Русский шаффл – Telegram
Русский шаффл
43.9K subscribers
1.48K photos
463 videos
2 files
2.44K links
Музыкальный критик Олег Кармунин. @obs23

https://knd.gov.ru/license?id=676557d56aa9672b96f7ea9d&registryType=bloggersPermission
Download Telegram
Вслушайтесь в старые песни Александра Буйнова. Вроде песни как песни, а на самом деле какой-то кошмар. Например, хит "Падают листья".

"Падают, падают, падают, падают листья
Ну и пусть! Зато прозрачней свет.
В памяти, в памяти, в памяти, в памяти лица
Тех, кого сегодня рядом нет"

Из текста очевидно: Александр Буйнов рад, что умирают люди. "Ну и пусть", — говорит исполнитель, "меньше народу — больше кислороду". Никак по-другому это понимать нельзя.

Но есть и более дикий пример. Для его разгадки мне потребуются специалисты по садо-мазо. Песня Александра Буйнова "Парле Франсе":

"Парле, парле франсе
Пальчик в твоем кольце
Ты на одном конце
И на другом тоже ты"

Народный артист поет песню любимой женщине. Его возлюбленная находится на одном конце. И на другом конце тоже находится она. Как это можно понять? Какие идеи? Я запутался.

На песню снят совершенно порнографический клип, где обколотая филлерами женщина обнимается с Александром Буйновым в золотом дворце, а потом режет себе вены в ванной и умирает.
https://www.youtube.com/watch?v=vizbfgZMOcw
Самая пост-ироничная песня про Владимира Путина — "Вовочка" группы "Тутси". В 2007 году она прошла совершенно незамеченной.

Припев там такой: "Ути-пути-пути-пути-пути-пути, ути-пути!" Лютый стеб.
https://www.youtube.com/watch?v=5XZYFpV_glI

Сочинил ее Игорь Кезля, в девяностых известный, как "Господин Дадуда".
Не могу не процитировать. Со стрима Олега Кашина.

Вопрос слушателя:
— А почему Артемий Троицкий — дутая фигура? Разве он никаких рокеров не продвигал в свое время?

Ответ:
— Ну извините, и Стас Намин продвигал, и Алла Пугачева продвигала, и что теперь? Троицкий — это чувак, который, будучи потомственной номенклатурой, имел больше доступа к ресурсам и поэтому, в отсутствии конкуренции, как-то расцвел. Вплоть до передачи «Кафе Обломов» на НТВ. Когда конкуренция стала полноценной, демократической, его смыло, потому что он не умен и не талантлив.
Коллега из соседнего телеграм-канала @miserable_doughnut (подписывайтесь, кстати) вспомнил старую лекцию Андрея Горохова. Лет 10 назад я на ней вырос.

Идея лекции в том, что есть три истории музыки.

Первая — конвенциональная. Мир условного Артемий Троицкого. Музыка, о которой знают все. Она начинается Битлз, продолжается Роллинг Стоунз, Лед Зеппелин и заканчивается Мадонной.
Вторая — электронная. Начинается с регги, переходит в диско и заканчивается танцевальной музыкой.
Третья — история по Андрею Горохову. Шумовая музыка, индастриал, краут-рок, эмбиент, психоакустика. То, о чем не знает обычный человек.

В свое время меня это очень тронуло, что можно по-разному смотреть на одно и то же. И вы посмотрите лекцию, если не видели.

Со своей стороны я тоже готов предложить другую историю русской музыки. Потому что о ком обычно пишут критики? Про Илью Кормильцева, Бориса Гребенщикова, Егора Летова. В крайнем случае — про Евгения Хавтана.

