Forwarded from мнк сторис
Подход стартапа vs подход корпорации
Недавно заметил интересный способ вернуть пользователей, которые хотят удалить приложение — показать им скидку прямо в меню быстрых действий (в том самом меню, где удаляют приложение).
Рассмотрим два условно крайних варианта реализации такой фичи.
Корпоративный вариант:
1. Создаём новую подписку со скидкой (не забываем согласовать с финансовым отделом).
2. Настраиваем цены под разные рынки.
3. В приложении получаем информацию о локальной цене и о том, доступна ли скидка конкретному пользователю.
4. Локализуем тексты на 30 языков (и обязательно согласуем со всеми заинтересованными отделами).😢
5. Добавляем пункт меню.
6. Описываем все шаги в отдельном документе для проджект-менеджера.
7. Отправляем в QA, проходим круговорот багфиксов и объяснений «так и должно работать».
8. Запускаем A/B-тест на 10% пользователей.
Стартап-вариант:
1. Добавляем подписку со скидкой.
2. Показываем пункт меню в долларах, с одной ценой и без каких-либо условий.
Почему так?
Потому что на ранних этапах ваша задача — понять, получится ли вернуть хотя бы небольшой процент уходящих пользователей.
Если нет — вы сэкономили кучу времени.
Если да — с новым зарядом мотивации улучшите фичу и вернёте ещё больше.
Разумеется, между этими крайностями много промежуточных вариантов, но общий смысл, думаю, понятен.
Недавно заметил интересный способ вернуть пользователей, которые хотят удалить приложение — показать им скидку прямо в меню быстрых действий (в том самом меню, где удаляют приложение).
Рассмотрим два условно крайних варианта реализации такой фичи.
Корпоративный вариант:
1. Создаём новую подписку со скидкой (не забываем согласовать с финансовым отделом).
2. Настраиваем цены под разные рынки.
3. В приложении получаем информацию о локальной цене и о том, доступна ли скидка конкретному пользователю.
4. Локализуем тексты на 30 языков (и обязательно согласуем со всеми заинтересованными отделами).
5. Добавляем пункт меню.
6. Описываем все шаги в отдельном документе для проджект-менеджера.
7. Отправляем в QA, проходим круговорот багфиксов и объяснений «так и должно работать».
8. Запускаем A/B-тест на 10% пользователей.
Стартап-вариант:
1. Добавляем подписку со скидкой.
2. Показываем пункт меню в долларах, с одной ценой и без каких-либо условий.
Почему так?
Потому что на ранних этапах ваша задача — понять, получится ли вернуть хотя бы небольшой процент уходящих пользователей.
Если нет — вы сэкономили кучу времени.
Если да — с новым зарядом мотивации улучшите фичу и вернёте ещё больше.
Разумеется, между этими крайностями много промежуточных вариантов, но общий смысл, думаю, понятен.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤26🔥15👍3💯1
у вас есть личный канал? (тг / x / etc)
Anonymous Poll
16%
да, активно веду его ⌨️
34%
да, иногда пишу 😎
25%
нет, но хочу начать 📱
25%
нет, он мне не нужен 😡
5❤9👍5🔥2
Каждый overnight success чаще всего в реальности занимает годы 📝
Заходя в X я часто вижу посты в духе: "we made 25k MRR in 25 days"🤑
И конечно же проблема не в том, что кто-то сделал 25k MRR, а в том, какие детали опускаются.
Это projected или уже заработали? А сколько потратили на маркетинг? А какая это попытка и тд.
В реальности же у огромного количества компаний были моменты в стиле "если сейчас не получится - закрываемся"😅
Вот пара примеров:
- в 2015 Notion распустили старую команду, уехали в Киото и год переписывали продукт с нуля, будучи на грани закрытия
- Slack родился как побочный чатик внутри провалившейся игры
- у Stripe в первые два года было 50 клиентов, и фаундеры реально не понимали, туда ли они идут
И таких историй в индустрии очень много😬
Если посмотреть на статистику, а не на отдельные посты в твиттере или анонсы раундов на техкранч, то видно что:
- 21% компаний закрываются в первый год, почти 50% - к пятому
- 70–90% стартапов никогда не доходят даже до ранних сигналов pmf
- мы слышим только про тех, кто выжил
Стартапы - это messy, порой странно, нелогично, иногда смешно, иногда очень больно😐
И здесь не помогут никакие книги, курсы, единственное, что можно делать - пробовать самому и читать про реальный опыт других фаундеров, смотреть, какие шишки они набивают и какие выводы делают.
