Много лет назад я сильно интересовалась темой аутизма / синдрома Аспергера, читая и просматривая всё, что могла найти на русском языке (на укр почти ничего не было). В то время меня сильно удивил тот факт, что так мало материалов собирается от самих аутичных людей, ведь немалая их часть вполне способны разговаривать и писать. В потоке патологизации и социальной стигмы многообещающим показалось изучать психические феномены «изнутри». Поэтому собрала тут список художественной или научпоп литературы, который считаю неплохим введением в тему.
Хорошие книги про мир аутичных людей
🔸1. Донна Уильямс. Никто нигде. Красочная автобиография аутичной женщины, художницы и певицы. С одной стороны это правдивое описание преодоления миллиона препятствий, а с другой — очаровательное погружение в гиперчувствительный сенсорный мир авторки: звуки, ритмы, кружение, узоры букв, слов, орнаментов.
🔹2. Темпл Грэндин. Взгляд на аутизм изнутри. Про эту женщину есть кино: она всемирно известная дизайнерка животноводческих помещений (изобрела более гуманный способ обращения со скотом при убое), а также создательница «обнимательной машины» (аппарат, который может использоваться для успокоения; оказывается, и животным, и аутистам нравится, когда на их тело оказывают сильное давление). У неё есть и другие труды: «Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера», «Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом» и проч.
🔸3. Оливер Сакс. Антрополог на Марсе. Одноимённая глава посвящена Темпл Грэндин, а само название — это то, как она описывает собственные ощущения в социальных взаимодействиях.
🔹4. Марк Хэддон. Загадочное ночное убийство собаки. Детективная история от лица пятнадцатилетнего мальчика.
🔸5. Джонатан Фоер. Жутко громко и запредельно близко. Ещё один околодетективный нарратив про мальчика, отец которого погибает в при теракте 11 сентября, с большим акцентом на внутреннем мире героя.
🔹6. Владимир Набоков. Защита Лужина. Роман про аутичного шахматного гроссмейстера, переживающего нервный срыв во время очередного турнира.
🔸7. Эрленд Лу. Наивно. Супер. История норвежского писателя о том, каково в 25-ти летнем возрасте вдруг осознать, что жизнь не удалась, и переосмыслить всё заново.
🔹8. Грэм Симсион. Проект Рози. Австралийский автор изображает своего персонажа — учёного-генетика с синдромом Аспергера — довольно карикатурно, но не худшее произведение в жанре романтической комедии.
🔸9. Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу. Глава "Художник-аутист".
#книга #аутизм
Хорошие книги про мир аутичных людей
🔸1. Донна Уильямс. Никто нигде. Красочная автобиография аутичной женщины, художницы и певицы. С одной стороны это правдивое описание преодоления миллиона препятствий, а с другой — очаровательное погружение в гиперчувствительный сенсорный мир авторки: звуки, ритмы, кружение, узоры букв, слов, орнаментов.
Меня тронуло то, что мои слова вызвали у нее такие эмоции, которые я сама не могла проявлять. И отреагировала я на это с тем уважением, о каком всегда мечтала по отношению к проявлениям собственных эмоций — промолчала и сделала вид, что ничего не заметила.
Люди, которые мне нравились, были для меня тем же, что и их вещи, а эти вещи (или похожие на них) — моей защитой от других вещей, которые мне не нравились, то есть других людей.
🔹2. Темпл Грэндин. Взгляд на аутизм изнутри. Про эту женщину есть кино: она всемирно известная дизайнерка животноводческих помещений (изобрела более гуманный способ обращения со скотом при убое), а также создательница «обнимательной машины» (аппарат, который может использоваться для успокоения; оказывается, и животным, и аутистам нравится, когда на их тело оказывают сильное давление). У неё есть и другие труды: «Выбор подходящей профессии для людей с аутизмом или синдромом Аспергера», «Обучающие подсказки для детей и взрослых с аутизмом» и проч.
🔸3. Оливер Сакс. Антрополог на Марсе. Одноимённая глава посвящена Темпл Грэндин, а само название — это то, как она описывает собственные ощущения в социальных взаимодействиях.
