Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.46K subscribers
564 photos
75 videos
5 files
992 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Основатель GMK @gmkblog
Что мы делаем: https://gmk.ru
Download Telegram
Не могу сказать, что девелоперский бизнес является креативным.

Слишком велика цена ошибки, слишком сложные процессы происходят при принятии решения. И поскольку клиенты, которые покупают недвижимость нечасто, испытывают достаточно насыщенный комплекс переживаний по поводу происходящего, девелоперы в массе своей стараются быть более сдержанными.

Тем не менее, креативная мысль просачивается и в девелоперский бизнес. Причем я не про бесшабашные коммуникации, интересные своей неформальностью, а про стратегический креатив — это то, на что девелопер опирается при формировании и развитии бренда (своего и своих проектов) при игре в долгую.

Как раз таким нестандартным решениям посвящен WOW FEST, который пройдет с 4 по 6 сентября в Москве. За то время, пока мы за ним наблюдаем, он вырос из относительно небольшой тусовки людей, которые развивают креатив в девелопменте, в целый фестиваль.

Сегодня это грандиозное мероприятие с огромным количеством спикеров, с несколькими сценариями и площадками, с абсолютно разноформатными активностями.

Наши эксперты тоже участвуют в деловой программе:

▪️партнер GMK Анна Шишкина модерирует секцию «Продажи»;
▪️руководитель практики брендинга и креатива GMK Ольга Беляшникова выступает в секции брендинга. Ее презентации — это всегда ярко, интересно, содержательно, а главное, практично и применимо в жизни клиента.

Поэтому я искренне приглашаю всех на WOW FEST. Собственно говоря, там и увидимся.

Кстати, у нас есть промокод, по которому вы можете получить ссылку на билеты. Для этого назовите GMK15 менеджеру во время звонка или в мессенджере.
14💯5🔥4🦄2🏆1🤪1
Имеет ли смысл продвигать отдельных сотрудников: размещать их портфолио, отправлять на конференции, предпринимать еще какие-то усилия, связанные с формированием личного бренда?

У нас в компании (я полагаю, что, возможно, и у вас тоже) регулярно идут диалоги на эту тему.

Понятно, что такие сотрудники становятся заметны, успехи компании ассоциируются с этими людьми. Соответственно, в условиях кадрового дефицита хантеры подсекают этих людей, и риск их потерять очень возрастает.

Иногда опасения по этому поводу доходят до того, что сотрудники в принципе не могут развивать личный бренд. Например, мне рассказывали, что собственник компании ПИК считает: пока ты работаешь в ПИКе, занимайся текущей проблематикой. А вот когда закончишь работать, выйдешь на пенсию — можешь писать мемуары, выступать на конференциях и делать все остальное. Не знаю, правда это или нет, но такая байка существует.


Но я не про крайности. Конечно, риск того, что заметные сотрудники будут сханчены, достаточно велик.

Но люди, которые на них охотятся, совершают одну важную ошибку: они пребывают в иллюзии, что, передернув одного или двух людей из консалтингового агентства или у другого девелопера, они сразу же приобретут все компетенции той стороны. Условно: раньше они за услуги компании платили 10 единиц, а теперь будут платить лично человеку 2. А результат будет тот же самый.

Мы несколько раз сталкивались с тем, что наших сотрудников переманивали, либо люди уставали от консалтинга или от нас, уходили и брали проекты на аутсорс.

И когда девелоперы давали мне обратную связь, то говорили, что, наверное, эта история была напрасна. Ожидание, что с помощью этих людей услуги GMK влетят к ним за принципиально другие деньги, не оправдывалось.

Все-таки любая система (пусть даже относительно небольшая, но устойчивая, которая работает много лет) имеет определенные параметры, характеристики, внутренние взаимоотношения и противоречия.
И именно они дают возможность формировать тот или иной продукт, а не конкретный человек.

Мы в GMK не против того, чтобы люди, которые хотят выступать на конференциях, это делали. Мы поддерживаем ведение личных блогов. Другое дело, что не всегда у наших сотрудников есть на это время.

А какая у вас позиция по этому поводу?

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍174💯2
Российские девелоперы в январе – июле 2024 г. вложили в покупку земельных участков рекордные 188 млрд руб. 80% этих средств пошло на приобретение площадок под жилье. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года застройщики потратили на землю 181,1 млрд руб., годом ранее – 112,5 млрд, в 2021 г. – 98,7 млрд.


