Фриланс будущего – Telegram
Фриланс будущего
5.67K subscribers
587 photos
10 videos
3 files
419 links
О работе в цифровой экономике. Рассказываем, как тренды и тенденции Индустрии 4.0 влияют на рынок труда.

Новый формат фриланса и подход к реализации бизнес-проектов — на платформе П4.0: https://clck.ru/WjES9
Download Telegram
💥Куда улететь фрилансеру, чтобы жить хорошо?

Мы знаем одно место. Границы открыты, прививка не требуется, но тест все-таки придется сделать.

Это мир Freelance Friendly — новая реальность, где крупные компании не боятся привлекать экспертов с фриланс-платформ, а окружение не удивляется твоему карьерному выбору. Там все для людей — крутые проекты, достойное вознаграждение и заказчики, которые умеют сотрудничать.

Долго рассказывать. Скорее проходи тест, чтобы узнать, готов ли ты для этого путешествия.
Чили зовет стартаперов. Вы уже почти опоздали

Если вы давно мечтаете попасть на остров Пасхи, но подходящий повод все никак не появляется, держите — в октябре открылся очередной раунд приема заявок на программу Start-Up Chile. Закроется он уже 2 ноября, поэтому всем интересующимся стоит поторопиться.

Теперь о программе. В 2010 году в Чили решили, что пора превращаться в центр инноваций Южной Америки. Придумали приглашать предпринимателей со всего мира: страна предоставит условия и финансовую поддержку, иностранцы привезут опыт и станут частью предпринимательской экосистемы.

За время существования программы поддержку получили 1 960 стартапов. Наши соотечественники тоже участвовали.

Что предлагают в Чили?
• от 12 000 до 91 000 долларов (в зависимости от типа стартапа)
• рабочую визу на год
• доступ к коворкингу
• сеть бизнес-контактов
• менторскую поддержку
• выход на международный рынок

В этом году можно выбрать один из трех типов поддержки:
1. Build — преакселерационная программа для молодых проектов (стартапы до 3 лет).
2. Ignite — программа акселерации для стартапов с действующим на рынке продуктом.
3. Growth — масштабная программа для расширения инновационных и технологических стартапов.

Чтобы поучаствовать, нужно заполнить заявку прямо на сайте и записать 90-секундное видео. Задача стандартная — рассказать о команде, планах, мотивации и т.д. Ну как вам идея?
🤷 Системный аналитик — что это за профессия?

Обратились напрямую к специалисту. Татьяна Сальникова около 5 лет занимается бизнес- и системным анализом, а еще ведет свой телеграм-канал «Системный сервант».

🔵 Чем занимается системный аналитик?

Выявляет и проектирует требования к системам: из каких частей они должны состоять, какими свойствами обладать, какие функции и как выполнять, какие данные хранить, каким образом взаимодействовать с другими системами и т.д.

🔵 Как выглядит рабочий день?

Обычно в календаре много встреч. Аналитики принимают участие в большинстве этапов разработки: от выявления бизнес-потребности до приемочного тестирования и внедрения. Важно находить время для вдумчивого анализа и проектирования решений, на основе которых аналитик пишет задачи на разработку или ТЗ, а также создает или актуализирует всю необходимую документацию.

🔵 Какие навыки нужны?

• Аналитические навыки. Понимание, как функционируют системы и почему именно так.

• Навык прогнозирования рисков. Придется продумывать разные варианты развития процессов и систем.

• Адаптивность. Аналитику нужно ориентироваться в ситуациях высокой неопределенности, работать с большим количеством разнородной информации.

• Обучаемость. Нужно быстро вникать в новые предметные области и процессы.

• Способность структурировать и фиксировать информацию так, чтобы коллегам с разным бэкграундом и задачами это помогало в работе.

• Коммуникационные навыки помогут найти общий язык и выстроить эффективную коммуникацию со всеми (заказчиками, разработчиками, QA, другими аналитиками, пользователями).

Из хард-скиллов:

• Разработка требований
• Проектирование интеграций
• Нотации моделирования (UML, BPMN и пр.)
• Работа с базами данных: запросы, проектирование моделей и т.д.
• JSON и XML

🔵 С чего начать, если хочется развиваться в этой области?

Если нет опыта работы в IT, лучше начинать с техподдержки или ручного тестирования. Хорошо помогают наставники и стажировки. И, конечно, чтение профессиональной литературы, вебинары, курсы, общение с сообществом.
Как понять на каком уровне твои soft skills?

