Живое обучение – Telegram
Живое обучение
21.5K subscribers
264 photos
9 videos
14 files
847 links
Как учатся взрослые? И почему они этого не делают? И как исправить?

Отвечает Елена Тихомирова, автор книги "Обучение со смыслом".

Курсы tikhomirovaelena.ru

Автор @ElenaELC
Про сотрудничество и выступления @sol_julia (рекламы нет) #6SKJA
Download Telegram
Конференция авторов ТГ-каналов

💡 Мы тут придумали кое-что

В Телеграм много каналов, но среди них особенно ценные - авторские. Там, где за текстами стоит человек или небольшая команда, где авторы думают про обучение, исследуют его и пишут про него. И мы с командой Живого обучения решили, что нужно собрать авторов и сделать конференцию.

Что у нас получилось:
📖 17 авторов отличных каналов про обучение взрослых, каждый выступит и расскажет то, над чем сейчас работает;
🔥 Будет и про то, как вести канал, потому что это тоже достойно внимания.

Итак, «Обучение. Как его видят те, кто о нем пишет» уже на следующей неделе:
- 5 декабря, с 10 до 17 по Москве
- Участие бесплатное (если вам не нужна запись)

Регистрация идет полным ходом, ждем вас!
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍1084
Не делайте для нас без нас
Или почему нам важно говорить с целевой аудиторией

Недавно была в жюри замечательного проекта и оценивала работы педагогических дизайнеров. Некоторые были такие непростые, что я сильно задумалась (и до сих пор думаю) о том, как это лучше всего сделать. И вообще как сделать.

Но кроме работ у нас была совершенно прекрасная команда жюри. Я ловила каждое слово. И вот что важное я поймала (только вот не запомнила, кто именно сказал). “Не делайте для нас без нас”. Это один из основных принципов проектирования инклюзивного обучения, потому что человек без ограничений не может понять того, у кого они есть. Зрячий слепого не понимает, даже если очень старается.

Но давайте честно - этот принцип может и должен работать в любом обучении. И взрослых и детей. Потому что мы не можем понять другого человека без разговора с ним. На опыте тут недавно убедилась, что даже очень близких людей, которые кажутся очень понятными, мы все равно на самом деле до конца не знаем и иногда совсем не понимаем. Тогда что говорить про тех, с кем у нас нет никаких отношений.

Все наши предположения о целевой аудитории могут оказаться ошибочными. Вот например:

- Мы можем полагать, что люди боятся технологий, скажем ИИ, а они на самом деле не боятся, а не хотят использовать по другим причинам;
- Мы можем думать, что наши будущие слушатели хотят глубоко погрузиться в тему, а на самом деле им нужны только короткие инструкции;
- Мы можем думать, что слушатели понимают свою проблему, когда на самом деле они могут даже не знать про нее.

Пока мы не говорим со своей ЦА, мы не знаем главного - страхи, убеждения и предубеждения, все то, что редко можно выловить анкетой или просто собственным предположением. А еще именно слова наших слушателей - это те слова, которые нам нужно использовать и тогда нас будут намного лучше понимать.

Если есть хоть какая-то возможность, нужно говорить с теми, кого мы будем учить. Можно называть это custdev, можно интервью, можно просто разговором. Если нет доступа к своей ЦА, стоит попробовать поговорить с теми, кто похож и работает в той же области, но в другой компании. Если нет ничего, то пробовать эмулировать ЦА с помощью ИИ. Читать профессиональные форумы, ходить на вебинары, где есть те, кто похож на ЦА или сама ЦА.

Но пока мы не погружаемся и не пробуем понять тех, кого мы учим, хорошее обучение спроектировать трудно. Да, для простых и общепонятных тем можно. Но если мы хотим что-то существенно менять, внедрять новое и делать существенное по влиянию на слушателей обучение, то без разговоров не получится.
🔥3519👍118
Информационная гигиена
Когда ничего нельзя "развидеть"

На прошлой неделе речь зашла про то, как учиться. А этот вопрос почти всегда тянет за собой другой вопрос - как в голове расчистить место для всего того, что мы собираемся изучать. Потому что мозг наш хоть и обладает невероятными способностями, но все равно не может все и сразу. А еще у него есть такое качество - он форматируется ото всей информации, которую получает. То есть узнав что-то, это невозможно «узнать обратно» и иногда для того, чтобы выкинуть что-то из головы требуются почти титанические усилия.

Информационная гигиена - это жесткий контроль за всем тем, что мы читаем, смотрим и слушаем. Похоже на строгую диету. Чем меньше мы потребляем контента, который на самом деле нас не обогащает, тем больше у мозга остается ресурсов на обучение, на размышление и просто на отдых, что особенно важно.

Однажды я себя обнаружила думающей о том, как одна девушка, на которую я почему-то подписана в запрещенной сети и которую я даже никогда лично не видела и не знаю, как она детей воспитывает. Вот прям поймала - сижу в машине, жду супруга и вот про это думаю. Но не про то, чему я могу у нее научится, а тупо перевариваю картинки из ее жизни, которые она опубликовала, а я зачем-то увидела. На следующий же день я зачистила свои сети так, чтобы они отвечали строгим стандартам информационной гигиены.

В основе информационной гигиены - переход от FOMO к JOMO. То есть от страха что-то упустить (fear of missing out) к радости от упущенного (Joy of missing out). Это внутренняя установка, которая нужна, чтобы сократить количество потребляемого контента и оставить только то, что на самом деле имеет смысл для вас и для вашей жизни. И в том объеме, в котором это возможно.

У меня работает так:
- Я не читаю новости. Никакие и (почти) никогда. Бывает, когда что-то ухает сильно, я тоже могу заглянуть. Но я точно знаю, что все очень важное мне и так расскажут, а остальное на мою жизнь никак не повлияет.
- В ТГ - только работа. Чаты смотрю 1 раз в неделю и иногда, если ловлю что-то интересное.
- В соцсетях с картинками - рецепты, путешествия и книги. И больше ничего. Этим быстро наедаешься, это не то, что подсматривать за тем, как кто-то детей воспитывает.
- Если мне хочется чем-то себя отвлечь, я читаю книгу. Не любую, а ту, что мне хочется. Это мой способ честного обмена: мозг устал, рабочую книгу читать не хочет, хочет чего по-проще. Я ему выдаю, но текстом.
- Я практически не смотрю кино и сериалы. Могу смотреть в полетах, если устала. Но чаще всего - я выбираю что-то действительно очень хорошее и смотрю внимательно и с удовольствием. И это что-то должно быть таким хорошим, чтобы хотелось пересмотреть.
- Всю полезную информацию я предпочитаю получать рассылками, чтобы у меня была возможность не отвлекаться на них, а прочитать тогда, когда мне удобно.

Иногда я играю в телефоне. Но только в такие игры, которые легко бросить после 2-3 раундов. Однообразные, логические, лучше с цифрами. Нужно потупить, почему нет - тетрис отлично подходит. Но только при условии, что можно остановиться.

Когда начинаешь следить за тем, что потребляешь, оказывается, что мусора больше чем надо.

В качестве эксперимента я записала про информационную гигиену голосовое сообщение - что-то вроде подкаста, только не чистила и все живое (как обучение). Если вам понравится, то пишите и ставьте сами знаете что и я буду знать, что стоит записать еще.
52🔥27👍13
Одна история перевода в более эффективный формат
И то, как можно просмотреть что-то важное

У меня тут недавно случилось несколько сеансов массажа, организм потребовал. Обычно я на массаже молчу (я вообще везде молчу, когда можно), а лучше сплю. А тут я то ли выспалась, то ли мало говорила - вступила с массажистом в диалог. И уж не знаю как, но речь сразу зашла про обучение (может у меня уже где-то татуировка про это). Массажист оказался человеком очень интересным, увлекается фотографией, мотоспортом и хочет еще что-то инженерное освоить.

