Product Marketing FAQ | Наташа Козлова – Telegram
Product Marketing FAQ | Наташа Козлова
2.95K subscribers
335 photos
5 videos
8 files
184 links
Об этичном маркетинге от Head of PMM Авиасейлс (ex-Okko, ФК Зенит, Carlsberg, Red Bull)
Делюсь опытом, лайфхаками, вакансиями, кейсами, рецензиями на статьи/книги/курсы/конференции, своими ценностями, путешествиями и любовью к жизни.
📲 @sergeychik_n
Download Telegram
#кейсклуб

Приглашаю на встречи нашего Кейс Клуба 🔥

Кейс клуб это практические воркшопы, на которых в течение 2х часов мы решаем задачи реальных компаний по заданной теме. До встречи участники получают доступ к теоретическим материалам. А на самой встрече в командах по 3-4 человека выполняют задания кейса, чтобы закрепить навыки на практике. При этом ведущие (опытные наставники) подсказывают и направляют, делятся опытом и лайфхаками. После встречи у участников остаются шаблоны, инструкции и фреймворки.

В ближайший месяц еще остались места на эти воркшопы:
🗓️ 21 мая - User Аcquisition
🗓️ 22 мая - Unit Экономика
🗓️ 28 мая - Воронка AAARRR
🗓️ 3 июня - Аналитика
🗓️ 9 июня - Engagement&Habit Loops🆕
🗓️ 11 июня - Исследования
🗓️ 16 июня - Ценообразование

Начало всех встреч в 19.00 МСК

Кейсы дополняют друг друга, но каждый имеет самостоятельную ценность, поэтому в зависимости от задачи, можно посетить все или выбрать отдельно самые актуальные для вас темы

❗️Обучение можно оплатить за счет работодателя, с предоставлением всех документов для отчетности.

Узнать подробности, почитать отзывы и записаться - тут
Для тех, кто еще сомневается, немного цифр - меньше чем за год прошло 75 встреч клуба, в которых приняло участие больше 300 человек 🤪

До встречи 💛

п.с. на сегодня в 19.00 есть 2 места на новый кейс по Активации пользователей, если интересно - напишите в личку
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
15🔥6👍3
#подкаст

Юбилейный 10й выпуск подкаста, в котором мы с Лена Шенкаренко говорим про продуктовый маркетинг в Miro, специфику b2b и про AI 😍

Поболтали мы знатно, поэтому ловите таймкоды (на x2 тоже можно, мы не обидимся):
🟣00:30 Кто Такая Лена Шенкаренко и как конкурс Лучший маркетолог Перми может открыть двери в жизнь
🔵09:05 Про роль CMO после роли продуктового маркетолога
🟢21:00 Как был устроен и как развивался продуктовый маркетинг в Miro
🟡37:55 За какими метриками следили и как распределяли ответственность между маркетингом и продуктом
🟣44:27 Кто важнее в b2b: пользователи или ЛПР
🔵59:14 Есть ли разница между работой продуктового маркетолога в b2b и b2c
🟢1:08:25 AI: тренды, специфика и использование в работе маркетолога
🟡1:28:30 Что помогает отдыхать и восстанавливаться после работы: про прогулки, падл и книги

Лена - CMO в Rask AI:
Работаю в tech с 2017 года, была 5+лет в Miro Product Marketing Lead, после год проработала в Mavenoid на позиции Senior PMM, а в конце 2023 года присоединилась к Rask AI в качестве Director of Product Marketing, и через несколько месяцев стала CMO. Умею запускать продукты, строить команды, и успешно работать в условиях неопределённости и гиперроста. Когда появляется свободное время, с удовольствием менторю маркетологов и консультирую стартапы.

Добавляйтесь ко мне в LinkedIn https://www.linkedin.com/in/shenkarenko/ или подписывайтесьна мой микро Телеграм-канал, который веду по настроению @silicon_lenka


Слушать подкаст тут
Хороших всем выходных 💛

п.с. в комменты добавлю рекомендации от Лены
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
21👍4🔥1
#харды
Вчера вела лекцию про сегментацию и позиционирование и во время подготовки вспомнила, как много есть разных способов и подходов

Айда повторим вместе 🤪

До запуска продукта:
1️⃣Классическая (картинка 1)
🔵Географическая
🔵Демографическая
🔵Психографическая
🔵Поведенческая (включая Лестницу Ханта, картинка 2)
2️⃣JTBD (картинка 3)
3️⃣Карта Стейкхолдеров (картинка 4)
4️⃣Роджерса (картинка 5)

После запуска (прибавляется к способам выше, так как у нас уже есть данные о наших пользователях):
1️⃣Кластерный анализ
2️⃣RFM (картинка 6)
3️⃣ABCDX (картинка 7)

Расскажите, что используете вы? И попробовали ли уже AI сегментацию?