Девелоперы верят в будущее. Всем такого же оптимизма…

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍7🌚21
В России сделали еще один шаг к легализации доходов населения. В следующем году заработает реестр работодателей, которые уклоняются от оформления трудовых отношений со своими сотрудниками.

Реестр будет публичным и доступен на официальном сайте Роструда. Специалисты считают, что это позволит соискателям заранее оценить добросовестность компании и принять взвешенное решение о трудоустройстве.


Заинтересовала эта тема, и я решил посмотреть статистику. По оценке Минтруда, в так называемом теневом секторе находятся около 10 миллионов наших сограждан или тех, кто имеет право работать в России.

То есть фактически это трудоустроенные люди, за которых не платятся налоги (либо это происходит по какой-то усеченной схеме). И, конечно, это огромный потенциал:

▪️и для государства — с точки зрения прироста налогов, которые будут поступать в бюджеты всех уровней;
▪️и для граждан, чьи права, я уверен, в той или иной степени ущемляются;
▪️и по качеству результатов (как правило, у людей, трудоустроенных в соответствии с законодательством, оно выше).

Новый реестр недобросовестных работодателей — это, с одной стороны, хорошо. Но с другой, не очень понятно, что с ним делать дальше.

Тем не менее, очередной шаг к структурированию и обелению доходов очевиден, и я считаю, что он правильный.

Вообще наше государство за последние 10 лет сделало титанический сдвиг с точки зрения обеления бизнеса, пресечения всякого рода обнальных схем и нивелирования серой экономики. Это, безусловно, повышает доходы бюджета и эффективность экономической модели в принципе.

В принципе, и предприниматели начали рассуждать более здраво, потому что в конечном итоге выгоднее быть честными в долгую.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍5
Возвращаясь к разговору о цифровизации в девелопменте.

Оказывается, строительство — одна из наименее цифровизированных в России отраслей. Хуже дела обстоят только в ЖКХ. Это данные от Высшей школы экономики, которыми поделилась с нами Ольга Сидоренко, директор по развитию Сделка.рф.

Во время съемок #GMKTalks in the show мои коллеги подготовили интервью с Ольгой. Она рассказала:

▪️ про стоимость диджитал-продуктов для девелопера и временные затраты;
▪️ про корреляцию между объемом инвестиций и результатом;
▪️ про поддержку со стороны государства.

Получился очень содержательный разговор. Рекомендую смотреть всем, кому интересна тема цифровизации.

В свете последних событий выкладываем видео не только на Youtube, но и в VK. Смотрите там, где работает удобно.
👍65🔥2
В Москве впервые с февраля 2024 года подешевели новостройки. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на риелторов и девелоперов.

Средняя цена предложения по новостройкам всех сегментов за месяц снизилась на 1,3%, до 32,7 млн рублей за объект. В премиальном сегменте снижение составило всего 0,4%. А вот жилье бизнес-класса по итогам июля 2024 года стало единственным на первичном рынка жилья Москвы, где цены немного, но выросли — на 0,7%, до 29,3 млн рублей за лот. Впрочем, ситуация в регионах России ситуация иная — там квартиры дорожают.


Теоретически это можно объяснить разницей в уровне базы. В Москве ценник рос очень агрессивно, в регионах — с меньшими темпами. С другой стороны, это противоречит тому, что я слышу от девелоперов в частных беседах. По их словам, сейчас на московском рынке стоимость метра меняется едва ли не каждый день, и сохранение цены = скидка. Особенно это касается сегмента повышенной комфортности.

Тем не менее, я полагаю, что источники «Известий» справедливы в своих оценках. Коррекция — это достаточно понятная и логичная реакция на отмену льготной ипотеки.

Сейчас девелоперы борются за спрос в моменте, им нужно фиксировать продажи. Но август — в принципе достаточно низкий сезон. Плюс отмена льготной ипотеки повлияла на уровень спроса.

Поэтому я вполне допускаю, что ценник в Москве действительно снизился на заявленные 2% (по всем сегментам кроме премиума). Думаю, что в данном случае может идти речь о некоем переструктурировании спроса, а не только о падении цен.

Уже говорил, что показательными будут следующие два месяца. Тогда наметится ценовой тренд, и все станет более-менее понятно.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍6❤‍🔥4💯2
Была у меня в блоге такая рубрика: когда я отвечал на вопросы подписчиков. И не то, чтобы я про нее подзабыл, но как-то руки все не доходили. А вопросы остались…

Какой ещё бизнес или направление в бизнесе Вам интересны?


Мне всегда очень нравился бизнес гостиниц. На мой взгляд, это очень респектабельное и содержательное дело, где очень важна сервисная составляющая.