Мы, люди, не любим писать о неудачах - и это ок, для этого нужна смелость и ресурс🫠
Поэтому я особенно люблю и читаю каналы, где процесс показывают как есть
Например, канал @dimabeseda. Дима - серийный фаундер, который ведет честный дневник того, что происходит с его проектом Spiry:
что взлетает, что ломается, какие решения проходят, а какие нет в реальном времени📝
Если вам хочется реального бэкстейджа, а не рафинированный историй успеха - советую подписаться⌨️
Заходя в X я часто вижу посты в духе: "we made 25k MRR in 25 days"
И конечно же проблема не в том, что кто-то сделал 25k MRR, а в том, какие детали опускаются.
Это projected или уже заработали? А сколько потратили на маркетинг? А какая это попытка и тд.
В реальности же у огромного количества компаний были моменты в стиле "если сейчас не получится - закрываемся"
Вот пара примеров:
- в 2015 Notion распустили старую команду, уехали в Киото и год переписывали продукт с нуля, будучи на грани закрытия
- Slack родился как побочный чатик внутри провалившейся игры
- у Stripe в первые два года было 50 клиентов, и фаундеры реально не понимали, туда ли они идут
И таких историй в индустрии очень много
Если посмотреть на статистику, а не на отдельные посты в твиттере или анонсы раундов на техкранч, то видно что:
- 21% компаний закрываются в первый год, почти 50% - к пятому
- 70–90% стартапов никогда не доходят даже до ранних сигналов pmf
- мы слышим только про тех, кто выжил
Стартапы - это messy, порой странно, нелогично, иногда смешно, иногда очень больно
И здесь не помогут никакие книги, курсы, единственное, что можно делать - пробовать самому и читать про реальный опыт других фаундеров, смотреть, какие шишки они набивают и какие выводы делают.
Мы, люди, не любим писать о неудачах - и это ок, для этого нужна смелость и ресурс
Поэтому я особенно люблю и читаю каналы, где процесс показывают как есть
Например, канал @dimabeseda. Дима - серийный фаундер, который ведет честный дневник того, что происходит с его проектом Spiry:
что взлетает, что ломается, какие решения проходят, а какие нет в реальном времени
Если вам хочется реального бэкстейджа, а не рафинированный историй успеха - советую подписаться
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5❤31🔥9👍3👌1💯1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
вчера OpenAI дропнули ChatGPT Shopping Research😎
А это ведь еще один шаг на пути к shopping 3.0 который мы недавно обсуждали! 😎
Это режим deep research, но в контексте шопинга: агент читает описания, фильтрует шлак, смотрит цены, проверяет отзывы, задает уточняющие вопросы и собирает аргументированный shortlist⌨️
Не так давно мне попался на глаза State of Fashion 2026 и сделали в OpenAI хорошо туда вписывается:
📌 23% потребителей уже используют AI для discovery новых продуктов Search Engine Journal, а 41% доверяют результатам AI-поиска больше, чем традиционной рекламе Search Engine Journal 📝
📌 Discovery переходит от Google в сторону LLM-агентов - брендам пора думать про AI-SEO, потому что присутствие в ответах AI-чатботов становится новой поисковой оптимизацией Bloomberg 🏃♀️
📌 Agentic commerce будет ускоряться во второй половине десятилетия Bloomberg, и мы уже видим первые подвижки в эту сторону 🤯
Кроме того если посмотреть на других игроков на рынке: Perplexity подключает платежи на своей стороне, Shopify пушит Universal Cart, Meta тестирует conversational marketplace-агентов, и вот теперь openai делают шопинг рисерч👍
Конечно, мы пока далеки от персонализированной покупки в один клик, но мы все ближе к тому моменту, когда e-commerce превратится в agent-commerce😧
@neural_prosecco
А это ведь еще один шаг на пути к shopping 3.0 который мы недавно обсуждали! 😎
Это режим deep research, но в контексте шопинга: агент читает описания, фильтрует шлак, смотрит цены, проверяет отзывы, задает уточняющие вопросы и собирает аргументированный shortlist
Не так давно мне попался на глаза State of Fashion 2026 и сделали в OpenAI хорошо туда вписывается:
Кроме того если посмотреть на других игроков на рынке: Perplexity подключает платежи на своей стороне, Shopify пушит Universal Cart, Meta тестирует conversational marketplace-агентов, и вот теперь openai делают шопинг рисерч
Конечно, мы пока далеки от персонализированной покупки в один клик, но мы все ближе к тому моменту, когда e-commerce превратится в agent-commerce
@neural_prosecco
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥17❤7💯3❤🔥2
Самый часто задаваемый вопрос мне после недавних релизов OpenAI и Perplexity - "вам это не плохо? Почему вы вообще радуетесь?” 😅
Парадоксально, но все наоборот😧
General-purpose модели - это огромная волна, которая учит миллионы пользователей новым привычкам: искать одежду через AI, сравнивать вещи, присылать фото, принимать решения в чате
А вот глубоко вертикальные продукты (fashion, home, beauty, etc) дают тот самый quality jump - например Aesty это понимание силуэтов, тканей, посадки, предпочтений, гардероба, то есть то, что универсальные модели не умеют🧠
Так что для нас это скорее tailwind, чем риск, потому что рынок прогревается, UX стандартизируется, и пользовательские ожидания растут.
