Платон Караваев – Telegram
Платон Караваев
1.28K subscribers
2.25K photos
136 videos
2 files
635 links
Канал о доброй Руси, о ее прошлом, настоящем и будущем, в помин о наших честных предках, об их богомудром обиходе и доброделании.

https://dzen.ru/rus_strannik
https://dzen.ru/platon_karavaev
Download Telegram
Почему русские люди в праздник Казанского образа Пресвятой Богородицы отмечают День народного единства

Перед освобождением Москвы от поляков в 1612 году жители Казани передали список Казанской иконы в поход князю Димитрию Пожарскому. С образом Пресвятой Богородицы и под Её покровительством русским ополченцам удалось очистить Родину от иноземцев и подавить смуту. В знак благодарности они совершили крестный ход с Чудотворным ликом Богоматери вокруг освобожденного Кремля.

В честь победы над поляками и литовцами москвичи возвели на Красной площади Казанский собор, куда поместили список Казанской иконы. А день основного сражения с захватчиками - 22 октября (4 ноября по новому стилю) - с тех пор стал днём празднования Казанского образа Божией Матери.

Молитва:

Цари‌це моя‌ Преблага‌я, Наде‌ждо моя‌, Богоро‌дице, Прия‌телище си‌рых и стра‌нных Предста‌тельнице, скорбя‌щих Ра‌досте, оби‌димых Покрови‌тельнице!
Зри‌ши мою‌ беду‌, зри‌ши мою‌ скорбь; помози‌ ми, я‌ко не‌мощну, окорми‌ мя, я‌ко стра‌нна! Оби‌ду мою‌ ве‌си, разреши‌ ту, я‌ко во‌лиши: яко не и‌мам ины‌я по‌мощи, ра‌зве Тебе‌, ни ины‌я Предста‌тельницы, ни благи‌я Уте‌шительницы, то‌кмо Тебе‌, о Богома‌ти! Я‌ко да сохрани‌ши мя и покры‌еши во ве‌ки веко‌в. Ами‌нь


На Руси этот осенний день называли Назимняя Казанская. Рабочий и крестьянский люд заканчивал все свои строительные работы. В сию сытую послеурожайную пору трудяги возвращались домой с летних отхожих промыслов. Прежде чем гулять на честно заработанную копейку, православный люд непременно заказывал на Казанскую благодарственные молебны за добрый исход трудов: «С Богом начал, с Богом и конец верши!»

А уж потом на радостях честной народ-пахарь шёл гулять-веселиться, скинув с плеч тяжесть труда подневольного.

С Праздником, братья и сестры!

Русский странник
Платон Караваев
42
История монумента героям, погибшим за Православную Веру на Балканах

1 августа 1876 года под сербским местечком Горни-Адровац геройски погиб доблестный русский офицер, полковник Николай Николаевич Раевский. Он добровольцем ушел на войну за освобождение братьев по Вере от османского ига на Балканах. После себя оставил завещание: "Если я погибну, то сердце мое оставьте в Сербии, а тело похороните в России." Спустя два года Лев Толстой увековечил Раевского в образе Алексея Вронского в романе "Анна Каренина".

За девять месяцев до начала Русско-турецкой войны 1877-1878 годов таких добровольцев, как полковник Раевский, на Балканы отправилось защищать братьев по Вере
около 8 тысяч человек. Больше половины этих лучших сынов Отечества, с той священной войны не вернулось.

В апреле 1877-го Российская Империя в очередной раз вступила в эту войну официально. В итоге благодаря нашим предкам удалось освободить от турок значительную часть территории Балканского полуострова, восстановить Болгарское государство и обеспечить полную независимость Румынии, Сербии, Черногории. Цена - около 30 000 жизней русских бойцов, не считая добровольцев 1876 года.

Через восемь лет, в октябре 1886-го, на площади перед Свято-Троицким Измайловским собором в Санкт-Петербурге - полкового храма лейб-гвардии Измайловского полка - установлен монумент в честь победы в Русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Памятник, возведенный по проекту академика архитектуры Давида Ивановича Гримма, представлял из себя 28-метровую чугунную колонну, изготовленную из 104 трофейных турецких пушек и бронзовой статуи богини Славы на вершине. Пьедестал памятника имел высоту около 6½ метров, со всех четырех сторон которого были вделаны бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших в ней участие.

