Сергей Разуваев про девелопмент – Telegram
Сергей Разуваев про девелопмент
3.47K subscribers
563 photos
75 videos
5 files
991 links
Помогаю девелоперам создавать лучшие жилые проекты. Здесь —независимый взгляд на рынок и наши кейсы.

Директор GMK @gmkblog
Что мы делаем — https://gmk.ru
Download Telegram
Минстрой обеспокоен возможным снижением ввода жилья в России в ближайшие годы и не исключает необходимости корректировки показателей национального проекта по жилью, заявил на ВЭФ замглавы министерства Никита Стасишин.

По его словам, у застройщиков пока есть необходимый задел на этот и следующий годы, однако в конце 2026 и в 2027 годах возможна просадка, учитывая складывающуюся на рынке ситуацию, в немалой степени из-за регуляторных политики Центробанка и роста ключевой ставки. Он подчеркнул, что важно не допустить этого.

«Сделать нам это будет, мягко говоря, непросто. И нам надо понять, насколько мы будем корректировать те показатели нацпроекта, которые были поставлены в рамках достижения 120 млн кв. м к 2030 году, в части того, что обеспеченность жильем к 2030 году составит 33 метра на человека», — сказал Стасишин.


Ну что сказать… Во всем виноват Центробанк. Всё ж понятно, а вот что с этим делать пока не понятно. Задача у Минстроя не из легких..

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍5🤔5
Озадачен повышенным вниманием Минстроя к региональным застройщикам, зашедшим в Москву.

«Я думаю, что в ближайшее время контроль за такими региональными застройщиками, считающими, что они готовы покорять Москву, будет кратно увеличен и ужесточен», — заявил в кулуарах ВЭФ замглавы Минстроя Никита Стасишин.


У меня возникает вопрос: почему особое внимание приковано именно к региональным игрокам? Надо отметить, что некоторые из них создают продукт гораздо лучше, чем местные девелоперы.

Если открыть топ жилых проектов по потребительским качествам, то мы увидим в первую очередь компании из регионов: Екатеринбурга, Астрахани, Тюмени, Новосибирска… Московские девелоперы там тоже есть, но далеко не на первых строчках.

В общем, не вполне понимаю эту предвзятую позицию. Может, у вас есть гипотезы, с чем она связана?

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍124👏2
Из частных разговоров с девелоперскими компаниями, которые работают в различных городах России, делаю вывод, что прирост продаж в августе по сравнению с июлем был на уровне 10-15%.

Конечно, это средняя цифра, у всех по-разному. Например, одна компания приросла вдвое (хотя это скорее исключение).

Если этот тренд продолжится и усилится в сентябре, девелоперский рынок обретет некую базу, на которую сможет опираться при планировании ближайшего будущего.

Поэтому сентябрь — один из важных периодов. Кроме того, нельзя забывать, что 13-го числа будет заседание ЦБ по ключевой ставке. Ее могут поднять до 20%, а могут и оставить прежней.

▪️В первом случае снижение, которое, вероятнее всего, начнется в следующем году, будет более ранним и быстрым.

▪️Во втором случае оно начнется позднее и, скорее всего, затянется.

Так что в этой истории хорошего решения для девелоперов нет. Есть плохое (оставить 18%) и очень плохое (увеличить ключевую и вызвать дальнейшее удорожание ипотеки). Но пока так.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍8🔥4💯42
Первый раз хочу, что бы Костин был правее Грефа ;)

Первый оценивает рынок ипотеки 2024 года в 5,1 трлн, второй — примерно в 4,65 трлн. Напомню, что ипотечный рынок-2023 был 7,9 трлн.

Но даже Костин предполагает просадку 35% к прошлому году.

Сложно понять, как именно это отразится на продажах девелоперов (не все там линейно: продажи вторички пострадают сильнее первички, и падение перераспределится), но очевидно, что срубить может до 15-20% рынка в годовом исчислении.

К сожалению, это очень много. Особенно с учетом того, что основная просадка будет во второй половине года, то есть СЕЙЧАС.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍8💯32
А вот это уже интереснее и ближе не только к поддержке девелоперского сектора экономики, но и к решению демографических вопросов.

В России может появиться новый тип семейной ипотеки: с гибким изменением процентной ставки в зависимости от количества детей в семье. Такую инициативу планируют обсудить депутаты от Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, сообщил зампред комитета Виталий Милонов.


Чем больше семья, чем больше количество детей, тем интереснее, допустим, процентные ставки или какие-то другие составляющие ипотечного кредитования с точки зрения господдержки.

Это уже действительно социальный фактор, который влияет на развитие семьи, и здравая инициатива.

А вы как считаете?

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍207🔥4
За последние годы и потребители, и девелоперы привыкли к готовой отделке.