🔹4. Марк Хэддон. Загадочное ночное убийство собаки. Детективная история от лица пятнадцатилетнего мальчика.
Мать говорила, что Кристофер – чудесное имя, потому что оно обозначает историю о том, как быть добрым и помогать другим. Но я не хочу, чтобы мое имя обозначало историю о том, как быть добрым и помогать другим. Я хочу, чтобы мое имя обозначало меня.
🔸5. Джонатан Фоер. Жутко громко и запредельно близко. Ещё один околодетективный нарратив про мальчика, отец которого погибает в при теракте 11 сентября, с большим акцентом на внутреннем мире героя.
Мой аутизм включает в себя Страх Открытости: поэтому лучший способ что-то мне дать — просто положить это рядом со мной, не ожидая ни отклика, ни благодарности. Когда от меня ждали отклика или благодарности, это отчуждало меня от того предмета, который должен вызвать такую реакцию.
🔹6. Владимир Набоков. Защита Лужина. Роман про аутичного шахматного гроссмейстера, переживающего нервный срыв во время очередного турнира.
Просто не было взрослых слов для его детских впечатлений.
🔸7. Эрленд Лу. Наивно. Супер. История норвежского писателя о том, каково в 25-ти летнем возрасте вдруг осознать, что жизнь не удалась, и переосмыслить всё заново.
🔹8. Грэм Симсион. Проект Рози. Австралийский автор изображает своего персонажа — учёного-генетика с синдромом Аспергера — довольно карикатурно, но не худшее произведение в жанре романтической комедии.
🔸9. Оливер Сакс. Человек, который принял жену за шляпу. Глава "Художник-аутист".
Математик Вим Кляйн описал это так: "Числа -- мои друзья. Возьмем 3844 -- что вам это число? Для вас это просто три, восемь, четыре и четыре. А я говорю: "Привет, 62 в квадрате!"
Ей также прописали режим усиленной терапии, дабы "выяснить, как максимизировать её возможности в других направлениях". В результате она стала говорить -- и перестала рисовать. Найджел Деннис по этому поводу замечает: "У гения отняли гениальность, оставив только общую недоразвитость. Что нам думать о таком странном исцелении?"
#книга #аутизм
❤15
С репрезентацией аутистов в кино дела обстоят хуже по нескольким причинам. В одном случае их показывают исключительно как (мальчиков и) тяжелый груз для семьи и всего общества в целом (тогда фильм или сериал превращается в медикализированную стереотипную драму), а в другом — приписывают всем нейроотличным синдром саванта, за чем скрывается послание вроде «мы готовы это терпеть, только если среди вас есть гении». В идеальном случае персонаж в спектре должен занимать второстепенную роль (чтобы сюжет не вращался вокруг «болезни»); тогда зритель имеет возможность постепенно узнавать о разных сторонах его личности (которые не равняются сухим пунктам из DSM).
Отличный представитель такого сериала (комедия) — ⭐️ «Сообщество» (2009, Дэн Хармон) про компанию разношерстных людей, поступивших в дурацкий общественный колледж. Второй великолепный экземпляр (пластилиновый австалийский мультик) — ⭐️ «Мэри и Макс» (2009, Адам Эллиот) — о дружбе по переписке 8-летней девочки и 44-летнего еврейского мужчины. Третье место занимает шведско-датский детективный сериал ⭐️ «Мост» (2011) про расследование необычного убийства. Конечно, это всё субъективно.
Неплохие фильмы и сериалы про аутичных людей
1. 🌟 Тэмпл Грандин (2010, Мик Джексон) — на основе биографии учёной.
2. 🌟 Необычный адвокат У Ён У (2022) — южнокорейский сериал, ценен тем, что показывает в спектре именно девушку.
3. 🌟 В космосе чувств не бывает (2010, Андреас Еманн) — колоритная шведская комедия.
4. 🌟 Атипичный (2017) — про взросление подростка.
5. 🌟 «Слово на букву А» (2016) — музыкальный пятилетний малыш с селективным мутизмом.