Монумент в память всех, кто защищал Правду Божию на Балканах, простоял до 1929 года, пока большевики не начали его демонтировать по причине "отсутствия художественной и исторической ценности". А потом они ее позорно продали немцам в качестве металлолома.

Еще один яркий пример, как большевики боролись с историей Российской Империи и ее великими победами.

Только после развала Советского Союза начались мероприятия по восстановлению колонны. Памятник был открыт в октябре 2005 года. Правда, сегодня колонна всего лишь отлита из бронзы, а не сооружена из трофейных турецких пушек.

Русский странник
Платон Караваев
1👍18🙏109👎1
Сегодня день рождения великого русского писателя Дмитрия Балашова (1927-2000).

Дмитрий Балашов (Эдвард Михайлович Гипси) родился в Ленинграде в семье поэта и театрала. Во время Великой Отечественной войны отец его тушил зажигалки на крыше театра. В 1942 г. мать увезла в эвакуацию, отец погиб. Мать после войны вторично вышла замуж.

Балашов окончил театральное училище и аспирантуру в Пушкинском доме. Уехал жить в деревню Чеболакша. После того, как его дом там сгорел, переехал в Великий Новгород, где и прожил большую часть жизни.

Писать романы начал ещё в советские годы в издательстве "Молодая гвардия". Одно из самых известных ранних произведений - "Господин Великий Новгород", по которому поставлен фильм, и сам писатель в нем снимался.

Главные труды Балашова - романы на тему истории русского средневековья. Это в первую очередь цикл "Государи Московские".

Будучи христианином, Балашов погружал себя молитвенно в эпоху Древней Руси и писал романы.

Русский странник
Платон Караваев
24🙏9
Иван Великий, Государь всея Руси

7 ноября Русский Мир празднует день освобождения от ордынского ига

В этот день, 7 ноября 1480 года, Великий князь Московский Иоанн III, принародно разорвал в клочья грамоту, в которой хан назывался русским царем, и провозгласил себя Государем всея Руси.

Это стало реально возможным после недавней победы над войском хана Ахмата в знаменитой битве на реке Угре. Предводитель орды бежал в Сарай, где вскоре был убит.

Не случайно Ивана Третьего, который правил Русской, землей с 1462 по 1505 годы, называют "Великим". Именно он заложил глубокий фундамент единого и неделимого Русского государства и именно он заслуживает право носить звание первого русского царя. 

Освободив Русь от Ордынского ига, Иван III добился ее суверенитета и независимости. За годы его правления к Москве присоединилось большинство ранее раздробленных княжеств, и территория Руси увеличилась в несколько раз. Отсюда и его титул - «Государь всея Руси». До этого, когда русские княжества подчинялись Золотой Орде, в дипломатической переписке титул царя имел только ордынский хан.

При Иване III стало использоваться и слово самодержец, Русь стали официально называть Россией и появился нынешний герб с изображением двуглавого орла. При Иване III начала формироваться единая духовно-политическая концепция «Москва-Третий Рим». Россия становится новым оплотом православного христианства, наследницей Византийской империи, а Царь – защитником Православной Веры. По распоряжению Ивана III были построены нынешний Московский Кремль и Успенский собор (главный кафедральный собор страны).

Иван III заложил политические, юридические, экономические и административные основы централизованной России. В обиход был принят Судебник – свод законов, который распространялся на все русские земли и устанавливал единые юридические нормы для всех групп населения.

Иван III провёл административную реформу, учредившую административно-территориальную структуру единой страны и систему власти на местах. Он создал всероссийскую систему приказов (прообразов современных министерств), которая впоследствии усовершенствовалась Иваном Грозным и просуществовала до введения Петром I коллегий. Введена всероссийская монетная система.

При Иване III Русь расширила дипломатические отношения с Венецией, Священной Римской империей (центром империи была Германия, но входили туда и другие европейские страны), Данией, установила связи с Османской империей, вступила в союз с Крымским ханством.

Брак Ивана Васильевича с Софьей Палеолог, племянницей византийского императора, заключённый в 1472 году, укрепил международный авторитет России. В 1489 году посол Священной Римской империи от лица императора предложил Ивану III титул короля – следовательно, в Европе впервые признали возникновение независимого Российского государства.