И вот он мне пожаловался, что теперь регулярное обучение, которое ему нужно для подтверждения возможности работать, проходит только онлайн. Еще недавно раз в 3-5 лет они ездили на месяц на очное обучение. А теперь проходят курсы, набирают баллы и сдают экзамены.

Самое ценное в очном обучении, как мне рассказали, было не само по себе обучение. Важнее было общение с коллегами. Там были массажисты с самыми разными направлениями, техниками и взглядами. И за месяц общения люди учились друг у друга, обсуждали, наблюдали и многое перенимали. Теперь, когда этого нет, очень трудно найти свое сообщество, в котором можно получить такой же результат. Да, работодатель моего массажиста проводит обучение, у них есть хороший коллектив, но при этом у них у всех примерно одно направление деятельности. Они не очень сильно могут развивать друг друга.

Я очень сильно задумалась. Вот смотрите, что получается:

- С одной стороны понятно, какую задачу решали организаторы обязательного обучения - они хотели снизить расходы на обучение, повысить доступность. Ездить никуда не нужно, работодателю не нужно отпускать на обучение на целый месяц.
- А вот с другой стороны потерялось то, что было ценнее всего. И эта потеря может не только сказаться на развитии специалистов, она может сильно помешать желанию оставаться в профессии. Всем нужно чувствовать свою стаю, понимать, что ты не один. И опыт в разных направлениях иногда становится тем самым вдохновением, которое нужно в тот момент, когда думаешь, что пора все бросить.

А потому мы смело можем сделать вывод: когда мы пытаемся перевести обучение из одного формата в другой, возможно более эффективный и удобный, нужно думать не только о том, что мы приобретаем, но и о том, что мы теряем.

- Какова эта потеря? На чем она может сказаться?
- Как будет работать, если не будет того, что мы теряем? Какие риски?
- Как можно компенсировать потерю?

Потому что иногда кажется, что решение такое хорошее и правильное, что даже и думать не нужно о его минусах. А нужно разбираться с тем, что на самом деле ценно и значимо и с тем, что людям важно. Потому что обучение - это далеко не только лекции и семинары.
🔥4919👍18
Как сделать курс, когда заказчик и эксперт не идут на контакт
Или анализ без анализа

В этом году я провела 8 мини-курсов. У каждого была своя прикладная тема, мы с участниками вместе разбирались, как делать тестирование, как работать с экспертами предметной области и вообще - как учить взрослых. Участников за год только на мини-курсах было 900+ человек (даже не поверила, когда посчитала, хотя это только мини-курсы).

Год завершаю еще одним новым мини. Он про очень важное и наболевшее - про то, как проводить анализ аудитории и задачи обучения, когда заказчики и эксперты не хотят сотрудничать и времени на эту задачу никто не дает. Отчасти он будет продолжение курса "ИИ в работе педдизайнера", который я проводила в сентябре (есть запись, пишите, если она вам интересна).

Будем разбираться как делать обучение в реальных условиях, а не в тех, которые в учебниках написаны.

➡️ Над чем будем работать:
- Над созданием атласа архетипов слушателей, который можно сделать один раз на несколько лет;
- Как использовать ИИ для моделирования того, чего у нас нет: целевой аудитории, задачи, потребностей;
- Как работать с экспертами по упрощенным схемам и как спрятать анализ так, чтобы он никого не пугал;
- Как создать виртуального эксперта, с которым можно уточнять содержание курса.

И еще постараемся собрать все сложности в анализе и найти для каждой решение.