Лучшее время строить вертикальный AI-fashion продукт💅🏼 ✨
Парадоксально, но все наоборот
General-purpose модели - это огромная волна, которая учит миллионы пользователей новым привычкам: искать одежду через AI, сравнивать вещи, присылать фото, принимать решения в чате
А вот глубоко вертикальные продукты (fashion, home, beauty, etc) дают тот самый quality jump - например Aesty это понимание силуэтов, тканей, посадки, предпочтений, гардероба, то есть то, что универсальные модели не умеют
Так что для нас это скорее tailwind, чем риск, потому что рынок прогревается, UX стандартизируется, и пользовательские ожидания растут.
Лучшее время строить вертикальный AI-fashion продукт
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍44❤26🔥10💯3
Мощнейше апдейтнули модель генерации в Aesty сегодня 😎
По сложным фактурам, деталям и логотипам прям сильный буст🤨
и еще готовим новую фичу, которую пользователи давно просили. Скоро будет анонс! 🙂
По сложным фактурам, деталям и логотипам прям сильный буст
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤39🔥29👍7❤🔥3
friendly reminder для всех кто билдит ios аппки: apple по умолчанию берет 30% комиссию, если вы не подадитесь отдельно на small business program со снижением до 15%. Так что если вы это еще не сделали, то рекомендую сделать это прямо сейчас
❤30😱9🔥8👍2💯1
"Он же эксперт, он знает лучше меня" или моя самая дорогая иллюзия как фаундера 😱
Мы растем в парадигме, где всегда есть "старший в комнате": учитель, родитель, начальник. И вот ты решаешь выйти из системы, начинаешь свой бизнес и внезапно понимаешь, что никакого взрослого больше нет. Есть только ты, твой кофаундер, ваш продукт и огромное поле неопределенности. И в моменты, когда ты не совсем понимаешь, что делать с маркетингом/продуктом/вообще всем, мозг автоматически ищет уверенное лицо, которому можно доверить решение. Типа: "ну он же эксперт/инвестор/etc, он точно знает лучше меня", и к тому же говорит так уверенно!!😆
Спойлер: если мы не говорим про разработку, где есть вполне ожидаемый результат, то из моего опыта почти никогда не знает🧠
Далеко ходить не надо, в индустрии есть отличный пример того, насколько опасно переносить чужой playbook туда, где он не должен работать. Пару лет назад с-лвл одного из прошлых стартапов где я была инженером рассказал про историю Рона Джонсона - человека, который не просто делал ритейл, а литерали перевернул игру, создав концепцию офлайн магазинов Apple Store🏃♀️
Это был большой успех и когда его позвали "спасать" JC Penney, все вокруг были уверены, что он повторит магию Apple. И он действительно берет свой Apple-плейбук и переносит его:
😎 убирает скидки и купоны, потому что в Apple фиксированные цены
😎 делает редизайн в минимализме, store-within-store, с красивыми площадками
😎 добавляет кофейни и мечтает, что люди будут приходить почилить
но в результате компания которой и без того плохо теряет в выручке $4B за полтора года 😐
У JC Penney была совсем другая аудитория, другие привычки, другая мотивация покупать. Первая гипотеза оказалась неудачной, достаточного числа итераций не произошло и через полтора года его уволили😎
Несколько месяцев назад инвесторы активно пушили нас идти в б2б, как в более денежный и стабильный рынок. Мы попробовали, но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было нелогично с самого начала, мы просто начали подстраиваться под инвесторов, подстраивавших нас под вертикали, которые они хотят видеть в своем портфолио😐
Cовет даже очень опытного специалиста - это всего лишь первое приближение (какая-то базовая инициализация весов), которая может быть удачной или менее удачной, но дальше нужно итерироваться и тестировать гипотезы. Чем больше гипотез ты прогоняешь через реальных пользователей, тем ближе подбираешься к оптимуму. И этот путь может пройти только внутренняя команда, которая видит всю картину😏