Вы ворчите, но мы продолжим стоять на своем — без софт скиллов в мире будущего делать нечего.
В прошлом году эксперты ВЭФ озвучили список критически важных навыков, которые пригодятся всем карьеристам в ближайшие 5 лет. Больше половины позиций — профессиональные личностные качества.

Теперь возвращаемся к главному вопросу: как понять, на каком уровне мои софт скиллы? Есть навыки, а есть критерии их оценки. Возьмем за основу пятибалльную шкалу развития компетенций:

1. Слепой котенок. Не владеете навыком и не понимаете, как он вам пригодится.
2. Ученик чародея. Знаете, зачем скилл нужен, но пока не очень эффективно его используете.
3. Выпускник с красным дипломом. Владеете навыком и с легкостью применяете его в стандартных ситуациях.
4. Профессор трансфигурации. Сориентируетесь, даже если ситуация отклонилась от шаблона.
5. Повелитель молний. Вас уже ничем не испугать, вы готовы учить других.

Дальше выбираем конкретный навык и гуглим «индикаторы для оценки компетенций», которые часто используют HR-менеджеры. Они описывают, что способен делать человек на каждом из уровней.

Например, идеальный «переговорщик» умеет четко и последовательно презентовать свою идею, считывать эмоции собеседника и адаптироваться под его реакцию, удерживать внимание и предвосхищать возражения, не забывает фиксировать и конкретизировать договоренности, следит за тем, чтобы они соблюдались (с обеих сторон).

Так можно пройтись по каждому софт скиллу. Главное — вспомнить ситуации, в которых вы могли использовать навык, и честно оценить свои действия. Саморефлексия в деле!
👍1
«Домофон, пусти меня домой»: как умные технологии меняют нашу жизнь 😮

В одном умном-умном городе все всегда было под контролем: смарт-технологии следили за безопасностью, предупреждали о катаклизмах и предотвращали ДТП. Так должна начинаться сказка или страшная байка? Пока мы решаем, как к этому относиться, «умные» технологии уже вовсю работают: распознают лица, мониторят транспорт, находят нелегальные стройки.

«Чтобы сфотографироваться для распознавания по лицу, скажите “Фото”», — объясняет «умный» домофон. Мужчины растерянно смотрят в камеру, действуют по инструкции. И все-таки домой попасть не получается — голос требует установить приложение на смартфон. Видео с таким сюжетом недавно завирусилось в соцсетях.

«Умный» домофон — только часть «умной» диспетчерской, которую уже используют в некоторых московских ЖК. Эта система следит за оборудованием и расходами на коммунальные услуги, реагирует на аварии и принимает заявки от жителей дома.

В России все эти новинки внедряют в рамках проекта Smart City. Всего к проекту подключились 209 городов. Обещают, что к 2024 году их «IQ» вырастет на 30%. Минстрой разработал стандарт, по которому и оценивают городской интеллект. В этом году «самыми умными» среди крупных городов стали Москва, Воронеж и Казань.

Боитесь, что «умный» город вас перехитрит? Или с восторгом встречаете новые технологии?
👍1
👀 Тест: а вам вообще подходит фриланс?

Есть такой тест личности — «Большая пятерка». Он помогает оценить пять базовых черт: экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность, нейротизм (эмоциональная неустойчивость).

В компании Skynova тест взяли за основу и провели свое исследование: сравнили показатели 397 фрилансеров и 508 штатных сотрудников. Что выяснили?

Оказалось, что 4 из 5 черт у фрилансеров развиты лучше:

Экстраверсия: фрилансеры — 56,9%, штатные сотрудники — 39,3%
Открытость новому: фрилансеры — 70,1%, штатные сотрудники — 54,4%
Доброжелательность: фрилансеры — 66,1%, штатные сотрудники — 58,7%
Добросовестность: фрилансеры — 70,2%, штатные сотрудники — 67,2%

Зато работники с контрактом победили в номинации «нейротизм»: фрилансеры — 57.6%, штатные сотрудники — 74.5%.

Фрилансер из нашей команды оказался «неустойчивее» обеих групп (его результат 39%), зато по шкале «экстраверсия» всех опередил (63%).

Сравним результаты? У теста есть много вариантов и адаптаций, мы прошли этот.
Сколько зарабатывают руководители проектов на онлайн-платформах?

Руководители проектов, или проджект-менеджеры, помогают команде составить план действий, оценивают риски, контролируют ход работы, следят за тем, чтобы ресурсов хватало, сроки соблюдались… А что еще?

