Не могу не высказаться на тему самой обсуждаемой новости дня.
Мы как разработчики философии #сценарии_жизни, безусловно, считаем это правильным решением.
За последние 10-15 лет средняя площадь продаваемой квартиры сократилась на 10 кв. м — с 58 до 48. И тренд на уменьшение сохраняется.
Я понимаю, что в какой-то период времени средний размер квартиры был избыточен — площадь использовалась неэффективно, были большие коридоры и лоджии.
Но то, что происходит сейчас, уже ни в какие ворота не лезет. Есть квартиры по 17-18 кв. м. Как на этой площади можно формировать какой-то более-менее позитивный сценарий жизни?
Я понимаю, что девелоперы ограничивают размер квартиры, чтобы ее стоимость с учетом ипотеки соответствовала доходу потребителя. Понимаю, что себестоимость растет.
Но наверное жить (да еще и не одному) в квартире на 17-18 квадратов — это неправильно. Возможно, лучше не приобретать такое жилье, а снимать нормальную площадь.
Для этого, безусловно, должны быть сформулированы правила на рынке жилой арендной недвижимости. Как это сделано в Европе, когда человек или компания, сдающая рентное жилье, имеет не только права, но и обязательства. Когда арендатора не могут выселить по прихоти хозяина или при продаже жилья (в коммерческой недвижимости это, кстати, уже работает).
Поэтому я считаю, что с одной стороны, надо ограничивать минимальную площадь квартир. А с другой — создавать условия для развития прозрачного рентного рынка жилья, с которого государство будет получать доход и на котором все стороны будут иметь гарантии.
Тогда рынок недвижимости будет развиваться правильно: покупаемых маленьких квартир станет меньше, а арендуемых больших — больше.
В Москве решили отказаться от строительства студий и квартир площадью меньше 28 кв. м.
Мы как разработчики философии #сценарии_жизни, безусловно, считаем это правильным решением.
За последние 10-15 лет средняя площадь продаваемой квартиры сократилась на 10 кв. м — с 58 до 48. И тренд на уменьшение сохраняется.
Я понимаю, что в какой-то период времени средний размер квартиры был избыточен — площадь использовалась неэффективно, были большие коридоры и лоджии.
Но то, что происходит сейчас, уже ни в какие ворота не лезет. Есть квартиры по 17-18 кв. м. Как на этой площади можно формировать какой-то более-менее позитивный сценарий жизни?
Я понимаю, что девелоперы ограничивают размер квартиры, чтобы ее стоимость с учетом ипотеки соответствовала доходу потребителя. Понимаю, что себестоимость растет.
Но наверное жить (да еще и не одному) в квартире на 17-18 квадратов — это неправильно. Возможно, лучше не приобретать такое жилье, а снимать нормальную площадь.
Для этого, безусловно, должны быть сформулированы правила на рынке жилой арендной недвижимости. Как это сделано в Европе, когда человек или компания, сдающая рентное жилье, имеет не только права, но и обязательства. Когда арендатора не могут выселить по прихоти хозяина или при продаже жилья (в коммерческой недвижимости это, кстати, уже работает).
Поэтому я считаю, что с одной стороны, надо ограничивать минимальную площадь квартир. А с другой — создавать условия для развития прозрачного рентного рынка жилья, с которого государство будет получать доход и на котором все стороны будут иметь гарантии.
Тогда рынок недвижимости будет развиваться правильно: покупаемых маленьких квартир станет меньше, а арендуемых больших — больше.
Недвижимость РИА Новости
В Москве отказываются от строительства студий и квартир меньше 28 "квадратов"
В Москве решили отказаться от строительства студий и квартир площадью менее 28 квадратных метров, следует из информационного письма Москомэкспертизы, имеющегося Недвижимость РИА Новости, 16.05.2024
👏16🤔5👍1🌚1🌭1
Быть честным в моменте не очень выгодно. Зато выгодно быть честным вдолгую. Об этом я всегда говорю и клиентам, и сотрудникам, и самому себе.
Что я имею в виду? Часто девелоперы приходят к нам с запросом сформировать проекту добавленную стоимость за счет:
▪️ квартирографии;
▪️ брендинга.
Это происходит на этапе, когда и посадка домов, и сам проект по сути сформированы, и остаются только небольшие маневры с точки зрения соотношения и размера квартир.
Мы по-честному говорим: да, квартирография, составленная определенным образом, может повысить стоимость квадратного метра. Но это произойдет за счет измельчения квартир и смещения соотношения планировок в сторону малогабаритных. То есть студий и однушек станет больше, а квадратура квартир сократится. Это к слову о вчерашней инициативе, да.
Можно закрыть глаза на то, что себестоимость малогабаритных квартир выше. Куда важнее, что при таком подходе к квартирографии проект отходит от параметров бизнес- и комфорт-класса и двигается в сторону стандарта.
И думать, что это помогает сформировать добавленную стоимость — ошибка. Потому что классический потребитель комфорт- и бизнес-класса очень быстро распознает, что проект с точки зрения размеров квартир не соответствует заявленному классу.
Выбирать такой проект будут только так называемые последователи — люди, которые хотят быть похожими на классических потребителей комфорт- и бизнес-класса. Да, таких достаточно много. Но они обычно щепетильны к стоимости, а не к наполнению.
Следующее — брендинг. Он, безусловно, способствует и повышению динамики продаж и облегчению восприятия проекта и заявленной цены. Но добавленную стоимость брендинг тоже не формирует.
А что же формирует? Комплексный, системный, глубокий подход к проекту, когда он изначально создается под конкретный класс.
В таком случае и посадка домов, и зонирование территорий, и благоустройство, и инженерные системы, и фасадные решения, и МОПы, и квартирография, и брендинг, и прочие элементы соответствуют классу. Когда потребитель воспринимает проект как целое, тогда и формируется добавленная стоимость в том классе, в котором он находится.
Но не всегда девелопер готов это слышать. Потому что в других агентствах ему говорят: «Да, с помощью квартирографии и брендинга мы повысим добавленную стоимость вашему проекту на ХХ%».
Получается, наша честность иногда приводит к тому, что контракты уходят. И в моменте это не выгодно. Но наша компания работает уже третье десятилетие, у нас сложилась определенная репутация, и мы понимаем: в долгосрочной перспективе такая позиция намного более выигрышна.
Что я имею в виду? Часто девелоперы приходят к нам с запросом сформировать проекту добавленную стоимость за счет:
▪️ квартирографии;
▪️ брендинга.
Это происходит на этапе, когда и посадка домов, и сам проект по сути сформированы, и остаются только небольшие маневры с точки зрения соотношения и размера квартир.
Мы по-честному говорим: да, квартирография, составленная определенным образом, может повысить стоимость квадратного метра. Но это произойдет за счет измельчения квартир и смещения соотношения планировок в сторону малогабаритных. То есть студий и однушек станет больше, а квадратура квартир сократится. Это к слову о вчерашней инициативе, да.
Можно закрыть глаза на то, что себестоимость малогабаритных квартир выше. Куда важнее, что при таком подходе к квартирографии проект отходит от параметров бизнес- и комфорт-класса и двигается в сторону стандарта.
И думать, что это помогает сформировать добавленную стоимость — ошибка. Потому что классический потребитель комфорт- и бизнес-класса очень быстро распознает, что проект с точки зрения размеров квартир не соответствует заявленному классу.
Выбирать такой проект будут только так называемые последователи — люди, которые хотят быть похожими на классических потребителей комфорт- и бизнес-класса. Да, таких достаточно много. Но они обычно щепетильны к стоимости, а не к наполнению.
Следующее — брендинг. Он, безусловно, способствует и повышению динамики продаж и облегчению восприятия проекта и заявленной цены. Но добавленную стоимость брендинг тоже не формирует.
А что же формирует? Комплексный, системный, глубокий подход к проекту, когда он изначально создается под конкретный класс.
В таком случае и посадка домов, и зонирование территорий, и благоустройство, и инженерные системы, и фасадные решения, и МОПы, и квартирография, и брендинг, и прочие элементы соответствуют классу. Когда потребитель воспринимает проект как целое, тогда и формируется добавленная стоимость в том классе, в котором он находится.
Но не всегда девелопер готов это слышать. Потому что в других агентствах ему говорят: «Да, с помощью квартирографии и брендинга мы повысим добавленную стоимость вашему проекту на ХХ%».
Получается, наша честность иногда приводит к тому, что контракты уходят. И в моменте это не выгодно. Но наша компания работает уже третье десятилетие, у нас сложилась определенная репутация, и мы понимаем: в долгосрочной перспективе такая позиция намного более выигрышна.
🔥14❤8👍4
Что экономически более эффективно с вашей точки зрения?
Anonymous Poll
68%
Всегда быть честным
30%
Быть честным, но не всегда
2%
Напишу в комментариях
Меня забавляет реклама «Мегафона» с Азаматом Мусагалиевым, в которой они ищут места, где нет связи.
Кто эти люди? Что они вообще знают о нашей стране? Они когда-нибудь отъезжали от Тюмени на 20 километров по железной дороге? Или от Сочи до Краснодара, где связь ловится местами, и то едва-едва? Они этой связью пользовались вообще? Понимают, что рекламируют?
Зачем такая прямая и откровенная ложь по всем основным каналам? Ведь это дискредитирует не только того, кто ее показывает и снимается в рекламе, но и самого оператора связи.
Люди же не дураки, они видят: то, чем они пользуются, и то, что видят в рекламе, — это две разные услуги.
Помните, недавно была инициатива обязать девелоперов исполнять свои рекламные обещания? В принципе, мера справедливая.
Но хочется спросить: у наших депутатов не возникало идеи возложить такие же обязательства на других рекламодателей? На тех же операторов сотовой связи, например.
Как считаете, как это повлияло бы на соответствующие рынки?
Кто эти люди? Что они вообще знают о нашей стране? Они когда-нибудь отъезжали от Тюмени на 20 километров по железной дороге? Или от Сочи до Краснодара, где связь ловится местами, и то едва-едва? Они этой связью пользовались вообще? Понимают, что рекламируют?
Зачем такая прямая и откровенная ложь по всем основным каналам? Ведь это дискредитирует не только того, кто ее показывает и снимается в рекламе, но и самого оператора связи.
Люди же не дураки, они видят: то, чем они пользуются, и то, что видят в рекламе, — это две разные услуги.