Лично я вообще считаю, что в масс-маркете все квартиры (или по крайней мере подавляющее большинство) должны идти как минимум с отделкой, а оптимально — с частичной меблировкой в кухнях, санузлах и прихожих. Потому что там достаточно сложно правильно сформировать эргономичное пространство.

В этой логике живет весь прогрессивный мир, и мы тоже должны к этому идти. И чем меньше времени займет этот путь, тем более позитивными будут #сценарии_жизни людей.

Опасения девелоперов о том, что каждой семье нужна принципиально другая кухня, ванная комната и прихожая — они отчасти обоснованы. Но по большому счету этот стереотип сформирован экономным подходом девелоперов. Потому что когда они начинают эти помещения отделывать и оборудовать, то используют сирые и убогие материалы и бытовую технику, которые сам человек никогда бы не выбрал.

Я полагаю, частичная мебелировка — тренд ближайших 3-5 лет, за это время она станет мейнстримом и интегрируется в существенную часть проектов масс-маркета. Альтернатив нет, сопротивляться этому глупо.

И да, квартира станет дороже, но человек в любом случае будет делать ремонт и покупать мебель. А в данном случае:

▪️ расходы войдут в стоимость ипотеки
▪️ они будут ниже, поскольку это будут делать девелоперы в промышленном масштабе
▪️ выполнять работы будут специалисты (главное, чтобы высококвалифицированные)

У нас в блоге вышла статья на тему готовой отделки. Рекомендую ознакомиться. Она дает понимание, что сегодня важно потребителю и как девелопер может его потребности закрыть.

А вы что думаете по поводу отделки? Нужна?
👍155🔥3
Не хочешь работать, устрой совещание. Совещание - легализованный способ нихера не делать…
😁18💯13👍7🤨1
Я уже говорил, что индикатором реального уровня инфляции для меня служат ставки по депозитам.

Поэтому я пристально за ними наблюдаю, и когда вижу в рекламе банков ставки 20% и выше, то с одной стороны пугаюсь (см. выше), а с другой — начинаю разбираться, действительно ли они готовы столько платить за размещение вкладов.

И вот тогда нередко приходит разочарование. Например, зашел недавно на сайт ВТБ, вижу — ставка по вкладу 20%. Начал разбираться: это только на короткий период, и только с соблюдением определенных условий. Но после рекламы-то ты ждешь 20%…

На днях наткнулся на новость и обнаружил, что такая ситуация не осталась без внимания ФАС. В этом году они неоднократно штрафовали банки за недобросовестную рекламу.

В основном достается Альфа-банку. Думаю, потому что это один из немногих реально коммерческих банков, не принадлежащих государству (в отличие от лидеров нашего банковского сектора). Но я полагаю, что и к другим банкам должно быть не меньше вопросов.

Помните, была инициатива призывать девелоперов к ответу за их рекламные обещания? Меня тогда возмутило: почему только девелоперов.

Считаю, что правила должны быть едины и понятны для обывателя. И касаться они должны всех секторов: и стройки, и банков, и любого другого бизнеса. В противном случае эта история ни к чему хорошему не приведет.

А что думаете вы? Может быть, действительно есть какие-то особенно злостные нарушители законодательства о рекламе, а я заблуждаюсь?

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍102
В Дубае перезапускают проект Palm Jumeirah II, также известный как Palm Jebel Ali. Строительство было на паузе с 2008 года. Однако в августе бельгийская компания Jan De Nul получила контракт на сумму 200 млн долларов от застройщика Nakheel на продолжение работ.

У меня лично, да и в целом у нашей компании особое отношение и к самому проекту насыпных островов, и к первой Пальме.

Во-первых, потому что это уникальный проект, о котором в момент его реализации говорил, а сегодня знает весь мир.

Во-вторых, нам посчастливилось сделать для Пальмы проект XXII карата. Он успешно завершен, все виллы проданы. А для нас это был очень интересный опыт.

Я считаю, что проекты, подобные Пальмам, развивают девелоперскую мысль и технологии, стимулируют человеческую фантазию и в конечном итоге улучшают #сценарии_жизни людей (пусть и очень состоятельных).

Поэтому хорошо, что Nakheel нашел ресурсы, чтобы развивать этот проект. Думаю, что со временем, когда эти намывные острова будут освоены и застроены, на карте мира появятся новые интересные содержательные объекты.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
🔥8👍53
Успевать решать рабочие задачи и при этом находить время на обучение — задача со звездочкой. С ней справляются далеко не все сотрудники девелоперских компаний. Что уж говорить о руководителях…

Но мои коллеги из #GMKStudy знают, как улучшать компетенции в девелопменте нескучно и эффективно, и планируют рассказать об этом на бесплатном вебинаре про образовательные тренды в отрасли.

Когда:

▪️10 сентября
▪️15:00 (мск)

Что в программе:

▪️Как образовательные треки внутри компании и корпоративные университеты помогают компаниям развиваться и создавать культуру самообучающейся организации.