🔥В комплекте с курсом будет:
- Набор промтов для эмуляции целевой аудитории
- Готовая система промтов для анализа ЦА
- Готовая система промтов для понимания потребности
- Готовая система промтов для создания ИИ-эксперта
- Шаблон для упрощенной схемы работы с экспертами и заказчиками
- Шаблон системы вопросов для быстрых ответов от экспертов и от заказчиков

🗓 Традиционные "Что? где? когда?"
- 11 декабря, в 16-00 по Москве;
- онлайн, 4 часа с перерывом;
- формат: живая демонстрация и интерактивное общение;
- стоимость: от 2900 рублей.

Жду вас в этот четверг, регистрация уже идет.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
👍11🔥96
Пост №2197.
ДД или День рождения и Дисциплина


Мне совсем не кажется, что я вот только вчера завела канал. И совсем не кажется, что время пролетело очень быстро. Потому что 8 лет и 2197 постов - это много. Было по-разному: хотелось бросить, бросала, потому что не видела смысла, снова начинала, думала, нужно ли писать и вообще читает ли кто-то. Во всех внутренних баталиях побеждало всегда одно - дисциплина.

И вот он, главный вывод за 8 лет - дисциплина решает все. Решила писать, значит нужно писать. Раз в неделю, 2 раза, 7 раз - сколько угодно, но в ритме и регулярно. Сбилась - бывает. Начинай заново. Снова сбилась? Снова начинай.

Да, иногда и правда не понятно, что писать. А тут второй вывод, тоже очень важный - даже к самой любимой теме интерес не может быть постоянным. Потому что мы живые и взрослые. В нашей жизни очень много всего происходит, что определяет наше текущее состояние. И бывают моменты, когда нет не просто вдохновения, нет вообще никаких мыслей. В этот момент хочется бросить.

А нужно продолжать. Можно искать самую простую тему, можно то, что сейчас интересно, может быть то, что давно просили и писать не для себя, а для читателей. Дисциплина. Садиться и писать. Выкидывать, если не понравилось и снова писать. И в один момент все возвращается, и вдохновение и желание писать и желание исследовать. Потому, что не бросила. Бросишь - может и не вернешься. И часто именно эти моменты, когда кажется, что сказать нечего, мешают идти дальше.

Нет у нас постоянного интереса. Не бывает. Мы слишком сложные и у нас слишком много всего. И вот когда я это приняла, мне стало намного легче. Я знаю, что иногда такие моменты предсказуемы, а иногда - внезапны. На оба случая я держу заначку: интервью, подкасты и статьи, которые вышли, но которые я еще не публиковала. Они дают пару недель передышки, но в это время я все равно пишу.

Но самое главное, что благодаря каналу и его читателям я за эти годы получила невероятную опору. У меня есть место, где я могу рассказывать о том, что мне важно. Где я могу писать то, о чем сейчас думаю. А самое главное - думать. Потому что каждый текст - это много размышлений, много вопросов, много исследований. И это самое ценное, что может быть.

Так что - с Днем рождения нас! И с Днем дисциплины 🙂

⭐️Ну и какой праздник без подарков и поздравлений?

У меня есть 8 подарков:

- 1 билет на конференцию Learning Elements в июне 2026 года;
- 3 моих книги “Обучение со смыслом”;
- 2 комплекта по 3 любых записи моих мини-курсов;
- 2 записи курса “Искусственный интеллект в работе Педдизайнера”.

8 подарков и 21 000+ подписчиков - потому конкурс. Напишите ваше пожелание каналу в комментариях и в пятницу (12 декабря) я выберу случайным образом 8 человек, которые заберут подарки.

Спасибо, что вы со мной!🤍
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
185🔥3217👍75
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
Итоги розыгрыша подарков по случаю дня рождения канала

Итак, колесо фортуны я покрутила и колесо выбрало тех, кому достались подарки от меня и от канала. С победителями свяжемся вот уже почти сейчас и подарки передадим. Интригу не буду разрушать, все результаты на видео.