Зависит от проекта. На П4.0 часто ищут (и находят) проджектов с внушительным списком навыков:
• Lean
• Английский язык
• B2b
• Sap HCM
• Анализ информации
• Анализ макроэкономических данных
• Аналитика
• Архитектура ИС
• Деловая коммуникация
• ИТ
• Омниканальность
• Подбор команды
• Управление проектами

И сколько такие специалисты зарабатывают? Средняя ставка часа на П4.0 — 950 рублей, среднее вознаграждение за весь проект — 299 680 рублей.
🌪Чек-лист самых фрилансерских скиллов

Взял проект, сел работать, закончил и пошел гулять — мечта начинающего фрилансера и схема, которая не учитывает кучу промежуточных шагов. Обсудить цели и задачи, добиться от клиента деталей, собрать и обработать информацию, поправить, переделать, снова созвониться и подбить статусы — такой план ближе к реальности. Представим, что проектов пять. Как все успеть-то?

Собрали чек-лист скиллов, без которых фрилансить будет сложно:

1. Коммуникация. Нам кажется, что говорим и пишем мы неплохо, но почему тогда этот навык лидирует во всех списках? Чем быстрее, откровеннее и четче вы будете выражать мысли, тем скорее закончится созвон и начнется работа.

2. Навык ведения переговоров. Как минимум фрилансеру не помешает научиться «продавать» свои услуги, выяснять ожидания и требования клиентов, бесстрашно проговаривать свои условия, фиксировать договоренности и взывать к ответственности, если они не соблюдаются.

3. Управление проектами. Не для клиентов, а для себя. Эйнштейн говорил, гений властвует над хаосом. Спорить не будем. Гении могут пропустить этот пункт, а скромным и талантливым советуем овладеть организационными навыками. Если работы много, критически важно правильно расставить приоритеты и не заблудиться в дедлайнах.

4. Инновационное мышление. Другими словами, это установка на непрерывный рост, стремление к совершенству. Его, конечно, не существует, но именно этот недостижимый идеал и заставляет нас шевелиться. Зачем это фрилансеру? Чтобы сегодня взять проект круче, чем вчера.

5. Навык принятия решений. Если в расписании есть место только для одного дополнительного проекта, этот навык поможет быстро выбрать лучшее из поступивших предложений. А еще всех нервируют специалисты, которые постоянно жалуются на проблемы и с трясущимися руками требуют указаний даже в самых простых вопросах.
Если бы освоить можно было только одну суперспособность, какую бы выбрали?
Anonymous Poll
17%
Коммуникация
19%
Навык ведения переговоров
11%
Управление проектами
40%
Инновационное мышление
13%
Навык принятия решений
Намечается закрытая онлайн-вечеринка только для «своих» 😏

Ладно, не вечеринка, а эксклюзивный вебинар. Посекретничаем о рынке фриланса? У микрофона российские и зарубежные эксперты.

— Обсудим, как должен выглядеть развитый рынок фриланса, и чем живут фрилансеры в других странах.

— Разберем международное исследование фриланса от Университета Торонто. Его представит один из авторов — Джон Янгер, предприниматель и HR-гуру, контрибьютор Forbes и лидер мирового фриланс-движения.

— Посмотрим на российский рынок внештатных спецов и расскажем о результатах исследования, которое мы провели совместно с бизнес-школой Сколково. За эту часть отвечает Иван Смагин, эксперт Сколково.

— Оценим перспективы развития фриланса в мире и сформулируем идеальный план — что делать уже сейчас, чтобы успеть за несущимся вперед фриланс-паровозом.

— Модерировать встречу будет Николай Долгов, директор П4.0.

Придете? Приходите!
Встречаемся в зуме 23 ноября в 17:30
Регистрация здесь.
Где сидят продакты

В прошлый раз делились ссылками и рассказывали про комьюнити IT-специалистов, теперь сдаем продакт-менеджеров. Где сидят и у кого учатся?

No Flame No Game — есть чат, а есть комьюнити, которое ведет Аня Булдакова, продакт-менеджер в Facebook. В чате участники обсуждают насущные проблемы и делятся полезными ссылками, в комьюнити — кейсы, исследования, посты о нужных навыках, анонсы прямых эфиров и еще куча всего продуктового.

Qetzal ad libitum, ad infinitum — еще один канал, который подсвечивает тренды, разбирает хитрости продакт-менеджмента и истории с реддита. Тут посоветуют книгу, расскажут о новом стартапе, дадут немного философии и поведенческой психологии.

