НОП.РЕКТОРЫ – Telegram
НОП.РЕКТОРЫ
6.52K subscribers
2.01K photos
168 videos
641 links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/
Download Telegram
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ» специально для
@nop_rectors :

Развитие высшей школы - процесс многофакторный. Само собой, для его оценки и понимания требуется анализ большого количества данных.

Я могу пожелать Научно-образовательной политике всяческих успехов в стремлении облегчить жизнь руководителей российских высших школ, обеспечив их и всех неравнодушных новым источником регулярной информации.

Надеюсь, что проект НОП.Ректоры
@nop_rectors сумеет обеспечить всех нас удобным, полезным и информативным контентом, востребованным в каждодневной работе.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Станислав Кудж, ректор МИРЭА, специально для
@nop_rectors :

2020-2021 годы изменили систему образования кардинальным образом. Резкий скачок в мире технологий, переход в диджитал и особенности, связанные с пандемией коронавируса – это всё оказало существенное влияние на многие сферы нашей жизни, в том числе и на образование.

В это непростое время ректорам российских вузов важно иметь "перед глазами" общую картину: какие образовательные тренды доминируют сегодня, на что стоит обратить внимание и чего ожидать в ближайшие месяцы и годы. Ведь сейчас каждый ректор становится по сути "кризис-менеджером".
Образовательные тренды ищут всё новые пути и способы заинтересовать учащихся. Если раньше было достаточно использовать новые технологии, то сейчас мы ищем новые пути, которые можно обрести только в диалоге руководителей российских вузов и в тесном сотрудничестве.
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Елена Загайнова, ректор ННГУ (Университет Лобачевского), специально для
@nop_rectors :

Каждому ректору безусловно важно иметь под рукой свежую и ПРАВДИВУЮ аналитику под рукой из достоверных источников. Мы сверяем свои часы с основными трендами и задачами развития высшей школы!


Алан Огоев, ректор СОГУ, специально для @nop_rectors :

Уверен, что это интересно и нужно регулярно получать информацию о том что делают ректоры и их команды в части развития университета.

Какие инструменты применяют (внедряют) для выполнения ключевых показателей эффективности. Что для коллег является ключевым в части формирования образовательной среды.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
В чём сила, ректорат?

«Научно-образовательная политика» в прошедшем октябре опросила более 200 членов ректоратов государственных вузов: ректоров и проректоров. Мы составили портрет компетенций руководителей российских вузов.

Ожидаемый итог - у сильных и слабых вузов совершенно разный кадровый потенциал.

В этом исследовании мы попросили коллег оценить свои компетенции, от самых сильных к самым слабым, частично использовав методологию АНО «Россия - страна возможностей».

Ректоры и проректоры «сильных» вузов: победители программы «Приоритет-2030» (получатели спецчасти и самые активные получатели базового гранта). Всего 106 руководителей вузов.

Общая матрица: Это коммуникативно грамотные лидеры, желающие оказывать влияние и ориентированные на клиентов, сотрудничество и результат.

Качества и компетенции (в порядке приоритета):
Планирование и организация
Партнёрство/Сотрудничество
Ориентация на результат
Лидерство
Клиентоориентированность
Коммуникативная грамотность
Оказание влияния
Анализ и принятие решений
Саморазвитие
Адаптивность/гибкость
Стрессоустойчивость
Следование правилам и процедурам
Эмоциональный интеллект

Ректоры и проректоры «развивающихся» вузов: проигравших в программе «Приоритет 2030» (не вошли даже в число «претендентов») либо не подававших заявки по причине неготовности вуза (по собственному признанию). Всего 118 руководителей вузов.

Общая матрица: Это ценители правил и процедур без лидерских качеств, не гибкие, коммуникативно-безграмотные, без умения брать ответственность и не стрессоустойчивые.

