не получили, поскольку отгрузки, в основном, начались во второй половине года. Но открылся такой важнейший рынок, как Китай, что привлекло большое внимание российских потенциальных экспортеров и даже наших конкурентов.

- Каковы Ваши ожидания от российского экспорта в 2020 году?

- Я ожидаю резкого увеличения объемов и стоимости экспорта, по крайней мере, по мясной группе. Думаю, что по мясу птицы, говядине мы увидим значительный рост по сравнению с 2019 годом. Как минимум в два раза, причем в деньгах особенно. Тот же самый Китай, Ближний Восток - Россия будет продавать на эти рынки больше продукции в объеме и в более широком и дорогом ассортименте. Единственный риск – это неурожай, который может снизить объем экспорта зерновых и масличных и продуктов их переработки, а также приподнять себестоимость животноводческой продукции, сделав ее чуть менее конкурентоспособной.

Полный текст интервью читайте на нашем сайте: http://www.aemcx.ru/print_news.php?id=75
Российский экспорт продукции АПК в Пакистан в прошлом году увеличился на 71% до 86 млн долл. Рост произошел благодаря поставкам зернобобовых, которые за год прибавили 82% до 84 млн долл. В результате среди покупателей российских зернобобовых культур страна вышла на первое место, сместив Турцию. За 2016-2019 годы отгрузки зернобобовых в Пакистан в физическом объеме выросли в 4,6 раза до 278 тыс. тонн.

Основными культурами, закупаемыми исламской республикой в России, являются нут, ввоз которого увеличился вдвое до 51 млн долл., горох (+38% до 28 млн долл.) и чечевица (в 4 раза до 4,5 млн долл.). Кроме того, в 2019 году Пакистан начал импортировать из России сорго (386 тонн стоимостью 67 тыс. долл.) и картофельные хлопья (42 тонны на 46 тыс. долл.).

Пакистан входит в тройку крупнейших мировых импортеров зернобобовых, причем в последние годы импортный спрос на них внутри страны имеет тенденцию к росту на фоне сокращения внутреннего производства. Еще два десятилетия назад Пакистан полностью обеспечивал внутренние потребности в зернобобовых. В настоящее время государство производит около 500 тыс. тонн (нут, чечевица, фасоль), а еще до 1 млн тонн закупает за рубежом.

По данным ООН, Пакистан находится на шестом месте в мире по численности населения (208 млн человек в 2017 году), а его прирост - 2,4% в год - является самым высоким в Южной Азии. Более 40% населения заняты в сельском хозяйстве, основными культивируемыми культурами являются пшеница, хлопок, рис, кукуруза и сахарный тростник. При этом Пакистан импортирует многие агропродовольственные товары, среди которых соевые бобы и соевое масло, семена рапса, молочные продукты и молочная сыворотка, кукуруза, маргарин.

В 2018 году Пакистан закупил продукции АПК на сумму 6,1 млрд долл., крупнейшими поставщиками являлись Индонезия с долей 25%, США (13%), Малайзия (10%).

По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», Россия имеет возможность дальнейшего значительного увеличения экспорта зернобобовых и зерновых в эту страну. Кроме того, высокий экспортный потенциал имеют соевое масло, соевые бобы и сахар.
На страны Африки приходится около 5% мирового импорта агропродовольственной продукции. В 2018 году континент закупил продуктов питания и сельскохозяйственного сырья на сумму 83 млрд долл. В разрезе стран крупнейшими импортерами стали Египет (15 млрд долл.), Алжир (8,3 млрд долл.), ЮАР (6,8 млрд долл.), Марокко (5,9 млрд долл.) и Нигерия (4,1 млрд долл.).

Африканский континент является нетто-импортером продукции АПК и, как ожидается, к 2028 году ситуация не изменится. Основная причина – быстрый рост населения, который в ближайшие годы будет продолжаться.

Увеличение спроса в Африке происходит не только за счет прироста населения, но и благодаря диверсификации потребления и включению в него новых продуктов. Изменениям в рационе и увеличению затрат на продукты питания способствует растущая урбанизация, которая приводит к распространению так называемого западного стиля питания с увеличением потребления переработанных продуктов, мяса, молока, повышением содержания в пище жиров и сахара.

Крупнейшими экспортерами в страны Африки в 2018 году являлись Бразилия с долей 7,5%, Франция (6,2%), США (6,1%), Россия (5,9%) и Аргентина (5%). Ключевыми позициями экспорта Бразилии на африканский континент были сахар, говядина и кукуруза, Франции – пшеница, мучные изделия и сахар, Соединенных Штатов – соевые бобы, кукуруза и мясо птицы.

