Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
История русской поп-музыки 1999.
https://www.youtube.com/watch?v=UE118Dabb1w

Это последняя серия вашего любимого сериала.
Дал скандальное интервью «Афише».

https://daily.afisha.ru/music/17057-oleg-karmunin-i-anton-korablev-o-seriale-lentyru-pro-istoriyu-russkoy-popsy/

По поводу него хочу сказать несколько слов.

Мне с детства нравились принципы «Афиши». Журнал исповедовал рок-н-ролл в журналистике, что притягивало пылающие сердца вроде моего. Люди насаждали культуру, которую считали правильной и никогда этого не стеснялись. Они говорили: «как скажем, так и будет» (это их настоящий слоган). Восхитительное хамство!

«Афиша» объясняла, как жить. «Афиша» говорила, что слушать. «Афиша» показывала, где тусить. Она часто шла на конфликт. Например, сделала гей-номер с радужным флагом на обложке. In your face.

Даже когда журнал закрылся, «Афиша» по инерции жгла. Четыре года назад вышел бомбический текст Алексея Васильева про Фредди Меркьюри под названием «Он кичился тем, от чего сегодня мы лечимся». Это была пощечина общественности. Заполыхал пожар недовольных. Но текст — шедевр, до сих пор его перечитываю вечерами.

Такой я запомнил «Афишу».

И что же я вижу сегодня? Издание в лице Николая Овчинникова (@voicemedia) берет у меня интервью с позиции «зачем вы пишете так резко?». Многие его претензии сводятся к тому, что я местами лишнего хватанул, когда говорил про некоторых музыкантов. Потому что надо выражаться осторожнее. Как бы чего не вышло.

«Не факт, что будет так, как мы скажем. Скорее всего, не будет». С такими принципами пришел ко мне бывший журнал «Афиша».

Как правильно? Это интересный разговор. Я надеюсь, он продолжится.
Русский шаффл pinned «Какой выпуск вам понравился больше всего?»
Михаилу Козыреву не понравился наш сериал. Для меня это большая честь.

Ведь это человек, известный баном «Гражданской обороны» на «Нашем радио».
Моргенштерн — пластический хирург для дряблых знаменитостей. К нему приходят морщинистые старые звезды и просят сделать песенку-подтяжку.
https://www.youtube.com/watch?v=cdk4hVPN_F0

У него один и тот же сильнодействующий прием — юмористические байки про безумное богатство. И все его фиты — "Ратата", "Кадиллак", "Грустная песня" и теперь "El Problema" — про то, когда некуда девать чемоданы денег. И бывшие звезды на фитах молодому Моргенштерну поддакивают: "Да, да! Нам тоже некуда девать!"

Так бывшие звезды пытаются вернуть себе вкус молодости.

Интересное явление.
Интересный кстати договор у Тимати с Моргенштерном.

«С этого момента артист Тимати переходит в рабство Morning Star Records.

Артист обязуется рекламировать абсолютно все, что потребует лейбл.

Тимати не имеет ваще нахуй прав. И лев. Попробуешь уйти с лейбла — заберем все песни, социальные сети, имя».

Дальше не разобрал.
Последняя порция рецензий Алексея Мажаева на «Историю русской попсы».

1998 https://www.intermedia.ru/news/350634
1999 https://www.intermedia.ru/news/350926

В финале он написал:

«Что тут скажешь? У нас так всегда: либо свободы столько, что из ушей лезет, либо так мало, что дышать нечем. Чувство меры, золотая середина? Нет, не слышали. Но 90-е хотя бы дали много лакомого материал для такого нескучного документального сериала - рассказ про следующие десятилетия в таком формате пока представить просто невозможно».

Я категорически не согласен с этим утверждением. Дело в том, что я начал прикидывать материал на следующие годы (чисто для себя) и выяснилось, что имен, музыки и фактов в нулевых гораздо больше, чем в девяностых.

Нас кормят девяностыми уже много лет и мы верим, что это было интересное время, еще говорили раньше "лихое". Но нулевыми нас никогда не кормили, и единственное что мы помним это слово "стабильность", а больше ничего.

