3-е отличие: особенности формы и ритм
Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).
Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.
К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
Прописные. Стоят свободно и почти независимо. Важен не столько ритм, сколько равновесие и соотношение черного и белого. Прописные имеют любую простую форму: прямоугольную (N, H), круглую (O, C), треугольную (A, V).
Строчные. Из-за необходимости равномерного набора на первый план выходит ритм строки. Самые простые букв имеют одну «ось»: i, j, l. Большинство — две «оси»: n, h, b, p… Редко — три: m и (условно) w.
К чему стремиться: не забывать про ритм. Тройная т (как перевёрнутая ш) может оказаться лучше гражданской т с пустотами по бокам, и так далее.
4-е отличие: выносные элементы
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Буква Я имеет интересную историю. Первоначально это была уставная буква Ѧ (малый юс). В скорописи она эволюционировала до буквы, похожей на современную я. Одновременно существовали как минимум две формы: большая Ѧ в заголовках и один из вариантов маленькой я в основном тексте. Эта маленькая я похожа на а с ножкой и эволюционировала медленнее чем а, как бы вдогонку.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Представим, как может выглядеть «правильная» заглавная Я. Очевидный кандидат — уставная Ѧ и ее поздние варианты. Вспомним, что прописные буквы могут расширяться книзу или кверху, не имея строго вертикальных границ: A, L, T, V. Наша Ѧ из того же ряда. Она чуть сложнее, но если с ней поработать, можно добиться приемлемой формы. Причем возможны (и необходимы) варианты, напоминающие гражданскую Я, на зря же генетически это одна и та же буква.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Варианты букв расположены последовательно, по мере ускорения и упрощения написания.
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
Названия некоторых частей буквы
Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.
Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).
Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).
Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).
Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.
Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.
Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.
Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.
#терминология
Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.
Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).
Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).
Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).
Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.
Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.
Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.
Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.
#терминология
Telegram
Русские буквы
1 → 1а
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
1. Заглавная или начальная буква может находиться на «оси» строки.
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Telegram
Русские буквы
Когда просматриваешь старые русские рукописи, не всегда понятно, как относиться к некоторым явлениям. Скажем, положение прописных букв на строке. Привычное и необсуждаемое правило — «прописные стоят на одной линии (так наз. базовой линии) со строчными» —…
Итог. Буква Б имеет две части: повёрнутую вправо крышку и снизу замкнутый контур. Формы крышки и замкнутого контура могут быть разными, как и способы их соединения между собой. Если крышка повёрнута влево, получится буква Ъ.
Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Telegram
Русские буквы
Некоторое время назад я словно блуждал со свечой по тёмным комнатам в поисках чего-то важного. Сейчас стало понятно, что искать больше нечего, поставил свечу на стол и принялся за дело. Я решил написать книгу.
Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.
Взгляните:
Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.
Взгляните: