Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Это даже не черновик, скорее поиск формы иллюстрации. Картинка должна быть максимально информативна: а) показана строка и положение букв на ней; б) видны эволюционные и другие связи между буквами — близостью, стрелками или другими способами; в) написаны названия отдельных штрихов, можно перейти к соответствующей главе 3-й части и узнать, в каких буквах они встречаются и как пишутся; г) тут же можно давать пояснения, например в какое время появилось написание; д) в сложных случаях не помешает показать направление движения пера, изменение угла его наклона.

Один и тот же элемент, например скорый штрих или зубец, изображается один раз и потом подставляется везде, где он есть.
Здесь всё и происходит
Пётр Аркадьевич передаёт привет остальным каналам из списка и их читателям
О составляющих письменно-шрифтовой системы.

Их четыре, плюс одно важное дополнение. Знание этих составляющих помогает каллиграфу или шрифтовику изучить любую письменность (примерно как изучая язык, нужно осваивать лексику, грамматику и т. д.), и даже реформировать существующую или создать новую.
1. Знаки. Сюда входят буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. Каждый знак означает звук, целое понятие или что-то ещё, в данном случае это не важно. Не важно также, какие знаки включены в алфавит: алфавит — это формальность; имеет значение, что используется на практике.

Откуда они берутся: в них есть насущная потребность. Буквы нужны для обозначения конкретных звуков языка, другие знаки — для обозначения самых важных понятий, например чисел. Знаки препинания выполняют вспомогательные функции — показывают логические и грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску и т. д.

Для примера: традиционная старославянская азбука https://ru.wikipedia.org/wiki/Старославянская_азбука, там же про числовое значение букв, знаки препинания и диакритику.
2. Графемы (начерки, начертания) — графические «скелеты» знаков, способы их написания или построения. Каждому знаку сопоставляется одна или несколько графем.

Прописные и строчные буквы имеют разные графемы: Aa, Bb, Cc (размер и положение на строке тоже можно отнести к различиям графем). Далее, в любой развитой письменно-шрифтовой системе существует несколько подсистем, в которых набор графем частично отличается. В латинице это антиква, курсив, гротеск, рукописные почерки (внешне разнообразные, но единые в отношении графем). Гражданская кириллица полностью копирует эти системы.
Есть ещё диакритические знаки — маленькие графические дополнения, которые модифицируют графемы для изображения тех знаков, которым не досталось уникальных графем.

Почему используют те или иные графемы: традиция + способ их воспроизводства. Буквы пишут так, как это «принято», однако они могут меняться под влиянием инструмента и материала письма: упрощаться, деформироваться, связываться между собой, становиться более округлыми или угловатыми.
3. Элементы графем — отдельные штрихи, из которых состоят графемы. Каждая графема имеет свою «формулу», уникальный состав элементов.
Некоторые элементы встречаются только один раз, например ушко в букве g, но большинство присутствуют в нескольких графемах, сравните OQ, hnm, hl, bp.
Одни и те же элементы в разных буквах не всегда пишутся строго одинаково. Различия обусловлены влиянием соседних штрихов, способом соединения с ними, шириной знака. А регулярное соединение двух элементов можно принять за один, например, это нижняя часть БЬЪ.

Для примера — основные графемы начальной буквы Г и их состав. Шесть графем по две или три составляющих, первая Г — обычное прямое начертание, несколько других — из витых шрифтов (своеобразный русский «курсив»).
Графемы начальной буквы Г (в 4 варианте должно быть «витой штрих + зубец», уже поздно менять картинку)
4. Параметры шрифта — конкретные характеристики его элементов: толщина штрихов, контраст, форма засечек, наклон овалов, форма завитков, ширина букв и многие другие. Поскольку параметров очень много, то шрифты можно создавать почти бесконечно. Шрифтовой дизайнер, создавая шрифт, работает именно с его параметрами, выбор по остальным пунктам (какие знаки делать и какие графемы использовать) обычно второстепенный.

Пример с теми же буквами Г, 1-я, 4-я и 6-я графемы с предыдущей картинки.
Дальше будет про естественный или искусственно инициированный процесс, который делает сложившуюся шрифтовую систему удобной и красивой, а новосозданную — жизнеспособной.
Так вот. Допустим, вы создали очень необычный шрифт или даже письменность для языка, у которого не было письменности. Сами по себе буквы могут быть красивыми и продуманными. Но это не гарантирует, что текст, написанный ими, тоже будет красивым. Нужно, чтобы буквы «сработались».

Если написать по-русски, поменяв раскладку на английскую, текст будет выглядеть так: Tckb yfgbcfnm gj-heccrb? gjvtyzd hfcrkflre yf fyukbqcre.? ntrcn ,eltn dsukzltnm nfr. Текст из случайно расположенных букв (а между раскладками нет прямого фонетического соответствия) выглядит безобразно. Латиница «сломалась». То же получится и с кириллицей: Кгыышфт еуче цшер Утпдшыр лунищфквб щр пщв. Ш и ы зачастили, одни сплошные вертикали.
Важно, какая буква какой графемой изображена. Упрощая, можно выделить два правила:

1. Частотность букв на письме. Чем чаще буква встречается, тем проще она должна быть.
Статистику частотности букв на основе Национального корпуса русского языка можно узнать тут: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_letters или в более удобном виде в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Частотность

В кириллице самая частая буква о (каждая десятая), а самые редкие — ж, ш, ю, ц, щ, э, ф, ъ. Трудные и неприятные буквы используются реже всего (одна из 100, из 400), не чудо ли.
2. Соседство букв. Рядом должны стоять непохожие буквы, создавая чередование форм: округлых и прямых, с выносами и без. Слова состоят из слогов, то есть преимущественно из чередования согласных и гласных букв. Значит, гласные должны отличаться от согласных и могут быть схожи между собой — например, иметь округлую форму без выносных элементов.

Частотность двухбуквенных сочетаний для русского языка: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_2letters&noscript=
Для наглядности я переделал последний список в табличку. Белые ячейки — самые частые сочетания, чёрные — неиспользуемые (нехарактерные для русского языка).
Исторически отбор форм происходит сам собой, непосредственно во время письма. Буквы подстраиваются друг под друга, не теряя индивидуальности, а новые формы закрепляются лишь в том случае, если они отличаются от других букв, особенно от соседних.

Зная правила, мы можем искусственно повторить такой отбор. Это похоже на решение системы уравнений. Цепочка рассуждений может быть такой: находим самые частые буквы — задаём им простейшие формы — подбираем им контрастные пары — для новых букв подбираем следующие пары, постепенно заполняя алфавит.