Например, мне импонировали небольшие отели на 20-30 номеров, в которых работает хозяин и его семья (таких много, например, во французском в Лез-Арке, в Швейцарии, в Германии, да и не только). Я рассматривал и форматы гостиниц побольше. Но гостиничный бизнес — это достаточно финансово емкая история. По-моему, горизонт окупаемости, там только начинается от 8-9 лет. Так что этот бизнес мне нравится, но маловероятно, что я в эту историю пойду.

А второе, что я представлял себе на тот период, когда активный бизнес закончится, и я смогу заниматься только тем, что мне нравится — это книги. Такая, знаете, букинистическая лавочка, в которой продаются не обязательно какие-то редкости, но и не книжный ширпотреб, а интересные издания на разных языках.

И не скажу, что я много читаю. Просто мне нравятся книги как сущность. Иногда я даже просто покупаю книги, чтобы они были, — и можно было взять, полистать, посмотреть.

Я даже представлял, как это: условно, живешь на втором этаже — спускаешься на первый, в магазин, — в него заходят люди, которые разделяют это увлечение, приобретают эти книги, читают.

У меня нет каких-то формализированных или структурированных планов по этому поводу. Но мне кажется, это был очень лайтовый бизнес, скорее для души, чем для денег. Но он тоже интересен.

А какой бизнес выбрали бы вы? Если не тот, которым вы уже занимаетесь…

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍14🔥95👏1
Вышел отчет ЦБ о проектном финансировании во II квартале. Главное:

▪️В 2к24 застройщики активно запускали новые проекты.

В эксплуатацию введено 6,7 млн кв. м многоквартирных домов, запущено строительство еще 12,9 млн кв. м. Общий объем строящихся проектов: 115 млн кв. м, с эскроу — 111,2 млн кв. м.

▪️Продажи ожидаемо выросли из-за повышенного спроса перед сокращением госпрограмм.

Выдачи ипотеки на строящееся жилье увеличились в два раза за квартал. Доля реализованного жилья в завершенных проектах хотя и снизилась до 75,2% (на 4,3 п. п), но остается на высоком уровне.

Спрос перераспределяется в пользу жилья на более ранних стадиях строительной готовности. Застройщики заинтересованы в формировании финансовой подушки безопасности на случай будущего снижения продаж.

▪️Рост цен продолжился, и в дальнейшем застройщики не допустят существенного снижения.

На первичном рынке продолжился рост цен (+2,2), который немного опережал рост на вторичном рынке (+1,9%). Этому в первую очередь способствовало то, что покупатели стремились получить ипотеку на еще действовавших льготных условиях.

В дальнейшем можно ожидать, что, несмотря на падение спроса, застройщики будут стараться избегать существенного снижения цен, сокращая объемы запуска новых проектов и в отдельных случаях приближая сроки завершения строительства к срокам передачи ключей.

▪️Портфель проектного финансирования застройщиков заметно вырос.

Темп прироста кредитных лимитов ускорился на 11%, или 1,9 трлн руб. Объем лимитов составил 19,3 трлн руб.

Объем выдач проектного финансирования превысил 1,4 трлн, общая сумма задолженности застройщиков достигла 7,4 трлн. Качество портфеля по-прежнему на высоком уровне, но поскольку он быстро обновляется, дальнейший тренд будет зависеть от уровня спроса на жилье.

▪️Покрытие задолженности средствами на эскроу выросло, но ожидается снижение.

Поступление средств на счета эскроу резко выросло – на 53%, до 1,6 трлн руб. Объем раскрытий счетов эскроу, напротив, сократился. В результате на конец квартала на счетах эскроу оказалось 6,8 трлн.

Однако, в 2п24 покрытие задолженности средствами на счетах эскроу умеренно снизится, учитывая ожидаемое сокращение объемов продаж и выборку кредитных лимитов для завершения строительства.

▪️Стоимость ПФ практически не изменилась.

Ставка по портфелю ПФ составила 6,9%. Эффект роста покрытия уравновешивался некоторым ростом рыночных ставок, в том числе по кредитам с незначительным объемом накоплений на счетах эскроу. Ставка по портфелю ПФ более чем вдвое ниже ставки по корпоративному портфелю (14,5%).

Учитывая ожидаемое снижение уровня покрытия, можно прогнозировать, что стоимость ПФ несколько увеличится в ближайшем будущем. Дальше ее динамика будет также связана с изменением ключевой ставки, адаптацией отрасли к условиям льготных программ и объемами финансирования новых проектов.

