Прочитал «Казённую сказку» Олега Павлова. Есть в ней, и правда, что-то сказочное, фантастическое, хоть по факту в тексте сплошной реализм – суровый, о жизни и быту степной роты посёлка Карабас (Караганда, Казахстан), о службе стареющего капитана и судьбах нескольких солдат и офицеров, которых выхватил луч сюжета. Всех их судьба сломает, половину и похоронит. Мрачная сказка, чего уж там.
Книга короткая – это немаловажно, это всегда идёт на пользу тексту – около двухсот страниц. Язык богатый, избыточный даже, метафоры в наличии. Помню, встретил где-то в тексте «верблюжье терпение», помню «высокую тишину неба» - кто любит текст или сам пишет, на таких местах остановится, перечитает пару раз, подумает про себя: «Снимаю шляпу».
В своей биографии Олег Павлов пишет о «Казённой сказке»: «…повлияло то, что читая „Архипелаг Гулаг“ Солженицына, который открыт был тогда для прочтения „Новым миром“, наткнулся на описание Карабаса, того лагеря, где служил…» - где служил сам Олег Павлов, то есть всё им описанное брал с натуры.
Написал этот роман (да, именно роман) Олег Павлов в 24 года… не укладывается в голове. А умер в 48… тут и вовсе отказываешься верить. Инфаркт. Окончил институт им. Горького, а позже в нём и преподавал. «Казённая сказка» была опубликована в «Новом мире» в 94 году, и сразу признание.
• 1995 — премия журнала «Новый мир»
• 1997, 2002 — премия журнала «Октябрь»
• 2009 — премия журнала «Знамя»
• 2002 — премия «Русский Букер»
• 2012 — премия Александра Солженицына
• 2017 — премия «Angelus»
Читали?
Книга короткая – это немаловажно, это всегда идёт на пользу тексту – около двухсот страниц. Язык богатый, избыточный даже, метафоры в наличии. Помню, встретил где-то в тексте «верблюжье терпение», помню «высокую тишину неба» - кто любит текст или сам пишет, на таких местах остановится, перечитает пару раз, подумает про себя: «Снимаю шляпу».
В своей биографии Олег Павлов пишет о «Казённой сказке»: «…повлияло то, что читая „Архипелаг Гулаг“ Солженицына, который открыт был тогда для прочтения „Новым миром“, наткнулся на описание Карабаса, того лагеря, где служил…» - где служил сам Олег Павлов, то есть всё им описанное брал с натуры.
Написал этот роман (да, именно роман) Олег Павлов в 24 года… не укладывается в голове. А умер в 48… тут и вовсе отказываешься верить. Инфаркт. Окончил институт им. Горького, а позже в нём и преподавал. «Казённая сказка» была опубликована в «Новом мире» в 94 году, и сразу признание.
• 1995 — премия журнала «Новый мир»
• 1997, 2002 — премия журнала «Октябрь»
• 2009 — премия журнала «Знамя»
• 2002 — премия «Русский Букер»
• 2012 — премия Александра Солженицына
• 2017 — премия «Angelus»
Читали?
❤13🔥1
«Внутри» (2023)
Психологический триллер, и я бы добавил камерный, изнурительный, центростремительный - если считать центром ту композицию из мебели, которую главный герой возводит посреди гостиной… посреди своей клетки, своей неожиданной тюрьмы. Заинтриговал?
Премьера состоялась 17 марта 2023 года, и фильм-то был на слуху, но быстро ушёл под воду общего внимания. Это понятно - кино непростое - ждёшь от него выживания в тяжёлых условиях, борьбы с умным домом, чего угодно, только не метафоры без ответа. Кино, по сути, о искусстве - о том важнее оно всего на свете или нет… и для кого… если для тебя - ты в западне, будешь мучиться, как герой Уллема Дефо. Но, впрочем, интерпретаций может быть столько, сколько и зрителей.
Сюжет на мой взгляд тут и там хромает, и именно потому я думаю, что ставка была на метафору. Главный вопрос, который мучил меня на протяжении фильмы - какого чёрта в дорогущий пентхаус на Манхеттене, где сработала сигнализация, а после пожарная тревога, не едет полиция?
Смотрели? Как поняли концовку?
Психологический триллер, и я бы добавил камерный, изнурительный, центростремительный - если считать центром ту композицию из мебели, которую главный герой возводит посреди гостиной… посреди своей клетки, своей неожиданной тюрьмы. Заинтриговал?
Премьера состоялась 17 марта 2023 года, и фильм-то был на слуху, но быстро ушёл под воду общего внимания. Это понятно - кино непростое - ждёшь от него выживания в тяжёлых условиях, борьбы с умным домом, чего угодно, только не метафоры без ответа. Кино, по сути, о искусстве - о том важнее оно всего на свете или нет… и для кого… если для тебя - ты в западне, будешь мучиться, как герой Уллема Дефо. Но, впрочем, интерпретаций может быть столько, сколько и зрителей.