6. 🌟 Touch (2012) — аутичный ребёнок предсказывает, между кем из людей есть связь.
7. 🌟 X+Y (2014) — мелодрама про юношу-математика.
8. 🌟 «Хороший доктор» (2017) — для любителей сериалов про операции.
Из тех, что понравились меньше: «Я Сэм», «Меркурий в опасности», «Девушка с татуировкой дракона», «Снежный пирог».
А что бы порекомендовали вы?
#смотрим_вместе #фильм #аутизм
Отличный представитель такого сериала (комедия) — ⭐️ «Сообщество» (2009, Дэн Хармон) про компанию разношерстных людей, поступивших в дурацкий общественный колледж. Второй великолепный экземпляр (пластилиновый австалийский мультик) — ⭐️ «Мэри и Макс» (2009, Адам Эллиот) — о дружбе по переписке 8-летней девочки и 44-летнего еврейского мужчины. Третье место занимает шведско-датский детективный сериал ⭐️ «Мост» (2011) про расследование необычного убийства. Конечно, это всё субъективно.
Неплохие фильмы и сериалы про аутичных людей
1. 🌟 Тэмпл Грандин (2010, Мик Джексон) — на основе биографии учёной.
2. 🌟 Необычный адвокат У Ён У (2022) — южнокорейский сериал, ценен тем, что показывает в спектре именно девушку.
3. 🌟 В космосе чувств не бывает (2010, Андреас Еманн) — колоритная шведская комедия.
4. 🌟 Атипичный (2017) — про взросление подростка.
5. 🌟 «Слово на букву А» (2016) — музыкальный пятилетний малыш с селективным мутизмом.
6. 🌟 Touch (2012) — аутичный ребёнок предсказывает, между кем из людей есть связь.
7. 🌟 X+Y (2014) — мелодрама про юношу-математика.
8. 🌟 «Хороший доктор» (2017) — для любителей сериалов про операции.
Из тех, что понравились меньше: «Я Сэм», «Меркурий в опасности», «Девушка с татуировкой дракона», «Снежный пирог».
А что бы порекомендовали вы?
#смотрим_вместе #фильм #аутизм
❤8
Колеги зібрали в одне місце усі посилання з психологічної/реабілітаційної та іншої допомоги воєнним та їх сім'ям. Тут: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1kEGgRhx9M0xfC9RVOcesU2PrT0vMz65gv1SctFqfx98/edit?usp=drivesdk
❤6👍2
С точки зрения Марти и М’Юзана, от соматических расстройств организм защищают «грезы» — фантазии, сновидения и другие продукты психической активности, которые связывают силы, создающие риск соматозов. Психосоматические заболевания возникают у лиц, которые не способны «грезить» в степени, достаточной для того, чтобы этим силам препятствовать. В разработку данной темы внесли значительный вклад также Фэн и Дэвид (доклад 1963 года «Функциональные аспекты грез»).
Марти и М’Юзан добавляют, что эти пациенты, как правило, не видят снов или ничего не могут о них сказать; если же все-таки сообщают нечто, то рассказ их является лишь изложением действий, связанных с актуальной реальностью. При этом характерны либо отсутствие, либо крайняя бедность ассоциаций к сюжетам и образам сновидений. (Типичным примером может служить следующий фрагмент из моей практики: однажды пациентка рассказала сон, в котором она ехала в автомобиле по дороге с огромными рытвинами и ухабами, но не ощущала ни малейшей тряски. Когда я спросил, о чем, по ее мнению, подобный сон может говорить, она ответила, не задумавшись ни на секунду: «У автомобиля хорошие рессоры»).
Они также часто испытывают бессонницу, вызываемую, с точки зрения французских авторов, дефицитом «грёз»; при этом в бессонные периоды у них преобладают фантазии аналогичного операторного типа, составленные из актуальных и утилитарных представлений.