Помните, недавно была инициатива обязать девелоперов исполнять свои рекламные обещания? В принципе, мера справедливая.
Но хочется спросить: у наших депутатов не возникало идеи возложить такие же обязательства на других рекламодателей? На тех же операторов сотовой связи, например.
Как считаете, как это повлияло бы на соответствующие рынки?
👍29😁4
А сейчас — #пятничный_анекдот. Уже почти традиционный.
«Не подведем!» — сказал прораб народу.
И не подвел ни газ, ни электричество, ни воду.
😁26❤8🌚6
Представители очень серьезных компаний (Самолета, SMINEX и других), которые участвовали в съемках нашего шоу, не раз говорили мне, что Тюмень — выдающийся город с точки зрения девелопмента, возможно, один из лучших российских региональных рынков. Я эту позицию в целом разделяю.
Помните, есть такое выражение: «Нет пророка в своем Отечестве». Суть его в том, что заезжих «варягов» у нас обычно считают лучше, чем своих.
Поэтому нам приятно, что за годы, которые наша компания (пусть уже частично, но всё-таки) базируется в Тюмени, у нас сформировался достаточно большой постоянный портфель тюменских заказов.
Один из недавних кейсов — брендинг жилого проекта «Этика. Культурные кварталы» для девелопера TIS. Мои коллеги подготовили кейс, в котором поделились внутренними процессами: как анализировали район, делали позиционирование и нейминг, работали с визуальными коммуникациями.
Получилось очень познавательно. Читайте.
Помните, есть такое выражение: «Нет пророка в своем Отечестве». Суть его в том, что заезжих «варягов» у нас обычно считают лучше, чем своих.
Поэтому нам приятно, что за годы, которые наша компания (пусть уже частично, но всё-таки) базируется в Тюмени, у нас сформировался достаточно большой постоянный портфель тюменских заказов.
Один из недавних кейсов — брендинг жилого проекта «Этика. Культурные кварталы» для девелопера TIS. Мои коллеги подготовили кейс, в котором поделились внутренними процессами: как анализировали район, делали позиционирование и нейминг, работали с визуальными коммуникациями.
Получилось очень познавательно. Читайте.
portfolio.gmk.ru
Этика. Брендинг проекта в Тюмени
Брендинг жилого проекта в Тюмени
🔥11❤3
Привлечение и удержание персонала — один из главных вызовов для бизнеса сегодня. И для девелоперов это тоже очень актуальная задача.
Ее можно решить за счет синергии двух направлений: менеджмента и цифровизации. Как это сделать, расскажут на открытом вебинаре 23 мая наши партнеры:
▪️Нина Караваева, HR-консультант GMK, член Правления компании Этажи.
▪️Дмитрий Севостьянов, эксперт в цифровизации девелопмента, директор и основатель Remark.
Чтобы участвовать, зарегистрируйтесь по ссылке.
Ее можно решить за счет синергии двух направлений: менеджмента и цифровизации. Как это сделать, расскажут на открытом вебинаре 23 мая наши партнеры:
▪️Нина Караваева, HR-консультант GMK, член Правления компании Этажи.
▪️Дмитрий Севостьянов, эксперт в цифровизации девелопмента, директор и основатель Remark.
Чтобы участвовать, зарегистрируйтесь по ссылке.
👍6👏1
Судя по всему, в стране в ближайшее время будут обсуждать ряд достаточно серьезных налоговых изменений, в том числе прогрессивную налоговую шкалу.
Конечно, уровень моих компетенций не позволяет рассуждать о целесообразности тех или иных налоговых маневров в масштабе целой страны. Но этот вопрос мне не безразличен, как, наверное, и всем представителям бизнеса.
У меня есть аналогия, которая может показаться абсолютно неуместной в данном контексте, но все же я ей поделюсь.
Владельцы казино заметили, что самый большой доход приносят те автоматы, у которых возврат настроен на максимальном уровне.
Условно: автоматы, которые возвращают 90% брошенных монеток, зарабатывают 10 условных единиц в единицу времени. А при уровне возврата в 95% доход казино от конкретного автомата — 20 условных единиц за ту же единицу времени.
То есть чем больше автомат отдает, тем больше людей хочет играть именно на нем. И за счет оборота, за счет привлечения большего количества игроков этот аппарат зарабатывает больше.
Так вот, возвращаясь к налоговой системе. Я считаю, что одна из главных ее функций — стимулирование роста налогооблагаемой базы. Но не за счет увеличения налогов, а за счет развития делового климата, привлечения инвестиций, вовлечения населения в предпринимательскую деятельность.
И на мой взгляд, чем лучше инвестиционный климат, чем меньше налоги, тем больше доход государства. Вот такая у меня непрофессиональная точка зрения.
А вы что думаете?
Конечно, уровень моих компетенций не позволяет рассуждать о целесообразности тех или иных налоговых маневров в масштабе целой страны. Но этот вопрос мне не безразличен, как, наверное, и всем представителям бизнеса.
У меня есть аналогия, которая может показаться абсолютно неуместной в данном контексте, но все же я ей поделюсь.
Условно: автоматы, которые возвращают 90% брошенных монеток, зарабатывают 10 условных единиц в единицу времени. А при уровне возврата в 95% доход казино от конкретного автомата — 20 условных единиц за ту же единицу времени.