Качества и компетенции (в порядке приоритета):
Планирование и организация
Следование правилам и процедурам
Партнёрство/Сотрудничество
Ориентация на результат
Клиентоориентированность
Анализ и принятие решений
Саморазвитие
Лидерство
Стрессоустойчивость
Эмоциональный интеллект
Адаптивность/гибкость
Оказание влияния
Коммуникативная грамотность

Стоит отметить, что в первой группе были откровенно слабые ответы даже у лидеров исследовательского трека спецчасти Приоритета-2030, а среди слабых вузов есть бесспорные звёзды, чьё время ещё придёт.

Но в целом результат отражает вызовы, стоящие как перед кураторами сферы от государства, так и перед самими вузами.
COVID-ассесмент

Одной из главных и не решенных проблем вновь становится форма организации учебного процесса в вузах.

Университеты сегодня вправе самостоятельно оценивать COVID-обстановку и решать, допускать ли непривитых студентов к очным занятиям, или нет.

В условиях антиковидной демократии мы наблюдаем разброс мнений и решений.
Например, в Астраханской области принято волевое решение допускать к очным занятиям в вузах только тех, кто вакцинирован и имеет QR-код.

Мы переговорили по данному вопросу с большим количеством ректоров по всей стране.

Ситуация довольно забавная.

Ректоры крутых вузов, победившие где только можно, боятся принять любое решение и продолжают ждать "сигнал из Москвы".

"Я понимаю, что надо закрыть вход в аудитории для невакцинированных. Но они же поднимут страшный вой, если так сделать жестко. А губер мне говорит не плодить очагов недовольства молодёжи. Боюсь что мой рейтинг в Минобре упадёт, если закрою университет",- анонимно говорит нам ректор большого университета, победившего в базовой части Приоритета.

"Как думаешь, ждать от Минобра большей конкретики по недопуску? Я бы сразу перевел на дистант всех, кто без вакцины, но не хочу чтобы это было моё решение. Вот если Москва так скажет - другое дело. Тут и я буду молодцом выглядеть", - резюмирует в разговоре с НОП другой ректор, чья защита спецчасти гранта Приоритета впечатлила почти всех членов Комиссии.

"Я 100% запрещу доступ в кампус непривитым, и наш областной Роспотребнадзор и губернатор меня поддержат", - отмечает еще один ректор маленького и не победившего нигде вуза из далекой провинции.
Молодёжные лаборатории могут стать для вузов реальным инструментом по привлечению молодых исследователей в сектор исследований и разработок.

Важно понимание ценности проекта от ректора вуза, а ещё лучше - и от главы региона (руководства отрасли).

Сегодня мы провели блиц-опрос более 30 проректоров самых разных университетов - от ведущих столичных до отраслевых региональных, задав вопрос о работе созданной молодёжной лаборатории/ий (там где они созданы) и планах по открытию.

Подавляющее большинство уважаемых коллег не смогли ответить ничего кроме дежурных слов об исполнении поручения Правительства, Минобрнауки и следовании "общим трендам" поддержки молодых учёных.

Часть из опрошенных прямо признались "это ректор PR себе делает".

По мнению НОП, проект молодёжных лабораторий в вузах по потенциалу один из самых сильных в части поддержки молодых учёных.

Мы будем внимательно следить за ходом его реализации, отмечать как успешные практики, так и тех, кто делает для "галочки".

https://news.1rj.ru/str/government_rus/1072
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Анатолий Николаев, ректор СВФУ, специально для
@nop_rectors :

Для руководителя вуза при принятии ключевых управленческих решений всегда важно быть в курсе основных трендов развития образования и науки в стране и в мире. У каждого вуза своя миссия и стратегические цели, поэтому оперативная сверка часов просто необходима.

То что у ректоров появится еще один инструмент по актуальной и оперативной информации полностью поддерживаю.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
Forwarded from НОП.РФ
Forwarded from НОП.РФ
НОП-рейтинг ректоров. Октябрь

По итогам октября место в первой десятке заслужили системной работой с медиа Дмитрий Ливанов (МФТИ), Алевтина Черникова (МИСиС), Владимир Мау (РАНХиГС), Анатолий Торкунов (МГИМО) и Виктор Кокшаров (УрФУ).