@neural_prosecco
Мы растем в парадигме, где всегда есть "старший в комнате": учитель, родитель, начальник. И вот ты решаешь выйти из системы, начинаешь свой бизнес и внезапно понимаешь, что никакого взрослого больше нет. Есть только ты, твой кофаундер, ваш продукт и огромное поле неопределенности. И в моменты, когда ты не совсем понимаешь, что делать с маркетингом/продуктом/вообще всем, мозг автоматически ищет уверенное лицо, которому можно доверить решение. Типа: "ну он же эксперт/инвестор/etc, он точно знает лучше меня", и к тому же говорит так уверенно!!
Спойлер: если мы не говорим про разработку, где есть вполне ожидаемый результат, то из моего опыта почти никогда не знает
Далеко ходить не надо, в индустрии есть отличный пример того, насколько опасно переносить чужой playbook туда, где он не должен работать. Пару лет назад с-лвл одного из прошлых стартапов где я была инженером рассказал про историю Рона Джонсона - человека, который не просто делал ритейл, а литерали перевернул игру, создав концепцию офлайн магазинов Apple Store
Это был большой успех и когда его позвали "спасать" JC Penney, все вокруг были уверены, что он повторит магию Apple. И он действительно берет свой Apple-плейбук и переносит его:
У JC Penney была совсем другая аудитория, другие привычки, другая мотивация покупать. Первая гипотеза оказалась неудачной, достаточного числа итераций не произошло и через полтора года его уволили
Несколько месяцев назад инвесторы активно пушили нас идти в б2б, как в более денежный и стабильный рынок. Мы попробовали, но сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было нелогично с самого начала, мы просто начали подстраиваться под инвесторов, подстраивавших нас под вертикали, которые они хотят видеть в своем портфолио
Cовет даже очень опытного специалиста - это всего лишь первое приближение (какая-то базовая инициализация весов), которая может быть удачной или менее удачной, но дальше нужно итерироваться и тестировать гипотезы. Чем больше гипотез ты прогоняешь через реальных пользователей, тем ближе подбираешься к оптимуму. И этот путь может пройти только внутренняя команда, которая видит всю картину
@neural_prosecco
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤64👍29❤🔥18💯4🔥2
у меня появилась новая (почти) ежедневная рутина - отвечать на письма саппорта и общаться с пользователями 🎧
В начале мы получали в лучшем случае одно-два письма на сапорт в месяц, а последнее время как мы начали нормально маркетинг пользователи пишут по самым разным вопросам. Иногда это найденный баг, иногда запрос на фичу или просто мысли, а недавно пришло сообщение, что человек хочет заплатить нам больше, потому что он уперся в лимит 20 генераций в неделю.
Более того, этот пользователь зашел в опции подписки в апсторе, нашел более дорогую подписку на 70 баксов, купил ее в дополнение к стандартной и только потом написал😳
нереально радуюсь и меня это очень мотивирует🥹
В начале мы получали в лучшем случае одно-два письма на сапорт в месяц, а последнее время как мы начали нормально маркетинг пользователи пишут по самым разным вопросам. Иногда это найденный баг, иногда запрос на фичу или просто мысли, а недавно пришло сообщение, что человек хочет заплатить нам больше, потому что он уперся в лимит 20 генераций в неделю.
Более того, этот пользователь зашел в опции подписки в апсторе, нашел более дорогую подписку на 70 баксов, купил ее в дополнение к стандартной и только потом написал
нереально радуюсь и меня это очень мотивирует
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
❤43🔥27❤🔥12
Forwarded from мнк сторис
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Вдохновившись постом Нади, хочу взглянуть на экспертные советы под другим углом — через призму ответственности.