В общем, во втором квартале все в елочку (что ожидаемо). Что будет в третьем — большой вопрос (думаю, даже для Центробанка с его огромным аналитическим аппаратом).

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍52🔥2
Практика брендинга и креатива в GMK активно развивается, у нас уже есть несколько наград с различных конкурсов.

Так, несколько дней назад в нашем блоге вышел кейс одного из девелоперов, которому мы дали имя и визуальные коммуникации.

Поскольку это направление в компании развивается, мы нуждаемся в людях, для которых креатив — это не просто модное слово, а стиль жизни. Ищем тех, кто креативен, и тех, кто умеет этот креатив укладывать в определенную структуру.

Если это про вас, пишите нашему HR-директору Елене Новиковой.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍8🔥32
Все возвращается на круги своя. 20 лет назад каждый девелопер хотел сделать все первые этажи коммерческими, потому что они продавались дороже. И мы получали то, что получали — абсолютно разношерстный Шанхай из обычных квартир, переделанных в коммерцию.

Прошло время. К коммерческим помещениям стали предъявлять другие требования (по высоте потолков, подъездным системам и прочим штукам). И теперь девелоперов уже обязуют выделять определенную долю в проектах под коммерцию.

Вступило в силу постановление правительства Московской области, в котором пересмотрены градостроительные нормативы региона. В многоквартирных домах, строительство которых лишь планируется, делать первые этажи жилыми теперь запрещается. Высота самих первых этажей тоже нормируется. Она должна быть не менее 4,2 м. От этих норм можно отступить лишь в том случае, если в доме не более четырех этажей.


Существует несколько подходов к определению достаточной доли коммерческих помещений.

Так, согласно рыночному подходу, уединенному жилому комплексу или кварталу, расположенному не на пересечении дорожных магистралей, достаточно от 3 до 6% (8-12% уже на пределе целесообразности)

Таким образом, при 10-этажной застройке оптимально, чтобы половина первых этажей была коммерческая, половина — жилая. А вот если на коммерцию приходятся все первые этажи, это уже 10%, что несколько превосходит реальные рыночные потребности.

И этот законодательный акт, который приняли в Подмосковье, — он абсолютно не рыночный.

Потому что если у тебя в проекте 20 этажей, и весь первый идет под коммерцию, то ее доля в районе 5% — это очень хорошо.

А если у тебя 5 этажей, то это уже 20% площади, которую ты никогда не продашь дорого и не сдашь с хорошей рентной ставкой.

Вот такие нынче времена. Это, конечно, сделано, чтобы повысить комфорт жителей. Но мы знаем, куда вымощена дорога благими намерениями. А что вы думаете?

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
💯11👍32🔥1👏1
Как сказал президент: как это ни странно, динамика по инфляции не та. Что не судит девелоперам в краткосрочной перспективе вменяемую ипотечную ставку на рынке…

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
Я с особым вниманием отношусь к объектам, которые можно в той или иной степени масштабировать, чтобы сделать среду в России комфортнее, а #сценарии_жизни людей лучше и интереснее.

И в этом смысле неподдельный интерес у меня вызывает то, как Брусника в Новосибирске осмыслила обычный наземный многоуровневый паркинг.

В России много проектов с наземными паркингами. И зачастую они выглядят не очень хорошо (хотя честнее будет сказать: плохо). Мало того, что они поглощают пространство двора, так еще и визуально достаточно сложно вписываются в архитектуру.

Все мы понимаем функционал паркинга. Многие девелоперские компании делают на первых этажах таких объектов коммерческие помещения, чтобы хоть как-то компенсировать затраты.

Но Брусника пошла дальше: сделала общественное пространство и наполнила его неожиданной функцией. В этом помогли архитекторы SVESMI.

Получилось очень интересно. Рекомендую всем посмотреть на эту историю и подумать, как можно ее использовать в других комплексах, которые сейчас проектируются в России.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍93🔥2👏1
Самолет
Эталон
BI Group
Брусника
Интеко
Древо
Унистрой
Кортрос
Prinzip
Атом
TEN
Территория Жизни
Аквилон
Атлас
Термодом
Global Expert
Первостроитель
Первый трест
Синара
Вира
Жилстройинвест
Запад
Иннстройтех
КПД Газстрой
Лада дом
Монолит
Ягода
AVA Group
АСК
Вертол-девелопмент
Домкор
Квартал
Кировспецмонтаж
Dana Holding
Развитие
ДСК-1
Звезда
Камея
ПМД
Сокол
Улей Девелопмент
B-72
Rams Qazaqstan
Арсиб
INDIVID
МЕТА
Онегин
Ясный берег
Лидер инвест
Otau Development
Виктор и Ко
Полис групп
G3 Group
ГК Бина
А3

Более 60 компаний с 2015 года по настоящее время получили "вакцину от плохих продаж".

