и этот небритый старик с ножом
уводящий в сарай козленка
и эти окурки свисающие с потолка вокзального туалета как летучие мыши
и спинки железных кроватей огораживающие картофельное поле
и астры растущие на клумбе из автомобильной покрышки
и скелет лягушки застрявшей в раструбе лейки
и истошные крики купальщиц вбегающих в ночную воду
и печальная рында каждый час провожающая уходящее время
Не бойся
это твоя родина
#Бурич
Последнее стихотворение поэта, 1992.
уводящий в сарай козленка
и эти окурки свисающие с потолка вокзального туалета как летучие мыши
и спинки железных кроватей огораживающие картофельное поле
и астры растущие на клумбе из автомобильной покрышки
и скелет лягушки застрявшей в раструбе лейки
и истошные крики купальщиц вбегающих в ночную воду
и печальная рында каждый час провожающая уходящее время
Не бойся
это твоя родина
#Бурич
Последнее стихотворение поэта, 1992.
Чистый сердцем
По канату слоник идёт —
Хобот кверху, топорщатся уши.
По канату слоник вперёд
Сквозь моря продвигается к суше.
Как такому тяжёлому Бог
Позволяет ходить по канату?
Тумбы три вместо маленьких ног,
А четвертая кажется пятой.
Вдруг в пучину сияющих вод,
Оступившись, скользнёт осторожный?
Продвигается слоник вперёд,
Продолжая свой путь невозможный.
Если так, то подрежем канат,
Обманув справедливого Бога.
Бог почил, и архангелы спят…
«Ах, мой слоник!..» — туда и дорога!
Всё на небе так сладостно спит,
А за слоника кто же осудит?!
Только сердце твердит и твердит,
Что второе пришествие будет.
#Одарченко
По канату слоник идёт —
Хобот кверху, топорщатся уши.
По канату слоник вперёд
Сквозь моря продвигается к суше.
Как такому тяжёлому Бог
Позволяет ходить по канату?
Тумбы три вместо маленьких ног,
А четвертая кажется пятой.
Вдруг в пучину сияющих вод,
Оступившись, скользнёт осторожный?
Продвигается слоник вперёд,
Продолжая свой путь невозможный.
Если так, то подрежем канат,
Обманув справедливого Бога.
Бог почил, и архангелы спят…
«Ах, мой слоник!..» — туда и дорога!
Всё на небе так сладостно спит,
А за слоника кто же осудит?!
Только сердце твердит и твердит,
Что второе пришествие будет.
#Одарченко
Stoff
Чистый сердцем По канату слоник идёт — Хобот кверху, топорщатся уши. По канату слоник вперёд Сквозь моря продвигается к суше. Как такому тяжёлому Бог Позволяет ходить по канату? Тумбы три вместо маленьких ног, А четвертая кажется пятой. Вдруг в пучину сияющих…
Два изгиба "поэтического сюжета" стихотворения, по мысли литературоведа В.Бетаки, размечают трехслойную структуру мира Одарченко. Под пластом нормированной благообразности (которую можно соотнести с классическим Сверх-Я Фрейда) находится слой капризных и жестоких влечений, подполье, но еще ниже - источник парадоксальной, противоречащей обоим слоям выше веры. Однако пространственная метафора слоев, предложенная Бетаки, обманчива: перед нами, скорее, иллюстрация к юнгианской модели психики, в которой самость, рождающая абсурдную веру, не погребена под индивидуальным бессознательным, а как бы просвечивает и через него, и через сознательное, выполняя подлинно структурную функцию.
#Entwurf
#Entwurf
"Идиотизм цивилизации предохраняет от самоубийства, - превращает естественную потребность человека оставаться человеком от первого и до последнего дня в простую пляску на кромке безумия. "Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии", - утверждение, которое имеет ценность только для философии, с ее вопросами и такими же ответами. Не о "проживании" жизни заботится обычный самоубийца, а о "возможном" ее абсолютном завершении, единственном и неизбежном, завершении, которое для философии представляет собой противоречие в определениях.
"Абсолютное завершение" - единственная возможность для самоубийства сохранять достойное лицо, - не затянувшаяся деструкция личности, не аутоагрессия, не абсолютное зло, а естественный процесс подведения итога; завершения дел, мыслей, забот, самой жизни.
"Абсолютное завершение" - потребность слишком человеческая. "Завершить жизнь" не значит исчезнуть, абсолютно уйти в небытие. Дать сбыться целому, т.е. создать его, пройти, вычерпать до дна вдохновение жизнью и только потому исчезать, что больше нечего добавить, досказать, дописать. Некуда и не к кому больше идти, все вычерпано до дна и отдано тем, кто начинает новую жизнь или продолжает свое неспешное дело на этой земле. Но для кого-то все дело сделано, - от первого крика при рождении, до последнего вздоха удовлетворения.
Философия - заложник материального тела рукописной культуры. Собственно, ее существование невозможно вне миллионов страниц текстов. Ей всегда есть что дописать, что добавить, что досказать. И сами "философствующие" растворены в бумажном пространстве текстов, а потому их смыслы и цели - белоснежные бумажные замки, инкрустированные черной сажей".
См. "Черный феномен свободного сознания"
#Роганов
#Entwurf
Самоубийство, по Роганову, - последний крик субъектности, возникающий тогда, когда всякое слово уже невозможно. Философия же - онанистическое занятие /бес/смертных, перебирающих слова; великая сплетница.
"Абсолютное завершение" - единственная возможность для самоубийства сохранять достойное лицо, - не затянувшаяся деструкция личности, не аутоагрессия, не абсолютное зло, а естественный процесс подведения итога; завершения дел, мыслей, забот, самой жизни.
"Абсолютное завершение" - потребность слишком человеческая. "Завершить жизнь" не значит исчезнуть, абсолютно уйти в небытие. Дать сбыться целому, т.е. создать его, пройти, вычерпать до дна вдохновение жизнью и только потому исчезать, что больше нечего добавить, досказать, дописать. Некуда и не к кому больше идти, все вычерпано до дна и отдано тем, кто начинает новую жизнь или продолжает свое неспешное дело на этой земле. Но для кого-то все дело сделано, - от первого крика при рождении, до последнего вздоха удовлетворения.
Философия - заложник материального тела рукописной культуры. Собственно, ее существование невозможно вне миллионов страниц текстов. Ей всегда есть что дописать, что добавить, что досказать. И сами "философствующие" растворены в бумажном пространстве текстов, а потому их смыслы и цели - белоснежные бумажные замки, инкрустированные черной сажей".
См. "Черный феномен свободного сознания"
#Роганов
#Entwurf
Самоубийство, по Роганову, - последний крик субъектности, возникающий тогда, когда всякое слово уже невозможно. Философия же - онанистическое занятие /бес/смертных, перебирающих слова; великая сплетница.
Stoff
"Идиотизм цивилизации предохраняет от самоубийства, - превращает естественную потребность человека оставаться человеком от первого и до последнего дня в простую пляску на кромке безумия. "Решить, стоит ли или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит…
"Человеческому сердцу не нужно счастье, ему нужно сияние. Если бы знали мои близкие, какое сияние наполняет сейчас душу мою, они бы блаженствовали, а не проливали слезы".
Эти слова Л.Каннегисер написал в одиночной камере Петроградской ЧК, ожидая своей казни за убийство председателя Петроградской ЧК М.Урицкого. По признанению самого Каннегисера, убийство было местью за смерть его друга, офицера В.Перельцвейга, расстрелянного ЧК по делу о контрреволюционном заговоре в Михайловском артиллерийском училище.
Ценность акта полной речи перевешивает страх смерти. Этот акт для Каннегисера изначально был самоубийственным - из-за нелепой попытки скрыться с места убийства на велосипеде это воспринимается еще отчетливее.
"… В этой жизни, где так трудно к чему-нибудь привязаться по-настоящему, на всю глубину, — есть одно, к чему стоит стремиться, — слияние с божеством. Оно не дается даром никому, — но в каких страданиях мечется душа, возжаждавшая Бога, и на какие только муки не способна она, чтобы утолить эту жажду. И теперь всё — за мною, всё — позади, тоска, гнет, скитанья, неустроенность. Господь, как нежданный подарок, послал мне силы на подвиг; подвиг свершен — и в душе моей сияет неугасимая божественная лампада. Большего я от жизни не хотел, к большему я не стремился. Все мои прежние земные привязанности и мимолетные радости кажутся мне ребячеством, — и даже настоящее горе моих близких, их отчаянье, их безутешное страдание — тонет для меня в сиянии божественного света, разлитого во мне и вокруг меня".
Вот и "абсолютное завершение". Вероятно, только ценой своей жизни можно переиграть меланхолию? Самоубийство, как известно, - "единственное, в чем можно преуспеть, не заплатив за это ценой неудачи".
#Entwurf
#Каннегисер
#Роганов
#Лакан
P.S. По иронии, М.Урицкий был как против расстрела офицера В.Перельцвейга, друга Л.Каннегисера, так и против расстрелов вообще.