Из книги "Психосоматика: психоаналитический подход"
#цитата
Марти и М’Юзан добавляют, что эти пациенты, как правило, не видят снов или ничего не могут о них сказать; если же все-таки сообщают нечто, то рассказ их является лишь изложением действий, связанных с актуальной реальностью. При этом характерны либо отсутствие, либо крайняя бедность ассоциаций к сюжетам и образам сновидений. (Типичным примером может служить следующий фрагмент из моей практики: однажды пациентка рассказала сон, в котором она ехала в автомобиле по дороге с огромными рытвинами и ухабами, но не ощущала ни малейшей тряски. Когда я спросил, о чем, по ее мнению, подобный сон может говорить, она ответила, не задумавшись ни на секунду: «У автомобиля хорошие рессоры»).
Они также часто испытывают бессонницу, вызываемую, с точки зрения французских авторов, дефицитом «грёз»; при этом в бессонные периоды у них преобладают фантазии аналогичного операторного типа, составленные из актуальных и утилитарных представлений.
Из книги "Психосоматика: психоаналитический подход"
#цитата
❤7🔥1🤔1
Деякої перверсивної логіки не цураються іноді й невротики, особливо в романтичних стосунках. У найбуденнішому випадку це такі ситуації, коли хочеться, щоб людина щось зробила, але при цьому цінність зробленого буде втрачена, якщо вона сама не здогадається про наші побажання. Так Фріда Кало звертається до свого чоловіка (принаймні, їй це приписують):
"Я не прошу тебе мене поцілувати, і не вибачайся переді мною, коли я думаю, що ти неправий. Я навіть не проситиму тебе обійняти мене, коли мені це найбільше потрібно. Я не прошу тебе говорити мені, яка я гарна, навіть якщо це брехня, і не пиши мені красивих слів. Я не проситиму тебе зателефонувати мені, для того, щоб розповісти, як пройшов твій день, і сказати, що ти сумуєш за мною. Я не проситиму тебе дякувати мені за все, що я роблю для тебе, і піклуватися про мене, коли душа вичерпається, і, звичайно, я не проситиму тебе підтримати мене в моїх рішеннях. Я навіть не проситиму тебе послухати мене, коли в мене є тисяча історій, які мені хочеться розповісти тобі. Я не проситиму тебе щось для мене робити, я навіть не намагатимуся назавжди бути поруч. Тому що якщо я маю просити тебе про все це, то я більше цього не хочу."
У такий поетичний спосіб Фріда може казати щось на кшталт: "Я хочу, щоб ти мені підкорявся цілком". І за формою це перверсивна модель міркувань: я претендую не просто на якісь дії від тебе, як від вільного суб'єкта, з яким можлива комунікація, я хочу, щоб ти сам став об'єктом мого задоволення.
Тоді як в більш скромній, але і більш стабільній версії стосунків люди вимушені озвучувати свої бажання напряму.
#нотатка
"Я не прошу тебе мене поцілувати, і не вибачайся переді мною, коли я думаю, що ти неправий. Я навіть не проситиму тебе обійняти мене, коли мені це найбільше потрібно. Я не прошу тебе говорити мені, яка я гарна, навіть якщо це брехня, і не пиши мені красивих слів. Я не проситиму тебе зателефонувати мені, для того, щоб розповісти, як пройшов твій день, і сказати, що ти сумуєш за мною. Я не проситиму тебе дякувати мені за все, що я роблю для тебе, і піклуватися про мене, коли душа вичерпається, і, звичайно, я не проситиму тебе підтримати мене в моїх рішеннях. Я навіть не проситиму тебе послухати мене, коли в мене є тисяча історій, які мені хочеться розповісти тобі. Я не проситиму тебе щось для мене робити, я навіть не намагатимуся назавжди бути поруч. Тому що якщо я маю просити тебе про все це, то я більше цього не хочу."
У такий поетичний спосіб Фріда може казати щось на кшталт: "Я хочу, щоб ти мені підкорявся цілком". І за формою це перверсивна модель міркувань: я претендую не просто на якісь дії від тебе, як від вільного суб'єкта, з яким можлива комунікація, я хочу, щоб ти сам став об'єктом мого задоволення.