Сюжет на мой взгляд тут и там хромает, и именно потому я думаю, что ставка была на метафору. Главный вопрос, который мучил меня на протяжении фильмы - какого чёрта в дорогущий пентхаус на Манхеттене, где сработала сигнализация, а после пожарная тревога, не едет полиция?
Смотрели? Как поняли концовку?
👍9
Новую экранизацию не смотрел.
На пенной волне хайпа вспомню роман и всякое интересное вокруг него. В последний раз я перечитывал «МиМ» 14 лет назад – возраст мой дочери... дочитывал последнюю главу и ехал в роддом. Помню, уверенно понял, что роман в первую очередь о времени – о Хроносе, о бесконечности. А всё Библейское, вся сатира уже на втором и третьем плане… Но сейчас, хоть ты тресни – не помню, что я такого уловил «бесконечного», и, если снова перечитаю – оно не вернётся, вылезет что-то новое. Надо записывать.
Итак… любопытное:
— все мы знаем про аналогии между героями свиты Воланда и Библейскими персонажами, историческими, мифическими. Азазелло – падший ангел, демона пустыни Азазель. Коровьев – с большой долей вероятности симбиоз Фагота и Сансона Карраско, виновного в смерти Дон Кихота. Бегемот – демон чревоугодия, он же мастер обернуться котиком, собачкой или иной зверюшкой.
Про Воланада вообще молчу… но любопытно, что прообраз был и у Аннушки – соседка Михаила Афанасьевича по коммунальной квартире - Анна Павловна Горячева, которая, если появится – жди беды, склок, претензий.
— все мы знаем про последнюю внесённую правку Булгакова в рукопись – фраза: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Но я не знал, что на обложке этой тетради Михаил Афанасьевич вывел: «Дописать раньше, чем умереть». Умер он через 4 недели, а роман писал около 11 лет.
— наконец список названий романа куда больше того, о котором я слышал:
«Черный маг»
«Копыто инженера»
«Жонглер с копытом»
«Подкова иностранца»
«Сын Велиара»
«Гастроль Воланда»
«Великий канцлер»
«Сатана»
«Вот и я»
«Шляпа с пером»
«Черный богослов»
«Он явился»
«Пришествие»
«Черный маг»
«Копыто консультанта»
«Князь тьмы»
Смотрели нашумевший шедевр? Поняли что-то про бесконечность?
На пенной волне хайпа вспомню роман и всякое интересное вокруг него. В последний раз я перечитывал «МиМ» 14 лет назад – возраст мой дочери... дочитывал последнюю главу и ехал в роддом. Помню, уверенно понял, что роман в первую очередь о времени – о Хроносе, о бесконечности. А всё Библейское, вся сатира уже на втором и третьем плане… Но сейчас, хоть ты тресни – не помню, что я такого уловил «бесконечного», и, если снова перечитаю – оно не вернётся, вылезет что-то новое. Надо записывать.
Итак… любопытное:
— все мы знаем про аналогии между героями свиты Воланда и Библейскими персонажами, историческими, мифическими. Азазелло – падший ангел, демона пустыни Азазель. Коровьев – с большой долей вероятности симбиоз Фагота и Сансона Карраско, виновного в смерти Дон Кихота. Бегемот – демон чревоугодия, он же мастер обернуться котиком, собачкой или иной зверюшкой.
Про Воланада вообще молчу… но любопытно, что прообраз был и у Аннушки – соседка Михаила Афанасьевича по коммунальной квартире - Анна Павловна Горячева, которая, если появится – жди беды, склок, претензий.
— все мы знаем про последнюю внесённую правку Булгакова в рукопись – фраза: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?». Но я не знал, что на обложке этой тетради Михаил Афанасьевич вывел: «Дописать раньше, чем умереть». Умер он через 4 недели, а роман писал около 11 лет.
— наконец список названий романа куда больше того, о котором я слышал:
«Черный маг»
«Копыто инженера»
«Жонглер с копытом»
«Подкова иностранца»
«Сын Велиара»
«Гастроль Воланда»
«Великий канцлер»
«Сатана»
«Вот и я»
«Шляпа с пером»
«Черный богослов»
«Он явился»
«Пришествие»
«Черный маг»
«Копыто консультанта»
«Князь тьмы»
Смотрели нашумевший шедевр? Поняли что-то про бесконечность?
❤11🔥2
Выставка «Образы Испании»
(до 4 февраля 2024, то есть уже кончилась)
Попал на неё случайно - шли на Рериха, а билеты кончились. Будьте внимательны - билеты на выставки запросто кончаются прямо перед вашим носом, и администрация со всей вежливостью извещает, что начиная с этого момента дополнительные билеты будут поступать в кассу по 10 штук в полчаса… а очередь длиииииинннннная.