То есть чем больше автомат отдает, тем больше людей хочет играть именно на нем. И за счет оборота, за счет привлечения большего количества игроков этот аппарат зарабатывает больше.
Так вот, возвращаясь к налоговой системе. Я считаю, что одна из главных ее функций — стимулирование роста налогооблагаемой базы. Но не за счет увеличения налогов, а за счет развития делового климата, привлечения инвестиций, вовлечения населения в предпринимательскую деятельность.
И на мой взгляд, чем лучше инвестиционный климат, чем меньше налоги, тем больше доход государства. Вот такая у меня непрофессиональная точка зрения.
А вы что думаете?
Коммерсантъ
Минфин рассмотрит вопрос о прогрессивной налоговой шкале для физлиц
Подробнее на сайте
👍18💯3❤2
Минфин опубликовал материал, касающийся льготных ипотечных программ. Цитирую:
Программы «Семейная ипотека», «Льготная ипотека», «Дальневосточная и арктическая ипотека» продолжат действовать. При этом меняется форма предоставления субсидий в рамках указанных программ. Теперь, по новым правилам, постановления Правительства РФ, в соответствии с которыми реализовывались льготные ипотечные программы, отменяются, и в силу вступают Решения Правительства РФ, которые публикуются в «Электронном бюджете».
Таким образом, условия субсидирования льготных ипотечных программ будут зафиксированы в государственной интеграционной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Помимо этого, по программам «Семейная ипотека» и «Льготная ипотека» увеличен общий лимит суммы кредитов, по которым осуществляется возмещение кредитным и иным организациям их недополученных доходов, и составляет соответственно по программе «Семейная ипотека» 4,84 трлн рублей, по программе «Льготная ипотека» – 6,19 трлн рублей.Ничего не понятно, но сильно интересно. Ждем в напряжении.
🤔8😁4❤2👍1
Как упала доступность жилья в России
РБК опубликовал исследование рынков недвижимости в российских регионах за последние четыре года. Анализировалась стоимость квартир и уровень доходов населения, на основе этих данных посчитан коэффициент доступности жилья.
Самое недоступное жилье — предсказуемо вСочи . Причем за четыре года коэффициент вырос вдвое (= среднестатистической семье стало вдвое сложнее купить квартиру).
Кому интересно, материал можно прочитать здесь.
А я хочу напомнить, что программа льготной ипотеки и другие стимулирующие меры были направлены на то, чтобы в тяжелый период (сначала пандемия, потом СВО) строительная отрасль получила опору и продолжала развиваться. С этой точки зрения все хорошо: ввод жилья увеличился очень существенно и достиг максимума за всю историю наблюдений.
С другой стороны, вынужден констатировать, что доступность жилья, как ни парадоксально, снизилась.
Вся логика поддержки строительной отрасли была в том, чтобы стимулировать спрос, то есть дать людям доступный инструмент решения жилищного вопроса. И спрос действительно вырос. Но поскольку предложение за ним не успевало, это породило условный дефицит и, как следствие, подорожание.
Это говорит о том, что, вероятнее всего, программа льготной ипотеки была не максимально эффективна.
Да, она поддержала отрасль — без вопросов. Но она разогнала ценник и себестоимость и в конечном итоге стала причиной тому, что доступность жилья не увеличилась, а уменьшилась.
Где именно была допущена ошибка, сейчас сложно сказать. Надо отдать должное правительству: в тот период оно действовало быстро, последовательно и логично. Но, видимо, на этапе продления льготной ипотеки были допущены какие-то просчеты.
Сейчас я с искренним интересом наблюдаю за тем, как развивается ситуация. За последние годы отрасль сделала мощный качественный скачок. Думаю, это будет одним из факторов, которые помогут ей преодолеть возможные последствия.
РБК опубликовал исследование рынков недвижимости в российских регионах за последние четыре года. Анализировалась стоимость квартир и уровень доходов населения, на основе этих данных посчитан коэффициент доступности жилья.
Самое недоступное жилье — предсказуемо в
Кому интересно, материал можно прочитать здесь.
А я хочу напомнить, что программа льготной ипотеки и другие стимулирующие меры были направлены на то, чтобы в тяжелый период (сначала пандемия, потом СВО) строительная отрасль получила опору и продолжала развиваться. С этой точки зрения все хорошо: ввод жилья увеличился очень существенно и достиг максимума за всю историю наблюдений.
С другой стороны, вынужден констатировать, что доступность жилья, как ни парадоксально, снизилась.
Вся логика поддержки строительной отрасли была в том, чтобы стимулировать спрос, то есть дать людям доступный инструмент решения жилищного вопроса. И спрос действительно вырос. Но поскольку предложение за ним не успевало, это породило условный дефицит и, как следствие, подорожание.
Это говорит о том, что, вероятнее всего, программа льготной ипотеки была не максимально эффективна.
Да, она поддержала отрасль — без вопросов. Но она разогнала ценник и себестоимость и в конечном итоге стала причиной тому, что доступность жилья не увеличилась, а уменьшилась.
Где именно была допущена ошибка, сейчас сложно сказать. Надо отдать должное правительству: в тот период оно действовало быстро, последовательно и логично. Но, видимо, на этапе продления льготной ипотеки были допущены какие-то просчеты.
