Первая часть не об уставе, полууставе и т. д., как вы могли подумать. Здесь я опишу три типа («яруса») русского письма — мачтовые, начальные и строчные, которые, в свою очередь, делятся ещё на несколько подтипов. Очень наглядная схема, по которой видно, что устав, вязь, скоропись — это частные случаи, которые не охватывают всю письменность.
Вторая и третья части дополняют друг друга, с разных сторон объясняют одно и то же.
Я долгое время не знал, как взяться за буквы. Я уже давно обещал рассказать о всех буквах алфавита, но дело двигалось медленно. Наконец, я нашел единый подход. Для первого этапа понадобилась специальная картотека. Есть карточки двух видов — для букв и для элементов букв. Просматриваю рукопись, нахожу новую графему, и заношу её одновременно на карточку соответствующей буквы и на карточки тех элементов, из которых она состоит. Сложность заключается в разграничении графем: нужно понять что это ещё один вариант написания, состоящий из других элементов. Иногда приходится переопределять составляющие графем, генетически близкие элементы объединяются в группы, постепенно формулируются правила их различения.
Чем дальше, тем меньше новых графем, тем меньше уточнений.
Я долгое время не знал, как взяться за буквы. Я уже давно обещал рассказать о всех буквах алфавита, но дело двигалось медленно. Наконец, я нашел единый подход. Для первого этапа понадобилась специальная картотека. Есть карточки двух видов — для букв и для элементов букв. Просматриваю рукопись, нахожу новую графему, и заношу её одновременно на карточку соответствующей буквы и на карточки тех элементов, из которых она состоит. Сложность заключается в разграничении графем: нужно понять что это ещё один вариант написания, состоящий из других элементов. Иногда приходится переопределять составляющие графем, генетически близкие элементы объединяются в группы, постепенно формулируются правила их различения.
Чем дальше, тем меньше новых графем, тем меньше уточнений.
На втором этапе разрозненные графемы объединяются в одну понятную схему, которая переносится в иллюстратор. Вот относительно простая буква Г:
Это даже не черновик, скорее поиск формы иллюстрации. Картинка должна быть максимально информативна: а) показана строка и положение букв на ней; б) видны эволюционные и другие связи между буквами — близостью, стрелками или другими способами; в) написаны названия отдельных штрихов, можно перейти к соответствующей главе 3-й части и узнать, в каких буквах они встречаются и как пишутся; г) тут же можно давать пояснения, например в какое время появилось написание; д) в сложных случаях не помешает показать направление движения пера, изменение угла его наклона.
Один и тот же элемент, например скорый штрих или зубец, изображается один раз и потом подставляется везде, где он есть.
Один и тот же элемент, например скорый штрих или зубец, изображается один раз и потом подставляется везде, где он есть.
Канал «Русские буквы» занесли в некий СПИСОК.
http://telegra.ph/Pravye-kanaly-Telegrama-05-29
http://telegra.ph/Pravye-kanaly-Telegrama-05-29
Telegraph
Правые каналы Телеграма
Список создаётся (и постоянно пополняется) в виду необходимости каталогизации правой мысли на просторах русского сегмента Телеграма. Вирусный эффект здесь затруднён, а поиск чего-то нового ограничивается уже известными каналами.
О составляющих письменно-шрифтовой системы.
Их четыре, плюс одно важное дополнение. Знание этих составляющих помогает каллиграфу или шрифтовику изучить любую письменность (примерно как изучая язык, нужно осваивать лексику, грамматику и т. д.), и даже реформировать существующую или создать новую.
Их четыре, плюс одно важное дополнение. Знание этих составляющих помогает каллиграфу или шрифтовику изучить любую письменность (примерно как изучая язык, нужно осваивать лексику, грамматику и т. д.), и даже реформировать существующую или создать новую.
1. Знаки. Сюда входят буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. Каждый знак означает звук, целое понятие или что-то ещё, в данном случае это не важно. Не важно также, какие знаки включены в алфавит: алфавит — это формальность; имеет значение, что используется на практике.
Откуда они берутся: в них есть насущная потребность. Буквы нужны для обозначения конкретных звуков языка, другие знаки — для обозначения самых важных понятий, например чисел. Знаки препинания выполняют вспомогательные функции — показывают логические и грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску и т. д.
Для примера: традиционная старославянская азбука https://ru.wikipedia.org/wiki/Старославянская_азбука, там же про числовое значение букв, знаки препинания и диакритику.
Откуда они берутся: в них есть насущная потребность. Буквы нужны для обозначения конкретных звуков языка, другие знаки — для обозначения самых важных понятий, например чисел. Знаки препинания выполняют вспомогательные функции — показывают логические и грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску и т. д.
Для примера: традиционная старославянская азбука https://ru.wikipedia.org/wiki/Старославянская_азбука, там же про числовое значение букв, знаки препинания и диакритику.
2. Графемы (начерки, начертания) — графические «скелеты» знаков, способы их написания или построения. Каждому знаку сопоставляется одна или несколько графем.
Прописные и строчные буквы имеют разные графемы: Aa, Bb, Cc (размер и положение на строке тоже можно отнести к различиям графем). Далее, в любой развитой письменно-шрифтовой системе существует несколько подсистем, в которых набор графем частично отличается. В латинице это антиква, курсив, гротеск, рукописные почерки (внешне разнообразные, но единые в отношении графем). Гражданская кириллица полностью копирует эти системы.
Есть ещё диакритические знаки — маленькие графические дополнения, которые модифицируют графемы для изображения тех знаков, которым не досталось уникальных графем.