Тоді як в більш скромній, але і більш стабільній версії стосунків люди вимушені озвучувати свої бажання напряму.
#нотатка
👍6❤3🔥2
Для психоанализа свойственно задавать вопрос о смысле симптома. В «Психосоматике: психоаналитический подход» также замечают, что эту оптику сложно применить к чисто телесным симтомам (например, учащённое серцебиение при панической атаке, утомляемость, потливость, не вызванная болезнями боль в животе и т.п.) Такие жалобы тоже могут иметь психогенную природу, но они не означают ничего кроме самих себя, и трудно поддаются интерпретациям. Поэтому классический вопрос «что данная телесная реакция нам сообщает?» можно переформулировать на «в каких условиях могла зародиться предрасположенность к этой реакции?»
В дополнение Аммон писал, что вопрос телесно страдающего пациента «что со мной?» может быть услышан аналитиком как «кто я и кем мне позволено быть?» Медицинский подход устраняет симптом, что пациент бессознательно воспринимает как ответ «никем не позволено, даже тем, кто ты есть». Врач поступает в этой ситуации как мать, не разрешавшая ребенку поднять вопрос о собственной идентичности.
В качестве примера приводится история юной девочки, которая сопротивлялась требованиям своей мамы ходить на спортивную секцию, при помощи желудочных расстройств («У меня болит живот — значит можно не идти»). Не умея сказать матери «нет», она заявляла ей с помощью тела: «Я — другая, а не такая, какой ты велишь мне быть!» Однако девочке давали таблетку, и её заболевание проходило, что означало для нее: «Ты именно такая, и больше не спорь».
В дополнение Аммон писал, что вопрос телесно страдающего пациента «что со мной?» может быть услышан аналитиком как «кто я и кем мне позволено быть?» Медицинский подход устраняет симптом, что пациент бессознательно воспринимает как ответ «никем не позволено, даже тем, кто ты есть». Врач поступает в этой ситуации как мать, не разрешавшая ребенку поднять вопрос о собственной идентичности.
В качестве примера приводится история юной девочки, которая сопротивлялась требованиям своей мамы ходить на спортивную секцию, при помощи желудочных расстройств («У меня болит живот — значит можно не идти»). Не умея сказать матери «нет», она заявляла ей с помощью тела: «Я — другая, а не такая, какой ты велишь мне быть!» Однако девочке давали таблетку, и её заболевание проходило, что означало для нее: «Ты именно такая, и больше не спорь».
👍4❤1
Cемь принципов, которыми целесообразно руководствоваться при консультировании психосоматической личности:
1. Терапевт уделяет постоянное внимание реакциям контрпереноса, чтобы не блокировать спонтанность клиента.
2. Терапевт с первых консультаций оценивает психическую стабильность пациента, в частности, толерантность к фрустрациям, помня, что тенденция к соматизации создает резервуар колоссального эмоционального напряжения. В тех же рамках он исследует индивидуальную систему его значимостей, например, проясняет, какие жизненные ситуации или конфигурации отношений становятся для него наиболее болезненными и способны спровоцировать аффективную или соматическую дезорганизацию.
3. Терапевт избегает сразу давать оценку соматическому состоянию пациента в терминах психологии, так как это может быть воспринято как проявление несерьезного отношения или даже как упрек в симуляции.
4. Терапевт уделяет особое внимание тем ситуациям в жизни пациента, о которых последний, несмотря на их драматичный характер, рассказывает как о самых банальных и незначительных эпизодах.
5. Терапевт проявляет интерес не только к страданию пациента, но и к светлым сторонам его жизни: радостях, достижениях, планах и т. д., то есть ко всему, что связано с сильными и здоровыми аспектами его личности. Если взгляд интервьюера направлен лишь на слабости, конфликты и перегрузки собеседника, последний переживает, по определению Бройтигама с соавторами, «демонтаж».
6. Терапевт старается, насколько это возможно, отрешиться от известных ему теорий, не пробует подогнать пациента под прокрустово ложе того, что читал или знает на основе собственного опыта.