Ваш консультант, ментор или знакомый может быть невероятно опытным специалистом. Но почти всегда у него будет одно фундаментальное ограничение: он не несёт ответственность за последствия своих советов.
Это легко увидеть на примере диванных аналитиков: предсказал цену нефти на 2050 год — угадал, красавчик; не угадал — никто не вспомнит. Но парадокс в том, что и многие уважаемые эксперты оказываются в той же ситуации. Как заметила Надя, мы слишком легко принимаем уверенно сказанное мнение за истину — просто потому что человек говорит убедительно.
Но как бы ни звучал совет, у него есть одна ключевая особенность:
если он окажется неверным, болеть будет у вас, а не у cоветчика.
Эксперт не живёт вашим продуктом, не видит каждый день вашу воронку, не разговаривает с вашими пользователями, не ощущает ваш контекст. Он не сидит с вами ночью, когда метрика падает, и не вкладывает в ошибку ни свои деньги, ни свою репутацию, ни свои нервы.
Поэтому внешняя рекомендация — это гипотеза с околонулевой личной ставкой. Ответственность за решение всегда остаётся внутри команды.
Ваш консультант, ментор или знакомый может быть невероятно опытным специалистом. Но почти всегда у него будет одно фундаментальное ограничение: он не несёт ответственность за последствия своих советов.
Это легко увидеть на примере диванных аналитиков: предсказал цену нефти на 2050 год — угадал, красавчик; не угадал — никто не вспомнит. Но парадокс в том, что и многие уважаемые эксперты оказываются в той же ситуации. Как заметила Надя, мы слишком легко принимаем уверенно сказанное мнение за истину — просто потому что человек говорит убедительно.
Но как бы ни звучал совет, у него есть одна ключевая особенность:
если он окажется неверным, болеть будет у вас, а не у cоветчика.
Эксперт не живёт вашим продуктом, не видит каждый день вашу воронку, не разговаривает с вашими пользователями, не ощущает ваш контекст. Он не сидит с вами ночью, когда метрика падает, и не вкладывает в ошибку ни свои деньги, ни свою репутацию, ни свои нервы.
Поэтому внешняя рекомендация — это гипотеза с околонулевой личной ставкой. Ответственность за решение всегда остаётся внутри команды.
👍19❤11🔥6😱1
От "nice project" до реального фаундера: criticism survival guide 👿
😡 "Your startup will fail" - слышу это регулярно под разными соусами от разных людей: рынок перегрет, б2с очень сложно скейлить, а вот "плейсхолдер для конкурента" сделали "плейсхолдер для фичи", гугл выкатил примерку, и еще миллион вариантов
Но до тех пор пока это не говорят кастомеры - все норм!😎
Ирония в том, что люди технически правы: вероятность провала у стартапа ~99%, но вот что меня реально удивило за это время - чем лучше у нас получается, тем больше критики я слышу👍
Первый год все были милыми😇
От первой версии Aesty осталось разве что название, мы поменяли примерно все⌨️
Но в то время люди вокруг были такие поддерживающие: "вы молодцы", "какой красивый интерфейс", "очень перспективно!" - вот вся эта осторожная корпоративная поддержка, чтобы никого не ранить.
Потом мы запустились и случилось... ничего🧠 Пользователи почти не покупали, инвесторы не реагировали, а критики все равно не было (кроме одной единички в сторе 😅), и тут до меня доходит, что нас не критикуют, потому что нас не воспринимают всерьез, продукт был настолько ранний, что его даже ругать было не за что - как ругать младенца за то, что он не говорит по-английски, too early to fail 🙂
Первый реальный feedback - и я понимаю что я живу в своих фантазиях😐
Потом я случайно знакомлюсь с человеком, который делает мне теплое интро на топа из imaginary VC (инвестировали в Farfetch и Stripe), и это был мой самый первый и самый провальный питч - встреча превращается в лекцию по CAC/LTV/ARPPU/etc с пассив-агрессив вайбами (хотя человек явно старался быть вежливым), инвестор критикует все: прилу, стратегию, бизнес модель и дальше по списку💀
И это был переломный момент, когда я вдруг почувствовала: "ого, мы наконец вошли в зону, где люди позволяют себе честность", и с тех пор я получила так много отказов, что могу делать бинго🕺
Первые 10 были болезненными, но после сотого я поняла - если мой продукт кого-то БЕСИТ (главное не кастомеров!!), это лучше чем безразличная вежливость, и убрав эмоции, часто можно найти много интересного в фидбеке📝
😎 Инвесторы ошибаются ~в 90% случаев, и это не потому что они плохие, просто статистика их работы, они смотрят на тысячи компаний в год, но все равно не знают твоих пользователей лучше тебя. На то и венчур, а не займ 😎
Фандрайзинг это дейтинг, ты ищешь своего человека, а остальные не подходят по вкусу, фазе или моменту, и критика это не сигнал провала, а сигнал что ты наконец стал заметен, что продукт стал достаточно реальным чтобы его обсуждать🤨 Лучшее что можно делать в моменте - растить метрики и слушать кастомеров 💸
И если тебя уже критикуют жестко - kudos, ты перестал быть просто "nice project" guy и стал настоящим фаундером😁
@neural_prosecco
Но до тех пор пока это не говорят кастомеры - все норм!