Сейчас я с искренним интересом наблюдаю за тем, как развивается ситуация. За последние годы отрасль сделала мощный качественный скачок. Думаю, это будет одним из факторов, которые помогут ей преодолеть возможные последствия.
❤9🔥1
Forwarded from GMK для девелоперов
Нас хотели поссорить, а мы подружились 🤝 Или самая неожиданная коллаборация года)
В какой-то момент любое агентство, занимающееся брендингом, обвиняют во вторичности. «Это уже было…», «компания ХХХ сделала похожий логотип…» Знакомо? Когда такое случилось в очередной раз, SmartHeart и GMK решили, что объясняться или спорить – неконструктивно.
А вот поговорить о том, что этично, а что нет на рынке креатива и почему появляются совпадения в брендинговых решениях – это про нас)
Уже завтра в прямом эфире прямо здесь, в @gmkblog – Диана Жданова из GMK и Станислав Окрух из SmartHeart! Включите уведомления, чтобы не пропустить. На ютубе тоже будет — вот ссылка.
🔵 22 мая 18:00 мск
Про что еще?
→ Почему термин «упаковка» раздражает и что на самом деле стоит за логотипом и неймингом
→ Тренд на русскость. Понимают ли девелоперы кириллицу и достаточно ли она премиальная?
В какой-то момент любое агентство, занимающееся брендингом, обвиняют во вторичности. «Это уже было…», «компания ХХХ сделала похожий логотип…» Знакомо? Когда такое случилось в очередной раз, SmartHeart и GMK решили, что объясняться или спорить – неконструктивно.
А вот поговорить о том, что этично, а что нет на рынке креатива и почему появляются совпадения в брендинговых решениях – это про нас)
Уже завтра в прямом эфире прямо здесь, в @gmkblog – Диана Жданова из GMK и Станислав Окрух из SmartHeart! Включите уведомления, чтобы не пропустить. На ютубе тоже будет — вот ссылка.
Про что еще?
→ Почему термин «упаковка» раздражает и что на самом деле стоит за логотипом и неймингом
→ Тренд на русскость. Понимают ли девелоперы кириллицу и достаточно ли она премиальная?
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
Please open Telegram to view this post
VIEW IN TELEGRAM
🔥13❤6👍5
В нескольких регионах России за последний месяц-два были запущены проекты, в работе над которыми мы принимали непосредственное участие. Один из таких регионов — Дагестан.
За последние пару лет мы поработали с двумя или тремя девелоперами из Дербента. Я сам там был два года назад, и у меня сложилось определенное впечатление.
Во-первых, мне удалось пообщаться с главным архитектором Дербента. Я видел мастер-план развития города.
Во-вторых, видел реальные процессы, которые там происходят: глобальную реконструкцию в общественных зонах и парках, посадку деревьев, благоустройство территории, ландшафтный дизайн.
И я пришел к выводу, что Дербент — один из немногих городов, в которых грамотно, умно, последовательно и логично выстроен процесс развития. Причем как с точки зрения коммерческого девелопмента, так и с точки зрения главной функции города — как места, в котором комфортно живется и который интересно посещать.
Да, есть и сложности. Например, там нет своего аэропорта, только в Махачкале. Поэтому город привлекает в первую очередь внутренних туристов. Есть вопросы к тому, что строилось раньше, а иногда и к тому, что строится сейчас.
Но при этом отчетливо видно, как руководство города пытается решить эти вопросы, причем достаточно удачно.
Так что у меня сегодня две рекомендации:
▪️Посетить Дербент. Это город с аутентичной историей, интересным ландшафтом. Это море, это горы, это люди с беспощадным гостеприимством.
▪️Прочитать кейс о работе над проектом «Шафран» в Дербенте, который подготовили мои коллеги. В нем — подробности об особенностях рынка и локации, о том, как мы сделали нейминг, разработали айдентику и бренд-платформу (и не только).
За последние пару лет мы поработали с двумя или тремя девелоперами из Дербента. Я сам там был два года назад, и у меня сложилось определенное впечатление.
Во-первых, мне удалось пообщаться с главным архитектором Дербента. Я видел мастер-план развития города.
Во-вторых, видел реальные процессы, которые там происходят: глобальную реконструкцию в общественных зонах и парках, посадку деревьев, благоустройство территории, ландшафтный дизайн.
И я пришел к выводу, что Дербент — один из немногих городов, в которых грамотно, умно, последовательно и логично выстроен процесс развития. Причем как с точки зрения коммерческого девелопмента, так и с точки зрения главной функции города — как места, в котором комфортно живется и который интересно посещать.
Да, есть и сложности. Например, там нет своего аэропорта, только в Махачкале. Поэтому город привлекает в первую очередь внутренних туристов. Есть вопросы к тому, что строилось раньше, а иногда и к тому, что строится сейчас.
Но при этом отчетливо видно, как руководство города пытается решить эти вопросы, причем достаточно удачно.
Так что у меня сегодня две рекомендации:
▪️Посетить Дербент. Это город с аутентичной историей, интересным ландшафтом. Это море, это горы, это люди с беспощадным гостеприимством.