Иные коллеги попали в топ рейтинга без особых сутевых инфоповодов из жизни вуза. Например, по причине ухода с поста ректора (как Михаил Эскиндаров), или в связи с системной критикой в жёлтых СМИ, как Николай Цискаридзе.

Стоит отметить рост медиа-активности ректоров, заинтересовавших медиа тематикой "Приоритета 2030", как Дмитрий Седнев (ТПУ), Александр Фёдоров (БФУ), Пётр Глыбочко (Сеченовский университет) или Виктор Рулевский (ТУСУР).

Отдельным феноменом продолжает оставаться Аман Тулеев (Кузбасский региональный ИРПО), неувядающему вниманию СМИ к которому может позавидовать любой исследовательский университет.

Никита Анисимов (НИУ ВШЭ) в октябре меньше занимался словами, а больше делами, сконцентрировавшись на обновлении руководящего корпуса Вышки.
Forwarded from НОП.РФ
НОП-рейтинг ректоров по МЕДИА-индексу ТОП-25

1. Цискаридзе Николай Максимович Академия русского балета им. А.Я. Вагановой 7 318,00
2. Садовничий Виктор Антонович МГУ им. Ломоносова 6 870,00
3. Эскиндаров Михаил Абдурахманович Финансовый университет при Правительстве РФ 3 317,00
4. Заславский Григорий Анатольевич ГИТИС 2 410,00
5. Ливанов Дмитрий Викторович МФТИ 968,20
6. Мау Владимир Александрович РАНХиГС 822,00
7. Торкунов Анатолий Васильевич МГИМО 779,00
8. Фурсаев Дмитрий Владимирович Государственный университет «Дубна» 767,00
9. Черникова Алевтина Анатольевна НИТУ «МИСиС» 614,70
10. Кокшаров Виктор Анатольевич УрФУ 488,00
11. Трубилин Александр Иванович Кубанский государственный аграрный университет 371,00
12. Русецкая Маргарита Николаевна Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина 371,00
13. Баулин Олег Александрович Уфимский государственный нефтяной технический университет 361,00
14. Запесоцкий Александр Сергеевич Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 332,00
15. Рулевский Виктор Михайлович Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 288,00
16. Федоров Александр Александрович БФУ им. И. Канта 285,00
17. Трухачев Владимир Иванович Российский государственный аграрный университет — МСХА имени Тимирязева 260,00
18. Седнев Дмитрий Андреевич Томский политехнический университет 251,00
19. Гордин Михаил Валерьевич МГТУ им. Н. Э. Баумана 233,00
20. Анисимов Никита Юрьевич НИУ ВШЭ 215,00
21. Глыбочко Петр Витальевич Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова 171,00
22. Тулеев Аман Гумирович Кузбасский региональный институт развития профессионального образования 154,00
23. Шестаков Александр Леонидович Южно-Уральский государственный университет 151,00
24. Мартынов Виктор Георгиевич РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 141,00
25. Рудской Андрей Иванович Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 116,00
Forwarded from НОП.РФ
НОП-рейтинг ректоров по количеству публикаций ТОП-25