Ирония в том, что люди технически правы: вероятность провала у стартапа ~99%, но вот что меня реально удивило за это время - чем лучше у нас получается, тем больше критики я слышу
Первый год все были милыми
От первой версии Aesty осталось разве что название, мы поменяли примерно все
Но в то время люди вокруг были такие поддерживающие: "вы молодцы", "какой красивый интерфейс", "очень перспективно!" - вот вся эта осторожная корпоративная поддержка, чтобы никого не ранить.
Потом мы запустились и случилось... ничего
Первый реальный feedback - и я понимаю что я живу в своих фантазиях
Потом я случайно знакомлюсь с человеком, который делает мне теплое интро на топа из imaginary VC (инвестировали в Farfetch и Stripe), и это был мой самый первый и самый провальный питч - встреча превращается в лекцию по CAC/LTV/ARPPU/etc с пассив-агрессив вайбами (хотя человек явно старался быть вежливым), инвестор критикует все: прилу, стратегию, бизнес модель и дальше по списку
И это был переломный момент, когда я вдруг почувствовала: "ого, мы наконец вошли в зону, где люди позволяют себе честность", и с тех пор я получила так много отказов, что могу делать бинго
Первые 10 были болезненными, но после сотого я поняла - если мой продукт кого-то БЕСИТ (главное не кастомеров!!), это лучше чем безразличная вежливость, и убрав эмоции, часто можно найти много интересного в фидбеке
Фандрайзинг это дейтинг, ты ищешь своего человека, а остальные не подходят по вкусу, фазе или моменту, и критика это не сигнал провала, а сигнал что ты наконец стал заметен, что продукт стал достаточно реальным чтобы его обсуждать
И если тебя уже критикуют жестко - kudos, ты перестал быть просто "nice project" guy и стал настоящим фаундером
@neural_prosecco
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
3❤54👍21🔥11⚡2😁1
Forwarded from 🚀 Стартапы — это не страшно
Я слышал еще более классное определение от фаундера, закрывшего раунд на 200м и ставшего единорогом (ему для этого потребовалось 200! встреч с инвесторами).
Фадрейзинг — это дейтинг. Дейтинг, в котором ты 40летний, полный, невысокий, лысеющий мужчина😁
Фадрейзинг — это дейтинг. Дейтинг, в котором ты 40летний, полный, невысокий, лысеющий мужчина😁
😁49❤9🔥9👏3👍1
А зачем инвесторы вообще дают деньги стартапам? 🤯
75% venture backed стартапов не возвращают даже половину инвестиций. Казалось бы, зачем тогда вообще этим заниматься?😅
Все просто, это единственный класс активов, где можно сделать 100х. Публичные акции, недвижка, облигации, там таких мультипликаторов практически не бывает, а в венчуре - high risk, high profit
Причем сами инвесторы бывают разных типов, и к кому лучше идти зависит от ряда условий. Давайте разбираться📝
Венчурные фонды😎
Чаще всего это менеджеры, управляющие чужими деньгами. 1–2 компании окупают весь фонд, поэтому ожидания соответствующие. В 2024 они вложили $184–190B по всему миру, у топов масштабы бюджетов небольших стран: Sequoia ~$56B, a16z ~$45B. Это хорошие партнеры на Seed/Series A, если у тебя уже есть traction и ты готов к grow fast or die. Кстати, распределение тут мягко говоря неравномерное - один только a16z в одиночку привлек 10% всего венчурного капитала за год🤑
Family Offices😍
Более терпеливый капитал. 8k+ крупных семейных офисов по миру, $3.1T под управлением. В отличие от венчурных фондов, они инвестируют свои деньги, так что могут позволить себе более долгосрочное мышление. Часто их устраивает 3–5х за 5–7 лет, а не обязательно 100х👍
Они любят стратегический фит и часто могут выступать как door openers. Очень полезны на позднем seed и series A, когда уже есть приличный ранвей и долгосрочная стратегия🤨
Ангелы и фаундеры с экзитами😏