Мифология нулевых еще не создана и в общественном сознании это десятилетие выглядит, как вата. Как дневной сон после ночи кутежа.

Это совершенно неправильно. Нулевые разнообразнее девяностых, жирнее, чище, громче и роскошнее.

И только не бейте меня: нулевые лучше девяностых.
Но есть и хорошие новости.
Написал эпохальную колонку, где феерически расставил все точки над нынешней модой ностальгировать.

https://style.rbc.ru/impressions/5f6336029a7947ea977b0472

«Каждый раз, когда у меня спрашивают: «Что нового в музыке?» — я еле сдерживаю тяжелый вздох. Делаю вид, что все в порядке, и говорю, что появился новый рэп-артист (жанру «рэп» исполнилось 40 лет), что белорусский пост-панк взрывает Европу (пост-панк появился еще при жизни Высоцкого), что в Сибири звучит новое техно (жанр старше Российской Федерации). И каждый раз я испытываю неловкость. Потому что ничего по-настоящему нового, прорывного и невероятного за последние 20 лет не появилось. Надо это признать. Улучшилось качество звукозаписи, музыкальные инструменты стали доступнее, а способы распространения информации удобнее. Но, пользуясь всеми новшествами, люди возвращают себе старые времена».
Лучше доказательство, что мы идем правильной дорогой — статистика. Сегодня в чарте топ-100 "Яндекс.Музыки" в 7 раз больше русских треков, чем иностранных. А в 2010 году, когда сервис запустился, было поровну.

Да и до 2010 года было не лучше. Я помню, как покупал журнал Rolling Stone в его лучшие годы — середине нулевых. Две трети материалов там было про иностранную музыку. Это считалось нормой. Все мы жили новостями из-за границы, тамошними лицами, героями и релизами.

Мы все питались Западом, а русскую музыку включали на крайний случай, с формулировкой "и у нас тоже бывает ничего". Потому что вся жизнь — там, далеко.

Смотрите, как все изменилось.

И это замечательно, потому что благодаря таким изменениям происходит самое главное — деньги достаются нашим музыкантам, а не иностранным. Наши музыканты тратят их на запись новой музыки и в России появляется еще больше новой музыки.

В честь дня рождения на сервисе появился персональный плейлист «Большая перемотка». В нем каждый пользователь сможет найти свои самые прослушиваемые треки за все время пользования Яндекс.Музыкой.
Еще одна сенсация в мире музыкальной журналистики.

Очень рад, что сохранились скриншоты. Я думаю, можно устроить круглый стол на эту тему. С вескими доказательствами. Скриншоты в кульминационный момент вынесут в зал, как в шоу Малахова после первой рекламы.

— У нас за кулисами Николай, он утверждает, что у него есть скриншоты. Встречаем!
Рецензия на новый альбом Хаски.

Когда я работал в газете, было много обязательных текстов. Сидишь и думаешь, что написать — а написать надо. При этом совершенно нечего. И выдавливаешь из себя воду. Так я сейчас сижу с новым альбомом Хаски. Так сидел, наверное, Хаски, сочиняя новый альбом. Мы печальны в этом неумном виде.

Самый удивительный процесс — как люди теряют хватку. Вот еще недавно был человек, ходил гением, громоздил метафоры, точно попадал в лица. Его слова вынимали душу, а его биты заставляли тело дрыгаться. Он делал простые вещи, которые выглядели, как специально простые, но внутри сложные.

Он прижимал к лицу ладони, а выглядело, как картина.

Я не понимаю, как это объяснить, но даже обложка первого альбома Хаски, где ничего нет, кроме нескольких строчек — как будто бы гениальная.

Что я вижу сегодня? Я вижу обложку, которую старались нарисовать. Я вижу тексты, которые писали с усердием. И аранжировку, которая звучит изворотливее, чем в прошлые разы. Как будто бы поработали над альбомом. Но сам альбом — не работает.

Но трагедия не в том, что вышло никак. А в том, что год назад Хаски уже написал альбом, послушал его и удалил, как Гоголь второй том "Мертвых душ". И написал теперь еще один альбом заново. (Заново, заново, заново.) Он считает, что исправил.