1. Цискаридзе Николай Максимович Академия русского балета им. А.Я. Вагановой 441
2. Садовничий Виктор Антонович МГУ им. Ломоносова 316
3. Черникова Алевтина Анатольевна НИТУ «МИСиС» 205
4. Эскиндаров Михаил Абдурахманович Финансовый университет при Правительстве РФ 131
5. Торкунов Анатолий Васильевич МГИМО 79
6. Заславский Григорий Анатольевич ГИТИС 60
7. Мау Владимир Александрович РАНХиГС 50
8. Ливанов Дмитрий Викторович МФТИ 44
9. Запесоцкий Александр Сергеевич Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 39
10. Трухачев Владимир Иванович Российский государственный аграрный университет — МСХА имени Тимирязева 29
11. Анисимов Никита Юрьевич НИУ ВШЭ 25
12. Фурсаев Дмитрий Владимирович Государственный университет «Дубна» 22
13. Русецкая Маргарита Николаевна Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина 15
14. Федоров Александр Александрович БФУ им. И. Канта 15
15. Глыбочко Петр Витальевич Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова 15
16. Тулеев Аман Гумирович Кузбасский региональный институт развития профессионального образования 13
17. Гордин Михаил Валерьевич МГТУ им. Н. Э. Баумана 11
18. Седнев Дмитрий Андреевич Томский политехнический университет 10
19. Шестаков Александр Леонидович Южно-Уральский государственный университет 10
20. Рулевский Виктор Михайлович Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 10
21. Рудской Андрей Иванович Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 8
22. Мартынов Виктор Георгиевич РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина 6
23. Кокшаров Виктор Анатольевич УрФУ 5
24. Баулин Олег Александрович Уфимский государственный нефтяной технический университет 5
25. Трубилин Александр Иванович Кубанский государственный аграрный университет 4
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Нина Яныкина, ректор Университета 2035, специально для
@nop_rectors :

Для ректора категорически важно принимать управленческие решения на основании качественной аналитики.

В условиях постоянных изменений иметь доверенный источник регулярной поставки качественных данных о трендах, событиях, решениях государственного уровня - это ценно и является по сути гигиеническим минимумом для руководителя университета как хозяйствующего субъекта в сфере развития человека.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Юрий Альтудов, и.о. ректора КБГУ, специально для
@nop_rectors :

Проект, совместного с НОП @scienpolicy информационно- аналитического канала, представляется весьма важным и востребованным.
Безусловно, это даст возможность более мобильного ресурса информации и аналитики в работе ректоров и руководителей структурных подразделений вузов. Даст возможность ректорам быстрее ориентироваться в системных подходах в образовательной политике страны, в новых нормативно- правовых актах. Постоянно быть на острие науки, оперативно реагировать на существующие и перспективные вызовы, а также встраивать свои компетенции в актуальную научно-исследовательскую повестку, новые консорциумы.

Новый информационно- аналитический телеграмм-канал
@nop_rectors также важен как информационный и коммуникационный ресурс ректоров в их деятельности по реализации федеральных программ, в том числе и программы "Приоритет 2030".

Новый информационный ресурс даст возможность быстрого обмена информацией, наработанным опытом, новыми подходами в решении задач, стоящими перед вузами, не только ректорам российских вузов, но и приглашенным в этот проект, ректорам вузов постсоветского пространства.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
Forwarded from НОП.РФ
Михаил Мишустин встретился с ректором Президентской академии Владимиром Мау

Премьер и ректор обсудили перспективы и планы развития Президентской академии – ключевого вуза для подготовки государственных служащих, экспертов и представителей бизнеса.

Михаил Мишустин поздравил Президентскую академию с юбилеем и подчеркнул заслуги вуза в подготовке кадрового резерва для страны: «Сто лет назад был основан Институт, который стал предшественником современной Академии. Или, как ее еще называют, Президентской Академии. И заслуги вуза в подготовке кадрового резерва неоднократно отмечал Президент. Среди выпускников РАНХиГС и тех, кто проходил у вас подготовку, в том числе 11 членов Правительства Российской Федерации, и более половины губернаторов».

Владимир Мау, специально для НОП:

«Разворот информационных технологий в направлении интересов каждого конкретного студента и слушателя позволит создать и качественно новую систему образования (надеюсь, мы сможем её тиражировать), и одновременно существенно нарастить контингент обучающихся. Для меня очень важная задача – нарастить контингент, повысив качество».

Основной темой встречи стала работа вуза по гранту, полученному в рамках Программы «Приоритет -2030». Стратегия развития была разработана, исходя из особенностей вуза:
• Академия – не просто вуз, а образовательная экосистема, через которую в год проходит около 250 тысяч человек.
• Это школа непрерывного образования – многие выпускники оканчивают 3-4 программы здесь на разных этапах своей карьеры.
• Уникальная региональная сеть академии, которая позволяет тиражировать лучшие практики.

В основе программы лежит сформулированная Президентом национальная цель и стратегические инициативы Правительства. На первый план выходят цифровая трансформация образовательных и управленческих практик, а также индивидуализация образовательных траекторий с учетом личностной профессиональной диагностики.

Стратегические проекты развития Академии в рамках «Приоритета-2030» охватывают подготовку государственных и муниципальных служащих, бизнес-образование, консалтинг и расширение влияния этого опыта на российские регионы.

Ректор РАНХиГС также поблагодарил Правительство за поддержку в развитии инфраструктуры Академии и поделился планами по модернизации филиальной сети.
Андрей Щербенок,
Директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ, профессор Московской школы управления СКОЛКОВО:

Ректоры на канале НОП.РЕКТОРЫ @nop_rectors единодушно высказываются о важности достоверной аналитики об общестрановых трендах и задачах. Интересно, что внимание к аналитике макроуровня сочетается в наших университетах с отсутствием озабоченности отсутствием аналитики о результатах обучения своих собственных студентов.

В условиях запредельной инфляции оценок в большинстве вузов, статистика о количестве «пятерок» или «двоек» не говорит вообще ни о чем, кроме личных особенностей того или иного профессора и степени давления на него руководства, заинтересованного в сохранении контингента. Университет – редкий пример организации, где оценка работы сотрудника – преподавателя (чему он научил студента) осуществляется самим сотрудником, и поэтому неудивительно, что работодатели не могут ориентироваться на средний балл аттестата при оценке качества соискателей. За исключением небольшого количества действительного сложных программ с большим отсевом студентов, работодатели не могут ориентироваться и на сам вузовский диплом как на гарантию образовательного уровня выпускника. Разговоры о том, что работодателей все меньше интересует наличие у потенциальных сотрудников высшего образования, обусловлены в том числе и этим фактором.

Однако дело не столько в работодателях, сколько в том, что ректор, лишенный достоверной информации о качестве образовательного процесса на своих образовательных программах, не может работать над их совершенствованием. Остается только открывать новые программы, желательно в соответствии с общестрановыми трендами и задачами: по крайней мере, это позволит заявить о том, что образование в университете идет в ногу со временем.

#КолумнистНОП
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета, специально для
@nop_rectors :

С каждой минутой количество данных в мире растет. Информация – ключевой актив для любого руководителя, аналитика напрямую влияет на скорость, качество и эффективность управленческих решений.
И здесь принципиально важно, чтобы эта аналитика была профессиональной, своевременной, экспертно верифицированной. Тогда это бесценный ресурс для ректора, чтобы двигаться по плану, видеть отклонения в динамике и корректировать курс, а значит – обеспечивать университету возможность преуспеть.

Не сомневаюсь, что НОП.Ректоры
@nop_rectors будет предоставлять ректорскому сообществу именно такие данные «высокой пробы». Со своей стороны готов сотрудничать с проектом и поддерживать полезные инициативы.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
Forwarded from НОП.РФ
О некоторых трендах научно-образовательной политики - начало ноября

Сразу несколько источников НОП в высоких московских кабинетах отметили, что появление Дня преподавателя высшей школы не осталось не замеченным элитами.

«Ноябрь - лучший месяц для профессиональных праздников. Есть даже такая ритмичность: старшему поколению преподавателей ноябрь дорог из-за дня революции, а молодому - как разбег перед Новым годом".

Многие наши коллеги также отметили символичность встречи премьер-министра Михаила Мишустина с Владимиром Мау и Ярославом Кузьминовым накануне Дня народного единства.

Премьер не случайно отметил важность укрепления кадрового резерва, диалога с экспертным сообществом, актуализацию исследовательского подхода в работе Правительства с участием двух ведущих экономико-управленческих вузов России.

При этом, в своей работе Экспертный совет при Правительстве, очевидно, будет опираться на очень широкую межвузовскую, межведомственную и межрегиональную экспертную базу.