Россия в 2019 году поставила в страны Африки продукции АПК на сумму 3,2 млрд долл. Крупнейшими позициями стали пшеница (2,6 млрд долл.), подсолнечное (257 млн долл.) и соевое масло (104 млн долл.). По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», потенциал африканского рынка позволяет увеличить этот объем более чем на 6,5 млрд долл.

Полный текст статьи читайте на нашем сайте: http://aemcx.ru/print_news.php?id=77
Группа «Черкизово» в 2019 году увеличила продажи на внешних рынках на 78% до 5,7 млрд рублей без учета НДС (88 млн долл. по среднегодовому курсу ЦБ). Наиболее значительный прирост показали поставки за рубеж курицы: в физическом выражении они увеличились на 50% до 34 тыс. тонн, в денежном – на 131% до 3,8 млрд рублей (59 млн долл.).

Компания объясняет такую динамику открытием китайского рынка для российской птицеводческой продукции в конце 2018 года. По итогам прошлого года «Черкизово» экспортировало в КНР 14 тыс. тонн курицы. Это более 40% от общего объема отгрузок.

Экспорт свинины «Черкизово» в 2019 году увеличился на 25% до 1,3 млрд рублей (20 млн долл.). В физическом объеме он вырос на 35% до 11 тыс. тонн. Выручка от продаж индейки на зарубежных рынках увеличилась на 33% до 0,2 млрд рублей, колбасных изделий – на 12% до 0,4 млрд рублей.

С целью развития внешних продаж «Черкизово» активно использует практику адаптации производства под запросы зарубежных рынков. «Куриные лапки, свиные ножки и уши, используемые в России в основном в технических целях, в Китае и ряде других стран Азии и Африки являются фактически деликатесом, что требует их соответствующей доработки по качеству, внешнему виду и безопасности», – рассказал «Агроэкспорту» руководитель управления экспорта ТД «Черкизово» Андрей Терехин.

Кроме того, в государствах Персидского залива и мусульманских странах СНГ пользуется спросом тушка цыпленка-бройлера мелкого калибра, весом 0,9-1,3 кг. Для выхода на эти рынки в «Черкизово» целенаправленно налаживался выпуск такой продукции. Большое значение группа придает и узнаваемости продукции на внешних рынках. С этой целью в «Черкизово» разработаны такие региональные бренды как Cherkizovo 77 для китайского рынка, Dajajti Halal для мусульманских стран Ближнего Востока и Центральной Азии. По словам Терехина, эти бренды уже завоевали доверие потребителей в соответствующих регионах, что является важным фактором дальнейшего расширения экспортных продаж.

Полный текст статьи читайте на нашем сайте: http://aemcx.ru/print_news.php?id=78
В 2019 году российские компании «Дамате» и «Краснобор» отправили в КНР более 700 тонн мяса индейки, говорится в обзоре консалтинговой компании «Agrifood Strategies». Китайский рынок был открыт для экспорта индейководческой продукции в середине прошлого года. Согласно прогнозу, в наступившем году есть перспективы многократного увеличения этих объемов.

Кроме того, «Agrifood Strategies» ожидает расширения экспорта российской продукции на рынки Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и ближнего зарубежья. В планах отечественных производителей – расширение поставок в ОАЭ, КНР, Гонконг, начало отгрузок во Вьетнам, Саудовскую Аравию и другие страны Персидского залива. «В настоящее время три российских производителя аккредитованы и ведут экспортную деятельность – это «Дамате», «Краснобор» и «Тамбовская индейка». В целом же экспортный потенциал имеет первая пятерка крупнейших производителей, и их число со временем будет увеличиваться», - полагает президент «Agrifood Strategies» Альберт Давлеев.

В 2019 году производство индейки в России увеличилось на 6% до 288 тыс. тонн в убойном весе. В этом году темпы будут выше, и по консервативному прогнозу прирост составит 30-45 тыс. тонн или более 10% к уровню 2019, оценивает «Agrifood Strategies». Экспорт мяса индейки в 2020 году составит как минимум 2 тыс. тонн. «Возможно, объем продаж будет значительно выше и с учетом поставок в ближнее зарубежье может достигнуть 10-15 тыс. тонн», - отмечает Давлеев.