Речь идет об одном из самых популярных продуктов GMK: аудит продаж, маркетинга и оформления строительной площадки. Он позволяет очень быстро проверить систему продаж и маркетинга девелопера, сверить ее с эталонными характеристиками, сформированными на основе колоссального опыта работы с девелоперскими компаниями, и получить пошаговый чек-лист изменений, которые можно внедрять уже на следующий день.

Центр управления продажами GMK всегда помогал девелоперам пережить непростые времена. И сегодняшняя ситуация - не исключение. Девелоперы, которые сейчас переосмыслят систему продаж и маркетинга, получат серьезное преимущество. Пишите @gmk_ru, если хотите получить консультацию по аудиту.
11👍10🔥6
Директор Дом.РФ очень изящно зашел с темой того, что Семейная ипотека — это не история про поддержку девелопмента, а социальный проект, направленный на развитие семьи.

С этим сложно спорить. Теоретически, одна из целей программы — чтобы население росло, не было демографических спадов.

Вместе с тем непонятно, почему этот вопрос поднимает руководитель института развития девелопмента. Логичнее, если бы это были люди, отвечающие за социальную политику, поскольку развитие семьи — это их непосредственная задача.

А если они этого не делают, то они:

▪️либо не видят в Семейной ипотеке стимула для развития демографии;
▪️либо мыслят устаревшими шаблонами (то есть для них инструментами развития семьи являются абсолютно другие процессы, которые к жилью не относятся).

Вот здесь я вижу определенное противоречие и некую недосказанность.

Какое у вас мнение, Семейная ипотека — это способ поддержки спроса на недвижимость или всё-таки инструмент для решения социальных вопросов, прежде всего демографических?

Я пока затрудняюсь ответить.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
6👍4
Ну что, коллеги, Брусника нас учит, как за копейки оставаться в федеральной повестке.

Там работают очень рациональные люди, и они понимают, как важно следить за новостями, которые могут быть интересны обществу в целом, и быстро на них реагировать.

Это стоит недорого, надо просто все время держать руку на пульсе. Единственная сложность: нельзя сделать это один раз и стать знаменитым. Нужна систематическая работа. За этим должны следить специально обученные люди, которые умеют отделять интересные новости от проходных.

Брусника это умеет. Так же было с баннером, который мы вместе повесили на фасаде квартала «1А Первомайская».

Там были и поздравления с днем города, и итоги развития, а в 2020 году, когда в Тюмень из Уханя прилетели первые пациенты с подозрением на ковид, мы написали на нем «Будьте здоровы» по-русски и по-китайски.

В общем, делайте как Брусника, и все будет хорошо.
11🔥5👍2👏1
Прилетел в Баку. Здешний рынок девелопмента я пока изучил только в общих чертах, поэтому какие-либо заключения делать рано. А вот впечатлениями о других вещах поделюсь.

▪️Таможня привела меня в культурный шок, потому что заняла ровно две минуты. Я бы не сказал, что в России таможня хуже, но так быстро я ее еще нигде не проходил.

▪️Таксисты, причем в бизнес-классе, постоянно разговаривают по телефону или в него смотрят. По этому пункту уровень достаточно слабый.

▪️У нас двери общественных помещений открываются наружу (что, как мне кажется, логично с точки зрения эвакуации), а у них — вовнутрь. Я поначалу путался и попадал в достаточно глупые ситуации.

▪️Город готовится к Формуле-1. Ребята не стали строить целый комплекс с трассами, стадионами и гаражами, как мы сделали в Сочи. Они проводят гонки на улицах Баку. Да, это не очень удобно, город весь перегорожен, оборудованы временные переходы. Зато гонки увидят не избранные, а весь город. Мне кажется, это лучшее решение.

▪️Город очень чистый, много зелени, красивые фасады. Большая красивая набережная (правда, на ней почему-то мало людей).

▪️Очень приветливые люди. Никакого негатива по поводу того, что я на них не похож, или потому что у меня русская речь, я не увидел.

▪️Очень вкусный чай, но кофе по-турецки я так и не нашел.

▪️Улицы практически все и всегда переходят в неположенных местах.

В общем, у меня сложилось хорошее первое впечатление. Смотрим дальше.
13👍7🔥6