7. Начиная сессии с психосоматическим пациентом, терапевт настраивает себя на долгую работу, в которой поначалу, вероятно, не будет ощущаться какой-либо прогресс. Лучше подчеркнуть, что с помощью анализа клиент, возможно, сумеет решить проблемы, когда-то ставшие одной из причин его нынешнего страдания, но посоветовать не относиться к терапии как к панацее, а к аналитику — как к волшебнику. В частности, если он обратился с соматическим заболеванием, начало психотерапии не должно стать поводом для отказа от помощи лечащего врача.
На базе «Психосоматика: психоаналитический подход»
1. Терапевт уделяет постоянное внимание реакциям контрпереноса, чтобы не блокировать спонтанность клиента.
2. Терапевт с первых консультаций оценивает психическую стабильность пациента, в частности, толерантность к фрустрациям, помня, что тенденция к соматизации создает резервуар колоссального эмоционального напряжения. В тех же рамках он исследует индивидуальную систему его значимостей, например, проясняет, какие жизненные ситуации или конфигурации отношений становятся для него наиболее болезненными и способны спровоцировать аффективную или соматическую дезорганизацию.
3. Терапевт избегает сразу давать оценку соматическому состоянию пациента в терминах психологии, так как это может быть воспринято как проявление несерьезного отношения или даже как упрек в симуляции.
4. Терапевт уделяет особое внимание тем ситуациям в жизни пациента, о которых последний, несмотря на их драматичный характер, рассказывает как о самых банальных и незначительных эпизодах.
5. Терапевт проявляет интерес не только к страданию пациента, но и к светлым сторонам его жизни: радостях, достижениях, планах и т. д., то есть ко всему, что связано с сильными и здоровыми аспектами его личности. Если взгляд интервьюера направлен лишь на слабости, конфликты и перегрузки собеседника, последний переживает, по определению Бройтигама с соавторами, «демонтаж».
6. Терапевт старается, насколько это возможно, отрешиться от известных ему теорий, не пробует подогнать пациента под прокрустово ложе того, что читал или знает на основе собственного опыта.
7. Начиная сессии с психосоматическим пациентом, терапевт настраивает себя на долгую работу, в которой поначалу, вероятно, не будет ощущаться какой-либо прогресс. Лучше подчеркнуть, что с помощью анализа клиент, возможно, сумеет решить проблемы, когда-то ставшие одной из причин его нынешнего страдания, но посоветовать не относиться к терапии как к панацее, а к аналитику — как к волшебнику. В частности, если он обратился с соматическим заболеванием, начало психотерапии не должно стать поводом для отказа от помощи лечащего врача.
На базе «Психосоматика: психоаналитический подход»
❤4👍4
Forwarded from Прогулки по бессознательному с Василием Манзаром (Василий Манзар)
За годы профессионального и жизненного опыта я пришел к простому выводу (, а может и не такому простому). Самая большая сила в этом мире - это любовь и прощение.
🔥7❤3
Чтец (2008, Стивен Долдри) — драматичное кино, снятое по одноимённому роману Шлинка. Про цену, которую мы платим за сохранение своих самых интимных тайн.
Она была гибкой, грациозной, соблазнительной – только соблазнительными были не грудь, не ягодицы, не ноги, а приглашение забыть об окружающем мире в глубинах тела.
Жизнь наша многослойна, её слои так плотно прилегают друг к другу, что сквозь настоящее всегда просвечивает прошлое, это прошлое не забыто и не завершено, оно продолжает жить и оставаться злободневным.
#смотрим_вместе
Она была гибкой, грациозной, соблазнительной – только соблазнительными были не грудь, не ягодицы, не ноги, а приглашение забыть об окружающем мире в глубинах тела.
Жизнь наша многослойна, её слои так плотно прилегают друг к другу, что сквозь настоящее всегда просвечивает прошлое, это прошлое не забыто и не завершено, оно продолжает жить и оставаться злободневным.