Михаил Мишустин - Ярославу Кузьминову:

Экспертные группы должны иметь не просто доступ к информационным ресурсам правительства, а возможность инициировать новое обследование, собирать новые данные.

Михаил Мишустин - Владимиру Мау:

Заслуги вуза в подготовке кадрового резерва неоднократно отмечал Президент. Среди выпускников РАНХиГС и тех, кто проходил у вас подготовку, 11 членов Правительства Российской Федерации и более половины губернаторов. Вы серьёзно занимаетесь подготовкой как государственных служащих, так и экспертов, специалистов, тех, кто работает в бизнесе.

По информации НОП, также будет продолжен начатый курс на кадровое укрепление ректорского корпуса. Новые руководители должны иметь готовность и компетенции с первых дней укрепить эффективность работы связки «вуз-регион-бизнес-наука», при этом оставаясь в логике достижения национальных целей и их показателей.

В принятии кадровых решений (ближайшие могут быть приняты 11 ноября) речь идёт и об укреплении командного диалога Минобрнауки и глав регионов.

Что касается макроуровня научно-образовательной политики, в среднесрочном горизонте есть вероятность кадрового повышения отдельных ключевых её акторов.
В органах управления системой образования Европейского Союза принято коллегиальное решение максимально избегать перевода учебного процесса (среднее и высшее образование) в дистанционный формат, за исключением регионов с особо-высокой динамикой заболеваемости Covid-19. В "красных зонах" продолжит превалировать онлайн-обучение.

Поэтапное введение нового стандарта начнется 8 ноября.

Рекомендованный стандарт организации учебного процесса - в очной форме, но с обязательным тестированием (ПЦР, наличие антител) учащихся школ/студентов два раза в неделю.

Наши источники сообщают, что при подготовке так называемого "европейского доклада" были использованы материалы анализа работы российских вузов в период пандемии. Доклад ранее готовила группа вещущих вузов (ТГУ, НИУ ВШЭ, УрФУ, Политех Петра и др.).
Forwarded from ТАСС
Совет ректоров вузов Москвы и Подмосковья рекомендует проводить обучение с 8 ноября в смешанном формате, допуская на очные занятия студентов с иммунитетом против ковида или отрицательным тестом.
Важно ли в работе ректора ежедневно иметь «под рукой» аналитику об основных трендах и задачах развития высшей школы и науки в России?

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, специально для
@nop_rectors :

Сложность и многозадачность работы ректора требует умения системно и регулярно работать с большими массивами данных. Иметь в своей ежедневной деятельности аналитику «под рукой» - это просто жизненно необходимо. Сверять свои управленческие решения, ориентироваться на основные тренды, внедрять лучшие практики - все это позволит уверенно управлять университетом. Поскольку телеграмм-каналы давно «вышли из тени» и стали полноправными медиа, рейтинг доверия к ним тоже вырос.

Рад, что НОП расширяет свои ресурсы, предлагая нам качественный контент научно-образовательной тематики, которого так не хватает.

От нового проекта «НОП. Ректоры»
@nop_rectors жду эксклюзивной, оперативной и самой важной информации в емком и понятном формате.

https://news.1rj.ru/str/nop_rectors
Forwarded from НОП.РФ
Ожидаемое слияние Московского государственного областного университета (МГОУ) путём присоединения к Московскому государственному педагогическому университету (МГПУ) проходит на фоне того что "Правительством Российской Федерации обращено внимание на социальную напряжённость, возникшую в обществе при проработке вышеуказанного вопроса. При этом отмечена не проработанность вопроса ФОИВ".

Это уникальный прецедент, когда Правительство в очевидном диалоге элит принимает такое решение, да ещё и вполне публично, письмом на обращение Сергея Миронова.

Мнение НОП: названные университеты в итоге всё же сольют в один "суперпед", но сам факт ставит вопрос, а есть ли ещё в России примеры "социальной напряжённости в обществе" в отношении стратегий и планов объединения иных вузов? А если есть, будет ли Правительство РФ каждый раз видеть напряжённость в обществе критерием при принятии финального решения?