Эти слова Л.Каннегисер написал в одиночной камере Петроградской ЧК, ожидая своей казни за убийство председателя Петроградской ЧК М.Урицкого. По признанению самого Каннегисера, убийство было местью за смерть его друга, офицера В.Перельцвейга, расстрелянного ЧК по делу о контрреволюционном заговоре в Михайловском артиллерийском училище.
Ценность акта полной речи перевешивает страх смерти. Этот акт для Каннегисера изначально был самоубийственным - из-за нелепой попытки скрыться с места убийства на велосипеде это воспринимается еще отчетливее.
"… В этой жизни, где так трудно к чему-нибудь привязаться по-настоящему, на всю глубину, — есть одно, к чему стоит стремиться, — слияние с божеством. Оно не дается даром никому, — но в каких страданиях мечется душа, возжаждавшая Бога, и на какие только муки не способна она, чтобы утолить эту жажду. И теперь всё — за мною, всё — позади, тоска, гнет, скитанья, неустроенность. Господь, как нежданный подарок, послал мне силы на подвиг; подвиг свершен — и в душе моей сияет неугасимая божественная лампада. Большего я от жизни не хотел, к большему я не стремился. Все мои прежние земные привязанности и мимолетные радости кажутся мне ребячеством, — и даже настоящее горе моих близких, их отчаянье, их безутешное страдание — тонет для меня в сиянии божественного света, разлитого во мне и вокруг меня".
Вот и "абсолютное завершение". Вероятно, только ценой своей жизни можно переиграть меланхолию? Самоубийство, как известно, - "единственное, в чем можно преуспеть, не заплатив за это ценой неудачи".
#Entwurf
#Каннегисер
#Роганов
#Лакан
P.S. По иронии, М.Урицкий был как против расстрела офицера В.Перельцвейга, друга Л.Каннегисера, так и против расстрелов вообще.
В младенчестве меня украли цыгане
На мясо
В семь лет предложил
к деревянным щитам приделать карманы
чтобы носить в них камни
и войско соседней улицы
было разбито
В одиннадцать лет
скрываясь от мертвого часа в окопе
на берегу водоема
был сражен
впервые увидев женское тело
об остальном вам станет известно
из выходных данных
моей невышедшей книги
#Бурич
На мясо
В семь лет предложил
к деревянным щитам приделать карманы
чтобы носить в них камни
и войско соседней улицы
было разбито
В одиннадцать лет
скрываясь от мертвого часа в окопе
на берегу водоема
был сражен
впервые увидев женское тело
об остальном вам станет известно
из выходных данных
моей невышедшей книги
#Бурич
"О каком-то человеке мы даже говорим: он ясен для нас. Но для этого наблюдения важно то, что человек может быть для другого полной загадкой. Мы сталкиваемся с этим, прибывая в незнакомую страну с совершенно чуждыми нам традициями, даже если владеем языком этой страны. Мы не понимаем людей. (И не потому, что не знаем, о чем они говорят про себя.) Нам не удается найти в них себя… Умей лев говорить, мы не могли бы его понять".
См. "Философские исследования"
#Витгенштейн
Психоаналитическое учение фиксирует, что Другой - всегда в некоторой степени тот самый лев Витгенштейна. Полномое понимание чужой речи невозможно, так как она основана на недоступной радикально иной практике.
См. "Философские исследования"
#Витгенштейн
Психоаналитическое учение фиксирует, что Другой - всегда в некоторой степени тот самый лев Витгенштейна. Полномое понимание чужой речи невозможно, так как она основана на недоступной радикально иной практике.
Бадью об отношении Лакана к "Государству" Платона: "Лакан не слишком любил "Государство". Он говорил, что это напоминает хорошо отлаженное выращивание скота. Но, тем не менее, он не делает из этого вывод, что Платон девиантен или тоталитарен... нет! Он заключает из этого, что от начала и до конца этого диалога Платон потешается над нами. Иными словами, абсолютно невообразимо, что такой хороший парень как Платон, – а для него Платон - это не кто попало, – мог верить во что-то столь жуткое и печальное. Таким образом, он считает, что "Государство" - это вычурно ироничный диалог. Это интересная гипотеза в силу того, что эта огромная конструкция, где всякая вещь была бы загадочным образом поставлена на свое место, в действительности была бы иронической демонстрацией того, что политика - это дыра. Лучшее доказательство, которое этому даёт Платон, таким образом прочитанный Лаканом, заключается в том, что, если вы хотите заткнуть дыру, вы тотчас же получите печальную фигуру выращивания скота. Это чистой воды ирония! Это не мешает Лакану [...] утверждать, что, так или иначе, именно этим озадачены философы: заткнуть дыру политики".