К 2025 году выпуск мяса индейки в России может достигнуть 550 тыс. тонн, а экспорт – 30 тыс. тонн, говорится в обзоре. Одним из главных рисков, с которыми могут столкнуться российские производители, является угроза распространения гриппа птиц. Вирус вплотную приблизился к границам России: в начале февраля он зафиксирован в Украине, Румынии, Польше, Словакии, Чехии, Австрии, Германии.
Делегация Минсельхоза России, во главе с заместителем Министра сельского хозяйства РФ Сергеем Левиным, проведет ряд официальных встреч и переговоров в рамках Международной выставки продуктов питания, напитков, оборудования для гостиничного и ресторанного бизнеса Gulfood 2020. Мероприятие, участие в котором примут более 50 российских компаний, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, пройдет в Дубае (ОАЭ) с 16 по 20 февраля.

В рамках выставки Федеральный центр «Агроэкспорт» предложит для представителей российского бизнеса деловую повестку встреч с иностранными партнерами — официальными лицами, закупочными компаниями, дистрибьюторами и т.д.

Запланированы встречи с руководством торгово-промышленных палат Иордании и Шарджи (ОАЭ), представителями международной финансовой корпорации IFC и Всемирного банка, саудовской компанией Motabaqah, вьетнамской TH Group, японской корпорацией Mitsui, а также с руководством ирландского агентства по продвижению сельхозпродукции Bord Bia.

Gulfood 2020 – крупнейшая выставка продуктов питания и напитков в регионе Персидского залива и Ближнего Востока. Ежегодно мероприятие собирает более 5 тыс. участников из 120 стран и свыше 100 тыс. посетителей. В этом году оно пройдет в 25-й раз под лозунгом «Переосмысление продуктов питания».

ОАЭ является крупным импортером агропродовольственных товаров, а также важным транзитным хабом для поставок в страны Ближнего Востока и Африки. Традиционно выставку посещают представители ведущих компаний ближневосточного региона – производителей, импортеров, дистрибьюторов, рестораторов, транспортных и торговых организаций, государственных департаментов, что делает мероприятие одним из наиболее влиятельных в мире.
В январе 2020 года Индия стала крупнейшим импортером российского подсолнечного масла. В прошлом месяце в эту страну было отправлено 82 тыс. тонн подсолнечного масла стоимостью 55 млн долл. По итогам прошлого года Индия вошла в топ-5 ведущих покупателей российского подсолнечного масла, увеличив поставки на 14% до 241 тыс. тонн (163 млн долл.). По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», в ближайшие месяцы высокие темпы отгрузок в Индию могут сохраниться.
 
Увеличению спроса на российское подсолнечное масло способствует сокращение закупок Индией масла пальмового. В 2019 году Индия, крупнейший глобальный покупатель растительных масел, уменьшила закупки индонезийского пальмового масла из-за более высоких пошлин по сравнению с малазийской продукцией. А в январе 2020 года стало известно о приостановке Индией ввоза рафинированного пальмового масла из Малайзии на фоне дипломатического конфликта вокруг Кашмира. В результате по итогам сезона-2019/20 индийский импорт пальмового масла может сократиться на 11% или примерно на 1 млн тонн, прогнозирует индийская Sunvin Group. Выпадающие объемы малазийского импорта Индонезия сможет перекрыть лишь частично, в результате чего Индия может увеличить закупки альтернативных видов масел, в том числе соевого и подсолнечного.
 
Другим фактором, способствующим росту российского экспортного потенциала, являются высокие мировые цены на пальмовое масло на фоне ожидаемого сокращения производства и активного спроса со стороны биодизельного сектора. По данным FAS USDA, к началу января разрыв в ценах между пальмовым и рапсовым маслами уменьшился на 50% до 180 долл./тонна, а между пальмовым и соевым – на 75% до 40 долл./тонна.
 
По итогам января, констатирует ФАО, котировки на пальмовое масло выросли шестой месяц подряд. В то же время с середины января темпы роста цен на все растительные масла замедлились из-за неопределенности, возникшей после заключения торгового соглашения между США и Китаем, и обеспокоенности относительно возможных последствий вспышки коронавируса. Также сдерживающий эффект на рост котировок пальмового масла оказала напряженность в торговле между Индией и Малайзией.
 
Подорожание пальмового масла способствует росту интереса к другим видам масел (соевому, подсолнечному, рапсовому) со стороны импортеров – не только Индии, но и других государств. В частности, нарастить ввоз российских масел может Китай, второй глобальный покупатель растительных масел. Кроме того, увеличение поставок может произойти в страны Евросоюза, которые наряду с Китаем и Норвегией в 2019 году являлись крупнейшими импортерами российского рапсового масла.
 