п.с. на этой неделе остались места на кейс клуб по Acquisition 21го и Unit экономике 22го. Запись тут
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
19👍64
#hardskills

Я как-то писала подробный пост про работу с гипотезами и обещала рассказать про их тестирование. Вариантов тут, конечно, много, но один из самых надежных - это A/B-тесты 🔥

Если никогда их не проводили - скорее инициируйте! Это можно сделать как в продукте, так и в маркетинге (например, через баннеры, письма, лендинги, цены и даже CTA на кнопке).

Но чтобы всё прошло гладко, важно не забыть про две вещи:
1️⃣Размер выборки — чтобы тест имел валидный результат, нужно заранее рассчитать, сколько пользователей нам нужно в каждой группе.
2️⃣ Статистическая значимость — не радуемся +3%, пока не проверили, что результат не случайный.

Хорошая новость: всё это давно автоматизировали 🤪Например, вот удобный калькулятор. Плохая новость: им тоже нужно уметь пользоваться 🥲

Если хочется разобраться основательно - Mindbox запустил новый курс по AB-тестам. Там про всё: от постановки гипотезы до оценки результата.

🔜 Пройти курс бесплатно можно тут

Реклама. ООО «Майндбокс», ИНН: 7713688880, erid: 2W5zFG6C7pU
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1152🔥2
#подкаст

Вспомнила, что не делилась с вами выпуском подкаста, гостем которого я стала еще в феврале 🙃

Говорили про то:
🟢какие навыки помогают сильнее всего в работе
🔵что такое "нестандарные решения»
🟡как развивать этот навык

🔜Слушать тут
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
7🔥6👍3
#обучение

Во вторник была в аттестационной комиссии на защите финальных проектов программы Product Leaders от Вышки — там я веду модуль по Go-to-Market стратегии

Обожаю такие мероприятия: это как финальная серия сезона — сразу видно, чему научились, что сработало, а что не очень.

Из наблюдений:
🟢 многие путают количественные и качественные методы исследований и делают из них неправильные выводы, будьте аккуратны
🟡многие теряется в аналитических метриках
🟣координально разный уровень проработки выпускных работ

Это всё мы, конечно, учтем в программе и доработаем ее к следующему потоку (он, кстати, стартует осенью)

А пока — хочу поделиться советами для всех, кто проходит ЛЮБОЕ обучение. Чтобы взять от него максимум:

1️⃣ Задавайте вопросы. Вы заплатили в первую очередь за доступ к опыту экспертов — используйте его на 100%. Лично у меня есть правило: если иду на лекцию, обязательно придумать хотя бы один вопрос (например, я уже получила ответы даже от Шульман и Гуриева)

2️⃣ Посещайте все практические занятия. Теорию так-то можно и бесплатно в интернете найти. Навык формируется только через действие. И поверьте, без этого даже суперконтент от супер экспертов практически бесполезен. А еще лучше, сразу после таких занятий попробовать применить новые знания в своей работе.

3️⃣ Предлагайте свои проекты для разбора. Это х2 ценность: закрепляете пройденный материал на реальном кейсе и получаете бесплатный консалтинг с учетом специфики вашей отрасли, продукта и задачи

4️⃣ Нетворк, нетворк, нетворк.
Рядом с вами учатся классные люди с уникальным опытом, проблемами и решениями, которые могут оказаться очень вам полезны

5️⃣ Ну а если предстоит защита - не забудьте проверить слайды (" поплывшая" верстка портит впечатление) и отрепетировать доклад, чтобы уложиться в тайминг (ведь в плохом сценарии вам могут даже не дать договорить)

Очень ярко бросается в глаза как заплатив одну и ту же сумму за обучение кто-то просто "просиживает штаны" и по сути уходит ни с чем, а кто то пробует применить на практике все, что узнал, включая исследования, расчеты юнит экономики, проверку гипотез и даже запуск MVP.