Но стулья под нашими жопами теперь не обрастают трущобами. А стоят себе и стоят. Стулья как стулья.
Коллега @porno_rap нашел замечательное.
https://news.1rj.ru/str/porno_rap/912

Певец Нурминский сочинил продолжение Елкиных «Мальчика-красавчика» и «Девочки-студентки». Песня называется «Большой дядя» и воспевает чиновника с мигалкой. У каждой эпохи свои герои. Исполняется совершенно серьезно:

«Особняк большим забором огорожен
Чистый немец, был недавно растаможен
Прощает всех, всех кому он должен
А ты, братишка, будь предельно осторожен

Эх, был бы у меня большой дядя
Ехал бы уверенно, никуда не глядя
По всем фронтам были бы доступны связи
С улиц в люди, а не с грязи в князи».

Прошли времена социально-критической лирики вроде «номерок блатной, три семерочки». Теперь удел рэпера — позавидовать такому номеру и сказать: «эх, был бы у меня такой».

Хотя даже хуже: «был бы у меня дядя с таким номерком».
Тюрьма стриминга.

У нас есть спотифай, эппл мюзик, гугл плэй и еще несколько подобных сервисов.

Стриминг подарил человечеству бесконечность музыки по подписке. Поднимаешь телефон — перед тобой вселенная.

Сегодня трудно слушать музыку как-то иначе. Стриминг вошел в привычку.

Для музыканта это означает одно: если его музыки нет на площадках, то ее как бы не существует. Как туда попасть? Самому залить? Нет.

Есть специальные компании-прокладки, через которые можно выложить музыку. Именно они делают осмотр и допуск в официальные сервисы. Заплати символическую сумму — мы тебя проверим и выпустим.

Таких компаний не очень много. И представьте себе масштабы этого бизнеса, когда в узкую щель ломятся десятки тысяч каждый день.

Вахтеры стриминга терроризируют музыкантов многочисленными правилами: какую обложку можно, какую нельзя, как петь можно, как нельзя, что считается качественным звуком, а что нет. Они хотят обезопасить себя на уровне допуска. Они придумали жесткие правила, чтобы комар не проскочил, чтобы их потом не наказали и не засудили. Это нормально — это система.

Нельзя выпускать что попало!

Я абсолютно уверен, сегодня Егор Летов бы не прошел в стриминг из-за плохого качества записи. Обложку альбома Nevermind Нирваны бы забанили из-за голого ребенка. А Holy Wood Мэрилина Мэнсона за оскорбление чувств верующих. Сегодня они опубликованы на площадках только потому что это классика, которая появилась в аналоговую эпоху. А сколько новых Егоров Летовых мы не услышим, потому что их не пустили в большой белый мир? Мне кажется, модераторы их банят ежедневно.

Стерильность стриминга — это проблема.

Еще там нельзя использовать чужие семплы и петь каверы. И это уже полный абсурд. Сервис Ютуб получил славу во многом благодаря домашним каверам, которые выкладывали обычные люди из своих комнат. И никого это не смущало. Сегодня петь каверы на больших площадках запрещается, если у тебя не куплено право их исполнять. Хотя всю жизнь в интернете проблема решалась жалобой и удалением, если что-то не то. Постфактум. Но теперь нет.

И это уже не говоря о том, что деньги в стриминге разделяются между музыкантами несправедлвио. К примеру, ты платишь двести рублей, слушаешь на повторе одну свою любимую группу и ждешь, что все двести рублей достанутся ей. Как бы не так — все деньги попадают в общак, который делится между участниками площадки в зависимости от их популярности. Так двадцать рублей из ваших двухсот достаются Тейлор Свифт. А вашей любимой группе — копейка.

Стриминг — это ровный мир попсы, где все ходят строем и не высовываются. Унифицированные стеллажи с «музыкой для бега» и «вечными хитами». Бездушная система по переработке музыки в фон. Доставка в уши удобных песен.

Тем временем, пока большие сервисы убивают неофициальную культуру, растет и ширится параллельная вселенная — сервис Bandcamp.