▪️Прочитать кейс о работе над проектом «Шафран» в Дербенте, который подготовили мои коллеги. В нем — подробности об особенностях рынка и локации, о том, как мы сделали нейминг, разработали айдентику и бренд-платформу (и не только).
portfolio.gmk.ru
Шафран. Бренд-стратегия жилого проекта в Дербенте
Как традиционные ковры и местные цветы стали вдохновением для наших стратегов
🔥15
Как глобальное потепление помогает девелоперам
Европейские исследователи отмечают: за последние 30 лет девелоперы стали реже приостанавливать работу из-за зимних холодов. В 1991 году почти 50% подрядчиков ЕС заявили, что их деятельность была ограничена из-за плохой погоды, в 2024 году — менее чем 20%.
При этом в более северных странах (Финляндия, Швеция) проблем исторически было меньше, чем в центральной Европе (Германии, Бельгии, Нидерландах). Причины:
1. Строительные компании, работающие в холодных регионах Европы, инвестируют в специальное зимнее оборудование, чтобы строительство могло продолжаться, поскольку их зимы более холодные и длятся дольше.
2. Большая часть производственной деятельности осуществляется внутри сборных помещений, чтобы выдерживать длительные периоды темноты и холодную погоду.
3. При планировании проекта уже учитывается, что некоторые строительные работы, например, земляные работы, в зимние месяцы невозможны. Они планируются на лето, что снижает вероятность отклонений от графика.
А что в России?
Учитывая то, что мы живем в достаточно холодных широтах, вопрос стройки в зимний период всегда был актуален. И на протяжении всего времени существования в России девелоперского рынка компании изучают, адаптируют и применяют технологии, которые позволяют строить при низких температурах.
Конечно, существуют так называемые актированные дни, когда стоимость строительства с учетом всевозможных присадок и всех рисков для сотрудников становится такой высокой, что их проще пропустить, нежели выходить на работу.
Но такое время длится недолго. В прошлом году, например, в Сибири было всего несколько рабочих дней, когда на стройках останавливали определенные виды работ.
Вообще при желании строить можно практически в любой мороз, за исключением аномальных пиковых значений. Технологически это не проблема.
Куда важнее себестоимость и отношение к людям. Потому что предел терпимости сотрудников не безграничен, а квалифицированные кадры девелопер бережет.
Европейские исследователи отмечают: за последние 30 лет девелоперы стали реже приостанавливать работу из-за зимних холодов. В 1991 году почти 50% подрядчиков ЕС заявили, что их деятельность была ограничена из-за плохой погоды, в 2024 году — менее чем 20%.
При этом в более северных странах (Финляндия, Швеция) проблем исторически было меньше, чем в центральной Европе (Германии, Бельгии, Нидерландах). Причины:
1. Строительные компании, работающие в холодных регионах Европы, инвестируют в специальное зимнее оборудование, чтобы строительство могло продолжаться, поскольку их зимы более холодные и длятся дольше.
2. Большая часть производственной деятельности осуществляется внутри сборных помещений, чтобы выдерживать длительные периоды темноты и холодную погоду.
3. При планировании проекта уже учитывается, что некоторые строительные работы, например, земляные работы, в зимние месяцы невозможны. Они планируются на лето, что снижает вероятность отклонений от графика.
А что в России?
Учитывая то, что мы живем в достаточно холодных широтах, вопрос стройки в зимний период всегда был актуален. И на протяжении всего времени существования в России девелоперского рынка компании изучают, адаптируют и применяют технологии, которые позволяют строить при низких температурах.
Конечно, существуют так называемые актированные дни, когда стоимость строительства с учетом всевозможных присадок и всех рисков для сотрудников становится такой высокой, что их проще пропустить, нежели выходить на работу.
Но такое время длится недолго. В прошлом году, например, в Сибири было всего несколько рабочих дней, когда на стройках останавливали определенные виды работ.
Вообще при желании строить можно практически в любой мороз, за исключением аномальных пиковых значений. Технологически это не проблема.
Куда важнее себестоимость и отношение к людям. Потому что предел терпимости сотрудников не безграничен, а квалифицированные кадры девелопер бережет.
👍16👌2🤔1
Как оценить качество жизни
Агентство стратегических инициатив опубликовало рейтинг качества жизни в российских регионах.
Оценку проводили по 141 показателю. Учитывали результаты опросов населения, статистические и геоаналитические данные. В итоге в тройку лидеров вошли Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область.
Для меня результаты рейтинга оказались отчасти неожиданными. Сейчас объясню, почему.
Местные власти и крупные компании давно осознали, что человек — это, безусловно, наиболее важный ресурс, за который стоит побороться. Поэтому последние лет 5, а может быть, даже 10, между регионами ведется за него серьезная схватка.
Каждый регион делает все, чтобы люди, которые в нем родились и выросли, остались там же работать. И пытается привлечь тех, кто родился и вырос в других местах. В это вкладываются сотни миллиардов рублей по всей стране.
И с одной стороны, наблюдать за этим весьма интересно, это реальная борьба. С другой стороны, мы понимаем, что в этом процессе создается среда, в которой людям хотелось бы оставаться и формировать свои #сценарии_жизни.
Конечно, регионам сложно решать эту задачу. Кто-то уезжает за границу. Большой миграционный поток идет в столицы, и это понятно. Что же оказалось для меня неожиданным?
Я всегда считал, что наиболее интересные с точки зрения сценариев жизни регионы, куда стремится человек, — южные. Потому что медицина и образование — это все хорошо, но солнце и море у них не заберешь. Но в верхних строчках рейтинга этих регионов нет.