Пришлось искать альтернативу, спасла Испания. Тут крылся подвох - я шёл не подготовленный и ожидал увидеть работы испанцев, а идея выставки была в ином - в том, как Испанию видят из России… что нисколько не принижает экспозицию. Она небольшая, занимает один этаж, но в памяти держится - ряд работ так и стоит перед глазами.
Одна из картин запомнилась особенно - исполнена в технике… скотча - то есть непосредственно вылеплена цветным скотчем (девочка в синем платье). И главное, тут важен не этот новаторский подход, не дерзость в работе с подручными материалами - нет, непосредственно картина хороша. Издали привлекал, а уж «мазки» скотча я вблизи разглядел.
После заглянули на верхние этажи в основную экспозицию. Никогда я не впечатлялся Матиссом, а тут разглядел что-то…
А Вы разглядели?
(до 4 февраля 2024, то есть уже кончилась)
Попал на неё случайно - шли на Рериха, а билеты кончились. Будьте внимательны - билеты на выставки запросто кончаются прямо перед вашим носом, и администрация со всей вежливостью извещает, что начиная с этого момента дополнительные билеты будут поступать в кассу по 10 штук в полчаса… а очередь длиииииинннннная.
Пришлось искать альтернативу, спасла Испания. Тут крылся подвох - я шёл не подготовленный и ожидал увидеть работы испанцев, а идея выставки была в ином - в том, как Испанию видят из России… что нисколько не принижает экспозицию. Она небольшая, занимает один этаж, но в памяти держится - ряд работ так и стоит перед глазами.
Одна из картин запомнилась особенно - исполнена в технике… скотча - то есть непосредственно вылеплена цветным скотчем (девочка в синем платье). И главное, тут важен не этот новаторский подход, не дерзость в работе с подручными материалами - нет, непосредственно картина хороша. Издали привлекал, а уж «мазки» скотча я вблизи разглядел.
После заглянули на верхние этажи в основную экспозицию. Никогда я не впечатлялся Матиссом, а тут разглядел что-то…
А Вы разглядели?
👍13
Попал в рейтинг прозы от "Журнального зала" за 2023 год! Где-то там крутится счётчик. Не знаю, как он работает, но приятно. Раньше только месяц удавалось охватить.
Сам рейтинг по ссылке - https://magazines.gorky.media/library/itogovyj-rejting-zhurnalnogo-zala-za-2024-god-proza-pervaya-desyatka
Рассказ всё тот же "Под столом" ("Знамя", ноябрь) - https://magazines.gorky.media/znamia/2023/11/pod-stolom.html
Сам рейтинг по ссылке - https://magazines.gorky.media/library/itogovyj-rejting-zhurnalnogo-zala-za-2024-god-proza-pervaya-desyatka
Рассказ всё тот же "Под столом" ("Знамя", ноябрь) - https://magazines.gorky.media/znamia/2023/11/pod-stolom.html
👍9❤8🔥1
«Дворец» 2023
реж. Р. Полански
Кратко: швейцарский отель, празднование Нового года, 2000-го (даже знаменитое обращение Ельцина присутствует).
Забавная комедия. Не скажу, что тонкая, хотя это Полански умеет, чего стоит одна «Резня» (не поддавайтесь на провокацию в названии), но, в конце концов, он и не обязан… не одним артхаусом, так сказать.
Кино не без пошлости, увы - можно было бы и подчистить местами. Не без русских, с классической широтой души, которую хочется сузить (Петров, кстати, сыграл превосходно - роль небольшая, но фактурная). Не без старости, которая всеми силами совращает молодость, и успешно, и смотрится это с испанским стыдом в душе и всём теле.
Словом штампов хватает, но… рука мастера спасает дело. Даже удивительно, как из всего этого балагана удалось слепить не просто фильм, но праздничный, с духом веселья, с духом 90х - которые как раз провожают в прошлое герои фильма.
Ну, и Микки Рурк хорош. Выложился, роль яркая, есть где разгуляться.
Смотрели?
реж. Р. Полански
Кратко: швейцарский отель, празднование Нового года, 2000-го (даже знаменитое обращение Ельцина присутствует).
Забавная комедия. Не скажу, что тонкая, хотя это Полански умеет, чего стоит одна «Резня» (не поддавайтесь на провокацию в названии), но, в конце концов, он и не обязан… не одним артхаусом, так сказать.
Кино не без пошлости, увы - можно было бы и подчистить местами. Не без русских, с классической широтой души, которую хочется сузить (Петров, кстати, сыграл превосходно - роль небольшая, но фактурная). Не без старости, которая всеми силами совращает молодость, и успешно, и смотрится это с испанским стыдом в душе и всём теле.
Словом штампов хватает, но… рука мастера спасает дело. Даже удивительно, как из всего этого балагана удалось слепить не просто фильм, но праздничный, с духом веселья, с духом 90х - которые как раз провожают в прошлое герои фильма.
Ну, и Микки Рурк хорош. Выложился, роль яркая, есть где разгуляться.
Смотрели?
👍12🔥1