И никто не изучает музыку второго сорта. Историю Игоря Николаева, Валерии, группы "Мечтать", Органической леди и Олега Газманова. Попса для критиков всегда зашквар, ее не воспринимают всерьез, над ней шутят. Хотя у нас отличная попса. И сейчас я готовлю небольшой проект, — пишу заново историю русской попсы.
Что такое саунд?
Это не очередной выпуск игры «Что? Где? Когда?», поэтому минутной паузы не будет.
А вот на вопрос ответит знаменитый музыкальный критик Андрей Горохов со своей лекцией из донецкого фонда «Изоляция», где он раскладывает по полочкам историю современной музыки, нещадно посыпая всё это юмором и метафорами.
Андрей известен прежде всего своей передачей «Музпросвет»(вылилась в создание одноимённой книги), которую он вёл на радиостанции Deutsche Welle в промежуток с 1996-го по 2010-й год(если не известен, то прикладываю ссылку на его замечательный блог).
Легендарный человек во всех смыслах и отношениях.
Когда в 90-х соотечественники просили его ставить песни группы Scorpions и Depeche Mode, Андрей рассказывал им про минимал-техно.
Как бывший студент музыкального колледжа могу сказать, что именно такой информации мне не хватало, когда я учился, поэтому в мир электронной музыки я залетел с большим опозданием.
К сожалению, среди академических заведений в России не котируется свежий взгляд на музыку.
Но об этом как-нибудь в другой раз.
А пока что желаю вам приятного уикенда.
На днях брал интервью у Руслана Мирошника, организатора "Рока на баррикадах" 1991. Защитник Белого дома во время путча, в девяностых он работал при первой администрации президента, делал государственные массовые праздники.

В 1993 году он из защитника превратился в нападавшего. Руководил народными дружинами. Одобрял танки по парламенту. Для многих ельцинистов так повернулась судьба — вчера ты герой демократии, а сегодня оправдываешь убийства.

Я специально на него насел, мне было интересно, как это укладывается в голове:

— Но ведь убили сто тридцать человек. В Москве, средь бела дня, расстреляли из автоматов сто тридцать человек. Как это?

Он ответил:
— У Ельцина не было другого выхода, — с такой интонацией, как будто говорит очевидное.

— А студентов 20-летних зачем убили?
— А зачем они пошли на штурм Останкино?
— Расстреляли зачем? Ведь можно не убивать.
— Вы не знаете, что тогда творилось в городе. У Ельцина не было другого выхода.

У Ельцина не было другого выхода. Я слышал эту фразу много раз.

А песню про 1993 исполняет группа ЗУТ. Послушайте.
https://www.youtube.com/watch?v=fxdo5ROaMXI
«У Ельцина не было другого выхода»
Наткнулся на список американских мертвых рэперов. В нем семьдесят человек, из них семь с приставкой "lil", то есть "маленький". В Америке рэперы мрут, как мухи уже три десятилетия. Причины в основном криминальные: их режут, их бьют, в них стреляют, им подбрасывают вещества. Настоящая злая бандитская тема. Семьдесят человек в могилах!

И тут я задумался — а почему в России ни один рэпер не умер по криминальным причинам? Только не подумайте ничего плохого! Я никому не желаю смерти, пусть живут сто лет. Но тенденция интересная, правда?

Создается ощущение, что рэп в Америке — это настоящая гангстерская тема. Там люди не просто так читают про темные улицы, а живут на них и умирают в молодом возрасте в перестрелке. Со времен Тупака ничего принципиально не изменилось.

А у нас рэп — это карнавал. Круглогодичный хэллоуин, где русские ботаники зачем-то наряжаются в костюмы американских гангстеров и на камеру читают стихи с выражением. Стихи суровые, про "сук" и "ментов", произносятся строгим голосом. Но потом эти ботаники возвращаются домой, переодеваются в пижаму, моют руки с мылом, ужинают (мама сварила вкусный супчик) и прилежно делают домашнее задание. Завтра на уроке могут спросить!

Им бы на скрипке играть, а они рэп читают.
Вышло хорошее интервью с режиссером клипа "Никаких больше вечеринок" Крем Соды и "Комната" СБПЧ Александром Иринарховым. Здесь полностью раскрывается вопрос современного клипмейкерства. Это невероятно тяжелое, продуманное до мелочей, дело. Снимать клип так же сложно, как снимать рекламу.

Впрочем, современные клипы, зачастую, и есть реклама.