ProductCamp Russia (&EE) — чат, кэмп, сообщество. В чате — обсуждения и вакансии, на сайте — интерактивный город продактов (покликайте), где можно пошариться в библиотеке знаний, послушать подкасты от Сбера, поучаствовать в неформальной нетворкинг-сессии и разобрать чужие кейсы с ошибками.

mindtheproduct — крупнейшее в мире сообщество, которое создают продакты для продактов. Конференции, воркшопы, митапы, комьюнити в слаке, вакансии, книжные рекомендации — все очень масштабно.

Woman in product — комьюнити только для женщин. У сообщества есть свои региональные отделения по всей Америке, а еще в Канаде, Сингапуре, Индии и Китае. Проводят мероприятия, обмениваются опытом и делятся записями вебинаров.

Ресурсов, конечно, намного больше. Хотите вторую часть?
Офис бесит, удаленка мучает. Как выжить?
Часть 1


Для кого-то хоум-офис — рай, для кого-то — пучина неотложных дел. Почему мы поделились на две группы и какие бонусы подарила нам работа из дома, рассказывает Елизавета Муратова, психолог и автор канала «Ложитесь на кушетку».

Во-первых, удаленка позволяет не сталкиваться с теми событиями внешнего мира, которые нас как-то повреждают. Для части людей поездка на работу — очень неприятный процесс. В общественном транспорте, где нарушается наше личное пространство, мы в норме испытываем тревогу. А теперь можно по заветам Бродского не выходить из комнаты. Плюс не надо думать о том, как какая-нибудь Глаша посмотрит на твою немытую голову. Снижается социальная тревожность.

Хоум-офис дает нам намного больше ответственности за собственную деятельность. А психологически здоровому человеку всегда лучше там, где у него больше ответственности. Можно организовать свою работу так, чтобы она лучше вписывалась в структуру потребностей: хочешь бегать по утрам — бегай. Никто не следит за тем, чтобы ты сел за стол ровно в 10.

Зато для того, кто не очень умеет расставлять свои личные приоритеты, это проблема. Он может вообще перестать жить и оставить только работу. В офисе мы хотя бы ориентируемся на коллег: никто не ночует за столом, значит и мне нужно уйти.

Получается, чтобы быть счастливым на удаленке, нужно разобраться со своим психологическим здоровьем. Пандемия — опасная точка роста, которая подсветила наши проблемы. Мы обнаружили себя работающими до 6 утра. Теперь пора решить, что с этим делать.

Об этом в следующей части уже завтра 🙃
Офис бесит, удаленка мучает. Как выжить?
Часть 2


Продолжаем делиться психологическими хитростями. Как вытащить себя из лап трудоголизма и с пользой провести время на удаленке? Отвечает Елизавета Муратова, психолог и автор канала «Ложитесь на кушетку».

Я предлагаю действовать так: обнаруживая мысль поработать еще, спрашивать себя о причинах. Какая внутренняя драма толкает перерабатывать? Почему я это делаю? Как бы по-детски ни звучал ответ, не обесценивайте его. Да, твоя драма важна. И ты, конечно, можешь работать до ночи сегодня, завтра и еще три месяца, чтобы поддержать свою самооценку. Но потом ты окажешься на больничной койке. Будешь ли ты и там самым крутым?

Всегда кажется, что выгорит кто-то другой. Так же отвечают психологам алкоголики, которые думают, что смогут перестать пить в любой момент. Но важно признавать те неприятные бонусы, которые приносит трудоголизм. Страдает как минимум ощущение осмысленности жизни и здоровье.

И это главный плюс удаленки — возможность обнаружить, что приоритизация в вопросах заботы о себе у тебя хромает, и начать меняться.

Например, можно выделить себе 15 минут без телефона вечером, взять бумагу с ручкой и зафиксировать свое состояние. Где мне сегодня что-то жмет? А чем я сейчас доволен? Через две недели уже получится проанализировать свое состояние и понять, что и как на тебя влияет. Это простой способ саморегуляции.
👍1
Если берешь заказы на платформе, ты кто? Фрилансер или сотрудник компании?

В Калифорнии скажут сотрудник (смотри Gig worker law), в Париже — подрядчик. Испания, например, всех курьеров в службах доставки признала штатными работниками, так же поступили Великобритания и Австралия.

Помните забастовки водителей Uber и Lyft? Они жаловались на отсутствие гарантий: отключение от сервиса без объяснения причин или многочасовые простои в ожидании клиентов. И суд занял их сторону.