Подробно на эту тему здесь.

Русский странник
Платон Караваев
1🔥17👍147💯3
«Пого­да су­ро­вая, дождь, ве­тер и хо­лод, так что и к шу­бе, и к топливу на­до при­бег­нуть. Но ведь не всег­да бла­гот­вор­ность воз­ду­ха и яс­ная погода по­лез­ны, за­во­дят­ся в растениях чер­ви и дру­гие насекомые, вре­дя­щие бла­гим плодам. Так бы­ва­ет и в на­шем духовном уст­ро­е­нии: посещение бла­го­да­ти, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей ес­ли продолжительно и пос­то­ян­но с на­ми пре­бы­ва­ют,– то опас­но, что мо­жем прий­ти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем ис­кус­ны в бо­ре­нии страстей, и удалимся от скорбного пу­ти. А потому Бог искушает нас противными, к познанию на­шей немощи, к терпению и сми­ре­нию.»

Преподобный Макарий Оптинский
23🙏10
9 ноября Святая Русь чтит память преподобного  Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (+ ок. 1114 г.).

Преподобный Нестор Летописец родился в 1050-х годах в Киеве. С юношества он был в послушании у преподобного игумена Феодосия Печерского, одного из основателей Киево-Печерского монастыря.

Став монахом, преподобный Нестор отличался высотой духовной жизни. В обители он нес послушание летописца, поэтому за ним закрепилось это прозвище.

В 1080-х годах он написал «Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением их мощей в Вышгород в 1072 году. В то же время он составил и житие преподобного Феодосия Печерского.

А главным трудом преподобного Нестора стала «Повесть временных лет» – первая русская летопись, составленная им к 1112-1113 годам.

Преставился святой летописец около 1114 года, завещав киево-печерским инокам-летописцам продолжить свой великий труд.

Дело преподобного Нестора продолжили игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, и игумен  Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших ПВЛ («Лаврентьевскую летопись»).

Кроме того, наследником агиографической (житийной) традиции святого Нестора считается святитель 
Симон, епископ Владимирский, спасший «Киево-Печерский Патерик».

Преподобный Нестор похоронен в Ближних пещерах преподобного  Антония Печерского  Киево-Печерской лавры.

Преподобный отче наш Несторе, моли Бога о нас!

Русский странник
Платон Караваев
🙏243
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Эхо Великой войны

В нашем старом фильме "Пацаны" имеется замечательная сцена. Трудные подростки в летнем лагере взбунтовались и перевернули все вверх дном. Приехавший ночью воспитатель Паша, увидев погром, первое, что сделал - бережно собрал разбросанные повсюду куски хлеба.

А потом, когда отчитывал парней, произнес такую фразу: "А вы знаете, что такое хлеб? Вы его сеяли?! Вы цену ему знаете?!"

Сейчас большинство современных подростков вряд ли поймут такую "предъяву". А тогда подобными замечаниями действительно могли пристыдить даже самых отпетых разгильдяев.

Фильм вышел на экране в 1983 году, в эпоху дефицита и очередей, но это время голодным точно не назовешь. Зато живы были свидетели Великой Отечественной, ветераны, блокадники, рабочие тыла, которые знали о голоде все, и понимали, что значит "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам".

У них была привычка затариваться продуктами впрок, а после еды они бережно собирали в ладонь хлебные крошки со стола. Выбросить засохшую корку для них считалось тяжким грехом. И рядом с ними росли самые трудные подростки 1980-х, которые тоже хорошо знали цену пайки хлеба от своих дедушек и бабушек. Такое было эхо Великой войны.

А фильм "Пацаны" рекомендую к просмотру всем современным подросткам. И помяните в заупокойных молитвах раба Божия Валерия, гениального актера, который роль воспитателя Паши не сыграл, а прожил. И это понятно по короткому фрагменту из фильма. (См. видео.)

Русский странник
Платон Караваев
🙏25🔥1
Копия циркуляра министра внутренних дел П.А. Столыпина о недопустимости насилия над заключёнными. 17 мая 1908 г.

Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102. Оп. 260. Д. 145. Л. 139.

Русский странник
Платон Караваев
11👍10😁1🙏1
Был сегодня на открытии выставки «Традиционная Россия» в Государственной думе.

Выставка ярко показала (хотя бы даже просто статистикой), что Россия — моноэтнична при значительных этнических меньшинствах.

