4-е отличие: выносные элементы
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Прописные. Выносов почти нет. В латинице есть Q, хвостик которой может лежать на строке, а может и свисать с неё, и J, которая в редких шрифтах вынесена вниз. В гражданском шрифте есть Д, Ц, Щ с маленькими хвостиками.
Строчные. Выносные элементы — важная часть этих букв. Буква сжимается линиями строки, упрощается, а то, что не вошло в строку, выносится вверх или вниз. Считается, что такие характерные зацепки помогают чтению. В латинице каждая третья буква имеет вынос, в гражданской кириллице — лишь каждая пятая, если считать невнятные засечки д, ц, щ.
К чему стремиться: не бояться использовать в строчных буквах кириллицы выносные элементы.
Буква Я имеет интересную историю. Первоначально это была уставная буква Ѧ (малый юс). В скорописи она эволюционировала до буквы, похожей на современную я. Одновременно существовали как минимум две формы: большая Ѧ в заголовках и один из вариантов маленькой я в основном тексте. Эта маленькая я похожа на а с ножкой и эволюционировала медленнее чем а, как бы вдогонку.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Что сделал Петр Алексеевич? Он поступил нестандартно: взял маленькую я и из неё сделал большую Я (с другими буквами было наоборот). Буква как буква, похожа на R. Но естественным путем она бы не появилась: писать её нужно с правого верхнего угла, сделав большой отступ, и повернув перо неудобным образом. Букву R писать удобно, Я — нет. В латинице много букв, у которых дополнительные штрихи крепятся к основному справа: B, D, E, F, K, L, P, R и нет букв, направленных влево, кроме, пожалуй, J.
Представим, как может выглядеть «правильная» заглавная Я. Очевидный кандидат — уставная Ѧ и ее поздние варианты. Вспомним, что прописные буквы могут расширяться книзу или кверху, не имея строго вертикальных границ: A, L, T, V. Наша Ѧ из того же ряда. Она чуть сложнее, но если с ней поработать, можно добиться приемлемой формы. Причем возможны (и необходимы) варианты, напоминающие гражданскую Я, на зря же генетически это одна и та же буква.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Ещё один аргумент в её пользу. В любой письменности есть буквы, которые составляют графические рифмы, то есть схожи по форме. Например, это EF, PR, OCG, VW, KR. В кириллице это были треугольные АДЛѦ, которые в гражданском шрифте потеряли рифму. А осталась почти как есть, ДЛ прямоугольные. Буквы АѦ составят хорошую пару.
В качестве строчной подойдет обычная я, лучше с выносным элементом, которых сейчас так не хватает.
Варианты букв расположены последовательно, по мере ускорения и упрощения написания.
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.
#скоропись #графемы
Названия некоторых частей буквы
Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.
Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).
Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).
Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).
Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.
Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.
Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.
Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.
#терминология
Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.
Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).
Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).
Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).
Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.
Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.
Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.
Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.
#терминология
Telegram
Русские буквы
1 → 1а
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.
3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.
4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
1. Заглавная или начальная буква может находиться на «оси» строки.
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).
Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Telegram
Русские буквы
Когда просматриваешь старые русские рукописи, не всегда понятно, как относиться к некоторым явлениям. Скажем, положение прописных букв на строке. Привычное и необсуждаемое правило — «прописные стоят на одной линии (так наз. базовой линии) со строчными» —…
Итог. Буква Б имеет две части: повёрнутую вправо крышку и снизу замкнутый контур. Формы крышки и замкнутого контура могут быть разными, как и способы их соединения между собой. Если крышка повёрнута влево, получится буква Ъ.
Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Telegram
Русские буквы
Некоторое время назад я словно блуждал со свечой по тёмным комнатам в поисках чего-то важного. Сейчас стало понятно, что искать больше нечего, поставил свечу на стол и принялся за дело. Я решил написать книгу.
Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.
Взгляните:
Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.
Взгляните:
Это «Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV–XVIII столетий» Беляева, 1907. Классический учебник палеографии. Графемы повторяются, многих не хватает, не ясно как они связаны между собой, изображены очень небрежно (хотел пошутить про дрожащую старческую руку, оказалось что на момент выхода книги Беляеву не было и пятидесяти). Иллюстрации такого же уровня — у Карского, Срезневского, Щепкина и других. Это позор для отечественной науки.
Эти учебники предназначены для палеографов, а для дизайнеров (творцов, а не архивных работников) вообще ничего нет. Это единственные «систематизированные» знания о русской письменности. Дизайнеру такая информация ничем не поможет, скорее создаст впечатление убогости и отсталости кириллицы. Увиденное не хочется воспроизводить и развивать.
Эти учебники предназначены для палеографов, а для дизайнеров (творцов, а не архивных работников) вообще ничего нет. Это единственные «систематизированные» знания о русской письменности. Дизайнеру такая информация ничем не поможет, скорее создаст впечатление убогости и отсталости кириллицы. Увиденное не хочется воспроизводить и развивать.