Всем огромное спасибо за комментарии и за те невероятно теплые слова, которые вы мне написали. Теперь у меня очень большой запас мотивации.💜
21🔥1311👍31
Позитивная мотивация
Или почему некоторые слова подталкивают к действию, но работает это совсем недолго

“6 шагов к вашему успешному бизнесу”
“Методика, которая изменит вашу жизнь”
“Всего за 10 недель вы заработаете на то, о чем мечтаете”

Знаете что это? Это не лозунги. Это вдохновляющие сообщения. Именно так их классифицирует Саймон Синек, автор книги “Начните с Зачем”. Он также убежден в том, что такие сообщения очень хорошо работают на тех, у кого сложности с дисциплиной и на тех, кто боится, что не сможет достичь своих целей самостоятельно (а это по факту почти любой человек в определенные моменты в жизни).

Они прекрасны и хорошо цепляют. Правильно подобранным вдохновляющим сообщением можно продать почти любой курс (да и не только курс). Потому что у нас у всех есть большое желание быстро и просто решить свои проблемы. Человек, уставший и замотанный, сидит вечером в телефоне. Он не успел доделать работу, устал настолько, что домашние дела сил делать нет, а завтра снова день, в котором он тоже ничего не успеет. И тут он видит это - “Всего за 2 недели вы разберетесь с делами и начнете успевать и отдыхать”. Купит он такое? Очень даже вероятно. Потому что в этот момент очень нужна опора и какое-то быстрое решение, которое поможет всплыть и глотнуть воздуха.

Проблема только в том, что такие сообщения не работают долго.
Они ломаются как раз в тот момент, когда становится понятно, что придется не только учиться этому волшебному методу, но и еще и самому пробовать, менять и делать все это достаточно долго.

Строить мотивацию на этом позитиве опасно. Она работает недолго и кроме всего прочего может стать откровенной ложью. Потому что за 2 недели, 6 шагов и всего одним методом на самом деле ничего не делается. И реальность от вдохновляющего сообщения будет сильно отличаться. Разочарование почти всегда приводит к отказу от повторного столкновения. И никто не захочет покупать или проходить курс там, где однажды получил только красивые слова.

Да, хочется. И мне хочется. Вот у меня в марте будет курс “13 правил проектирования обучения взрослых”. Большой и сложный. И хочется написать про него, что, мол, вы за 6 недель профессию освоите и вообще жизнь ваша педдизайнерская станет много краше. Но нет. Написала честно - “в этом курсе требуется усилие” и опубликовала полную программу. Потому что мне нужно не количество регистраций, а люди, которые дойдут до конца и будут потом использовать то, что мы разбирали.

Я тут поняла, что страшно боюсь вдохновляющих сообщений. Потому что им верят. И верят потому, что человек слаб и это нормально. Но только вера эта проходит…
👍3424🔥11
Как создать сценарий для электронного курса из любого материала?
Совершенно новый мини-курс на этой неделе

Мы завершаем осенне-зимний сезон мини-курсов очень практичным и очень прикладным курсом от моего коллеги Александра Панкрушина. 17 декабря будем создавать сценарий для электронного курса.

Что в программе:
- Структурирование материала: как превратить хаос в чёткую логическую последовательность.
- Дробление контента: как правильно разделить материал на логические блоки и задать нужную глубину переработки исходного материала.
- Практические задания: как определить, где нужна практика на осмысление, а где — на применение.
- Сценарные связки: как создать плавные переходы между блоками контента.
- Визуализация: как определить, какие элементы нужно представить наглядно и как их визуализировать.
- Эмоциональный контекст: как сделать сценарий увлекательным и вовлекающим.
- Оформление сценария: как подготовить материал для дизайнеров и разработчиков.

Самая большая ценность этого курса в том, что его проводит человек, который каждый день создает электронные курсы в течении 10+ лет и его курсы во многих компаниях годами являются самыми часто проходимыми.