#Бадью
#Лакан
#Бадью
#Лакан
Ответ Лакана на третий вопрос Канта - "На что я могу надеяться?"
"Итак, Вы, как и всякий другой, которому я адресую «вы», - именно этому «вы» я и даю свой ответ: надейтесь на что вам будет угодно.
Знайте лишь, что я не раз был свидетелем, как надежда - то, что называют «светлое будущее», - доводила людей, которых я уважал не меньше, чем уважаю Вас, просто-напросто до самоубийства.
Почему бы и нет? Самоубийство - это единственное, в чем можно преуспеть, не заплатив за это ценой неудачи. Если никто об этом не знает, то лишь оттого, что с самого начала положил для себя, что ничего знать не хочет.
Чтобы вопрос Канта получил смысл, я бы придал ему несколько иную форму: откуда вы надеетесь? То есть вы хотели бы знать, что может аналитический дискурс обещать вам, потому что для меня это дело решенное.
Разумеется, психоанализ дал бы вам некоторую надежду пролить свет на бессознательное, субъектом которого вы являетесь. Но каждому известно, что я никого на это не поощряю - никого, чье желание еще не определилось"
См. "Телевидение"
#Лакан
#Кант
"Итак, Вы, как и всякий другой, которому я адресую «вы», - именно этому «вы» я и даю свой ответ: надейтесь на что вам будет угодно.
Знайте лишь, что я не раз был свидетелем, как надежда - то, что называют «светлое будущее», - доводила людей, которых я уважал не меньше, чем уважаю Вас, просто-напросто до самоубийства.
Почему бы и нет? Самоубийство - это единственное, в чем можно преуспеть, не заплатив за это ценой неудачи. Если никто об этом не знает, то лишь оттого, что с самого начала положил для себя, что ничего знать не хочет.
Чтобы вопрос Канта получил смысл, я бы придал ему несколько иную форму: откуда вы надеетесь? То есть вы хотели бы знать, что может аналитический дискурс обещать вам, потому что для меня это дело решенное.
Разумеется, психоанализ дал бы вам некоторую надежду пролить свет на бессознательное, субъектом которого вы являетесь. Но каждому известно, что я никого на это не поощряю - никого, чье желание еще не определилось"
См. "Телевидение"
#Лакан
#Кант
О системе спецхрана и ИНИОНе глазами В.Бибихина. Впрочем, в этом фрагменте больше именно об самих этих глазах:
"Чего другого можно было ждать. В школе вы до выпускного класса слышали имена гениальных мыслителей Маркса, Энгельса, соответственно Фейербаха и Дюринга, а последним словом упадочной западной мысли вам называли экзистенциализм, проповедь приятной жизни и чувственных удовольствий. Ободренные отличным окончанием школы, вы плотно готовились летом к поступлению всё же на философский, только на философский факультет МГУ, готовили отечественную историю по толстой Нечкиной, классиков по полным изданиям, пропитывались таинственной тишиной Ленинки, выучивали стенографию, чтобы в сентябре не пропустить ни слова профессоров. Вы входили затаив дыхание для экзаменов в святыню факультетского здания, которому только чуда и тайны прибавляли покосившиеся ступени порога, гнущиеся доски фойе и сырой коридор. Горько было, что как раз на самом простом для вас экзамене, сочинении, вы получали единственную четверку — нельзя было видеть за что, — и не находили себя в списке принятых. Только несколько лет спустя вы узнавали от отца, что ваш классный руководитель, учитель истории, нашел незрелыми ваши дерзкие заметки в затеянной вами классной стенной газете «Вверх дном» и написал соответствующую выпускную характеристику. — Оставалась загадочная Москва, завороженная деловая тишина большой комнаты на втором этаже в начале Кузнецкого моста, редакции журнала «Театр», принятие вашей рукописи в газете «Советская культура» («Хотите знать, чем живет сегодняшняя школа? Читайте роман Галины Николаевой...»). Только опять вдруг необъяснимым холодом веяло от редактора, когда в длинной беседе с ним на неожиданный вопрос, как вы относитесь к нашему капиталистическому окружению, вы отвечали, что с соседями надо искать общения.