Он существует давно, но теперь, как будто обрел свою настоящую миссию — дарить жизнь всем артистам, кто не вышел физиономией для больших площадок. Там можно выкладывать что угодно, в каком угодно качестве, и самое главное — выставлять цену за свою музыку. Там ваши деньги точно достанутся музыканту.

Это маленький остров свободы посреди огромного мира тюрьмы.

Лично мне нравится находить новую музыку именно там, а не по «умным» рекомендациям стриминговых сервисов. Потому что только на Бэндкемпе я могу услышать что-то запредельное, сумасшедшее, приятно плохо звучащее, не одобренное корпоративными модераторами, которым плевать на музыку или подкинутое роботом, который кормит меня тем, что я уже слышал.

Ну а самое главное: никогда еще в истории человечества выпуск музыки не был так монополизирован, как сегодня.

Это огромная проблема.
Актуальные тренды.
В 2005 году у группы "Мин нет" вышел альбом под названием "Убить Децла".

Очевидно, шутка про фильм Тарантино, но сегодня по спине пробегает холодок.
"Вы увидите сейчас сверхновую мегазвезду", — так Дмитрий Дибров представлял миру казахского рэпера Такежана.

Многие знают Такежана по "Шит-параду", где ведущие смеялись над его "Казахской задорной".

Но на "Антропологии" Такежан, под отвязный фанк, пел совершенно другие песни. Например вот что:
https://youtu.be/BAQFcvDYsh0?t=700

"Ой! Как тесно вокруг меня! Темнота. Цитоплазма, плацента, пузырьки и вода. В желудок мой воткнут шланг — пуповина, по нему текут в меня минералы, витамины. Я живу в утробе мамы, в маленьком мирке. Нет страшнее кары, чем жить в тесноте. Из меня растут ноги, руки, пальцы, уши. Но зачем мне здесь руки? Мне нечего держать. Зачем мне здесь ноги? Мне некуда бежать. Откуда-то взялись уши, но некого мне слушать. Мрак, темнотища, хоть выколи глаза. Очень грустно, что нету острого ножа в этом тесном, маленьком материнском животе.

Но после рождения все стало ясно мне, с помощью ног я мог бегать по огромной земле. А руками я смог собирать прекрасные цветы, глазами я увидел разноцветные миры! А я и не думал, что следующий мир существует. А я и не думал, что следующий мир существует.

А теперь мне говорят, что я должен подготовить себя к жизни будущей, в царствии небесном, духовном. Тело умрет, а душа устремится в следующий мир легко и свободно.

Но я не верю, что следующий мир существует. И мне не кажется, что он прекрасный такой.

Я не верю, что следующий мир существует."
Лайки убивают рок-н-ролл.

Сегодня в музыке нужно стараться быть добреньким. Нельзя вызывать у зрителя дискомфорт ради провокации, как раньше делали наши отцы. Они плевали зрителю в лицо с экрана телевизора, и оплеванный не мог ничего поделать. Только сидеть и кричать на телевизор в ответ.

Сегодня вам за такое влепят диз, пожалуются модераторам и напишут обидный комментарий под вашим лицом.

Поэтому нужно быть осторожнее. Если писать песенку — то без резких слов. Если снимать клип — не задеть ничьи чувства. Это раньше певица Мадонна жгла кресты и показывала фак. Сегодня плохими делами прославиться нельзя, и чем попсовее артист — тем он добрее. Такое правило. В топе русского чарта, например, висят безвоздушные гимны о любви и дружбе — один душнее другого — можно белье сушить этими песнями. Сияй, сииияй.

А в подростковой музыке, где по идее должен царить рок-н-ролл, главенствует розово-мультяшная группировка "Френдзона". По моим ощущениям, такие песни должны заканчивать слушать по окончании детского сада. То есть даже для семилеток это слишком сахарно.
https://www.youtube.com/watch?v=WBSEEK0LbXQ

Но нет — это слушают подростки в наше время. Такое время.

И на закуску новый тинейджерский проект Мальбэка. Домашнее задание: угадайте, почему он не взлетит.
https://www.youtube.com/watch?v=-vGlOQW74N4