В силу привычки (которую надо постепенно изживать) не акцентировать в светских учреждениях религиозную составляющую (ох уж это следование западному секуляризму пополам с наследием ленинского безбожия) в экспонатах не было отражено значение Православия для народа России, для русского народа. Но какой может быть русский этнос без Православия?

Краткие впечатления от самой выставки: красочно, по-доброму показано — насколько это возможно для небольшого пространства — цветущее многообразие локальных бытовых традиций русского народа (именно русского народа, этноса, а не «россиянского русского») в разных местах его проживания. По всей выставке: оригинальные и реконструированные русские костюмы разных территорий. Чуть меньше показан — впрочем даже избыточно, если соотносить пропорционально с численностью этих народностей в России, — быт и других этносов. Не понравился, признаюсь, стенд, посвящённый центральной России — совершенно лубочный.

Отошлю также к впечатлениям Кирилла Кабанова: https://news.1rj.ru/str/kabanovkv/6307

Впрочем, для меня участие в мероприятии было в первую очередь поводом сказать в стенах Государственной думы о следующем.

Народности России объединены, в первую очередь, русским народом, который создал наше Отечество, русской цивилизацией, которая является основой нашего Отечества. На протяжении многих веков к русскому народу присоединялись другие народности, пожелавшие пойти с ним одним историческим путем, принявшие от него основы его цивилизации, основы его уклада. Таким вот образом и родилось наше цветущее многообразие, основой которого является Русское Православие — стержень нашего Отечества.

Полностью мою реплику поймал и расшифровал Роман Антоновский, можно посмотреть у него: https://news.1rj.ru/str/SonOfMonarchy/34773
517🔥7👎1
Русский исход

К осени 1920-го красная армия и махновцы стремительно продвигались вглубь Крыма. Многим из тех, кто спасался на полуострове от наступавших большевиков, пришлось решать для себя, остаются ли они в России или уплывают в чужие края вместе с остатками Русской армией Врангеля. В итоге в ноябре-декабре 1920-го покинуть Россию решили, по официальным данным, около 150 тысяч человек на 126 судах. А, возможно, и больше. 

По разным подсчетам, всего после большевистского переворота Россию покинуло от 2 до 3 миллионов человек. Кого-то вышвырнули насильно, кто-то уехал по своей воле, спасаясь от репрессий со стороны новой власти. Это было насильственное расчленение русского народа, потому что «за бортом» оказался целый срез общества – люди самых разных идеологий, взглядов и сословий.

Показательно, что в те времена из их среды не вышло ни одного криминального сообщества. А многотысячная армия боевых офицеров и солдат, обстрелянная на полях сражений Первой мировой и Гражданской войн, в 1920–1930-х могла бы создать на Западе серьезную конкуренцию самым влиятельным национальным мафиям. Но у изгнанников первой волны оказался самый низкий процент преступности среди остальных диаспор, чего не скажешь о так называемых «новых русских», хлынувших «за кордон» в лихих 1990-х.

При этом подавляющее большинство русских изгнанников, оторванных от Родины, не имели средств к существованию, и им приходилось начинать жизнь с нуля. Представители самых разных слоев населения, включая дворянскую элиту, выживали, зарабатывая на хлеб у заводского станка, за рулем такси, грузчиками, посыльными, разнорабочими, дворниками, уборщиками. Кто-то вербовался добытчиками на рудники в южноафриканской Родезии, другие отправлялись на сельскохозяйственные работы в Южную Америку.

В изгнании оказалась значительная часть российской интеллектуальной элиты, цвет нашей интеллигенции: больше половины философов, литераторов, художников, композиторов и актеров, проживавших в те времена в России. В результате вместо «крестных отцов» мафии Русское Зарубежье подарило миру четырех Нобелевских лауреатов: Ивана Бунина – за достижения в области литературы, Илью Пригожина – в химии, Семена Кузнеца и Василия Леонтьева – в экономике.

В мировой науке прогремели и другие имена наших выдающихся ученых-новаторов. Среди них изобретатель вертолета Игорь Сикорский, создатель современного телевидения Владимир Зворыкин, экономисты Александр Билимович и Сергей Маслов, физик-механик Степан Тимошенко, судостроитель Владимир Юркевич, инженер-строитель Константин Белоусов, изобретатель видеомагнитофона Александр Понятов и многие другие гении мысли.