Так получалось, что когда ваш ровесник в Германии готовил докторскую диссертацию по философии, вы возвращались домой после трех лет в армии уже без мыслей о философском факультете, с идеалом народной простоты и физического труда. Нужны были годы, чтобы высшее образование снова начало манить вас, только уже не философия, а иностранные языки. После переводческого факультета, поскольку вы умолили отдел кадров поменять вам распределение с группы просмотра западной прессы в Главлите на преподавание в МИМО, поскольку вам предложили уйти из МИМО по собственному желанию, поскольку вы потом разошлись в методике преподавания с Ахмановой и вынуждены были расстаться также и с историческим факультетом МГУ, то приходилось быть безработным под угрозой уличения в тунеядстве. Совершенным чудом попав в рай сектора информации Института философии, вы находили имя вашего немецкого сверстника в библиографии, откуда могли теперь выбрать его для перевода и реферата. Не в том беда, что он тем временем, спокойно и системаически работая, успел далеко уйти вперед. Хуже было то, что вы следили теперь за ним из ниоткуда, из темноты. То, что он делал на свету, изложенное вами, шло в далекие кабинеты и в закрытые отделы библиотек. То, чем вы занимались, было не философией, а только информированием, и академик Ойзерман возмущался на дирекции, что переводческому сектору хотя и можно доверить перевод Вернера Гейзенберга, но ведь нельзя же доверять сам выбор переводимых глав".
См. "Для служебного пользования"
#Бибихин
#Entwurf
В будущем, вероятно, мы еще увидим работы, посвященные исследованию комплексного влияния института спецхрана на формирование отечественной философской мысли. Прошло три десятителия, но отметины, оставленные на ее теле ИНИОНом, отчетливо видны до сих пор.
"Чего другого можно было ждать. В школе вы до выпускного класса слышали имена гениальных мыслителей Маркса, Энгельса, соответственно Фейербаха и Дюринга, а последним словом упадочной западной мысли вам называли экзистенциализм, проповедь приятной жизни и чувственных удовольствий. Ободренные отличным окончанием школы, вы плотно готовились летом к поступлению всё же на философский, только на философский факультет МГУ, готовили отечественную историю по толстой Нечкиной, классиков по полным изданиям, пропитывались таинственной тишиной Ленинки, выучивали стенографию, чтобы в сентябре не пропустить ни слова профессоров. Вы входили затаив дыхание для экзаменов в святыню факультетского здания, которому только чуда и тайны прибавляли покосившиеся ступени порога, гнущиеся доски фойе и сырой коридор. Горько было, что как раз на самом простом для вас экзамене, сочинении, вы получали единственную четверку — нельзя было видеть за что, — и не находили себя в списке принятых. Только несколько лет спустя вы узнавали от отца, что ваш классный руководитель, учитель истории, нашел незрелыми ваши дерзкие заметки в затеянной вами классной стенной газете «Вверх дном» и написал соответствующую выпускную характеристику. — Оставалась загадочная Москва, завороженная деловая тишина большой комнаты на втором этаже в начале Кузнецкого моста, редакции журнала «Театр», принятие вашей рукописи в газете «Советская культура» («Хотите знать, чем живет сегодняшняя школа? Читайте роман Галины Николаевой...»). Только опять вдруг необъяснимым холодом веяло от редактора, когда в длинной беседе с ним на неожиданный вопрос, как вы относитесь к нашему капиталистическому окружению, вы отвечали, что с соседями надо искать общения.
Так получалось, что когда ваш ровесник в Германии готовил докторскую диссертацию по философии, вы возвращались домой после трех лет в армии уже без мыслей о философском факультете, с идеалом народной простоты и физического труда. Нужны были годы, чтобы высшее образование снова начало манить вас, только уже не философия, а иностранные языки. После переводческого факультета, поскольку вы умолили отдел кадров поменять вам распределение с группы просмотра западной прессы в Главлите на преподавание в МИМО, поскольку вам предложили уйти из МИМО по собственному желанию, поскольку вы потом разошлись в методике преподавания с Ахмановой и вынуждены были расстаться также и с историческим факультетом МГУ, то приходилось быть безработным под угрозой уличения в тунеядстве. Совершенным чудом попав в рай сектора информации Института философии, вы находили имя вашего немецкого сверстника в библиографии, откуда могли теперь выбрать его для перевода и реферата. Не в том беда, что он тем временем, спокойно и системаически работая, успел далеко уйти вперед. Хуже было то, что вы следили теперь за ним из ниоткуда, из темноты. То, что он делал на свету, изложенное вами, шло в далекие кабинеты и в закрытые отделы библиотек. То, чем вы занимались, было не философией, а только информированием, и академик Ойзерман возмущался на дирекции, что переводческому сектору хотя и можно доверить перевод Вернера Гейзенберга, но ведь нельзя же доверять сам выбор переводимых глав".
См. "Для служебного пользования"
#Бибихин
#Entwurf
В будущем, вероятно, мы еще увидим работы, посвященные исследованию комплексного влияния института спецхрана на формирование отечественной философской мысли. Прошло три десятителия, но отметины, оставленные на ее теле ИНИОНом, отчетливо видны до сих пор.