Ранее Еврокомиссия ввела ограничения на содержание глицидиловых эфиров в рафинированных маслах и жирах, в том числе в пальмовом масле, в ближайшее время аналогичные ограничения планируется ввести в отношении соединения 3-MCPD. В прошлом году с целью сохранения климата и лесов в Юго-Восточной Азии Еврокомиссия также поддержала запрет на использование пальмового масла при производстве биотоплива.
Курганский мясокомбинат «Стандарт» в декабре 2019 года осуществил поставку паштетов «Perva» во вьетнамскую сеть «Co-op Mart».

«Стандарт» осваивает вьетнамский рынок в течение последних двух лет. На сегодняшний день мясокомбинат аттестован для поставок мясных кусковых, паштетных и ветчинных консервов, колбас и других видов готовых мясных продуктов, готовых супов и бульонов. Первая поставка мясных консервов и паштетов состоялась в конце 2018 года. В 2019 году на выставке в Хошимине продукция была представлена конечному потребителю и вызвала большой интерес, рассказал «Агроэкспорту» представитель компании.

Курганский «Стандарт» - одна из первых российских компаний, получивших подтверждающие сертификаты о соответствии качества требованиям рынка Вьетнама.

Курганский мясокомбинат «Стандарт» выпускает продукцию с 1907 года. В советское время предприятие поставляло консервы и паштеты в 22 страны мира. Сейчас стратегия компании также направлена на расширение географии продаж. Продукция комбината, в частности, экспортируется в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Туркмению, страны Африки. Предприятие имеет право производить продукцию по стандарту «халяль».

Торговая сеть «Co-op Mart» входит в один из крупнейших торговых кооперативов Вьетнама Sai Gon Co-op, основанный в 1996 году. Кооператив владеет сетями продовольственных магазинов, коммерческими центрами и телевизионным торговым каналом, осуществляет импортно-экспортную деятельность. Sai Gon Co-op включает около 100 супермаркетов во Вьетнаме и несколько сотен магазинов, торгующих непродовольственными товарами. Sai Gon Co-op включен Министерством промышленности и торговли Вьетнама в топ-10 ведущих брендов страны.
На Ближний Восток приходится 6,6% мирового агропродовольственного импорта. В 2018 году страны региона ввезли продуктов питания и сельскохозяйственного сырья на сумму 108 млрд долл. Крупнейшими покупателями являлись Саудовская Аравия (20 млрд долл.), ОАЭ (18 млрд долл.) и Турция (13 млрд долл.).

На долю России пришлось 4,3% аграрного импорта ближневосточных стран. В 2018 году Россия отгрузила в государства региона продукции АПК на сумму 4,6 млрд долл., в 2019 году этот объем увеличился на 6,2% до 4,9 млрд долл., а за последние четыре года экспорт на Ближний Восток вырос на 34%.

В структуре российского аграрного экспорта на Ближний Восток ведущие позиции занимают зерновые, однако их доля в 2019 году в общем объеме поставок снизилась до 62% против 72% в 2018. В прошлом году Россия отгрузила 10 млн тонн стоимостью почти 2 млрд долл., ячменя – 3 млн тонн на 584 млн долл., кукурузы – 1,9 млн тонн на 405 млн долл. Значительно увеличились поставки подсолнечного масла, семян подсолнечника, зернобобовых и кондитерских изделий.

Ведущим покупателем российской продукции АПК на Ближнем Востоке является Турция, на которую приходится более половины отправляемого в регион экспорта (2,5 млрд долл. в 2019 году). Среди основных отгружаемых в Турцию российских товаров в 2019 году – пшеница, подсолнечное масло, семена подсолнечника. По оценке Федерального центра «Агроэкспорт», имеется потенциал для дальнейшего наращивания поставок масла и семян подсолнечника, также перспективными продуктами являются кукуруза, зернобобовые, отруби, жмыхи, рыба, кондитерские изделия, минеральные и газированные воды.

Перспективы роста российского экспорта есть и в другие страны Ближнего Востока: Иран, Саудовскую Аравию, Иорданию, Оман, Сирию и Израиль.

Напомним, что с 16 по 20 февраля 2020 в Дубае (ОАЭ) проходит Международная выставка продуктов питания, напитков, оборудования для гостиничного и ресторанного бизнеса Gulfood 2020. Ежегодно мероприятие собирает более 5 тыс. участников из 120 стран и свыше 100 тыс. посетителей и является крупнейшей выставкой в регионе Персидского залива и Ближнего Востока.

Полный текст статьи читайте на нашем сайте: http://aemcx.ru/print_news.php?id=83