Удачи всем учащимся 😍
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍199🔥4
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
#наташапробует

Скажу по секрету, что у меня довольно много зажимов. Я могу стесняться танцевать, дурачиться, что-то разыгрывать или кривляться на публике. Понимая, что иногда мне это мешает, записала себе в планы на 2025 год пойти в школу актёрского мастерства.

Начала искать курсы в Лондоне, но нашлись только англоязычные. С учетом того, что выход из зоны комфорта — уже стресс, добавлять туда еще и языковой барьер мне показалось перебором. И тут - волшебный пендель. Коллега (Полина, спасибо!) прислала ссылку на курс по импровизации. Я слабо понимала, что это такое, но уже через неделю была на первом занятии четырехдневного интенсива школы Systema (это ребята из Gogol School). Боялась ужасно, но в итоге ушла в полном восторге. Настолько, что еще через 3 дня пошла уже на следующий курс, теперь в школу Игоря Меерсона.

Финалом стал настоящий концерт. Мы импровизировали на сцене перед аудиторией человек в 50. Такого куража и поддержки я давно не ощущала 🔥

Если вы открыты к новому, то импровизация - это один из лучших тренингов, который только можно себе придумать. Она помогает:
🟢 прокачать навыки, нужные в работе и жизни: коммуникацию, креативность, стрессоустойчивость, быструю адаптацию
🟣 расширить зону комфорта и стать свободнее
🟡 и, главное, забить на то, что о вас подумают 🤪

А ещё совершенно неочевидный эффект: я снова испытала то самое состояние "здесь и сейчас", которое я раньше чувствовала, пожалуй, только во время прыжков с парашютом. Мозг кипит настолько, что ты полностью отключаешься от проблем и тревог, которых в нашей жизни сейчас ох как много

Если вдруг мне удалось вас заинтересовать, то вот мои личные рекомендации:
1️⃣ Gogol School (если вы в МСК или СПБ)
2️⃣ Systema (если вы в Лондоне)
3️⃣ Школа Игоря Меерсона (ссылка для СПБ, ссылка для Лондона)
4️⃣А еще курс моего друга Вадика Денисова по раскрепощению, про который я писала вот тут

"Импро, поехали!" (с)

п.с. А мне захотелось продолжения, и я пошла на курсы стендапа 🙃
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥328👍6👏3
#вакансии

Доброе утро и хорошего понедельника ❤️

Авито снова в поиске сильных продуктовых маркетологов — на этот раз сразу в трёх направлениях. Если хотите развивать B2B-продукты с миллионами пользователей, возможность как раз для вас.

🔘 Менеджер по маркетингу продукта (Спецтехника)

🔘 Старший менеджер по продуктовому маркетингу (Работа)

🔘 Руководитель продуктового маркетинга B2B (Услуги)

Все вакансии предполагают гибкий формат работы в офисе в МСК или удаленно, сильную команду, обучение и много приятных плюшек для сотрудниках.

P.S. Если хотите узнать больше о процессе найма в Авито, не устаю напоминать про мой подкаст с Машей из Авито, которая рассказывает как проходит отбор и другие полезности.

Удачных откликов и хорошей недели 😍
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍972🔥1
Собеседование на Продакта

Я тут, для расширения кругозора, решила подсмотреть за “соседями” и на пробежке послушала мок-интервью на роль продакта на канале GoPractice.
Задание для кандидата звучало так:

🔜“Придумайте вендинговый автомат для отелей”

Предлагаю вам потратить пару минут и подумать, как бы вы отвечали на этот вопрос сами, а потом прочитать мой вариант и послушать версию от продакта Яндекс Поиска, прозвучавшую в эфире. Не в обиду Руслану, но мне мой ответ кажется более полным и креативным 🤪

Погнали!

Во-первых, важно помнить, что мы не придумываем реальный автомат, чтобы заработать сто пятьсот миллионов, а решаем задачу прохождения собеса. А значит, нужно показать максимум своих сильных сторон: работу со стейкхолдерами и информацией, умение справляться с неопределённостью, генерировать гипотезы и строить план их тестирования - чего, как мне показалось, не хватило в версии Руслана.

Уточняющие вопросы:
1️⃣Кто мы? Владельцы отеля? Смежного бизнеса? Стартап?
2️⃣Какие цели стоят? Деньги? Пользователи? Доля рынка? Новый кейс в портфолио фаундера? 🙂
3️⃣Какие у нас ресурсы? Сроки, бюджеты, знания, партнёры, технологии, команда?
4️⃣Есть ли уже данные: аналитика, исследования, гипотезы, которые кто-то тестировал?