#смотрим_вместе
❤7👍2
Неважливо, любовний це партнер чи наркотична речовина — результат завжди один і той самий: моя душа не може жити без цього іншого. Однак неможливо насититися тим, що вам насправді не потрібно. Вам не потрібні алкоголь і наркотики. Якщо ви зможете знайти те, що вам справді потрібно, то знайдете вирішення своєї проблеми із залежністю.
Джеймс Гіллман
#цитата
Джеймс Гіллман
#цитата
🔥8
Страна приливов (2005, Терри Гиллиам).
То, что нам дорого, детка, не должно умирать и уходить в землю.
#смотрим_вместе
То, что нам дорого, детка, не должно умирать и уходить в землю.
#смотрим_вместе
На полях у психоаналітика
Страна приливов (2005, Терри Гиллиам). То, что нам дорого, детка, не должно умирать и уходить в землю. #смотрим_вместе
Невероятно грустное кино, в котором главная героиня постоянно улыбается. Это драма в тёплых оттенках, таких, в которых иногда принято говорить о своём хорошем детстве, даже если объективно произошедшее для постороннего слушателя оказывается кошмаром.
Несмотря на множество жутких сцен, этот фильм практически полностью про любовь. Про наивную (и иногда безответную) любовь к родителям, какими бы они ни были, про любовь, которая случается от безысходности и одиночества, любовь, забирающую возможность расстаться, отпустить. Ещё в 1917 году, в Trauer und Melancholie Фрейд описывает меланхолика, неспособного попрощаться с объектом своей привязанности, потому что тот стал его неотъемлемой частью. И тогда нужно из последних сил удерживать его внутри себя, уходя от реальности. Даже если это что-то мёртвое, ядовито разлагающееся, меланхолик заточает объект в безвременную темницу, становясь в ней таким же пленником.
С другой стороны, сила защитных механизмов психики улавливается уже на постере, где девочка сидит на дереве, растущем вниз, в небо. И этот переворот всего вокруг, непрекращающееся фантазирование оказывается единственным способом сохранить себя. Чтобы продолжать жить там, где надежды и мечты валяются на обочине как мусор.
#смотрим_вместе
Несмотря на множество жутких сцен, этот фильм практически полностью про любовь. Про наивную (и иногда безответную) любовь к родителям, какими бы они ни были, про любовь, которая случается от безысходности и одиночества, любовь, забирающую возможность расстаться, отпустить. Ещё в 1917 году, в Trauer und Melancholie Фрейд описывает меланхолика, неспособного попрощаться с объектом своей привязанности, потому что тот стал его неотъемлемой частью. И тогда нужно из последних сил удерживать его внутри себя, уходя от реальности. Даже если это что-то мёртвое, ядовито разлагающееся, меланхолик заточает объект в безвременную темницу, становясь в ней таким же пленником.
С другой стороны, сила защитных механизмов психики улавливается уже на постере, где девочка сидит на дереве, растущем вниз, в небо. И этот переворот всего вокруг, непрекращающееся фантазирование оказывается единственным способом сохранить себя. Чтобы продолжать жить там, где надежды и мечты валяются на обочине как мусор.
#смотрим_вместе
💔7
Так или иначе, если жизнь пациентов была адом, если их детство было адом, если их взрослые отношения были адом, то я уверен, что и их анализ будет адом, и я ожидаю, что мне придется гореть там вместе с ними, как их мучителю, товарищу по несчастью, свидетелю и спасителю. Я не ожидаю, что смогу долго сохранять хладнокровие в этой ситуации. И даже если я это сделаю, тогда я не могу себе представить, как анализ продвинется дальше поверхностной поддержки.
Льюис Арон. A Ruthless Examination of an Empathic Clinical Presentation: A Discussion of Joye Weisel-Barth's Clinical Case (2003)
#цитата
Льюис Арон. A Ruthless Examination of an Empathic Clinical Presentation: A Discussion of Joye Weisel-Barth's Clinical Case (2003)
#цитата
👍6😢3
Forwarded from syg.ma
🤐 Чому голос є чимось більшим, ніж просто носій значення або джерело естетичного захоплення?