В российской практике тоже есть кейс, когда ответственность за действия подрядчика все-таки легла на плечи компании: летом этого года женщина, которая попала в аварию по вине водителя, подала в суд на «Яндекс.Такси» и выиграла.

👀 И что же? Фрилансерам придется заключать с платформами трудовой договор? Пока не очень понятно, как это будет работать. Платформа — посредник между клиентом и исполнителем. Может ли сервис контролировать отношения этих сторон, следить, например, за системой охраны труда или отвечать за действия тысяч фрилансеров в долгосрочной перспективе? Увидим.
👍1
Эйчар в огне: что делать, если у вас дефицит кадров

С нехваткой кадров рано или поздно сталкиваются все: и гигантские корпорации, и маленькие стартапы.

Чтобы найти человека в команду, нужно учитывать кучу факторов. Подойдет квалификация и опыт, не сядут ожидания по зарплате. Образование супер, а вот умение вести переговоры и выражать свои мысли хромает — коллеги с ним не сработаются.

И вот HR-менеджер, если он у вас есть, просмотрел все когда-то поступившие к вам резюме, поспрашивал других HR-ов, разместил объявления на сайтах с вакансиями, постучался в каждый вуз вашего города, даже попытался схантить кого-то у конкурентов. Не получается и все!

Как быть? Можно попробовать увеличить размер зарплаты. Здесь нет никаких секретов: чем выше зп, тем больше заявок. Если и это не вариант, подумайте о фрилансерах.

🪶 Во-первых, «тот самый» может просто не хотеть работать в штате, зато с удовольствием поможет в рамках договора ГПХ.

🪶 Пока вы ищете кандидатов, кто-то должен делать работу. Фрилансер поможет разобраться со срочным и важным, а еще наконец разгрузит сотрудников.

🪶 Если вам нужен специалист по CFD-моделированию или ТРИЗ-модератор, неудивительно, что закрыть вакансию быстро не получается. Найти крутого эксперта с редкой квалификацией (да еще и безработного) — задача 80-го уровня сложности.

Привлечение фрилансеров пока не самое популярное решение, компании предпочитают действовать по старинке. Но предлагаем все еще раз обмозговать: кого и зачем вы ищете, точно ли этот человек нужен на постоянку? Вдруг можно просто потушить горящую голову эйчара и не тратить ресурсы на многомесячные поиски, дополнительную отчетность, налоговые платежи и онбординг нового сотрудника.
Что искусственный интеллект делает с гиг-экономикой

Словосочетание «искусственный интеллект» еще несколько лет назад звучало как строчка из описания фантастического фильма. А потом мы привыкли, что почта сама сортирует письма, а карта подсказывает оптимальный маршрут. Появился Uber, соединяющий водителей и клиентов с помощью ИИ, и мы начали понемногу привыкать к фантастике и новому типу занятости.

И вдруг мир опять поделился на два лагеря: в связи с повсеместным использованием ИИ некоторые пророчат гиг-экономике полный крах, другие считают, что ее ждет рост и процветание.

🤫А что происходит сейчас?

Платформы, которые помогают компаниям встретиться с фрилансерами, уже используют технологии ИИ (или скоро начнут).

Искусственный интеллект анализирует и интерпретирует огромные объемы данных, помогает найти идеальные «совпадения». Так, например, программа выберет подходящих специалистов и даже самостоятельно созвонится с ними, чтобы назначить встречу, обработает резюме и оценит кандидатов во время видеоинтервью.

AI-системы уже умеют проводить онбординг, составлять индивидуальный план обучения и контролировать эффективность сотрудников.

Есть приложения на базе ИИ, которые помогают и самим фрилансерам, например, планируют рабочий день и разбивают задачи на части.

Если говорить о количестве вакансий, то пока ИИ не только забирает рабочие места, но и создает. Навыки работы с искусственным интеллектом стабильно держатся в топе самых востребованных.

Оптимистичные прогнозы обещают, что технологии оставят нам самые интересные и творческие задачи — ИИ займется рутинными процессами в компаниях, а с остальным помогут фрилансеры.
Фриланс не только про свободных художников
Слышали термин «light revolution»? Мы тоже раньше не слышали. Но в рамках нашего закрытого вебинара о будущем фриланса в России и мире, нас с ним познакомил Джон Янгер, предприниматель, HR-гуру и лидер мирового фриланс-движения.

Штатные сотрудники хотят независимости на рабочем месте! Они начинают думать как фрилансеры. И выбирают вакансии, отталкиваясь от фрилансерских критериев: гибкость, автономия, возможность решать, какими проектами заниматься.