Традиционные "Что? где? когда?"
- 17 декабря, в 16-00 по Москве;
- онлайн, 4 часа с перерывом;
- формат: теория + практика
- стоимость: от 2900 рублей.

Регистрация идет, приходите, это будет полезно!
👍76🔥5
Новый большой курс в новом году

Почти полгода я его проектировала, придумывала, все меняла и делала заново. Хотела найти тот самый вариант, который будет работать. И вот, под новый год, он готов - большой курс по педагогическому дизайну.

Я его провожу один раз в год. В 2025 прогуляла, потому что нужно было все менять, к весне не успела. А осенью такой курс тяжело проводить, все в новый год упирается и все уже устали. Потому стартуем 9 марта 2026 года. А следующий - только в 2027.

У этого курса есть целая большая история, мы вместе с ним познаем педагогический дизайн с 2008 года. Но от той версии, которая была первой не осталось ничего, кроме моей уверенности в том, что обучение взрослых нужно проектировать последовательно и осмысленно.

Главная цель этого курса - дать возможность проектировать обучение от начала и до конца следуя понятному, логичному и проверенному процессу. По сути, это курс - методика. В течении 6 недель мы с участниками пройдем весь путь проектирования обучения. Каждый этап сделаем на практике, по каждому я дам обратную связь и помогу разобраться, если что-то не будет получаться. В итоге у участников будет готовый проект, по которому можно будет создать курс или программу.

В курсе много практики и много обратной связи. Много совместных обсуждений и групповой работы. Соотношение теории и практики - 50 на 50, а местами практики даже больше, чем теории. Все самостоятельные работы курса мы будем делать по шаблонам, которые вы дальше сможете использовать в работе. Это те документы, с которыми я работаю сама.

В новой программе будет отдельное место для ИИ. Но только не для генерации текстов, а для того, чтобы проектировать, строить гипотезы и проверять свои идеи. Такое ИИ, которое сделает вас сильнее.

Курс идет 6 недель, в нем 14 живых вебинаров и 8 больших самостоятельных работ. Он, честно, требует усилий. Я не готова вам рассказывать сказки о том, что все будет легко и просто, делать ничего не нужно, а на выходе вы - педдизайнер. Педдизайнером вы точно можете стать, но придется нам с вами вместе много работать.

Полная программа курса уже опубликована. Если у вас есть вопросы о том, что будет, что вы получите, стоит или не стоит его проходить - вы можете написать мне лично, я обязательно все расскажу.

Итак:
- Курс “13 правил проектирования современного обучения взрослых” - большой и полный курс по педагогическому дизайну;
- Внутри - готовая методика создания обучения в любом формате, которую вы сможете использовать на практике сразу;
- 14 вебинаров, 8 самостоятельных работ, постоянная обратная связь от меня и моего соведущего, проверка ваших работ нашими руками, без ИИ;
- Стоимость - от 59 900 (есть Сплит).

Полное описание и программа уже на сайте. Количество место ограничено в виду особенностей курса.
👍1613🔥12
Живое обучение pinned «Новый большой курс в новом году Почти полгода я его проектировала, придумывала, все меняла и делала заново. Хотела найти тот самый вариант, который будет работать. И вот, под новый год, он готов - большой курс по педагогическому дизайну. Я его провожу один…»
Мини-курс про сценарии уже сегодня

Сегодня в 16-00 (МСК) пройдет мини-курс "Как создать сценарий для электронного курса из любого учебного материала?".

Приходите за практическими рекомендациями для создания современных и очень качественных курсов.

Регистрация открыта
🔥103👍2
Новый год, который слишком много обещает
Большой текст о том, как не требовать от себя всего подряд и не обещать то, что выполнить не получится

Я давно не писала текстов не про обучение, точнее писала, но не очень публиковала. Сегодня четверг, а по четвергам у нас обычно текст про личное обучение. И сегодня он будет не совсем про обучение, точнее не про то, как учиться, а, скорее, про то, чему учиться.