Почему используют те или иные графемы: традиция + способ их воспроизводства. Буквы пишут так, как это «принято», однако они могут меняться под влиянием инструмента и материала письма: упрощаться, деформироваться, связываться между собой, становиться более округлыми или угловатыми.
Прописные и строчные буквы имеют разные графемы: Aa, Bb, Cc (размер и положение на строке тоже можно отнести к различиям графем). Далее, в любой развитой письменно-шрифтовой системе существует несколько подсистем, в которых набор графем частично отличается. В латинице это антиква, курсив, гротеск, рукописные почерки (внешне разнообразные, но единые в отношении графем). Гражданская кириллица полностью копирует эти системы.
Есть ещё диакритические знаки — маленькие графические дополнения, которые модифицируют графемы для изображения тех знаков, которым не досталось уникальных графем.
Почему используют те или иные графемы: традиция + способ их воспроизводства. Буквы пишут так, как это «принято», однако они могут меняться под влиянием инструмента и материала письма: упрощаться, деформироваться, связываться между собой, становиться более округлыми или угловатыми.
3. Элементы графем — отдельные штрихи, из которых состоят графемы. Каждая графема имеет свою «формулу», уникальный состав элементов.
Некоторые элементы встречаются только один раз, например ушко в букве g, но большинство присутствуют в нескольких графемах, сравните OQ, hnm, hl, bp.
Одни и те же элементы в разных буквах не всегда пишутся строго одинаково. Различия обусловлены влиянием соседних штрихов, способом соединения с ними, шириной знака. А регулярное соединение двух элементов можно принять за один, например, это нижняя часть БЬЪ.
Для примера — основные графемы начальной буквы Г и их состав. Шесть графем по две или три составляющих, первая Г — обычное прямое начертание, несколько других — из витых шрифтов (своеобразный русский «курсив»).
Некоторые элементы встречаются только один раз, например ушко в букве g, но большинство присутствуют в нескольких графемах, сравните OQ, hnm, hl, bp.
Одни и те же элементы в разных буквах не всегда пишутся строго одинаково. Различия обусловлены влиянием соседних штрихов, способом соединения с ними, шириной знака. А регулярное соединение двух элементов можно принять за один, например, это нижняя часть БЬЪ.
Для примера — основные графемы начальной буквы Г и их состав. Шесть графем по две или три составляющих, первая Г — обычное прямое начертание, несколько других — из витых шрифтов (своеобразный русский «курсив»).
4. Параметры шрифта — конкретные характеристики его элементов: толщина штрихов, контраст, форма засечек, наклон овалов, форма завитков, ширина букв и многие другие. Поскольку параметров очень много, то шрифты можно создавать почти бесконечно. Шрифтовой дизайнер, создавая шрифт, работает именно с его параметрами, выбор по остальным пунктам (какие знаки делать и какие графемы использовать) обычно второстепенный.
Пример с теми же буквами Г, 1-я, 4-я и 6-я графемы с предыдущей картинки.
Пример с теми же буквами Г, 1-я, 4-я и 6-я графемы с предыдущей картинки.
Дальше будет про естественный или искусственно инициированный процесс, который делает сложившуюся шрифтовую систему удобной и красивой, а новосозданную — жизнеспособной.
Так вот. Допустим, вы создали очень необычный шрифт или даже письменность для языка, у которого не было письменности. Сами по себе буквы могут быть красивыми и продуманными. Но это не гарантирует, что текст, написанный ими, тоже будет красивым. Нужно, чтобы буквы «сработались».
Если написать по-русски, поменяв раскладку на английскую, текст будет выглядеть так: Tckb yfgbcfnm gj-heccrb? gjvtyzd hfcrkflre yf fyukbqcre.? ntrcn ,eltn dsukzltnm nfr. Текст из случайно расположенных букв (а между раскладками нет прямого фонетического соответствия) выглядит безобразно. Латиница «сломалась». То же получится и с кириллицей: Кгыышфт еуче цшер Утпдшыр лунищфквб щр пщв. Ш и ы зачастили, одни сплошные вертикали.
Если написать по-русски, поменяв раскладку на английскую, текст будет выглядеть так: Tckb yfgbcfnm gj-heccrb? gjvtyzd hfcrkflre yf fyukbqcre.? ntrcn ,eltn dsukzltnm nfr. Текст из случайно расположенных букв (а между раскладками нет прямого фонетического соответствия) выглядит безобразно. Латиница «сломалась». То же получится и с кириллицей: Кгыышфт еуче цшер Утпдшыр лунищфквб щр пщв. Ш и ы зачастили, одни сплошные вертикали.
Важно, какая буква какой графемой изображена. Упрощая, можно выделить два правила:
1. Частотность букв на письме. Чем чаще буква встречается, тем проще она должна быть.
Статистику частотности букв на основе Национального корпуса русского языка можно узнать тут: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_letters или в более удобном виде в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Частотность
В кириллице самая частая буква о (каждая десятая), а самые редкие — ж, ш, ю, ц, щ, э, ф, ъ. Трудные и неприятные буквы используются реже всего (одна из 100, из 400), не чудо ли.
1. Частотность букв на письме. Чем чаще буква встречается, тем проще она должна быть.
Статистику частотности букв на основе Национального корпуса русского языка можно узнать тут: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_letters или в более удобном виде в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Частотность
В кириллице самая частая буква о (каждая десятая), а самые редкие — ж, ш, ю, ц, щ, э, ф, ъ. Трудные и неприятные буквы используются реже всего (одна из 100, из 400), не чудо ли.