Самая недооцененная и ценная категория на ранних стадиях. Только в США есть ~70k активных бизнес-ангелов, они инвестируют $24–28B ежегодно, и самое интересное - 4 из 5 ангелов сами были фаундерами😕
Я думаю, что такие люди не понаслышке знают, что PMF не происходит за три дня, главное, учиться на своих ошибках и как можно быстрее. Более того, согласно Berkeley фонды, управляемые экс-фаундерами, показывают +6.5% лучшую доходность, так как помимо чека портфельные компании таких инвесторов получают еще экспертизу и нетворк👀
Из таких кейсов мне особенно нравится канал @KorolyukAlexey, где серийный предприниматель с экзитом и инвестор Алексей Королюк структурированно делится опытом и наблюдениями - от того как делать DD до операционки и реальных кейсов (вплоть до health tech стартапа в Индии в который он инвестировал)
Мне очень нравится посыл, что любой бизнес начинается с фаундера и в первую очередь во всем нужно начинать с себя. Сейчас Алексей также рассказывает о сотрудничестве с Fabergé - очень необычный взгляд изнутри бренда с 150-летней историей. Там множество материалов, с которыми я бы точно совершила меньше ошибок, так что советую сохранить материалы из этого поста и подписаться😎
75% venture backed стартапов не возвращают даже половину инвестиций. Казалось бы, зачем тогда вообще этим заниматься?
Причем сами инвесторы бывают разных типов, и к кому лучше идти зависит от ряда условий. Давайте разбираться
Венчурные фонды
Чаще всего это менеджеры, управляющие чужими деньгами. 1–2 компании окупают весь фонд, поэтому ожидания соответствующие. В 2024 они вложили $184–190B по всему миру, у топов масштабы бюджетов небольших стран: Sequoia ~$56B, a16z ~$45B. Это хорошие партнеры на Seed/Series A, если у тебя уже есть traction и ты готов к grow fast or die. Кстати, распределение тут мягко говоря неравномерное - один только a16z в одиночку привлек 10% всего венчурного капитала за год
Family Offices
Более терпеливый капитал. 8k+ крупных семейных офисов по миру, $3.1T под управлением. В отличие от венчурных фондов, они инвестируют свои деньги, так что могут позволить себе более долгосрочное мышление. Часто их устраивает 3–5х за 5–7 лет, а не обязательно 100х
Они любят стратегический фит и часто могут выступать как door openers. Очень полезны на позднем seed и series A, когда уже есть приличный ранвей и долгосрочная стратегия
Ангелы и фаундеры с экзитами
Самая недооцененная и ценная категория на ранних стадиях. Только в США есть ~70k активных бизнес-ангелов, они инвестируют $24–28B ежегодно, и самое интересное - 4 из 5 ангелов сами были фаундерами
Я думаю, что такие люди не понаслышке знают, что PMF не происходит за три дня, главное, учиться на своих ошибках и как можно быстрее. Более того, согласно Berkeley фонды, управляемые экс-фаундерами, показывают +6.5% лучшую доходность, так как помимо чека портфельные компании таких инвесторов получают еще экспертизу и нетворк
Из таких кейсов мне особенно нравится канал @KorolyukAlexey, где серийный предприниматель с экзитом и инвестор Алексей Королюк структурированно делится опытом и наблюдениями - от того как делать DD до операционки и реальных кейсов (вплоть до health tech стартапа в Индии в который он инвестировал)
Мне очень нравится посыл, что любой бизнес начинается с фаундера и в первую очередь во всем нужно начинать с себя. Сейчас Алексей также рассказывает о сотрудничестве с Fabergé - очень необычный взгляд изнутри бренда с 150-летней историей. Там множество материалов, с которыми я бы точно совершила меньше ошибок, так что советую сохранить материалы из этого поста и подписаться
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
5❤19👍6🔥4