▪️Какие потребности по части обучения и развития есть у сотрудников девелоперских компаний и что этому мешает.

▪️Как выстроить образовательный трек, чтобы он был драйвером для сотрудника, отвечал актуальным запросам рынка и поддерживал стратегический вектор компании.

▪️Стоит ли учиться после института, какова ценность высшего образования и как FOMO (синдром упущенных возможностей) влияет на людей.

Спикеры:

▪️ Елена Пудова, урбанист, старший аналитик Научно-производственного центра «Развитие города»
▪️ Виктория Белявская, фаундер GMKStudy, партнер GMK

Вебинар — одно из мероприятий, которые пройдут в рамках Дней открытых дверей GMKStudy. Чтобы принять участие, зарегистрируйтесь.
6🔥5💯3
Завтра, 10 сентября, я буду работать в Перми. Если кто-то желает там встретиться и пообщаться — с удовольствием пересечемся.

А 11-го участвую в Камском форуме, посвященном развитию рынка недвижимости. В частности, модерирую секцию, связанную с комплексным развитием территории жилой застройки.

Данный вид КРТ достаточно сложен, потому что в нем соприкасаются интересы трех сторон: девелопера, государства и владельцев жилья, которое пришло в негодность.

Поэтому считаю, что на секции нас ждет очень непростой, но тем не менее нужный и конструктивный диалог. Если вам актуальна тема КРТ, приглашаю в нем поучаствовать. Начало секции в 15:30.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍124🔥3
Недавно давал интервью одному изданию, и меня снова спросили про балконы.

Вообще балкон — это элемент, который можно использовать, чтобы сделать #сценарии_жизни людей более комфортными. Но это не единственный элемент, а один из множества. Если в проекте есть балконы — это не значит, что там все хорошо.

В конечном счете ответ на вопрос, нужны они жилому или нет, зависит от нескольких факторов.

▪️В первую очередь — от того сценария жизни, в который этот балкон предполагается включить. То есть от формата и функции.

Если у человека достаточно ресурсов, чтобы использовать его как террасу, где с утречка перед работой можно выпить кофе — это прекрасно. А если балкон используется как склад ненужного барахла, которое жалко выкинуть (как мы привыкли с советских времен) — это атавизм, такая функция, конечно, не нужна.

В этом смысле для определенных проектов целесообразно заводить балконы в теплый контур, чтобы на них можно было оборудовать микрокабинет или место для отдыха. В других достаточно небольших французских балконов — чтобы открыть, посмотреть, подышать свежим воздухом. Но не складировать хлам.

▪️Второй важный момент — география.

Я считаю, что в таких регионах, как, допустим, Тюмень, Екатеринбург, Новосибирск балкон не является жизненно важным атрибутом.

А вот для теплых и солнечных регионов он необходим. Просто потому что в условном Ростове дней, когда погода позволяет выйти на балкон и отдохнуть, существенно больше, чем в условной Тюмени. И потребитель к этому привык, он ждет этого от жилых проектов.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍8🔥2💯2👎1
Несмотря на то, что Москва и Питер показывают просадку по продажам, в августе рынок выдачи ипотеки, по данным ДОМ.РФ, чуть подрос к июлю. Кроме того, есть и другие положительные тенденции.

Конечно, мы очень серьезно отстаем от августа прошлого года. Но сегодня мы работаем в других реалиях… И небольшой прирост — это уже неплохо.

▪️Ипотека просела по сравнению с 2023 годом, но подросла к июлю.

Выдано 116 тыс. кредитов на 375 млрд: по рыночным программам — 83 тыс. кредитов на 189 млрд, по льготным − 32 тыс. кредитов на 186 млрд (почти 90% из них пришлось на «Семейную ипотеку»).

По сравнению с августом-2023: -46% по количеству и -56% по объему.

По сравнению с июлем-2024: +8% по количеству и +5% по объему, основной драйвер — рыночные программы.

▪️В целом за 2024 год банки предоставят 1,4 млн ипотечных кредитов на сумму ~5 трлн руб. (на 30-40% ниже, чем в рекордном 2023 году).

▪️Рынок ИЖС продолжает расти. Всего за январь-июль введено в эксплуатацию 62,1 млн кв. м жилья, +3% к аналогичному периоду 2023 года. Весь рост обеспечен ИЖС (43,6 млн кв. м, +23%), тогда как ввод МКД существенно уступает уровню прошлого года (18,5 млн кв. м, -25%).

▪️В августе выход на рынок новых проектов резко активизировался: застройщики запустили 4,5 млн кв. м – это третий результат с начала года. В целом за 8 месяцев 2024 года в России запущено 31,1 млн кв. м новых проектов (+13% к АППГ).