Психоаналітикиня Альона Бартош опублікувала нотатки до книги «Голос і більш нічого» Младена Долара — про голос як про психоаналітичний об'єкт.
#sygma_uk #psychology #psychoanalysis
https://syg.ma/@alena-bartosh/na-polyah-golosu-i-bilsh-nichogo-mladena-dolara
syg.ma — відкрита платформа, де всі можуть щось опублікувати. Думка редакції може не співпадати з точкою зору автор: ки.
Психоаналітикиня Альона Бартош опублікувала нотатки до книги «Голос і більш нічого» Младена Долара — про голос як про психоаналітичний об'єкт.
У 1769 році Кемпелен (австрійський придворний) конструює специфічний шаховий апарат, про який зазначають, що він може обіграти будь-кого, і автоматично реагує на хід супротивника. Машина виглядає як лялька в турецькому вбранні, з кальяном у роті, що сидить перед широким столом. Однією рукою лялька тримає кальянну трубку, а іншою рухає фігури. Глядачам показують, що все чесно, і під конструкцією стола нічого нема. Автомат здобув скандальну славу і обіграв навіть Наполеона! Такий собі штучний інтелект XVIII століття.
Насправді в коробці під столом залишалось місце, де сидів горбатий карлик. Карлик, або навіть гномик рухав рукою ляльки за допомогою мотузок (по принципу маріонетки). А сама коробка була обладнана складною системою дзеркал, які забезпечували ілюзію пустоти. Аж через 70 років при детальному огляді машини виявилося, що там вистачало місця для людини звичайного зросту, але ідея горбуна закріпилася намертво.
Цей образ став популярним, так що його використовує навіть Вальтер Беньямін (1940). Едґар Алан По взагалі проводить своє «журналістське розслідування» (1836): він їздить на кожне шоу з автоматом і занотовує все, що бачить, щоб за допомогою спостережень і дедукції в стилі Дюпена вивести ляльку на чисту воду, й довести, що все це шахрайство. Чарлз Беббідж (англійський математик, 1819), намагаючись розгадати секрет цього таємничого екземпляру, винаходить малу різницеву машину!
Після смерті Кемпелена (1804), «Турок» дістається Мельцелю (віденський механік, піаніст), який влаштовує з ним ціле американське турне. Мельцель прагне слави, і, крім того, самостійно видумує і конструює метроном. Першим, хто використав метроном, став Бетховен (1817), для якого ще раніше Мельцель створив слуховий апарат.
Автомат згорів під час пожежі в Фільдельфії в 1854 році.
#sygma_uk #psychology #psychoanalysis
https://syg.ma/@alena-bartosh/na-polyah-golosu-i-bilsh-nichogo-mladena-dolara
syg.ma — відкрита платформа, де всі можуть щось опублікувати. Думка редакції може не співпадати з точкою зору автор: ки.
syg.ma
На полях «Голосу і більш нічого» Младена Долара
Невелика історична віньєтка щодо голосу та логосу машин, базуючись на праці словенського філософа і співзасновника Люблянської лаканіанської школи психоаналізу (2003, укр. 2022)
🔥5❤2
Для ребенка чрезвычайно важны слова, произносимые окружающими людьми по поводу его страдания. Если доступ к правдивым словам, отражающим переживаемое, для него закрыт, он ищет возможность выражения в болезни. Поэтому одной из главных задач терапевта становится создание пространства, в котором эти слова смогут прозвучать.
Хаотичные заметки о психосоматике: https://telegra.ph/Psihosomatika-psihoanaliticheskij-podhod-08-22
#книга #заметки
Хаотичные заметки о психосоматике: https://telegra.ph/Psihosomatika-psihoanaliticheskij-podhod-08-22
#книга #заметки
Telegraph
На полях книги "Психосоматика: психоаналитический подход"
Содержание 1. Общие замечания 2. Предварительное интервью 3. Терапевическое взаимодействие Общие замечания Психосоматическая личность, или «человек соматический», — это человек, у которого психические функции берёт на себя тело. То, что обычно проявляется…
👍8❤2