И на мой взгляд, это печально: получается, они не смогли использовать те уникальные преимущества, которыми обладают по умолчанию.
В общем, если вам интересно, рейтинг можно посмотреть здесь. Я считаю, что такие исследования очень полезны: они помогают руководителям регионов видеть, в каких сферах они проседают, а в каких работают успешно, и маневрировать этим инструментарием.
Коллеги, кто посмотрел рейтинг? Есть сюрпризы, или для вас всё предсказуемо?
Агентство стратегических инициатив опубликовало рейтинг качества жизни в российских регионах.
Оценку проводили по 141 показателю. Учитывали результаты опросов населения, статистические и геоаналитические данные. В итоге в тройку лидеров вошли Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область.
Для меня результаты рейтинга оказались отчасти неожиданными. Сейчас объясню, почему.
Местные власти и крупные компании давно осознали, что человек — это, безусловно, наиболее важный ресурс, за который стоит побороться. Поэтому последние лет 5, а может быть, даже 10, между регионами ведется за него серьезная схватка.
Каждый регион делает все, чтобы люди, которые в нем родились и выросли, остались там же работать. И пытается привлечь тех, кто родился и вырос в других местах. В это вкладываются сотни миллиардов рублей по всей стране.
И с одной стороны, наблюдать за этим весьма интересно, это реальная борьба. С другой стороны, мы понимаем, что в этом процессе создается среда, в которой людям хотелось бы оставаться и формировать свои #сценарии_жизни.
Конечно, регионам сложно решать эту задачу. Кто-то уезжает за границу. Большой миграционный поток идет в столицы, и это понятно. Что же оказалось для меня неожиданным?
Я всегда считал, что наиболее интересные с точки зрения сценариев жизни регионы, куда стремится человек, — южные. Потому что медицина и образование — это все хорошо, но солнце и море у них не заберешь. Но в верхних строчках рейтинга этих регионов нет.
И на мой взгляд, это печально: получается, они не смогли использовать те уникальные преимущества, которыми обладают по умолчанию.
В общем, если вам интересно, рейтинг можно посмотреть здесь. Я считаю, что такие исследования очень полезны: они помогают руководителям регионов видеть, в каких сферах они проседают, а в каких работают успешно, и маневрировать этим инструментарием.
Коллеги, кто посмотрел рейтинг? Есть сюрпризы, или для вас всё предсказуемо?
👍14🤔2👌1
Дорого. Утомительно. Но нужно и важно.
Коллеги из «Движения» и ассоциации REPA попросили поделиться опытом участия в жюри премии Real Estate Property Award. Финал состоится в июне, но этап электронного голосования уже пройден, и мне есть что сказать.
Для меня работа в жюри — это действительно серьезный труд. Чтобы разобраться в проектах на этапе электронного голосования, у меня обычно уходит от одного до двух полных рабочих дней. То есть, исходя из стоимости моего времени, это достаточно затратная история.
А еще это очень утомительно. Структура презентаций и описаний проектов, которые представляют девелоперы, зачастую не соответствует предмету.
Например, оцениваешь социальную инфраструктуру. А у тебя презентация про весь проект, и про инфраструктуру — только половина последнего слайда. И на то, чтобы разобраться, всё сопоставить и дать оценку, уходит много сил.
Так что я неоднократно зарекался участвовать в жюри, но все равно каждый раз соглашаюсь. Почему?
Я вижу, что в последнее время наметился тренд: все больше и больше региональных проектов участвуют в конкурсах и заходят в шорт-листы. В то же время я понимаю, что большинство судей — это жители столицы.
И я участвую в жюри, чтобынемного сбалансировать эту историю и по итогу получить более объективную картину.
Вот в этом я чувствую свою роль. Для меня это важно. Поэтому я, во-первых, снимаю шляпу перед всеми членами жюри, которые работали на премии. И, во-вторых, планирую продолжать этим заниматься.
Коллеги из «Движения» и ассоциации REPA попросили поделиться опытом участия в жюри премии Real Estate Property Award. Финал состоится в июне, но этап электронного голосования уже пройден, и мне есть что сказать.
Для меня работа в жюри — это действительно серьезный труд. Чтобы разобраться в проектах на этапе электронного голосования, у меня обычно уходит от одного до двух полных рабочих дней. То есть, исходя из стоимости моего времени, это достаточно затратная история.
А еще это очень утомительно. Структура презентаций и описаний проектов, которые представляют девелоперы, зачастую не соответствует предмету.
Например, оцениваешь социальную инфраструктуру. А у тебя презентация про весь проект, и про инфраструктуру — только половина последнего слайда. И на то, чтобы разобраться, всё сопоставить и дать оценку, уходит много сил.
Так что я неоднократно зарекался участвовать в жюри, но все равно каждый раз соглашаюсь. Почему?
Я вижу, что в последнее время наметился тренд: все больше и больше региональных проектов участвуют в конкурсах и заходят в шорт-листы. В то же время я понимаю, что большинство судей — это жители столицы.
И я участвую в жюри, чтобы
Вот в этом я чувствую свою роль. Для меня это важно. Поэтому я, во-первых, снимаю шляпу перед всеми членами жюри, которые работали на премии. И, во-вторых, планирую продолжать этим заниматься.