Работа с неопределённостью (показать умение видеть разные сценарии и подходы к выбору решения)
🔵География: РФ или заграница? Города-миллионники, курорты, маленькие города?
🟢Тип отелей и ЦА: городские или загородные? Бюджетные или премиум? Семейные или “для ван-найт стенда”?
🟣Формат автомата:
Покупка (еда, гигиена, мороженое, напитки, игрушки, лёд)
Аренда (зонт, пауэрбанк, карта, проездной и т.д.)
🔵Модель монетизации: нам платит пользователь или мы сдаем автоматы в аренду отелям. Или может даже запустить франшизу...

По всем пунктам я бы обозначила критерии выбора.

Сбор информации (перечислить источники и то, что из них можно извлечь):
🟢Отраслевые ресерчи, тренды
🔵Интервью с владельцами отелей и ресепшн-менеджерами
🟣Интервью с пользователями
🟡Наблюдение (например, что просят на стойке регистрации и с чем приходят в номер)
🟢Экспертные интервью с игроками из смежных сфер

Тестирование гипотез:
1️⃣"Фейк-дор" тест: на ресепшене ставим яркий постер с ассортиментом автомата и отслеживаем интерес (просим сказать, что "к сожалению, продукт временно закончился" или отправляем кого-то в ближайший магазин). Быстро, дёшево, но не надёжно, ведь не все решатся подойти, например, за интимными товарами, да и в целом могут не захотеть ни с кем общаться
2️⃣Полноценный MVP: взять в аренду несколько автоматов, разместить в разных типах отелей, наполнить всем - от зубной щётки и презервативов до конфет - и отслеживать спрос в разбивке по категориям.

С учётом ограниченного тайминга, думаю, на этом бы мой ответ закончился. Но если осталось бы еще время, то можно поговорить про риски, масштабирование, юнит экономику и продвижение, а также придумать какие-то фишки (аля программу лояльности)


Продакты, приходите в комменты прожарить и дополнить 🐈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥4612👍7👀3
Product Marketing FAQ | Наташа Козлова pinned «#кейсклуб Приглашаю на встречи нашего Кейс Клуба 🔥 Кейс клуб это практические воркшопы, на которых в течение 2х часов мы решаем задачи реальных компаний по заданной теме. До встречи участники получают доступ к теоретическим материалам. А на самой встрече…»
#подкаст

Весной 2019го я работала в Зените и готовила коллабу с Nike, тогда мы и познакомились с Татой. Спустя 6 лет мы встретились снова, чтобы записать для вас 11й выпуск подкаста про международную карьеру и вывод продуктов на новые рынки 🔥

В нем вы узнаете:
🟣00:20 Кто такая Тата Майтесян
🔵01:50 Nike - каково это работать в глобальном бренде и готовить кампанию к чемпионату мира по футболу. Про мурашки по коже и сторитейлинг
🟢8:15 Про сложный карьерный выбор, саббатикал и переход в стартап Picsart
🟡15:15 Как нетворкинг помог освоить новую роль и выводить продукт на новые рынки
🟣22:10 Как работать с сотрудниками из разных культур и отличается ли подход к работе у японцев и бразильцев
🔵29:30 Как решилась уйти из найма и основать свою компанию, что поменялось в жизни
🟢38:08 Можно ли совмещать стратегию с реализацией, когда делаешь консалтинг
🟡43:05 Пошаговый план выхода на новый рынок
🟣54:00 Что бы Тата посоветовала себе, оглядываясь назад, и как поддерживает себя в настоящем

Тата - СЕО в Grow Global Tech
Я — экс маркетолог Nike, ставшая основателем и CEO консалтинговой компании GrowGlobal.tech, выступаю советником по росту и продуктовой стратегии для ряда технологических стартапов (например, Picsart, Sololearn, Rask.ai и тд). В свободное время менторю health tech стартапы в лондонском акселераторе FemTechLab, а также веду курс AI in Marketing Bootcamp и воркшопы для компаний по использованию искусственного интеллекта.