Самый эмоциональный момент:
— Смен было две, и вторая смена была ад, потому что была сто процентная вероятность дождя по восемнадцати сервисам. Это было очень нервно, я очень плохо спал ночью, расстраивался. Проснулся, зная, что мы ничего не доснимем. А потом появился Саша Привалов, механик и фокусник, он посмотрел движение осадков, и получилось, что мы поснимали до дождя, затем во время ливня мы двигались на другую локацию, и он остался позади.
Forwarded from dazed and amazed
Одно из преимуществ собственного микромедиа – возможность бесстыдно задавать любые вопросики самым интересным людям. Этим постом я открываю новый сезон канала Dazed and Amazed, в котором каждый месяц (ну, я постараюсь) я буду брать или переводить интервью крутых режиссёров музыкальных видео.

Первое интервью я взяла у Саши Иринархова – режиссёра клипов Cream Soda и СБПЧ, короткого метра «Вера», документальных проектов и рекламы. Нажимай на ссылку, чтобы узнать, как придумывать и готовить к съёмкам клипы, где брать бюджет, что делать, чтобы стать режиссёром, и как реагировать, когда Никита Кукушкин целует голову, а Александр Баширов – смотрит с презрением.

P.S. Так как я не профи, чтобы подготовить это #интервью, ушли не одни сутки работы. Если вам было интересно, в качестве благодарности, вы можете поделиться этим постом со своими знакомыми и пригласить их на канал @dazedandamazed!
Украинский продюсер Михаил Ясинский выложил чарты родной страны. Там шесть строчек из десяти занимают русские артисты. Больше половины.

Но это еще не все. Кроме того там Макс Корж — белорус, которому был запрещен въезд на территорию Украины. Artik & Asti — бывшие украинцы, живут и работают в России, поют по-русски. Ну и родная Билли Айлиш.

В конечном итоге в украинском чарте только один чисто украинский артист — Jerry Heil.

Кто-то еще будет рассуждать про великую украинскую поп-музыку? Украинцы слушают русское. Свое — не слушают. Вот и ответ.
«Молодежь увлекается западной музыкой и культурой, группируется в движение «хиппи». Они устраивают сборища на лоне природы, этим самым уходят из под контроля родителей и комсомольских организаций». Из архива КГБ Литвы, 1972 год.
Говорят, однажды Хаски украл чью-то одежду. А чужую обувь положил в пакеты.
Однажды Игорь Корнелюк пришел к автору "Бандитского Петербурга" Андрею Константинову и говорит: "Я две песни написал к "Бандитскому Петербургу". Одна — отпад полный, а другая — так себе".

Оказалось, что "отпад полный" — песня Татьяны Булановой "Ты для меня чужой". Сегодня ее уже никто не помнит.
https://www.youtube.com/watch?v=wkV6MSIRTQk

А "так себе" — "Город, которого нет".
https://www.youtube.com/watch?v=WtUO5cXZhV4
Расшифровка моего интервью с Евгением Фридляндом, продюсером Бориса Моисеева и Николая Трубача. Фрагмент про создание "Голубой луны".

— Николай Трубач вообще не вдуплял, чего от него хотят, когда писал "Голубую луну"?