▪️В результате роста запусков портфель строящегося жилья увеличивается седьмой месяц подряд и достиг 117 млн кв. м (+10% с начала года).

▪️Финансовые результаты 9 крупных компаний, опубликовавших МСФО и управленческую отчетность за I полугодие, заметно улучшились. Причина — в высоких продажах и росте цен.

Показатели такие:

— суммарная выручка застройщиков — 883 млрд (+28% к аналогичному периоду прошлого года);
— чистая прибыль — 83 млрд руб. (+21%);
— объем продаж в натуральном выражении — 3,4 млн кв. м (+24%);
— продажи в денежном выражении — 788 млрд (+43%).

▪️Банк России может оставить ключевую ставку неизменной 13 сентября с учетом отсутствия признаков усиления инфляционного давления.

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍87🔥2
Что мы знаем о Пензе? Небольшой городок, где родился Павел Воля... Пожалуй, это все, что известно большинству жителей России.

Однако для тех, кто разбирается в девелопменте, Пенза — это феномен.

Очень небольшой город. Чуть больше 400 тысяч человек. Вместе с тем, там много лет подряд вводится более 1 квадратного метра на человека. А это очень серьезный показатель. Если честно, по нему многие города-миллионники до Пензы не дотягивают…

Там есть несколько застройщиков, которые ведут комплексное освоение территорий (причем не одной). Уже рассказывал о нашей работе с «Территорией жизни». У них сейчас в работе два проекта комплексной застройки примерно по 30-40 га и еще в перспективе столько же.

Также есть компания «Термодом», у которой уже есть в работе один огромный КОТ. А вместе с нами они разработали еще один крупный объект на 900 га.

Поэтому рекомендую тем, кто хочет понять, как развивается девелопмент в малых городах и как сделать так, чтобы ввод был на уровне лучших отраслевых показателей, присмотреться к рынку Пензы.

А еще прочитать кейс про этот масштабный проект «Термодома», который подготовили мои коллеги.

Кроме объемов проект примечателен еще и тем, что здесь будет реализован смешанный формат жилья (малоэтажные дома и ИЖС) и почти курортные рекреационные зоны (пляжи, активности на воде и отдых в спортивно-оздоровительных центрах).

Мы придумали для проекта имя «Юга» и позиционирование «город-курорт», визуальную философию и дизайн-код среды, а также предложили продуктовую стратегию мультиформатной застройки. Подробнее — на нашем сайте.
10👍6🔥6🤬1
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
👍1
Сегодня работаю в Перми. Жилой комплекс «Погода. Теплые кварталы» застройщика «Девелопмент. Юг», для которого мы создали коммуникационную стратегию, самый продающийся проект в этом городе.
🔥5👍3
Вчера модерировал сессию КРТ жилой застройки на Камском форуме. К моему удивлению, под конец дня собралось достаточно много народа (практически полный зал, кроме вот этих vip-мест на первых рядах, на которые никто никогда не приходит).

Дискуссия получилась очень интересная, хотя и несколько затянутая. Все-таки 2:30 отработать очень сложно, я думаю, максимально эффективное время — полтора-два часа.

Кто участвовал:

▪️Алексей Ляшенко, Управление региональным корпоративным бизнесом.
▪️Анатолий Маховиков, ГК «КОРТРОС»
▪️Дмитрий Большаков, СГ «Развитие»
▪️Фаина Минх, Минстрой Пермского края
▪️Алена Мурзина, Брусника
▪️Михаил Продан, ГК «ЭНКО»


Все участники отметили, что КРТ жилой застройки — это практически безальтернативная возможность обновить центральные и прицентральные районы городов, застроенные в 50-60-х годах прошлого века.

Там огромное количество жителей, то есть интересантов, и не всегда они ведут себя адекватно. Нельзя предугадать, как долго будет длиться процесс согласования, выселения, изъятия объектов. А поскольку есть неопределенность по срокам, есть и непредсказуемые и иногда неуправляемые затраты.

Поэтому это достаточно сложный инструмент, и понятно, что банки и девелоперы обращаются к нему в последнюю очередь — если нельзя купить землю с рынка или зайти в КРТ по инициативе правообладателей.

Вместе с тем, инструмент очень эффективен, и только он способен придать старым увядающим районам новые #сценарии_жизни. Поэтому и правительство (Пермского края в данном случае), и банковская система, и девелоперы готовы оттачивать механизмы и бизнес-процессы.

Из докладов отмечу выступления правительства, в которых были обозначены планы КРТ на ближайшее время, и презентацию Брусники, где они показали, как классифицируют историю КРТ жилой застройки с точки зрения контрагентов и типов сделок. Я считаю, Алена Мурзина представила самую полезную презентацию, прямо «бери и делай».

GMK | Первое место в маркетинге (рейтинг RAEX)
👍54🔥1👌1