Часто выступаю публично — например, меня можно было услышать на London Tech Week и в Оксфордском Университете, п из ближайших -выступлений 5 июня буду в Мадриде на South Summit вести панельную дискуссию о выходе на международные рынки.
Контакты для связи


Полезные ссылки и рекомендации от Таты:
✔️ Чеклист Локалицации 🔥
✔️ Книга Culture Map
✔️ Статья на VC.ru
Публикации в Substack

Слушать подкаст тут

Хороших всем выходных. Я вот прилетела в Барселону и готова ко встречам) Пишите, кто тоже тут 💛
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
11🔥7👏2
#подкаст

Я вернулась из Барселоны в Лондон, но не успела подготовить для вас ничего нового, так что в качестве традиционного контента на выходные несу "консерву" 🤪
В феврале я стала гостем подкаста "Лида, где Лиды", а сюда до сих пор не приносила. Ловите 🙃

В выпуске:
🔘 Что такое продуктовый маркетинг и почему он важен?
🔘 Как Наташа пришла в эту сферу?
🔘 Чем продуктовый маркетолог отличается от классического маркетолога?
🔘 Как связать маркетинг и продукт, чтобы пользовательский опыт был цельным?
🔘 Какие навыки нужны продуктовым маркетологам?
🔘 Как измерять эффективность продуктового маркетинга?
🔘 Как наладить взаимодействие между маркетингом и продуктом?
🔘 Как стать крутым продуктовым маркетологом?

Слушать на всех платформах.

Классных всем выходных 💛
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12🔥6👍3
#hardskills

Почему-то, когда заходит разговор про рост ретеншна, многие маркетологи вспоминают только про рассылки и контент. Ну типа, давайте отправим классное письмо или выложим новую статью в блоге.

Для меня удержание - это когда пользователь привыкает закрывать свою задачу с помощью нашего продукта. А значит, работать нужно не только через контент и пуши.

Вот куда ещё можно копать:

1️⃣Feature adoption - научить пользоваться всеми фичами, а не только самой основной

2️⃣Habit loops - встроиться в повседневную жизнь через триггеры и сформировать привычку

3️⃣Frequency - развивать продукт так, чтобы он закрывал больше задач пользователя

4️⃣Loyalty - прокачивать вовлеченность через чувство причастности (получать классные эмоции и/или возможность влиять на продукт)

5️⃣ Resurrection - возвращать спящих юзеров

6️⃣Ну и, конечно, не забываем про офферы, которые влияют на частоту или LT

Если хочется погрузиться глубже в теорию - есть хорошая книжка Hooked (на русском тоже есть)
Если нужно потренироваться на практике - приходите завтра в наш кейс-клуб, тема встречи: Growth: вовлечение и удержание пользователей.

А пока - классного воскресенья 🙃
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
39👍9🔥8
#хакатон
На прошлой неделе я впервые в жизни поучаствовала в хакатоне 🔥

Это был внутренний ивент в Авиасейлс: нужно было придумать AI-продукт, который помогал бы коллегам работать эффективнее, собрать команду, запитчить идею жюри и за 24 часа сделать MVP.

А я как раз в этом году хотела получше разобраться, как работают LLM. Итого вместо прогулок по Барселоне, хамона и сангрии - бессонная ночь, MCP, Claude и куча новых слов, которые я джипитила на ходу.

Кодить я, конечно же, не умею, поэтому взяла на себя роль продакта. Мы делали AI-ассистента, который отвечает на вопросы сотрудников на основе базы знаний из Confluence и Slack.

Ничего не выиграли (даже до финала не дошли), хотя успели реализовать много фичей:
🔘Slack чат бот
🔘Прогрессивный статус обработки запроса
🔘Классные фан факты о компании, чтобы занять коллег на время поиска
🔘Подсказки к кому пойти за уточнениями, в зависимости от контекста запроса
🔘Ответы в стиле нашего TOV
🔘Сбор обратной связи по качеству ответа

Но как экспириенс - класс. За хакатон я:
🟢поняла, как устроены облачные сервисы Amazon и векторные базы (на уровне 5-летки, но всё же)
🟡сделала свой первый pull request в GitHub и даже сама что-то задеплоила
🔵ещё раз убедилась, насколько системный промпт может быть непослушным 🥲

Выводы:
1️⃣Хакатоны - суперспособ быстро прокачаться и попробовать себя в новой роли.
2️⃣Я наконец-то одним глазком заглянула в закулисье разработчиков и AI.
3️⃣ Очень сложно мало спать, когда тебе за 30. Даёшь дневные хакатоны с кефиром и тихим часом 🤪

Короче, если будет возможность - обязательно участвуйте. Даже если не умеете кодить. Особенно если не умеете кодить 🐈
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥3620👍8