🗣И вот мы кричим — вершится фриланс-революция, независимых работников становится больше. На самом деле на рынке труда происходят более глобальные перемены — меняется формат занятости, отношение профессионалов к тому, как должно быть организовано рабочее время. Это и есть light revolution!

Вебинар мы, конечно, записали. Послушать можно по ссылке youtube.com/watch?v=r23ZPgSY6ZU
Пандемия пришла к нам давно (ох, уже почти два года прошло), но ее влияние на реальность мы пока только пытаемся осмыслить. Гиг-экономика, инклюзия и разнообразие, психологическая безопасность на рабочем месте — об этом во время коронакризиса заговорили чаще.

Как изменились общественные и экономические ценности? Как бизнесу адаптироваться к переменам? Какую роль в процессе адаптации играют цифровые инструменты, а какую — люди? Как превратить вызовы постковидного времени в возможности?

Ответы будем искать на круглом столе «Человекоцентричность и корпорации с открытым контуром: какие точки роста в новых условиях?», который пройдет в рамках VIII Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» 14 декабря с 11:45 до 13:15 в онлайн-формате.

Кто участвует?
• Юрий Алашеев, Учредитель фонда «ТилТех Капитал», председатель совета директоров ГК «Агама»
• Владимир Дождев, Директор Департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ
• Николай Долгов, Директор по развитию платформы «Профессионалы 4.0»
• Никита Жучков, Руководитель проектного офиса открытых инноваций Почты России
• Елена Коннова, Начальник управления по работе с персоналом подразделений поддержки и контроля, вице-президент Банка ВТБ
• Анна Львова, Директор по персоналу «Севергрупп»
• Юлия Ужакина, Генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома»
• Анна Шарипова, Управляющий директор по национальным проектам корпорации «Ростех»

Модератор: Екатерина Мацкевич, Советник генерального директора компании «Газпром нефть».

Приходите послушать? Регистрация по ссылке.
Новости из мира больших инвестиций

Испанская онлайн-платформа Jobandtalent привлекла 500 млн долларов инвестиций в раунде Е. Это настоящий рекорд — крупнейший раунд для HR-стартапа на европейском рынке. Теперь Jobandtalent оценивается в 2,35 млрд долларов.

Большую часть денег стартап получил от шведской компании Kinnevik и японской SoftBank, в списке инвесторов также Atomico, DN Capital и Infravia. На привлеченные средства стартап планирует расширяться в США.

По данным PitchBook, в этом году рынок HR-стартапов в Европе переживают настоящий бум — они уже получили венчурное финансирование на сумму более 2,4 миллиарда евро, что на 270,4% больше, чем в 2020 году. Хорошие новости для нашей сферы!
Критическое мышление входит в топ-10 скиллов будущего (так говорят эксперты Всемирного экономического форума). Можно им не верить, а можно взять и поработать над этим навыком. Пригодится не только в работе.

Итак, что же такое критическое мышление? Способность рассуждать здраво, анализировать и учитывать неочевидные факторы — в общем, не радоваться раньше времени письмам в духе «родственник из Англии оставил вам в наследство свой особняк». Возможно, особняк вам и правда оставили, но для начала неплохо бы посмотреть на эту весть критически.

Вот схема, которая поможет обмозговать любую новость/проект/идею:

1. Обозначаем проблему. Нам надо выяснить, правда ли вы стали наследником английского лорда.

2. Проводим ресерч. Звоним маме, а потом бабушке, чтобы узнать, есть ли у вас родственники в Англии. Гуглим мошеннические схемы, связываемся с юристами, заказываем родословную.

3. Анализируем собранную информацию. Мама говорит, что вроде знала одного лорда, а юристы и интернет настаивают на том, что таких чудес не бывает. Пора все взвесить: есть ли какие-то весомые аргументы, чтобы отправить деньги на оформление наследства, кроме вашего желания внезапно разбогатеть? Достаточно ли убедительно звучит письмо? Какие противоречия вы видите? Какую информацию стоит запросить у англичан?

4. Оцениваем последствия. Попытать счастье все-таки хочется, но что случится, если вы поспешите?

Пример, конечно, несерьезный, но он всего лишь подчеркивает — все свои и чужие аргументы нужно ставить под сомнение. Принимая решение, главное отключить эмоции и не торопиться.

Чтобы проверить, хорошо ли работает ваше критическое мышление, можно пройти тест когнитивной рефлексии.
🔥21👍1