Написала:
- слишком большие ожидания;
- про условия, которые мы не учитываем;
- про нестабильную мотивацию и
про доверие к себе.

Полный текст на Дзене, такое в канал не влезет.
25👍7
Запас знаний
Подборка записей мини-курсов 2025 года со скидкой

Год заканчивается, мини-курсы 2025 года - тоже. Я редко повторяю курсы, они идут в живую только один раз. Но вот в записи они живут.

Я сделала для вас пакет из 5 курсов:

1. Работа с экспертами - курс, в котором весь процесс работы с экспертами разложен по шагам, с шаблонами и инструментами.

2. Тестирование со смыслом - курс про то, как делать тесты, как считать результаты и проходной балл.

3. ИИ в работе педдизайнера - все, что нужно педдизайнеру от ИИ, кроме написания текстов. О том, как ИИ может сделать работу лучше и эффективнее

4. Управление когнитивной нагрузкой - курс про обучение вечно перегруженных людей

5. 5 теорий обучения - базовая, но очень важная теория, переложенная на практику, то есть в логике «как применять?»

Это хиты 2025 года, в записи и в живую их уже прошло более 300 человек каждый.

Такой пакет без скидки стоит 14 500, а сейчас со скидкой - 10 000, то есть примерно 1,5 курса бесплатно.

Купить пакет можно вот по этой ссылке.
После оплаты откроем доступ к 5 курсам.

Получился хороший запас знаний на Новый год 🎄
16🔥14👍6
По учебнику не сделать
И что общего между курсом и спектаклем

Я как-то обратила внимание на отзыв на Amazon на одну очень известную и качественную книгу по педдизайну. В нем автор сетовал, что, мол, так никогда работать не будет и вообще написано для идеального мира. А на самом деле все иначе.

Пожалуй, вынуждена согласиться. Потому что ни в одном учебнике, в том числе по педдизайну, не будет отражена реальная картина. Потому, что он учебник и потому, что задача учебника как раз в том, чтобы показать один из вариантов правильного процесса. А задача того, кто читает этот учебник, понять написанное и стараться адаптировать правильные подходы под реальную жизнь. Что-то получится сделать один к одному, а что-то и вовсе никогда не будет работать.

Обучение людей - задача исключительно сложная и многогранная
. Люди имеют обыкновение вести себя совершенно не по стандарту и непредсказуемо. Хуже того, все разные. А еще на нас влияет среда, окружение, жизненные обстоятельства и еще миллион всего, включая геополитику и погоду. На одну и ту же целевую аудиторию сегодня может сработать одно учебное решение, а завтра точно такое же дать результат совершенно иной. И еще и понять сразу нельзя, почему так получилось.

Потом в педдизайне и в проектировании обучения взрослых все теории и методики всегда будут опорными. Их нужно знать, им стоит следовать, но нужно постоянно помнить, что методика, даже самая проверенная, может не сработать. Особенно, если ее пробовать применить просто “как есть”.

Главная задача - это анализ. То есть изучение тех, кого мы будем учить и задачи, которая перед нами стоит. Кого учим и чему учим? - два ключевых вопроса. Дальше нам нужно строить гипотезы и пробовать их проверять. Смотреть на то, как наша ЦА может среагировать на тот или иной материал, что может помешать начать применять, где будет сопротивление. Чем больше гипотез мы строим, чем больше вопросов мы задаем, тем больше шансов, что мы подберем методику или подход или их версию, которые сработают в этой ситуации.

И все это не с первого раза. Потому что спектакль ставят после большого количества репетиций, а после каждого прогона снова смотрят, что пошло не так. Это непрерывный процесс развития. С обучением ровно так же. Ни один курс, ни одна программа не могут начать работать с первого раза так, как нам нужно. Слишком много нюансов и все их сразу предусмотреть не получится. Как минимум потому, что многие так спрятаны, что сразу не откапаешь.

Методики из коробки и из учебника не работают. Разве что иногда и почти в идеальных условиях. Все требует адаптации, настройки и более точного подбора подходов. Под задачу, под ЦА, под условия. Цикл Колба не может работать в любой ситуации, равно как и любой другой цикл, процесс или модель. И опасно так полагаться на одно решение. Нужно подбирать и пробовать, и соединять и снова пробовать.
👍3221
✈️ Конкурс под Новый год

В этому году мы с компанией ТрейнигСпейс записали прекрасный подкаст. И как-то так хорошо поговорили, что решили, что нужно и дальше общаться и делать что-то вместе.

📖 И вот коллеги проводят у себя конкурс, в котором можно выиграть мою книгу.

Для участия вам нужно подписаться:
- На канал Живое обучение - это уже у вас есть;
- На канал ТренингСпейс
- и в комментариях под постом в канале ТрейнингСпейс оставить комментарий о том, какой навык вы планируете развивать в будущем году.


И дальше - призвать удачу :)

Переходите, пишите комментарии и участвуйте. Пусть будет новогоднее настроение.
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
12👍2
Одна задача в один момент времени
Или о том, что обучение требует к себе внимания

Попробуйте провести небольшой эксперимент. Допустим вы решили попробовать есть медленно, например следуя австрийской методике Майера. В ней прием пищи - это дело размеренное и спокойное, с полным погружением, потому что считается, что именно так мы съедаем намного меньше (что похоже правда). Так вот, вы садитесь за стол, перед вами ваш обед или ужин. Вы кладете в рот первый кусочек и медленно его жуете. Потом второй. А потом посмотрите в телефон или в окно, подумайте о чем-то, кроме еды.

Вы обнаружите, что третий и последующие кусочки вы уже не считали и съели их быстрее, чем жевали первый. Почему? Потому что мозг переключил свое внимание на что-то более важное или просто переключился и перестал контролировать процесс. И есть мы сразу начинаем с привычной скоростью, а она, зачастую, сильно выше той, которую мы хотим в себе воспитать.

Два процесса сразу мозг вести не может, особенно если один из них новый и непривычный.

Теперь возьмем видео курс или аудио запись. Включаем и начинаем готовить ужин. В какой-то момент мы понимаем, что вроде как нет сметаны, потом начинаем слегка суетиться, потому что что-то одно уже подгорает, а что-то другое еще не порезано. И где в этот момент наш мозг? На кухне. Сколько мы пропустили? Мы могли даже слышать слова, но мысли, которые этими словами выражаются и, тем более, мысли, которые у нас у самих могли возникнуть от слов автора - пропадают. Иногда и слова уходят на задний план.

Потому что два процесса одновременно вести не получается. Или то или другое. И никак иначе. Обучение требует к себе внимания и выделенного времени. Особенно, когда перед нами новый и непривычный материал, когда мы еще не умеем обращаться с темой внутри своей головы.

Кстати, ровно поэтому чтение - это наиболее надежный инструмент. Совместить его ни с чем не получается, как ни крути. А если уходишь мыслями, то почти сразу перестаешь читать и замечаешь это. И соблазна нет совместить, потому что никак.

Сейчас есть такая тенденция - совмещение. Прогулку нужно совместить с книжкой, поездку тоже с чем-то, а видео лекцию или вебинар вполне можно слушать и отвечать на почту. Можно, но не нужно. Потому что от этого точно что-то пострадает. Или письмо будет совсем не то, которое вы хотели. Или из обучения вы заберете такой минимум, что хватило бы и описания курса.

Потому мне кажется, что лучше учиться чуть меньше, но с полным включением. И забрать все, что было в курсе или в лекции. И гулять - лучше просто гулять. А за рулем вообще опасно слушать. Одно дело в один момент времени. Меньше, но лучше и с чувством и вовлечением.
👍2724🔥17