Real Estate Property Awards
Премия REPA 2026
Единственная Всероссийская архитектурно-девелоперская премия в сфере недвижимости. Знак качества в строительной отрасли. Будьте среди лучших!
👍10🔥6❤2🥰2👏1😁1
Снова про льготную ипотеку и стимулирование рынка
Судя по всему, в ближайшие месяц-два нам будет представлена некая система по стимулированию первичного и, возможно, вторичного рынка, которая будет установлена на пять лет.
Какой бы эта система ни была, это, безусловно, хорошо. Строительный цикл — год и восемь месяцев. Пять лет — это как минимум 2,5 строительных цикла. На это время девелопер сможет что-то планировать: купить землю, войти в проект, построить его и продать.
Это и есть создание правил игры на долгую перспективу, которого так ждет рынок.
Судя по всему, в ближайшие месяц-два нам будет представлена некая система по стимулированию первичного и, возможно, вторичного рынка, которая будет установлена на пять лет.
«В горизонте ближайшего месяца-двух мы получим одну очень важную вещь, которой у нас раньше не было. Это четкое понимание правил на пять лет. Будет поставлена точка в вопросе, какой станет льготная ипотека, и эти правила будут действовать пять лет», — заявил председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.
Какой бы эта система ни была, это, безусловно, хорошо. Строительный цикл — год и восемь месяцев. Пять лет — это как минимум 2,5 строительных цикла. На это время девелопер сможет что-то планировать: купить землю, войти в проект, построить его и продать.
Это и есть создание правил игры на долгую перспективу, которого так ждет рынок.
РБК Недвижимость
В Госдуме заявили о закрытии «двери под названием «льготная ипотека»
Льготные ипотечные программы будут более жесткими и адресными на ближайшие пять лет, заявил председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
👍7🔥5👌3
В воскресенье в России отмечается День предпринимателя, поэтому #пятничный_анекдот будет в тему.
А может, и не анекдот? 🤔
Бизнес — это такая игра, в которой выигрывает тот, кто лучше знает правила, а проигрывает тот, кто их исполняет.
А может, и не анекдот? 🤔
👍14💯5😁3🤝1
Сложность монтажа шоу заключается в том, что материалов, собранных при подготовке, очень много, а в эфир входит одна вторая или даже одна третья часть.
Поэтому мы решили делать дополнительные выпуски #GMKTalks — со всеми интересными моментами, которые не вошли в выпуск.
Вы можете посмотреть их прямо сейчас на нашем сайте: собрали на одной странице, чтобы не искать.
Поэтому мы решили делать дополнительные выпуски #GMKTalks — со всеми интересными моментами, которые не вошли в выпуск.
Вы можете посмотреть их прямо сейчас на нашем сайте: собрали на одной странице, чтобы не искать.
gmk.ru
Спецвыпуски GMKTalks in the Show: полные версии интервью с героями | Новости консалтингового агентства GMK
Работа над YouTube-шоу — это всегда сложности на этапе монтажа...
👍9🔥5❤4
Я очень внимательно слежу за условиями по банковским депозитам. Одна из причин: я считаю, что они характеризуют реальную инфляцию в стране.
И любое повышение процентов по вкладам, особенно долгосрочным, вызывает у меня чувство легкой паники. Потому что я понимаю: банки, которые хорошо просчитывают тренды, могут предполагать увеличение ставки и прочие вещи.
Не так давно Газпромбанк заявил об увеличении ставок по депозитам до 17,5% годовых. Такое существенное увеличение привлекло мое внимание: это достаточно серьезный банк, и я полагал, что, возможно, нас ждут экономические последствия.
Но начал разбираться и понял, что все не так, как кажется на первый взгляд. Вклад этот на полгода, а ставка 17,5% — только на пятый и шестой месяц.
Так вот, мне пришла мысль, что главные разводилы в нашей стране — это, безусловно, банки. А главные банковские разводилы — это государственные банки.
Конечно, всё в рамках законности: сказано «до 17,5%», все прочие формальности соблюдены. Но все-таки я считаю, что за свою рекламу надо отвечать. И не только девелоперам, как предлагают в Госдуме, но и государственным институтам, в том числе и государственным банкам.
И любое повышение процентов по вкладам, особенно долгосрочным, вызывает у меня чувство легкой паники. Потому что я понимаю: банки, которые хорошо просчитывают тренды, могут предполагать увеличение ставки и прочие вещи.
Не так давно Газпромбанк заявил об увеличении ставок по депозитам до 17,5% годовых. Такое существенное увеличение привлекло мое внимание: это достаточно серьезный банк, и я полагал, что, возможно, нас ждут экономические последствия.
Но начал разбираться и понял, что все не так, как кажется на первый взгляд. Вклад этот на полгода, а ставка 17,5% — только на пятый и шестой месяц.
Так вот, мне пришла мысль, что главные разводилы в нашей стране — это, безусловно, банки. А главные банковские разводилы — это государственные банки.
Конечно, всё в рамках законности: сказано «до 17,5%», все прочие формальности соблюдены. Но все-таки я считаю, что за свою рекламу надо отвечать. И не только девелоперам, как предлагают в Госдуме, но и государственным институтам, в том числе и государственным банкам.
🔥14💯13👍7❤5