В изгнании оказались всемирно известные певец Федор Шаляпин, композиторы Сергей Рахманинов и Игорь Стравинский, художники Илья Репин и упомянутый выше Константин Коровин, актеры Михаил Чехов и Иван Мозжухин, мастера балета Анна Павлова, Елизавета Суворова и Вацлав Нижинский, театральные деятели Сергей Дягилев, Василий Воскресенский и Сергей Волконский, философы Иван Ильин, Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Николай Лосский, Лев Шестов, Лев Карсавин, Иван Солоневич.

За пределами Родины рассеялась целая плеяда русских литераторов: кроме упомянутых Бунина, Шмелева, Тэффи, Газданова, Ходасевича, Иванова, это Владимир Набоков, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Александр Куприн, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский и множество других выдающихся прозаиков, поэтов и публицистов. Трудно переоценить, какой вклад русская эмиграция первой волны внесла в мировую науку и культуру.

И всё же, несмотря на то, что большевики вместе с Родиной украли у этих людей всё, одного – самого главного – они отнять не смогли – веры в Бога, потому что «Царствие Божие внутри нас есть».

Там, где селились русские изгнанники, в первую очередь обустраивалась домовая церковь, потом возводился храм, так что, наряду с научной и культурной миссией, они несли по миру проповедь русского Православия.

Полностью здесь:
https://pravoslavie.ru/126660.html

Русский странник
Платон Караваев
🙏379👍2😭2😁1🫡1
14 (1 по старому стилю) ноября 1818 года родился Михаил Никифорович Катков, русский консервативный публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости», основоположник русской политической журналистики.

Его называли "апостолом национальной русской политики" и "телохранителем единства России". И он действительно был одним из великих патриотов-консерваторов, охранителей русской государственности, культуры и образованности.

М.Н. Катков:

"Государство — это я; даже больше — это лучшая часть каждого из нас! Государство — это то, что не принадлежит во мне одному мне как эгоистическому существу, а есть опора и возможность жизни для других".

Его мысли актуально звучат и в наше время:

"Русский народ не есть масса пьяных мужиков, как разумеет его иной петербургский сановник-консерватор или таковой же либерал. Он представляет собой великую, сверху до низу исторически организованную силу. Опираться на русский народ не значит опираться только на его темные массы, а на всю совокупность его организации, на все его сословия, поскольку каждое из них остается верным историческому духу своего народа и подчиняет свой интерес государственной пользе.

Но нельзя сказать, чтоб интеллигенция, носящаяся над Россией и имеющая свое средоточие в Петербурге, откуда она и распространяет повсюду свое действие, нельзя сказать, чтоб эта интеллигенция была русским народным разумом, чтоб она была органом русского патриотического духа, чтоб она в своих мнениях и действиях управлялась русскими историческими началами...

В Петербурге, как и везде, живут люди разного образа мыслей, и есть, без сомнения, много таких, которые столь же сильно, как и мы, чувствуют зло и пагубу этой беспочвенной и пустой интеллигенции, которая, гнездясь в административном центре, приобретает там силу и становится властью".

"Наша интеллигенция выбивается из сил, желая показать себя как можно менее русскою, полагая, что в этом-то и состоит европеизм. Но европейская интеллигенция так не мыслит. Наше варварство в нашей иностранной интеллигенции. Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках".

"Множество разнообразных племен, населяющих наше Отечество, должны вполне, умственно и нравственно, подчиниться русской народности, как подчинены они Российскому государству".


Русский странник
Платон Караваев
👍232
Храм за стенкой

В одном далёком скиту небольшая уютная церковь совмещена с монашескими кельями.

Можете себе представить: храм и дом разделяет дверь - это одно пространство под общей крышей.

Когда алтарь находится буквально за стенкой, и в храм можешь ходить в тапочках, высокое сакральное становится неотъемлемой частью повседневного быта. Удивительное ощущение для мирянина.)

Русский странник
Платон Караваев
🙏269
В любое время, в любую погоду побег из каменных джунглей к святым корням в Русь, где земля ближе и неба больше, - как глоток живой воды и свежего воздуха. Слава Богу за все!

Русский странник
Платон Караваев
1🙏229👍2