— Вообще. Я расскажу как все было. Однажды Боря Моисеев позвонил мне и говорит: «Давай заедем в клуб, просто поужинать». Заехали, сели, а там пели молодые музыканты. И Боря смотрит на них с тоской. Он очень не хотел стариться и переживал, что жизнь проходит. Он все время горел и хотел оставаться молодым, хотя ему уже было под 50. И он смотрит на них и говорит: «Мне обязательно нужно спеть с кем-то из молодых. Сделай мне дуэт!». А я был в этот момент с Колей Трубачом, мы вместе пришли. Я говорю: «Да вот Коля Трубач». А Боря, конечно, имел в виду не Колю Трубача, а какого-то молодого популярного артиста типа Влада Сташевского. Или там Андрея Губина. Но я знал, что уговорить никого не получится. Да, конечно, с Борей здоровались, дружили, протягивали руки, но, боялись запалиться, что имеют к нему отношение. Это была опасная тема. Женщины — да, с удовольствием пели с Борей, но он хотел именно молодого исполнителя-мужчину. А Коля Трубач, тем временем, жил на мои деньги и практически не выступал. Он писал песни. И я говорю: «Давай с Колей попробуем, он и напишет песню». И мы начали обсуждать, что за песня. Это было такое немного совместное творчество, что-то я наговаривал, что-то Боря. Понятно какую тему мы обсуждали. И тут Коля не выдержал и говорит: «Я боюсь, что про меня будут думать, что я тоже голубой». Тогда мы решили что это будет история про двух братьев, где один голубой, а другой не голубой. «А какие образы?», — спрашивает. Ну вот, говорим ему, Пенкин — принц серебряный, возьми что-то в этом стиле. Проходит несколько дней, приехал еще Ким Брейтбург. Мы все вместе приехали к Коле. Спрашиваем: «Что получается?» Он говорит: «Ну вот, такой текст, про красное солнышко». И мы говорим: «Красное солнышко надо убрать, переписывай». Так образовалась «Голубая луна». Но музыка была вялая, в ней не хватало припева. Его надо было делать ярким. И тут Ким говорит: «Ну какой припев должен быть? Сел за рояль и как споет - «Га-лу-бая луна!» Так и написали.
Я уже начал думать, что в музыке 2019 года не будет ничего интересного. Что унылые рэперы так и будут писать песни в стиле девяностых, заваривая по третьему кругу чайный пакетик.

Слава богу — нет.

Посмотрите этот клип. Я давно не видел ничего свежее и мощнее.
https://www.youtube.com/watch?v=Og30d9YsrYE

Zavet это Дима Ицков, чародей и оккультист. Он делает с русским языком и музыкой что-то необъяснимое: ломает и то, и другое, как ему хочется, заливает бетоном, создавая гигантскую стену звука, которая неподготовленного человека просто раздавливает.

Это бульдозер, который сносит все наши стыдные представления о том, как должна звучать музыка.

И это самое крутое, что я слышал за последний год.
Для меня мамбл-рэп (рэп с плохой дикцией) — это советский анекдот про человека, который раздавал пустые листовки. Его спросили: «Почему пустые?», а он ответил: «И так все понятно». Мамбл-рэп – это когда с рэпом и так все понятно. Жанр уже давно выговорился. Все рэперские темы одинаковые, и лишнее повторение банальности вызывает сегодня только тяжелый вздох.

Мамбл-рэп фокусирует внимание не на тексте, а на том, как звучит все вместе — грув, шатающий бит и голос, который ритмично наговаривает абракадабру. Не надо пытаться расслышать, что автор имел в виду — наверняка ничего интересного. Зато музыка при этом может быть очень любопытной. Надо просто расслабиться и понять, что голос — это еще один музыкальный инструмент.
Какую крутую штуку опять придумали в Яндекс.Музыке и Учебнике. Называется "Культурный марафон". Они выложили у себя на сайте готовые занятия по истории музыки, кино, архитектуре и театру.
https://education.yandex.ru/culture/

Там все настолько офигенно, что я чуть не прослезился. Вот пример — занятие по музыке.

Первоклашкам на нем рассказывают про Джона Кейджа и предлагают создать из подручных средств шумовой оркестр. Господи, я уже хочу на это занятие.
Чуть постарше — про общение звуками на примере джаза и рэп-баттлов.
Потом про то, какие бывают ноты и кто придумал современную нотную систему.
И, наконец, про паузы на примере песни We Will Rock You.

Каждый учитель или родитель может скачать себе это занятие с сайта проекта и провести сам. Я уверен, такие уроки никто не прогуляет.

Чтобы привлечь внимание к новому формату, в октябре занятия в российских школах проведут Тимур Бекмамбетов, Кантемир Балагов, Юрий Быков и другие звезды.
Михаил Круг про Егора Летова: «Это полный даун, который поет промарксистские песни, машет красным флагом». Интересно поменялось время, да? Сегодня промарксистские песни — это последний писк моды. Махать красным флагом означает быть в глобальном мировом тренде. Как все странно меняется местами.
А интересно, что вы думаете.
Forwarded from JagerVibes
Как вы относитесь к предстоящим концертам группы «Кино» с оцифрованным голосом Виктора Цоя?
Anonymous Poll
61%
В этом нет ничего страшного
39%
Это кощунство